Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА ОБСКИХ УГРОВ)'

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА ОБСКИХ УГРОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ОБСКИЕ УГРЫ / ETHNO-CULTURAL KNOWLEDGE / CULTURE / TRADITIONAL FOLK COSTUME / OB UGRIC PEOPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Новьюхова Светлана Прокопьевна

В статье авторы рассматривают проблему этнокультурных знаний в ходе изучения традиционного костюма обских угров на уроках изобразительного искусства. В процессе анализа традиционного костюма обских угров, который сохранил самобытность культуры в закрытых обществах и донес до современности самобытные знаки и символы в почти неизменном виде. Авторы утверждают, что костюм является средством получения этнокультурных знаний (форма, крой, цвет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Новьюхова Светлана Прокопьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL SUIT AS A MEANS OF FORMING ETHNIC CULTURAL KNOWLEDGE (ON THE EXAMPLE OF A FOLK SUIT OF THE OB UGRA)

In the article, the author considers the problem of ethno-cultural knowledge in the course of studying the traditional costume of the Ob Ugric peoples in art classes. In the process of analyzing the traditional costume of the Ob Ugrians, who preserved the identity of culture in closed societies and brought signs and symbols to the present day in an almost unchanged form, the author argues that the costume is a means of obtaining ethnocultural knowledge (shape, cut, color).

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА ОБСКИХ УГРОВ)»

Планы практических занятий должны предусматривать решение не только учебно-методических и ситуационных задач, но и предусматривать дискуссии и имитацию фрагментов уроков, методики работы над отдельными задачами, выполнение индивидуально-исследовательских заданий в виде учебных проектов, что является подготовкой к педагогической практике. На практических занятиях целесообразно уделять время для презентации студентами результатов выполнения индивидуально-исследовательских заданий.

Проблему формирования математической компетентности будущего учителя начальной школы можно решить через введение в учебный процесс дисциплины по выбору, что позволит усилить профессиональную направленность будущих учителей начальных классов. Данная дисциплина по выбору может служить дополнением к основному учебному курсу «Методика преподавания математики в начальной школе». В рамках дисциплины по выбору можно предложить дисциплину с названием «Математическая компетентность будущих учителей начальных классов». Включение данной дисциплины в учебный процесс будет способствовать формированию более четких представлений у обучающихся о математической компетентности. Изучение данной дисциплины позволит расширить и углубить знания обучающихся в плане их подготовки к реализации предмета «Математика» в начальной школе. В разработку содержания данного курса было бы рационально включить следующие структурные компоненты:

- математическая компетентность: значение, структура и содержательное наполнение компонентов математической компетентности;

- реализация предмета «Математика» в начальной школе согласно новых ФГОСов (характеристика современных вариативных и альтернативных программ по математике для начальных классов, рассмотрение нормативных документов, регламентирующих содержание предмета «Математика» в начальной школе, анализ учебников по математике для начальных классов разных авторов);

- формы обучения математике младших школьников (рассмотрение типов уроков по ФГОС, их предназначение и структура; проектирование конспектов уроков по математике согласно новым требованиям; рассмотреть виды и особенности организации внеурочной деятельности младших школьников по математике);

- инновационные технологии в процессе обучения математике младших школьников (рассмотреть возможности их использования на уроках математики в начальной школе);

- нормативно-методический арсенал документов для начальной школы и работа с ним.

Выводы. Таким образом, формирование методико-математической компетентности требует использования на занятиях по предметам математического цикла современных технологий обучения студентов, ориентированных на компетентностный подход. Методика обучения математике для будущих учителей начальных классов может быть эффективной только в том случае, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, служит умственному его развитию. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения учебного материала и тем больше вероятности, что приобретенные знания будут методически грамотно применяться им в учебном процессе.

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2004. - 52 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

3. Лешер О.В., Сергеева Е.В. Модель развития математической компетентности студентов технических вузов в процессе математической подготовки // Вести. Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2010. - № 5. - С. 101-109.

4. Матвейкина В.П. Модель формирования математической компетентности студентов университета // Вести. Оренбург. гос. ун-та, 2012. - № 2. - С. 115-121.

5. Палева М.Л. Опыт развития математической компетентности студентов технических специальностей // Вести. Томск. Гос. пед. ун-та, 2009. - № 10. - С. 122-128.

6. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. - 179 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. - №2. - С. 58-64.

8. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Квалификация педагогических кадров - условие получения качественного образования. - Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/0wftktfyl0/direct/62770945

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бакиева Ольга Афанасьевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка Новьюхова Светлана Прокопьевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА ОБСКИХ УГРОВ)

Аннотация. В статье авторы рассматривают проблему этнокультурных знаний в ходе изучения традиционного костюма обских угров на уроках изобразительного искусства. В процессе анализа традиционного костюма обских угров, который сохранил самобытность культуры в закрытых обществах и донес до современности самобытные знаки и символы в почти неизменном виде. Авторы утверждают, что костюм является средством получения этнокультурных знаний (форма, крой, цвет).

Ключевые слова: этнокультурные знания, культура, традиционный народный костюм, обские Угры.

Annotation. In the article, the author considers the problem of ethno-cultural knowledge in the course of studying the traditional costume of the Ob Ugric peoples in art classes. In the process of analyzing the traditional costume of the Ob Ugrians, who preserved the identity of culture in closed societies and brought signs and symbols to the present day in an almost unchanged form, the author argues that the costume is a means of obtaining ethnocultural knowledge (shape, cut, color).

Keywords: ethnocultural knowledge, culture, traditional folk costume, Ob Ugric peoples.

Введение. На современном этапе развитии общества реформы образования необходимо направить на развитие конкурентоспособной личности. В этом процессе следует организовать приобретение жизненного опыта опираясь на знания прошлого, традиции прошлых поколений.

Известно, что компетентность в традициях и истоках народной культуры помогает в развитии этнокультурных знаний и в духовном становлении. Таким образом, одной из главных задач обучения в общеобразовательной школе является формирование человека культуры.

Этнокультурное воспитание занимает значимое место в системе учебно-воспитательного процесса, так как оно участвует в развитии духовно-нравственных ценностей, социальных норм поведения, этнических взаимоотношений учащихся.

Это проблема не нова. Такие ученые, как Г.Н. Волков, И.П. Глинская, И.А. Горяева, А.С. Хворостов и др. посвятили большое количество исследований различным аспектам этнокультурного воспитания учащихся средствами народного искусства. Этнорегиональный компонент рассматривался педагогами Т.Я. Шпикалова, В.Г. Горяева и др.

Россия является многонациональным государством, в котором проживают более 150 народов, которые представляют богатый культурный опыт, знания, традиции.

Однако, культура обских угров в контексте российской культуры является малоизученной в силу своей изолированности и обособленности. Тем не менее, культура северных народов уникальна традициями и бытом которые можно, рассмотреть на примере костюма.

Известно, что этнокультурное воспитание в ходе знакомства с народными костюмами является сложным, долгосрочным учебно-воспитательным процессом, охватывающим различные аспекты и направления работы учителя, педагога, в которой немаловажное место занимают этнокультурные знания.

Изложение основного материала статьи. Изучение вопросов этнокультурных знаний и условий их формирования представляют теоретический, и практический интерес отражены ФГОС в изучении таких дисциплин как Изобразительное искусство.

Рассмотрим суть этнокультурных знаний через такие понятия как «этнокультура» и «знания».

Почти во всех областях быта различных народов проявляется этническая культура: в языке, в одежде, в воспитании, в фольклоре, в способе ведения домашнего хозяйства и т.д.

Так, по мнению М.М. Бахтина, «культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой» [1].

В педагогическом словаре термин «знание» трактуется как результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей изучаемой области [2].

Следовательно, знания культуры - это процесс получения научных сведений из соответствующей области культуры, традиций.

Анализируя диссертационные исследования по теме этнокультурные знания, мы находим определение «этнокультурные знания подростков, которые трактуются, как результат отражения в сознании учащихся особенностей народной культуры и составляющих ее элементов, ценностного отношения к ним, способствуют формированию умений использовать их в художественно-творческой деятельности» [3].

Следовательно, мы в своем исследовании будем ориентироваться на понятие «этнокультурные знания средствами традиционного костюма как результат отражения знаний о народном костюме, составляющих его элементах (крой, цвет, орнаментация, материал и др.), эмоционально-ценностного отношения к традициям, технологиям, способам ношения одежды, которые способствуют (мотивируют) формированию умений использовать эти знания в художественно-творческой деятельности (рисунке, декоративно-прикладном творчестве и т.д.).

По мнению исследователей народной культуры, традиционная одежда является символом нации, потому что каждый человек в состоянии ощутить себя частицей этноса, олицетворяет разнообразные связи человека с миром и поэтому может способствовать наиболее эффективному процессу формированию этнокультурных знаний.

Рассмотрим потенциал народного костюма на примере традиционного костюма обских угров.

Исследования традиционного костюма обских угров рассмотрены в работах Н.Ф. Прытковой[1951], Е.Г. Федоровой [1988, 2000], М.В. Южаниновой [1992], О.М. Рындиной [2005], А.М. Сязи [2005], А.А. Багардаевой [2005], и др.

Особенность народного костюма обских угров напрямую зависит от суровых климатических условий крайнего севера, в основе которого лежит промысловый охотоведческий культ, в котором существует четкая, устоявшаяся экосистема человек-природа-животный мир. В котором охотник не только добывает добычу, но и ведет работу по восстановлению популяции животных, сохраняя гармонию системы.

Знакомство с традиционным костюмом обских угров на уроках изобразительного искусства, позволит учащимся «проникнуть» в арктическую культуру аборигенных народов, выявить художественные особенности традиционного костюма.

По мнению исследователя культуры обских угров Богордаевой А.А. традиционный костюм представляет собой уникальный комплекс декоративно-прикладного творчества, сочетающий архаичные элементы с современными материалами [4].

Важным моментом в знакомстве с традицией костюма народов севера, изучение материала, из которого изготовлялась одежда ханты и манси, которая обуславливалась суровым климатом и особенностью труда и быта. Традиционный костюм угров можно разделить на одежду охотников-рыболовов (шкурки птиц и животных, кожа рыб и ровдуга), оленеводов (шкура животных и ровдуга), которая украшалась окрашиванием; металлическими подвесками, вышивкой бисером; аппликацией [5].

В мужской зимней одежде преобладала одежда глухого покроя (надеваемая через голову) трех видов: малица, гусь и парка [6].

Женщины носили распашную верхнюю одежду. Особое значение предают женской шубе-сах. Так как она буквально всю жизнь сопутствует человека и отшивает ее старшая женщина в семье. Шуба-сах ценится, как художественное произведение в том случае если мастерица строго придерживалась традиций, не изменяя покрой и не модернизируя орнаменты. Головным убором служили капор, платок или капюшон малицы и гуся.

Таким образом, форма и крой традиционной одежды обских угров отражает охотоведческую культуру, традиции тундровиков, в которой учащиеся рассматривают принципы природосообразности, культуросообразности.

Одним из важных аспектов этнокультурных знаний, учащихся в анализе традиционного костюма обских угров будет анализ цветовых сочетаний в костюме.

Цвет несет в себе информативную, охранно-магическую, престижную функции в декоративно-прикладном искусстве, потому что мог выступать как символ национальной и региональной принадлежности или как определитель возраста и пола [3].

Проанализировав научные публикации исследователей арктической цветовой культуры мы пришли к выводу что, традиционными сочетаниями в одежде ханты и манси являются: красный - синий, красный -черный, красный-зеленый, зеленый - желтый, символизирующие живописную природу северного края.

В традиционном костюме важным носителем информации об особенностях этноса, традициях, их мировоззрении является орнаментальное искусство.

По мнению исследователей орнамента, бытовали универсальные мотивы и композиции: круг -круговорот бытия, вечность; круг с крестом внутри - колесо - солнце, время - год; квадрат - земное начало, ось мира; квадрат с крестом внутри - центр, поле, плодородие. Валюта - образ мирового древа; ломаная линия - грозные силы природы, молния; волнистая линия - вода [6].

В своих исследованиях орнаментального искусства обских угров О.М. Рындина пишет, что именно «обско-угорская орнаментика является прямой наследницей древнейших региональных традиций и одновременно вершиной их развития... Ведущую роль в нем сыграла культура хантов, а мансийская в значительной степени впитала в себя южные иранские черты» [7].

Как считают исследователи Южанинова М.В., Багардаева А.А., Рындина О.М., Лукина и др. в орнаментальных мотивах распространена идея «следа», характерная для мировосприятия охотоведческой культуры, которая находила отражение в ленточном построении орнаментальных композиций, в названиях мотивов «читается» экологическая культура северных народов (рога оленя, рот маленькой лошадки, заячьи ушки, кедровая шишка, глухарка и др.).

В ходе анализа орнаментального искусства в народном костюме обских угров было обнаружено, что художественная практика коренных народов Севера базируется на использовании выразительных возможностей изобразительного орнамента [8], в структуру которого входят элементы рисунка человека, животных, растений.

Выводы. Подводя итоги анализа традиционного костюма обских угров можно утверждать, что народный костюм является средством получения этнокультурных знаний учащимися, потому что арктические народы, находясь в закрытых сообществах, сохранили самобытность культуры и донесли до наших дней знаки и символы в почти неизменном виде. Традиционная одежда обских угров и по сей день является ярким примером отражения коллективного сознания в триединстве «человек-природа-животное» в гармонии с окружающим миром, обладающая мощным воспитывающим потенциалом.

Литература:

1. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура / В.С. Библер. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

2. Словарь терминов по общей и социальной педагогике https://mybiblioteka.su/tom2/3-125157.html (дата обращения 18.02.2020)

3. Бакиева О.А. Формирование этнокультурных знаний у учащихся 5-8 классов в процессе изучения народного костюма на уроках изобразительного искусства http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-etnokultumyh-znaniy-u-uchaschihsya-5-8-klassov-v-protsesse-izucheniya-narodnogo-kostyuma-na-urokah-izobrazi (дата обращения 18.02.2020)

4. Богордаева, Аксана Александровна Классификация, функции, развитие: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.07 / А.А. Богордаева. - Санкт-Петербург, 2005. - 212 с.

5. Богордаева А.А. Цветовая символика в традиционной одежде обских угров Вестник археологии, антропологии и этнографии / А.А. Богордаева. - 1999. № 2. С. 98-104

6. Бакиева О.А. Орнаментальное искусство тюркских народов - культурное наследие России (на

примере татарской и чувашской вышивки) // Педагогика искусства / Издательство: Институт

художественного образования и культурологии РАО (Москва) elSSN: 1997-4558 http://www.art-

education.ru/electronic-joumal/omamentalnoe-iskusstvo-tyurkskih-narodov-kultumoe-nasledie-rossii-na-primere(дата обращения 18.02.2020)

7. Рындина О.М. Система художественного оформления меховых изделий в культуре ненцев https://docplayer.ru/36862088-0-m-ryndina-sistema-hudozhestvennogo-oformleniya-mehovyh-izdeliy-v-kulture-nencev.html (дата обращения 8.06.2019)

8.Лазутина Татьяна Владимировна/Символичность орнамента коренных народов севера России // Общество: философия, история, культура Издательство: Издательский дом "ХОРС" (Краснодар) ISSN: 2221-2787eISSN: 2223-6449 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26185041(дата обращения 18.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.