Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Маньковская О.В. — Материально-техническая база общеобразовательных школ Хакасской автономной области в 1946-1964 годах // Genesis: исторические исследования. - 2022. - № 9. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.9.38828 EDN: OQPZZC URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=38828
Материально-техническая база общеобразовательных школ Хакасской автономной области в 1946-1964 годах
Маньковская Ольга Вячеславовна
аспирант, кафедра истории, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова 655017, Россия, республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 90
И wakagashira413@yandex.ru
Статья из рубрики "Междисциплинарные исследования"
DOI:
10.25136/2409-868Х.2022.9.38828
EDN:
OQPZZC
Дата направления статьи в редакцию:
23-09-2022
Аннотация: Статья посвящена обзору материально-технического состояния общеобразовательных школ в Хакасской автономной области в середине 1940-х -середине 1960-х годов. Автор прослеживает динамику развития таких элементов материальной базы школ как пришкольная территория, здания и классные помещения, оборудование кабинетов, учебная и методическая литература, наглядные учебные пособия, а также учебный инвентарь и учебные принадлежности. Кроме того, рассматриваются бытовые условия пришкольных интернатов области в динамике. Значительное внимание в статье уделено оснащению специализированных кабинетов (химических, кабинетов домоводства, трудового обучения и производственного обучения) с учетом реформы 1958 года. Автором введены в научный оборот результаты анализа и обработки материалов архивных фондов. Отмечается что проблема низкой хозяйственно-бытовой обеспеченности интернатов к середине 1960-х годов не была решена, что в условиях большого радиуса обслуживания школ было одной из причин невыполнения плана всеобуча. Делается вывод о том, что уровень материально-технической базы школ не соответствовал задачам Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. В то же время, автор указывает, что обеспеченность учебниками и учебными пособиями, канцелярскими принадлежностями, была достигнута до окончания пятого пятилетнего
10.25136/2409-868X2022.9.38828 плана.
Ключевые слова:
материально-техническая база,технические средства, школьное образование, региональная история, Хакасская автономная область, производственное обучение, политехнизация образования, школьные интернаты, учебно-опытные участки, учебная литература
В новейшей истории в условиях повышения интереса государства к такому ресурсу как человеческий капитал и ускорения прироста знаний, на которых базируются современное производство, образование как социальный институт играет все большую роль в жизни общества. Процесс реформирования школьного, базового, образования не прекращался со времени образования Российской Федерации. Это, с одной стороны, отражает стремление государственной власти модернизовать систему школьного образования, которая способно подготовить выпускников к вызовам современного мира, с другой, демонстрирует недостаточную эффективность проводимых реформ.
В связи с этим актуально обратиться к советскому опыту государственной политики в сфере народного образования, чтобы учесть ошибки, допущенные в ходе реформирования общеобразовательной школы. Настоящее исследование опирается на историко-сравнительный метод, а источниковой базой выступают материалы фондов Национального архива Республики Хакасия, большая часть которых впервые вводится в научный оборот.
Период 1946-1964 годов интересен для анализа тем, что именно на это время приходится восстановление послевоенной общеобразовательной школы, а также проведение неудачной реформы 1958 года. Остро вставшая в военный и послевоенный период проблема слабой, а в отдельных случаях практически отсутствующей, материально-технической базы была одной из причин свертывания школьной реформы, направленной на «укрепление связи школы с жизнью».
К материально-технической базе школ относится пришкольная территория, расположенные на ней строения, спортивные залы, классные помещения и специализированные учебные кабинеты, жесткий инвентарь и оборудованные для проведения лабораторных, практических работ, трудового обучения, учебная и методическая литература, наглядные учебные пособия, а также учебный инвентарь и учебные принадлежности.
Одним из главных векторов образовательной политики в СССР была всеобщность обучения. Охват детей, подлежащих обучению в общеобразовательных школах, обеспечивался за счет ведения учета таких детей, а также создания учебных мест в образовательных организациях. Послевоенный период характеризовался нехваткой учебных мест, что проявлялось в организации обучения в две и три смены, а также в большом радиусе обслуживания (до 25 км., у отдельных школ — от 30 до 60 км.). В 1948-1949 учебном году 46% учащихся семилетних и средних школ области занимались
во вторую смену л- 38].
В 1955-1956 учебном году во вторую смену обучались 44,2% всех учащихся области, в третью смену обучались 530 учащихся четырех школ г. Черногорска (к началу
следующего учебного года проблема наличия третьей смены была решена) [2, л-75"", к 1963-1964 учебному году 57% всех учеников области продолжали обучение во второю смену.
Следует отметить, что хотя для общеобразовательных школ Хакасской автономной области было характерно наличие дефицита учебных мест, состояние школьных зданий было в целом удовлетворительное, так в середине 1950-х годов 24 школы размещались в аварийных зданиях, 44 школы — в арендованных зданиях, что не превышало 17% от
числа всех школ области [2, л-83~87"". в то же время в ежегодных отчетах отмечалось, что ремонт школ осуществлялся не в полном объеме: в отдельных школах области оставались неостекленными внутренние рамы, не перекрыты крыши, не восстановлены полы. [3' л-77]
Важным фактором, влиявшим на выполнение плана по всеобучу, являлось преобладание в области сельских территорий с малонаселенными пунктами. Большой радиус обслуживания во многом объяснялся в потребностью небольшого количества учебных мест в многочисленных пунктах лесозаготовки, населенных пунктах при золотодобывающих предприятиях и удаленных колхозах, где строительство школ было нерентабельно.
Связи с этим с 1946 года ежегодно происходила трансформация системы народного образования, параллельно шли два процесса: строительство новых школ и укрупнение школ путем преобразования начальных школ в неполные средние, неполных средних — в средние. Преобразование образовательных организаций приводило к увеличению расстояния удаленных населенных пунктов от школ, создавая потребность в увеличении сети интернатов. Так, на начало 1947 года в Хакасской автономной области насчитывалось 47 школьных интернатов с общей численностью 832 воспитанника [4, л -14", то в конце 1963-1964 учебного года сеть школьных интернатов включала 77 заведений, в интернатах которых проживало 4062 учащихся [5, л 2].
Несмотря на рост сети и увеличения количества мест в интернатах, актуальными оставались проблемы нехватки мягкого и жесткого инвентаря, скученности проживающих. В конце 1940-х годов особенно плохо содержались интернаты в
Аскизском, Саралинском и Боградском районах [6, л 2], в 1964 неудовлетворительные условия проживания были характерны для интернатов Аскизского района, «где в текущем уч. году (1963-1964 — прим. автора) в некоторых интернатах уч-ся спали по
двое на кроватях» [5, л 2]. Остро ощущалась нехватка одеял, постельного белья, столов и стульев.
Не все интернаты принадлежали школам, часть из них числилась за предприятиями, в связи с чем в соседних с воспитанниками комнатах проживали рабочие колхозов и рудников. Были распространены случаи, когда приготовление пищи осуществлялось в том же помещение, где спали и умывались воспитанники, из-за отсутствия
хозяйственных помещений. [2, л 11-13""
Проблема слабой материально-технической базы интернатов усугублялась злоупотреблением руководством в части незаконной выдачи работникам в бесплатное
пользование предметов школьного имущества [7, л- 101"".
В 1950-1960 годах активно внедрялось медиаобразование как часть общего образования школьников ^———i02" посредством кинофикации школ. В приказе по
Хакасскому Областному отделу народного образования отмечалось, что данная работа хорошо налажена в школах г. Абакана и У сть-Абаканского района, однако большинство школ не были обеспечены специально оборудованными киноклассами (с пристроенными
или встроенными кинобудками) [9, л 101. В то же время, с увеличением количества
кинофицированных школ к 1964 году у 23 школ не получали фильмы [10, л 11-121.
Слабым звеном материальной базы школ оставалось оснащенность учебных кабинетов. Плохо оборудованы были кабинеты физики, химии, биологии, не хватало географических и исторических карт. Специальными учебными кабинетами были оборудованы не все школы, к 1952-1953 учебному году полностью были укомплектованы только средние школы области.
Ежегодно приобретаемых и изготовляемых силами педагогов и учащихся методических и раздаточных материалов не хватало. Эту нехватку демонстрируют такие мероприятия, как конкурсы на оборудование кабинетов. Так, в положении об областном конкурсе на лучшее участие учащихся школ в создании и оборудовании химических кабинетов, организованного в 1964 году, среди оборудования, за изготовление которого начисляются баллы, помимо штативов, действующих моделей и макетов, присутствуют
типовой демонстрационный стол, вытяжной шкаф. [7, л-186-187"1
Большинство помещений, предназначенных для трудового и производственного обучения, не были в должной мере оборудованы. Даже в 1963 году отмечалось, что более чем в 20 школах занятия по домоводству не осуществляются в связи с отсутствием кабинетов и необходимого оборудования [11, л 1021.
Полностью оборудованные помещения являлись частными случаями, зачастую приборами и наглядными материалами кабинеты оснащались усилиями педагогов и учащихся. Кабинеты машиноведения имеются только при отдельных средних школах, в большинстве школ имеющееся оборудование размещено в учебных мастерских. [11, л 831
Образцовыми по части оснащенности были автокласс У сть-Абаканской средней школы, кабинет электротехники Абаканской школы № 1; кабинеты машиноведения Черногорской средней школы № 7, Бейской средней школы, школ №1 и №10 г. Абакана, Аскизской средней школы, которые были оборудованы деталями тракторов, автомобилей,
комбайнов и других сельскохозяйственных машин. [5, л 331 Агрохимлаборатории при Очурской и Борцовской средних школах были полностью оборудованы инвентарем: химической посудой, реактивами для проведения анализа почв и др.
Проверки выполнения практической части программы в школах области показали, что трудовое обучение не реализуется в полной мере на всех уровнях образования: полноценному освоению программы по столярному делу в ряде школ области препятствовала нехватка пиломатериала, рубанков, а также стальных заготовок для занятий по металлообработке.
На начало 1958-1959 учебного года из 407 школ области, только в 110 начальных школах отсутствовали пришкольные учебно-опытные участки, общая площадь участков составляла 212 га. [11' л 661.
Пришкольные участки использовались как в учебной деятельности (для проведения отдельных уроков биологии, основы сельскохозяйственного производства), так и для организации кружковой работы (кружки юных натуралистов) и летней учебно-производственная практики. На пришкольных участках, в т.ч. городских, были
организованы птицефабрики, кроликофермы, теплицы [11, л 67-681.
Расширение территории учебно-опытных участков происходило преимущественно за счет передачи земли колхозами и совхозами области школам, с закреплением за последними инвентаря и сельскохозяйственных единиц. По годовым отчетам школ области можно установить, что на переданных участках силами учащихся выращивались сахарная свекла (157 га), капуста (365 га), овощные культуры (785 га), пшеница и другие
культуры (360 га). [11' л 69].
Одной из проблем работы на пришкольных участках являлась нехватка сельскохозяйственного инвентаря. На местах эту проблему решали путем изготовления необходимых инструментов (грабель, лопат, ящиков для рассады) в школьных
мастерских на уроках трудового обучения [12, л 52].
Из отчетов и пояснительных записок Хакасской областной плановой комиссии следует, что основной причиной несвоевременности и незавершенности ремонтных работ и оборудования учебных кабинетов являлось несвоевременное поступление финансовых средств в областной и районные (городские) бюджеты.
Учебный процесс невозможно представить без учебников и вспомогательных учебных материалов, которые помогали выстроить образовательную траекторию в соответствии с учебными планами и решениями партии и Министерства просвещения. Школы были недостаточно оснащены литературой на хакасском языке и учебниками, качество
которых требовало пересмотра и корректировки содержания —л—143-144]. При постоянно расширявшемся библиотечном фонде существовал дефицит сборников задач по математике, учебников для 1-4-х классов, учебников по предметам естественнонаучногоцикла[13, л 531.
В целом, проблему нехватки учебников (в том числе учебников по хакасскому языку и литературе) удалось преодолеть к концу 1950-х - началу 1960-х годов. Однако в связи с изменениями учебных планов, учебных программ, развитием хакасской фонетики и грамматики обновление фонда учебной литературы школ происходило с задержками: учебники по хакасскому языку и литературе не успевали своевременно издавать [14, л ^ а скопление в магазинах учебников по другим учебным предметам старых изданий препятствовало обновлению библиотечного фонда [12, л 59].
В первые послевоенные годы ситуация с канцелярскими принадлежностями была крайне неблагополучна: обеспечение тетрадями осуществлялось неравномерно между городскими округами и районами, в ряде учреждений их запас заканчивался к середине учебного года. Так, в 1949-1950 учебного году в школах Ширинского района дети, не обеспеченные в достаточном количестве тетрадями, были вынуждены писать на любой
имеющейся бумаге, и даже на старых газетах^6—л—31 Остро стоявшая проблема обеспечения тетрадями в связи с изменением схемы закупок к 1951-1952 учебному году была решена.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать несколько основных выводов относительно динамики материально-технической базы народных школ Хакасской автономной области в 1946-1964 годах.
Во-первых, на протяжении всего рассматриваемого периода в интернатах при образовательных организациях на крайне низком уровне находилось бытовое
обеспечение воспитанников, отсутствовало достаточное количество учебных мест в народных школах. Данные обстоятельства в совокупности с большим радиусом обслуживания выступали одной из причин систематического невыполнения плана в с е о б уч а .
Во-вторых, проблема нехватки парт, учебников и учебных пособий, канцелярских принадлежностей, в целом, была решена к началу 1953-1954 учебного года, в то время как проблема недостаточности оборудования кабинетов оставалась актуальной на протяжении всего изучаемого периода.
В-третьих, уровень материально-технической базы школ, особенно степень оборудования специализированных кабинетов, не соответствовал задачам, сформулированных в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР 12 ноября 1958 года и закрепленных в Законе об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Отсутствие производственных мастерских в одних школах и частичное их оборудование в других приводило к формальному преподаванию трудового обучения и производственного труда, либо, в отдельных случаях, исключению данных предметов из учебного плана.
Библиография
1. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р -46. Оп. 1. Д. 495
2. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р -46. Оп. 1. Д. 532
3. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р -46. Оп. 1. Д. 495
4. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р -229 . Оп 1. Д . 19
5. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р -229 . Оп 1. Д . 78
6. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р -229 . Оп . 1 Д. 21.
7. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р -229 . Оп . 1 Д. 76.
8. Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Горбаткова О.И., Ковалева М.Е., Князев А.А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / Под ред. А.В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 с.
9. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-229. Оп.1. Д. 59.
10. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-229. Оп.1. Д. 81.
11. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-229. Оп.1. Д. 52.
12. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-229. Оп. 1. Д. 57.
13. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-229. Оп. 1 Д. 31.
14. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-229. Оп. 1 Д. 36.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. О тз ыв
на статью «Материально-техническая база общеобразовательных школ Хакасской автономной области в 1946-1964 годах»
Предмет исследования - материально-техническая база общеобразовательных школ Хакасской автономной области в 1946-1964 годах, а также меры органов власти по
улучшению этой базы. Методология исследования базируется на принципах историзма, научной достоверности и научной объективности, системности и сравнительного анализа. Актуальность темы очевидна и в нашей стране материально-технической базе системы образования в прошлом и в настоящее время уделяется большое внимание. Принятая в стране программа «Развитие образование» направлена и на повышение материально-технической базы учреждений системы образования всех уровней. Изучение опыта прошлых лет, в том числе и советского опыта представляется актуальным и значимым. Представляется, что хронологический период 1946-1964 годы представляется очень важным, потому что это был период послевоенного восстановления, с одной стороны, с другой стороны, в этот период ( в 1958 г.) была проведена реформа системы образования, целью которой было восстановить практическую подготовку школьников к труду, особенно в сфере материального производства. Ключевой задачей было соединить в школах производственный труд с обучением. Слабая материально-техническая база школ и другие проблемы были одной из причин ее неээфективности. Научная новизна заключается в том, что в статье проведен анализ всей системы материально-технической базы системы школьного образования, выявлены основные проблемы в этой сфере, дан анализ принимаемых мер. Научная новизна рецензируемой статьи также определяется введением в научный оборот архивных материалов из фондов Национального архива Республики Хакасия, большая часть которых впервые вводится в научный оборот. Стиль статьи научный, язык ясный и понятный, присутствуют элементы описательности. Статья логически выстроена и направлена на достижение цели статьи и повествование идет по проблемам. Предварительно в статье дано определение материально-технической базы территория пришкольная, строения (здание школы и вспомогательные помещения), классные помещения, специализированные кабинеты, жесткий инвентарь, жесткий инвентарь и оборудованные для проведения лабораторных, практических работ, трудового обучения, учебная и методическая литература, наглядные учебные пособия, а также учебный инвентарь и учебные принадлежности. Отмечая трансформацию системы образования в исследуемый период автор отмечает, что параллельно шли два процесса: строительство новых школ и преобразование школ (начальных в неполные средние, неполных средних в средние) и отмечает, что это вело к увеличению расстояния удаленных населенных пунктов от школ, создавая потребность в увеличении сети интернатов. Увеличение сети интернатов происходила не только по данной причине, школы -интернаты были на тот период единственным способом дать детям полноценное образование, т.к. иного способа получения неполного среднего или высшего образования для детей из небольших населенных пунктов не было. И это наблюдалось не только в Хакасской автономной области, где было много малонаселенных мест, но и в союзных и автономных республиках, российских областях и краях где были села с численностью населения 1,5 тыс - 2,5 тыс. и более человек. Библиография работы рецензируемой статьи состоит из 14 источников и в нем есть всего одна работа по одному из поднимаемых в статье вопросов, остальные источники — это документы из двух фондов Национального архива Хакасской республики. По изучаемой теме, имеется достаточно работ по другим регионам и их использование было бы не только желательно, но и обязательно. Статья базируется только на материалах регионального архива, это обедняет ее научный аппарат, а также общее содержание статьи и ее выводы. Аппеляция к оппонентам представлена в систематизации материала и полученных в ходе работы данных.
Статья представляет определенный интерес для специалистов и других категорий читателей, которые интересуются вопросами образования в разные периоды истории нашей страны, в том числе в региональном аспекте. Статья может быть рекомендована
для печати.