В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда обучающийся может подняться до «потолка» своих возможностей.
Выводы. Таким образом, используя инновационные образовательные технологии преподавания в вузе, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности обучающихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2. Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: педагог-обучающийся -партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».
3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у студентов может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
•мне интересно то, чему меня учат;
•мне интересен тот, кто меня учит;
•мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Литература:
1. Ахмедова Э.М. Образовательный коворкинг как инновационная форма организации образовательного процесса в вузе // Психологическое здоровье личности: теория и практика: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. И.В. Белашева. - Ставрополь: СКФУ, 2018. - 259 с.
2. Ищак Е.Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // СТЭЖ. 2011. №14. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-kak-osnova-proektirovaniya-uchebnyh-zanyatiy-v-vuze (дата обращения: 18.03.2020).
3. Мельников С.В. Образовательные технологии в вузе - новые подходы // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 207-218. - ISSN 2413-4007.
4. Останина С.А., Птицына Е.В. Современные образовательные технологии в вузе: обобщение теоретического и практического опыта // Проблемы современного образования. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-vuze-obobschenie-teoreticheskogo-i-prakticheskogo-opyta (дата обращения: 03.03.2020).
5. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 16 / О.К. Асекретов, Б.А. Борисов, Н.Ю. Бугакова и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 318 с.
Педагогика
УДК 371.13:51
старший преподаватель Бажан Зинаида Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация. Автор статьи рассматривает математическую компетентность как составляющую профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, формирование которой может осуществляться в процессе изучения дисциплин математического цикла в педвузе.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, математическая компетентность, методико-математическая подготовка учителей начальных классов.
Annotation. The author considers mathematical competence as a component of future primary school teachers professional training, the formation of which can be carried out in the process of studying the mathematical cycle disciplines at a teacher training university.
Keywords: competency-based approach, competence, mathematical competence, methodological and mathematical training of primary school teachers.
Введение. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. В качестве основы модернизации современного педагогического образования выдвигается компетентностный подход, направленность которого ориентирована на подготовку квалифицированного и компетентного учителя, готового к постоянному профессиональному росту.
Особую актуальность приобретает проблема подготовки будущих учителей начальных классов, которые в силу многопрофильности своей педагогической деятельности призваны закладывать основы общей
образованности обучающихся начального звена общеобразовательной школы. Значимость этого уровня образования в развитии личности младших школьников обусловливает необходимость подготовки учителя начальных классов к компетентному осуществлению образовательной деятельности различных направлений, в частности, по математике [2].
Математическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы. Поэтому одной из главных задач математической подготовки будущих учителей начальных классов является формирование у них математической компетентности.
Целью статьи является охарактеризовать основные теоретико-практические аспекты формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов.
Изложение основного материала статьи. Под компетентностным подходом в образовании понимается направленность учебного процесса на формирование и развитие основных компетентностей личности. Это требует переноса акцента с усвоения определенных знаний, умений и навыков на формирование и развитие у личности способности самостоятельно практически действовать в нестандартных, творческих, жизненных ситуациях. Компетентность каждого человека связана с его профессиональной деятельностью. Профессиональной деятельностью педагога является его педагогическая деятельность. Следовательно, профессиональная компетентность - это ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности или профессиональной деятельности педагога. Поэтому изначально определимся, что означает термин «компетентность» и как раскрывается его смысл в работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании таких, как: И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и других авторов.
Так, А.В. Хуторской определяет понятие «компетентность» как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7]. В свою очередь автор под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для осуществления качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
С точки зрения И.А. Зимней компетентность определяется как интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [1].
В.Д. Шадриков под компетентностью понимает «системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [8]. Автор считает, что успешность педагогической деятельности современного педагога определяется совокупностью следующих основных компетентностей:
- компетентностью в области личностных качеств педагога;
- компетентностью в целеполагании педагогической деятельности;
- компетентностью в мотивации обучающихся на активное участие в учебно-воспитательном процессе;
- компетентностью в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- компетентностью в разработке программы педагогической деятельности с последующей ее реализацией;
- компетентностью в организации непосредственной профессиональной деятельности педагога [8, с. 7].
Учитель начальных классов обладает многопрофильностью в своей педагогической деятельности,
поскольку преподает в начальной школе ряд учебных предметов, в частности, один из таких основных предметов как математика. Поэтому важное место в подготовке учителей начальных классов должна занимать математическая компетентность.
Сущность и практические основы математической компетентности педагога отражены в работах исследователей компетентностного подхода в образовании: О.В. Лешер, В.П. Матвейкиной, М.Л. Палеевой, О.С. Пономарчук, В.Г. Плаховой и других.
О.В. Лешер определяет математическую компетентность субъекта, как «интегративное качество, основывающееся на развитой самостоятельной познавательной деятельности, на математических знаниях, умениях, навыках, характеризующее готовность и способность применять и совершенствовать их на практике» [3, с. 103].
По мнению В.П. Матвейкина в структуру математической компетентности обучающегося вуза входят математические знания и умения, математическое мышление, стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в изучении предмета «математика», а также опыт профессионально-ориентированной математической деятельности [4, с. 115].
М.Л. Палева рассматривает математическую компетентность студента как «комплекс усвоенных математических знаний и методов деятельности» [5, с. 123].
Н.Г. Ходырева определяет математическую компетентность студента как «системное свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний по математике, в умении применять имеющиеся знания в новой ситуации, способности достигать значимых результатов и качества в деятельности» [6].
Другими словами, математическая компетентность предполагает наличие высокого уровня знаний по математике и опыта самостоятельной деятельности на основе этих знаний.
Как показывают наблюдения из практики большинство нынешних учителей и будущих учителей начальных классов не в состоянии методически грамотно организовать учебный процесс. Все это объясняется недостатками профессионально-педагогической подготовки обучающихся в педвузе.
Математическая компетентность будущих учителей начальных классов формируется в процессе овладения ими учебной дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе». Содержание данного учебного курса направлено, прежде всего, на формирование у будущих учителей начальных классов составляющих методической компетентности в обучении младших школьников математике. Овладение студентами учебной дисциплиной «Методика обучения математике в начальной школе» происходит во время лекций, практических и семинарских занятий. Степень активности студентов в процессе обучения является важным фактором успеха в овладении ими будущей профессии.
Для формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов лекции и практические занятия должны быть построены с учетом современных технологий обучения, которые реализуют установку на высокую активность обучающегося в учебном процессе. Лекционный материал курса должен быть направлен на освоение инновационных технологий математического образования младших школьников с тем, чтобы будущие учителя начальных классов умели применять современные методики и технологии в процессе обучения младших школьников математике.
Планы практических занятий должны предусматривать решение не только учебно-методических и ситуационных задач, но и предусматривать дискуссии и имитацию фрагментов уроков, методики работы над отдельными задачами, выполнение индивидуально-исследовательских заданий в виде учебных проектов, что является подготовкой к педагогической практике. На практических занятиях целесообразно уделять время для презентации студентами результатов выполнения индивидуально-исследовательских заданий.
Проблему формирования математической компетентности будущего учителя начальной школы можно решить через введение в учебный процесс дисциплины по выбору, что позволит усилить профессиональную направленность будущих учителей начальных классов. Данная дисциплина по выбору может служить дополнением к основному учебному курсу «Методика преподавания математики в начальной школе». В рамках дисциплины по выбору можно предложить дисциплину с названием «Математическая компетентность будущих учителей начальных классов». Включение данной дисциплины в учебный процесс будет способствовать формированию более четких представлений у обучающихся о математической компетентности. Изучение данной дисциплины позволит расширить и углубить знания обучающихся в плане их подготовки к реализации предмета «Математика» в начальной школе. В разработку содержания данного курса было бы рационально включить следующие структурные компоненты:
- математическая компетентность: значение, структура и содержательное наполнение компонентов математической компетентности;
- реализация предмета «Математика» в начальной школе согласно новых ФГОСов (характеристика современных вариативных и альтернативных программ по математике для начальных классов, рассмотрение нормативных документов, регламентирующих содержание предмета «Математика» в начальной школе, анализ учебников по математике для начальных классов разных авторов);
- формы обучения математике младших школьников (рассмотрение типов уроков по ФГОС, их предназначение и структура; проектирование конспектов уроков по математике согласно новым требованиям; рассмотреть виды и особенности организации внеурочной деятельности младших школьников по математике);
- инновационные технологии в процессе обучения математике младших школьников (рассмотреть возможности их использования на уроках математики в начальной школе);
- нормативно-методический арсенал документов для начальной школы и работа с ним.
Выводы. Таким образом, формирование методико-математической компетентности требует использования на занятиях по предметам математического цикла современных технологий обучения студентов, ориентированных на компетентностный подход. Методика обучения математике для будущих учителей начальных классов может быть эффективной только в том случае, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, служит умственному его развитию. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения учебного материала и тем больше вероятности, что приобретенные знания будут методически грамотно применяться им в учебном процессе.
Литература:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2004. - 52 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.
3. Лешер О.В., Сергеева Е.В. Модель развития математической компетентности студентов технических вузов в процессе математической подготовки // Вести. Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2010. - № 5. - С. 101-109.
4. Матвейкина В.П. Модель формирования математической компетентности студентов университета // Вести. Оренбург. гос. ун-та, 2012. - № 2. - С. 115-121.
5. Палева М.Л. Опыт развития математической компетентности студентов технических специальностей // Вести. Томск. Гос. пед. ун-та, 2009. - № 10. - С. 122-128.
6. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. - 179 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. - №2. - С. 58-64.
8. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Квалификация педагогических кадров - условие получения качественного образования. - Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/0wftktfyl0/direct/62770945
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Бакиева Ольга Афанасьевна
Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка Новьюхова Светлана Прокопьевна
Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА ОБСКИХ УГРОВ)
Аннотация. В статье авторы рассматривают проблему этнокультурных знаний в ходе изучения традиционного костюма обских угров на уроках изобразительного искусства. В процессе анализа традиционного костюма обских угров, который сохранил самобытность культуры в закрытых обществах и донес до современности самобытные знаки и символы в почти неизменном виде. Авторы утверждают, что костюм является средством получения этнокультурных знаний (форма, крой, цвет).
Ключевые слова: этнокультурные знания, культура, традиционный народный костюм, обские Угры.