Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАССЫ В САПР'

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАССЫ В САПР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая модель цепи поставок / САПР / лесная отрасль / лесное сырье / mathematical model of the supply chain / CAD / forest industry / forest raw materials

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.А. Чесакова, А.А. Буркина, М.С Асташевский, И.М. Еналеева-Бандура

В материале рассматривается математической модели цепи поставок уточнения параметров трассы в САПР. В статье проведён анализ, учитывающий динамичность и размер рынка в лесной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.А. Чесакова, А.А. Буркина, М.С Асташевский, И.М. Еналеева-Бандура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF THE SUPPLY CHAIN OF FOREST RAW MATERIALS TO REFINE THE PARAMETERS OF THE ROUTE IN CAD

The article deals with the mathematical model of the supply chain for refining the parameters of the route in CAD. The article provides an analysis that takes into account the dynamism and size of the market in the forest industry.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАССЫ В САПР»

УДК 626.74

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАССЫ В САПР

С. А. Чесакова, А.А. Буркина, М.С Асташевский Научный руководитель - И.М. Еналеева-Бандура

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Narusegava-naru@mail.ru

В материале рассматривается математической модели цепи поставок уточнения параметров трассы в САПР. В статье проведён анализ, учитывающий динамичность и размер рынка в лесной отрасли.

Ключевые слова: математическая модель цепи поставок, САПР, лесная отрасль, лесное сырье.

MATHEMATICAL MODEL OF THE SUPPLY CHAIN OF FOREST RAW MATERIALS TO REFINE THE PARAMETERS OF THE ROUTE IN CAD

S. A. Chesakova, A. A. Burkina, M. S. Astashevsky Scientific supervisor- I. M. Enaleeva-Bandura

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: Narusegava-naru@mail.ru

The article deals with the mathematical model of the supply chain for refining the parameters of the route in CAD. The article provides an analysis that takes into account the dynamism and size of the market in the forest industry.

Keywords: mathematical model of the supply chain, CAD, forest industry, forest raw materials.

В настоящее время основным направлением снижения трудоемкости и времени цикла перевозочного процесса является внедрение специализированных систем автоматизированного проектирования. Именно поэтому в статье предложено рассмотрение классической математической модели транспортно-технологического процесса с использованием САПР. Данная модель усовершенствована благодаря САПР и она учитывает неравномерности объема сырья в пунктах производства и потребления, динамичность и размер рынка, прибыль и затраты участников цепи поставок.

В силу специфики отрасли объем сырья в пунктах производства и потребления обладает неравномерностью, т.е. носит стохастический характер. Задачей исследования явилось разработать такую модель данного процесса, которая бы учитывала динамичность и размер рынка, прибыль и затраты участников цепи поставок, как единой системы, где транспорт является важным связующим звеном. [1]

Исходя из анализа теоретических источников [2-4], наиболее частой в использовании является классическая модель транспортно-технологического процесса. Рассмотрим её наиболее подробно:

¿=17=1

где: / - пункт производства, / £ {1, ...,т};

} - пункт потребления (дилер, оптовый посредник, } £ {1, ...,п}; с^ - расходы на единицу продукции, руб.;

Хц - объем поставки ьтым поставщиком _]-тому потребителю, м3; При следующий ограничениях:

п

^Xjy <ßj,i = 1,2,........т (2)

У=1

^Xij>bj, j = 1,2......n (3)

i=l

X[j > 0, i = 1,2.....m,j = 1,2.....n. (4)

где ßj — объем поставки, м3; bj — объем потребления, м3.

Как видим, классическая модель не учитывает ни неравномерности спроса и предложения, ни ущерба от недопоставки у предприятий потребителей, ни омертвления активов поставщиков.

Исходя из вышеизложенного разработка модели, которая бы учитывала обозначенные факторы является актуальной научной задачей.

Таким образом в основу, разработанной нами, модели транспортно - технологического процесса положен учёт неравномерности объема сырья в пунктах производства и потребления.

Следовательно, модель транспортно - технологического процесса выглядит так:

F = F1 + F2 + F3 ^ min (5)

Fi= + (6)

F2= ^iljUCPU (7)

= (8)

При ограничениях:

1) Статистического баланса:

Ebi ai •KSp = £f=i bj •K^inp (9)

2) Естественной не отрицательности грузопотоков:

Xjj > 0, i = 1, ...m; j = 1,...n. (10)

3) В условиях эффективной интеграции в системе «лесозаготовка- лесопереработка»

(P0-ck-Tk-Rk-Tn) >ct >СП + Rn (11)

Указанные в ограничениях: КНПр, КПр, соответственно коэффициенты неравномерности спроса в ] - том пункте потребления и неравномерности предложения в 1 - том пункте производства рассчитываются по следующим формулам:

КНпр = тр • 100% (12)

Чпл

где:

- средний фактический объем потребления в ] - том пункте за несколько периодов;

Qпл - средний плановый объем потребления в ] - том пункте за несколько периодов.

КНр = рр • 100% (13)

пл

где: - средний фактический объем производства в 1 - том пункте за несколько периодов;

Qпл - средний плановый объем производства в 1 - том пункте за несколько периодов.

В разработанной нами модели и её ограничениях используются следующие обозначения:

F1- стоимость поставки, руб;

F2- затраты на хранение, руб;

Fз- величина ущерба от недопоставки, руб;

С; - цена реализации за 1м3 лесопродукции у поставщика, руб.;

С|уР - транспортные расходы на единицу продукции, руб.;

Снф - прогнозируемый индекс инфляции на лесное сырье;

^ирф - прогнозируемый индекс инфляции на транспортный тариф;

С* - затраты на хранение единицы продукции у /-того поставщика, руб.;

и[ - объем запаса поставщика, м3.

Су* - ущерб от недопоставки на единицу продукции, руб.;

- недопоставленный объем, м3;

Р0 - цена продукции конечного потребления (рыночная цена), устанавливаема маркетинговым анализом внешнего и внутреннего рынков при балансе платежеспособного спроса;

С^ - затраты деревообрабатывающих предприятий на производство конечной продукции без стоимости сырья (в т.ч. энергетические затраты, вода и др.);

Т - транспортные расходы на перевозку конечной продукции от мест ее производства до мест потребления;

Rk- нормативная прибыль в производстве конечной продукции;

Тп- транспортные расходы на доставку промежуточной продукции от лесозаготовителей до мест переработки в конечную продукцию;

С[- цена реализации за 1м3 лесопродукции у поставщика, руб.;

Сп- издержки производства промежуточной продукции (лесозаготовок);

Rn- нормативная прибыль в производстве промежуточной продукции.

Таким образом, классическая модель транспортно - технологического процесса, не может использоваться дальше, так как не учитывает ряд необходимых параметров, а разработанная нами, модель транспортно - технологического процесса с использованием САПР учитывает следующее: динамичность и размер рынка, прибыль и затраты участников цепи поставок, как единой системы, где транспорт является важным связующим звеном.

Следовательно, разработанная модель с использованием САПР является устойчивой к изменениям сопровождающим транспортно - технологический процесс доставки лесного сырья, разработанная модель является экономически эффективной при планировании перевозочного процесса доставки лесного сырья.

Библиографические ссылки

1. Лукинский B.C., Модели и методы теории логистики: Учебник. Изд.: Питер. 2008.-448с.

2. Стороженко С.С., Повышение эффективности транспортно-технологического процесса лесопромышленных предприятий на базе логистико - математических моделей // Дис. канд. техн. наук. Санкт-Петербург - 2003. - 210с.

3. Просветов Г. И. Математические методы в логистике: Учебник. Изд.: Альфа-Пресс, 2014. -70с.

4. Гнедаш М.А., Выбор рациональных способов перевозки бытовой техники железнодорожным транспортом // Дис. канд. технич. наук. Липецк - 2006. - 275 c.

© Чесакова С. А., Буркина А. А., Асташевский М. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.