Научная статья на тему 'История развития Магаданского государственного педагогического института в 1960-х – первой половине 1980-х гг'

История развития Магаданского государственного педагогического института в 1960-х – первой половине 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД / МАГАДАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МГПИ) / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скридлевская К. В.

Статья посвящена проблемам формирования научно-педагогических кадров и развития материально-технической базы Магаданского государственного педагогического института в 1960-е – середине 1980-х годов. Автором впервые проанализирована динамика численности профессорско-преподавательского состава вуза. Впервые изучены вопросы обеспечения аудиторным фондом, общежитиями, техническими средствами обучения, учебными изданиями. Особый акцент сделан на масштабной подготовке вузом учительских кадров для Северо-Востока страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития Магаданского государственного педагогического института в 1960-х – первой половине 1980-х гг»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАГАДАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В 1960-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ.

© Скридлевская К.В.

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

Статья посвящена проблемам формирования научно-педагогических кадров и развития материально-технической базы Магаданского государственного педагогического института в 1960-е - середине 1980-х годов. Автором впервые проанализирована динамика численности профессорско-преподавательского состава вуза. Впервые изучены вопросы обеспечения аудиторным фондом, общежитиями, техническими средствами обучения, учебными изданиями. Особый акцент сделан на масштабной подготовке вузом учительских кадров для Северо-Востока страны.

Ключевые слова: Северо-Восток, высшее образование, научно-педагогические кадры, профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база, технические средства обучения, библиотечный фонд, Магаданский государственный педагогический институт (МШИ), студенческий контингент.

В первой половине XX века потребность Северо-Восточного региона России в учительских кадрах была крайне острой, решение этой проблемы осуществлялось посредством приглашения педагогов из вузов центральных районов страны. Однако в условиях быстрого роста населения этого было недостаточно.

Число учителей и воспитателей на Колыме и Чукотке возросло в 1963 г. до 3 тысяч человек, то есть более чем в три раза по сравнению с 1953 г. [Хроника важнейших событий истории народного образования и просвещения в Магаданской области / авт.-сост. Д.И. Райзман. - Магадан: Охотник, 2011. - С. 31].

Однако практически все они были специалистами, приехавшими из других регионов страны. В связи с этим возникла необходимость подготовки квалифицированных специалистов на месте. Ценное место в реализации этой задачи принадлежит Магаданскому государственному педагогическому институту.

Таким образом, организация педагогического института в г. Магадане имела стратегическое значение для региона - подготовка собственных учительских кадров, предоставление качественного школьного образования на месте, а также и возможность получения высшего образования. Это, несомненно, способствовало закреплению населения и являлось важным фактором поступательного развития территории.

В настоящее время проблема кадров для региона также актуальна -ощущается острый недостаток квалифицированных специалистов по от-

дельным направлениям. Сегодня Северо-Восточный государственный университет прилагает большие усилия по решению задач обеспечения региона квалифицированными кадрами.

Северо-Восточный государственный университет ведет свою историю с 1960-х годов XX века. Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 ноября 1960 года «об образовании Магаданского государственного педагогического института» (МГПИ) было положено начало образовательной деятельности вуза [Северный Международный университет, 1961-2006: [45лет]. -Магадан: Охотник, 2006. - С. 8]. 3 октября 1961 года в институте начались занятия. Первым ректором был назначен Георгий Федорович Севильгаев -ректор МГПИ (1961-1962 гг.), участник Великой Отечественной войны, награжден Орденом «Красной звезды», Орденом «Отечественной войны» I степени, впоследствии - доктор педагогических наук, профессор.

Постановлением Правительства России от 5 апреля 1993 года МГПИ был преобразован в Международный педагогический университет (МПУ). 18 декабря 1997 года вышло постановление Правительства Российской Федерации о создании Северного международного университета на базе МПУ и Магаданского филиала хабаровского государственного технического университета (МфХГТУ). В 2007 году СМУ был переименован в Северо-Восточный государственный университет.

Одним из ведущих условий, обеспечивающих высокий уровень подготовки педагогических кадров, а значит и высокой укомплектованности педагогическими кадрами школ, явилось качественное улучшение научно-педагогического состава. В целях эффективной подготовки молодых специалистов Магаданский государственный педагогический институт в 1960-е годы ставил следующие задачи:

1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных, образованных учителей советской школы в соответствии с требованиями Программы КПСС, Постановлений партии и Советского правительства.

2. Улучшение научно-исследовательской работы, совершенствование тематики научных исследований.

3. Всемерное повышение квалификации преподавательских кадров, привлечение их к научной работе, сдача кандидатских экзаменов, работа методических секций.

4. Установление тесной связи всех кафедр института органами народного образования, школами области с целью оказания им помощи в улучшении учебно-воспитательной работы, так же привития студентам любви к педагогической профессии.

5. Привлечение всех преподавателей института к пропаганде марксистско-ленинского учения, достижений советской науки и техники среди населения области.

К выполнению этих задач в 1961 году приступило 17 преподавателей МГПИ, из них - 1 ректор, 4 преподавателя (23,5 %) - кандидаты наук. В должности заведующего кафедрой - 3 преподавателя (18,75 %), в должности старшего преподавателя - 8 человек (50 %), ассистента - 4 преподавателя (25 %), в должности ректора - 1 человек(6,25 %).

На трех факультетах института - педагогики и методики начального обучения, физико-математическом, историко-филологическом очного и заочного отделений института обучалось 275 человек (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение студенческого контингента очного отделения МГПИ в 1961 г. [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 10. Л. 7]

Факультет, специальность Количество студентов Поток Групп

Историко-филологический 50 1 2

Специальность русский язык и литература 25

История 25 1 2

Физико-математический 50

Педагогика и методика начального образования 100 2 4

Всего 250 4 8

«В первые годы работы Магаданского пединститута, мало уделялось внимания вопросам комплектования института вузовскими работниками. В коллективе пединститута было много преподавателей бывшего педучилища, не имевших ученый степеней, ученых званий. Это отрицательно сказывалось на ведении учебно-воспитательного процесса и организацию научно-исследовательской работы» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 45. Л. 2].

В связи с этим, одной из главных задач МГПИ в 1960-е годы стало комплектование института преподавателями высокой квалификации, и прежде всего кандидатами наук, доцентами. Решение этого вопроса осуществлялось по двум направлениям: приглашение на работу в институт квалифицированных преподавателей их других вузов, повышение квалификации преподавателей института, подготовка ими кандидатских и докторских диссертаций. В 1963-1964 учебном году преподавателями института было выполнено 17 научно-исследовательских и научно-методических работ в том числе: кандидатских диссертаций - 3, брошюр - 3, статей - 11.

В 1960-е гг. по стажу вузовской работы преподавательский состав был в своем большинстве малоопытным. Так со стажем 10 и более лет работало 14 человек; со стажем от 3-х до 4-х лет - 21 человек; со стажем 1-2 года - 23 человека. То есть более 60 % преподавателей не имело практики работы в вузе [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 29. Л. 5].

К середине 1960-х гг. качественный уровень педагогического состава МГПИ улучшился. Если в 1961-1962 учебном году в институте работало 4 кандидата наук, то в конце 1965-1966 учебного года их число возросло до 20. В 1965-1966 учебном году вводится практика замещения вакантных должно-

стей по конкурсу. В частности были избраны кандидат физико--математических наук, доцент Т.В. Солнцев, кандидат исторических наук Ф.И. Врублев-ский, кандидат педагогических наук Г.П. Бурса.

В 1966-1967 учебном году в Магаданском государственном педагогическом институте на дневном отделении обучалось 635 студентов: на историко -филологическом факультете - 278, на факультете педагогики и методики начального образования - 189, на физико-математическом факультете - 189 студентов. Таким образом, численность студентов МГПИ за 1961-1967 гг. выросла в 2,3 раза.

В 1966-1967 учебном году научно-педагогический состав МГПИ характеризовался данными, представленными в табл. 2.

Таблица 2

Научно-педагогический состав МГПИ в 1966-1967 учебном году

Преподаватели, имеющие ученую Преподаватели, неимеющие ученую степень или звание

Наименование степень или звание Всего

кафедр Профессоров, докторов наук Кандидатов наук, доцентов Старших преподавателей Старших преподавателей Ассистентов

1. Марксизма-ленинизма 1 1 2 3 2 9

2. Математики 0 2 2 1 2 7

3. Физики 0 1 0 4 3 8

4. Педагогики и психологии 0 2 2 1 2 7

5. Педагогики и методики начального образования 0 1 0 4 5,5 10,5

6. Истории 0 1 1 2 1 5

7. Русского языка 0 2 1 4 2 9

8. Литературы 0 1 1 1 3 6

9. Иностранных языков 0 1 0 3 3 7

10. Физвоспитания 0 1 0 2 2 5

11. Всего 1 13 9 25 25,5 74

Из приведенных данных видно, что в 1966-1967 учебном году научно-педагогический состав МГПИ составлял 74 человека. Из которых 1,35 % -профессоров, доцентов, 13,51 % - кандидатов наук, доцентов, 12,16 % - кандидатов наук, 39,18 % - старших преподавателей, 33,78 % - ассистентов. В количественном отношении за 1961-1967 гг. научно-педагогический состав МГПИ вырос в 4,6 раза. Необходимо отметить, что качественный уровень научно-педагогического состава МГПИ в этот период также возрос. Так в 1967 учебном году в педагогическом составе МГПИ было 19 кандидатов наук, то есть в 4,75 раза больше, чем в 1961 году.

К концу 1960-х годов происходит незначительное снижение числа научно-педагогического состава. В феврале 1969 года в МГПИ работало 72 преподавателя (см. табл. 3).

Приведенные показатели свидетельствуют, что самыми многочисленными по преподавательскому составу кафедрами были: педагогики и мето-

дики начального обучения, кафедра русского языка, марксизма-ленинизма, физики и иностранных языков.

Таблица 3

Распределение научно-педагогического состава МГПИ по кафедрам в 1969 г.

Название кафедры Количество преподавателей

1. Кафедра марксизма-ленинизма. 8

2. Кафедра истории 4

3. Кафедра педагогики и методики начального обучения 13

4. Кафедра педагогики и психологии 7

5. Кафедра русского языка 9

6. Кафедра литературы 5

7. Кафедра математики 7

8. Кафедра физики 8

9. Кафедра иностранных языков 8

10. Кафедра физвоспитания 3

Всего 72

1964 1964 1966 1968 1971

Годы

Рис. 1. Рост численности научно-педагогического состава МГПИ в 1961-1971 гг.

В 1970-е годы продолжается работа по обеспечению Магаданского государственного педагогического института научными кадрами. В этом направлении происходят значительные изменения: «появилась возможность комплектования педагогических кадров так же из лучших учителей города и наиболее одаренных выпускников института. Хорошие результаты в вопросах комплектования педагогическими кадрами высшей квалификации для Магаданского института стала приносить целевая аспирантура» [Первый на Северо-Востоке: 50 лет Северо-Восточному государственному университету / Под. общ. ред.

А.И. Широкова; авт.-сост. Л.П. Бирюкова. - Магадан: Охотник, 2010. - 138 с.]. Преподаватели МГПИ обучались в аспирантуре Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, ЛII ПИ им. А.И. Герцена, МО-ПИ им. Н.К. Крупской, МГУ им. М.В. Ломоносова и других. Предпринятые усилия в деле комплектования научно-педагогического состава МГПИ дали положительные результаты. Всего на 1 октября 1971 года профессорско-преподавательский состав МГПИ составлял 85 человек (см. рис. 1).

Таким образом, за первое десятилетие работы МГПИ научно-педагогический состав существенно увеличился. За период 1961-1971 гг. профессорско-преподавательский состав вырос в 5 раз. Однако качественный уровень научно-педагогического состава МГПИ с 1967 года остался неизменным. Тенденция роста штата педагогического состава Магаданского пединститута продолжалась и на протяжении 1970-х годов (см. рис. 2).

120

е й

0

1971 1975 1977 1979

Голы

Рис. 2. Рост численности научно-педагогического состава МГПИ в 1971-1979 гг.

Из приведенных данных видно, что в 1970-е годы происходит рост числа научно-педагогического состава, в 1971-1979 гг. преподавательский состав МГПИ вырос в 1,27 раза или на 23 человека. Таким образом, за 19611979 гг. научно-преподавательский состав МГПИ вырос в 6,5 раз.

Научно-педагогический состав Магаданского государственного педагогического института в 1976-1977 учебном году составил 102 человека. Из них 15 (14,7 %) - доцентов, 32 (31,37 %) - кандидатов наук, 48 (47 %) - старших преподавателей.

Вместе с динамикой роста научно-педагогического состава МГПИ, необходимо отметить численный рост кафедр института. Если в 1966-1967 учеб-

ном году в институте было 9 кафедр, то к концу 1970-х годов их число увеличивается до 13. Кафедры МГПИ в 1970-е гг.:

1. Кафедра физики.

2. Кафедра математики.

3. Кафедра педагогики и методики начального образования.

4. Кафедра русского языка.

5. Кафедра литературы.

6. Кафедра марксизма-ленинизма.

7. Кафедра истории.

8. Кафедра педагогики и психологии.

9. Кафедра иностранных языков.

10. Кафедра английской филологии.

11. Военная кафедра.

12. Кафедра физического воспитания и спорта.

13. Кафедра медицинской подготовки.

Распределение научно-педагогических кадров Магаданского государственного педагогического института по кафедрам к концу 1970-х годов представлено в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Распределение научно-педагогического состава МГПИ по кафедрам в 1977-1978 учебном году

Кафедра Всего Доцентов Старших преподавателей Ассистентов

1. Марксизма-ленинизма 10 3 6 1

2. Истории 6 1 5 0

3. Педагогики и методики начального обучения 15,5 2 8 5,5

4. Педагогики и Психологии 8,5 3 4 1,5

5. Русского языка 11 1 6 4

6. Литературы 7 1 4 2

7. Математики 9 2 3 4

8. Физики 8 1 4 3

9. Иностранных языков 6 1 3 2

10. Английской филологии 8 0 2 6

11. Физического воспитания и спорта 5 0 2 3

12. Медицинской подготовки 1 0 0 1

13. Военная 7 0 4 3

Всего 102 15 51 36

Научно-педагогический состав МГПИ в 1979 году составил 108 человек, из которых 31 (28,70 %) - кандидаты наук, 14 преподавателей (12,96 %) - доцентов, 52 (48,14 %) - старших преподавателей, 37 (34,25 %) - ассистентов. За 1967-1979 годы качественный уровень научно-педагогического состава МГПИ возрос на 3 %. По стажу вузовской работы, в 1976-1977 учебном году преподавательский состав МГПИ характеризовался следующими данными:

свыше 5 лет - 42 человек, свыше 10 лет - 31 человек [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 363. Л. 13].

Приведенные сведения подтверждают, что в 1970-х годах происходил дальнейший рост численности научно-педагогического состава МГПИ. Большую часть преподавательского потенциала составили преподаватели со стажем работы до пяти лет. Существенным недостатком являлось «отсутствие докторов и профессоров в составе преподавателей института» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 363. Л. 3]. Из 97 преподавателей, работавших в МГПИ на 1 сентября 1977 года, было 32 кандидата наук, в том числе - 20 человек, с ученым званием доцента. Нехватка в преподавательском составе профессоров, докторов наук была связана с тем, что на месте подобрать преподавателей такой квалификации было практически невозможно; пригласить из центральных районов страны не составляло никакой трудности (многие соглашались ехать охотно), но их не могли сразу обеспечить жильем.

Большую роль в работе научного коллектива и в подготовке молодых специалистов Магаданского пединститута в 1970-е годы, играла коммунистическая идеология. В связи с этим, институт ставил перед собой задачи:

1. Усиления идейно-политической направленности лекций, практических занятий и всех воспитательных мероприятий;

2. Воспитания у учащихся коммунистического отношения к труду.

В 1977-1978 учебном году, из числа преподавателей МГПИ было 40 членов КПСС и 6 членов ВЛКСМ.

Руководящее звено Магаданского государственного педагогического института было опытным, что обеспечивало достойное управление и поступательное развитие. Ректорат на 1 сентября 1971-1972 года возглавили квалифицированные специалисты, со стажем работы в вузе 5-10 лет, кандидаты наук [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 199. Л. 36]:

1. Ректор Алексей Сергеевич Трофимов - профессор, кандидат исторических наук, стаж работы в вузе свыше 10 лет.

2. Проректор по учебно-научной работе - Леонид Николаевич Верин, кандидат педагогических наук, доцент, стаж работы в вузе 6 лет.

3. Проректор по отделению заочного обучения - Нина Васильевна Ма-рениннова, стаж работы в вузе 5 лет.

Во второй половине 1970-х гг. годы руководство факультетами осуществляли кандидаты филологических, педагогических, философских наук [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 363. Л. 3]:

1. Александр Федорович Иванов - декан историко-филологического факультета, кандидат филологических наук, стаж педагогической работы 10 лет, из них 6 лет в качестве декана;

2. Галина Сергеевна Вяликова - декан факультета педагогики и методики начального обучения, кандидат педагогических наук, стаж педагогической работы свыше 5 лет.

3. Галина Ивановна Калашникова - декан физико-математического факультета, кандидат философских наук, доцент, педагогический стаж - 11 лет, стаж работы в должности декана - 4 года.

Приведенные данные подтверждают, что факультетами руководили специалисты, со стажем вузовской работы от 5 до 11 лет, из которых значительную часть - в должности декана, что обеспечило успешное, поступательное развитие вверенных им подразделений.

Учебная материально-техническая база - одно из обязательных, основных условий обеспечения эффективного и современного учебно-воспитательного процесса, а также обеспечения высокого качества подготовки специалистов, организации научно-исследовательской работы.

Материально-техническая база представляет совокупность учебных объектов, материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки студентов по установленным специальностям, а так же для выполнения научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров. Учебная материально-техническая база является составной частью университета, должна иметь необходимую техническую оснащенность и отвечать задачам профессиональной подготовки студентов при высокой интенсивности учебного процесса.

Материальной базой для МГПИ в 1961 г. послужило здание педагогического училища, расположенного по ул. Коммуны, д. 4, переданное в качестве учебного корпуса, и общежития на 225 мест [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 10. Л. 6]. Общежитием были обеспечены все студенты, однако, проживали они скученно, что создавало неудобства в организации учебного процесса, быта и отдыха студентов.

Институт располагал 5 учебными кабинетами, 3 лабораториями, 3 мастерскими, спортивным залом, стрелковым тиром, библиотекой. Эти кабинеты ни по площади, ни по оборудованию не удовлетворяли нормам для ведения эффективного процесса обучения. Так, комнаты учебных мастерских располагались в подвале, где отсутствовало естественное освещение и вен-тиляционно-вытяжная система. Трубы различного назначения, сосредоточенные здесь со всего пятиэтажного здания, подтекая, при отсутствии вентиляции, создавали повышенную влажность воздуха.

Раздробленность учебных мастерских на более мелкие помещения также усложняла учебный процесс. Из-за недостатка рабочих мест с оборудованием, при наличии в подгруппе 12-15 человек, задание можно было дать только 4-6 студентам. Остальным приходилось давать другие задания. «Учебные занятия по труду на 1 и 2 курсах педфака проходили в совершенно не оборудованных и неприспособленных для этих целей 2-х аудиториях, общей площадью в 24 кв. м» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 15. Л. 58].

Кафедра физики располагала кабинетом для чтения лекционных курсов (50-60 мест) и лабораториями:

1. Механики и молекулярной физики;

2. Электричества и оптики;

3. Специального физического практикума;

4. Методики физического эксперимента;

5. Электротехники;

6. Рентгеноструктурного и спектрального анализа;

7. Машиностроения и технических средств обучения;

Кафедра физики в достаточном объеме была обеспечена приборами и оборудованием для проведения занятий, однако ощущался острый недостаток площади, на которой размещались лаборатории и кабинеты кафедры.

Кабинет математики площадью в 30 м2 использовался и как аудитория, и как склад для хранения наглядных пособий и оборудования. «Вечером кабинет использовался для консультаций у студентов. Кафедра имела в наличии: теодолиты, нивелиры, арифмометры, линейки логарифмические, наборы по стереометрии и другие наглядные пособия и модели» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 108. Л. 50].

Факультет педагогики и методики начального обучения располагал кабинетом, швейной мастерской для ручного труда. Это помещение не соответствовало требованиям, предъявляемым к вузам. На факультете отсутствовал кабинет психологии со всем необходимым оборудованием, наглядными пособиями, экспонатами, приборами и т.д. На кафедре отсутствовали простейшие технические средства: магнитофон, фотоаппарат, киноаппарат, фильмоскоп [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 147. Л. 20].

Учебный фонд кафедры иностранных языков составил кабинет иностранных языков и звукотехническая лаборатория. В лаборатории было установлено 18 кабин, снабженных отдельным магнитофоном, микрофоном и магнитофонными лентами. Лаборатория МГПИ была оборудована по принципу звукотехнической лаборатории Российского университета дружбы народов в г. Москве и являлась для этого периода образцовой лабораторией для вузов Среднего и Дальнего Востока [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 15. Л. 60]. Кабинет иностранных языков располагал 22 магнитофонами типа МАГ-59, киноаппаратом для демонстрации учебных фильмов на немецком и английском языках и радиоузлом, соединенным со всеми аудиториями института и общежитием.

Кафедра истории имела в своем распоряжении кабинет истории. «Из технических средств кафедра располагала эпидиаскопом, магнитофоном, диафильмами по различным периодам истории, наглядными пособиями, программами, практикумами, большим количеством карт по различным периодам, однако некоторых, очень нужных недоставало» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 87. Л. 49].

Кафедры МГПИ совместно с общеинститутской библиотекой проводили работу среди студентов по идейно-политическому воспитанию, прини-

мали активное участие в организации книжных выставок поступившей литературы.

Библиотека Магаданского государственного педагогического института комплектовала свои фонды по всем отраслям знаний. Фонд читального зала подбирался согласно учебному плану института. Библиотека систематически, по мере поступления литературы, организовывала выставки новых поступлений книг и журналов, к которым читатели имели свободный доступ. Рост книжного фонда библиотеки МГПИ в 1962-1968 гг. отражен на рис. 3.

к

о л

II

ч е с т В О

Магаданского государственного педагогического института в 1960-е гг.

Из приведенных данных видно, что фонд библиотеки Магаданского пединститута за 1962-1968 гг. вырос в 3,6 раза. В 1968 г. на одного студента приходилось 146 экземпляров книг.

Для занятий спортом институт располагал спортивным залом в 16 х 8 м с раздевалкой и гимнастическим оборудованием, спортивным тиром, длинной 25 м, со спортивным оружием, лыжной базой в 100 пар лыж на жестком креплении, 65 пар коньков с ботинками и другим спортинвентарем. Сборные команды института по баскетболу и волейболу тренировались во Дворце спорта без оплаты аренды. Городской спортсовет Добровольного спортивного общества «Труд» предоставлял институту бесплатно стадион и каток. «Ввиду отсутствия в институте актового зала, спортивный зал использовался для проведения различных мероприятий, собраний, лекций, что отрицательно влияло на развитие спортивной жизни» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 15. Л. 62].

В 1965-1966 учебном году было сдано в эксплуатацию новое общежитие для студентов, расположенное по адресу Карла Маркса, 1а. Введение в строй нового студенческого общежития не устранило острый недостаток площади, так как на одного студента приходилось только 3 м2 полезной жи-

Рис. 3. Динамика роста книжного фонда библиотеки

лой площади [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 15. Л. 65], при санитарной норме жилой площади на одного человека в этот период в 6 м2.

Учебная материально-техническая база МГПИ в 1960-е годы переживала тяжелый период: жилищного и аудиторного фонда не хватало, кафедры часто не были обеспечены необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, наглядными пособиями, программами. Однако, важно отметить, что ТСО, которыми располагал институт были современными, соответствующими требованиям 1960-х годов.

В 1970-е годы Магаданский государственный педагогический институт располагал двумя учебными корпусами, общей полезной площадью 6482 м2 [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 199. Л. 35]. Корпус № 1 имел площадь 4691 м2, в нем размещались ректорат, учебная часть, бухгалтерия, деканаты факультетов историко-филологического и педагогики и методики начального обучения, общеинститутская библиотека, актовый и спортивный залы, столовая и некоторые другие помещения.

В 1970-1971 учебном году был построен новый учебный корпус площадью 1863 м2. В нем располагался физико-математический факультет, спортзал, тир, лыжная база, буфет. Помещение в основном отвечало требованиям к проведению учебно-воспитательной работы со студентами. В 1974-1975 учебном году, в пединституте была оборудована аудитория для автокласса, в результате чего, все студенты первых курсов, а так же преподаватели получили возможность изучать автомобиль и правила дорожного движения [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 199. Л. 290. Л. 36].

При МГПИ имелись два общежития - № 1 по улице Коммуны, 4 и общежитие № 2 по улице Карла Маркса, 1а. Полезная площадь общежития № 1 составляла 2247 м2, в том числе 1263 м2 - жилая площадь, в здании имелось 58 жилых комнат на 120 студентов. Общежитие № 2 размещалось в здании школы-интерната, построенном в 1965 г., полезная площадь составляла 2600 м2, из них 1537 м2 - жилая. Данное общежитие располагало 32 жилыми комнатами на 230 студентов. Таким образом, по плану количество мест в общежитиях было рассчитано на 440 человек, а фактически проживало на 1978 год 486 студентов, 32 семьи преподавателей и сотрудников, что создавало неудобства в организации быта, отдыха и гигиены. Однако решить вопрос о полном выселении из общежития преподавателей и членов их семей не представлялось возможным, так как за 5 лет Магаданским горисполкомом институту было выделено всего две квартиры [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 391. Л. 54].

Общежитие № 2 располагало красным уголком, комнатами обмена белья, комнатой быта, душевыми, камерой хранения. В общежитии № 1 располагались библиотека, читальный зал, красный уголок, душевая, комнаты для приготовления пищи, ванная, камера хранения, две комнаты приема и выдачи белья, комната для хранения и выдачи на прокат спортивного инвентаря.

Как отмечалось, в учебном корпусе № 1 располагалась общеинститутская библиотека. Общая площадь библиотеки МГПИ составляла 412,87 м2. Книгохранилище, абонемент, рабочие места располагались на 215,85 м2, читальный зал - на 197,2 м2. Структуру библиотеки составляли три абонемента и читальный зал.

Особый интерес представлял межбиблиотечный абонемент. «Для научной работы в библиотеке, использовались фонды библиотек г. Хабаровска, г. Иркутска, г. Москвы. Таким образом, преподаватели имели возможность заказать через библиотеку МГПИ, книгу, которой не было в местной библиотеке, в другом городе [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 199. Л. 51].

Коллектив библиотеки в 1977-1978 учебном году составлял 10 человек:

1. Зав. библиотекой - 1 человек;

2. Старший библиотекарь - 3 человека;

3. Библиотекари - 6 человек.

С декабря 1967 года заведующей библиотекой являлась Валентина Ильинична Иванова. Она большое внимание уделяла профессиональному образованию сотрудников, пропаганде книг, патриотическому воспитанию молодежи. При ней стали традиционными Дни и Недели книги, выставки ко всем массовым мероприятиям, выставки новых поступлений, литературные вечера и другие мероприятия.

На 1 января 1972 г. основной фонд библиотеки составил 133596 экземпляров и периодических изданий более 40 тыс. [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 199. Л. 50]. Весь фонд библиотеки был классифицирован и занесен в каталог. Динамика книжного фонда библиотеки МГПИ в 1972-1979 гг. отражена на рисунке 4.

э 250000

к

° 3 200000

л

е к

и

л

и

ч м н150000

п п

е

с

я г

л 11100000

т

Р 50000

о

о

в

0 -I-,-,-,-,—

1972 1974 1976 1978 1979

Годы

Рис. 4. Динамика роста книжного фонда библиотеки МГПИ в 1972-1979 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из приведенных данных следует, что за период с 1972-1979 гг. книжный фонд библиотеки МГПИ вырос в 1,39 раз, а за 1962-1979 в 6 раз (в 1962 г. -

30000 экземпляров книг, в 1979 г. - 185919 экземпляров книг). В 1979 г. на одного студента приходилось 203 книги.

С вводом в 1970-1971 учебном году в эксплуатацию нового учебного корпуса улучшилась учебно-материальная база ряда кафедр М! ПИ. Так, например, кафедре педагогики и методики начального образования был выделен специальный кабинет по методике русского языка и математики, по методике природоведения, музыке, рисованию и труду. Кабинеты пополнились рядом учебно-наглядных пособий, инструментов, карт, таблиц. Для кабинета музыки был приобретен духовой и струнный оркестр, 3 магнитофона, 3 проигрывателя, 64 баяна, 2 концертных баяна, 14 пианино, магнито-записи. В 1975-1976 учебном году был приобретен киноаппарат «Украина», который использовался для показа учебных кинофильмов по основам естествознания, землеведению, рисованию и другим предметам.

При кафедре русского языка в 1971 году был оборудован кабинет русского языка. Кабинет имел 550 экземпляров методической и учебной литературы, которые использовались студентами в период практики и на практических занятиях, а так же при подготовке к докладам по спецсеминарам. В кабинете имелись: словарь С.И. Ожегова, четырехтомный словарь АН СССР, орфографические, этимологические, фразеологические словари, словари современного русского говора, словарь иностранных слов и другая литература. Кафедра ежегодно для кабинета выписывала такие журналы как: «Русский язык в школе», «Русский язык в национальной школе», «Русская речь», «Филологические науки», «Вопросы языкознания». Из технических средств на кафедре имелись 3 магнитофона, которыми пользовались студенты, выезжая в экспедиции, а так же для прослушивания текстов во время практических занятий».

Кафедра английского языка МГПИ располагала лабораторией устной речи, рассчитанной на 16 мест, магнитофонами типа МАГ-59, эпидиаскопом, фильмоскопами, кинопроектором «Школьник», проигрывателем. В лаборатории устной речи проводились занятия для 1-го, 2-го и 3-го курсов [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 262. Л. 22]. Широко использовались технические средства при самостоятельной работе студентов над языком, прослушивание фонограмм, работа по лексике, грамматике, разговорным темам. Однако, кафедра была недостаточно обеспечена наглядными пособиями, диафильмами, кинофильмами.

Кафедра литературы располагала кабинетом, который использовался в различных учебно-методических целях. «Обычно в первую половину дня он занят под мероприятия учебного процесса. В кабинете имелся книжный фонд, программы, пособия, получен новый магнитофон (стационарный и портативный) заменены столы в кабинете и др. Однако на кафедре имелось устаревшее оборудование, не было на кафедре и пишущей машинки» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 328. Л. 56]. Силами кафедры в кабинете литературы про-

водились выставки студенческих научно-методических докладов, оформлялись стенды по педагогической практике, устраивались выставки книг и журналов по некоторым проблемам изучения и преподавания литературы.

Кабинет кафедры марксизма-ленинизма Магаданского государственного педагогического института планировал свою работу на основе постановлений ЦК КПСС. Кабинет проводил информационную и воспитательную работу, посвященную юбилейным датам, важнейшим историческим событиям. Кабинетом организовывались выставки новой литературы по марксистско-ленинской философии, политэкономии, научному коммунизму, истории КПСС.

Степень материально-технической оснащенности кабинета марксизма-ленинизма была высокой. «Кабинет кафедры был укомплектован всем необходимым, в соответствии с примерным перечнем оборудования кабинетов общественных наук, данным в письме Главного управления высших учебных заведений Министерства просвещения РСФСР от 28 сентября 1966 г. Наглядные пособия имелись в достаточном количестве» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 427. Л. 46].

Кафедра математики располагала кабинетом математики. На кафедре имелась и использовалась в учебном процессе электронная машина «Искра-11». Необходимо отметить, что ЭВМ «Искра-11», вышла в производство в середине 1960-х годов, что позволяет говорить о ее эффективности в учебном процессе 1970-е годы. Кабинет математики МГПИ располагал арифмометрами, логарифмическими линейками, различными таблицами, наглядными и учебными пособиями, книгами.

В 1970-е гг. материально-техническая база Магаданского государственного педагогического института развивалась весьма динамично. В эксплуатацию был введен новый учебный корпус, что дало возможность расширить аудиторный фонд факультетов и кафедр, осуществлять учебно-воспитательный процесс эффективней и в более комфортных условиях. В этот период увеличивается учебно-материальная база кафедр - приобретены технические средства обучения, приборы, наглядные пособия, учебная литература.

В 1980-е гг. мероприятия по улучшению учебной материально-технической базы Магаданского пединститута продолжились, в связи с этим институт ставил и выполнял следующие задачи:

1. Разработка и вынесение на обсуждение ректора всеми кафедрами перспективного плана оборудования кабинетов и лабораторий на 1981-1985 гг.

2. Обновлять ТСО в кабинетах и лабораториях института согласно заявкам и планов.

3. Рациональное планирование и использование в учебном процессе аудитории и лаборатории.

4. Укомплектовать учебные корпуса однотипной аудиторной мебелью и пополнять по мере изнашивания.

5. Приобретение необходимого количества недостающих учебников и др. литературы для кафедр.

6. Произвести в общежитиях замену мебели и приобрести недостающую, инвентарь и оборудование.

7. Своевременное, качественное проведение ремонта учебного фонда, общежитий.

8. Приобрести необходимое научное оборудование для научно-исследовательских лабораторий.

В первой половине 1980-х гг. систематически происходит пополнение и обновление кафедр МГПИ техническими и наглядными средствами обучения, литературой, приборами и т.д.

В 1981-1982 учебном году для оборудования кабинета истории был разработан эскиз. В течение года было приобретено 2 магнитофона «Романтик», фотоаппарат, проигрыватель, кодоскоп, телевизор. Обновлен книжный фонд, кабинет кафедры пополнился рядом программ, пособий. Требовалось произвести ремонт имевшихся на кафедре ТСО, в плохом состоянии находились некоторые аудиторные доски.

Для кафедры математики 1982-1983 учебном году была приобретена ЭВМ «Искра-226», и таким образом, появилась возможность на должном уровне организовывать преподавание электронных вычислений и научно-исследовательскую работу студентов [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 516. Л. 122]. В 1984-1985 учебном году была осуществлена наладка ЭВМ «Искра-226», выделены штатные единицы для обеспечения использования ЭВМ в учебном процессе. Силами лаборантского состава кафедры была проведена работа по оснащению дидактическими материалами кабинета математики. В первой половине 1980-х годов пополнился парк компьютерной техники, однако возникла проблема нехватки отведенной для нее площади.

Кафедра физики в первой половине 1980-х гг. располагала необходимыми учебными программами, литературой. Фонд технических средств обучения систематически обновлялся, необходимо было пополнить комплект электроизмерительных приборов.

Кафедры литературы в первой половине 1980-х годов пополнила книжный фонд, провела работу по упорядочению литературы. Существенным недостатком являлось невыполнение заявок кафедры на стеллажи для выставок, на стулья, шкафы, затемненные шторы для демонстрации учебных фильмов. Трудности в использовании технических средств обучения вызывала нехватка на кафедре аудиторного фонда и персонала для подготовки оборудования к проведению занятий.

На кафедре английского языка в 1982-1983 учебном году был установлен и освоен второй лингафонный кабинет серии «Эльфа», что позволило существенно увеличить работу с ТСО. Кабинеты использовались для учебных занятий и 2-3 часа поле занятий с целью выполнения лабораторных и

самостоятельных работ студентов. Вместе с тем на кафедре отсутствовала машинка с латинским шрифтом, необходимая для подготовки дидактического материала на английском языке, требовалось увеличить количество наглядных пособий, схем и таблиц.

Материально-техническую базу кафедры иностранных языков составили 2 лингафонных кабинета типа ЛФКп-72, переносные магнитофоны, телевизоры, эпидиаскоп, кинопроектор, фильмоскоп. Лингафонные кабинеты были установлены в учебном корпусе № 2, на физико-математическом факультете, что затрудняло процесс работы с оборудованием. Имеющиеся на кафедре ТСО, разнообразно использовались в аудиторных занятиях.

В 1984-1985 учебном году на факультете педагогики и методики начального обучения была оборудована аудитория для проведения занятий по курсу основ информатики и вычислительной техники, установлены 89 микрокалькуляторов. Кафедра была в достаточном объеме обеспечена учебной литературой, наглядными пособиями. Продолжалась работа по оборудованию аудиторий, однако слабо выполнялись заявки на замену мебели.

В первой половине 1980-х годов для организации и проведения занятий по физическому воспитанию и спорту институт располагал двумя спортивными залами (16 х 8 м и 24 х 12 м). Важнейшим мероприятием спортивной жизни МГПИ являлась ежегодная традиционная спартакиада: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжи, коньки, стрельба. Также проводились первенства института по шахматам, волейболу, баскетболу, конькам, стрельбе, гимнастике, лыжный и легкоатлетический массовые кроссы.

Студенты института активно «выступали на городских, областных, республиканских, всесоюзных соревнованиях - мастера спорта СССР - Я. Цур-кан, О. Данилов, Г. Майоров, А. Туюлайнен, Ю. Романюк, И. Савин, кандидаты в мастера спорта СССР - А. Бигаев, В. Разанцев. Студент К. Дюпин участвовал в международном турнире в Индонезии [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 553. Л. 29]. Кафедра физвоспитания испытывала недостаток в качественном инвентаре, спортивной одежде и обуви.

Существенное значение для обеспечения образовательного процесса имеет питание студентов, охрана здоровья, медицинское обслуживание и организация отдыха студентов и научно-педагогического состава. Питание студентов осуществлялось в столовой учебного корпуса № 1 и столовой в общежитии по улице Карла Маркса, 1а. Кроме этого имелись два буфета на 10 и 12 посадочных мест в обоих учебных корпусах. Институтом был заключен договор с городским трестом столовых и ресторанов на отпуск питания студентам по ценам, утвержденным Министерством торговли РСФСР № 404 от 9 октября 1968 года, с минимальной наценочной категорией.

Стоимость трехразового питания в день в этот период составляла от 1 руб. 29 коп. до 1 руб. 36 коп. [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 391. Л. 56]. В 19821983 учебном году была проведена значительная работа по оснащению но-

вого оборудования. Установлен титан, заменены раковины, мойки. В столовой учебного корпуса № 1 установлена новая тестомешалка (1178 руб.), шкаф жаровой (901 руб.), машинка для мойки посуды (1127 руб.), мармит (393 руб.), во всех столовых был произведен косметический ремонт [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 537. Л. 41].

Медицинское обслуживание осуществлялось через городскую поликлинику № 2 и здравпункт при институте, оборудованный зубоврачебным креслом. Силами врачебного персонала поликлиники № 2 осуществлялась профилактика заболеваний, проводились осмотры студентов. Работники здравпункта вели учет заболеваний, оказывали студентам первую помощь, а также совместно с общественными организациями проводили мероприятия са-нитарно-профилактического характера.

Своей базы отдыха, спортивно-оздоровительного лагеря институт не имел. В связи с этим 40-50 студентов в год выезжали по льготным и бесплатным путевкам в дома отдыха, санатории в центральные районы страны. Использовались и такие формы отдыха, как зарубежный туризм, молодежные лагеря [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 474. Л. 66].

В начале 1980-х гг. учебную материально-техническую базу Магаданского государственного педагогического института составляли два учебных корпуса, полезной площадью 6482 м2, в том числе учебной - 3426 м2. В 1980 году был «закончен и сдан подрядчику - тресту «Магадангострой» проект пристройки к учебному корпусу, объект был включен в план строительства на 1981 год» [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 474. Л. 66]. Строительство учебного корпуса намечалось начать в 1984 году и закончить в 1987 году. Полная сметная стоимость составляла 3176 тыс. руб. [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 537. Л. 102].

Студенты в количестве 520 человек, 23 преподавателя и сотрудника проживали в двух общежитиях площадью 4889 м2. На одного студента приходилось 4,3 м2 жилой площади. В течение 1982-1983 учебного года студенческим профкомом была проведена работа по оснащению общежитий мебелью: завезены 30 шифоньеров, 100 тумбочек, 800 стульев и др. Приобретены ковровые изделия, магнитофоны, телевизоры, спортинвентарь, оборудованы кухни [ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 537. Л. 41].

Таким образом, учебная материально-техническая база Магаданского государственного педагогического института за 1961-1985 значительно изменилась. Увеличился учебный и жилищный фонд института, одновременно произошел рост студенческого контингента, выделялись средства на капитальный ремонт и благоустройство учебных корпусов и общежитий. Намечалось строительство нового учебного корпуса и пристройки к учебному корпусу.

Факультеты и кафедры института пополнили свою учебную базу - были приобретены различные современные технические средства обучения, оборудованы лаборатории для проведения занятий по английскому языку, физике. Ежегодно пополнялись кафедры наглядными пособиями, литературой,

приборами. В 1980-е гг. активно проводилась работа по внедрению в учебный процесс вычислительной и компьютерной техники.

Подводя итоги исследования необходимо отметить, что в системе высшего образования на Северо-Востоке России занимает значимое место Магаданский государственный педагогический институт - одно из первых высших учебных заведений в регионе. В 1960-е гг. в регионе закладываются основы и традиции преподавания в высшей школе. Научно-педагогический состав Магаданского государственного педагогического института на этом этапе составляли в основном преподаватели педучилища, неимевшие ученых степеней и ученых званий. Задача по повышению качества научно-педагогического состава решалась посредством приглашения преподавателей со степенями и званиями из других вузов и повышения профессиональной квалификации преподавателей педучилища.

В 1970-1985 гг. комплектование института квалифицированными научно-педагогическими кадрами осуществлялось на основе привлечения выпускников МГПИ, что обеспечивало преемственность традиций преподавания высшей школы; эффективной мерой являлась подготовка кадров в целевой аспирантуре. Институт успешно выполняет задачи по укреплению и сохранению научно-педагогического состава, сокращается текучесть кадров, основной причиной которой были выезд в центральные районы страны, после окончания договора или уход на пенсию. За 1961-1985 гг. научно-педагогический состав МГПИ вырос в 6,35 раза, качественный состав - в 9,75 раза. Следовательно, в исследуемый период наблюдался последовательный рост научно-педагогического состава и его качественного потенциала; многие приезжие преподаватели закрепились и работали в вузе десятилетиями, они внесли существенный вклад в подготовку молодых квалифицированных специалистов на месте, которые до сих пор составляют ядро кадрового потенциала Северо-Восточного государственного университета.

Материально-техническая база МГПИ в 1961-1985 гг. также развивалась динамично. Институт в интересах совершенствования учебно-воспитательного процесса постоянно занимался расширением и укреплением своей материально-технической базы. В 1960-е гг. основой для деятельности института послужило перешедшее на баланс МГПИ педагогическое училище, которое было передано в качестве учебного корпуса и общежития. В середине 1960-х гг. вводится в строй новое общежитие, что позволило расширить жилищный фонд института, но полностью эта проблема решена не была. Учебная материально-техническая база в основном соответствовала, предъявляемым требованиям, для успешного ведения учебно-воспитательного процесса.

Технические средства обучения, которыми располагал институт, также отвечали современным для того времени достижениям. В 1970-е гг. был построен и введен в эксплуатацию новый учебный корпус, что позволило рас-

ширить аудиторную базу факультетов. Периодически проводился капитальный ремонт жилищного фонда; общежития и аудитории оборудовались необходимой мебелью. Кафедры пополняли учебную базу современными техническими средствами обучения, учебной литературой, наглядными пособиями. Институт также располагал библиотекой, фонд которой систематически пополнялся. В библиотеке действовал межбиблиотечный абонемент, что позволяло работать с литературой, отсутствовавшей в регионе.

Таким образом, анализ архивных документов и исторических работ позволяет сделать вывод о весомом вкладе МГПИ в развитие школьного и высшего образования, в г. Магадане и Магаданской области. Успешно была выполнена главная задача - подготовка собственных учительских и научно-педагогических кадров, получения качественного среднего и высшего образования на месте. Так к концу 1980-х гг. в Магаданской области (включая Чукотку) работали 1822 педагога - выпускника МГПИ, 63 из них работали директорами школ, 5 -получили звание заслуженных учителей РСФСР, 32 выпускника работали в отделах народного образования, 68 были награждены знаком «Отличник народного образования». Магаданский государственный педагогический институт пережил тяжелый период своего развития в кризисные 1990-е гг. и в начале XXI в. успешно выполняет задачу по подготовке высококвалифицированных специалистов. В настоящее время это не только учительские кадры, но и инженерно-технические, управленческие и другие специалисты, которые обеспечивают поступательное развитие территории.

Список литературы:

1. Хроника важнейших событий истории народного образования и просвещения в Магаданской области / Авт.-сост. Д.И. Райзман. - Магадан: Охотник, 2011. - 76 с.

2. Северный Международный университет, 1961-2006: [45лет]. - Магадан: Охотник, 2006. - 92 с.

3. Первый на Северо-Востоке: 50 лет Северо-Восточному государственному университету / Под. общ. ред. А.И. Широкова; авт.-сост. Л.П. Бирюкова. - Магадан: Охотник, 2010. - 138 с.

4. http://www.mgupi.ru/today/docs/uchprocess/uch-mat-baza (дата обращения: 14.05.2013).

5. ГАМО (Государственный архив Магаданской области). Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 10. Статистические отчеты за 1961 г. - 36 л.

6. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 45. Отчет о работе института за 1965-1966 учебный год. - 83 л.

7. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 29. Перспективные планы потребности в кадрах за 1963-1970 учебные года. - 56 л.

8. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 363. Годовой отчет о работе института за 1976-1977 учебный год. - 59 л.

9. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 199. Отчет о работе института за 1971-1972 учебный год. - 78 л.

10. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 15. Отчет о работе МГПИ за 1962-1963 учебный год. - 63 л.

11. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 108. Численность научных, научно-педагогических работников и распределение по занимаемым должностям на 1 января 1968 г. - 15 л.

12. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 147. Отчеты о работе кафедр за 1969-70 учебный год. - 124 л.

13. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 87. Отчет о работе кафедр за 1967-1968 учебный год. - 76 л.

14. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 391. Годовой отчет о работе института за

1977-1978 учебный год. - 59 л.

15. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 262. Отчет о работе за 1973-1974 учебный год. - 89 л.

16. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 328. Годовой отчет о работе кафедр за 1975-1976 учебный год. - 158 л.

17. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 427. Годовые отчеты о работе кафедр за

1978-1979 учебный год. - 135 л.

18. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 516. Годовые отчеты кафедр за 1982-1983 учебный год. - 167 л.

19. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 553. Годовые отчеты кафедр за 1984-1985 учебный год. - 161 л.

20. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 391. Годовой отчет о работе института за 1977-1978 учебный год. - 59 л.

21. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 537. Годовой отчет о работе института за 1983-1984 учебный год. - 41.

22. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 474. Годовой отчет о работе института за 1980-1981 учебный год. - 66 л.

23. ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 537. Годовой отчет о работе института за 1983-1984 учебный год. - 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.