47 (383) - 2009
Бюджетное финансирование
источники финансирования высшего образования в условиях развития инновационной экономики
Одним из основныхусловийразвития инновационной экономики на современном этапе развития общества является кардинальное изменение национальной системы подготовки кадров. В связи с кризисными явлениями, которые происходят в мировой экономике, роль системы высшего образования при переходе экономики на инновационный путь развития приобрела еще большую актуальность. В работе проанализированы различные источники финансирования образовательной деятельности вузов, определены наиболее эффективные системы управления их финансовыми ресурсами. Сделан вывод о том, что в условиях развития инновационной экономики только оптимальное сочетание бюджетного финансирования, привлекаемых внебюджетных средств и софинансирова-ния от работодателей обеспечит эффективное функционирование системы высшего образования.
Ключевые слова: инновационная экономика, источники финансирования, бюджет, внебюджетные средства, управление финансовыми ресурсами.
Влияние образования на развитие инновационной экономики доказано ведущими экономистами, но для воплощения своего современного социально-экономического предназначения система высшего профессионального образования (ВПО) сама должна функционировать в режиме инновационного развития.
Социально-экономические и политические преобразования, прошедшие в России за последнее десятилетие, затронули и ее высшую школу. Функционирование образования происходит в условиях ограниченного государственного бюджетного
О. В. КАЛАШНИКОВА, старший преподаватель кафедры финансов, бюджета и страхования E-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт,
г. Москва
финансирования, внедрения рыночных элементов хозяйствования в деятельность государственных высших учебных заведений и организации негосударственных вузов. Выделяемые вузам средства из федерального бюджета обеспечивают их минимальные потребности, связанные с проведением учебной, методической и научной деятельности, ощущается недостаток средств для совершенствования учебного процесса, обновления материальной и развития научной базы.
В этих условиях вузы вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью для самовыживания, что привело к значительной оторванности высшей школы в вопросе подготовки специалистов от реальных потребностей страны в этих специалистах. С каждым годом увеличивается количество вузов в стране, и численность принятых в них студентов, но в то же время снижается показатель трудоустройства выпускников по полученным ими специальностям.
Вместе с тем привлекаемые внебюджетные средства полностью расходуются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, оплату коммунальных платежей, прочие расходы). Но ведь внебюджетные средства — основной источник финансирования инвестиций и инноваций в образовательной деятельности. В связи с этим перспективы нерационального функционирования вузов вызывают обеспокоенность.
Основным показателем интеллектуальной деятельности в современном мире является ее
инновативность, определяемая как способность субъекта порождать новшество. Наиболее благоприятная среда для проявления и развития такой способности — система высшего профессионального образования.
О необходимости развития инновационной экономики в РФ спорят уже без малого десятилетие, но конкретные шаги были предприняты не так давно.
Российской стороной на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. была сформулирована одна из центральных задач развития нашей страны — переход к «инновационному обществу». В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 также подчеркивалось, что для экономики России огромное значение имеет поиск путей эффективного включения инновационных факторов в экономическое развитие страны и интеллектуализация производимых и экспортируемых услуг.
Не меньшую озабоченность вызывает необходимость развития инноваций в мировой экономической системе. Проблемы вклада вузов в инновационное развитие глобальной экономики обсуждались на встрече министров образования стран-членов и стран-партнеров Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Высшее образование: качество, равенство, эффективность» в июне 2007 г., на которой подчеркивалось, что институты высшего образования, производящие новые знания, вносят значительный вклад в инновационное развитие, однако инновационный потенциал вузов во многих странах ОЭСР используется недостаточно. Постановка этой проблемы в докладе Жиля де Робьена, министра высшего образования и науки Франции: «Вклад высшего образования в исследования и инновации в глобальной экономике знаний» позволила выработать следующие рекомендации:
1) необходимо увеличение финансирования НИОКР в сфере высшего образования, как за счет увеличения государственного финансирования, так и за счет партнерства с бизнесом;
2) необходимо укрепление связи между наукой и промышленностью:
— создание центров совершенства с акцентом на качество исследований;
— использование других инструментов для укрепления связи науки с промышленностью (образование дочерних («spin-off») компаний, участие представителей бизнес-сообщества в органах управления вузами);
— учет растущего влияния не только промышленности, но и сектора услуг на инновационное развитие;
— увеличение спроса на результаты НИОКР в бизнес-секторе;
3) необходимо формирование новых навыков и компетенций для успешной профессиональной деятельности в меняющемся инновационном обществе:
— расширение многообразия образовательных программ и программ профессиональной подготовки;
— повышение привлекательности работы в вузах, что может также способствовать сокращению «утечки мозгов»;
— развитие систем повышения квалификации преподавателей, развитие инновационных педагогических практик, стимулирующих развитие креативного мышления и получение новых знаний;
— учет требований постоянно растущей студенческой и академической мобильности;
4) образовательная политика должна учитывать растущую социальную роль высшего образования, а, следовательно, и инновационный потенциал социально-экономических и гуманитарных наук;
5) ОЭСР может содействовать своим странам-членам:
— расширением эмпирической базы — сбор и интерпретация данных по влиянию и вкладу образования в интеллектуальное развитие общества, укрепление связей между образованием, инновациями и экономическим ростом;
— анализом успешной инновационной политики в динамично развивающихся странах — Китае и Индии, не являющихся членами ОЭСР;
— организацией межстранового диалога для обмена успешным опытом и практиками в сфере инновационной политики.
Кроме того, на встрече отмечалось, что повсеместная интернационализация высшего образования является выгодной как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров образовательных услуг, однако для этого необходимы соблюдение и реализация принципов, обеспечивающих качество трансграничного образования, в том числе:
— обеспечение иностранных учащихся в соответствии с экономическими, социальными и культурными потребностями принимающей страны;
— защита учащихся от низкокачественного образования и низкого уровня квалификаций;
— международная сопоставимость и мобильность квалификаций;
— создание системы обеспечения качества и аккредитации институтов в принимающих странах [4].
Окончательно и бесповоротно о переходе РФ на режим инноваций было объявлено на расширенном заседании Государственного совета 08.02.2008, когда В. В. Путин отметил, что единственно возможной стратегией развития России «является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».
В числе других государственных институтов высшая школа одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разработке новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной наукоемкой продукции. Роль высшей школы состоит, прежде всего, в содействии формированию инновационного пути развития отечественной промышленности, т. е. в активном участии вузов в реализации инновационных проектов в научно-технической сфере.
Учитывая тот факт, что освоение экономических инноваций в сфере образования происходит в условиях рыночных отношений, следует отметить, что распространение образовательных инноваций ведет к значительному расширению рынка образовательных продуктов и услуг, поскольку:
• резко возрастает число потребителей образовательных услуг, спрос на образование;
• существенно увеличивается предложение образовательных продуктов и услуг;
• усиливается конкуренция в сфере образовательных продуктов и услуг.
В связи с этим и современная структура источников финансирования высшего образования должна соответствовать многофункциональному, многоцелевому характеру системы высшего образования.
В течение последних двадцати лет сформировались три модели финансирования высшего образования:
1) модель ориентации на создание свободного рынка в сфере высшего образования;
2) модель формирования общественного рынка в сфере высшего образования;
3) антирыночная модель, ориентированная на блокирование рыночных отношений в сфере высшего образования.
Наше правительство реализует первую модель финансирования. Основной ее целью является стимулирование развития конкурентных начал и постепенная коммерциализация высшего образования. Но российский вариант вхождения высшей школы в рынок проходил в условиях, кардинально отличающихся от западных «тепличных» сценариев.
Это связано, прежде всего, со скоростью вхождения в рынок. Если на Западе осуществлялся постепенный допуск рыночных отношения в сферу образования, то у нас был реализован принцип «шоковой терапии».
Далее, различаются и цели вхождения в рынок. «Национальной особенностью» российского пути в рынок является приоритет самостоятельного поиска недостающих высшей школе средств.
И последний аспект — степень готовности общества к внедрению рыночных отношений в сферу высшего образования (отсутствие в РФ многочисленного среднего класса, способного оплачивать свое образование, и действенных финансовых механизмов обеспечения доступа малоимущих слоев населения к образованию).
Последствия скоростной коммерциализации высшего образования не заставили себя ждать. По коэффициенту интеллектуализации молодежи, согласно квалификации ЮНЕСКО, наша страна переместилась с третьего места в мире в 1953г. на сорок второе! В 1990-х гг. была почти полностью разрушена система высшего образования. Учителя и ученые ушли в торговлю, в бизнес, порвав с преподавательской деятельностью. Сотни тысяч крупнейших специалистов вынуждены были эмигрировать. Одних только ученых в конце 1999-х гг. уехало из России почти 200 тыс. Это привело к деградации образования и науки, деинтелектуализации общества и вырождению интеллектуальной молодежи, что грозило превращением России в отсталую страну [2].
Создавшаяся ситуация подтолкнула Правительство России на серьезные шаги в изменении национальной системы подготовки кадров.
В конце 2008 г. на коллегии Министерства образования и науки России был представлен проект четырехлетней программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 годах» (далее — Программа), которая заменит собой Приоритетный национальный проект «Образование» и Федеральную целевую программу развития образования. Этот национальный проект является самым масштабным в области государственной поддержки образовательных учреждений. Програм-
ма революционная и предполагает много серьезных изменений, которые с успехом реализуются.
1. В подходах к финансированию при подушевом распределение денег вместо принципа «по затратам» (сколько учебное заведение потратило на каждого студента, столько он и «стоит») будет проводиться расчет нормативов «по потребностям» для качественной подготовки студента.
2. Значительная часть образовательных учреждений получит статус автономных, а с этим — свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами.
3. Для организаций и семей, которые тратят деньги на обучение детей, предусмотрены значительные финансовые льготы, но не такие мизерные, как сегодняшние налоговые вычеты.
4. Развитие непрерывного и дополнительного образования, подготовка и переподготовка кадров подразумевают, что каждый россиянин получит возможность повысить свой профессиональный уровень или квалификацию на курсах, тренингах, семинарах, дистанционным способом, в том числе — бесплатно.
5. Появился и узаконен новый уровень обучения — прикладной бакалавриат. «Формально это будет считаться высшим образованием. Однако фактически готовить таких специалистов будут техникумы или колледжи, интегрированные в состав вузов». Тем самым можно будет «избежать потерь времени на получение высшего образования после окончания среднего учебного заведения», а заодно и сделать выбор высшего образования «более осмысленным».
По прогнозам разработчиков Программы, если удастся выполнить все задуманное, то заработок 27 % российских педагогов к 2012 г. будет равен зарплате специалистов в сфере экономики [5].
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в одном из выступлений сказал, что задача государства — создание инновационной экономики, но одних только государственных усилий, особенно сейчас, в условиях мирового финансового кризиса, недостаточно. В России 80 % научных исследований финансируется государством, тогда как в западных странах ситуация противоположная.
Финансовый кризис, охвативший мировую финансовую систему, не обошел стороной и систему высшего профессионального образования. Именно в условиях мирового финансового кризиса чрезвычайно актуальной становится для России проблема финансирования высшего образования, в частности развития многоканального финанси-
рования и разработки механизма эффективного использования средств.
В последние годы в вузах удалось смягчить остроту финансовой, в том числе и инновационной, составляющих путем применения системы экономических реформ. В частности, во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте в настоящее время проводятся работы по комплексному анализу и апробации новых элементов финансового механизма высшей школы и решению важной народнохозяйственной задачи по формированию и использованию финансовых ресурсов высшей школы в условиях развития инновационной экономики.
Под воздействием инновационных образовательных технологий и для успешной реализации национального проекта в России формируются экономические инновации в области образования: предоставление государственным вузам статуса юридического лица, создание сети негосударственных учебных заведений на платной основе.
При изучении содержания инновационной политики в образовательном процессе, возрастающего количества публикаций по данной тематике становится понятной сложность и многогранность данной проблемы [1]. Становится очевидной неэффективность использования одного или нескольких финансовых инструментов и необходимость их применения в единой взаимосвязанной системе.
В настоящее время в России существует многоканальная система финансирования образования, включающая: новые механизмы государственного финансирования образования; привлечение внебюджетных средств; студенческое самофинансирование; новые механизмы финансирования образования предприятиями; налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования.
Несомненно, современная структура источников финансирования высшего образования должна обеспечивать функционирование и развитие вузов как центров подготовки специалистов и проведения научных исследований. Эта структура должна обеспечить: реализацию конституционных гарантий граждан на получение бесплатного высшего образования; доступность качественного образования для талантливой, способной молодежи, выходцев из семей с низким уровнем доходов; стимулировать вузы к повышению качества образования и эффективности использования ресурсов [3].
Бюджетные средства как источник финансирования системы высшего образования представляют собой важнейший рычаг воздействия
государства как на всю систему, так и на отдельные образовательные учреждения. При этом от решения проблем организации финансирования вузов во многом зависят эффективность всей системы высшего образования в РФ и возможность ее непрерывного развития.
Современное состояние образования в России характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Даже в тяжелейшем 1942 г. на нужды образования советская власть выделяла 5,7 % из своего крайне напряженного бюджета, а уже в 1950 г. эти расходы достигли почти 14 %. Но с 1992 по 1999 г. доля финансирования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижалась. После финансового кризиса 1998 г. наметилась тенденция к увеличению доли расходов в федеральном бюджете на образование. В 2004 г. на нужды образования государство выделило 4,4 %, в том числе на ВПО — 2,6 %; в 2005 г. — 4,5 и 3,6 % соответственно; в 2006 г. — 4,7 и 3,9 %; в 2007 г. - 5,1 и 4,6 %.
Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-Ф3 (далее — Закон №238-ФЗ) по разделу «Образование» бюджетные ассигнования на 2007 г. утверждены в объеме 287 080,4 млн руб. Уточненной бюджетной росписью на 2007 г. расходы федерального бюджета по указанному разделу увеличены на 4 144,8 млн руб., или на 1,4 %, и составили 291 225,2 млн руб. [6]. Исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2007 г. осуществляли 55 главных распорядителей средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них — Рособразо-вание (60,3 %), Минобороны России (9,5 %), Росз-драв (4,7 %), на которые приходится 74,5 % объема расходов федерального бюджета, распределенных главными распорядителями бюджетных средств по данному разделу [5].
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по данному разделу составило 294 610,9 млн руб., или 102,6 % бюджетных ассигнований, установленных приложением № 8 к Закону № 238-ФЗ, и 101,2 % показателя уточненной бюджетной росписи.
В 2007 г., согласно статистическим данным, среднемесячная заработная плата в области образования составила 64,9 % от уровня заработной платы в экономике.
Следует отметить, что основное место в структуре расходов занимают ассигнования на высшее профессиональное образование — более 77 % (см. таблицу)
Как показывает практика, несмотря на увеличение ассигнований из федерального бюджета на сферу образования, денежных средств для осуществления государственных функций в этой сфере не хватает. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, и другие отодвигаются на второй план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно полагать, что большинство указанных проблем порождается в первую очередь недостаточным финансированием.
Увеличение доли бюджетного финансирования не привело к эффективности системы бюджетного финансирования, так как количество не переходит в качество. Основной показатель неэффективности механизма бюджетного финансирования данной сферы — рост числа платных студентов. Объем платных услуг системы ВПО в январе 2008 г. составил 21,1 млрд руб., т. е. наблюдается рост по сравнению с январем 2007 г. на 6,3 %.
Необходимость привлечения дополнительных средств в ВПО обусловлена недостатком бюджет-
структура расходов на образование в федеральном бюджете рФ, %
Подраздел федерального бюджета исполнение федерального бюджета в 2007 г. Закон о федеральном бюджете Проект Закона о федеральном бюджете
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Дошкольное образование 0,9 1,0 1,1 1,0 1,0
Общее образование 1,1 1,0 1,1 1,2 1,1
Начальное профессиональное образование 3,0 4,2 3,8 3,7 3,7
Среднее профессиональное образование 9,0 10,2 9,3 9,1 9,6
Переподготовка и повышение квалификации 1,7 1,5 1,3 1,2 1,1
Высшее профессиональное образование 77,5 79 77,8 77,1 78,2
Молодежная политика и оздоровление детей 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1
Прикладные научные исследования в области образований 0,7 0,4 1,8 2,7 3,5
Другие вопросы в области образования 6,0 2,6 3,7 3,8 1,6
Итого по разделу 100 100 100 100 100
ных средств для функционирования и развития вузов. Да и бюджетная политика государства направлена в первую очередь на учет и контроль за использованием бюджетных средств, а не на обеспечение деятельности ВПО.
Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль являются законодательные акты: Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Однако привлекаемые внебюджетные средства полностью расходуются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, оплату коммунальных платежей, прочие расходы). Но ведь внебюджетные средства — основной источник финансирования инвестиций и инноваций в образовательной деятельности.
На основании анализа объемов и структуры источников финансового обеспечения высшего образования за счет бюджетных и внебюджетных средств можно сделать вывод, что привлечение дополнительных финансовых средств осуществляется в основном за счет предоставления дополнительных образовательных услуг.
Существующая классификация платных образовательных услуг по источникам доходов по платной образовательной деятельности, несомненно, играет важную роль в определении эффективных направлений внебюджетной деятельности, организации учета и отчетности, но не менее важно рациональное расходование полученных средств. Один из важнейших факторов успешного внедрения инноваций в систему высшего образования, повышения эффективности системы, качества образовательных услуг и повышение удовлетворенности потребителя — эффективное управление финансовыми ресурсами, которое возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений.
Создание системы финансового планирования, адекватно отвечающей требованиям инновационной экономики, ведет к внедрению единой системы бюджетирования деятельности вузов.
Значение бюджетирования состоит в следующем:
• оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
• оно обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в плане образовательной и научной деятельности экономические пропорции развития;
• оно служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Методология бюджетирования позволит организовать систему анализа и планирования денежных потоков на основе разработки и контроля за исполнением смет по видам деятельности вуза.
Установление жесткого текущего и оперативного контроля за поступлением и расходованием средств позволит создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Основные задачи финансово-экономического блока вуза — эффективное управление денежными средствами, минимизация рисков при заключении договоров, недопущение роста дебиторской и кредиторской задолженности, анализ инвестиционной деятельности, развитие системы бюджетирования и процедур ежедневного контроля за движением денежных потоков.
Кроме того, естественная ограниченность финансовых ресурсов в условиях перехода к инновационной экономике усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики.
В части планирования движения денежных средств необходимо формирование ежемесячного плана платежей по видам деятельности.
Наиболее значимым практическим шагом, направленным на изменение и улучшение качества процедур финансового мониторинга, является ежедневный контроль за движением денежных потоков вузов по видам деятельности.
Для качественного планирования движения денежных средств и предотвращения кассовых разрывов необходимы следующие мероприятия:
1) установка детализированной приоритетности платежей:
1-я очередь — заработная плата, налоговые платежи, финансирование по договорам аутсорсинга;
2-я очередь—платежи по операционной деятельности, влекущие штрафные санкции от неисполнения в срок, определенный договором (оплата коммунальных услуг и электроэнергии, платежи за аренду, госпошлина и подобные), приобретение ГСМ;
3-я очередь — прочие платежи по операционной деятельности;
4-я очередь — платежи по финансовой деятельности;
5-я очередь — платежи по инвестиционной деятельности;
2) соблюдение календарных сроков исполнения платежей:
до 15-го числа каждого месяца предлагается финансировать следующие расходы: заработная плата, налоговые платежи, финансирование по договорам аутсорсинга, оплата коммунальных услуг и электроэнергии, платежи по операционной деятельности со сроком исполнения в первой половине месяца, приобретение ГСМ;
после 15-го числа каждого месяца предлагается финансировать менее срочные расходы: прочие платежи по операционной деятельности, платежи по финансовой деятельности, платежи по инвестиционной деятельности;
3) соблюдение указанных в государственных контрактах и договорах лимитов авансирования и прочих условий оплаты.
Приоритеты в распределении финансовых потоков вузов должны определяться с учетом общей стратегии развития общества.
В процессе планирования бюджета движения денежных средств на предстоящий год предлагается первоначально формировать объемы расходования средств на оплату труда и прочие затраты по персоналу, на уплату налогов, а также на такие значимые расходы, как аренда государственного имущества.
Во вторую очередь формируются статьи материальных затрат (приобретение ТМЦ, оплата коммунальных услуг, ремонтные работы подрядным способом), которые планируются в условиях острого дефицита средств так, чтобы не нанести ущерба основному образовательному процессу.
Анализ исполнения статей бюджета движения денежных средств необходимо проводить несколькими способами: ежеквартально, ежемесячно и ежедневно. Это позволяет в ходе ежедневного и ежемесячного исполнения бюджета при недостатке ассигнований своевременно производить корректировки в пределах квартального плана.
Значению целевого использования денежных средств необходимо уделять особое внимание, так как в условиях ограниченности государственных средств очень важно, чтобы привлеченные финансовые ресурсы направлялись по назначению для достижения конкретных запланированных целей.
Несомненно, увеличение расходов на образование, в том числе и путем привлечения внебюджетных средств, должно быть непосредственно увязано:
— с достижением конкретных результатов по
повышению качества и доступности соответствующих услуг;
— с применением механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;
— с расширением полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.
К основным направлениям финансирования относятся: основная деятельность (текущее финансирование); инвестиции в развитие материально-технической базы; программы в области образования, утвержденные Правительством Российской Федерации (Программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 годах»).
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г. из федерального бюджета выделено 48 891,5 млн руб., что на 67 % больше, чем в 2006 г. «Таким образом, учитывая софинансирование субъектов Российской Федерации, общий объем финансирования национального проекта «Образование» составил более 94 млрд руб., а с учетом неиспользованных остатков бюджетных средств за 2006 г. — около 98 млрд руб.» [5].
Законом № 238-ФЗ (с изменениями) расходы на реализацию национального проекта «Образование» в 2007 г. утверждены в сумме 52 805,3 млн руб., что в 1,8 раза больше соответствующих расходов в 2006 г. (29 290,6 млн руб.); их исполнение составило 51 664,2 млн руб., или 97,8 % годовых бюджетных назначений.
Объем средств федерального бюджета, направленных на поддержку инновационных вузов, составил 30 млрд руб., из них 5 млрд руб. было выделено в 2006 г., 15 млрд руб. в 2007 г. и 10 млрд руб. — в 2008 г. [5]. Кроме того, объем софинанси-рования от предприятий составил за эти годы более 8 млрд руб. — это менее трети по отношению к государственным вложениям, но важно отметить, что началось создание единой модели профессионального образования, ориентированной на внедрение инноваций в учебный процесс и усиление связи с рынком труда.
Таким образом, софинансирование от работодателей — это будущее профессионального образования, с помощью которого происходит стирание граней между его уровнями и закладываются основы непрерывного образования.
Необходимость увеличения объема бюджетного финансирования, привлечения дополнительных финансовых средств и эффективность их использования в вузе являются важными направлениями в формировании современной структуры источников финансирования, нового механизма финансирования высшего образования в условиях рыночных отношений и возрастающей значимости отрасли в развитии страны.
список литературы
1. Инновационная политика высшего учебного заведения / Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И. и др. Под ред. Р. Н. Федосовой М.: Экономика, 2006.
2. Маслов В. О всеобщей макдональдизации и способах ее преодоления// Историческая газета. 2008. № 6. С. 3.
3. Садовничий В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность //Высшее образование в России. 2006. № 7.С. 7-15.
3. Сайт Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР. URL: http: // www.oecd.org/dataoecd/30/5/36960598.pdf.
5. Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://www. mon.gov.m/news/ press/3307/.
6. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-Ф3 «О Федеральном бюджете на 2007 г.».
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА
ОБОЙДЁТСЯ ВАМ
ВСЕГО В 5900 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении
(или сразу в нескольких журналах Издательства)
предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]