органичное встраивание
механизм интеграции вузовской науки
в региональную инновационную систему
_Аннотация
Исследована кластерная форма интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему, позволяющая повысить эффективность инновационных процессов; представлена модель инновационно-конкурентного процесса, обеспечивающего повышение конкурентоспособности региона на базе ведущего вуза Вологодской области. _
Ключевые слова: вузовская наука, интеграция, инновационный процесс, кластер, конкурентоспособность, Вологодская область
Несмотря на многочисленность исследований, касающихся вопросов повышения региональной конкурентоспособности с одной стороны, и активизации инновационных процессов на региональном уровне - с другой, остаются недостаточно изученными теоретические и методологические основы механизма интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему, направленного на повышение эффективности инновационных процессов и обеспечивающего конкурентоспособность регионов в экономическом пространстве страны.
Потенциал дает результат
Систематизация подходов к рассмотрению сущности конкурентоспособности региона позволила выявить дуальную природу ее понимания:
• с одной стороны, как способность и/или возможность участвовать в конкурентных отношениях, характеризуемая обладанием минимальным уровнем регионального конкурентного потенциала, определяющего порог вхождения в конкурентные отношения;
• с другой - как занимаемую конкурентную позицию, отражающую эффективность участия в конкурентных отношениях.
Последовательность взаимосвязанных этапов формирования конкурентного преимущества регио-
Пономарева
Светлана
Анатольевна
старший преподаватель, кафедра финансов и кредита,
директор, технопарк Управления науки и инноваций этеНапа-ропотагууа® yandex.ru
Плеханов
Александр Андреевич
кандидат технич. наук,
доцент,
проректор
по научной работе
и инновационному
развитию
Вологодский государственный технический университет
_;конкурентоспособность региональной
_системы есть
_свойство региона,
формируемое как результат эффективного конкурентного процесса
J
лиз ста,
на, включающая выявление и формирование конкурентного потенциала; создание, привлечение и сохранение конкурентных ресурсов; недопущение их оттока; трансформацию конкурентных ресурсов в конкурентные преимущества в уникальных региональных условиях; диффузию конкурентных преимуществ как в пределах региональной экономической системы Субъекта Федерации, так и за ее пределами с целью выявления занимаемой конкурентной позиции, может быть определена как конкурентный процесс. Следовательно, конкурентоспособность региональной системы есть свойство региона, формируемое как результат эффективного конкурентного процесса.
В условиях постиндустриальной экономики основным источником конкурентных преимуществ и поддержания конкурентоспособности выступает способность региональной системы к генерации новых знаний, трансформации потоков знания в инновационные товары и услуги, востребованные на внешнем рынке, иначе говоря, способность к реа-—зации инновационного процесса. Соотношение дий, результатов инновационного процесса и объектов, этапы конкурентного процесса позволяют выявить единство природы их формирования [1]. Представленный подход к пониманию инновационного процесса предполагает его дальнейшую концептуальную разработку как формы конкурентного процесса. Исходя из чего, снижение эффективности инновационного процесса понижает и уровень конкурентоспособность региона.
Вуз играет по-крупному
В Вологодской области существуют условия для создания и привлечения конкурентных ресурсов: наличие высокого уровня кадрового потенциала вузовской науки; численный рост исследователей; устойчивое увеличение темпов финансирования научных исследований и разработок и затрат на технологические инновации; конкурентоспособная оплата труда научных работников. Регион характеризуется высокой результативностью на этапе создания конкурентных ресурсов в сфере изобретательской и рационализаторской деятельности. Так, число поданных заявок на патент, приходящееся на 100 исследователей, в 2009-м году в Вологодской
области в 12,3 раза превышало среднероссийские показатели.
В то же время трансформации результатов научно-технической деятельности (патентов на изобретения и полезные модели) в реальный сектор экономики не происходит, что косвенно свидетельствует, с одной стороны, об оттоке конкурентных ресурсов, с другой - об отсутствии условий для их коммерциализации внутри региона. Индикатором «разрыва» на этапе трансформации конкурентных ресурсов в конкурентные преимущества выступает низкое значение показателя «Инновационная активность организаций»: в 2009-м году регион занимал предпоследнее место по темпу роста данного показателя в конкурентной группе регионов федерального округа и был значительно ниже средних значений РФ и Северо-Западного федерального округа. Потеря конкурентной позиции регионом подтверждается и сокращением объема инновационных товаров, свидетельствующим о снижении спроса на производимую инновационную продукцию на внешних и внутренних рынках. Успешный опыт зарубежных стран в области активизации инновационных процессов подтверждает, что именно кластер как форма интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему позволяет повысить эффективность инновационных процессов на мезоуровне и, как результат, повысить региональную конкурентоспособность. В регионе реализуют образовательные и научные функции шесть государственных вузов федерального подчинения. Однако только федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный технический университет» ориентировано на формирование и реализацию полного инновационного цикла на базе своего учреждения, что подтверждается фактом создания и развития хозяйственных обществ, ориентированных на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности. С целью повышения эффективности инновационно-конкурентных процессов и обеспечения роста конкурентоспособности региона в университете разработаны и внедрены рекомендации по формированию инновационно-образовательного кластера (далее - ИОК), реализующего механизм
именно кластер как форма
интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему позволяет повысить эффективность инновационных процессов на мезоуровне и, как результат, повысить региональную конкурентоспособность
_инновационная
_инфраструктура
_вуза обеспечивает
_повышение
_эффективности
_инновационно_конкурентного
процесса в кластере
_и создает условия
_для интеграции
_вузовской науки
_в инновационную
_систему региона
ШЛЯШ/ 1'ИЯИ*
интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему. Под ИОК понимается локальная форма региональной инновационной системы, ядром которой выступает источник генерации знаний - научно-образовательное учреждение/вуз, осуществляющее распространение научных знаний и трансформацию результатов научной деятельности в конкурентные преимущества и занятие устойчивой конкурентной позиции (рис. 1). Отличительной особенностью созданного ИОК выступает наличие:
• ядра кластера - вуза как центра «генерации» конкурентных ресурсов;
• «пояса» конкурирующих малых инновационных предприятий, диверсифицированных по направлениям развития вуза;
• инновационной инфраструктуры, обеспечивающей протекание эффективного инновационно-конкурентного процесса и создающей условия для трансформации конкурентных ресурсов в инно-
ионные конкурентные преимущества, которая зволяет ускорить протекание инновационных процессов, реализовывать взаимодействие и взаимосвязь, в том числе и обратную, с внешним конкурентным пространством.
Именно инновационная инфраструктура вуза обес-чивает повышение эффективности инновацион-о-конкурентного процесса в кластере и создает для интеграции вузовской науки в инновационную систему региона.
В основу построения ИОК заложена нелинейная модель инновационно-конкурентного процесса, позволяющая преодолеть фрагментарность и обеспечить устойчивость конкурентной позиции участников на основе выявления, поддержания и развития взаимосвязей и взаимодействий. Научно обоснованный подход к пониманию инновационно-конкурентного процесса позволил определить направления обеспечения его эффективности в кластере, среди которых необходимо отметить:
1) выстраивание недостающих элементов ИОК и четкое закрепление их прав и обязанностей;
2) выявление, поддержание и развитие взаимоотношений и взаимосвязей участников ИОК, их нормативно-правовая регламентация;
тная экономика, 2012, № 1
Научно-технический совет ВоГТУ
Малые инновационные предприятия по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение»
Малые инновационные предприятия по направлению «Информационно-телекоммуникационные технологии»
I
Координационный Совет ИОК
_______х________
Совет молодых ученых и специалистов Вологодской области и ВоГТУ
Малые инновационные предприятия по направлению «Рациональное пр иро д опользо вание»
ш * * * * 1 Центр кластерного развития ............................
Центр коллективного пользования
Отдел интеллектуальной собственности и НТИ
Коучинг-центр
Отдел управления инновационными проектами
Фор-сайт-центр
Центр управления малыми инновационными предприятиями
Центр финансового обеспечения
Правительство Вологодской области (департамент промышленности, науки и инновационной политики)
Рис. 1. Организационная структура ИОК, формируемого на базе ВоГТУ
основным субъектом
_управления ИОК
_выступает
Координационный
_совет, в состав
_которого входят
_представители
_участников
_кластера
____вития, I
____ческою
тра
3) разработку методического инструментария обоснования решения о форме коммерциализации результата научно-технической деятельности в кластере.
Основным субъектом управления ИОК выступает Координационный совет, в состав которого входят представители участников кластера:
• вуза (ректор, проректор по научной работе и инновационному развитию вуза и директор центра кластерного развития);
• малых инновационных предприятий;
• предприятий - участников технологических платформ;
• руководители научно-образовательных центров;
• представитель департамента промышленности, науки и инновационной политики Правительства Вологодской области.
Текущее управление инновационно-конкурентным процессом осуществляет Центр кластерного развития, среди управленческих функций которого выделить:
ирование и прогнозирование научно-техни-кого и инновационного развития ИОК;
2) разработку организационной структуры управления ИОК: определение структурных подразделений, определение функциональных связей, взаимодействие, команд управления; обеспечение финансовых ресурсов для финансирования стадий инновационно-конкурентного процесса;
3) определение и закрепление функциональных обязанностей за ответственными лицами, структурными подразделениями, делегирование полномочий;
4) внутреннюю (согласование, установление рациональных связей между участниками ИОК, с партнерами технологических платформ) и внешнюю (с органами власти) координацию;
5) контроль соответствия результатов поставленным целям и задачам, оценку эффективности инновационно-конкурентного процесса в ИОК.
Вывод
В силу высокой конкуренции на региональном рынке большинство компаний Вологодской области испытывают потребность в инновациях. Однако в настоящее время предприятия региона заключают краткосрочные договоры на выполнение
НИОКР, что не позволяет говорить о системности спроса на инновации. В то же время вуз «предлагал» компаниям не инновационный продукт, а знания, обладающие высоким уровнем риска внедрения в производство. Участие в инновационном процессе функционирования ИОК позволит решить указанные проблемы на основе активизации взаимоотношений с участниками кластера, в том числе путем:
• непосредственного участия представителей бизнес-структур в определении тематики и экспертизе научных и инновационных проектов на всех стадиях инновационно-конкурентного процесса;
• проведения совместных исследований;
• инновационного аутсорсинга;
• создания совместных компаний, посредством участия в капитале малых инновационных предприятий, созданных в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 №217-ФЗ;
• формирования интегрированных производственных площадок в технопарке ИОК.
Литература
1. Пономарева С.А. Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия [Текст] // Креативная экономика. - 2011, №9.
Svetlana A. Ponomareva
Senior Lecturer, Chair of Finance and Credit, Director, Technology Park of Science and Innovations Alexander A. Plekhanov
Cand. of Eng. Sci, Associate Professor, Pro-rector for Research and Innovative Development, Vologda State Technical University
Mechanism of Integration of Higher Education Institution Science in Regional Innovative Structure
_Abstract
Article studies the cluster form of higher education institution science integration in regional innovative structure, which allows to increase efficiency of innovation processes. The model of innovative-competitive process providing increase of region competitiveness in the basis of leading higher education institution ofVologda region is represented.
Keywords: higher education institution science integration, innovation process, cluster, competitiveness, Vologda region