Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В БОЮ И ОПЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ'

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В БОЮ И ОПЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
994
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕНИЯ / ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / ХАРАКТЕР БУДУЩИХ ВОЙН / ТАКТИКА И ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ТЫЛОВОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ГРУЗОВЫЕ БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Топоров Андрей Викторович, Бондарь Михаил Сергеевич, Ахметьянов Радик Валирович

Раскрываются некоторые проблемные вопросы развития материально-технического обеспечения в части обоснования необходимости создания новой службы особого назначения (аварийно-спасательной и материально-технической поддержки), обусловленной влиянием новых образцов вооружения, военной и специальной техники на тактику, оперативное искусство и все виды обеспечения действий соединений, воинских частей и подразделений в мирное и военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Топоров Андрей Викторович, Бондарь Михаил Сергеевич, Ахметьянов Радик Валирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC SUPPORT IN BATTLE AND OPERATIONS: A PROBLEM ISSUE AND WAYS OF SOLUTION

The paper highlights certain problem issues of developing material-technical support in the part of justifying the need to set up a new special-purpose service (of salvage and rescue, and logistical support), which is necessitated by the influence of new types of armaments, military and specialized equipment on the tactics, operational art and all kinds of support activity by formations, military units and subunits in peace- and wartime.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В БОЮ И ОПЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ»

Материально-техническая поддержка в бою и операции: проблемный вопрос и направления его разрешения

Генерал-лейтенант А.В. ТОПОРОВ, доктор экономических наук

Полковник в отставке М.С. БОНДАРЬ, доктор военных наук

Полковник запаса Р.В. АХМЕТЬЯНОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Раскрываются некоторые проблемные вопросы развития материально-технического обеспечения в части обоснования необходимости создания новой службы особого назначения (аварийно-спасательной и материально-технической поддержки), обусловленной влиянием новых образцов вооружения, военной и специальной техники на тактику, оперативное искусство и все виды обеспечения действий соединений, воинских частей и подразделений в мирное и военное время.

The paper highlights certain problem issues of developing material-technical support in the part of justifying the need to set up a new special-purpose service (of salvage and rescue, and logistical support), which is necessitated by the influence of new types of armaments, military and specialized equipment on the tactics, operational art and all kinds of support activity by formations, military units and subunits in peace- and wartime.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Развитие вооружения, военной и специальной техники; характер будущих войн; тактика и оперативное искусство; материально-техническое (тыловое и техническое) обеспечение; критические ситуации; материально-техническая поддержка; аварийно-спасательная служба; грузовые беспилотные летательные аппараты.

Development of armaments, military and specialized equipment, nature of future wars, tactics and operational art, material-technical (rear-services and technical) support, critical situations, logistical support, salvage and rescue service, cargo unmanned aerial aircraft.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ тактических и обеспечивающих действий остро проявляется в современных условиях. Она выступает как обостряющаяся закономерность, требует проведения специальных исследований для получения новых значимых результатов в теории и практике военного искусства и всех видов обеспечения.

Многие военные специалисты пришли к выводу, что в современных условиях и в будущем, с развитием научно-технического прогресса, войны и вооруженные конфликты значительно изменятся и приобретут новые характерные черты. Они связаны с применением новых образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), а также военных и невоенных мер1'2. Утверждается также, что войны будущего приобретут в основном скоротечный характер3.

В таких войнах командующий (командир), принимая решение и планируя операцию (бой), обязан предвидеть возникновение возможных критических ситуаций и предусматривать мероприятия по их исключению или быстрому разрешению. Предотвращение возникновения или ликвидация критической ситуации является важной функцией всех органов управления войсками (силами). Исторический опыт убедительно свидетельствует, что наличие условий для возникновения критической ситуации вовсе не означает ее неизбежности. Боевой опыт неоспоримо подтверждает, что из любой трудной обстановки может быть найден выход как при планировании операций, так и в процессе их ведения4.

Теоретическое обоснование систем мероприятий и действий по преодолению или снижению напряженности разнообразных критических ситуаций представляет собой решение совокупности большого количества актуальных практических и научных задач. Многие из них принадлежат предметной области «материально-техническое обеспечение». Они не могут быть решены без учета развития составных частей теории военного искусства.

Известно, что тактика — самая динамичная составная часть военного искусства. Она подчинена стратегии и оперативному искусству, руковод-

ствуется их требованиями5,6. В своем развитии тактика оказывает влияние на все виды обеспечения, предъявляет к ним все новые и новые требования, стимулирует их своевременное совершенствование. Однако уже на следующем этапе развития военного дела достижения в теории и практике видов обеспечения для своей эффективной реализации могут нуждаться как в уточнении способов и приемов тактических действий, так и в разработке и принятии на вооружение более совершенных или новых образцов ВВСТ.

Так, на основе исследования теории и практики разрешения критических ситуаций в материально-техническом (МТО) (тыловом и техническом) обеспечении, а также в других видах обеспечения боя (боевых действий) предлагается иметь в распоряжении командования новую службу МТО особого назначения (ОсН) — аварийно-спасательную и материально-технической поддержки (АС и МТП).

Применение ее воинских формирований по предназначению в мирное и военное время расширит возможности органов военного управления при выборе и реализации вариантов решений на действия в критических ситуациях по видам обеспечения и создаст предпосылки для дальнейшего развития способов и приемов тактических действий.

Службу МТО ОсН (АС и МТП) целесообразно подчинить в мирное и военное время заместителям командующих объединениями по МТО (заместителям командиров соединений и воинских частей по тылу), она предназначена для быстрой реакции в интересах решения первоочередных и приоритетных задач, а также профилактики аварий и критических ситуаций.

Служба МТО ОсН (АС и МТП) в целом должна быть ориентирована на выполнение задач и оперативные

действия в средах, опасных для человека, и быть способна к выполнению экстремальных задач в боевых условиях. Она должна обладать быстродействием и повышенной эффективностью, применять подчиненные ей подразделения главным образом в интересах поддержания боеспособности воинских формирований, оснащенных высокоточным (высокотехнологичным) ВВСТ, и других, выполняющих важнейшие задачи в конкретный период времени, когда другие средства и системы не способны решить эти задачи традиционными способами.

Создание службы МТО ОсН (АС и МТП) может иметь особое значение для дальнейшего развития всех видов обеспечения в интересах сил специальных операций, Воздушно-десантных войск (ВДВ), группировок войск (сил) стратегического сдерживания, отдельных группировок войск (сил) и элементов боевого порядка, решающих задачи на отдельных направлениях (в районах) в отрыве от главных сил, в особых условиях, в районах Крайнего Севера и Арктической зоны, а также войск национальной гвардии Российской Федерации и других.

На основе предложенной службы целесообразно сформировать подсистему ОсН в составе системы МТО ВС РФ.

В основу функционирования предложенной подсистемы ОсН целесообразно положить следующие принципы: тесное взаимодействие с воинскими формированиями боевого (оперативного), морального-психологического и медицинского обеспечения; осуществление мониторинга обстановки не только по МТО, но и в интересах подготовки и проведения мероприятий (действий) по всем другим видам обеспечения, опирающимся на возможности системы МТО по под-

возу материальных и технических средств (МТС); мониторинг обстановки через органы управления повседневной деятельностью, а также пункты управления соединений и воинских частей как в мирное, так и в военное время; осуществление круглосуточного боевого дежурства службой АС и МТП в мирное и военное время (рис. 1).

На основе декомпозиции общих задач службы МТО ОсН (АС и МТП) выделены первоочередные задачи материально-технической поддержки (табл. 1) в интересах последующего формирования матрицы множества сценариев применения подразделений службы МТО ОсН (АС и МТП).

Первоочередные задачи материально-технической поддержки целесообразно объединить по общему для них всех признаку: потребности в экстренной доставке грузов в малых объемах большому количеству адресатов. Поэтому одно из направлений совершенствования, например, процессов подвоза и эвакуации, в рамках построения службы МТО ОсН (АС и МТП) связано с созданием в составе системы МТО (тылового и технического обеспечения) подсистемы (системы) экстренной доставки (СЭД) воинским частям и подразделениям

Службу МТО ОсН (АС и МТП) целесообразно подчинить в мирное и военное время заместителям командующих

объединениями по МТО (заместителям командиров соединений и воинских частей по тылу), она предназначена для быстрой реакции в интересах решения первоочередных и приоритетных задач, а также профилактики аварий и критических ситуаций.

Общие задачи службы МТО ОсН (АС и МТП)

Экстренная доставка материальных и технических средств в труднодоступные районы

Аварийно-спасательные работы (действия) В условиях (средах), опасных ятя человека

Действия (работы) по профилактике и предотвращению критических ситуаций

Адресное обеспечение фузами в малых объемах соединении, воинских частей и подразделений, оснащенных высокотехнологичными ВВСТ, в том числе робото-техпическими комплексами военного назначения (РТК ВН)

Экстренная доставка к местам применения (районам) ЗИП и другого оборудования для ремонтных бригад, команд, 1рупп, отрядов и т. п. для ускоренного восстановления ВВС'Г в местах выхода из стоя

Экстренная доставка (развозка) высокоточных ракет, боеприпасов, Р'ГК В! I в интересах их массированного и целенаправленного применения

Рис. 1. Общие задачи службы МТО ОсН (АС и МТП)

Таблица 1

Первоочередные задачи материально-технической поддержки

Виды обеспечения Первоочередные задачи подразделений службы МТО ОсН (АС и МТП)

Ракетно-техническое Своевременная подготовка ракет к боевому применению. Доставка ракет войскам

Артиллерийско-техническое Эвакуация и восстановление РАВ

Танко-техническое Эвакуация и восстановление БТ техники

Автотехническое Эвакуация и восстановление АТ техники

Инженерно-техническое Эвакуация и восстановление средств инженерного вооружения

Техническое обеспечение РХБ защиты Восстановление вооружения и средств РХБЗ

Техническое обеспечение связи и АСУ Восстановление средств связи и АСУ

Техническое обеспечение по службам тыла Восстановление технических средств служб тыла

Метрологическое Восстановление измерительной техники

Продолжение таблицы 1

Виды обеспечения Первоочередные задачи подразделений службы МТО ОсН (АС и МТП)

Специальные виды технического обеспечения 1. Обеспечение средствами вооружения, специальной техникой, оборудованием и имуществом. 2. Восстановление вооружения, специальной техники, оборудования и имущества

Материальное 1. Обеспечение ракетно-артиллерийским вооружением, боеприпасами, артиллерийско-техническим имуществом, средствами боевой экипировки военнослужащих. 2. Обеспечение АТ техникой и имуществом. 3. Обеспечение средствами инженерного вооружения: инженерной техникой, инженерными боеприпасами, инженерным имуществом. 4. Обеспечение вооружением, средствами РХБЗ, в том числе огнесмесями и аэрозолями. 5. Обеспечение техникой связи и АСУ 6. Обеспечение техническими средствами служб тыла. 7. Обеспечение измерительной техникой и военно-техническим имуществом метрологической службы. 8. Организация заправки военной техники горючим. 9. Осуществление контроля качества ГСМ. 10. Организация применения полевых магистральных трубопроводов (ПМТ). 11. Организация питания личного состава. 12. Организация банно-прачечного обслуживания личного состава

Транспортное 1. Развертывание, эксплуатация и содержание военных автомобильных дорог (ВАД). 2. Техническое прикрытие и восстановление ВАД, строительство разборных (наведение наплавных) автодорожных мостов на ВАД взамен разрушенных противником. 3. Организация движения автомобильных колонн по ВАД и дорожно-комендантской службы. 4. Развертывание и эксплуатация полевых магистральных трубопроводов. 5. Техническое прикрытие (дублирование, временная замена поврежденных участков) мостовых переходов. 6. Техническое прикрытие и восстановление используемых в интересах войск (сил) железнодорожных (ж/д) направлений. 7. Увеличение пропускной способности используемых ж/д направлений и развитие ж/д станций под распорядительные и выгрузочные. 8. Строительство ж/д участков, обходов, ж/д узлов и ж/д мостов на них. 9. Заграждение и разграждение головных участков, используемых ж/д направлений и др.

Квартирно-эксплуатационное 1. Доставка, развертывание и обеспечение функционирования оборудования полевого размещения войск (сил)

Инженерно-аэродромное 1. Подготовка подъездных путей к аэродромам. 2. Содержание аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности. 3. Проведение инженерно-технических мероприятий по повышению живучести авиации на аэродромах, маскировка мест стоянки летательных аппаратов (ЛА). 4. Устройство заграждений по прикрытию аэродромов и их разминирование. 5. Выполнение инженерно-технических мероприятий по ликвидации последствий ударов противника по аэродромам и др.

Продолжение таблицы 1

Виды обеспечения Первоочередные задачи подразделений службы МТО ОсН (АС и МТП)

Аэродромно-техническое 1. Подготовка аэродромов, аэродромных сооружений и специальной автомобильной техники к обеспечению полетов. 2. Обеспечение ЛА горючим, авиационными средствами поражения (АСП), специальными газами, электроэнергией и другими материальными средствами. 3. Организация питания и бытового обслуживания личного состава на аэродромах. 4. Эвакуация ЛА, потерпевших аварию или совершивших вынужденную посадку в районе аэродромов. 5. Доставка на аэродромы запасов конструкций и строительных материалов для их восстановления

Ветеринарно-санитарное 1. Проведение мероприятий ветеринарно-санитарной службы по защите личного состава от ОМП и болезней, общих для человека и животных. 2. Проведение ветеринарно-профилактических, проти-воэпизоотических и лечебных (для штатных войсковых животных) мероприятий в войсках (силах) и районах их размещения (базирования, действий). 3. Обеспечение войск (сил) ветеринарными лекарственными препаратами, ветеринарно-санитарным оборудованием и имуществом и другие задачи

остродефицитных (по времени) материальных и технических средств.

Эти средства должны доставляться хотя бы в минимально необходимых объемах в ограниченные несколькими часами сроки в критических для соответствующих видов обеспечения ситуациях. Очевидно, что создание СЭД и ее функционирование в критических в тыловом и техническом отношении ситуациях боевой обстановки невозможно без формирования навигационного поля как совокупности действий и мероприятий, входящих в информационное обеспечение. Поэтому построение и развитие СЭД должно тесно увязываться с этапами становления и развития ГЛОНАСС.

В основу СЭД как аварийно-спасательной структуры могут быть положены как наземные, так и воздушные транспортные средства, призванные обеспечивать подвижность мобильных структур МТО, резервов материальных и технических средств, заблаговременно подготав-

ливаемых для экстренной транспортировки (доставки).

Наземные подразделения МТП могут представлять собой транспор-тно-боевые подразделения (ТБП). Они должны иметь легкобронированную автомобильную технику высокой проходимости, средства связи, аппаратуру автоматизированной системы управления (АСУ), ГЛОНАСС, подразделения боевого сопровождения и охранения, а также штатные отряды обеспечения движения. Их обоснование и разработка представляют собой отдельное направление исследования.

В представленной статье речь идет в первую очередь о вертолетах, как пилотируемых, так и беспилотных (грузовых беспилотных летательных аппаратах — ГрБПЛА). Только они сегодня способны вертикально взлетать (совершать посадку), брать грузы на внешнюю подвеску, обеспечивая воздушную составляющую системы МТО.

Считается, что для повышения эффективности применения вертолетов и ГрБПЛА потребуется модернизация

специального оборудования и снаряжения, в числе которых могут быть роликовые полы, специальные тельферы, подвесные системы, унифицированные средства погрузки, специальные пакеты и контейнеры для грузов.

Однако отдельные технические меры не могут считаться достаточными. Исследования показывают, что необходима система мероприятий, способная обеспечить резкое снижение затрат времени на всех этапах экстренной доставки как воздушными, так и наземными транспортными средствами.

Известно, что вертолеты могут обеспечить сокращение лишь времени транспортировки. Для сокращения времени всего цикла обеспечения войск материальными и техническими средствами потребуется системное внедрение инновационной транспортно-складской (стационарной и полевой) технологии. В основу новой технологии должны быть положены новые возможности по точному определению местоположения как воинской части (подразделения) заказчика доставки, так и всех элементов системы доставок.

Уже сейчас необходимо отрабатывать новые подходы к доставке остродефицитных грузов, вооружения и военной техники (в том числе высокоточных боеприпасов, ракет, БПЛА и др.) в небольших объемах на внешней подвеске вертолетов, ГрБПЛА и транс-портно-боевыми подразделениями вне основных подготавливаемых и содержащихся наземных коммуникаций. Важно формировать необходимую инфраструктуру (быстро развертываемые площадки, средства подвески, средства для хранения и для перевозки материальных средств, заправки горюче-смазочными материалами (ГСМ), оборудования ремонтно-восстанови-тельных органов и пр.). Необходимо отрабатывать перспективные методы хранения, автоматизированного учета,

поиска, доставки, погрузки и разгрузки грузов, а также автоматизированного управления всем процессом экстренных доставок в реальном масштабе времени с учетом быстро меняющейся обстановки.

Построение и функционирование СЭД потребуют решения новых для органов управления МТО (тылом и техническим обеспечением) задач. Среди них могут быть задачи моделирования оперативной и тактической обстановки по экстренным доставкам, под которой понимается предполагаемый или сложившийся в тот или иной период (момент) времени комплекс критических ситуаций, вызывающих необходимость их разрешения экстренными доставками и применением (использованием) определенных объектов. При решении задач моделирования потребуется учитывать уровень опасности возникновения критических ситуаций, возможностей по выполнению задач экстренной доставки, динамику оперативного реагирования на критические ситуации экстренной доставкой грузов и команд (подразделений, специализированных групп и пр.).

На возрастание напряженности оперативной обстановки по экстренным доставкам может оказывать влияние ряд факторов. Вот некоторые из них: усложнение условий оперативно-тактико-тыловой (технической) обстановки; рост в зоне ответственности СЭД количества адресатов (получателей) экстренных доставок, особенно адресатов повышенного внимания; увеличение среднего уровня потребности в ресурсе СЭД на один адресат; большая удаленность адресатов экстренной доставки от районов размещения (площадок базирования) подразделений СЭД; снижение количественных и качественных характеристик резервов материальных (технических) средств и специальных команд (групп, от-

рядов), содержащихся в готовности (или заявленных) к экстренной доставке адресатам; снижение эффективности мероприятий, основывающихся на экстренной доставке.

Для разрядки напряженности обстановки по экстренным доставкам может потребоваться проведение комплекса специально ориентированных мероприятий. Важное место среди них могут занимать: выделение значительного летного ресурса вертолетов и ГрБПЛА, а также ресурса ТБП; повышение боевого напряжения выделенных для действий в составе СЭД вертолетных, ГрБПЛА и транс-портно-боевых подразделений; улучшение качественных характеристик резервов материальных (технических) средств, групп, отрядов, команд, ре-монтно-восстановительных органов, применяемых (действующих) в критических ситуациях; выбор маршрутов экстренной доставки грузов или команд для выполнения нескольких задач в одном вылете (рейсе); снижение протяженности холостых пролетов (пробегов); целенаправленная работа по достижению минимума затрат времени на организацию и выполнение задач экстренных доставок; оснащение формирований СЭД новыми летательными аппаратами (в том числе ГрБПЛА) и наземными транспорт-

ными средствами с повышенными возможностями; увеличение объема профилактической боевой работы по снижению уровня опасности возникновения критических ситуаций.

Для оценки целесообразности и возможности построения СЭД проведено исследование применительно к задаче обеспечения боеприпасами батальонных тактических групп (БТГр). Анализ их возможного применения в современных вооруженных конфликтах (по опыту учений) показал, что быстротечность и маневренность боевых действий повысили интенсивность расхода боеприпасов. Кроме того, рост интенсивности и напряженности боевых действий вызвал сокращение сроков на подготовку БТГр к предстоящим боевым действиям. Это, в свою очередь, увеличило зависимость боевых возможностей БТГр от своевременности доставки боеприпасов подразделениям. При этом расчеты показали, что объем расходуемых основных боеприпасов (45,0—60,0 т) сопоставим с возможной грузоподъемностью группы (эскадрильи) ГрБПЛА перспективной системы экстренных доставок остродефицитных материальных средств (табл. 2).

Основные звенья системы экстренных доставок остродефицитных материальных средств грузовыми

Таблица 2

Основные типы и грузоподъемность предлагаемого штата подразделения грузовых БПЛА

Грузовые БПЛА Кол-во, ед. Грузоподъемность, т Общая грузоподъемность, т

до 1,0 т от 1,1 до 4,0 от 4,0 до 6,0

Эскадрилья грузовых БПЛА

Легкий 8 8,0 8,0

Средний 6 24,0 24,0

Тяжелый 4 24,0 24,0

Итого: 18 8,0 24,0 24,0 56,0

БПЛА, предлагаемой к созданию, должны включать (рис. 2): группу управления СЭД (анализа критических ситуаций в системе МТО); подразделения ГрБПЛА для выполнения задач по экстренным доставкам грузов (из состава полка беспилотной авиации военного округа); роту материального обеспечения (особого назначения), состоящую из трех взводов специальных автомобилей, осуществляющих подвоз подготовленных для транспортировки по воздуху грузов к местам их погрузки (подцепки) в (к) ГрБПЛА; трех такелажных отделений и логистического центра. Именно подразделение ГрБПЛА связывает оперативное звено МТО с адресатами при возникновении потребности в экстренной доставке остродефицитных по времени материальных средств.

Успешное выполнение задач подразделениями ГрБПЛА во многом зависит от порядка размещения сил и средств системы экстренных доставок, в том числе в районе обрмто(г). Основными являются три варианта размещения:

первый — ормо(ОсН) (специальное автомобильное подразделение с маневренными резервами материальных средств, такелажное подразделение и логистический центр) находятся в районах размещения оавтб, подразделение ГрБПЛА — в районе размещения обрмто(г,а) ближе к резервам материальных средств с высоким приоритетом (рис. 3);

второй — ормо(ОсН) (специальное автомобильное подразделение с маневренными резервами материальных средств, такелажное подразделение и логистический центр) находятся в районах размещения оавтб, подразделение ГрБПЛА — за пределами района размещения обрмто(г,а), но ближе к резервам материальных средств с высоким приоритетом (рис. 4);

третий — специальное автомобильное подразделение с маневренными резервами материальных средств и подразделение ГрБПЛА находятся в одном районе, такелажное подразделение и логистический центр находятся в районах размещения оавтб (рис. 5).

Группу управления СЭД (группу анализа критических ситуаций в системе МТО) во всех вариантах размещения подразделений СЭД необходимо размещать на пункте управления МТО группировки войск (сил) (ГрВ(с)).

Серьезными недостатками первого и второго вариантов являются большие затраты времени на транспортировку груза специальным автомобильным подразделением к площадкам материального обеспечения для сцепки с грузовыми БПЛА.

Условия работы подразделений системы экстренных доставок значительно улучшаются при размещении специальных автомобильных подразделений с маневренными резервами различных видов материальных средств на небольшом удалении от площадок материального обеспечения (третий вариант).

В этом случае улучшаются условия для организации взаимодействия, облегчается управление, сокращаются затраты времени на выполнение основных работ.

Размещение в одном районе специального автомобильного подразделения с маневренными резервами материальных средств, такелажного подразделения и логистического центра для подготовки и доставки грузов к местам их сцепки с ГрБПЛА положительно сказалось бы на управлении этими подразделениями, организации их охраны и обороны, позитивно повлияло бы на проведение тактико-специальной подготовки личного состава, высокий уровень которой имеет большое значение для выполнения

Рис. 2. Структурная модель системы экстренной доставки остродефицитных материальных средств средствами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вертолетных подразделений и подразделений грузовых БПЛА

£ И № й М И

й а ц Е о

и»!

Ш

ГоВ(с)

ПУМТО

Рис. 3. Размещение подразделений системы экстренных доставок материальных средств. Специальное автомобильное подразделение с маневренными резервами материальных средств, такелажное подразделение и логистический центр находятся в районах размещения оавтб, подразделение ГрБПЛА — в районе размещения обрмто(г,а) ближе к резервам материальных средств с высоким приоритетом (Вариант № 1)

ГрВ(с)

Су

ПУМТО

Рис. 4. Размещение подразделений системы экстренных доставок материальных средств. Специальное автомобильное подразделение с маневренными резервами материальных средств, такелажное подразделение и логистический центр находятся в районах размещения оавтб, подразделение ГрБПЛА — за пределами района размещения обрмто(г,а), но ближе к резервам материальных средств с высоким приоритетом (Вариант №2)

ГрВ(с)

Су

ПУМТО

Рис. 5. Размещение подразделений системы экстренных доставок материальных средств. Специальное автомобильное подразделение с маневренными резервами материальных средств и подразделение ГрБПЛА находятся в одном районе, такелажное подразделение и логистический центр находятся в районах размещения оавтб (Вариант №3)

совместных работ личным составом различных подразделений.

При этом создавались бы благоприятные условия для их всестороннего обеспечения, для наведения ГрБПЛА на площадку материального обеспечения.

Автомобильные подразделения системы экстренных доставок могут быть созданы за счет штатной численности батальонов обрмто(г). Перераспределение не вызовет увеличения количества личного состава и автомобилей в бригаде.

Важное значение для организации экстренных доставок остродефицитных материальных средств имеет определение пунктов доставки (площадок приема материальных средств от ГрБПЛА), которые целесообразно иметь в непосредственной близости от подразделений обеспечения, входящих в состав адресатов экстренных доставок грузов (БТГр).

Считаем, что эти исследования необходимо продолжать в направлении дальнейшего развития приемов и способов тактических действий воинских частей и подразделений видов и родов войск, а также специальных войск в целях развития теории и практики

преодоления критических ситуаций, связанных с необходимостью экстренных доставок остродефицитных по времени материальных и технических средств. Наличие в руках командования нового механизма разрешения критических ситуаций позволит с большей эффективностью применять соединения, воинские части и подразделения, полнее реализуя их боевые возможности. Достижение этой цели вполне оправдывает необходимость дальнейших обоснований, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и включение в программу вооружения и гособоронзаказ грузовых беспилотных летательных аппаратов. Это позволит сформировать новое перспективное направление современного развития системы МТО ВС РФ, связанное с созданием новой службы аварийно-спасательной и материально-технической поддержки.

«Современная структура системы МТО, обученность специалистов и приобретенные ими практические навыки дают основание рассчитывать на то, что ... задачи будут решены своевременно и с приемлемым качеством»7.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сержантов А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к современному // Военная Мысль. 2021. № 1. С. 45—56.

2 Зарудницкий В.Б. Характер и содержание военных конфликтов в современных условиях и обозримой перспективе // Военная Мысль. 2021. № 1. С. 34—44.

3 Степшин М.П., Аниконов А.Н. Развитие вооружения, военной и специальной техники и их влияние на характер будущих войн // Военная Мысль. 2021. № 12. С. 35—43.

4 Савельев В.П. Управление войсками в критической ситуации // Военная Мысль. 1986. № 7. С. 14—21.

5 Бувальцев И.А., Абдрашитов О.А., Гарвард А.В. Развитие тактики в современных условиях // Военная Мысль. 2021. № 10. С. 30—37.

6 Дульнев П.А., Сычев С.А., Гарвардт А.В. Основные направления развития тактики Сухопутных войск (по опыту вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе) // Военная Мысль. 2021. № 11. С. 49—62.

7 Булгаков Д.В. Система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации — надежный гарант их боеспособности // Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. 2021. № 1. С. 5—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.