Научная статья на тему 'Инновационная стратегия вуза в повышении качества образования'

Инновационная стратегия вуза в повышении качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахолков Николай Александрович, Шепелева Юлия Владимировна

Инновационная деятельность в сфере высшего образования вызвана потребностью развивающейся экономики в использовании образовательного и научно-технического потенциала вузов в решении социально-экономических проблем страны и регионов, а также необходимостью самих учебных заведений в формировании инновационной образовательной структуры и обеспечения их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В свою очередь конкурентоспособность вуза в регионе во многом определяется стратегией его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия вуза в повышении качества образования»

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

Инновационная стратегия вуза

в повышении качества образования

Н. А. Пахолков,

д. э. н., профессор, проректор по учебной работе, зав. кафедрой менеджмента

Ю. В. Шепелева,

аспирантка каф. менеджмента

Вологодский государственный технический университет

Инновационная деятельность в сфере высшего образования вызвана потребностью развивающейся экономики в использовании образовательного и научно-технического потенциала вузов в решении социально-экономических проблем страны и регионов, а также необходимостью самих учебных заведений в формировании инновационной образовательной структуры и обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В свою очередь конкурентоспособность вуза в регионе во многом определяется стратегией его развития.

Образование является важным элементом развития национальной инновационной системы и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. В этой связи характер, скорость и эффективность инновационных процессов в экономике зависит от формирования и развития инновационной деятельности в сфере образования. Поэтому в соответствии с концепцией научно-технической и инновационной политики высшие учебные заведения должны развивать инновационную деятельность, обеспечивать коммерциализацию научных исследований и разработок, осуществлять передачу в реальный сектор экономики инновационных технологий.

Развитие инновационной деятельности в вузе способствует:

★ совершенствованию учебного процесса, повышению качества образования путем внедрения в него результатов инновационной деятельности, укреплению материально-технической базы, применению современных технологий обучения, созданию новых учебников и учебных пособий;

★ совершенствованию механизмов исследования рынка образовательных услуг, подготовки и переподготовки кадров, информационного обеспечения;

★ процессу интеграции с работодателями на основе формирования учебно-научно-инновационных комплексов;

★ привлечению внебюджетных источников финансирования;

Innovative activity in sphere of higher education is caused by need of a developing economy for use of educational and scientific and technical potential of high schools for the decision of social and economic problems ofthe country and regions, and also necessity of educational institutions for formation of innovative educational structure and maintenance of its competitiveness in the market of educational services. In turn competitiveness of high school in region in many respects is defined by strategy of its development.

★ повышению эффективности деятельности и укреплению конкурентоспособности в научно-технической и образовательных сферах на внутреннем и внешнем рынках.

Таким образом, инновационную систему образования можно представить как совокупность инноваций в сфере новых технологий (технологических инноваций), методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций), управленческих инноваций, включая экономические механизмы (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации). Под влиянием инновационных процессов происходит формирование университета инновационного, предпринимательского типа, имеющего обновленную организационную структуру и материально-техническую базу, способного обеспечивать качество подготовки специалистов, научных и научнопедагогических кадров на уровне мировых требований, ориентироваться на запросы региональной экономики и способствовать ее развитию.

Весомую роль в осуществлении инновационных процессов в сфере образования играют инвестиции, являющиеся жизненно важным условием его развития. Основным из источников финансирования государственных вузов является федеральный бюджет. Законом «Об образовании» установлено, что доля расходов на финансирование вузов не может составлять менее 3% [1]. К примеру, в 2000 и 2001 гг. на образование формально выделялось по 2,60 и 3,74% по

сравнению с заявленной долей финансирования соответственно 3,75 и 4,08% [2].Однако даже заявленная российским государством доля образования в бюджете выглядит достаточно скромно по сравнению с рекомендованной Международной комиссией по образованию — 6% ВВП. Не смотря на стабильную долю ВВП, которую российское государство выделяло на нужды образования, оно как минимум в четыре раза ниже реальной потребности. В этих условиях особую значимость приобретают внебюджетные финансовые источники.

Начиная с 90-х годов XX в. во всех странах наметилась тенденция снижения государственного финансирования высшего образования: в США оно составило около 50%, в странах Западной Европы около 80%, в Великобритании, Португалии и Финляндии — примерно 80%. Сокращение государственного финансирования привело к быстрому старению материально-технической базы высших учебных заведений, а также учебных фондов библиотек, недостатку адекватного научного оборудования и учебно-методических материалов и др. В этих условиях многие страны последовали путем расширения финансирования высших учебных заведений за счет студентов и заинтересованных частных фирм. Одновременно возросла их ответственность за результаты своей деятельности.

В настоящее время в России уделяется большое внимание повышению качества образования, поскольку основные причины его снижения связываются с ростом количества студентов и низкой эффективностью бюджетных расходов. На содержание вузов государство выделяет из бюджета порядка 140 млрд руб. Предполагается повысить федеральные расходы на образование до 40%, но, в свою очередь, и система образования должна быть адекватно восприимчивой к росту инвестиционного капитала [3].

Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. С этой целью предусмотрены следующие мероприятия:

★ создание условий для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия их организационно-правовых форм;

★ создание условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

★ введение новых принципов финансирования образовательных учреждений;

★ обеспечение большей прозрачности для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями:

★ создание условий для повышения качества управления образовательными учреждениями. Инвестиционная привлекательность вуза для потенциальных инвесторов (студентов, аспирантов, работодателей, государства) характеризуется его платежеспособностью и устойчивостью финансового состояния, эффективностью учебной и научной дея-

Таблица 1

Динамика финансовых поступлений университета за 2001-2005 гг, %

11оказатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

1. Всего финансовых поступлений 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе

бюджетное финансирование 42,4 42,8 40,9 41,9 42,1

внебюджетные поступления 57,6 57,2 59,1 58,1 57,9

2. Прибыль 100,0 в 2,8 р. в 4,6 р. в 7,4 р. в 4,3 р.

тельности, повышением спроса на выпускников и образовательные услуги, социальной значимостью на внешнем и внутреннем рынках и др. Кроме того, одним из наиболее значимых факторов, принимаемых во внимание инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности вуза является его конкурентоспособность на региональном рынке образовательных услуг.

Факторами конкурентоспособности вуза являются: месторасположение; площадь образовательного учреждения; престижность выпускных специальностей и их необходимость для региона; возможность трудоустройства выпускников и уровень оплаты их труда; морально-психологический климат в коллективе; имидж вуза в глазах студентов и его выпускников по сравнению с другими учебными заведениями; репутация вуза в среде работодателей; реноме преподавателей, их научные достижения и наличие у них ученых степеней; научный потенциал (научные школы); получаемый уровень знаний; педагогические инновации; материальная база; инфраструктура. Следует отметить, что инновационная деятельность вуза позволяет получить конкурентное преимущество по сравнению с другими образовательными учреждениями.

В условиях бюджетного дефицита основным источником формирования финансовой базы вузов являются внебюджетные источники. Поэтому необходима активизация деятельности руководителей структурных подразделений вуза разных уровней по мобилизации дополнительных источников поступления внебюджетных средств. В этой связи, ВоГТУ постоянно работает над диверсификацией источников финансирования собственной деятельности, придавая особый акцент в консолидированном бюджете внебюджетной составляющей (табл. 1).

В настоящее время внебюджетное финансирование обеспечивается следующими источниками: подготовка специалистов на договорной (платной) основе, дополнительные образовательные услуги с учетом повышения квалификации и переподготовки кадров, научные услуги, региональное финансирование, спонсорская помощь, арендная плата, прочие услуги подразделений университета. Данные табл. 1 свидетельствуют, что в университете за период с 2001 по 2005 гг. сложилась устойчивая тенденция наращивания внебюджетной составляющей в консолидированном бюджете, которая превысила бюджетные поступления на 15-20%. Это позволяет университету постоянно и активно развивать свою материально-

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

Таблица 2

Динамика развития череповецкого филиала ВоГТУ

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

1. Арендуемая площадь, м2 342 642 913 1415 5115

2. Стоимость основных фондов, у. е. 1 6,8 11,5 12,9 70,5

3. Количество специальностей 8 8 10 11 11

4. Количество студентов, чел. 1076 1120 1303 1505 1529

5. Количество учебнонаучной и методической литературы, шт. 980 1630 2220 4618 7720

6. Количество компьютерной техники, экз. 3 3 5 11 25

7. Количество структурных подразделений 2 3 3 4 5

техническую базу. Только за пять лет объем средств на приобретение основных фондов увеличился в целом в 3,0 раза, а за счет внебюджетной составляющей — в 7,7 раза. К примеру, в 2005 г. на развитие (увеличение) библиотечного фонда затрачено из внебюджетных средств в 7,3 раза больше, чем в 2001 г.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. укрепление и обновление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений поставлены в число стратегических направлений развития высшего профессионального образования. Понимая это, ректорат университета прорабатывает две концептуальные составляющие: во-первых, формирование требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса на перспективу в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, во-вторых, разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию и улучшению технического и информационного обеспечения кафедр, факультетов и других структурных подразделений.

К примеру, только на приобретение технологического оборудования (станки, машины, лабораторные средства, оргтехника и т. д.) для кафедр за период с 2001 по 2005 гг. затрачено 69,7 млн руб., из них внебюджетных средств 46,7 (67,0%) млн руб. За этот же период затраты на развитие информационной базы университета из внебюджетной составляющей возросли в 14 раз. Устойчиво и успешно развивается филиал университета в Череповце (табл. 2).

За счет внебюджетной деятельности и полученной в 2005 г. чистой прибыли в объеме 4,7 млн руб. вузу удалось профинансировать не только приобретение оборудования, но и решение социальных задач: поощрение сотрудников к юбилейным датам, выде-

ление материальной помощи, в т. ч. на улучшение жилищных условий, защита диссертаций, санаторнокурортное лечение, приобретение путевок в детские лагеря и т. д.

Университет постоянно работает над совершенствованием издательской деятельности. Так, за период с 2001 по 2005 гг. количество изданных научнометодических разработок возросло в 1,3 раза, в т. ч. учебных пособий с грифом УМО — в 3,3 раза. Редакционно-издательский совет университета в 20052006 уч. году рассмотрел более 270 научных, учебных и методических разработок преподавателей, что на 23% больше, чем в прошлом году. За этот год издано 40 учебных пособий, 10 монографий, 12 авторефератов диссертаций, 8 сборников материалов конференций, 202 методических указания, 20 выпусков газеты «Политехник». Подготовлены к изданию и изданы «Исторический очерк ВоГТУ», литературно-художественный альманах «Алконост» (3-й выпуск). Общий объем изданий составил более 980 уч.-изд. листов, а общий тираж более 25000 экз., издано 9 учебных пособий с грифом УМО.

Таким образом, предоставление платных образовательных услуг находятся на первом месте по приносимым доходам (83,2%), при этом на платной основе учатся 51,8% от общего числа студентов. В перспективе развития университета — оказание образовательных услуг по дистанционной форме обучения. Университет ведет подготовку специалистов в соответствии с государственным заказом и потребностями отраслевой экономики Вологодской области и Северо-Западного федерального округа. С этой целью налажена тесная связь с правительством области, администрациями 26 муниципальных образований, предприятиями и организациями разных форм собственности и хозяйствования. О динамике приема выпускников общеобразовательных школ, профессиональных училищ, лицеев и колледжей на бюджетную и договорную формы обучения свидетельствуют данные рис. 1 и 2.

При стабильном наборе на дневную и заочную формы обучения количество студентов, обучающихся на договорной (платной) основе имеет тенденцию нарастания, что свидетельствует о престижности университета в вологодском регионе и востребованности его специалистов. При среднем конкурсе поступающих за последние три года 3,2 человека на место, на отдельные специальности (архитектура, дизайн архитектурной среды, менеджмент организации, городской кадастр и др.) конкурс составляет от 7 до 12 человек. При чем в этот период наметилось устойчи-

Рис. 1. Прием абитуриентов в ВоГТУ на бюджетную форму обучения по годам

Рис. 2. Прием абитуриентов в ВоГТУ на договорную (платную) форму обучения

Рис. 3. Подготовка специалистов по дневной и заочной формам обучения

вое возрастание конкурса на инженерно-технические специальности. В целом о динамике подготовки специалистов свидетельствуют данные рис. 3. Спектр и уровни образовательных программ, их динамика, методическая и информационная база постоянно обновляются, о чем свидетельствуют ежемесячные решения, принимаемые на ученом совете университета.

ВоГТУ активно включился в процесс реализации идей Болонского процесса в России, а именно: развития высшего профессионального образования, основанного на двух уровнях — бакалавриате и магистратуре; повышения качества образования и разработки методологии и критериев оценки качества образования; введения общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement). Информация о деятельности вуза регулярно публикуется в средствах массовой информации: областных газетах «Красный Север», «Русский Север», рекламных изданиях, тематических сборниках, показывается по вологодскому телевидению, имеется на сайте университета. Доступ к ин-

формации работодателям свободный и достаточно обширный.

Уровень комфортности условий обучения в университете ежегодно возрастает, о чем свидетельствуют ежегодные затраты на проведение ремонтных работ. На эти цели в 2005 г. было направлено и освоено 18,4 млн руб., в т. ч. из средств бюджета и аренды 56,8%, из средств внебюджета — 41,3%. Завершено строительство и введены в эксплуатацию котельная на 3,2 МВт, стадион, продолжены работы по организации учебно-производственного центра, оборудованию трансформаторной подстанции. Проведен ремонт фасадов трех учебных корпусов, отремонтированы общежития, в большом объеме выполнены ремонтные работы в учебных аудиториях и лабораториях, инженерных сетях.

Результаты учебной и научной деятельности, оценка состояния материально-технической базы, образовательного процесса позволяют сделать вывод о положительной в целом динамике развития университета. Качество подготовки специалистов, качественный состав преподавательских кадров, уровень научных исследований, информационное и материально-техническое обеспечение по основным показателям являются достаточными для ведения образовательной и научной деятельности и соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов.

Литература

1. Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании».

2. М. Е. Баскова. Экономическая эффективность инвестиций в

высшее образование: гендерный аспект. М.: Гелиос, АВР, 2002.

3. В. В. Путин. Тема определяющего значения: вступительное

слово//Высшее образование сегодня, № 7, 2006.

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка на 2007 год (12 номеров) 6000 руб. 00 коп. (Шесть тысяч рублей), в том числе НДС — 545руб. 45 коп.

Название организации ______________________________________________

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________

Должность_________________________

Почтовый адрес (адрес доставки)

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве _____________________экземпляров.

Нами уплачена сумма __________________________________________________________________________________

Платежное поручение №____________ от _____________________ 200 _

Панковские реквизиты редакции:

ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,

к/с 30101810900000000790, БИК 044030790

Дата заполнения талона подписки____________________ Подпись__________________

Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.

Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..

По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ”» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.

Подписной индекс: 38498.

«ИННОВАЦИИ»

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.