Материально-техническое обеспечение — основа передового присутствия войск (сил) за пределами национальной территории
Полковник запаса А.А. ГОРДОВ, кандидат технических наук
Генерал-майор С.Н. СМОЛИНСКИЙ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
На основании анализа отечественного и зарубежного опыта переброски войск (сил) в кризисные регионы и организации снабжения их материальными средствами для участия в военных действиях за пределами национальной территории разработаны подходы к повышению эффективности мероприятий заблаговременного развертывания сил и средств материально-технического обеспечения.
Межвидовая группировка войск (сил), силы и средства материально-технического обеспечения, местная про-мышленно-экономическая база.
The paper falls back on analysis of domestic and foreign experience in troops/ forces transfer to crisis areas and supply organizing to involve them in combat actions outside the national territory in order to work out ways of deploying in advance logistic support forces and equipment with greater efficiency.
KEYWORDS
Interservice troop/force grouping, forces and assets of logistic support, local industrial and economic base.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
СПОСОБНОСТЬ войск (сил) успешно выполнить стоящие перед ними боевые задачи, начать боевые и другие действия в установленные сроки определяет боевую готовность, которая, в свою очередь, определяется боеспособностью и своевременной подготовкой к предстоящим действиям1.
Необходимость решения задач обеспечения национальных интересов Российской Федерации (РФ) не исключает возможности применения в кризисных районах на удаленных территориях мобильных группировок войск (сил) экспедиционной направленности. При этом результаты анализа характера и содержания военных конфликтов в обозримой перспективе дают основание полагать, что эта тенденция сохранится2. Скоординированная деятельность государства, направленная на осуществление силового сценария решения возникающих проблем, не противоречит оборонительному характеру Военной доктрины РФ, которая в рамках стратегии активной обороны предусматривает проведение комплекса мер по упреждающей нейтрализации угроз национальной безопасности3.
Кроме того, в условиях обостряющейся внешней политической обстановки РФ принимает активное участие в развитии коллективной безопасности стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), путем консолидации усилий и ресурсов государств — ее членов. Это накладывает на РФ определенные договором обязательства по возможному использованию своих вооруженных сил в составе Войск (Коллективных сил) ОДКБ (В(Кс) ОДКБ) за пределами национальной территории.
В качестве приоритетов развития военной составляющей ОДКБ определены: совершенствование состава и повышение готовности к выполнению задач В(Кс) ОДКБ, модернизация
ее систем управления и всестороннего обеспечения4. В интересах этого осуществляется деятельность уставных и рабочих органов ОДКБ, в том числе в вопросах развития системы материально-технического обеспечения (МТО). К настоящему времени сформированы органы управления МТО объединенного штаба ОДКБ, созданы силы и средства МТО коалиционной группировки В(Кс) ОДКБ в границах регионов коллективной безопасности, а также запасы материальных средств, необходимых для обеспечения их формирования5.
Вместе с тем предъявляемые к системе МТО требования упреждающего по отношению к войскам (силам) развертывания своих сил и средств6, а также многокомпонентность и вариативность применения структурных элементов определяют необходимость дальнейшей работы по ее совершенствованию7.
По этой причине для максимально результативного применения войск (сил), действующих как в составе В(Кс) ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе, так и самостоятельно на удаленных территориях в кризисных районах, необходимо учитывать отечественный и зарубежный опыт проведения различных операций, в которых полноценная группировка сил и средств МТО (до 2010 г. — тылового обеспечения) заблаговременно приступала к развертыванию своей стационарной и мобильной составляющей.
Уникальной по своему масштабу, скрытности и удаленности от национальной территории можно считать операцию по переброске в 1962 году советских войск на Кубу (кодовое на-
звание «Анадырь»). Это обосновывалось необходимостью предотвратить вооруженную агрессию США на остров Свободы и противопоставить советские ракеты с ядерными боеголовками американским, развернутым в Италии и Турции.
Общая численность передислоцируемых на расстояние более 10 тыс. км войск (сил) составляла до 44 тыс. военнослужащих и до 3 тыс. человек гражданского персонала8'9. За четыре месяца необходимо было доставить на Кубу свыше 230 тыс. тонн материально-технических средств, включая ракеты в ядерном снаряжении10.
Согласие кубинской стороны на осуществление операции «Анадырь» позволило заблаговременно до прибытия основных войск сформировать на острове Свободы группу советских войск, имеющую в своем составе части (подразделения) тылового обеспечения: полевой хлебозавод, три госпиталя на 600 койкомест, санитарно-противоэпидемический отряд, роту обслуживания перевалочной базы, 7 складов11. Для организации и координации перевозок в Гаване была создана Комендатура военных сообщений 1-го разряда.
Переброска на Кубу основной группировки советских войск морем производилась на 85 грузовых и пассажирских судах торгового флота из портов Балтийского, Черного и Баренцева морей (Кронштадт, Лиепая, Балтийск, Севастополь, Феодосия, Николаев, Поти, Мурманск), где размещались группы тылового обеспечения по отправке войск12.
Соединения и части, направляемые на Кубу, формировались из войск различных военных округов, например, мотострелковые полки были выделены из Ленинградского военного округа, а танковые подразделения — из Киевского военного округа. Это обстоятельство оказывало существенную нагрузку на железнодорож-
ную инфраструктуру страны, так как для перебазирования к месту погрузки в порту только одного ракетного полка в зависимости от типа ракетного комплекса, которым он был вооружен, требовалось 17—18 железнодорожных эшелонов13.
Погрузка производилась в обстановке повышенной секретности. О пункте разгрузки не сообщалось даже старшим офицерам. Все военнослужащие были переодеты в штатскую одежду.
На погрузку одного морского транспорта с вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ), продовольствием и медикаментами с использованием портовых и судовых кранов в среднем уходило 2—3 суток. Тяжелая военная техника грузилась ночью — в нижние трюмы, автомобили и тракторы днем — на верхнюю палубу, под видом сельскохозяйственных машин. Для перевозки морским транспортом одной дивизии ПВО требовалось 12 судов водоизмещением от 15 до 17 тыс. тонн, а мотострелкового полка — 3 грузовых и 2 пассажирских судна14,15. Всего за время операции «Анадырь» судами торгового флота было совершено в общей сложности 183 рейса16,17.
Транспортировка войск осуществлялась следующим образом: в первый эшелон назначались соединения (части) общего назначения и обеспечения, а во втором следовали ракетные части с вооружением.
Такая организация перевозки в совокупности с упреждающим развертыванием на Кубе частей (подразделений) тыла позволила заблаговременно до прибытия ракетных полков создать систему тылового обеспечения советской группировки войск (сил) (ГВ(с)), которая незамедлительно приступила к осуществлению своих функций. С использованием бетонных плит, привезенных из Советского Союза, возводились позиционные районы
для размещения ракет с ядерными боеголовками, строились хранилища для ракет и боеприпасов, площадки размещения вооружения и техники с выполнением мероприятий оперативной маскировки. Разворачивались стационарные и мобильные силы и средства тылового обеспечения. За первые месяцы к боевым порядкам войск было проложено 350 км шоссейных и грунтовых дорог, подъездных путей, из портов было подве-
зено около 300 тыс. тонн различных грузов, а на складах созданы трехмесячные запасы продовольствия и горючего18.
В результате колоссального объема проделанной работы в установленные сроки и относительно скрытно на Кубу была не только переброшена, но и развернута для боевого применения 42-тысячная группировка советских войск с большим количеством ВВСТ (рис. 1).
Рис. 1. Схема размещения советских войск на Кубе в период Карибского кризиса
Реализация плана операции «Анадырь» является образцом высокого военного искусства, которого до этого не знала ни одна армия в мире. Успех операции во многом зависел от слаженных действий всех звеньев органов управления Тыла Вооруженных Сил СССР, которым удалось решить сложнейшие задачи по формированию и транспортировке межвидовой группировки войск на огромное расстояние, обеспечению ее всеми необходимыми материально-техническими средствами для участия в военных действиях за пределами национальной территории.
Рассматривая вопросы совершенствования МТО войск (сил) на удаленных территориях, нельзя оставить без внимания особенности тылового
обеспечения Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан (ДРА) в период с 1979 по 1989 год.
Сложившееся отношения между СССР и ДРА не позволили осуществить упреждающее по отношению к войскам развертывание группировки тыла, сил и средств технического обеспечения на территории Афганистана.
Вместе с тем в период подготовки советских войск к вводу в Афганистан вблизи границы была создана автономная эшелонированная и жизнеспособная система тылового обеспечения. С этой целью проводились масштабные подготовительные мероприятия по сосредоточению необходимых запасов материальных средств
на окружных складах Туркестанского военного округа и их полевых отделениях, развернутых в районах Термез и Кушка, которые в период выдвижения войск в назначенные районы работали круглосуточно.
Окружные склады горючего, задействованные для обеспечения ввода войск, на маршрутах выдвижения по территории СССР осуществляли массовую заправку техники с использованием полевых заправочных пунктов. Кроме этого, включение в состав колонн тыла соединений и частей окружного автотранспорта подвоза повышало возможности по обеспечению горючим и продовольствием, сокращало время на дозаправку техники и прием пищи личного состава.
В дальнейшем при развертывании системы тылового обеспечения на территории ДРА становилось очевидным, что для устойчивого обеспечения войск горючим и другими материальным средствами необходимо в срочном порядке наращивать группировку тыла, увеличить вместимость складов горючего перевалочных баз и обустраивать сеть войсковых складов.
Война в Афганистане позволила получить советским войскам фактически первый значительный опыт подготовки ведения операций и боев против иррегулярных вооруженных формирований в условиях горнопустынной местности. Новым в оперативном искусстве стали операции, проводившиеся ограниченными силами для решения частных оперативных задач.
Принципиальное влияние на тыловое обеспечение таких операций оказывала автономность действий созданных группировок войск на территории, как правило, контролируемой противником. Боевые действия в масштабе соединений и частей проводились на удалении от 10 до 100 км,
а иногда и более от пунктов постоянной дислокации19. Это, в свою очередь, требовало создания соответствующих сил и средств тыла, способных в течение достаточно длительного времени осуществлять свои функции в отрыве от основных органов снабжения и ремонта, оставшихся в пунктах постоянной дислокации воинских частей.
В условиях часто и непредсказуемо меняющейся боевой обстановки особенно остро стоял вопрос удовлетворения потребности войск в боеприпасах. Отработанная система обеспечения боеприпасами планируемых боевых действий представляла собой сочетание возимых нормативных и дополнительных запасов, составляющих основу автономности группировок войск, с запасами на ближайших стационарных складах, а при осуществлении крупных операций, проводимых в масштабе армии — базовых районах тыла, содержащих необходимые запасы материальных средств.
Кроме этого, действовало негласное правило, в соответствии с которым командиры ближайших войсковых частей к району проведения операции были обязаны обеспечивать боеприпасами войска, ведущие боевые действия, без каких-либо дополнительных согласований и ограничений.
Негативное влияние на тыловое и техническое обеспечение войск оказывала большая рассредоточенность войск на обширных горных пространствах Афганистана. Характерным для всего контингента советских войск являлось расположение частей и подразделений, например одного мотострелкового соединения, на огромной площади (до 45 тыс. кв. км) почти по 70 гарнизонам, из которых около 60 составляли опорные пункты на охраняемых коммуникациях и объектах (трубопроводах, участках дорог и других объектах)20,21.
Это обстоятельство существенным образом осложняло решение задач
обеспечения надежности и восстановления ВВСТ. Для осуществления указанных мероприятий в рассредоточенных малочисленных подразделениях использовались специально создаваемые комплексные группы ремонта и эвакуации, задачей которых являлось оказание технической помощи экипажам ВВСТ, оперативная эвакуация техники в места укрытий и проведение работ по её ремонту и обслуживанию.
При необходимости формировались специализированные ремонт-но-эвакуационные группы, поочередно работавшие в опорных пунктах вдоль определенного им маршрута. На наиболее ответственных маршрутах развертывались штатные пункты технической помощи численностью до 30—35 человек, оснащенные подвижной авторемонтной мастерской ПАРМ-1. Обслуживание автомобильного транспорта подвоза проводилось во время погрузки и выгрузки материальных средств, а также во время плановых остановок на пунктах технической помощи.
За все время пребывания Ограниченного контингента советских войск в ДРА серьезная проблема заключалась в обеспечении подвоза материальных средств. Для это-
го применялись различные виды транспорта: воздушный, железнодорожный (до границы с Афганистаном), автомобильный, трубопроводный. Общий среднесуточный объем подвоза различных грузов составлял 2,5—3,0 тыс. тонн (65—75 железнодорожных вагонов или цистерн), большая часть которого приходилась на горючее (около 65 %)22.
Это, в свою очередь, вызывало необходимость создания на границе с Афганистаном передового тыла, обладающего высокими возможностями. Так, суммарная вместимость окружных складов горючего, расположенных на территории СССР вблизи государственной границы с Афганистаном, была доведена до 26 тыс. куб. м, что обеспечивало потребность Ограниченного контингента советских войск в горючем на 15—20 суток23.
Снабжение топливом 40-й армии в ДРА осуществлялось через развернутые полевые магистральные трубопроводы от Термеза до авиационной базы в Баграме и от Кушки до Шинданда24. Далее горючее доставлялось потребителям автомобильным транспортом (рис. 2), для чего были сформированы 26 автомобильных колонн, из них окружных — 3, армейских — 12, войсковых — 1125'26.
Рис. 2. Транспортировка горючего в ДРА автомобильным транспортом
За все время пребывания Ограниченного контингента советских войск в ДРА серьезная проблема заключалась в обеспечении подвоза материальных средств. Для этого применялись различные виды транспорта: воздушный, железнодорожный (до границы с Афганистаном), автомобильный, трубопроводный. Общий среднесуточный объем подвоза различных грузов составлял 2,5—3,0 тыс. тонн (65—75 железнодорожных вагонов или цистерн), большая часть которого приходилась на горючее (около 65 %).
Для хранения горючего оборудовались войсковые склады соединений и частей в местах их дислокации. Опыт развертывания системы обеспечения горючим войск и создания материально-технической базы службы горючего показал высокую эффективность применения резинотканевых резервуаров, с помощью которых быстро и практически в любых условиях развертывались полевые склады.
Все это в совокупности позволило создать стройную систему обеспечения войск горючим по схеме «Центр—округ— армия—соединение (воинская часть)».
Перевозка основного объема материальных средств производилась автомобильным транспортом. Доставка грузов автомобильными колоннами была сопряжена с огромными трудностями, обусловленными горной местностью, ограниченностью дорог, огневым воздействием противника и обеспечи-
валась дорожно-комендантской службой, усилением охраны и обороны автоколонн. Ежедневно для их охраны и сопровождения выделялось до 600 человек личного состава, 90 бронетранспортеров, 20 вертолетов, 140 зенитных установок27.
Опыт применения военного автомобильного транспорта в Афганистане показал, что высокая результативность подвоза материальных средств достигалась при перевозке их ротными автомобильными колоннами на расстояние до 200—250 км. Согласованная работа транспорта, грузоотправителей и получателей организовывалась в системе централизованного управления. Она включала центральный диспетчерский пункт, центры боевого управления, оперативные группы, а также диспетчерские пункты соединений и частей.
Огромное значение в обеспечении войск (сил) материальными средствами имела армейская авиация, которая выполняла большой объем задач по защите и охране колонн при подвозе материальных средств (рис. 3), доставке продовольствия, воды и боеприпасов малочисленным подразделениям, выполняющим боевые задачи в горах, при эвакуации раненых и больных.
Рис. 3. Охрана армейской авиацией автомобильной колонны в ДРА
В целом подобный подход позволил создать устойчивую и гибкую систему обеспечения войск боеприпасами и другими материальными средствами, способную оперативно реагировать на все изменения характера боевых действий.
Для решения задач тылового обеспечения 40-й армии в ДРА была создана группировка, включающая: соединения (бригада материального обеспечения, дорожно-комендантская и трубопроводная бригады) — 3, отдельные батальоны (автомобильные, аэродромно-технические и пр.) — 13, армейские склады — 14, госпитали и другие учреждения общей численностью более 12 тыс. человек28, которая опиралась на собственные силы и средства и могла осуществлять свои функции автономно, без использования местной промышленно-экономи-ческой базы (МПЭБ).
Созданная система тылового обеспечения 40-й армии показала высокую эффективность в решении поставленных перед ней задач. Данная оценка организации деятельности тылового обеспечения Ограниченного контингента советских войск в ДРА подтверждается словами командующего 40-й армией генерал-полковника Б.В. Громова: «В течение девяти лет нашего пребывания в Афганистане ни разу не было не только срывов в обеспечении, но и угрозы того, что в том или ином районе страны полк или батальон 40-й армии останется без продовольствия или боеприпасов»29.
Примером нового понимания принципа сосредоточения военных усилий может служить зарубежный опыт на примере операции коалиционных сил под эгидой США в Ираке в 2003 году, где была реализована концепция «быстрого достижения превосходства», более известная как «Шок и трепет», за счет одновременного применения сил общего и специального назначения на суше, на море,
в воздухе и в космосе в отношении военной, политической, экономической, социальной, инфраструктурной и информационной систем противника.
Опираясь на данные разветвленной информационно-разведывательной сети для получения тотальной осведомленности об обстановке, массированно использовались новейшие системы высокоточного оружия, включая крылатые ракеты морского и воздушного базирования, разведывательно-ударные и разведывательно-огневые комплексы, неизвестные для противника радиоэлектронные, роботизированные, воздушно-космические средства.
Выстраивание США новой концептуальной военной архитектуры, опирающейся в первую очередь на высокотехнологичные военно-воздушные и космические средства, началось с устранения недостатков, выявленных во время войны в Кувейте. Военные действия в Персидском заливе в 1990—1991 годах обозначили «застарелую» проблему — сухопутным войскам потребовалось около полугода на переброску необходимых для ведения войны сил и средств30.
Решить указанную проблему предлагалось следующими способами.
1. Повышением организационной гибкости соединений за счет комбинирования их состава в зависимости от поставленных задач, использования современных цифровых технологий и облегчения военной техники для перевозки воздушным транспортом в любую точку мира31. При этом временные нормативы переброски войск обозначались следующими показателями: для бригады — 96 часов, для дивизии — 120 часов, для пяти дивизий — 30 суток32.
2. Пересмотром сложившегося в годы «холодной» войны подхода к базированию сил за рубежом в пользу поддержания трех типов инфраструктуры — «главных оперативных
баз», «передовых боевых позиций» и «пунктов совместной безопасности». Одновременно на них же предусматривалось размещение «передовых объектов складского хранения», которые существенным образом снижали необходимость перевозки тяжелой боевой, ремонтной и обслуживающей техники с континентальной части США. Кроме того, была сделана ставка на создание «попутной инфраструктуры» для ротационного присутствия военного контингента за рубежом в регионах, находящихся ближе всего к источникам потенциальной угрозы, что позволяло обеспечить быструю концентрацию войск (сил) на выбранных направлениях за счет оптимизации возможностей по их переброске33.
3. Усилением роли информационных технологий при организации управления тыловым обеспечением. Основной упор был сделан на автоматизацию учета всех видов материальных средств. Каждому предмету снабжения был присвоен 13-разрядный кодификационный номер, единый для всех входящих в состав коалиционной ГВ(с). Органы управления тыловым обеспечением корпуса и дивизии оснащались электронно-вычислительными средствами, информационно сопрягаемыми с автоматизированными пунктами, имеющимися в частях и подразделениях. Все звенья управления тылом
входили в единую компьютерную систему динамического анализа и планирования организации тылового обеспечения.
В совокупности все предлагаемые способы оказали положительное влияние на сокращение сроков формирования ГВ(с) до начала операции против Ирака. Например, только автоматизация органов управления тыловым обеспечением позволила разрабатывать планы при подготовке операции «Шок и трепет» («Свобода Ирака») по переброске войск и грузов из США и Европы в район Персидского залива в среднем за 3 часа вместо 4 суток, требуемых ранее34.
Указанные подходы были успешно реализованы ВС РФ в Сирийской Арабской Республике (САР), когда более чем за месяц до перебазирования воинских частей ВКС ВС РФ оперативная группа МТО приступила к развертыванию минимально необходимой инфраструктуры военной базы35.
В дальнейшем возможности сил и средств МТО наращивались прямо пропорционально увеличению потребностей российской группировки ГВ(с) в САР (рис. 4).
С этой целью была выстроена уникальная логистическая система, которая синхронизировала работу всех видов транспорта РФ и коммерческих организаций, участвующих в доставке грузов в кризисный регион. Кроме
Созданная система тылового обеспечения 40-й армии показала высокую эффективность в решении поставленных перед ней задач. Данная оценка организации деятельности тылового обеспечения Ограниченного контингента советских войск в ДРА подтверждается словами командующего 40-й армией генерал-полковника Б.В. Громова: «В течение девяти лет нашего пребывания в Афганистане ни разу не было не только срывов в обеспечении, но и угрозы того, что в том или ином районе страны полк или батальон 40-й армии останется без продовольствия или боеприпасов».
Рис. 4. Блочно-модульные городки контейнерного типа и их оборудование
того, на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, препятствующих работе созданной системы транспортного обеспечения, были проработаны запасные варианты подачи материальных средств войскам.
Научные исследования, касающиеся наращивания МТО российской ГВ(с) в САР, были достаточно подробно раскрыты в предыдущей публикации36. Обозначенные авторами в статье проблемные вопросы являются актуальными, а намеченные пути их решения заслуживают внимания и требуют дальнейшей проработки специалистами МТО.
Результаты анализа отечественного и зарубежного опыта применения сил и средств МТО в операциях на удаленных территориях показали, что основные проблемные вопросы возникают при выполнении следующих задач:
• перевозки личного состава, ВВСТ и запасов материальных средств в кризисные районы за пределы территории РФ;
• создания и эшелонирования запасов материальных средств в объ-
емах, необходимых для выполнения ГВ(с) поставленных боевых задач;
• подвоза горючего, ракет, боеприпасов, вооружения и других материальных средств;
• организации специальных видов МТО ВКС и ВМФ при отсутствии или недоступности подготовленной сети аэродромов, портов.
Успешное решение обозначенных задач зависит от ряда факторов:
• характера и масштаба ведения предполагаемых военных действий;
• времени пребывания воинского контингента в кризисном районе за пределами территории РФ;
• удаленности страны пребывания воинского контингента от территории РФ и ее физико-географических, природно-климатических условий;
• состояния МПЭБ, развития транспортной сети, коммуникаций и возможности их использования в интересах МТО мобильной ГВ(с) экспедиционной направленности;
• возможностей созданной группировки МТО при выполнении задач по предназначению, а также ее способно-
сти быть гибкой и мобильной в зависимости от изменяющейся обстановки.
Мировой опыт военных действий последних десятилетий показывает, что они осуществляются преимущественно путем нанесения высокоточных ударов и проведением операций коалиционными силами на отдельных направлениях или в стратегически важных районах (регионах). В сложившихся условиях существенным образом возрастает роль ВКС и ВМФ, обеспечивающих космическую и воздушную разведку, доставку личного состава и материальных средств в регион ведения военных действий, проведение комплекса мероприятий по закрытию воздушного пространства района проведения операции, а также эффективное применение высокоточного оружия по заранее намеченным критически важным объектам противника.
Отмеченное обстоятельство повышает значимость специальных видов МТО ВКС и ВМФ, основной задачей которых является обеспечение боеспособности и своевременной подготовки к предстоящим военным действиям воздушно-космической и морской составляющих вооруженных сил. При этом основными сила-
ми и средствами, создаваемыми для решения задач специальных видов МТО ВМФ в океанской (морской) зоне, будут суда обеспечения, действующие в районах океана (моря), где развертываются формирования МТО на плаву и на берегу в интересах сил, действующих в кризисных районах, удаленных от территории РФ, а для решения задач специальных видов МТО ВКС принципиальное значение будет иметь возможность использования оборудованных аэродромов, находящихся в регионе проведения операции, а также наличие на них средств наземного обслуживания авиации.
К основным принципам, определяющим функционирование системы МТО при проведении операций на удаленных территориях, относятся: превентивность, автономность, последовательное многоуровневое взаимодействие, самодостаточность и живучесть (рис. 5).
Результаты анализа применения указанных принципов к функционированию системы обеспечения горючим показали37, что организовать за пределами территории страны бесперебойное снабжение ГВ(с) топливом без взаимодействия с местными орга-
Основные принципы, определяющие функционирование системы МТО нрн проведении операций на удаленных территориях
Превен гнвность
приведение сил и средств МТО в готовность к выполнению задач по предназначению к началу операции
Автономность
создание и поддержание на необходимом уровне запасов материальных средств для обеспечения действий ГВ(с) в течение установленного времени
Живучеетъ
поддержание требуемого уровня возможностей сист емы МТО ГВ(с) в условиях воздействия противника
Самодостаточность
способность системы МТО ГВ(с) минимальными силами и средствами гарантированно выполнять поставленные задачи
Последовательное многоуровневое взаимодействие
создание н последовательное проведение на всех уровнях управления МТО системы взаимодействия с государственными
органами власти, министерствами, ведомственными службами, органами власти страны пребывания в целях достижения максимальной эффективности _функцнонирования_
Рис. 5. Основные принципы функционирования системы МТО при проведении операций на удаленных территориях
нами власти и использования МПЭБ практически невозможно. Сформулированные выводы справедливы и для других видов тылового обеспечения, целью которых является снабжение войск продовольствием, питьевой водой, оказание банно-пра-чечных услуг.
Вместе с тем эффективное использование МПЭБ в интересах МТО возможно после детального изучения, оценки ее технических и материальных возможностей, удаленности ее объектов от базового района развертывания ГВ(с). Поэтому решать задачи по упреждающему развертыванию системы МТО в удаленных районах за пределами территории РФ требуется еще в условиях мирного времени, до начала эскалации военного конфликта в потенциально кризисных районах, начиная с выполнения комплекса взаимосвязанных мероприятий по оценке предстоящего театра военных действий на предмет использования ресурсов и объектов МПЭБ в интересах МТО.
Накопленный опыт использования МПЭБ для обеспечения материальными средствами за пределами территории РФ показывает, что эффективное проведение мониторинга возможно только посредством совершенствования порядка и форм взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам МТО войск (сил)38.
На первом этапе мониторинга осуществляется взаимодействие органов военного управления и других ведомств по систематическому сбору, обработке и анализу информации об объектах МТО и транспортной инфраструктуры иностранных государств, находящихся в кризисном регионе. Основная цель этого этапа заключается в подготовке совместных предложений о потенциальной возможности использования МПЭБ в интересах МТО ГВ(с).
К основным принципам, определяющим функционирование системы МТО при проведении операций на удаленных территориях, относятся: превентивность, автономность, оследовательное многоуровневое взаимодействие, самодостаточность и живучесть.Результаты анализа применения указанных принципов к функционированию системы обеспечения горючим показали, что организовать за пределами территории страны бесперебойное снабжение ГВ(с) топливом без взаимодействия с местными органами власти и использования МПЭБ практически невозможно.
На втором этапе предусматривается оценка удаленной территории в интересах подготовки операции на предмет изучения технических характеристик объектов инфраструктуры МПЭБ страны пребывания, их детальная оценка на предмет использования в интересах МТО развертываемой ГВ(с). На данном этапе целесообразно организовать взаимодействие с местными органами власти, представителями тыла вооруженных сил страны пребывания, а по указанию органов власти — с местными топливными, продовольственными и транспортными компаниями.
Проведение третьего этапа предполагает упреждающее развертывание системы МТО ГВ(с) и включает выполнение следующих основных мероприятий: доставку сил и средств МТО на территорию иностранного государства, развертывание стационарных и мобильных элементов системы МТО в пунктах размещения (базовых районах), а также вывод системы МТО на параметры функционирования, обеспечивающие ее заблаговременную готовность.
Очевидно, что при любых других, в том числе неблагоприятно сложившихся на удаленном театре военных действий условиях, необходимо стремиться к тому, чтобы возможностей системы МТО ГВ(с) было достаточно для выполнения упреждающего развёртывания своей стационарной и мобильной составляющей без использования ресурсов и промышленной базы страны пребывания.
В определенной степени это накладывает дополнительные требования к системе МТО, выражающиеся в необходимости повышения ее автономности, самодостаточности, надежности и способности адаптироваться к возникающим изменениям обстановки.
Рассматривая современный облик системы МТО ВС РФ, необходимо отметить, что он сформировался в результате оперативного реагирования на новые вызовы и угрозы в условиях непрерывной трансформации характера вооруженной борьбы.
За время своего существования система МТО, включающая 22 вида обеспечения, показала способность своевременно выполнять поставленные задачи, обеспечивая поддержание войск (сил) в боевой и мобилизационной готовности, создавать
условия для их оперативной и боевой подготовки, проведения других мероприятий боевой и повседневной деятельности.
Это подтверждается положительными результатами, достигнутыми в ходе проведения Вооруженными Силами РФ контртеррористической операции в САР и миротворческой операции в зоне армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе. Особенностью последней являлась необходимость обеспечения перевозки в сжатые сроки значительных объемов грузов военного и гражданского назначения за пределы национальной территории с целью наращивания группировки МТО в регионе.
Первоначальное размещение миротворцев в Нагорном Карабахе было организовано в административных зданиях и палаточных лагерях. Затем всего за 4 месяца были введены в эксплуатацию и заселены 30 блоч-но-модульных городков (рис. 6), оснащенных всеми необходимыми составляющими систем жизнеобеспечения: электроснабжением, автономным отоплением, санузлами, водоснабжением, водоотведением — а также укомплектованных необходимой мебелью и бытовой техникой.
Рис. 6. Размещение миротворцев в Нагорном Карабахе в блочно-модульных городках
В комплект поставки каждого блоч-но-модульного городка входит спортзал с искусственным покрытием, баня, медицинский пункт, кухня. Для личного состава оборудуются комнаты
просушки и чистки обмундирования, комната досуга, канцелярия, кладовая имущества, столовая, продуктовой склад, санитарные модули и инженерное оборудование городка (рис. 7).
Рис. 7. Внутреннее оборудование блочно-модульных городков
В совокупности вся развернутая инфраструктура МТО позволит российскому контингенту миротворцев в течение установленного межгосударственным соглашением срока планомерно решать задачи по контролю за реализацией достигнутых договоренностей о прекращении огня и боевых действий в Нагорном Карабахе.
Таким образом, подводя итог изложенному, следует отметить, что сложившаяся на настоящий момент система МТО Вооруженных Сил РФ успешно прошла проверку в военных действиях за пределами национальной территории и показала свою способность эффективно решать поставленные задачи.
Вместе с тем постоянно изменяющийся характер современных опе-
раций в вооруженных конфликтах требует постоянного поиска новых подходов к совершенствованию МТО войск (сил), действующих в кризисных регионах за пределами национальной территории.
На основании полученного отечественного и зарубежного опыта решения проблемных вопросов подтверждена необходимость осуществления упреждающего по отношению к войскам (силам) развертывания сил и средств МТО на удаленной территории и дальнейшее наращивание их возможностей одновременно с развертыванием ГВ(с) соответственно ее потребностям. При этом повышение эффективности сопутствующих мероприятий МТО может обеспечиваться за счет решения следующих задач:
Таким образом, подводя итог изложенному, следует отметить, что сложившаяся на настоящий момент система МТО Вооруженных Сил РФ успешно прошла проверку в военных действиях за пределами национальной территории и показала свою способность эффективно решать поставленные задачи. Вместе с тем постоянно изменяющийся характер современных операций в вооруженных конфликтах требует постоянного поиска новых подходов к совершенствованию МТО войск (сил),
действующих в кризисных регионах за пределами национальной территории.
• проведения предварительной оценки потенциального театра военных действий на предмет возможности использования ресурсов и объектов МПЭБ в интересах МТО и представления заинтересованным органам военного управления предложений и рекомендаций по данному вопросу;
• развертывания на территории дружественных государств, находящихся в кризисных регионах ближе всего к источникам потенциальной угрозы, военных баз, включая их материально-техническую составляющую;
• унификации, мобильности и авиатранспортабельности средств наземного обслуживания авиации, а также повышения функциональных возможностей вспомогательного флота по обслуживанию и ремонту кораблей,
судов в дальней океанской (морской) зоне, перевозке горючего, ракет, боеприпасов, вооружения и других материальных средств;
• осуществления перехода к полной автоматизации органов управления МТО и складской системы учета движения материальных средств.
Для успешного решения перечисленных задач современная система МТО имеет все необходимое, в том числе собственные силы и средства, включающие специальные войска (автомобильные, дорожные, трубопроводные), соединения и части материального обеспечения, стационарные базы и склады с соответствующими запасами материальных средств, транспортные комендатуры, ремонтные, научно-исследовательские и образовательные учреждения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Из выступления начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии В.В. Герасимова на военно-научной конференции Академии военных наук 02.03.2019 г. URL: htts: //tvzvezda.ru/news/ forces/content/2019030212 (дата обращения: 05.04.2021).
2 Зарудницкий В.Б. Характер и содержание военных конфликтов в современ-
ных условиях и обозримой перспективе // Военная Мысль. 2021. № 1. С. 34—44.
3 Военная доктрина РФ. URL: htts://static.kremlin.ru/media/events/ filesM1d527556bec8deb3530.pdf
4 Брифинг начальника Объединенного штаба ОДКБ об итогах совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ за 2019 год и задачах
на 2020 год. URL: https://www.jscsto.org/ news/5634/ (дата обращения: 05.04.2021).
5 Тришункин В.В., Бычков А.В., Мурманских И.В. Реализация опыта материально-технического обеспечения на удаленном театре военных действий Войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности // Военная Мысль. 2021. № 2. С. 43—54.
6 Булгаков Д.В. Современное состояние и перспективы развития системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации // Материально-техническое обеспечение ВС РФ. 2020. № 1. С. 4—12.
7 Тришункин В.В., Бычков А.В., Мурманских И.В. Реализация опыта...
8 Ладыгин Ф., Лота В. У края Карибской пропасти. URL: https://function.mil.ru/ news_page/country/more.htm?id=11415875@ cmsArticle, (дата обращения 10.04.2021).
9 Операция «Анадырь». НИИ (ВИ) ВАГШ ВС РФ. URL: https://function.mil. ru/rss_feeds/article.htm?id=10946077@ cmsArticle (дата обращения: 11.04.2021).
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Ладыгин Ф., Лота В. У края Карибской пропасти.
15 Бабакин А. От Великой Отечественной до Карибского кризиса // Газета «Ноев Ковчег» 2006. № 13 (108). URL: https://noev-kovcheg.ru/mag/2006-13/334. html (дата обращения 11.04.2021).
16 Там же.
17 РИА Новости. Карибский (Кубинский) кризис 1962 года. URL: https://ria. ru/20101007/283158276.html (дата обращения: 10.04.2021).
18 Бабакин А. От Великой Отечественной до Карибского кризиса.
19 Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979—1989 гг.). СПб.: ВАТТ, 2010.
20 Там же.
21 РуновВ.А., Груздев Б.В. и др. Техническое и тыловое обеспечение. URL: http://
www.vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/43090 (дата обращения: 18.04.2021).
22 Исаков В.И. Афганская война глазами очевидца // Материально-техническое обеспечение ВС РФ. 2020. № 2. С. 100—105.
23 Информационный сборник Тыла ВС РФ. 1995. № 121. С. 83.
24 Исаков В.И. Афганская война глазами очевидца.
25 Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение...
26 Служба горючего в Афганской войне. МОО «Ветераны-пенсионеры службы горючего ВС РФ». 2009. С. 74.
27 Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение.
28 Исаков В.И. Афганская война глазами очевидца.
29 Громов Б.В. Ограниченный контингент. М.: Издательство «Прогресс», 1994. С. 289.
30 Прокопьев И.Р. Реформирование организационной структуры сухопутных войск США в конце XX — начале XXI века // Россия и Америка в XXI веке. 2018. Вып. 2. URL: https://rusus.jes.su/ s207054760000019-7-1/ (дата обращения: 25.04.2021). DOI: 10.18254/S0000019-7-1.
31 Там же.
32 Shinseki E. 1999. Address to the Eisenhower Luncheon // 45th Annual Meeting of the Association of the United States Army, October 12.
33 Прокопьев И.Р. Реформирование организационной структуры.
34 Операция «Свобода Ирака» (подготовка и ход боевых действий). Минск: НИИ ВС РБ, 2003. 66 с.
35 Тришункин В.В., Бычков А.В., Мурманских И.В. Реализация опыта.
36 Там же.
37 Бондарь М.С., Сурков А.М. Система обеспечения горючим группировки войск (сил) за пределами Российской Федерации: закономерности и принципы функционирования // Военная Мысль. 2020. № 10. С. 56—64.
38 Булгаков Д.В. Современное состояние и перспективы развития.