Финансы образования
оценка современной структуры
источников финансового обеспечения высшего образования
а.м. захармчева,
кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский университет экономики и финансов
Современная структура источников финансирования высшего образования должна обеспечивать функционирование и развитие вузов как центров подготовки специалистов и проведения научных исследований, реализацию конституционных гарантий граждан на получение бесплатного для них высшего образования, доступность качественного образования для талантливой, способной молодежи, выходцев из семей с низким уровнем доходов, стимулировать вузы к повышению качества образования, эффективности использования ресурсов [2, с. 7 — 15]. Сложность системы высшего образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или нескольких финансовых инструментов, обусловливают необходимость множественности инструментов финансирования сферы высшего образования, применяемых в единой системе.
В настоящее время основным источником финансирования системы высшего образования являются бюджетные средства, которые представляют собой важнейший рычаг воздействия государства как на всю систему, так и на отдельные образовательные учреждения. При этом от решения проблем организации финансирования вузов во многом зависит эффективность всей системы высшего образования в РФ и возможность ее непрерывного развития.
Финансирование государственного сектора системы образования в российской Федерации осуществляется на основе действующего законодательства — Бюджетного кодекса РФ, законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», «О федеральном бюджете» на соответствующий год. К основным направлениям финансирования отнесены: основная деятельность (текущее финансирование); инвестиции в развитие материально-технической базы; программы в области образования, утвержденные Правительством Российской Федерации (например, Федеральная программа развития образования).
Бюджетное финансирование системы образования, реализуемое по соответствующей схеме, основано на прогнозах потребности в бюджетных средствах и размеров расходной части бюджета для финансирования образовательных учреждений. Процесс формирования сводных расчетов к проекту бюджетов разделяется на ряд последовательных этапов: формирование бюджетной заявки на будущий период; распределение средств по образовательным учреждениям на основе соответствующих показателей; утверждение объемов финансирования.
Анализ расходов на социальную сферу (по данным аналитического вестника Совета Федерации ФС РФ [5]) свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008 — 2010 гг. Объем и структура финансирования социальной сферы за счет федерального бюджета представлены в табл. 1.
Незначительные темпы роста расходов на социальную сферу в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий на территориальный уровень. Министр образования и науки А. Фурсенко в своем докладе на коллегии Министерства образования и науки
У а
£ £
=
г
ч ш а
■а =
-а
Я
а а
о и
я =
св £
ю
о =
-а
А
ш
э
-е?! X и св СЬ
2010 г. к 2007 г. реальный рост 109,7 100,5 108,9 81,5 162,3 118,2 - -
номинальный рост сл 122,7 3 3 001 198,3 144.3 - -
2010 г. % к расходам ФБ 6'0 ,2 4, ,4 3, оо о 3 5, 14,6 22 авг -
* С * 3 ГЦ 0, ,8 0, ,6 0, ,2 0, б'О ,7 2, 4, 2
% к предыд. году1 84,3 101,7 110,3 90,5 111 5 0 - -
млрд руб. 71 341,1 274,6 67,5 427,5 1 184,7 1 840,8 874,8
2009 г. % к расходам ФБ 1,1 ,2 4, 3, б'О ,9 4, 14,2 20 мар -
* С ^ со ГЦ 0, ,8 0, ,6 0, ,2 0, ,9 0, ,7 2, ,8 3, 3 2,
% к предыд. году1 131,2 95,6 100,5 5 9 7 124,3 105,8 - -
млрд руб. 79,2 315,5 234,2 70,2 362,4 1 061.5 1 516 905,1
2008 г. % к расходам ФБ б'О ,7 4, ,3 3, 3 ,2 4, 14,4 20,6 -
* С ^ со ,2 0, б'О ,6 0, сч о ,8 0, ,7 2, ,9 3, ,6 2,
% к предыд. году1 001 103,3 98,3 113,4 117,7 106,4 - -
млрд руб. 56,5 9 0 3 218,3 82,7 3 7 2 9 395 1 353 919,2
2007 г. (закон) % к расходам ФБ 1 5, ,8 3, 2 ,9 3, 5 - -
* С * 3 ,2 0, б'О ,7 0, ,2 0, ,7 0, И ,5 3, ,6 2,
млрд руб. 3 5 277,9 206,4 67,8 215,6 820,7 1 066 4 8 7
Наименование 1 Образование Здравоохранение, ф/ки спорт Культура Социальная политика Итого Трансферты внебюджетным фондам Межбюджетные трансферты
^ РФ отметил [3], что консолидированный
£ бюджет на образование в 2006 г. составил
3 более 1 трлн руб., причем из них 816 млрд
| ^ руб. приходится на бюджеты субъектов РФ
Ц § и муниципальных образований. В докладе
Ц и: и. о. заместителя Директора Департамента
§ Ц прогнозирования и бюджетного плани-
5 й
о
Л д
5 «
ч й
и 3
¡2 Я
^ £
о Й
рования Б. Шкатова было отмечено, что
выполнение бюджетного финансирования
« в 2006 г. составило 98,2 %, в том числе по
£ (3 образованию — 97,4 %, по науке — 99,9 %,
о « по инвестициям — 100 %, и прочие расходы
| н — 100 %. В 2007 г. расходы федерального
| § бюджета на образование выросли на 38 %
В й (табл. 2). Кроме того, в 2007 г. значительно
^ и увеличена доля расходов на фундаментально о
к § ную науку.
§ ° Г)
я В рамках реализации приоритетного
§ § национального проекта «Образование» в
^ ¡¡3 2007 г. из федерального бюджета выделе-
§ § но 48 891,5 млн руб., что на 67 % больше,
ч у
^ чем в 2006г. «Таким образом, учитывая
софинансирование субъектов Российской Федерации, общий объем финансирования нацпроекта «Образование» должен и р составить более 94 млрд руб., а с учетом Ц неиспользованных остатков бюджетных
£ 2 средств за 2006 г. около 98 млрд руб.» — по-^ § дытожил Б. Шкатов. В 2007 г. на долю тер-| « риториальных бюджетов (ТБ) приходится:
к 1 о «
71,9 % расходов на социальную политику от
р к ^ совокупной величины консолидированно-
>2 го бюджета; более 76 % на здравоохранение
а Э ^ и образование.
^ ю ^ В целом расходы на социальные цели
§ % ^ в территориальных бюджетах в 2007г.
й а ^ составили 9,4 % ВВП, а в консолидиро-
И ЗА
§ & 2 ванном — около 12 % ВВП. Это больше,
Ч Лф чем в 2006 г., однако существенно меньше
3 <§ к (приблизительно на 40 %) минимального
1 У« уровня расходов на социальные нужды,
и рекомендованного Копенгагенской декла-
я © рацией о социальном развитии (1995 г.), в
ёт соответствии с которой уровень расходов
£ й на социальные нужды должен составлять
не менее 20 % ВВП.
н 3 к Кд
§ Рассмотрим данные экспертного за-
§ « ключения на проект Федерального бюджета
"кй к ор на 2007 г. и прогноз социально-экономи-
§ о » | й ческого развития Российской Федерации
О й ^ ^ н
«й з | е от Института экономики РАН, Центра
^ к § к
о. ^ | финансово-банковских исследований [6].
С * •<
Таблица 2
Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в 2004 — 2007 гг.
Расходы федерального бюджета 2004 2005 2006 2007
Раздел "Образование" (млрд руб.) 119,3 160,5 201,59 278,47
в% кВВП 0,70 0,8 0,83 0,89
в % к расходной части федерального бюджета 4,4 4,5 4,72 5,1
На науку гражданского назначения (млрд руб.) 47,4 76,9 72,4 100,0
в% кВВП 0,28 0,36 0,27 0,32
в % к расходной части федерального бюджета 1,7 1,6 1,6 1,8
*Источник: Сайт Министерства образования и науки: http://www. mon. gov. ru/news/press/3307/.
Динамика бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в России (на примере образования и здравоохранения) свидетельствует о том, что за последние 10 лет не произошло существенного увеличения расходов на эти цели по отношению к ВВП.
На финансирование образования в 2007 г. выделялись средства со значительным превышением по отношению к 2006 г. Расходы на образование в 2007 г. были запланированы в размере 278,47 млрд руб., что более чем на 38 % превосходит сумму, утвержденную в 2006 г.
Планировалось увеличить расходы на дошкольное образование на 26,8 %, на начальное профессиональное образование — на 28,7 %, на среднее профессиональное образование — на 18,4 %, на высшее профессиональное образование — на 38,6 %. При этом сокращены по отношению к
2006 г. на 2,7 % запланированные расходы на общее образование.
наибольший прирост (по данным аналитического вестника Совета Федерации ФС РФ [4] и Российского статистического ежегодника) был запланирован по разделам «Прикладные научные исследования в области образования», «Другие вопросы в области образования» и «Молодежная политика и оздоровление детей» (табл. 3).
Размер стипендий студентов высших образовательных учреждений повышался в 2005 г. и составлял 600 руб. Стипендии учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования были повышены в 2006 г. со 140 руб. до 210 руб. В федеральном бюджете на 2007 г. предусмотрены ассигнования в сумме 4,18 млрд руб на увеличение стипендиального обеспечения учащихся и студентов в образовательных учреж-
Таблица 3
Структура бюджетных расходов в сфере образования в период 2005 — 2007 гг.
Показатели, утвержден- Показатели, утверж- Проект бюджета Прирост в 2007 г.
Подраздел ные в 2005 г. денные в 2006 г. на 2007 г. по отношению к
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2006 г., %
Образование 07 160 468 317 100 201588660,6 100 278 468 374,9 100 38
Дошкольное образо- 07 01 1 873 704,4 1,17 2099301,5 1,04 2 661 934,8 0,96 26,8
вание
Общее образование 07 02 1 884 696,8 1,17 3 017 644,7 1,50 2 935 056,6 1,05 -2,7
Начальное профессио- 07 03 5 032 027,5 3,14 7 005 481,0 3,48 9 013 150,9 3,24 28,7
нальное образование
Среднее профессио- 07 04 18 381 966,2 11,46 21 491 779,6 10,66 25 452 774,8 9,14 18,4
нальное образование
Переподготовка и 07 05 2 602 846,5 1,62 3 924 685,5 1,95 4 499 229,6 1,62 14,6
повышение квалифи-
кации
Высшее профессио- 07 06 116 951 409,8 72,88 155 091 098,9 76,93 214 945 107,0 77,19 38,6
нальное образование
Молодежная политика 07 07 509 350,0 0,32 592 477,5 0,29 1 099 102,6 0,39 85,5
и оздоровление детей
Прикладные научные 07 08 1 749 682,3 1,09 868 527,2 0,43 2 015 219,7 0,72 132
исследования в области
образования
Другие вопросы в об- 07 08 11 482 633,6 7,16 7 497 664,7 3,72 15 846 798,9 5,69 111,4
ласти образования
Таблица 4
Удельный вес высшего профессионального образования в общей сумме расходов федерального бюджета на образование, %
Подраздел 2007 г. (закон) Проект бюджета
2008 2009 2010
Дошкольное образование 1 1 1,1 1,1
Общее образование 1 1 1,1 4,7
Начальное профессиональное образование 3,4 4,2 4,3 3,7
Среднее профессиональное образование 9,7 10,2 10,8 10,5
Переподготовка и повышение квалификации 1,7 1,5 1,6 1,5
Высшее профессиональное образование 78,1 79 79 76,7
Молодежная политика и оздоровление детей 0,5 0,1 0,1 0,1
Прикладные научные исследования в области образования 0,4 0,4 0,5 0,4
Другие вопросы в области образования 4,2 2,6 1,5 1,3
Итого по разделу 100 100 100 100
дениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, исходя из размера стипендии, повышенного в 1,5 раза с 1 сентября 2007 г.
Для повышения доступности высшего профессионального образования в 2007 г. было выделено 63,6 млн руб. на развитие образовательного кредитования. В целях повышения надбавок за ученую степень кандидата наук и доктора наук до 3 000 руб. и 7 000 руб., соответственно, в проекте федерального бюджета на 2007 г. учтены ассигнования в сумме 12,43 млрд руб. — для научно-педагогических работников федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и в сумме 2,47 млрд руб. — для научных работников научных учреждений. В целях создания условий для обеспечения учебного процесса, соответствующего современным требованиям, на укрепление материально-технической базы федеральных государственных образовательных учреждений предусмотрены дополнительные средства в сумме 4,96 млрд руб.
По данным аналитического вестника Совета Федерации ФС РФ [4] в 2007 г. было продолжено выполнение Федеральной целевой программы «Развития образования на 2006 — 2010 годы», на финансирование которой предусматривалось 8,66 млрд руб., что на 7 % больше, чем в 2006 г. (на финансирование данной ФЦП в 2006 г. выделялось 8,03 млрд руб.). На реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г. было запланировано 48,59 млрд руб. Прирост по отношению к 2006 г. составил почти 66 %. В целях обеспечения функций Минобрнауки России, а также федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, координацию деятельности которых осуществляет
указанное Министерство, в проекте федерального бюджета на 2007 г. были предусмотрены расходы 2 311,8 млн руб., что почти на 20 % ниже 2006 г. На федеральные целевые программы планировалось затратить 25,3 млн руб., что на 27 % больше, чем в 2006 г.
Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование (в % к общему объему расходов по разделу) — более 75 % (табл. 4):
Анализ финансового обеспечения высшего образования за счет средств федерального бюджета на 2007 — 2010 гг. позволяет сделать вывод об увеличении расходов государства на высшее образование (табл. 5).
Таблица 5
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Российской Федерации
в сфере высшего профессионального образования
Показатель 2007 г. (закон) Проект бюджета:
2008 2009 2010
Общий объем, млрд руб. 199,5 224,6 226,3 244,8
Прирост к предыдущему году, млрд руб. - 25,1 1,7 18,5
Прирост к предыдущему году, % - 12,6 0,8 8,2
Рост к уровню 2007 года, % 100 112,6 113,4 122,7
Однако осуществление государственных функций в сфере образования требует большего количества денежных средств, которых, как показывает практика, не хватает. По этой причине в сфере образования сложились значительные диспропорции, нередко являющиеся причиной нарушения государственных гарантий. Мы солидарны с В. А. Гуртовым и С. В. Сиговой [1, с. 49 — 52], что несовершенство системы бюджетного федерализма
обусловило различную душевую обеспеченность студентов (расходы консолидированного бюджета страны на подготовку одного человека) в зависимости от места проживания. При среднем значении душевых расходов на высшее профессиональное образование по РФ — 25 350 руб., в Камчатской области они составляют порядка 45 000 руб., в Брянской области — 15 000 руб. В большей части регионов расходы на одного студента находятся на уровне «ниже среднего». Огромное пространство России, неодинаковый уровень социально-экономического развития регионов, обусловленный значительным количеством объективных и субъективных причин, способствуют установлению различной стоимости оказываемых бюджетных услуг. Реформы в образовании продолжаются, совершенствуется процесс финансирования, но многие проблемы пока остаются неразрешенными.
Таким образом, на основании анализа объемов финансирования высшего образования за счет средств федерального бюджета мы можем сделать вывод об увеличении ассигнований из федерального бюджета на эту сферу. Однако это не свидетельствует об эффективности системы бюджетного финансирования высшего образования, так как анализ проблемы должен охватывать не только количественную, но и качественную характеристики, для того, чтобы определить недостатки существующего механизма бюджетного финансирования, включая его организацию и институциональное оформление.
Анализ проблем финансирования высшего образования требует повышенного внимания к вопросам привлечения внебюджетных средств, развития многоканального финансирования и разработки механизма эффективного использования средств вуза. Необходимо также учитывать и тот факт, что многие вузы находятся на такой стадии развития, когда привлекаемые внебюджетные средства полностью направляются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, уплату коммунальных платежей и т. д.). В таком случае механизм распределения средств достаточно прост и сводится к выстраиванию последовательности приоритетов: выплата заработной платы, текущее содержание, приобретение материалов для обеспечения учебного процесса и т. д. Поступившие средства расходуются полностью, а накопления средств в целях обеспечения материально-технического развития вуза не происходит. В то же время внебюджетные средства вуза являются основным источником финансирования капитального стро-
ительства, приобретения современного оборудования и оргтехники, внедрения передовых технологий обучения в образовательный процесс. Мы считаем, что финансирование данных направлений расходования средств прямым образом влияет на повышение качества подготовки специалистов и конкурентоспособность вуза, рост его потенциала и формирование положительного имиджа. В этой связи целесообразно прежде всего интегрирование денежных средств, установление и закрепление на уровне решения ученого совета вуза основных приоритетов развития, определение источников финансирования и методов контроля за выполнением решений.
Анализ практики привлечения внебюджетных средств показывает, что в основном они состоят из средств от аренды помещений и платной образовательной деятельности. И если арендные отношения достаточно детально регламентированы (Гражданским кодексом РФ), то для штатных образовательных услуг характерно большое разнообразие не только видов организации этой деятельности, но и способов, подходов, методик, нормативного оформления, применяемых в этой сфере. Деятельность образовательных учреждений по оказанию платных образовательных услуг регулируется законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Гражданским кодексом РФ, конституцией РФ, иными нормативными актами, регламентирующими данную деятельность, а также локальными нормативными актами, разрабатываемыми образовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством и его уставом и учитывающими специфику, свойственную конкретному учреждению.
К основным факторам, определяющим направления и эффективность платного образовательного процесса в образовательных учреждениях, относятся: научный потенциал; внутренняя нормативная база и информационные ресурсы; общая политика по отношению к оказанию платных образовательных услуг; наличие лицензий, аккредитации и сертификации; регион расположения; оборудование и помещения; библиотечный фонд; методическая база; имидж и сотрудничество с выпускниками.
Высокий уровень научного потенциала позволяет обеспечивать выполнение договоров (контрактов) по оказанию платных образовательных услуг. Наличие достаточного количества профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность для увеличения приема обучающихся
на платной основе, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектра специальностей и направлений подготовки в рамках платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. Полная отработанная нормативная база образовательного учреждения обеспечивает стимулирование развития различных направлений платной образовательной деятельности, рационализацию финансовых и материальных потоков, сокращение организационного периода этого вида деятельности. С помощью информационных ресурсов создаются условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, решения задач управления платной образовательной деятельностью образовательных учреждений.
Для создания эффективного механизма финансирования высшего образования должны быть сформулированы и регламентированы принципы политики оказания платных образовательных услуг, например: заинтересованность каждого вуза, каждого его подразделения в максимизации объемов платных образовательных услуг и их рациональном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между подразделениями образовательного учреждения, образовательным учреждением и федеральным бюджетом; единство политики по отношению ко всем подразделениям образовательного учреждения. Наличие лицензии, аккредитации, сертификации — необходимое условие для оказания платных образовательных услуг и, кроме того, они устанавливают важнейшие количественные и качественные ограничения.
Мы считаем, что характеристики региона расположения вуза определяют внешние условия его функционирования — это демографическая ситуация, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния и социальная мобильность населения, состояние экономики региона и ее специализация, потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования и конкурирующих образовательных учреждений. Достаточное количество помещений образовательных учреждений и их надлежащее обеспечение создают условия для увеличения платного контингента обучающихся
в соответствии с лицензионными требованиями. Благодаря наличию у образовательных учреждений библиотечного фонда есть возможность для предоставления библиографических услуг и поддержки широкого спектра образовательных услуг.
Методическая база вузов создает возможности для расширения спектра и повышения качества образовательных услуг на платной основе, способствует росту привлекательности учебного заведения. Уровень общественного признания вуза, а также известность его выпускников способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению договоров (контрактов), спонсорских средств и пожертвований. Для определения эффективных направлений внебюджетной деятельности, организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности необходима классификация платных образовательных услуг по источникам доходов по платной образовательной деятельности.
К видам доходов по платным образовательным услугам можно отнести: обучение российских и иностранных студентов; подготовку аспирантов и докторантов; обучение по второй (и последующим) специальности; обучение на подготовительных курсах; тестирование школьников и абитуриентов; консультирование по учебным дисциплинам; обучение на курсах по отдельным дисциплинам; переподготовку и повышение квалификации; углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ; дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы; обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях; прочие образовательные услуги.
Соответственно, виды деятельности по обеспечению платного образовательного процесса можно классифицировать следующим образом: учебная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными подразделениями: кафедрами, мастерскими, лабораториями, организациями, хозяйствами, типографиями; предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники; предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности; другие виды деятельности.
Основные факторы и организационно-экономические условия привлечения внебюджетных средств в систему высшего образования можно подразделить на внешние (не определяемые вузом) и внутренние (зависящие, прежде всего, от
эффективности работы вуза). При этом внешние факторы не только определяют внутренние, но и стимулируют работу вуза по их развитию, прежде всего за счет расширения видов услуг по привлечению внебюджетных средств и видов деятельности по их обеспечению. Ключевым фактором является цена предлагаемых вузом услуг, поэтому одним из механизмов управления привлечением внебюджетных средств является разработка и обоснование этой цены в каждом вузе.
На основании анализа объемов и структуры источников финансового обеспечения высшего образования за счет бюджетных и внебюджетных средств можно сделать вывод, что привлечение дополнительных финансовых средств осуществляется в основном за счет предоставления дополнительных образовательных услуг. В значительной степени необходимость привлечения дополнительных средств в высшее образование обусловлена недостатком бюджетного финансирования, не обеспечивающего в нужном объеме потребности его устойчивого функционирования и развития. Поэтому необходимо исследование мер для увеличения объема бюджетного финансирования в русле реформ через зависимость:
^ повышение качества образовательной услуги ^ повышение результативности использования средств ^ государственный заказ на предоставление образовательной услуги на конкурсной основе с применением методов нормативно-подушевого финансирования ^ увеличение объема выделяемых бюджетных средств. ^
Таким образом, необходимость увеличения объема бюджетного финансирования, привлечения дополнительных финансовых средств и эффективность их использования в вузе являются важными направлениями в формировании современной структуры источников финансирования, нового механизма финансирования высшего образования в условиях рыночных отношений и возрастающей значимости отрасли в развитии страны.
Литература
1. Гуртов В. А, Сигова С. В. О финансировании образования // Финансы. 2006. № 8. С. 49 — 52.
2. Садовничий В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 7 — 15.
3. Сайт Министерства образования и науки РФ. http://www. mon. gov. ru/news/press/3307/.
4. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2007 год//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 18 (306). 2006.
5. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 14 (331). 2007.
6. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2007 год и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Институт экономики РАН, Центр финансово-банковских исследований, М., сентябрь 2006, с. 126.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]