Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
378
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРЮЧЕЕ / ГРУППИРОВКА ВОЙСК (СИЛ) / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ / ПРИНЦИПЫ / МЕСТНАЯ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА / FUEL / TROOP/FORCE GROUPING / REGULARITIES OF THE FUEL SUPPLIES SYSTEM FUNCTIONING / PRINCIPLES / LOCAL INDUSTRIAL AND ECONOMIC BASIS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бондарь Михаил Сергеевич, Сурков Алексей Михайлович

В целях повышения эффективности применения сил и средств службы горючего, организации бесперебойного и полного обеспечения группировок войск (сил) за пределами Российской Федерации обосновываются новые закономерности и принципы функционирования системы обеспечения горючим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бондарь Михаил Сергеевич, Сурков Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF FUEL DELIVERIES TO THE TROOP/FORCE GROUPING OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION: REGULARITIES AND PRINCIPLES OF FUNCTIONING

The paper justifies new regularities and principles of the fuel supplies system functioning with a view to a more efficient employment of fuel provision service forces and means, and organization of uninterrupted and adequate support of troop/force groupings outside the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

Система обеспечения горючим группировки войск (сил) за пределами Российской Федерации: закономерности и принципы функционирования

Полковник в отставке М.С. БОНДАРЬ, доктор военных наук

Подполковник А.М. СУРКОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

В целях повышения эффективности применения сил и средств службы горючего, организации бесперебойного и полного обеспечения группировок войск (сил) за пределами Российской Федерации обосновываются новые закономерности и принципы функционирования системы обеспечения горючим.

The paper justifies new regularities and principles of the fuel supplies system functioning with a view to a more efficient employment of fuel provision service forces and means, and organization of uninterrupted and adequate support of troop/force groupings outside the Russian Federation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Горючее, группировка войск (сил), закономерности функционирования системы обеспечения горючим, принципы, местная промышленно-экономическая база.

Fuel, troop/force grouping, regularities of the fuel supplies system functioning, principles, local industrial and economic basis.

СИСТЕМА материально-технического обеспечения (МТО) и ее подсистемы подчиняются общим законам и закономерностям войны и вооруженной борьбы1. Система обеспечения горючим (СОГ) является неотъемлемой частью системы МТО Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации и занимает в ней одно из ведущих мест. Как важный элемент оборонного потенциала государства СОГ выступает в качестве связующего звена с экономикой страны и решает комплекс задач по обеспечению ВС горючим.

В условиях изменения характера вооруженной борьбы в теории и практике материально-техническо-

го обеспечения учитываются прежде всего основные закономерности вооруженной борьбы (табл. 1)2.

Таблица 1

Основные закономерности вооруженной борьбы

Зависимость успеха вооруженной борьбы от объединения усилий всех видов вооруженных сил и родов войск, согласованности целей, задач, средств и способов действий на уровнях стратегии, оперативного искусства и тактики

Зависимость способов военных действий и их эффективности от количества и качества вооружения, военной техники и личного состава

Зависимость между целями, с одной стороны, и имеющимися средствами и возможностями - с другой

Зависимость хода и исхода вооруженной борьбы от количественного и качественного соотношения противоборствующих сторон

Основные закономерности вооруженной борьбы историчны. Они трансформируются с учетом изменений в формах применения и способах

ведения военных действий, а также оказывают влияние на закономерности (табл. 2) применения межвидовой группировки войск (сил) (ГрВ(с))3.

Таблица 2

Закономерности применения ГрВ(с) за пределами территории РФ

Обусловленность масштабов и направленности положениями Военной доктрины РФ Зависимость от экономических возможностей государства

Зависимость эффективности решения задач от объединения усилий формирований видов и родов войск ВС, входящих в ее состав

Зависимость способов решения оперативных задач в операции от количества и качества ВВСТ

Зависимость от прогнозируемого характера вооруженной борьбы

Данные закономерности обусловлены общими законами вооруженной борьбы и с учетом условий применения и материально-технического

В военных конфликтах будущего необходимо учитывать особенности подготовки и проведения операций на удаленных театрах военных действий (ТВД), что, по нашему мнению, потребует обоснования новых требований к построению и функционированию системы МТО в целом и к СОГ, как ее составной части, в частности.

обеспечения ГрВ(с) за пределами территории РФ конкретизируются. Это обусловлено тем, что значительно увеличиваются и расширяются границы зоны ответственности ГрВ(с), удаленность ее от баз снабжения, возрастает возможность противника по нарушению работы тыла и его воздействие на транспорт на путях подвоза, что объективно приведет к усложнению обеспечения горючим и необходимости уточнения закономерностей строительства и функционирования системы МТО.

Известно, что закономерности строительства и функционирования системы МТО (табл. 3) подразделяются на социально-экономико-политические, стратегические, оперативные, тактические и военно-технические4.

Таблица 3

Закономерности строительства и функционирования системы МТО

Закономерности социально-экономико-политические

Соответствие состава, структуры и численности системы материально-технического обеспечения характеру и уровню экономического развития государства и его ВС

Единство руководства государственным и военным строительством

Обусловленность военной мощи и направлений военного строительства целям внутренней и внешней политики государства

Зависимость уровня боевой и мобилизационной готовности системы материально-технического обеспечения от степени развития материальных основ, нравственных и физических сил общества

Закономерности стратегического, оперативного, тактического и военно-технического характера

Зависимость потенциала материально-технического обеспечения (работоспособность, боевая и мобилизационная готовность соединений, частей и организаций МТО) от уровня развития оборонного потенциала страны

Зависимость развития структуры системы МТО от реформирования структуры ВС РФ

Зависимость организационно-штатных структур соединений, частей и организаций МТО от решаемых ими задач и качественного уровня их технического оснащения

Соответствие уровня боевой готовности системы МТО, системы подготовки кадров МТО, боевой и специальной подготовки личного состава соединений, частей и организаций МТО требованиям и характеру обеспечения Вооруженных Сил при их применении в вооруженных конфликтах и войнах

Зависимость эффективности управления МТО от степени централизации военного руководства и реализации принципа единоначалия на всех уровнях

Приведенные в таблице 3 закономерности отражают взаимосвязи процессов и явлений, направленные на строительство и функционирование системы МТО в мирное время.

В военных конфликтах будущего необходимо учитывать особенности подготовки и проведения операций на удаленных театрах военных действий (ТВД), что, по нашему мнению, потребует обоснования новых требований к построению и функционированию системы МТО в целом и к СОГ, как ее составной части, в частности.

Закономерности функционирования СОГ ГрВ(с), сформулированные на основе объективных законов вооруженной борьбы, а также закономерностей строительства и функ-

ционирования системы МТО ВС РФ, имеют некоторые особенности, обусловленные специфическими требованиями, предъявляемыми к СОГ, и отражают логически обоснованные устойчивые тенденции ее развития.

Таким образом, формирование закономерностей, учитываемых в СОГ, тесно связано с развитием принципов ее функционирования в динамике развития форм и способов ведения войны.

Практика МТО ГрВ(с), в том числе за пределами РФ, является объективным фактором дальнейшего развития теории и практики применения Тыла (системы МТО) ВС РФ и обусловила необходимость уточнения отдельных принципов (табл. 4).

Таблица 4

Основные принципы функционирования системы МТО

Соответствия состава и возможностей группировки МТО потребностям обеспечиваемой ГрВ(с)

Поддержания высокой боевой готовности сил и средств МТО

Согласованного применения сил и средств МТО

Сосредоточения основных усилий сил и средств МТО в интересах ГрВ(с), выполняющих задачи на главных направлениях

Последовательного и эффективного выполнения мероприятий МТО непосредственно в ходе боевых действий

Своевременного восполнения вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и материальных средств

Достижения максимальной автономности ГрВ(с) в материально-техническом отношении

Ответственности вышестоящих органов за полноту и своевременность обеспечения войск (сил) ВВСТ и материальными средствами

Первоочередного выполнения мероприятий МТО, влияющих на боевую готовность и боеспособность войск (сил)

Принципы отражают общие требования, предъявляемые к системе МТО при проведении операций и боевых действий.

Анализ развития принципов строительства и функционирования СОГ показал, что за пределами территории страны организовать обеспечение горючим ГрВ(с) без взаимодействия

с местными органами власти и использования местной промышленно-эко-номической базы (МПЭБ) практически невозможно. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность СОГ и не допустить снижение ее возможностей до критического уровня.

Закономерности строительства системы МТО и ее функционирования в операциях (боевых действиях) позволили сделать вывод о том, что отдельные принципы не соответствуют им, так как не в полной мере отражают основные требования, предъявляемые к СОГ, функционирующей в специфичных условиях операций (боевых действий) за пределами РФ. В этой связи возникает объективная необходимость уточнить как отдельные закономерности, так и принципы.

В основу уточнения положен синтез выработанных требований к СОГ по группам, объединенным между собой целями, а также по свойствам, соответствующим указанным требованиям (табл. 5).

Теоретическое осмысление практики обеспечения

горючим ГрВ(с) за пределами территории РФ позволяет уточнить

ряд принципов, систематизировать их с учетом требований, предъявляемых к построению и функционированию СОГ.

Таблица 5

Формирование принципов функционирования СОГ ГрВ(с)

Принципы функционирования СОГ ГрВ(с) Требования, предъявляемые к системе

Принцип превентивности заключается в приведении СОГ в готовность к выполнению задач обеспечения горючим ГрВ(с) к началу операции Постоянная подготовка ОВУУ частей и организаций службы горючего к выполнению задач по обеспечению горючим в установленные сроки независимо от времени и места их выполнения

Высокая боевая и мобилизационная готовность органов военного управления, воинских частей и организаций обеспечения горючим к выполнению поставленных задач

Оперативное развертывание СОГ ГрВ(с) к началу операции

Принцип автономности заключается в создании и поддержании на установленном уровне запасов горючего для обеспечения действий ГрВ(с) в течение установленного периода времени Содержание в постоянной готовности резервов сил и средств обеспечения горючим

Подержание директивно установленных, резервных (страховых) запасов горючего для изолированного обеспечения ГрВ(с) в течение установленного периода времени запасов горючего на установленном уровне

Принцип последовательного многоуровневого взаимодействия заключается в создании и последовательном проведении на всех уровнях управления СОГ системы взаимодействия с государственными органами власти, министерствами, ведомственными службами, органами власти и представителями МО страны пребывания с целью достижения максимальной эффективности функционирования СОГ Постоянная организация взаимодействия органов управления службы горючего на всех ее уровнях с органами управления МТО, министерствами, ведомственными службами государств, представителями власти, органами местного самоуправления страны пребывания, а также командованием ВС страны союзника по вопросам согласованного выполнения задач, районам размещения, срокам и маршрутам перемещения, защиты, обороны, охраны, маскировки, ремонта и использования местных ресурсов и МПЭБ региона

Принцип живучести заключается в поддержании требуемого уровня возможностей СОГ ГрВ(с) в условиях воздействия противника Строгое соблюдение мер защиты, обороны, охраны и маскировки районов размещения (сосредоточения), маршрутов выдвижения (перемещения), частей и организаций

Оперативное рассредоточение сил и средств обеспечения горючим и их перемещение в район выполнения задач

Оперативное восстановление утраченных в результате воздействия противника возможностей СОГ ГрВ(с)

Продолжение таблицы 5

Принцип самодостаточности заключается в поддержании способности СОГ своей собственной структурой обеспечивать и сохранять высокий уровень боевой готовности сил и средств Поддержание высокой боевой готовности органов военного управления, воинских частей и организаций обеспечения горючим к выполнению поставленных задач самостоятельно

Своевременное и полное удовлетворение потребности войск в горючем на всех этапах проведения операции

Взаимозаменяемость (универсальность) выполнения основных видов задач между элементами системы, подразделениями

Принцип приоритетности заключается в выполнении в первую очередь задач, влияющих на боевую готовность и боеспособность войск, действующих на главных направлениях (в приоритетных районах) Последовательность сосредоточения основных усилий службы горючего ГрВ(с) должна соответствовать важности решаемых оперативных и тактических задач

Принцип структурно-функционального баланса заключается в адекватности организационной структуры СОГ требуемому объему функциональных задач и условиям их применения Наличие гибкой (унифицированной, модульной, однотипной) организационной структуры и требуемой технической оснащенности частей и организаций службы горючего и их соответствие потребностям ГрВ(с)

Принцип ресурсопригодности заключается в организации эффективного функционирования подсистемы контроля качества горючего для обеспечения его применения в ГрВ(с) Обеспечение требуемого качества поставляемого горючего и осуществление его контроля и процедуры допуска к применению иностранного топлива на российских ВВСТ

Соответствие возможностей сил и средств контроля качества горючего потребностям СОГ ГрВ(с), проведение такого контроля для принятия решения к его применению

Принцип эффективности заключается в принятии органами военного управления максимально эффективных решений по обеспечению горючим ГрВ(с) на всех этапах подготовки и проведения операции Эффективное решение задач обеспечения горючим группировок войск (сил) за счет выбора рациональных способов применения сил и средств СГ с использованием научного подхода

Данные принципы определяют требования к СОГ с учетом основных закономерностей вооруженной борьбы, и в первую очередь тех, которые характеризуют логику обеспечения военных действий и условия эффективного применения сил и средств службы горючего.

Теоретическое осмысление практики обеспечения горючим ГрВ(с) за пределами территории РФ позволяет уточнить ряд принципов, систематизировать их с учетом требова-

ний, предъявляемых к построению и функционированию СОГ.

Так, принципы структурно-функционального баланса и ресурсопри-годности являются основой для уточнения закономерности строительства МТО ВС РФ, которая учитывает зависимость организационно-штатных структур соединений, частей и организаций МТО от стоящих перед ними задач и качественного уровня технического оснащения.

Принципы самодостаточности и приоритетности являются основой закономерности строительства системы МТО оперативно-тактического уровня, которая учитывает соответствие боевой готовности системы МТО системе подготовки кадров МТО, боевой и специальной подготовке личного состава соединений, частей и организаций МТО, а также требованиям к обеспечению ГрВ(с) при их применении в войнах и вооруженных конфликтах.

Такие принципы функционирования СОГ ГрВ(с), как превентив-ность, автономность, эффективность и живучесть, позволили установить взаимосвязь между временем готовности СОГ при развертывании ГрВ(с) за пределами РФ, которое является одним из главных показателей эффективности системы, и возможностями МПЭБ страны пребывания по поставке топливных ресурсов со стационарных и мобильных объектов, провести описание свойств системы с помощью математического аппарата, а также оценить эффективность ее создания и функционирования.

На основе данных принципов целесообразно, по нашему мнению, сформулировать новую закономерность: зависимость военно-экономической эффективности функционирования СОГ ГрВ(с), действующей за пределами РФ, от уровня развития и состояния топливно-энергетического комплекса страны пребывания.

На этапе подготовки применения ГрВ(с) за пределами РФ необходимо оценить МПЭБ страны, на территории которой планируется ее развертывание. В интересах создания и функционирования СОГ обязательна оценка состояния объектов нефтяной промышленности и нефтеперерабатывающих компаний: нефтебаз, нефтеперерабатывающих заводов, автозаправочных станций, топливных складов гражданских и военных аэродромов, перевалочных складов морских портов.

Практика применения ГрВ(С) на удаленном ТВД показала, что наличие аэродромов и топливных складов играют решающую роль в подготовке войск и развертывании СОГ. Данные объекты стали «опорными» для создания запасов горючего, развертывания и функционирования СОГ. Не менее важная роль в этом принадлежит перевалочным топливным складам морских портов, которые могут быть использованы в качестве перегрузочных складов для доставки топлива ГрВ(с). Наличие и количество указанных объектов непосредственно влияют на время развертывания СОГ и приведение ее в состояние готовности, что, в свою очередь, характеризует уровень обеспечения упреждающей готовности сил и средств службы горючего ГрВ(с) к выполнению задач по предназначению. Критерий, характеризующий время развертывания элементов СОГ, может быть выражен формулой:

к =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разв

8=1 СО — 2

(1)

где: ш — количество развертываемых элементов СОГ;

г — количество используемых элементов МПЭБ в интересах СОГ ГрВ(с);

Тдсс — время доставки сил и средств службы горючего к месту развертывания;

— возможности экспедиционных сил службы горючего по развертыванию элементов СОГ;

Т — установленный вышестоуст '

ящим командованием (директивой, приказом по МТО) период времени на подготовку.

Из зависимости (1) видно, что показатель эффективности, характеризующий время развертывания СОГ, будет уменьшаться с увеличением количества используемых элементов МПЭБ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем больше возможностей для использования однотип-

ных по функциональным свойствам объектов МПЭБ страны пребывания в интересах СОГ, тем выше эффективность создаваемой СОГ.

Вторым важным показателем эффективности является время поставки горючего на склады ГрВ(с).

(2)

где: Qтргр — суточные возможности транспорта подвоза горючего ГрВ(с);

Q . — суточные возможности

^трмэб '

транспорта подвоза горючего МПЭБ страны пребывания;

Q — суточные возможности

^трсг '

поставки горючего союзными государствами;

ПС3. — потребность в создании запасов /-го вида горючего.

Формула (2) показывает зависимость времени создания запасов на этапе развертывания и времени их пополнения в ходе операции от количества и возможностей источников пополнения запасов. Чем больше таких вариантов, тем меньше времени затрачивается на создание запасов. Кроме этого, учитываются не только количество и возможности объектов МПЭБ страны пребывания, но и их удаленность от района развертывания мест хранения горючего ГрВ(с), которая прежде всего будет зависеть от развитости сети то-пливно-складской системы нефтеперерабатывающей промышленности и ее рассредоточения.

Для уменьшения времени

поставки горючего и снижения стоимости его транспортировки необходимы альтернативные источники пополнения запасов горючего, либо дополнительные силы и средства из другой системы, что позволит увеличить суточные возможности по подвозу.

Таким образом, эффективность СОГ ГрВ(с), развертываемой за пределами РФ, будет зависеть от уровня развития нефтеперерабатывающей промышленности ТЭК страны пребывания.

Еще одной закономерностью, на наш взгляд, следует считать зависимость удаленности района развертывания группировки войск (сил) от эффективности многоуровневого взаимодействия.

Учет данной закономерности обусловлен необходимостью реализации принципа последовательного многоуровневого взаимодействия, суть которого заключается в создании на всех уровнях управления СОГ подсистемы взаимодействия с государственными органами власти страны пребывания и оценке эффективности СОГ при изменении ее функционирования, обусловленных условиями развертывания.

Эффективность взаимодействия представляет собой степень достижения задач обеспечения горючим ГрВ(с), решаемых совместными усилиями сил и средств службы горючего и взаимодействующих элементов.

Из формулы (3) видно, что суточные возможности поставки /-го вида горючего т-м видом транспорта будут зависеть от суммы и-х участков перевозки (Х0> т- е. от расстояния между источником пополнения запасов горючего и складом горючего ГрВ(с).

(3)

где: Qтi — суточные возможности поставки /-го вида горючего т-м видом транспорта;

Офт — фактическая грузоподъемность т-го вида транспорта;

Ьвт — возможный суточный пробег (переход) т-го вида транспорта;

1и — длина и-го участка, км;

— объем дискретной поставки г'-го вида горючего.

В условиях функционирования СОГ в удаленном районе за пределами РФ количество таких участков может быть от 3 до 6, а общее расстояние перевозок достигать более 2000—3000 км.

Чем больше расстояние перевозки и количество перегрузочных пунктов, тем ниже суточные возможности транспорта, которые увеличивают время доставки горючего. Кроме того, с увеличением расстояния перевозки любого груза, затраты на его доставку растут. Таким образом, для уменьшения времени поставки горючего и снижения стоимости его транспортировки необходимы альтернативные источники пополнения запасов горючего, либо дополнительные силы и средства из другой системы, что позволит увеличить суточные возможности по подвозу. Такими источниками могут быть элементы МПЭБ страны, на территории которой осуществляется развертывание ГрВ(с).

Возможность или невозможность использования МПЭБ страны пребывания, как правило, будут зависеть от организации и поддержания тесного многоуровневого взаимодействия (рис.).

Для анализа количественных результатов в теории взаимодействия используют двоичную логику {0, 1} — «взаимодействие организовано —

Рис. Взаимосвязь между удаленностью ТВД и необходимостью организации многоуровневого взаимодействия

взаимодействие не организовано». Если процесс взаимодействия организован и цель взаимодействия достигнута — возможности Q , > 0,

J ^трмэб

Le ^ min, эффективность системы повышается, и наоборот: взаимодействие не организовано, либо цель взаимодействия не достигнута — возможности Q б = 0, LE ^ max, эффективность системы падает.

Таким образом, закономерность, учитывающая зависимость удаленности района развертывания ГрВ(с) за пределами РФ от эффективности многоуровневого взаимодействия, подтверждается математическими зависимостями, а учет принципов построения и функционирования СОГ позволит, по нашей оценке, повысить эффективность применения сил и средств службы горючего группировки войск (сил) за пределами РФ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Демиров В.И., Середа В.В., Кудимов А.А. Роль и место службы горючего в системе материально-технического обеспечения военной организации государства в современных условиях // Военная Мысль. 2020. № 6. С. 81.

2 Воскресенский В.Г. Развитие закономерностей применения межвидо-

вой группировки войск (сил) на театре военных действий // Военная Мысль. 2020. № 1. С. 72.

3 Там же. С. 77.

4 Родионов И.Н., Соловьев В.В. и др. Категории, законы и методы военной науки: Военно-теоретический труд. М.: ВАГШ ВС РФ, 1996. С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.