Научная статья на тему 'Становление высшего технического образования в Восточном Забайкалье (1966-1975 гг. )'

Становление высшего технического образования в Восточном Забайкалье (1966-1975 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧИТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / CHITA POLYTECHNICAL UNIVERSITY / PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобода Марина Александровна

Рассматривается становление высшего технического образования в Восточном Забайкалье на примере Читинского политехнического института: открытие политехнического института обусловлено острой потребностью промышленных предприятий Забайкалья в инженерно-технических кадрах; в 1966 г. на базе Иркутского политехнического института (ИПИ) открыт общетехнический факультет в Чите, в 1972 г. - создан филиал ИПИ, в 1974 г. - самостоятельный вуз. Исследован процесс формирования материально-технической базы и кадрового корпуса института, организации учебной и воспитательной работы, развития научной деятельности вуза, итогом которого стали первые выпуски высококвалифицированных технических кадров в Читинской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Higher Technical Education in the East Zabaikalie in 1966-1975 Years

The current article focuses on formation of the higher technical education on example of Chita Polytechnical University. The process of forming material and technical base and university staff case, organization of educational (training) and pedagogic work, development of the institute scientific activity is researched. The main result of these processes became the first releases of highly qualified technical personnel in the Chita region

Текст научной работы на тему «Становление высшего технического образования в Восточном Забайкалье (1966-1975 гг. )»

Исторические науки

УДК 377.031.4

Лобода Марина Александровна Marina Loboda

СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОМ ЗАБАЙКАЛЬЕ (1966-1975 гг.)

FORMATION OF THE HIGHER TECHNICAL EDUCATION IN THE EAST ZABAIKALIE IN 1966-1975 YEARS

Рассматривается становление высшего технического образования в Восточном Забайкалье на примере Читинского политехнического института: открытие политехнического института обусловлено острой потребностью промышленных предприятий Забайкалья в инженерно-технических кадрах; в 1966 г. на базе Иркутского политехнического института (ИПИ) открыт общетехнический факультет в Чите, в 1972 г. — создан филиал ИПИ, в 1974 г. — самостоятельный вуз. Исследован процесс формирования материально-технической базы и кадрового корпуса института, организации учебной и воспитательной работы, развития научной деятельности вуза, итогом которого стали первые выпуски высококвалифицированных технических кадров в Читинской области

Ключевые слова:высшее техническое образование, Читинский политехнический институт, подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров

The current article focuses on formation of the higher technical education on example of Chita Polytechnical University. The process of forming material and technical base and university staff case, organization of educational (training) and pedagogic work, development of the institute scientific activity is researched. The main result of these processes became the first releases of highly qualified technical personnel in the Chita region

Key words: higher technical education, Chita Polytechnical University, preparation of highly qualified personnel

История высшего технического образования в Забайкалье связана с периодом становления Читинского политехнического института. Начальный этап развития института мало изучен. Он представлен, в основном, в статьях и материалах конференций, освещающих отдельные аспекты деятельности вуза и рассматривающих историю Читинского политехнического института с момента его преобразования в филиал (1972) [ 1; 2], либо становления его как самостоятельно-

го вуза (1974) [3]. Данная проблема получила частичное освещение в материалах совещаний по развитию производительных сил Читинской области [4], в статьях местной периодической печати и буклетах института [5; 6; 7].

В предлагаемой статье рассматривается формирование материально-технической базы и кадрового корпуса института, организация учебного процесса, воспитательная работа, развитие научной деятельности вуза.

Рост масштабов индустриализации экономики в 1960-1970-е гг. требовал опережающего развития высшего образования. Для развития промышленности в Забайкалье, преимущественно горнодобывающей, машиностроительной, лесной, энергетической и текстильной, требовалось значительное увеличение числа высококвалифицированных технических кадров, причем инженеров из местного населения. Как показывала практика, кадры, прибывшие из других районов страны, в области закреплялись слабо, в большинстве своем выбывали после 2...3 лет работы. Поэтому Читинский обком партии, облисполком и руководители промышленных предприятий в течение нескольких лет неоднократно ставили перед Министерством Высшего и Среднего Специального образования РСФСР вопрос об открытии технического вуза в Чите [8].

В 1966 г. положено начало образованию политехнического вуза. Приказом Министерства Высшего и Среднего Специального образования РСФСР от 8 августа 1966 г. в Чите открылся общетехнический факультет Иркутского политехнического института (далее ОТФ ИПИ). У истоков возникновения и развития высшего технического образования в Читинской области стояли Г.И. Чекин, а с 1968 г. — Ю.В. Кулагин.

Первоначально факультет размещался в двух зданиях: Читинской средней школы № 2 и восьмилетней школы №1. В первом здании разместился деканат факультета и аудитории для теоретических занятий, во втором — кабинеты и лаборатории. Руководство института и факультета рассчитывало на помощь пединститута и железнодорожного техникума для занятий в их лабораториях по физике и электротехнике в первый год обучения [9].

Учебно-материальная база факультета развивалась быстрыми темпами. Уже к началу 1973 г. филиал, преобразованный из факультета, имел учебный корпус по ул. Профсоюзной, 28; учебный корпус по ул. Горького, 26; по ул. Калинина, 117; новый учебный корпус по ул. Партизанской, 1 и

общежитие для студентов по ул. Петровск-Заводская, 46 (рассчитанное на 415 мест), велось строительство второго нового учебно-лабораторного корпуса. В начале 1966 г. полезная площадь по учебным корпусам ОТФ Иркутского политехнического института составляла всего 633 м2, к 1970 г. — 3300 м2, к 1975 г. эта цифра возросла до 10652 м2. Одним из источников быстрого роста института было привлечение средств хозяйственных объединений и ведомств, для которых предусматривалась подготовка кадров [10].

К 1975 г. значительно выросла учебно-лабораторная база института. Количество кабинетов, оснащенных преимущественно современным оборудованием, выросло за 1973-1975 гг. с 55 до 150.

Библиотека долгое время находилась в небольшом помещении здания института, не имела читального зала, что затрудняло доступ к учебной литературе студентов. Фонд литературы к 1970 г. насчитывал 28 тыс. книг, позже часть книг была закуплена, часть передана библиотекой Иркутского политехнического института и к 1975 г. фонд составлял 100 тыс. книг. В этом же году библиотека получила новое помещение.

К 1974 г. введен в эксплуатацию новый учебный корпус, где разместили горный и автомеханический факультеты, а также подготовительное отделение ( открытое в этом же году) . Завершено строительство надстройки третьего этажа, где находились службы ректората, общежития на 415 мест. Для привлечения научных сотрудников в вуз Читинский горисполком выделял квартиры, но в недостаточном объеме для обеспечения жильем всех научных работников. Высокие темпы роста института, увеличение числа студентов и преподавательского состава требовали строительства новых общежитий и жилого дома для преподавателей [11].

Однако часто строительство объектов вуза затягивалось по разным причинам. Строительство второго учебного корпуса, которое планировалось начать в 1972 г., было приостановлено из-за неготовности

технической документации, разрабатываемой проектной организацией «ВНИИИпро-золото», впоследствии начато только в 1973 г. Оснащение кабинетов осуществлялось нелегко. Решающее значение в формировании материальной базы института имела помощь областного партийного и областного исполнительного комитетов. В письме Читинского обкома в Министерство Высшего и Среднего Специального образования РСФСР от 04.05.1972 г. указывалось, что в 1971 г. Читинским филиалом ИПИ были высланы заявки в Специальное конструкторское бюро Министерства Высшего и Среднего Специального образования СССР с приложением гарантийных писем об оплате Читинским станкостроительным заводом, комбинатом «Забайкал-золото» и Приаргунским горно-химическим комбинатом на изготовление и поставку в 1972 г. одного комплекта лингафонного оборудования и двух комплектов технических средств обучения для комплексного оснащения аудиторий на 50 посадочных мест. Однако бюро ответило отказом, сославшись на то, что оно поставляет данное оборудование только для центральных вузов страны. На просьбу обкома об оказании помощи Министерство дало указание Специальному конструкторскому бюро изготовить на своем опытном производстве (сверх плана) в текущем году один комплект лингафонного оборудования для филиала ИПИ [12].

Наряду с укреплением материальной базы другим важнейшим условием функционирования высшего учебного заведения явилось его обеспечение научно-педагогическими кадрами и, в первую очередь, учеными высшей квалификации — докторами и кандидатами наук. Первый преподавательский состав определен постановлением Совета Иркутского политехнического института от 2 декабря 1966 г. По результатам тайного голосования, для работы в ОТФ в г. Чита избраны: Г. И. Чекин (доцент кафедры машиностроения) — на должность декана ОТФ, Г. В. Пимонова — на должность преподавателя английского языка, Е.А. Сабоевская — преподавателя немецкого языка, В.В. Полякова— доцента кафед-

ры истории. За 1966/68 гг. ОТФ пополнили ассистент Семичевский Г.А. (кафедра металлорежущих станков и инструментов), ассистент Г.С. Сергеева — на должность ст. преподавателя в ОТФ, ассистент Сабуш-кина ( кафедра общей и неорганической химии), Ю.В. Кулагин на должность декана ОТФ в Чите, Т.М. Дворовенко — ассистент, Н.П. Миронова — ст. преподаватель английского языка, Д.И. Скудаев, В.Н. По-лиевец и другие [13]. В 1968 г. факультет насчитывал 35 штатных преподавателя и 3 совместителя, из них 3 кандидата наук [4; С. 144].

В 1970 г. в ОТФ в г. Чита числилось шесть кандидатов наук. В июле 1971 г. в письме Читинского обкома КПСС в Министерство Высшего и Среднего Специального образования СССР указывалось, что преподавательский состав факультета насчитывает 64 человека, из них 10 кандидатов наук, 9 преподавателей работает над кандидатскими диссертациями, в том числе четверо планируют защиту в текущем году. Уже к 1 октября 1972 г. филиал насчитывал 87 человек профессорско-преподавательского состава, из них 15 — кандидатов наук; к 1 октября 1973 г. — 110 человек, из них 23 кандидата наук и один доктор наук. А к декабрю 1974 г. — 189 научно-педагогических работников, из них 52 кандидатов наук и один доктор наук [14]. Таким образом, к середине 70-х гг. произошли значительные изменения в кадровом составе института.

Основной формой подготовки кандидатов наук в данный период становления ЧПИ являлась очная и заочная аспирантура Иркутского политехнического института, целевая аспирантура. За 1973/1974 гг. в целевую аспирантуру направлено 11 человек. Важное место в подготовке кандидатов в аспирантуру отводилось институту повышения квалификации преподавателей общественных наук (ИПК) при Новосибирском госуниверситете и факультетам повышения квалификации вузовских преподавателей (ФПК) при ведущих вузах Восточно-Сибирского региона. Читинский филиал ИПИ также использовал данные

возможности для повышения квалификации преподавательского состава [15].

Главным направлением деятельности института являлась учебная работа. Первые вступительные экзамены на ОТФ проходили с 13 по 25 сентября, зачисление студентов — с 26 по 30 сентября 1966 г. Занятия на факультете начались с 1 октября 1966 г. Прием заявлений осуществлялся в здании факультета по ул. Профсоюзной, 28. Изначально факультет имел возможность принимать студентов только на вечернее и заочное обучение. На вечернее отделение планировалось набрать 200 студентов, на заочное — 150. Так как факультет открылся поздно, на приемных экзаменах отсутствовал конкурс. Студенты, которые могли бы прийти на факультет, поступили в другие институты [9].

На вечернем отделении набор осуществлялся по двум направлениям: механиков и строителей. На заочном отделении набор студентов осуществлялся на горногеологический, энергетический, механический и строительный потоки. Уже на 1967/68 учебный год факультет осуществлял набор студентов на дневное обучение по специальностям: технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, промышленное и гражданское строительство. Иногородним студентам предоставлялось общежитие. В 1968/69 учебном году факультет готовил инженеров по 11 специальностям: технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, промышленное и гражданское строительство, электрические станции, электроснабжение промышленных предприятий и городов, теплоэнергетика, электрификация и автоматизация горных работ, технология и комплексная механизация открытой разработки месторождений полезных ископаемых, технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых, горные машины и комплексы, автомобильные дороги, автомобильный транспорт. Планировалось, что студенты, обучающиеся на специальностях, по которым факультет не сможет организовать выпуск инженеров в самой Чите,

завершат образование в отраслевых вузах страны. Для организации выпуска в Чите было необходимо наметить более узкий круг специальностей, по которым можно создать необходимую материальную базу и отобрать соответствующих преподавателей [4; С. 144-145].

В 1972 г. общетехнический факультет преобразован в филиал. По данным на 1 октября того же года, он имел в своем составе 3 факультета: машиностроительный, строительный, автомеханический и пять кафедр (марксизма-ленинизма, технологии машиностроения, строительных конструкций и материалов, иностранных языков, начертательной геометрии и технического черчения). Официальное открытие Читинского политехнического института состоялось 1 января 1974 г. В состав института вошли пять факультетов: машиностроительный, автомеханический, строительный, горный, вечерне-заочный и 19 кафедр [16].

С 1973/74 учебного года филиал полноценно осуществлял подготовку по 7 специальностям, а с 1974/75 учебного года — по 10 специальностям. Он имел подготовительное отделение с планом студентов на 1973/74 учебный год — 100 человек, на 1974/75 учебный год — 150 человек. Для набора студентов и слушателей подготовительного отделения размещались объявления в СМИ, организовывались выступления по радио и телевидению, преподаватели командировались в отделы народного образования, на предприятия, в цехи, заводы, школы области для привлечения абитуриентов в институт [17].

С каждым годом увеличивался контингент студентов: если на 1 января 1967 г. на факультете числилось 160 студентов на вечернем и 177 на заочном обучении, то уже на 1 января 1975 г. общая численность студентов составила 2484 человек, из которых 1509 очного, 398 вечернего и 577 заочного обучения (табл. 1).

Изменялся и социальный состав студентов. Так, в 1970 г. на дневном отделении обучалось 45,8 % из рабочих и детей рабочих; 2,5 % из колхозников и детей колхозников; 51,7 % из служащих и детей слу-

жащих, то в 1975 г. соответственно 58; 3 и 38,4 %. Таким образом, увеличилось количество студентов из рабочих и детей рабочих, из колхозников и детей колхозников и уменьшилось из служащих и детей служащих [19].

Успеваемость студентов дневной формы обучения была невысокой, особенно

в первые годы развития факультета из-за массового перевода с вечернего и заочного отделений, но к 1974 г. ситуация значительно улучшилась, и успеваемость достигла 84, 2 %. Успеваемость студентов на вечерней и заочной формах обучения на протяжении всего периода оставалась низкой [20] (табл. 2).

Таблица 1

Число студентов всех отделений Читинского политехнического института за 1967-1975 гг. (на 1 января) [18], человек

Форма обучения Годы

1967 1968 1969 1970 1971 1972* 1973* 1974 1975

Дневная - 102 196 306 436 899 1145 1138 1509

Вечерняя 160 294 324 335 326 378 381 372 398

Заочная 177 218 294 311 347 426 462 466 577

Всего 337 614 814 952 1109 1703 1988 1976 2484

*Данные 1972 г., 1973 г. — по показателям на 1 октября

Таблица 2

Успеваемость студентов заочной и вечерней формы обучения, %[21;19; л. 2]

Форма обучения Учебный год

1969/70 1970/71 1971/72 1972/73 1973/74

Заочная 14,2 15,5 11,3 15,6 34,7

Вечерняя 48,4 60,2 49,7 60,1 65,3

Имел место большой отсев студентов (основные причины — академическая неуспеваемость и по собственному желанию) на всех отделениях и большое количество «второгодников». Преподаватели пытались решать эти вопросы путем усиления контроля за успеваемостью и посещаемостью студентов, введением обязательных занятий на заочном обучении для городских студентов и введением экзаменационной сессии два раза в год. Большую помощь факультету оказывал Иркутский политехнический институт. В целях повышения учебной подготовки студентов периферийных факультетов ИПИ командировал преподавателей из Иркутска для чтения лекции, проведения лабораторных занятий, проведения бесед со студентами о выполнении учебной программы, дипломном проектировании и т.д. [22].

На протяжении всего периода студенты вовлекались в общественную и творческую жизнь вуза. В 1972 г. был создан театр

миниатюр, организован смотр художественной самодеятельности. Создавались комсомольские патрули для наблюдения за порядком и чистотой в учебных корпусах и общежитиях, на факультете образован студенческий совет. Несмотря на трудности, связанные с обеспечением спортивным инвентарем и спортивным залом, за короткий период созданы спортивные секции (шахматная, волейбольная, конькобежная), положено начало строительству спортивно-оздоровительного лагеря на оз. Арахлей. Студенты принимали участие в городских, областных и всесоюзных соревнованиях по ряду видов спорта. В 1974 г. в спортивных секциях регулярно занимались 198 студентов, из них один подготовлен в кандидаты мастера спорта, один — в мастера спорта.

В 1972 г. в филиале образован факультет общественных профессий, сфера его деятельности — идейно-политическое воспитание, расширение кругозора студентов

и привлечение их к общественным профессиям. С октября 1974 г. начала выходить многотиражная газета «Прогресс», освещающая наиболее важные стороны жизни растущего института, во главе с председателем редколлегии доцентом Д.И. Скудаевым [23; 19; л. 2].

После экзаменационной сессии студенты выезжали на производственную и учебную практики на предприятия области и страны. Создавались строительные студенческие отряды (ССО), участвующие в областных соревнованиях в строительстве объектов предприятий, домов города и области, а также принимающие участие в строительстве учебных корпусов, общежития и лагеря для будущего института.

В 1972 г. в Читинском филиале ИПИ состоялся первый выпуск студентов по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», принятых в 1966/67 и 1967/68 учебных годах общетехническим факультетом. Из-за большого отсева и «второгодничества» на протяжении ряда лет к выпускным экзаменам и защите дипломов допущено лишь 51 человек. В состав ГЭК вошли К.В. Тихонов — председатель комиссии, директор Читинского ордена «Знак Почета» машиностроительного завода; члены комиссии В.Я. Бычков, Ю.В. Кулагин, И.С. Личаев, Г.А. Семичевский, А.А. Холостов, Г.И. Чекин — преподаватели Читинского филиала.

Таблица 3

Итоговые результаты защиты дипломных проектов студентов

в 1972 г. [24]

Форма обучения Кол-во студентов Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Дневная 35 68 7 20 10 29 17 48 1 3

Вечерняя 12 24 4 33 7 58 1 9 - -

Заочная 4 8 1 25 1 25 2 50 - -

Всего 51 100 12 23 18 35 20 39 1 3

Более глубокими знаниями отличались студенты, оканчивающие вечерние и заочные отделения. Комиссия ГЭК объясняла данный факт тем, что в дипломных работах студентов дневного отделения заметен отрыв от практики, выражающийся отсутствием критики технологических процессов на заводах, где проходила практика. Отмечали слабые экономические знания у студентов всех видов обучения, их недостаточное внимание к организационно-технологическим сторонам проектов. Комиссия рекомендовала к практическому внедрению дипломный проект студента заочного обучения А.М. Путилова (руководитель Г.И. Чекин) и отметила практическую ценность пяти дипломных проектов студентов заочного и вечернего обучения [25].

В советский период механизм трудоустройства выпускников вузов строился на основе централизованного планирования и

управления подготовкой и распределением молодых специалистов. В Читинской области, как и в целом по стране, сложилась диспропорция в обеспеченности отраслей народного хозяйства выпускниками учреждений высшего образования. Она усугублялась издержками централизованного распределения молодых специалистов за пределы региона при наличии собственной потребности в них. В отчете о выполнении плана междуведомственного распределения молодых специалистов, окончивших в 1973 г. Читинский филиал ИПИ по специальности «Промышленное и гражданское строительство», из 49 выпускников трое направлены в Читинский облисполком, четыре человека получили право самостоятельного трудоустройства, остальные распределены по Министерствам промышленного строительства, цветной металлургии, монтажных и специальных строительных

работ, черной металлургии, энергетики и электрификации СССР, Роспотребсоюзу и другим предприятиям страны [24]. Таким образом, из всего выпуска специалистов лишь немногие оставались в пределах Читинской области.

Научно-исследовательская работа будущего института продвигалась медленно, так как в период становления вуза преподаватели были заняты, в основном, организационными вопросами. За этот период на факультете создан ученый совет, в декабре 1973 г. в его состав вошли 23 научных сотрудника филиала: В.Я. Бычков, А.П. Григорьев, Ю.В. Кулагин, В.А. Напартэ, Л.Ф. Наркелюн, Ю.Д. Нечаев, А.В. Рашкин, П.И. Сальников, Д.И. Скудаев А.В. Фатьянов, Г.И. Чекин и другие, а также пять человек, в составе которых была заведующая библиотекой и председатели комитетов филиала ИПИ [26].

Научно-исследовательская работа сдерживалась также по причине недостаточного обеспечения кафедр необходимым оборудованием, приборами. Секция математики, существующая с первых дней образования факультета, не имела возможности вести НИР из-за неисправной аналоговой машины, необходимой для расчетов. Научной работой факультета, в дальнейшем филиала и института, руководил Л.Ф. Наркелюн, доктор геолого-минералогических наук. Научная деятельность института в эти годы постепенно усиливалась, росло количество научных статей и докладов преподавателей. Наряду с учебным процессом студентов старались вовлекать в научно-исследовательскую работу. Так, в 1971 г. в НИР участвовало всего 2 студента, в 1974 г. — 603 студента [27; 19, л. 2]. Хорошим результатом для института в 1974/75 учебном году стало создание проблемной лаборатории по Удокану, заключение договора о содружестве с ЗабНИИ, установление связей с центральными научными организациями, открытие геолого-минералогического музея.

На этапе становления в институте развертывалась, в основном, хоздоговорная научная деятельность. В 1973 г. вуз заключил хоздоговорные работы на 8 тыс. руб., в

1974 г. — на 150 тыс. руб., в 1975 г. — на 370 тыс. руб. В 1975 г. институт начал выполнять госбюджетные работы по 15 темам.

За период становления института были организованы партийные, комсомольские комитеты, профсоюзные организации, создано отделение общества «Знание». Преподавательский состав провел большую работу по организации лабораторий, комитетов, кружков, секций, повышения квалификации, разработки методики обучения и воспитания студентов. За достигнутые успехи в материально-техническом обеспечении учебного процесса, подготовке специалистов, научно-исследовательской работе и другие заслуги сотрудники института в 1974 г. представлены к награждению знаком «Победитель социалистического соревнования». В представленном списке значились В.М. Амельченко, С.Д. Добрынин, А.С. Дружинин, П.И. Сальников, Г.И. Че-кин, Ю.И. Зайцев, М.Н. Костромин [28; 19; лл. 1-2, 38].

К концу изучаемого периода в институте оставалось еще множество нерешенных проблем (оборудование лабораторий строительного факультета, слабая работа по повышению квалификации кадров, недостаток учебно-лабораторных площадей и другие). Однако, несмотря на трудности организационного периода, в 1975 г. в Восточном Забайкалье сформирована система подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров, которая в дальнейшем успешно развивалась. Выводы автора подтверждаются и данными отчетного доклада партбюро Читинского политехнического института (октябрь 1975 г.), где отмечалось, что за четыре учебных года с 1972 по 1975 гг. институт выпустил 506 инженеров по трем специальностям: «Технология машиностроения», «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобильный транспорт». Большинство выпускников трудились на предприятиях и организациях Читинской области. Многие из них были выдвинуты на руководящие должности начальников отделов и цехов, а также на должности главных инженеров предприятий [23; л. 18].

Литература

1. Батура А.И. Становление высшего технического образования (из истории Читинского политехнического института) // Проблемы высшего технического образования в России и за рубежом: матер. междунар. научно-метод. конф. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2012. С. 29-39.

2. Л обода М.А Подготовка инженерных кадров для горнодобывающей промышленности Восточного Забайкалья // Проблемы высшего технического образования в России и за рубежом: матер. междунар. науч.-метод. конф. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2012. С. 402-408.

3. Мельницкая С. Кузница кадров Забайкальского края // Чита РИ. 2009. март. С. 24-25.

4. Кулагин Ю.В. К вопросу о создании Читинского политехнического института // Проблемы развития производительных сил Читинской области: материалы ко второму региональному совещанию по развитию производительных сил Читинской области. Вып. II. Чита, 1968.С. 143-146.

5. Касьянова М. Читинский политехнический // Забайкальский рабочий. 1967. 4 апреля.

6. Проектировщики предлагают (проект строительства в Чите политехнического института) // Забайкальский рабочий. 1969. 13 июля.

7. ЧГТУ: Из истории университета: буклет. Чита: ЧГТУ, 1998.

8. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК), ф. П-3, оп. 7, д. 503, лл. 83-84; д. 506, л. 37;оп. 10, д. 165,лл.13-15.

9. Будет вуз! // Забайкальский рабочий. 1966. 14 августа.

10. ГАЗК, ф. П-3, оп. 21, д. 29, лл. 20-22; оп. 23, д. 54, л. 27; ф. Р-2579, оп. 1, д. 28, лл. 28, 31; оп. 3, д. 56, лл. 14, 41; Государственный архив Иркутской области (ГАИО), ф. Р-1807, оп. 3, д. 713, л. 73.

11. ГАЗК, ф. П-3, оп. 25, д. 55, лл. 11, 95; Р-2579, оп. 3, д. 130, л. 11 об.

12. ГАЗК, ф. П-3, оп. 23, д. 54, лл. 27-28; оп. 24, д. 54, л. 2.

13. ГАИО, ф. Р-1807, оп. 3, д. 518, л. 116; д. 568, лл. 22-23, 227, 389.

14. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО), ф. 3435, оп. 1, д. 38, л. 2; ГАИО, ф. Р-1807, оп. 3, д. 1468, л. 69, д. 1608, л. 22; ГАЗК, ф. П-3, оп. 21, д. 59, л. 59; ф. Р-2579, оп. 1, д. 46, л. 8, оп. 3, д. 51, л. 9.

15. ГАЗК, ф. Р - 2579, оп. 1, д. 58, л. 27; оп. 3, д. 42, л. 4; д. 51, л. 9.

16. ГАЗК, ф. Р-2579, оп. 1, д. 20. л. 1; д. 48, л. 38; оп. 3, д. 51, л. 9.

17. ГАЗК, ф. Р - 2579, оп. 1, д. 28, лл. 3, 6, 8, 23,39; д. 48, л. 38; ф. П-6943, оп. 1, д. 1, л. 72.

18. ГАЗК, ф. П-3, оп. 10, д. 516 л. 101; ГАИО, ф. Р-1807, оп. 3, д. 573а, лл. 200, 201, 202, 203, 204; д. 1468, лл. 51,53, 57, 119; д. 1608, лл. 8, 11, 14; д. 1609, л. 85.

19. ГАЗК, ф. Р-2579, оп. 3, д. 56, лл. 2, 24;

20. ГАНИИО, ф. 3435, оп. 1, д. 38, л. 2.

21. ГАНИИО, ф. 3435, оп. 1, д. 36, л. 14; ГАЗК, ф. П-6943, оп. 1, д. 1, л. 63.

22. ГАИО, ф. Р-1807, оп. 3, д. 568, л. 224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. ГАЗК, ф. П-6943, оп. 1, д. 2, л. 33.

24. ГАИО, ф. Р-1807, оп. 3, д. 1421, лл. 253, 258, 259

25. ГАЗК, ф. Р-2579, оп. 1; д. 35, лл. 1,2,4.

26. ГАЗК, ф. Р-2579, оп. 1, д. 31, лл. 11-12;

27. ГАЗК, ф. П-6943, оп. 1, д. 1, л. 118.

28. ГАЗК, ф. Р-2579, оп. 3, д. 50, лл. 49-50.

Коротко об авторе_

Лобода М.А., аспирант, сотрудник государственного архива Забайкальского края [email protected]

Научные интересы: история высшего образования в Забайкалье

_Briefly about the author

M. Loboda, postgraduate student, worker of the State Archive of Zabaikalsky Krai

Scientific interest: history of higher education in Zabaikalie

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.