НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ1
В.М. Юрьев, М.С. Чванова, В.М. Передков
В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием системы управления инновационными процессами в региональном вузе на основе кластерного подхода, предлагается кластерная модель управления инновационными процессами в региональном вузе на примере Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Ключевые слова: управление инновационными процессами, кластерная модель управления, региональный вуз.
Инновационный университет отличает интеграция научно-образовательной и инновационной деятельности, использование инновационных методов управления. По сути -это вуз предпринимательского типа. Основная задача инновационного университета -сформировать условия для подготовки конкурентоспособных выпускников, способных создавать инновационную продукцию и быть востребованными в условиях инновационной экономики. Кроме того, университет должен создавать точки роста, обеспечивающие привлечение инвестиций для создания инноваций, которые способствуют развитию потребителей собственных инноваций. Это вуз. профессорско-преподавательский состав которого способен обеспечить научное и консультационное сопровождение предпринимательских структур.
В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина на протяжении почти столетнего периода развития сформировался уникальный научно-образовательный, научно-технологический и культурноисторический комплекс, включающий в себя 14 институтов, академий и факультетов, более 60 научно-исследовательских лабора-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ № 07-02-04004а в 2007 г.
Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.
торий и центров. В современных социальноэкономических условиях и с учетом перспективы построения информационного общества доминирующим фактором в развитии университета является конкурентное преимущество, которое возможно только на основе инновационных подходов к управлению и содержанию образования, формированию соответствующей идеологии у студентов и молодых специалистов.
В свою очередь, конкурентное преимущество университета зависит от его ресурсов. Одним из мощных ресурсов ТГУ имени Г.Р. Державина является его научно-образовательный комплекс.
При формировании целей развития университета до 2010 г. упор сделан на такие компоненты, как:
- развитие университета как регионообразующего фактора на базе оптимизации его инновационной и инвестиционной деятельности;
- формирование инновационного технопарка, объединяющего образовательный, исследовательский, производственный и культурно-досуговый блоки;
- конкурентный бренд университета, его узнаваемость и корпоративная идеология университетского сообщества;
- качество получаемого образования и конкурентоспособность научных и научнотехнических разработок;
- международное образовательное и научное сотрудничество;
- качественное изменение материально-технической базы университета;
- усиление роли университета как центра государственной идеологии в регионе;
- связь с реальным сектором экономики, социальной сферой и производством и др.
Университет имеет достаточный потенциал для развития инновационной деятельности, вместе с тем, инновационному вузу важно «вписаться» в потребности реальной экономики Тамбовской области и найти свое достойное место в инновационном развитии региона.
Процедура создания и развития кластеров в Тамбовской области имеет два условия. Во-первых, она направлена на привлечение представителей федеральной, региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в регионе. Во-вторых, к процессу работы над созданием кластеров в регионе подключается общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т. д. Построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов.
Обычно при создании кластеров на первом этапе выясняется актуальность, общая экономическая целесообразность, разработка и апробация механизмов создания и развития кластеров и принимается решение о полномасштабной работе над проектом. На основном этапе решаются организационно-правовые вопросы, связанные с формированием кластеров. Завершающий этап предполагает корректировку «портфеля» приоритетных кластеров, форм и методов государственной поддержки на основе мониторинга и анализа результатов формирования кластеров, а также разработку всех организационных документов и технико-технологических обоснований.
Актуальность создания кластера инновационно-образовательных программ
приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона, обусловленная общими закономерностями раз-
вития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Обоснованность такого подхода основывается на системообразующей роли университета в социально-экономическом развитии региона, на повышении качества осуществляемых им образовательных программ и научно-исследовательских работ. Роль университета при его вхождении в кластеры связывается с решением принципиальной задачи, стоящей перед Тамбовской областью: сохранение и полноценное использование научно-технического потенциала. Его основными характеристиками являются высокий уровень фундаментальных исследований и образования. Поэтому оправданно органичное включение вуза в кластеры, в которые в качестве необходимого структурного элемента входят организации, реализующие функцию научнотехнического обеспечения бизнес-процессов. Вхождение университета в данные кластеры позволит ему обеспечить дополнительное преимущество, институциональные инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в интересующие их сегменты реального сектора, образовательные и научноисследовательские процессы.
Цель кластера - это создание такой системы деятельности университета, которая через высокое качество подготовки кадров, интеграцию образования научной и инновационной деятельности обеспечит университету эффективную конкурентоспособность на рынке инновационно-образовательных и научно-инновационных товаров и услуг. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников.
Состав участников - это кафедры университета, научные лаборатории и центры, сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ, которые взаимосвязаны в процессе создания и экспорта инновационной продукции и доверяют друг другу. Содержание этапов уточняется с формированием каждой новой модели кластера (рис. 1).
В университете формируются «точки прорыва», дающие резкое увеличение качества образования, способствующие созданию благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-образовательных кластеров выпускающих кафедр университета на
Функции кластеров:
- Подготовка квалифицированных специалистов различного уровня для инновационной сферы;
- Организация и проведение курсов повышения квалификации для сотрудников ТГУ и сторонних организаций;
- Разработка учебно-методических пособий и комплексов;
- Формирование у преподавателей и студентов навыков проектных форм деятельности
Функции кластеров:
Активизация проектной деятельности преподавателей, студентов и аспирантов; обеспечение их исследовательской деятельности; Проведение фундаментальных и прикладных исследований;
Привлечение внешних партнеров к выполнению совместных научных исследований; Развитие научных школ и направлений.
Рис. 1. Кластерная модель управления инновационными процессами в вузе
основе: интеграции образования, науки и инновационной деятельности; международного сотрудничества; социального партнерства с предприятиями и организациями, научными институтами РАН и др., применения перспективных технологий, активизирующих инновационно-образовательную деятельность.
Для достижения этой цели создается инновационная инфраструктура, которая включает центры кристаллизации инновационной деятельности, те самые «точки прорыва», в развитии и деятельности которых принимают участие как профессорско-преподавательский состав, так и все студенты с 1 по 5 курсы в соответствии с принципами:
- преемственности содержания и перспективных технологий подготовки будущего специалиста;
- наукоемкости и ориентации образовательных программ на создание инновационного продукта (или услуги) каждым студентом;
- подготовки специалиста к работе с информационными потоками и к исследовательской деятельности на международном уровне;
- обеспечения коммерциализации инновационных разработок;
- генерации конкурентоспособных идей;
- создания инновационных малых предприятий и наукоемкой продукции.
Сущность категории «точки прорыва» заключается в следующем:
1. «Точка прорыва» - условное обозначение структурного звена вуза в системе его единого комплекса образовательной, научноисследовательской и производственно-венчурной деятельности, обеспечивающего наибольший социально-экономический эффект от реализации своих функций, ориентированных на общевузовские интересы и имеющиеся потенциальные возможности перманентного (непрерывного) развития.
2. «Точка прорыва» обладает наибольшей конкурентоспособностью и эффектом реализации своих функциональных интересов по отношению к другим субъектам вузовского сообщества в общем контексте инновационного движения университета.
3. В первооснове «точки прорыва» находится «ЛИЧНОСТЬ» - конкретный человек как лидер в сфере образовательной или научно-исследовательской, или производст-
венно-венчурной деятельности, или в комплексе различных комбинаций данных сфер в инновационном развитии вуза.
Инновационное развитие любой структуры происходит двумя путями: эволюционным и революционным. Вуз как особый организм, целенаправленный на подготовку высокопрофессиональных кадров путем приращения знаний и информационных возможностей отдельного человека, развивается через инновационную эволюцию. Это обеспечивает непрерывность, преемственность и полноту использования всего объема прошлых и новых знаний, умение самостоятельно их увеличивать через свои информационные возможности и практически наиболее эффективно использовать в социальноэкономической и духовной жизни общества.
Университет как особый организм развивается через непрерывные, но разноскоростные и разноэффективные действия своих структурных звеньев. Кластеры в каждом поле деятельности вуза обеспечивают сложение индивидуальных возможностей в систему реализации общих целей всего вузовского сообщества. Однако синергетический эффект сложения индивидуальных возможностей достигается лишь в отдельных «точках прорыва», которые в силу своей индивидуальности и лидерства конкретной личности обеспечивают наивысшую конкурентоспособность и результативность своего инновационного развития. Одновременно в ходе этого развития происходит «почкование» «точек роста», расширяющих поле инновационной деятельности университета. Это, в конечном счете, обеспечивает гармонизацию интересов как самого вуза и его членов, так и общества, государства, граждан и региона в едином механизме формирования в России постиндустриальной социально -экономи-
ческой системы развития. «Точка прорыва» выступает наиболее подготовленным звеном в цепи структурных подразделений вуза, через которые возможна наиболее быстрая и эффективная реализация инновационных проектов, идей и программ в жизнедеятельности ТГУ имени Г. Р. Державина.
Наряду с уже ставшими традиционными функциями своей жизнедеятельности ТГУ имени Г.Р. Державина приступил к формированию новых функций вузовского поведения в регионе.
Сегодня в зону влияния и реализации вуза входит ряд новых функций. А именно:
- инновационно-венчурная, т. е. связанная с внедрением инновационных продуктов, созданных вузом, в конкретную хозяйственную практику;
- предпринимательская, т. е. связанная с развитием экономической самостоятельности вуза, умением прибыльно и конкурентоспособно продвигать результаты своей образовательной, научной и производственной деятельностью на региональном, федеральном и международном рынках;
- образовательное сопровождение образовательной карьеры, т. е. связанная с развитием системы непрерывного образования и включение в нее сервисных блоков повышения профессионального мастерства;
- кластерная, т. е. связанная с позиционированием вуза как инновационного и идеологического центра развития региона.
ТГУ имени Г.Р. Державина приступил к реализации программы кластерного развития, но это лишь начальный период и сама кластерная функция сегодня еще не до конца понята. В реальности она будет значительно шире по границам своего охвата, многограннее по функциональности, глубже по содержанию и долгосрочнее по результатам. Но главным ее достоинством станет все возрастающий синергетический эффект в социально-экономическом развитии региона.
Инноватика является сегодня неотъемлемой характеристикой НТП. Однако для вузовской науки внедрение всегда было «камнем преткновения». Большинство открытий вузовских, особенно работающих на периферии, ученых делается «в стол». В лучшем случае они находят свое проявление в диссертационных работах, монографиях, статьях. Но в XXI в. этого уже недостаточно. Нужен хозяйственный эффект. Следовательно, инновационно-венчурная функция вуза и ее примерная структура приобретает качественно новую форму.
Характер инновационной деятельности вуза предполагает изменение в самой сути научных исследований. Отказ от фундаментальной науки - это смерть для инновационного развития. Однако, в структуре инновационного продукта фундаментальные идеи не могут занимать превалирующего положения. Во-первых, открытий в сфере фунда-
ментальной науки просто не может быть много. Во-вторых, эти идеи должны формировать скелет прикладных исследований. Но и прикладной инновационный продукт - это лишь питательная среда рождения концепта, который через венчурное производство должен стать инновационным товаром. Отсюда и структура инновационно-исследовательской функции вуза, 85 % в ней занимают опытные образцы, концепты и т. д. Из них 40 % - инновационные идеи прикладного характера, 25 % - венчурные предложения. На завершающую стадию двух предыдущих групп НИР приходится 20 %. Такая структура позволит оптимизировать НИР вуза, повысить качество фундаментальных инновационных идей и довести их до прикладных предложений, перерастающих в венчурный продукт и, далее, в инновационный товар. Безусловно, структура условна. Она изменчива и это обеспечивает ее гибкость и живучесть инновационного характера исследований.
Не менее сложна новая функция, связанная с расширением и углублением предпринимательской деятельности. Фактически
предпринимательская функция органично продолжает инновационно-венчурную стезю жизнедеятельности вузовского коллектива. Созданный товар должен быть реализован. В обратном случае он так и останется опытными образцами и не достигает массового потребителя. С другой стороны, при таком положении вещей, вуз не сможет компенсировать произведенные им затраты и создать резервы для новых инновационных открытий, идей, предложений, продуктов.
Важно отметить и тот факт, что предпринимательская функция за счет объединения возможностей научно-исследовательского и образовательного потенциалов вуза значительно повышает его потенциал на основе синергетического эффекта. Конечный результат предпринимательской функции это: а) прибыль и б) социально-экономический эффект.
Следует также обратить внимание на то, что именно эта функция вуза вводит его в реальный сектор экономики региона, страны, мира. Благодаря этому оценка работы вуза работодателями приобретает вполне конкретную форму и может быть выражена показателями, как в абсолютной величине, так и в относительной форме социального эффекта.
Но инновационно-венчурная и предпринимательская функции вуза являются расширением зоны его влияния. Вместе с тем, основной формой деятельности вуза была, есть и будет образовательная. Образование сегодня должно измениться как по содержанию, так и по форме. Следовательно, образовательная функция вуза тоже видоизменяется и приобретает форму образовательного сопровождения профессиональной карьеры.
В 2007 г. ТГУ имени Г.Р. Державина вошел в число 40 победителей конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование».
Инновационная образовательная программа Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина направлена на повышение инвестиционной привлекательности и становление университета как центра кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. Такой подход основывается на системообразующей роли университета в социально-экономическом развитии региона, на повышении качества осуществляемых им образовательных программ и научно-исследовательских работ.
Для эффективной реализации инновационной образовательной программы в университете создана и в настоящее время функционирует в «рабочем режиме» система управления реализацией Программы. Особенностью данной системы является ее организация на принципах управления большими проектами. Созданная система управления позволяет динамично сочетать существующие традиционные принципы управления с инновационными.
Для достижения целей Программы по формированию инновационной среды и решения задач по активизации инновационной деятельности создано 25 Центров инновационного развития кафедр при институтах, академиях, факультетах и других структурах ТГУ имени Г.Р. Державина, осуществляющих оперативное управление инновационнообразовательной деятельностью.
Главной целью проектной деятельности является формирование у студентов способности эффективно применять знания и уме-
ния на практике при создании новой конкурентоспособной продукции и способных на выпуске из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный продукт. Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре (студенческие
учебно-научно-инновационные комплексы, бизнес-инкубаторы технологий, научные инновационные лаборатории).
Для достижения вышеуказанной цели, в рамках выполнения инновационной образовательной программы вуза (ИОП), решаются две задачи:
во-первых, формируются навыки проектных форм деятельности и активизируется проектная деятельность студентов, аспирантов, преподавателей, которая позволяет создавать инновационные проекты в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями;
во-вторых, активизируется участие студентов университета в реализации инновационных проектов в различных сферах, в т. ч. -социальной и социально-образовательной.
Можно констатировать, что в результате выполнения инновационной образовательной программы ТГУ имени Г.Р. Державина усилил свои позиции как центр кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона.
В образовательной и научной деятельности подготовлен и реализован целый ряд инноваций содержательного плана, а также проведены мероприятия по совершенствованию инновационной инфраструктуры вуза, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников и научно-образовательных проектов и разработок университета.
В частности, осуществляется широкомасштабное включение современных информационных технологий в учебный и научный процесс. Существенно подтянут уровень повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета как одно из необходимых условий развития инноваций. Разработаны учебные планы новых специальностей и специализаций по приоритетным направлениям науки и техники, ориентированным на запросы социальной сферы и эко-
номики региона. Создана основа для значительного повышения уровня подготовки студентов за счет реализации инновационных подходов, сочетающих в себе максимальную вовлеченность студентов в процесс обучения, включая постановку целей и задач, отбор содержания, последовательность его изучения (модульная организация курсов), выбор средств и форм обучения и оценки обученности, использование современных мультимедийных средств, новых информационно-технологических разработок и программных продуктов, в т. ч., созданных преподавателями университета.
В ходе выполнения инновационной образовательной программы идет процесс интеграции науки и образования, в т. ч. на базе укрепления материально-технической базы уже существующих и создания новых научно-исследовательских и инновационных лабораторий и центров, обеспечивающих широкий охват вузов, научных учреждений и промышленных предприятий. Усилилась роль ТГУ имени Г.Р. Державина как ведущего центра подготовки специалистов для различных отраслей экономики региона. Увеличилась академическая мобильность студентов, преподавателей и сотрудников.
Ряд тенденций, наметившихся в ходе реализации инновационной образовательной
программы принял необратимый характер: массовое участие профессорско-преподавательского состава и студентов в реализации инновационно-образовательных проектов, в повышении квалификации в ведущих вузах как в России, так и за рубежом. Все это усиливает значимость ТГУ имени Г.Р. Державина как системообразующего фактора развития региона. Наметившиеся тенденции позволяют прогнозировать на последующие годы появление новых результатов в ходе выполнения инновационных проектов, рост инновационного потенциала классического университета, повышение конкурентоспособности выпускаемых вузом специалистов, повышение инвестиционной привлекательности вуза.
Поступила в редакцию 5.09.1007 г.
Yuryev V.M., Chvanova M.S., Peredkov V.M. Cluster model of innovative process management at a regional university. The paper considers problems of improvement of the system of innovative process management at a regional university basing on the cluster approach. The offered cluster model of innovative process management at a regional university is exemplified by the Tambov State University named after G.R. Derzhavin.
Key words: innovative process management, cluster model of management, regional university.