Научная статья на тему 'Кластерная модель управления в инновационном университете'

Кластерная модель управления в инновационном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3990
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный университет / вуз и инновации / инновационное образование / инновационно-образовательный кластер / innovative university / high school and innovation / innovative education / innovation and education cluster

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович

Рассмотрено такое новое понятие, как инновационный университет: его суть и от-личительные особенности, цели и задачи, механизмы претворения их в жизнь (реалии и возможности). Доказано, что построение кластера как эффективной формы управления в инновационном университете способно объединить в рамках одной особой зоны (кафед-ры, лаборатории, центра как «точек роста») производственные бизнес-проекты в конкрет-ной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы про-ектирования и подготовку производства новых продуктов с подготовкой конкурентоспо-собных специалистов, способных создавать инновационную продукцию и быть востребо-ванными в условиях инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cluster management model in an innovative university

The article considered a new concept as an innovative university: its essence and distinctive features, aims and objectives, the mechanisms put them into practice (realities and opportunities). It is proved that the construction of a cluster as an effective form of governance in the innovation university is able to combine in one particular area (chairs, laboratories, the center as a "growth points") manufacturing business projects in a specific field of technology, fundamental research and advanced system design and preparation of new products with the preparation of competitive specialists able to create innovative products and to be in demand in the innovation economy.

Текст научной работы на тему «Кластерная модель управления в инновационном университете»

Кластерная модель управления в инновационном университете

В.М. Юрьев

Рассмотрено такое новое понятие, как инновационный университет: его суть и отличительные особенности, цели и задачи, механизмы претворения их в жизнь (реалии и возможности). Доказано, что построение кластера как эффективной формы управления в инновационном университете способно объединить в рамках одной особой зоны (кафедры, лаборатории, центра как «точек роста») производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования и подготовку производства новых продуктов с подготовкой конкурентоспособных специалистов, способных создавать инновационную продукцию и быть востребованными в условиях инновационной экономики.

Ключевые слова: инновационный университет, вуз и инновации, инновационное образование, инновационно-образовательный кластер.

Инновационный университет отличает интеграция научно-образовательной и инновационной деятельности, использование инновационных методов управления. По сути - это вуз предпринимательского типа. Основная задача инновационного университета - сформировать условия для подготовки конкурентоспособных выпускников, способных создавать инновационную продукцию и быть востребованными в условиях инновационной экономики. Кроме того, университет должен создавать «точки роста», обеспечивающие привлечение инвестиций для создания инноваций, которые способствуют развитию потребителей собственных инноваций. Это вуз, профессорскопреподавательский состав которого способен обеспечить научное и консультационное сопровождение предпринимательских структур.

В современных социально-экономических условиях и с учетом перспективы построения информационного общества доминирующим фактором в развитии университета является конкурентное преимущество, которое возможно только на основе инновационных подходов к управлению и содержанию образования, формированию соответствующей идеологии у студентов и молодых специалистов.

Конкурентное преимущество университета зависит от его ресурсов. Одним из мощных ресурсов является его научно-образовательный комплекс.

При формировании целей развития университета до 2010 г. упор сделан на такие компоненты, как:

□ развитие университета на базе оптимизации его инновационной и инвестиционной деятельности;

□ формирование инновационного технопарка, объединяющего образовательный, исследовательский, производственный и культурно-досуговый блоки;

□ конкурентный бренд университета, его узнаваемость и корпоративная идеология университетского сообщества;

Юрьев В.М. Кластерная модель управления в инновационном университете

23

□ качество получаемого образования и конкурентоспособность научных и научно-технических разработок;

□ международное образовательное и научное сотрудничество;

□ качественное изменение материально-технической базы университета;

□ усиление роли университета как центра государственной идеологии;

□ связь с реальным сектором экономики, социальной сферой, производством и др.

Для университета, имеющего достаточный потенциал для развития инновационной деятельности, вместе с тем важно «вписаться» в потребности реальной экономики и найти свое достойное место в инновационном развитии страны или региона.

Процедура создания и развития кластеров в Тамбовской области имеет два условия. Во-первых, она направлена на привлечение представителей федеральной, региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в районе. Во-вторых, к процессу работы над созданием кластеров в регионе подключается общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т.д. Построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов.

Обычно при создании кластеров на первом этапе выясняются актуальность, общая экономическая целесообразность, разработка и апробации механизмов создания и развития кластеров и принимается решение о полномасштабной работе над проектом. На основном этапе решаются организационно-правовые вопросы, связанные с формированием кластеров. Завершающий этап предполагает корректировку «портфеля» приоритетных кластеров, форм и методов государственной поддержки на основе мониторинга и анализа результатов формирования кластеров, а также разработку всех организационных документов и технико-технологических обоснований.

Актуальность создания кластера инновационно-образовательных программ приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики, обусловленная общими закономерностями развития на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Обоснованность такого подхода основывается на системообразующей роли университета в социально-экономическом развитии, на повышении качества осуществляемых им образовательных программ и научноисследовательских работ.

Роль университета при его вхождении в кластеры связывается с решением принципиальной задачи: сохранение и полноценное использование научно-технического потенциала. Его основной характеристикой является

24

Наука и образование

высокий уровень фундаментальных исследований и образования, поэтому оправданно органичное включение вуза в кластеры, в которые в качестве необходимого структурного элемента входят также организации, реализующие функцию научно-техническою обеспечения бизнес-процессов. Вхождение университета в данные кластеры позволит ему обеспечить дополнительное преимущество, институциональные инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в интересующие их сегменты реального сектора, образовательные и научно-исследовательские процессы.

Цель кластера — создание такой системы деятельности университета, которая через высокое качество подготовки кадров, интеграцию образования научной и инновационной деятельности обеспечит университету эффективную конкурентоспособность на рынке инновационно-образовательных и научно-инновационных товаров и услуг. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников.

Состав участников - это кафедры университета, научные лаборатории и центры, сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ, которые взаимосвязаны в процессе создания и экспорта инновационной продукции и доверяют друг другу. Содержание этапов уточняется с формированием каждой новой модели кластера.

В университете формируются «точки прорыва», дающие резкое увеличение качества образования и способствующие созданию благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-образовательных кластеров на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности; международного сотрудничества; социального партнерства с предприятиями и организациями, научными институтами РАН и др.; применения перспективных технологий, активизирующих инновационно-образовательную деятельность.

Для достижения этой цели создается инновационная инфраструктура, которая включает центры кристаллизации инновационной деятельности - те самые «точки прорыва», в развитии и деятельности которых принимают участие как профессорско-преподавательский состав, так и все студенты с 1-го по 5-й курс в соответствии с принципами:

□ преемственности содержания и перспективных технологий подготовки будущего специалиста;

□ наукоемкости и ориентации образовательных программ на создание инновационного продукта (или услуги) каждым студентом;

□ подготовки специалиста к работе с информационными потоками и к исследовательской деятельности на международном уровне;

□ обеспечения коммерциализации инновационных разработок; генерации конкурентоспособных идей;

□ создания инновационных малых предприятий и наукоемкой продукции.

Сущность категории «точки прорыва» заключается в следующем.

Юрьев В.М. Кластерная модель управления в инновационном университете

25

«Точка прорыва» - условное обозначение структурного звена вуза в системе его единого комплекса образовательной, научно-исследовательской и производственно-венчурной деятельности, обеспечивающего наибольший социально-экономический эффект от реализации своих функций, ориентированных на общевузовские интересы и имеющиеся потенциальные возможности перманентного (непрерывного) развития.

«Точка прорыва» обладает наибольшей конкурентоспособностью и эффектом реализации своих функциональных интересов по отношению к другим субъектам вузовского сообщества в общем контексте инновационного движения университета. В первооснове «точки прорыва» находится личность - конкретный человек как лидер в сфере образовательной или научно-исследовательской, или производственно-венчурной деятельности, или в комплексе различных комбинаций данных сфер в инновационном развитии вуза.

Инновационное развитие любой структуры происходит двумя путями: эволюционным и революционным. Вуз как особый организм, целенаправленный на подготовку высокопрофессиональных кадров путем приращения знаний и информационных возможностей отдельного человека, развивается через инновационную эволюцию. Это обеспечивает непрерывность, преемственность и полноту использования всего объема прошлых и новых знаний, умение самостоятельно их увеличивать через свои информационные возможности и практически наиболее эффективно использовать в социальноэкономической и духовной жизни общества.

Университет как особый организм развивается через непрерывные, но разноскоростные и разноэффективные действия своих структурных звеньев. Кластеры в каждом поле деятельности вуза обеспечивают сложение индивидуальных возможностей в систему реализации общих целей всего вузовского сообщества.

Однако синергетический эффект сложения индивидуальных возможностей достигается лишь в отдельных «точках прорыва», которые в силу своей индивидуальности и лидерства конкретной личности обеспечивают наивысшую конкурентоспособность и результативность своего инновационного развития. Одновременно в ходе этого развития происходит «почкование» «точек роста», расширяющих поле инновационной деятельности университета. Это в конечном счете обеспечивает гармонизацию интересов как самого вуза и его членов, так и общества, государства, граждан и региона в едином механизме формирования в России постиндустриальной социальноэкономической системы развития.

«Точка прорыва» выступает наиболее подготовленным звеном в цепи структурных подразделений вуза, через которые возможна наиболее быстрая и эффективная реализация инновационных проектов, идей и программ в жизнедеятельности университета.

26

Наука и образование

Наряду с уже ставшими традиционными функциями своей жизнедеятельности университет должен приступить к формированию новых функций вузовского поведения в образовательном пространстве. Сегодня в зону влияния и реализации вуза входит ряд новых функций. А именно:

□ инновационно-венчурная, т.е. связанная с внедрением инновационных продуктов, созданных вузом, в конкретную хозяйственную практику;

□ предпринимательская, т.е. связанная с развитием экономической самостоятельности вуза, умением прибыльно и конкурентоспособно продвигать результаты своей образовательной, научной и производственной деятельности на региональном, федеральном и международном рынках;

□ образовательное сопровождение образовательной карьеры, т.е. связанная с развитием системы непрерывного образования и включением в нее сервисных блоков повышения профессионального мастерства;

□ кластерная, т.е. связанная с позиционированием вуза как инновационного и идеологического центра развития того или иного региона.

ТГУ имени Г.Р. Державина приступил к реализации программы кластерного развития, но это лишь начальный период и сама кластерная функция сегодня еще не до конца понята. В реальности она будет значительно шире по границам своего охвата, многограннее по функциональности, глубже по содержанию и долгосрочнее по результатам. Но главным ее достоинством станет всевозрастающий синергетический эффект в социальноэкономическом развитии региона.

Инноватика является сегодня неотъемлемой характеристикой научнотехнического прогресса (НТП), однако для вузовской науки внедрение всегда было камнем преткновения. Большинство открытий вузовских, особенно работающих на периферии, ученых делается «в стол». В лучшем случае они находят свое проявление в диссертационных работах, монографиях, статьях. Но в XXI в. этого уже недостаточно, нужен хозяйственный эффект, следовательно - инновационно-венчурная функция вуза и ее примерная структура приобретают качественно новую форму.

Характер инновационной деятельности вуза предполагает изменение в самой сути научных исследований. Отказ от фундаментальной науки - это смерть для инновационного развития. Однако в структуре инновационного продукта фундаментальные идеи не могут занимать превалирующего положения. Во-первых, открытий в сфере фундаментальной науки просто не может быть много. Во-вторых, эти идеи должны формировать скелет прикладных исследований. Но и прикладной инновационный продукт - это лишь питательная среда рождения концепта, который через венчурное производство должен стать инновационным товаром. Отсюда и структура инновационноисследовательской функции вуза: 85% в ней занимают опытные образцы, концепты и т.д., из них 40% - инновационные идеи прикладного характера, 25% - венчурные предложения. На завершающую стадию двух предыдущих групп научно-исследовательских работ (НИР) приходится 20%. Такая струк-

Юрьев В.М. Кластерная модель управления в инновационном университете

27

тура позволит оптимизировать НИР вуза, повысить качество фундаментальных инновационных идей и довести их до прикладных предложений, перерастающих в венчурный продукт и далее - в инновационный товар. Безусловно, структура условна, так как изменчива, и это обеспечивает ее гибкость и живучесть инновационного характера исследований.

Не менее сложна новая функция, связанная с расширением и углублением предпринимательской деятельности. Фактически предпринимательская функция органично продолжает иннновационно-венчурную стезю жизнедеятельности вузовского коллектива. Созданный товар должен быть реализован, в противном случае он так и останется опытным образцом и не достигнет массового потребителя. С другой стороны, при таком положении вещей вуз не сможет компенсировать произведенные им затраты и создать резервы для новых инновационных открытий, идей, предложений и продуктов.

Важно отметить и тот факт, что предпринимательская функция за счет объединения возможностей научно-исследовательского и образовательного потенциалов вуза значительно повышает его потенциал на основе синергетического эффекта. Конечный результат предпринимательской функции это -: а) прибыль и б) социально-экономический эффект.

Следует также обратить внимание на то, что именно эта функция вуза вводит его в реальный сектор экономики региона, страны, мира. Благодаря этому оценка работы вуза работодателями приобретает вполне конкретную форму и может быть выражена показателями как в абсолютной величине, так и в относительной форме социального эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.