Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ СИБИРИ В КОНЦЕ 50-х НАЧАЛЕ 90-х гг. XX в.'

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ СИБИРИ В КОНЦЕ 50-х НАЧАЛЕ 90-х гг. XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА СИБИРИ / ИСТОРИЯ / СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрик В. В.

На основе архивных документов отражена характеристика изменения структуры специальностей в технических вузах Сибирского региона в конце 1950-х начале 1990-х гг. Подробно рассматривается деятельность центральных и территориальных структур управления, вузовских коллективов по созданию новых институтов, факультетов, кафедр, специальностей. Анализируются трудности и проблемы, сдерживавшие профессиональную подготовку инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрик В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE OF STRUCTURE OF PROFESSIONS IN HIGHER TECHNICAL SCHOOLS OF SIBERIA AT THE END OF 50-s BEGINNING OF 90-s OF XX С

Characteristic of changing profession structure in technical higher schools of Siberian region at the end of 1950-s beginning of 1990-s is reflected on the basis of archival documents. Activity of central and territorial management structures, higher school groups for developing new institutes, faculties, departments, professions is examined in detail. Difficulties and problems restraining engineering skills training were analyzed.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ СИБИРИ В КОНЦЕ 50-х НАЧАЛЕ 90-х гг. XX в.»

УДК 378.6:62(571.1/5)

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ СИБИРИ В КОНЦЕ 50-х - НАЧАЛЕ 90-х гг. XX в.

В.В. Петрик

Томский политехнический университет E-mail: regionoved@mail.ru

На основе архивных документов отражена характеристика изменения структуры специальностей в технических вузах Сибирского региона в конце 1950-х - начале 1990-х гг. Подробно рассматривается деятельность центральных и территориальных структур управления, вузовских коллективов по созданию новых институтов, факультетов, кафедр, специальностей. Анализируются трудности и проблемы, сдерживавшие профессиональную подготовку инженерных кадров.

Ключевые слова:

Высшая техническая школа Сибири, история, структура специальностей, профессиональная подготовка инженерных кадров.

Особая роль в подготовке кадров специалистов для народного хозяйства принадлежала вузам инженерно-технического профиля - политехническим, индустриальным, металлургическим, строительным, транспортным, электротехническим, технологическим, связи и другим отраслевым высшим учебным заведениям. В 1958/59 уч. г. в СССР их насчитывалось 220, в них обучалось более 1 млн студентов [1].

К концу 1950-х гг. высшая техническая школа Сибири представляла развернутую сеть из 19 вузов и их филиалов [2]. Именно в эти годы в регионе стали получать динамичное развитие такие отрасли промышленности, как теплоэнергетика, металлургия, строительство, транспорт, требовавшие обеспечения квалифицированными специалистами.

Однако задачу насыщения новых и развивающихся отраслей народного хозяйства кадрами высокой квалификации нельзя было решить путем создания отдельных факультетов и кафедр в различных вузах. Необходимо было решать эту проблему комплексно и на долговременной основе.

Это и определило главные направления работы органов местной власти Сибири в конце 1950-х -начале 1990-х гг. по расширению сети и перестройке структуры высшей технической школы.

Наиболее крупным, заложившим основу для развития высшего технического образования в регионе, был Томский политехнический институт. На его 8 дневных факультетах и 74 кафедрах в 1958/59 уч. г. обучалось более 8 тыс. студентов по 42 специальностям [3].

В период с 1949 по 1970 гг. под руководством ректора, профессора А.А. Воробьева ТПИ превратился в ведущий учебно-научный комплекс. За короткое время институт расширил масштабы подготовки специалистов как по важнейшим отраслям народного хозяйства, таким как, энергетика, машиностроение, химтехнология, геология и горная промышленность, так и по остродефицитным специальностям новой техники и технологии. Были открыты новые факультеты: электрофизический (1945 г.), высшие инженерные курсы (1948 г.), физико-техниче-

ский (1950 г.), отделение № 1 в г. Северске (1960 г.), автоматики и вычислительной техники (1959 г.), повышения квалификации преподавателей и инженеров (1967 г), факультет управления и организации производства (1968 г.). За первые три послевоенных пятилетки к 1960 г. количество студентов возросло в 10 раз и составило около 10 тыс., а к 1970 г. увеличилось почти в 2 раза (18700 чел.). С 1955 по 1970 гг. штат преподавателей увеличился в 2 раза и составил 1200 чел., а общий контингент сотрудников возрос до 6,5 тыс. чел. Количество специальностей возросло с 21 до 56, почти в 3 раза. Только за 1958-1960 гг. на 6 факультетах ТПИ было открыто 14 новых специальностей [4]. К началу 1990-х гг. в его составе функционировали 3 НИИ, учебно-исследовательский атомный реактор, кибернетический центр, 12 факультетов, 2 филиала ТПИ в гг. Северске и Юр-ге. Подготовка инженерных кадров осуществлялась ко 45 специальностям [5].

Еще в годы довоенных пятилеток были основаны Сибирский металлургический институт в г. Новокузнецке, электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта в г. Томске, горный институт в г. Иркутске [6]. На базе Томского технологического института возникли 9 втузов в гг. Новосибирске, Иркутске, Томске и Омске [7]. В то время были организованы Сибирский автомобильно-дорожный институт (1929 г.), Новосибирский инженерно-строительный (1930 г.) и Сибирский лесотехнический (1939 г.) институты, а также Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (1933 г.) [8].

Послевоенный период характеризуется значительным расширением сети высшей технической школы Сибири и ростом численности студентов в ней.

В 1951 г. открывается Новосибирский институт инженеров водного транспорта [9], в 1952 г. - Томский институт инженеров по строительству элеваторов, который в 1958 г. был преобразован в инженерно-строительный институт [10]; в 1953 г. одновременно создаются новосибирские институт инженеров железнодорожного транспорта, электротехнический институт и электротехнический институт связи [11].

Недостаток инженерных кадров, ставший особенно ощутимым к середине 1950-х гг., вызвал необходимость создания политехнического института в г. Красноярске (КрасПИ). Исходя из этого, краевой комитет партии и крайисполком вошли с ходатайством в ЦК КПСС и Правительство об открытии осенью 1956 г. КрасПИ [12]. Ходатайство было признано обоснованным и в сентябре 1956 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. «Об организации Красноярского политехнического института» в Сибири был создан новый крупный вуз. Директором его был назначен B.C. Борисов [13]. С момента образования институт быстро прошел стадию становления и уже к началу 1960-х гг. в нем обучалось около 3 тыс. студентов по 17 специальностям. Впоследствии на базе КрасПИ возникли завод-втуз - филиал КрасПИ, Красноярский инженерно-строительный институт, филиалы КрасПИ в гг. Абакане и Кызыле [14].

В 1958 г. в г. Красноярск был переведен из г. Москвы Институт цветных металлов «в связи с необходимостью его приближения к ведущим перспективным центрам цветной металлургии» [15].

Вместе с тем, в процессе проведения реформы высшей технической школы допускались ошибки. Увлечение темпами подготовки инженерных кадров привело к необоснованному отказу от вузов политехнического типа и развитию многочисленных отраслевых институтов, готовивших специалистов для узкой отрасли промышленности. Но строительство новых учебных заведений данного профиля стоило бы очень дорого и не могло быть осуществлено в короткие сроки. Поэтому Правительство и Минвуз, на рубеже 1950-1960-х гг., начали проводить реорганизацию отраслевых институтов в политехнические, многофакультетные высшие образовательные учреждения, готовившие инженеров по самым различным специальностям.

К началу рассматриваемого периода в Сибири функционировало несколько отраслевых вузов, среди которых наиболее крупными были Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения, Иркутский горно-металлургический, Кемеровский горный и Омский машиностроительный институты.

Несмотря на определенную работу, проведенную региональными властями в предшествующий период, численность и структура высшей технической школы к концу 1950-х гг. по-прежнему значительно отставали от темпов роста промышленного производства и не могли удовлетворить возраставшие потребности в инженерно-технических кадрах. Большинство вузов имели по два-три факультета с небольшими контингентами студентов и вели подготовку инженерных кадров по ограниченному числу специальностей. Например, Кемеровский горный институт готовил инженеров для угольной промышленности; в нем имелись факультеты: горно-механический, промышленного и гражданского строительства и химический [16]. Алтайский институт

сельскохозяйственного машиностроения вел подготовку инженерных кадров на двух дневных факультетах по 5 специальностям, Иркутский горно-металлургический соответственно на 2 по 4, Новосибирский электротехнический связи - на 3 по 4 [17].

Практика показала, что мелкие вузы экономически менее выгодны, чем крупные. Их трудно было обеспечить необходимыми современными приборами и оборудованием, создать сильные профессорско-преподавательские коллективы, а следовательно они не могли осуществлять высококачественную подготовку специалистов.

В соответствии с этим и начала вестись работа по расширению сети и перестройке структуры высшей технической школы Сибири. Изучив потребности промышленного производства и профиль подготовки инженерных кадров, местные партийные и советские органы проявили инициативу по реорганизации отраслевых технических вузов в политехнические, по открытию новых учебных заведений, факультетов и специальностей, необходимых для развития народного хозяйства Сибирского региона.

По предложению администрации и общественных организаций Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения, при поддержке крайкома КПСС, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1959 г. «О реорганизации Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения в политехнический институт» в АПИ были созданы два новых факультета: химико-технологический и строительный, на которых начала вестись подготовка инженеров по 8 специальностям [18]. За несколько лет работы Алтайский политехнический институт стал крупным инженерным вузом в Сибири. Только в 1988 г. в АПИ были созданы 3 кафедры: электроники и автоматики, высшей математики и математического регулирования, гуманитарной подготовки, а также произведен набор студентов на 4 новые специальности: информационно-измерительной техники, технологии и переработки пластических масс и эластомеров, организации производства и программного обеспечения вычислительной техники [19]. В 1980-е гг. на базе этого вуза были открыты филиал АПИ в г. Бийске [20] и завод-втуз (филиал АПИ) в г. Рубцовске при производственном объединении «Алтайский тракторный завод им. М.И. Калинина» [21].

В 1960 г. в политехнический был преобразован также Иркутский горно-металлургический институт. «Это открыло широкие возможности для подготовки специалистов высокой квалификации в Восточной Сибири», - отмечалось на бюро Иркутского обкома КПСС 16 августа 1961 г. [22]. После реорганизации института, администрация и лично ректор ИПИ А.А. Игошин проделали значительную работу по развитию и совершенствованию структуры вуза. Если в 1958/59 уч. г. на 2 факультетах (горном и металлургическом) обучалось 3025 студентов по 8 специальностям [23], то в 1960/61 уч. г. на 4 факультетах обучалось уже 3620

студентов по 14 специальностям [24]. В течение непродолжительного времени на базе Иркутского политехнического института были созданы филиалы в гг. Ангарске, Братске и Чите, общетехнический факультет в Усолье-Сибирском, учебно-консультационные пункты (УКП) в Железногорске-Илим-ском, Черемхово, Усть-Куте, 8 УКП, расположенных на трассе строительства БАМа, решавших задачу обеспечения на местах условий для учебы молодежи, строящей новые промышленные комплексы, города и рабочие поселки в области. ИПИ дал путевку в жизнь новым техническим вузам Восточной Сибири - Читинскому политехническому, Братскому индустриальному и Ангарскому технологическому институтам [25]. За 1958-1991 гг. в Иркутском политехническом институте, в соответствии с требованиями народного хозяйства, открылось 25 новых факультетов, на которых студенты получали квалификацию по 45 специальностям [26], в том числе по восьми - строительного профиля, шести - электронно-техническим, четырем

- металлургическим, четырем - химико-технологическим, трем - машиностроительным, четырем

- энергетическим и двум специальностям авиа-ционно-технического профиля [27].

В эти же годы происходила дальнейшая реорганизация и других отраслевых вузов региона в политехнические. Для удовлетворения потребностей развивавшихся промышленных предприятий и строек Омской и Кемеровской областей по настоятельным просьбам местных органов власти Совмин СССР своими постановлениями организовал Омский (1963 г.) и Кузбасский (1964 г.) политехнические институты [28]. К примеру, в ОмПИ были созданы 3 новых факультета: радиотехнический, инженерно-экономический и специальный (закрытого типа), на которых стала вестись подготовка инженеров по 8 специальностям [29].

Несмотря на то, что в Сибири подготовка кадров инженеров-строителей велась в двух специализированных вузах - Новосибирском (НИСИ) и Томском (ТИСИ), однако специалистов данного профиля по-прежнему не хватало. Это обстоятельство побудило территориальные администрации искать выход из создавшегося положения. Использовавшиеся властными структурами на местах методы, как уже отмечалось, были достаточно типичными, и, как правило, действовали безотказно, особенно тогда, когда возникала необходимость в решении какого-либо важного вопроса. Скажем, Тюменский обком КПСС в лице тогдашнего первого секретаря Б.Е. Щербины несколько лет «выбивал» у Минвуза разрешение на открытие в областном центре собственного инженерно-строительного института [30]. Однако министр В.В. Столетов был непреклонен и считал, что выпуск специалистов данного профиля в середине 1960-х гг. осуществлялся в близлежащих Пермском и Челябинском политехнических, Магнитогорском металлургическом и Тюменском индустриальном институтах. В то же время для полного удовлетворения потребностей промышлен-

ности региона в кадрах инженеров-строителей, по мнению министра, более целесообразным являлось бы расширение подготовки указанных кадров в ряде вузов Уральского экономического района, а не организации нового строительного вуза в г. Тюмени. Поэтому ставился вопрос об увеличении набора студентов на строительные факультеты и специальности вышеназванных учебных заведений [31]. С другой стороны и позиция областной власти была непреклонной, продолжавшей, по сложившейся традиции, писать грозные письма в вышестоящие инстанции, вплоть до Политбюро ЦК КПСС [32].

В результате Минвуз не устоял под таким мощным напором и вынужден быть удовлетворить требование обкома партии. Таким образом, в мае 1969 г. на базе строительного факультета Тюменского индустриального института образовался самостоятельный инженерно-строительный вуз (ТюИСИ), ставший готовить специалистов по промышленному и гражданскому строительству [33].

В 1970-1980-е гг. в ТюИСИ была открыта подготовка инженерных кадров по новым специальностям: «теплогазоснабжение и вентиляция»; «производство строительных изделий и конструкций из железобетона»; «водоснабжение и охрана водных ресурсов»; «экономика и управление в строительстве» [34].

К началу 1990-х гг., в связи с развитием северных городов в Тюменской области, на автомобильно-дорожном факультете ТюИСИ была организована специализация - городские дороги [35], а также созданы новые кафедры: теплогазоснабжения и вентиляции, строительных материалов и изделий, прикладной математики и вычислительной техники [З6].

Не без участия местных органов власти в 1982 г. открылись двери Красноярского инженерно-строительного института - четвертого вуза данного профиля в регионе [37].

Начало индустриального освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и медно-никеле-вых месторождений на Севере Красноярского края вызвало необходимость в подготовке инженерных кадров, ориентированных на эти динамично развивавшиеся отрасли промышленности. Возможности имевшихся технических вузов не могли обеспечить территорий Крайнего Севера в высококвалифицированных специалистах. На повестку дня встал вопрос об открытии новых вузов. В соответствии с этими задачами в 1960-е гг. были организованы Тюменский индустриальный (ТюИИ) и Норильский вечерний индустриальный институты [38]. Так, например, в ТюИИ в 1970-1980-е гг. номенклатура специальностей, по сравнению с предыдущим десятилетием, значительно расширилась. Была начата подготовка инженерных кадров по 8 новым специальностям, в том числе по геофизическим методам поиска и разведки полезных ископаемых; технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений; проектированию и эксплуатации газонефтепроводов, газохрани-

лищ и нефтебаз; сооружению газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз; бурению нефтяных и газовых скважин; химической технологии переработки нефти и газа; технологии органического и нефтехимического синтеза; экономике и организации нефтяной и газовой промышленности [39].

Формирование мощного народно-хозяйственного комплекса страны к востоку от Урала во многом определялось уровнем развития транспорта этого региона. Именно в те годы проблема подготовки специалистов соответствующего профиля и квалификации встали в центре внимания органов государственной власти различных уровней.

К началу рассматриваемого периода дефицит высококвалифицированных кадров автомобильного, водного и железнодорожного транспорта в Сибири был очень высок. Будущие инженеры-транспортники получали квалификацию в 4 учебных заведениях: новосибирских институтах инженеров железнодорожного и водного транспорта (НИИЖТе и НИИВТе), Сибирском автомобильно-дорожном институте (СибАДИ, г. Омск) и Томском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТе).

Одним из крупнейших отраслевых технических вузов региона в то время был НИИЖТ, где профессиональная подготовка студентов велась на 6 факультетах: строительства железных дорог (создан в 1934 г.), управления процессами перевозок на транспорте (1934 г.), мостов и транспортных тоннелей (1937 г.), промышленного и гражданского строительства (1953 г.), строительных и дорожных машин (1956 г.) [40]. В 1962 г. был открыт инженерно-экономический факультет, который стал готовить инженерные кадры по таким специальностям как экономика и управление в строительстве; экономика и управление на транспорте; организация и управление на транспорте; бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. В 1990/91 уч. г. в НИИЖТе начала вестись подготовка специалистов по новой специальности - социальный менеджмент (управление персоналом) [41].

С декабря 1961 г. на базе Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта начал функционировать филиал НИИЖТа в г. Иркутске, который в 1975 г. был преобразован в самостоятельное высшее учебное заведение - Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (ИИЖТ) [42]. Если первоначально в структуре молодого вуза функционировал один факультет и 3 кафедры, то спустя 5 лет количество факультетов возросло до двух, была открыта новая специальность - электрификация железнодорожного транспорта, а также организованы учебно-консультационные пункты в гг. Улан-Удэ, Братске и Северобайкальске [43].

В 1980-е - начале 1990-х гг. ИИЖТ в результате значительной работы, проделанной руководством вуза и лично ректорами В.Г. Рыжиковым и Л.П. Сурковым, превратился в крупный транспортный институт Восточной Сибири [44].

Другим крупным отраслевым техническим вузом Сибири, подчинявшимся Министерству путей сообщения СССР, был Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ) - ровесник первых пятилеток. На рубеже 1950-1960-х гг. в вузе функционировало 4 факультета и 15 кафедр, на которых студенты получали квалификацию по 8 специальностям и специализациям, а именно «тепловозы и тепловозное хозяйство»; «вагоностроение и вагонное хозяйство»; «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»; электрификация железнодорожного транс -порта со специализациями - «энергоснабжение электрических дорог и подвижной состав электрических железных дорог», начиная с третьего курса [45].

В результате перевода из г. Томска в г. Омск (1961 г) электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта стал именоваться ОмИИТом [46]. На новом месте продолжался дальнейший рост вуза. Подготовка инженеров-транспортников велась с учетом потребностей народного хозяйства. В 1980-е гг. в ОмИИТе были образованы 12 новых кафедр, 2 факультета и 3 специальности: «автоматика и управление в технических системах», «промышленная теплоэнергетика» и «технология машиностроения» [47]. Количество студентов в 1990/91 уч. г, по сравнению с 1960/61 уч. г., выросло в институте более чем в два раза и составило 4 тыс. чел. [48].

Наряду с высшими учебными заведениями железнодорожного профиля присутствовала группа технических вузов, которые вели подготовку инженеров для автомобильного и водного транспорта.

Один из них - Сибирский автомобильно-дорожный институт (СибАДИ) - являлся единственным образовательным учреждением на территории Сибири и Дальнего Востока, готовившим высококвалифицированных специалистов для автомобильного транспорта, дорожно-промышленного и гражданского строительства.

СибАДИ из года в год рос и развивался. В 1960-1970-е гг. по инициативе администрации (ректоры К.Х. Толмачев, Е.В. Гнатюк), общественных организаций, при активной поддержке местных органов власти в вузе было открыто 2 факультета и 6 новых кафедр.

К августу 1991 г. в автодорожном институте г. Омска насчитывалось 7 факультетов, объединявших в своем составе 38 кафедр (вместо 29 в 1958 г.) и осуществлявших подготовку инженеров транспортников по 9 специальностям (тогда как в 1958 г. готовились кадры по 5) [49].

Последний транспортный вуз Сибири - Новосибирский институт инженеров водного транспорта (НИИВТ) - был создан по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1951 г. за счет выделения факультета водного транспорта из Томского политехнического института. Это единственное за Уралом высшее учебное заведение, которое выпускало специалистов высокой квалификации для речного флота [50].

В 1958/59 уч. г. на 3 факультетах института - су-домеханическом, эксплуатационном и гидротехническом - велась подготовка инженеров по 3 специальностям. Контингент студентов в то время составлял 959 чел. [51].

За более чем тридцатилетний период деятельности в НИИВТе к началу 1990-х гг. были открыты 4 новых факультета: электромеханический, судовождения, управления на водном транспорте и заочный. Подготовка специалистов велась по 11 специальностям. Количество студентов за указанный период времени возросло до 8 тыс. человек [52].

Помимо транспортных вузов высшая техническая школа Сибири была представлена группой электротехнических, радиотехнических и физико-технических институтов.

Крупнейший отраслевой вуз Новосибирска -электротехнический (НЭТИ) - был создан по приказу МВО СССР в июне 1953 г. [53]. Именно спрос промышленности региона на инженеров новых специальностей, обеспечивавших научно-технический прогресс, определил динамику и изменение структуры этого института.

В первый год работы НЭТИ были открыты 2 факультета - радиотехнический и электромеханический, в 1956 г. - машиностроительный, а в 1959 г. - самолетостроительный факультеты [54].

С 1961 г. в состав Новосибирского электротехнического института вошли Сибирский филиал Всесоюзного заочного энергетического института, учебно-консультационные пункты Всесоюзного политехнического и Всесоюзного заочного машиностроительного вузов. Уже на рубеже 1950-1960-х гг. НЭТИ стал развиваться как политехнический [55].

В 1955 г. из г. Львова в г. Новосибирск приехал недавний выпускник Московского энергетического института, кандидат технических наук, доцент Г.П. Лыщинский. После недолгого пребывания в должности заместителя директора он был назначен директором НЭТИ и возглавлял вуз в течение 35 лет [56]. В историю города он вошел как ректор, под руководством которого был создан крупный технический вуз г. Новосибирска.

Среди новых факультетов института, созданных в 1960-е - начале 1990-х гг., были следующие: электроэнергетический (организован в 1962 г.), автоматики и вычислительной техники (1963 г.), электронной техники (1965 г.), электротехнический (1966 г.), физико-технический (1966 г.), информатики (1970 г.), приборных устройств (1980 г.), бизнеса (1991 г.), гуманитарный (1991 г.) [57].

Если в 1958/59 уч. г. в структуре НЭТИ функционировало 4 факультета, на которых обучалось около 1 тыс. студентов, то в 1990/91 уч. г. - 13 факультетов с контингентом учащихся более 10 тыс. чел. [58]. К концу изучаемого периода подготовка инженерных кадров в вузе велась по 27 специальностям электроэнергетического, машиностроительного, электронно-вычислительного, информационного,

самолето- и вертолетостроительного, электромеханического, промышленно-электронного, радиотехнического, конструкторско-технологического, гидроаэродинамического и др. профилей [59].

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 апреля 1962 г. «О мерах по дальнейшему увеличению подготовки специалистов по радиоэлектронике с высшим образованием» [59] в г. Томске был открыт институт радиоэлектроники и электронной техники (ТИРиЭТ). Его создание было связано с ориентацией экономики страны на отрасли, обеспечивавшие научно-технический прогресс, прежде всего, в сфере военно-промышленного комплекса [60].

Первоначально в структуре вуза было создано 3 факультета: радиотехнический, деканом которого был назначен доцент И.Н. Пустынский; факультеты электронной техники (декан И.В. Шипунов) и радиоуправления (декан А. П. Ташкун). Тогда же были организованы первые кафедры: физики, промышленной электроники, радиоуправления, прикладной механики, диэлектриков и полупроводников, теоретической механики, электронных приборов, основ радиотехники, высокочастотной и квантовой радиотехники [61].

Хорошее начало деятельности института, как и последующее его становление и развитие, обеспечивалось компетентным руководством. Ректорами ТИРиЭТа были Г.С. Зубарев, И.П. Чучалин, В.И. Перегудов, И.Н. Пустынский. Проректорами по учебной работе - Г.И. Левашкин, B.C. Мелихов, В.М. Новицкий, А.В. Астафуров, В.П. Обрусник [62].

Значительные изменения в структуре вуза произошли в 1970-е гг Именно тогда руководство института при помощи местных органов власти и лично первого секретаря обкома КПСС Е.К. Лигачева добилось в Минвузе РСФСР реорганизации ТИРиЭТа в 1972 г. в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР) [63].

В реорганизованном вузе был открыт ряд новых кафедр и специальностей для подготовки инженеров в области автоматизированных систем управления (АСУ), велась разработка и проектирование сложных радиоэлектронных систем, в том числе и систем управления, отдельных радиоэлектронных устройств и информационно-поисковых вычислительных машин для обработки больших массивов информации [64].

К началу 1990-х гг. в структуре Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники функционировали 1 НИИ, 6 факультетов, 27 кафедр, на которых велась подготовка инженеров по 2 специальностям [65].

Самым молодым техническим вузом Сибири, в рассматриваемых хронологических рамках, являлся Новосибирский архитектурный институт, открытый на базе НИСИ в 1989 г. в составе двух факультетов, десяти кафедр и одной специальности [66].

Таким образом, в конце 1950-х - начале 1990-х гг. высшая техническая школа Сибири совершенствова-

лась и развивалась в масштабах значительно больших, чем за любой такой же отрезок времени в прошлом. За более чем тридцатилетний период здесь было создано 18 новых вузов и 4 отраслевых инженерных института преобразованы в политехнические; открыто 85 новых

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Высшее образование в СССР. Стат. сборник. - М.: Статистика, 1961. - С. 79, 94.

2. Высшая школа СССР за 50 лет. - М.: Высшая школа, 1967. - С. 118.

3. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 320. Оп. 10. Д. 33. Л. 269.

4. Там же. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2905. Л. 2.

5. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 1990 г. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 188-189; Наш политехнический / Под ред. М.Г. Николаева. - Томск: Изд-во «Красное знамя», 1996. - С. 97-98.

6. Новокузнецкий филиал Кемеровского государственного архива (НФГАКО) Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 83. Л. 39; ЦДНИТО. Ф. 322. Оп. 4. Д. 6. Л. 2; Центр документации новейшей истории Иркутской области (ЦДНИИО). Ф. 3435. Оп. 1. д. 27. Л. 37.

7. История Сибири. - Л.: Наука, 1968. - Т. 4. - С. 416.

8. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Ф. 22. Оп. 1. Д. 39. Л. 16; Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-1813. Оп. 1 (историческая справка). Л. 3; Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-4. Оп. 90. Д. 87. Л. 24; Ф. Р-2020. Оп. 1 (историческая справка). Л. 3; Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК). Ф. 26. Оп. 16. Д. 23. Л. 28-29.

9. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 31. Д. 85. Л. 1.

10. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2670. Л. 408-409.

11. ГАНО. Ф. Р-1731. Оп. 1 (историческая справка). Л. 4.

12. ЦХИДНИКК. Ф. 26. Оп. 29. Д. 1. Л. 42.

13. Там же. Л. 43; Д. 54. Л. 33.

14. Там же. Оп. 8. Д. 155. Л. 76-80.

15. Там же. Оп. 32. Д. 20. Л. 35.

16. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф.П-90. Оп. 1. Д. 188. Л. 61-62.

17. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф. Р-255. Оп. 1. Д. 19. Л. 15-17; ЦДНИИО. Ф. 3435. Оп. 1. Д. 27. Л. 37; ГАНО. Ф.П-671. Оп. 1. Д. 15. Л. 91.

18. ЦХАФАК. Ф. Р-255. Оп. 1. Д. 19. Л. 18.

19. Там же. Ф. П-3948. Оп. 1. Д. 217. Л. 30-31.

20. Там же. Ф. П-1. Оп. 141. Д. 216. Л. 156.

21. Там же. Л. 28.

22. ЦДНИИО. Ф. 127. Оп. 61. Д. 91. Л. 108-109.

23. ГАИО. Ф. Р-1807. Оп. 1. Д. 238. Л. 4.

24. ЦДНИИО. Ф. 127. Оп. 61. Д. 91. Л. 107-108.

25. Там же. Ф. 5826. Оп. 1. Д. 30. Л. 16-18; Паспорт Иркутского политехнического института. С. 7.

26. Там же. Ф. 3435. Оп. 1. Д. 56. Л. 116-117.

27. Там же. Ф. 127. Оп. 61. Д. 91. Л. 107-108; Оп. 84. Д. 15. Л. 1-2; Д. 71. Л. 1-5; Оп. 119. Д. 106. Л. 5-6.

28. ГАКО. Ф. П-90. Оп. 1. Д. 188. Л. 6-62; ЦДНИОО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 27. Л. 33.

29. ЦДНИОО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 27. Л. 34.

факультетов (на 1 сентября 1958/59 уч. г. в вузах функционировало 48 факультетов, а на август 1991 г. - 133), 176 специальностей [67] - большинство из них по новой технике и новым направлениям с учетом достижений научно-технического прогресса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Центр документации новейшей истории Тюменской области (ЦДНИТюО). Ф. 124. Оп. 182. Д. 70. Л. 60-61.

31. Там же. Л. 62.

32. Там же. Ф. 2010. Оп. 1. Д. 137. Л. 4-5.

33. Там же. Ф. 124. Оп. 207. Д. 157. Л. 35-36.

34. Там же. Д. 37.

35. Там же. Л. 61-62.

36. Там же. Л. 66-67.

37. ЦХИДНИКК. Ф. 26. Оп. 12. Д. 77. Л. 3-4.

38. Там же. Оп. 14. Д. 157. Л. 78.

39. ЦДНИТюО. Ф. 124. Оп. 242. Д. 194. Л. 57-58.

40. ГАНО. Ф. П-498. Оп. 1. Д. 150. Л. 13.

41. Там же. Л. 15.

42. ГАИО. Ф. Р-3277. Оп. 1 (предисловие к описи). Л. 3.

43. ЦДНИИО. Ф. 6371. Оп. 1. Д. 10. Л. 37.

44. ГАИО. Ф. Р-3277. Оп. 1. Д. 644. Л. 1-2.

45. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2434. Л. 109, 112.

46. Там же. Д. 3033. Л. 2; Д. 3040. Л. 32.

47. ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 130. Д. 256. Л. 3.

48. Там же. Л. 39; Оп. 138. Д. 214. Л. 1.

49. Там же. Оп. 113. Д. 140. Л. 8-9.

50. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 66. Д. 92. Л. 109.

51. Текущий архив Новосибирского института инженеров водного транспорта. Годовой отчет о работе НИИВТа за 1958/59 уч. г Л. 5.

52. Там же. Годовой отчет о работе НИИВТа за 1990/91 уч. г. Л. 7.

53. ГАНО. Ф. Р-1472. Оп. 1 (историческая справка). Л. 4.

54. Там же.

55. Очерки истории высшей школы Новосибирска: Сб. / Под ред. проф. ИА. Молетотова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1994. - С. 76.

56. Там же. С. 78.

57. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 64. Д. 64. Л. 11-15.

58. Там же. Оп. 33. Д. 1696. Л. 7-9.

59. ЦДНИТО. Ф. 5237. Оп. 1. Д. 1. Л. 15.

60. Там же. Л. 10, 16.

61. Там же. Д. 1. Л. 4, 9; Л. 3. Л. 4, 66, 73; Д. 4. Л. 103-104; Д. 6. Л. 7, 36; Д. 9. Л. 73, 92, 104.

62. Там же. Д. 3. Л. 5, 17, 31; Д. 4. Л. 60; Д. 6. Л. 7; Д. 9. Л. 73; Д. 24. Л. 17, 33; Д. 49. Л. 170-171.

63. Там же. Ф. 607. Оп. 116. Д. 135. Л. 333; Оп. 1. Д. 4252. Л. 309.

64. Там же.

65. Там же. Ф. 5237. Оп. 1. Д. 109. Л. 5-11, 12-24.

66. Очерки истории высшей школы Новосибирска: Сб. / Под ред. проф. И.А. Молетотова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1994. -С. 137.

67. Текущий архив Министерства образования Российской Федерации. Годовые отчеты вузов Сибири за 1958/59 и 1990/91 уч. гг.

Поступила 25.12.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.