Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2238
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / ЛОГИСТИКА / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LOGISTICS / ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / SUPPLIES / LOGISTICAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серба Владимир Яковлевич, Грачев Владислав Владимирович

Рассмотрено современное состояние системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, вскрываются проблемы, существующие в данной системе, и предлагаются возможные пути их решения по отдельным видам материально-технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Серба Владимир Яковлевич, Грачев Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LOGISTICAL SUPPORT OF RF ARMED FORCES: PROBLEMS AND AREAS

The present-day state of logistical support of the RF Armed Forces is considered. The problems existing in this system are revealed. The possible ways of their solution are suggested for some types of logistical support.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВСЕСТОРОННЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК (СИЛ)

Проблемы и направления совершенствования системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации

Полковник в отставке В.Я. СЕРБА, доктор военных наук

Подполковник В.В. ГРАЧЕВ, кандидат экономических наук

АННОТАЦИЯ. Рассмотрено современное состояние системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, вскрываются проблемы, существующие в данной системе, и предлагаются возможные пути их решения по отдельным видам материально-технического обеспечения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Вооруженные Силы, материально-техническое обеспечение, запасы материальных средств, логистика, аутсорсинг.

SUMMARY. The present-day state of logistical support of the RF Armed Forces is considered. The problems existing in this system are revealed. The possible ways of their solution are suggested for some types of logistical support.

KEYWORDS: Armed Forces, logistics, supplies, logistical infrastructure, outsourcing.

МИРОВОЕ развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Военная политика Российской Федерации (РФ) направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил (ВС), других силовых министерств и ведомств, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Современная геополитическая обстановка требует от государства строительства военной организации, способной сдерживать, а при необходимости и эффективно отражать существующие и прогнозируемые угрозы. Обеспечение военной безопасности страны напрямую зависит от уровня развития экономических, военно-экономических, общественно-политических систем государства, а также от доктри-нально-правовой базы, определяющей основные понятия и систему официальных взглядов на защиту национальных интересов Российской Федерации военными средствами.

Важной задачей государственной политики в сфере обороны и безопасности является укрепление экономической подсистемы самой воен-

ной организации, основу которой составляет система материально-технического обеспечения (СМТО), находящаяся в ведении Минобороны России. Функционирующая в современных условиях СМТО военной организации государства — самая масштабная из обеспечивающих государственные институты систем. Она предназначена для выполнения комплекса мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военных потребителей и включает большое количество структурных элементов: органы военного управления; центры материально-технического обеспечения; соединения, части и подразделения материально-технического обеспечения. Взаимодействие между элементами системы организовано и осуществляется: в масштабах Вооруженных Сил — через штаб, департаменты и главные управления, в округах — через соответствующие управления и службы1.

В результате проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) реформ была создана принципиально новая единая, интегрированная система материально-технического обеспечения. Она организационно продолжает совершенствоваться. Проведена широкомасштабная оптимизация ее структур во всех звеньях, изменились схемы обеспечения, формируются крупные логистические центры, внедрена система аутсорсинга, проведены мероприятия по повышению эффективности материального, транспортного, технического, вете-ринарно-санитарного обеспечения, эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ. Совершенствуется управление материально-техническим обеспечением (МТО)2.

Проведенные учения и командно-штабные тренировки показали, с одной стороны, целесообразность принятых решений и проведенных мероприятий, с другой — выявили ряд проблемных вопросов.

Анализ опыта локальных войн, вооруженных конфликтов, учебной практики войск (сил) показывает, что роль МТО в среднесрочной перспективе будет возрастать.

В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил3.

Материально-техническое обеспечение — составная часть всестороннего обеспечения военных действий войск и заключается в проведении командующими, штабами, службами и соединениями МТО организационно-практических мероприятий. Оно организует-

1 Современное состояние, проблемы и направления совершенствования системы материально-технического (ресурсного) обеспечения силовых министерств и ведомств / В.В. Грачев, А.Х. Курбанов // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра: сб. статей II Международная научно-практич. конф., г. Пермь, 18 окт. 2016. Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2016. С. 83—87; Целыковских А.А., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях // Управленческое консультирование: научно-практический журнал. 2014. № 12(72). С. 16—28.

2 Проблемы и направления совершенствования системы материально-технического обеспечения ВС РФ / А.А. Целыковских // Проблемы и пути совершенствования системы материально-технического обеспечения: сб. докладов и статей на Пленарном заседании меж-вуз. научн.-теорет. конф., г. Санкт-Петербург, 11 апр. 2014. СПб.: ВА МТО, 2014. С. 5—16; Современное состояние, проблемы и направления совершенствования системы материально-технического (ресурсного) обеспечения силовых министерств и ведомств / В.В. Грачев, А.Х. Курбанов.

3 Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № Пр-2976 // Российская газета. 2014. 30 дек. № 6570 (298).

ся и осуществляется органами управления и должностными лицами во всех видах деятельности войск, в тесном взаимодействии с боевым обеспечением4.

Целью МТО является бесперебойное удовлетворение потребностей войск (сил) в необходимых видах материальных средств и поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению (использованию).

Заслуживают внимания основные проблемные вопросы в СМТО и возможные пути их решения5. За прошедший период (2012—2016) при реформировании СМТО ВС РФ в подсистеме материального обеспечения войск (сил) выполнялись следующие мероприятия: оптимизировалось количество, изменялись нормы эшелонирования запасов материальных средств, реформировались системы накопления, хранения и их эшелонирования, создавались новые организационно-штатные структуры.

Основным мероприятием реформирования системы хранения (содержания) запасов материальных средств послужило создание Центров материально-технического обеспечения (ЦМТО) военных округов (флотов) и сокращение общего количества объектов. Вместе с этим возникла проблема — сокращение подвижной части запасов в общей структуре их эшелонирования от войскового звена до ЦМТО.

Для решения указанной проблемы можно предложить несколько путей:

первый — бесперегрузочная доставка материальных средств от ЦМТО до войск;

второй — включение в состав бригад МТО мирного времени складов с функцией содержания дополнительных запасов материальных средств.

Проблема подвижности запасов материальных средств имеет еще один аспект. Созданные в последнее время ЦМТО являются стационарными инфраструктурными объектами военного округа (флота). В данном случае отрыв войск от стационарных складов ЦМТО может достигать нескольких сотен километров. Возможности бригад МТО со складами будут резко снижены вследствие многократного увеличения плеча подвоза. При этом возникает вопрос обеспечения войск за счет местной экономической базы или наличия между бригадами МТО и складами ЦМТО дополнительных структурных органов с запасами материальных средств. Такими органами могут стать подвижные модули ЦМТО. Их главной задачей должно быть последовательное выдвижение и развертывание на требуемых направлениях (районах) необходимых сил и средств МТО, в первую очередь — запасов боеприпасов, горючего, военно-технического имущества. Их состав может включать штатную группу управления, подразделения связи, а также подвижные отделения трех-четырех складов. Таких модулей в составе ЦМТО в зависимости от особенностей ТВД может быть один-два.

Рассматривая совершенствование управления материального обеспечения уже сегодня необходимо осуществить разработку новых методик оперативного расчета потребности в материальных средствах и

4 Организация материально-технического обеспечения частей и подразделений: учебник / А.А. Говоров, А.В. Садовов, В.И. Бабенков и др.; под ред. В.П. Югина. Вольск: ВВИМО, 2014.

5 Проблемы и направления совершенствования системы материально-технического обеспечения ВС РФ / А.А. Целыковских.

адаптировать существующие методы к современным средствам автоматизации. Это приобретает особо важное значение в современных условиях, когда боевые действия будут иметь высокоманевренный характер, возможны серьезные нарушения управления МТО.

Наиболее приемлемыми способами решения указанной проблемы можно предложить:

Комплектный способ. Сущность его заключается в том, что исчисление потребности в материальных средствах производится в сутко-ком-плектах, которые рассчитываются заранее, в мирное время на основе войсковой единицы: батальон, бригада и др.

Беззаявочный способ. Используется в ряде стран НАТО. При этом способе определение потребности в материальных средствах осуществляется суммарно из расчета на одного военнослужащего в сутки.

В связи с реформированием ВС РФ, изменением состава группировок войск (сил) уменьшились среднесуточные и общие потребности материальных средств в операциях (боевых действиях). Однако одновременно с этим резко снизились возможности по доставке материальных средств автомобильным транспортом (ликвидированы автомобильные бригады (автбр) в округах и центре, сокращено количество автомобильных батальонов (автб) в составе военного округа (флота)). Кроме того, в системе материального обеспечения уменьшились возможности по выполнению погрузочно-разгрузочных работ (ПРР). Штатные средства ПРР имеются только на стационарных объектах ЦМТО. В бригадах МТО мирного времени и в батальонах материального обеспечения соединений штатные подразделения ПРР отсутствуют.

Несмотря на реализацию отмеченных выше мероприятий, в СМТО остается ряд нерешенных проблемных вопросов. К основным из них относятся:

первый — сохраняется специализация складской базы, затрудняющая комплексное обеспечение войск (сил);

второй — наличие рисков в бесперебойном и своевременном обеспечении войск (сил);

третий — возможна потеря самостоятельности при выполнении соединениями, частями и организациями задач материального обеспечения мирного времени (аутсорсинг) при переходе к условиям обеспечения военного времени;

четвертый — необходимость совершенствования организационно-штатных структур формирований МТО постоянной готовности (включение складов и подразделений ПРР в оргштатную структуру бригад МТО);

пятый — сложность утилизации некоторых видов материальных средств.

Следует отметить, что существующая система управления МТО военного округа (ВО) (ОСК) не в полной мере отвечает требованиям автоматизации, живучести и оперативности обмена информацией при ведении военных действий.

Целесообразно провести всестороннюю оптимизацию документооборота во всех звеньях системы материально-технического обеспечения ВС РФ. Результатом данной работы может стать утвержденный обновленный перечень документов по управлению МТО, соответствующий принципам и условиям их применения как при традиционных методах работы органов управления, так и в автоматизированной системе.

В связи с созданием ЦМТО возникли определенные трудности при совершенствовании системы управления МТО. Это повлекло за собой целый ряд преобразований во всей логистической цепочке снабжения. Существенно изменяются схемы обеспечения войск (сил) материальными средствами. В организации материального обеспечения войск (сил) наметилось снижение роли начальников служб материально-технического обеспечения ВО.

Необходимо также установить статус начальников довольствующих служб МТО ВО в новых условиях. С одной стороны, они несут ответственность за обеспечение войск (сил) материальными средствами, а с другой — склады с запасами материальных средств подчинены начальнику ЦМТО. Следует четко разграничить права и функции начальников ЦМТО, складов и служб в части касающейся истребования, содержания и выдачи материальных средств. В этой связи представляется целесообразным разработать пилотные пакеты административных, юридических, методических документов, касающихся деятельности ЦМТО и их взаимоотношения с другими органами военного управления МТО ВО.

В соответствии с направлениями развития ВС РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу основными направлениями совершенствования и развития системы МТО до 2025 года можно считать6:

совершенствование и оптимизация органов военного управления, мобильной и стационарной компоненты системы МТО; развитие системы управления МТО войск (сил); поддержание боевой и мобилизационной готовности соединений, воинских частей и организаций МТО;

развитие объектов инфраструктуры МТО; проведение мероприятий военно-технической политики. Кроме этого, с точки зрения логистики к основным направлениям совершенствования и развития системы МТО можно отнести7:

определение оптимального соотношения применения технологий аутсорсинга / инсорсинга;

повышение эффективности взаимодействия органов управления системы МТО, ведомственных логистических подразделений с предприятиями местной экономической базы;

внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих управление логистикой на всех уровнях;

реализация концепции интегрированной логистической поддержки вооружения, военной и специальной техники в течение всего их жизненного цикла;

сокращение «плеча подвоза» продукции военного назначения (материальных средств, поступающих от предприятий промышленности и сельского хозяйства для удовлетворения нужд военных потребителей), устранение избыточных логистических операций;

развитие системы эшелонирования запасов материальных средств; обеспечение современными техническими средствами подразделений МТО, модернизация и развитие этих средств, стоящих на вооружении;

6 Современное состояние, проблемы и перспективы развития системы материально-технического обеспечения ВС РФ / Доклад ЗНШ МТО ВС РФ генерал-майора Н. Гречушкина. М.: Штаб МТО, 2015.

7 Целыковских А.А., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях.

научно-методическое обоснование использования нестандартных подходов для решения внезапно возникающих задач.

Таким образом, развитие СМТО ВС РФ представляет собой сложный непрерывный многоплановый процесс. В условиях повышающихся требований к качеству решения вопросов обеспечения национальной безопасности, санкционной политики Запада в отношении России, корректировки планов дальнейшего развития различных отечественных отраслей, рассмотренные вопросы имеют важное государственное значение8.

Имеющиеся на сегодняшний день проблемы в системе материально-технического обеспечения ВС РФ изложены в самых общих чертах и нуждаются в детальной проработке, например в рамках НИР. Исследования по данным направлениям широко ведутся в отдельных научных организациях ВС РФ, военных ВУЗах, армиях других стран.

Существующая СМТО ВС является дееспособной, самодостаточной и динамично развивающейся, способной выполнять возложенные на нее задачи в полном объеме, как в существующих условиях, так и при прогнозируемых угрозах национальной безопасности РФ9. Совершенствование СМТО, в частности обусловленное необходимостью разрешения имеющихся и вскрытых в данной системе противоречий, будет способствовать повышению ее эффективности по перспективным направлениям развития.

8 Целыковских А.А., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях.

9 Современное состояние, проблемы и перспективы развития системы материально-технического обеспечения ВС РФ/ Доклад ЗНШ МТО ВС РФ генерал-майора Н. Гречушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.