Научная статья на тему 'Инновационный механизм создания "полюсов конкурентоспособности" на территории России'

Инновационный механизм создания "полюсов конкурентоспособности" на территории России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ПОЛЮС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕР / МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ / "COMPETITIVENESS POLE" / ECONOMIC DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS / CLUSTER / MECHANISM OF CREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Артем Леонидович

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения новых путей и способов комплексного развития территории России. Повышение конкурентоспособности регионов, а также страны в целом ведет как к росту благосостояния и уровня жизни населения, так и к увеличению значимости России на мировой арене. Подходы, основанные на использовании природного сырья в качестве определяющего конкурентного преимущества, все чаще заменяются инновационными подходами территориального развития. Одним из инновационных подходов территориального развития является создание «полюсов конкурентоспособности», которые способствуют повышению эффективности использования ресурсов территории. Опираясь на многолетний опыт Франции по созданию и развитию «полюсов конкурентоспособности», с учетом правильной адаптации данных процессов к российским условиям, «полюса конкурентоспособности», как элементы инновационного и комплексного развития территорий, могут стать значимым конкурентным преимуществом России, а также увеличить ее совокупный потенциал. Целью является разработка инновационного механизма создания «полюсов конкурентоспособности» на территории России для повышения ее конкурентоспособности. Результаты проделанной работы могут быть использованы для более детального изучения роли «полюсов конкурентоспособности» в территориальном развитии. Предложенный механизм может быть использован органами государственного управления для определения перспективных видов экономической деятельности, в которых наиболее целесообразно и эффективно формирование «полюсов конкурентоспособности», а также для выработки конкретных мероприятий по их созданию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative mechanism for creation of “competitiveness poles” on the Russian territory

The relevant character of the subject is related to the need to determine new ways and methods of the complex development of the Russian territory. Increased competitiveness of regions and the country as a whole leads to growth of wealth and the life standard of populations as well as to the increased significance of Russia on the global stage. Approaches based on the use of the natural raw material as the determining competitive advantage are often replaced by innovative approaches to the territorial development. One innovative approach to the territorial development is creation of “competitiveness poles” that enable increasingly effective use of territorial resources. Based on the long-term French experience in creation and development of “competitiveness poles”, taking into account adaptation of these processes to Russian conditions, “competitiveness poles” as elements of innovative and complex territorial development may become the significant competitive advantage of Russia and increase its cumulative potential. The purpose is to develop the innovative mechanism for creation of “competitiveness poles” on the Russian territory to increase its competitiveness. Results of the work done may be used for more detailed study of the role of “competitiveness poles” in the territorial development. The suggested mechanism may be used by state administrative bodies to determine prospective types of economic activity where formation of “competitiveness poles” is most reasonable and effective as well as for development of certain measures for their creation.

Текст научной работы на тему «Инновационный механизм создания "полюсов конкурентоспособности" на территории России»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Большаков А.Л.

1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург

Инновационный механизм создания «полюсов конкурентоспособности» на территории России

АННОТАЦИЯ:

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения новых путей и способов комплексного развития территории России. Повышение конкурентоспособности регионов, а также страны в целом ведет как к росту благосостояния и уровня жизни населения, так и к увеличению значимости России на мировой арене. Подходы, основанные на использовании природного сырья в качестве определяющего конкурентного преимущества, все чаще заменяются инновационными подходами территориального развития. Одним из инновационных подходов территориального развития является создание «полюсов конкурентоспособности», которые способствуют повышению эффективности использования ресурсов территории. Опираясь на многолетний опыт Франции по созданию и развитию «полюсов конкурентоспособности», с учетом правильной адаптации данных процессов к российским условиям, «полюса конкурентоспособности», как элементы инновационного и комплексного развития территорий, могут стать значимым конкурентным преимуществом России, а также увеличить ее совокупный потенциал.

Целью является разработка инновационного механизма создания «полюсов конкурентоспособности» на территории России для повышения ее конкурентоспособности. Результаты проделанной работы могут быть использованы для более детального изучения роли «полюсов конкурентоспособности» в территориальном развитии. Предложенный механизм может быть использован органами государственного управления для определения перспективных видов экономической деятельности, в которых наиболее целесообразно и эффективно формирование «полюсов конкурентоспособности», а также для выработки конкретных мероприятий по их созданию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «полюс конкурентоспособности», экономическое развитие, конкурентоспособность, кластер, механизм создания

JEL: L21, 030, R10

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Большаков А.Л. Инновационный механизм создания «полюсов конкурентоспособности» на территории России // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 7. — С. 733-746. — doi: 10.18334/ce.10.7.35372

Большаков Артем Леонидович, аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 14.06.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.07.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.7.35372

(с) Большаков А.Л. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

В настоящий момент Россия переживает трудные, переломные времена. Западная политика и введение санкций наложило ряд ограничений на привычные пути развития нашей страны, создало необходимость введения политики импортозамещения, повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Развитие всех сфер экономики, выпуск социально значимой продукции и вооружения стали необходимыми условиями для перспективного развития нашей страны. Рост конкурентоспособности России является одной из приоритетных целей как текущего, так и перспективного развития.

Создание «полюсов конкурентоспособности» является многогранным и системным процессом, характеризующимся взаимосвязанной работой бизнеса, органов власти и научного сообщества. Систематичность данного процесса обеспечивает не только зарождение «полюса конкурентоспособности», но и позволяет ему развиваться дальше, наращивать инновационную конкурентоспособность в масштабах всей страны.

Под «полюсом конкурентоспособности» понимается совокупность участников (исследовательские институты, органы власти, частный бизнес, малые, средние и крупные предприятия), размещенных в установленных границах определенного региона, основной целью которых является добровольное совместное инновационное развитие и повышение конкурентоспособности территорий, а инициатором и контрольным органом являются органы государственной и муниципальной власти [1].

Выделяются основные задачи, поставленные перед «полюсами конкурентоспособности» [2]:

- развитие конкурентоспособности экономики страны на основе усиления процесса нововведений с особым вниманием к нововведениям прорывного характера;

- создание благоприятных условий для развития промышленной деятельности с сильной технологической составляющей;

- усиление притягательности территории страны и ее регионов;

- стимулирование занятости и экономического роста. Борьба с процессом перемещения промышленного потенциала в другие страны.

При создании «полюса конкурентоспособности» должны учитываться следующие составляющие:

- вписываемость в стратегию развития региона;

- международное значение в промышленном и (или) технологическом плане;

- формирование эффективного управления и способность производить продукты с высокой добавленной стоимостью.

Создателем инновационной политики повышения конкурентоспособности страны на основе «полюсов конкурентоспособности» стала Франция. Основная цель выбранной политики заключалась в повышении значимости французской промышленности в области исследований и высоких технологий. Решение дать импульс развитию территориальных проектов различных видов положило начало распространению политики «полюсов конкурентоспособности» на территории всей страны.

Поскольку данная политика была связана со значительными государственными финансовыми вложениями, был разработан механизм их создания. Это позволило контролировать процесс формирования «полюсов конкурентоспособности», обеспечило связанность данного процесса со стратегическими целями и задачами развития страны.

Непосредственная реализация новой политики во Франции началась с осени 2004 года. Был организован конкурс, согласно которому осуществлялся прием заявок от предприятий и научных центров, претендующих на статус «полюсов конкурентоспособности». С целью координации данной работы был создан Межведомственный комитет по обустройству и развитию территорий (CIADT). Комитет совместно с региональными органами государственной власти и экспертами осуществлял отбор предприятий. Было подано 105 заявок, из которых были одобрены 66. Приоритетными были отрасли самолетостроения, медицины, нанотехнологий, разработки программного обеспечения комплексных систем планирования, сельского хозяйства, автомобилестроения, строительства, железнодорожного транспорта и др. [3].

Поскольку «полюса конкурентоспособности» могут являться одними их самых эффективных способов инновационного и прогрессивного развития, целесообразно использовать их для дальнейшего развития нашей страны.

Неотъемлемым условием при создании «полюсов конкурентоспособности» на территории России является соответствие целям, задачам и приоритетам развития, утвержденных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

В настоящее время в России отсутствуют механизмы, подходы и методики создания «полюсов конкурентоспособности», в связи с чем предлагаемый автором механизм является инновационным.

Первым этапом механизма создания «полюсов конкурентоспособности» является определение на федеральном уровне приоритетных для развития видов экономической деятельности, установление сроков конкурса предоставления заявок о желании включиться в процесс создания «полюсов конкурентоспособности» и его проведение. Для координации работы и контроля необходимо назначить ответственный орган в Правительстве РФ. Формируемый орган разрабатывает форму заявки и требования к ней.

Второй этап подразумевает необходимость формирования заявки на участие в конкурсе. В силу большой территории нашей страны и с учетом административно-территориального деления целесообразно формировать заявки на региональном уровне.

В Правительстве каждого субъекта РФ необходимо назначить орган, который будет ответвленным за формирование заявки. Ответственный орган Правительства субъекта РФ создает рабочую группу, в которую должны входить представители регионального и муниципального уровней власти, науки, бизнеса, а также общественных организаций. Основной задачей рабочей группы является проведение анализа видов экономической деятельности субъекта РФ для определения тех, в которых создание «полюсов конкурентоспособности» будет наиболее эффективным и целесообразным.

При проведении анализа видов экономической деятельности рабочей группой могут быть использованы инструменты, применяемые в методиках идентификации кластеров, а также авторская методика идентификации «полюсов конкурентоспособности».

Методики к идентификации кластеров разделены на две группы: количественные и качественные.

Методики, основанные на использовании количественных данных, предполагают расчет необходимых показателей по имеющимся доступным статистическим данным. В мировой практике среди количественных методик идентификации кластеров распространенной и часто применяющейся является методика Европейской кластерной обсерватории [4, 5].

Качественные методики подразумевают наличие ряда дополнительных источников данных, таких как SWOT-анализ, PEST-анализ, GAP-анализ, метод мозгового штурма, Дельфи, экспертных оценок, проведение интервью и др. [6-19].

Авторская методика идентификации «полюсов

конкурентоспособности» состоит из двух частей:

1. определение перспективных видов экономической деятельности для формирования «полюса конкурентоспособности» в субъекте Российской Федерации;

2. экспертный подход к определению перспектив формирования «полюса конкурентоспособности» в субъекте Российской Федерации.

Первая часть предлагаемой методики основывается на методологии Европейской кластерной обсерватории. В силу неравномерности социально-экономического развития регионов Российской Федерации, методология Европейской кластерной обсерватории адаптирована к использованию на уровне субъекта Российской Федерации и включает не только характеристики занятости населения в определенных видах экономической деятельности, но и характеристику экономического развития субъекта Российской Федерации.

В первой части авторской методики осуществляется расчет показателей для субъекта Российской Федерации по видам экономической деятельности. С целью обеспечения доступности используемых данных, простоты расчета, возможности анализа показателей на уровне всех субъектов РФ и достоверности получаемых результатов предусмотрено использование данных Федеральной службы государственной статистики.

Авторская методика основывается на расчете следующих показателей: специализации, размера и фокуса.

Показатель специализации предусматривает расчет следующих коэффициентов, которые отражают основные характеристики предприятий и организаций «полюса конкурентоспособности»:

- коэффициент занятости;

- коэффициент отраслевой валовой добавленной стоимости;

- коэффициент инвестиций в основной капитал;

- коэффициент количества предприятий;

- коэффициент оборота предприятий.

1. Расчет коэффициента занятости (статистической базой является среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.)):

Кзанятости = (Ешр1§/Ешр§)/(Ешр1/Ешр) (4)

где Empig - среднегодовая численность занятых по виду экономической деятельности У в субъекте РФ;

Empg - среднегодовая численность занятых в субъекте РФ;

Ешр1 - среднегодовая численность занятых по виду экономической деятельности У в РФ;

Ешр - среднегодовая численность занятых в РФ.

2. Расчет коэффициента отраслевой валовой добавленной стоимости (статистической базой является отраслевая валовая добавленная стоимость (млн руб.)):

КВДС = (ВДад/ВДСд)/(ВДа/ВДС) (5)

где ВДСig - валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности У в субъекте РФ;

ВДСg - валовая добавленная стоимость субъекта РФ;

ВДС - валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности У в РФ;

ВДС - валовая добавленная стоимость в РФ.

3. Расчет коэффициента инвестиций в основной капитал (статистической базой являются инвестиции в основной капитал (млн руб.)):

КИОК = (ИОШд/ИОКд)/(ИОКиИОК) (6)

где ИОКig - инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности У в субъекте РФ;

ИО^ - инвестиции в основной капитал в субъекте РФ;

ИОЮ - инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности У в РФ;

ИОК - инвестиции в основной капитал в РФ.

4. Расчет коэффициента количества предприятий

/ «_» и и и

(статистической базой является число предприятий и организаций (шт.)):

ХКП = (КШ#/КП#)/(КШ/КП) (7)

где КПig - число предприятий и организаций по виду экономической деятельности i в субъекте РФ;

К^ - число предприятий и организаций в субъекте РФ; КШ - число предприятий и организаций по виду экономической деятельности i в РФ;

КП - число предприятий и организаций в РФ.

5. Расчет коэффициента оборота предприятий (статистической базой является оборот организаций (млн руб.)):

ШП = (ОШ#/ОП#У(ОШ/ОП) (8)

где ОПig - оборот организаций по виду экономической деятельности i в субъекте РФ;

О^ - оборот организаций по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

ОШ - оборот организаций по виду экономической деятельности i

в РФ;

ОП - оборот организаций в РФ.

Показатель «размер» рассчитывается для следующих составляющих:

1. Доля субъекта в среднегодовой численности занятых по виду экономической деятельности по стране:

Sзанятости = Empi/Emp (9)

где Empi - среднегодовая численность занятых по виду экономической деятельности i в субъекте РФ;

Empg - среднегодовая численность занятых в субъекте РФ.

2. Доля субъекта в отраслевой валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности по стране:

sвдc = Вда/ВДС (10)

где ВДО - валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности i в субъекте РФ;

ВДС - валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

3. Доля субъекта в объеме инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности по стране:

8ИОК = ИОК/ИОК (11)

где ИОКi - инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности У в субъекте РФ;

ИОК - инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

4. Доля субъекта по количеству предприятий и организаций по виду экономической деятельности по:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8КП = КП/КП (12)

где КП - число предприятий и организаций по виду экономической деятельности У в субъекте РФ;

КП - число предприятий и организаций по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

5. Доля субъекта в обороте организаций вида экономической деятельности по стране:

8ОП = ОП/ОП (13)

где ОПi - оборот организаций по виду экономической деятельности У в субъекте РФ;

ОП - оборот организаций по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Показатель «фокус» включает в себя:

1. Доля занятых в «полюсе конкурентоспособности» в общей численности занятости региона:

Езанятости = Ешр1/Ешр (14)

где Empi - численность занятых в «полюсе конкурентоспособности»;

Empg - среднегодовая численность занятых в субъекте РФ.

2. Доля «полюса конкурентоспособности» в отраслевой валовой добавленной стоимости региона:

ЕВДС = ВДа/ВДС (15)

где ВДС - валовая добавленная стоимость «полюса конкурентоспособности»;

ВДС - валовая добавленная стоимости в субъекте РФ.

3. Доля «полюса конкурентоспособности» в объеме инвестиций в основной капитал в регионе:

ЕИОК = ИОК/ИОК (16)

где ИОК - инвестиции в основной капитал «полюса конкурентоспособности»;

ИОК - инвестиции в основной капитал в субъекте РФ.

4. Доля «полюса конкурентоспособности» по количеству предприятий и организаций в регионе:

ЕКП = КШ/КП (17)

где КП - число предприятий и организаций в «полюсе конкурентоспособности»;

КП - число предприятий и организаций в субъекте РФ.

5. Доля «полюса конкурентоспособности» в обороте организаций региона:

ГОП = ОШ/ОП (18)

где ОШ - оборот организаций, входящий в «полюс конкурентоспособности»;

ОП - оборот организаций субъекта РФ.

Далее осуществляется сравнение полученных коэффициентов специализации, размера и фокуса по каждому виду экономической деятельности определенного субъекта РФ путем составления таблицы и объединения в ней всех показателей (табл.).

После заполнения таблицы рассчитанными данными, виды экономической деятельности распределяются по величине показателей специализации, размера и фокуса. Чем выше значения показателей по виду экономической деятельности, тем больше вероятность и

целесообразность создания в данной отрасли «полюс конкурентоспособности».

Таблица

Сравнение показателей специализации, размера и фокуса по видам экономической деятельности субъекта РФ

Вид экономической деятельности

Показатель специализации Показатель «размер» Показатель «фокус»

1...

2...

Источник: составлено автором.

Вторая часть методики идентификации предусматривает экспертную оценку перспектив формирования «полюсов конкурентоспособности».

Для осуществления второй части методики необходимо создать рабочую группу, в которую должны входить представители компаний рассматриваемых видов экономической деятельности, органы государственной и муниципальной власти, а также представители научного сообщества и общественных организаций.

Рабочая группа на основании результатов, полученных в первой части методики идентификации «полюсов конкурентоспособности», в ходе обсуждения определяют наиболее перспективные виды экономической деятельности для создания «полюсов конкурентоспособности».

Второй этап механизма создания «полюсов

конкурентоспособности» завершается формированием ответственным органом Правительства субъекта РФ, совместно с рабочей группой, целей и задач «полюса конкурентоспособности», перечня его возможных участников, стратегии развития, объемов финансирования, а также иных характеристик, необходимых для указания в заявке. После формирования заявка направляется в орган Правительства РФ.

Третий этап механизма создания «полюсов

конкурентоспособности» заключается в получении и анализе ответственным органом Правительства РФ поступивших заявок из субъектов РФ на предмет соответствия требований, целесообразности создания полюса в определенной сфере и совместно с представителями бизнеса, науки и общественных организаций и отборе наиболее перспективные заявок на создание «полюса конкурентоспособности».

Перечень отобранных заявок закрепляется нормативным правовым актом и подлежит опубликованию.

Получившие одобрение заявки начинают реализовываться субъектами РФ при поддержке федеральных органов государственной. Для каждого «полюса конкурентоспособности» назначается ответственный профильный министр Правительства субъекта РФ, который отвечает за его создание и осуществляет контроль его работы. Мероприятия по созданию «полюса конкурентоспособности» разрабатываются органом при Правительстве субъекта РФ совместно с рабочей группой, созданной в субъекте РФ.

Каждый создающийся «полюс конкурентоспособности» должен иметь статус приоритетного проекта и быть законодательно закреплен.

Заключение

Таким образом, предлагаемый механизм создания «полюсов конкурентоспособности» адаптирован под российскую систему государственного управления и при взаимосвязанной работе всех уровней власти, представителей бизнеса, общества и науки, а также обеспечении постоянного контроля реализации каждого проекта способен сформировать жизнеспособные и перспективные «полюса конкурентоспособности» на территории России.

ИСТОЧНИКИ:

1. Большаков А.Л. Кластер и полюс конкурентоспособности как важнейшие элементы

повышения конкурентоспособности региона // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 4. - С. 441-450. - doi: 10.18334/rp.17.3.34990

2. Черноуцан Е.М. Полюса конкурентоспособности как важнейший инструмент

реализации нового курса промышленной и региональной политики Франции // Проблемы государственной политики регионального развития России: Сборник материалов конференции. - М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2008. - 1080 с.

3. Федосеева Г.А. Опыт функционирования и государственное регулирование

деятельности особых экономических зон во Франции // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 2. - С. 124-130.

4. Левченко Т.П., Кощеев С.В., Селиверстова М.А. Мировой опыт идентификации

кластеров в условиях адаптации к российской экономике // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - № 6. - С. 58.

5. Растворцева С.Н., Череповская Н.А. Идентификация и оценка региональных кластеров

// Экономика региона. - 2013. - № 4. - С. 123-133.

6. Данько Т.П., Куценко Е.С. Основные подходы к выявлению кластеров в экономике

региона // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. - С. 248-254.

7. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: практика выявления // Научно-аналитический

журнал Обозреватель - Observer. - 2009. - № 10. - С. 109-126.

8. Бурханов Р.М. Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода

в Санкт-Петербурге // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. - С. 255258.

9. Ильин В.В. Методы формирования промышленных кластеров в регионе // Вестник

ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2010. - № 1. - С. 334-337.

10. Трухачев В.В. Разработка методического подхода к оценке эффективности системы

взаимодействия властных и предпринимательских структур // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 10. - С. 40.

11. Кудрявцева В.А. Принципы формирования кластеров рынка строительных материалов

на примере Иркутской области // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2011. -№ 7. - С. 380-384.

12. Кудрявцева В.А., Ямщикова И.В. Специфика развития и функционирования

промышленности строительных материалов в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2012. - № 6. - С. 261-264.

13. Томашевская Ю.Н. Подходы к оценке уровня развития кластерного портфеля //

Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 4.1. - С. 541-549.

14. Левченко Т.П., Яковлева-Чернышева А.Ю. Методические подходы к идентификации

рекреационного кластера // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 1. -С. 320-324.

15. Корчагина Н.А. Использование кейсового метода исследования для разработки

теории кластерной политики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2010. - № 1. - С. 54-62.

16. Афонина А.Г. Кластерные инициативы и проекты // Вестник Алтайской академии

экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 35-39.

17. Миролюбова Т.В., Афонина А.Г. Региональный промышленный кластер: характерные

свойства и виды // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - № 5. - С. 224-229.

18. Филиппова И.А. Активизация инновационной и инвестиционной деятельности

Ульяновской области на основе формирования кластеров // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 14. - С. 15-22.

19. Feser E. J. Old and New Theories of Industry Clusters // Clusters and Regional Specialisation:

On Geography, Technology, and Networks. - London: Pion, 1998. - 279 p. - P. 18-40;

Orvedal L. Industrial clusters, asymmetric information and policy design: Discussion Paper 25/02 [Electronic resource] // ResearchGate. - 2002. - Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/253663409 Industrial clusters asymmetric information and policy design

Artyom L. Bolshakov, Postgraduate, Institute of Economics, Ural Department, Russian Academy of Science, Yekaterinburg

Innovative mechanism for creation of "competitiveness poles" on

the Russian territory

ABSTRACT

The relevant character of the subject is related to the need to determine new ways and methods of the complex development of the Russian territory. Increased competitiveness of regions and the country as a whole leads to growth of wealth and the life standard of populations as well as to the increased significance of Russia on the global stage. Approaches based on the use of the natural raw material as the determining competitive advantage are often replaced by innovative approaches to the territorial development. One innovative approach to the territorial development is creation of "competitiveness poles" that enable increasingly effective use of territorial resources. Based on the long-term French experience in creation and development of "competitiveness poles", taking into account adaptation of these processes to Russian conditions, "competitiveness poles" as elements of innovative and complex territorial development may become the significant competitive advantage of Russia and increase its cumulative potential. The purpose is to develop the innovative mechanism for creation of "competitiveness poles" on the Russian territory to increase its competitiveness.

Results of the work done may be used for more detailed study of the role of "competitiveness poles" in the territorial development. The suggested mechanism may be used by state administrative bodies to determine prospective types of economic activity where formation of "competitiveness poles" is most reasonable and effective as well as for development of certain measures for their creation.

KEYWORDS: "competitiveness pole", economic development, competitiveness, cluster, mechanism of creation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.