Научная статья на тему 'Динамика женской одежды среднеобского костюмного комплекса обских угров по фотографиям 1930-1970-х гг'

Динамика женской одежды среднеобского костюмного комплекса обских угров по фотографиям 1930-1970-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫ / МАНСИ / СРЕДНЕОБСКОЙ КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА / ТРАДИЦИОННЫЕ УКРАШЕНИЯ / АППЛИКАЦИЯ / БИСЕР / ЧИРКИ / ВЯЗАНЫЕ ЧУЛКИ / ВЯЗАНЫЕ РУКАВИЦЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / THE MIDDLE OB’ COSTUME COMPLEX / KHANTY / MANSI / TRADITIONAL WEAR / TRADITIONAL ORNAMENTS / APPLICATION WORK / BEADWORK / TRADITIONAL LEATHER FOOTWEAR / KNITTED STOCKINGS / KNITTED MITTENS / ETHNOGRAPHIC SOURCE / OLD PHOTO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бардина Раиса Калистратовна, Богордаева Аксана Александровна

На основе анализа коллекции фотографий из семейных архивов обских угров рассматривается процесс изменения традиционного женского костюма и динамика его использования в 1930-1970-е гг. Трансформация одежды происходила по пути усложнения ее украшений и уменьшения площади их расположения. Динамика использования традиционного костюма заключается в его постепенном переходе из категории повседневной одежды в категорию праздничной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on analysis of a photo collection from family archives of Ob’ Ugrians, subject to consideration being a transformation process regarding a traditional women’s costume and trends in its use through 1930-1970. It is determined that transformation of the wear followed the course of complicating its ornaments and reducing the area of their location. The trends in using a traditional costume lay in its gradual transition from a category of everyday wear into that of festive one.

Текст научной работы на тему «Динамика женской одежды среднеобского костюмного комплекса обских угров по фотографиям 1930-1970-х гг»

ДИНАМИКА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ СРЕДНЕОБСКОГО КОСТЮМНОГО КОМПЛЕКСА ОБСКИХ УГРОВ ПО ФОТОГРАФИЯМ 1930-1970-х гг.

Р. К. Бардина*, А. А. Богордаева**

На основе анализа коллекции фотографий из семейных архивов обских угров рассматривается процесс изменения традиционного женского костюма и динамика его использования в 1930-1970-е гг. Трансформация одежды происходила по пути усложнения ее украшений и уменьшения площади их расположения. Динамика использования традиционного костюма заключается в его постепенном переходе из категории повседневной одежды в категорию праздничной.

Ханты, манси, среднеобской костюмный комплекс, традиционная одежда, традиционные украшения, аппликация, бисер, чирки, вязаные чулки, вязаные рукавицы, этнографический источник, историческая фотография.

Среди предметов материальной культуры традиционная одежда выделяется свойством изменяться, сохраняя при этом этническую специфику. Поскольку этот процесс значительно растянут во времени, а отдельные изменения почти незаметны, то в итоге приходится фиксировать уже произошедшую трансформацию. Имеющийся вариант бывает настолько отличен от первоначального, что сложно их сопоставить. Представить динамику традиционной одежды помогают хронологически последовательные изобразительные источники. Со второй половины XIX в. такую возможность дает фотография. И хотя с этого времени фотографические изображения традиционной одежды не являются редкостью для этнографических описаний, не часто из них можно собрать последовательные ряды одежды одних и тех же видов, из одних и тех же населенных пунктов.

Другие возможности открываются при работе с семейными архивами, на основе которых можно рассмотреть изменения одежды в отдельной семье, роде, населенном пункте, а в комплексе — и в регионе. С развитием и быстрым распространением фототехники в XX в. расширились сферы и потенциал ее применения. В семейных архивах появляются любительские бытовые фото, на которых показаны члены семьи в различных ситуациях и в процессе разнообразной деятельности. Соответственно мы можем видеть праздничную, повседневную, рабочую и иную одежду. Важно еще и то, что на этих снимках мы видим культуру изнутри, глазами ее носителей. Особый интерес представляют коллекции фотографий, не связанных идеей показа традиционной одежды, поскольку они позволяют проследить ее использование в общем культурном контексте.

Основой нашего исследования, целью которого является изучение динамики женской одежды среднеобского костюмного комплекса обских угров в 1930-1970-е гг., стала коллекция фотографий, собранная в ходе изучения генеалогии обских угров. Она включает 355 снимков 1930-1970-х гг. из семейных архивов манси и хантов, проживающих в населенных пунктах, расположенных на берегах Большой и Малой Оби и в низовьях Северной Сосьвы. Административная принадлежность этой территории в течение XX в. менялась несколько раз, в настоящее время это Октябрьский (дд. Верхние Нарыкары, Нижние Нарыкары, Чемаши и с. Перегребное), Березовский (пп. Березово, Игрим, дд. Ломбовож, Новинские/Новое, Шайтанка, сс. Ванзетур и Теги) и Белоярский (п. Белоярский, д. Пашторы, сс. Полноват и Тугияны) районы и г. Нягань Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. На фотографиях представлены и жители из уже несуществующих деревень, в том числе: Мулигорт, Комратка, Комудваны, Вежакары, Проточные, Неремово, Морохово, Лорба (территория Октябрьского района), Ёлка-Шапка, Люлика-ры, Резимово, Чуанель (территория Березовского района).

В начале XX в. большая часть данной местности входила в ареал распространения среднеобского костюмного комплекса, который фиксируется с XIX в. у хантов и манси, проживавших в низовьях Иртыша и вниз по Оби от ее слияния с Иртышом, по берегам Большой и Малой Оби в селениях, административно относившихся к Чемашевской, Естыльской, Шеркальской, Нанга-карской, Большеатлымской, Малоатлымской, Ендырской, Васпухольской, Белогорской волостям Березовского уезда и Самаровской и Темлячевской волостям Тобольского уезда Тоболь-

ской губернии. Ареал бытования одежды, входящей в состав среднеобского комплекса, включал также район низовьев Северной Сосьвы и Малую Сосьву, что, очевидно, связано с сезонными перемещениями коренного населения и давними устоявшимися родственными связями с жителями Оби. Поскольку эта территория является центральной частью транспортной магистрали, связующей север и юг, запад и восток Северо-Западной Сибири, и здесь неоднократно проходили различного рода экспедиции, описания одежды местного населения дают возможность представить ее специфику. В это время отмечается две особенности одежды хантов и манси, проживающих здесь: во-первых, она отличалась от одежды оленеводческого населения и, во-вторых, в ней было много «русских» заимствований [Источники..., 1987, с. 213; Дунин-Горкавич, 1995, с. 88-89]. В дальнейшем были сделаны более подробные описания одежды среднеобских хантов первой половины и середины XX в. [Прыткова, 1953], обских хантов второй половины XX в. [Соколова, 1982, с. 30, 66; Молданова, 1999], обских и нижнесосьвинских манси конца XIX — XX в. [Федорова, 1994, с. 106-215]. На прилагающихся иллюстрациях показаны в основном некоторые виды женской одежды, относящиеся к концу XIX — началу XX в.: рубахи, халаты, рукавицы и т.п. [Прыткова, 1953, с. 177, рис. 57, с. 180, рис. 60, с. 181, рис. 61, с. 182, рис. 63; Федорова, 1994, с. 162, рис. 17, с. 181, рис. 21, с. 184, рис. 22, с. 196, рис. 26]. О видах и способах декоративной отделки одежды обских хантов, приемах вязания, видах бисерных украшений рассказывается в монографии Т.А. Молдановой, где имеются также снимки современного традиционного женского костюма обских хантов из пп. Ванзеват, Полноват, Тугияны [1999, с. 19-38]. Женскую одежду обских хантов мы можем видеть на фотографиях, сделанных З.П. Соколовой в ходе экспедиционных исследований в 1960-е гг. в п. Тугияны, а женскую одежду обских манси — на снимке Е.Г. Федоровой конца 1980-х гг. [Народы., 2005, с. 115, 122, 124, 252].

Изучение одежды среднеобских и обских хантов, нижнесосьвинских и обских манси показали, что особенности костюма этих групп объединяют их и выделяют из всего обскоугорского ареала [Федорова, 2000, с. 232]. Их одежда была отнесена к отдельному комплексу, получившему название «среднеобской» [Богордаева, 2006, с. 184]. Было установлено, что его специфика заключается в смешении элементов одежды южного (охотничье-рыболовческого) и северного (оленеводческого) происхождения [Там же]. В развитии комплекса выделено два периода, которые характеризуются использованием определенных видов одежды и приемов ее украшения. Первый период длился с XIX до начала XX в. Женский костюм этого времени включал вышитую рубаху из холста, поверх которой в теплое время надевали вышитый холстяной или украшенный аппликацией хлопчатобумажный халат, а также пояс-повязку, вязаные чулки и чирки, расшитые бисером, платок, нагрудные бисерные украшения (пальсак (манс.), тур лопс (хант.), турлапс (манс.), мальсоупс/магисунт (манс.)), кольца, серьги; в зимнее время кроме того носили вязаные рукавицы и шубу из птичьих шкурок, оленьих шкур или шкурок пушных зверей, поверх которой надевали халат из ткани [Прыткова, 1953, с. 170-172, 195-196; Федорова, 1994, с. 161-163, 181-182, 184-186, 195, 198; Дунин-Горкавич, 1995, с. 90; Богордаева, 2006, с. 184]. В начале XX в. вышитую одежду из холста постепенно вытесняют украшенные аппликацией рубахи и халаты из хлопчатобумажных тканей. И во второй период, охватывающий весь XX в., женский костюм среднеобского комплекса состоял из хлопчатобумажных халата и рубахи-платья, украшенных аппликацией и бисером, вязаных шерстяных чулок, расшитых бисером чирков, нагрудных бисерных украшений, платка [Соколова, 1982, с. 66; Источники., 1987, с. 213; Молданова, 1999, с. 19-21, 24-31; Богордаева, 2006, с. 189]. Зимний женский костюм в это время постепенно выходит из использования, но еще можно было встретить женские шубы, поверх которых надевали расшитые аппликацией хлопчатобумажные халаты, вязаные рукавицы и стилизованную камусную обувь (бурки), украшенную бисером [Источники., 1987, с. 213; Молданова, 1999, с. 19-21; 24-31; Богордаева, 2006, с. 189].

Позже вышло сразу несколько изданий, в которых представлены фотографические материалы по традиционной одежде обских угров. Так, Н.В. Лукина опубликовала часть своего фотоархива отдельной книгой в серии «Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии» [2006]. В 2007 г. был издан альбом, в котором собраны фотографии, полученные в ходе экспедиционных исследований З.П. Соколовой на Обском Севере [2007]. В 2008 г. в Тарту Эдгаром Сааром напечатан первый в этнографии обских угров фотоальбом, посвященный традиционному костюму северных хантов [Saar, 2008]. В альбом вошли фото и рисунки эстонских исследователей, побывавших в 1980-е гг. на Обском Севере, в том числе в д. Теги, пп. Тугияны, Ванзеват, Полноват. Представлены черно-белые фотографии женщин в традиционном облаче-

нии, а также цветные рисунки одежды и ее орнаментированных деталей. Иллюстрации расположены группами по виду одежды: платья, халаты, шубы, рукавицы, обувь, чулки. На снимках можно увидеть и нагрудные и головные украшения. После женского костюма показана одежда девочек, затем — мужчин и мальчиков. В соответствии с этим принципом даны общие характеристики одежды: описания типов ее покроя и способов украшения. В конце размещены снимки местного населения в современных покупных вещах, в том числе семейные, детские, свадебные, рабочие фото. Женская одежда интересующей нас группы хантов показана на 20 снимках и 15 рисунках. Большинство фотографий носит постановочный характер и демонстрирует особенности традиционного костюма хантов в 80-е гг. XX в.

В 2009 г. впервые были опубликованы и фотографии из изучаемой коллекции в книге, посвященной этносоциальной истории обских и нижнесосьвинских манси XVIII — начала XXI в. [Бардина, 2009]. В дальнейшем часть снимков вместе с современными цветными фото, изображающими в том числе традиционный костюм обских хантов и манси и нижнесосьвинских манси начала XXI в., вошли и в другие монографии [Бардина, 2010, 2011]. Всего было опубликовано 78 снимков с традиционной одеждой, из них черно-белых — 55 (11 — в 2009 г., 22 — в 2010 г., 22 — в 2011 г.), цветных с современной традиционной одеждой — 23 (10 — в 2009 г., 7 — в 2010 г., 6 — в 2011 г.).

В заключение историографического обзора отметим, что мы имеем достаточно полное описание женской одежды среднеобского костюмного комплекса, основанное на наблюдениях и музейных коллекциях. Массовые изобразительные материалы по ней относятся к 1960-2010 гг. и представляют в основном костюм, сформировавшийся на рубеже XIX-XX вв.; его вариант используется и в настоящее время, как правило, в качестве праздничной одежды. Как видим, проследить по опубликованным изобразительным материалам динамику этого комплекса достаточно сложно, поскольку они если и относятся к одному населенному пункту, то при этом имеют большие разрывы во времени, а если принадлежат к одному и тому же временному периоду, то показывают одежду жителей разных населенных пунктов. В целом опубликованным материалам не хватает массовости в определенных временных и территориальных границах. Такую возможность дает нам коллекция черно-белых фотографий. С ее помощью мы можем определить направление, в котором происходили изменения в традиционном женском костюме, а также выявить и проследить динамику использования традиционной женской одежды среднеобского костюмного комплекса обских угров в 1930-1970-е гг.

Исследуемая коллекция формировалась с начала 2000-х гг. Работа с фотографиями включала три этапа. На первом этапе велось изучение семейных архивов, осуществлялся сбор информации о фото (место и время проведения съемки, имена запечатленных на снимке и фотографа). На втором этапе фотографии скопировали в необходимом для последующей печати разрешении и менее всего опознанные из них разместили в одной из социальных сетей с целью сбора дополнительной информации. Кроме того, в это же время проводились консультации с другими информантами, проживавшими некогда в изучаемых населенных пунктах или имеющими родственные связи с их жителями1. В это же время снимки были систематизированы по владельцам, десятилетиям, населенным пунктам и родственным связям. На основе сравнительного анализа размера, цвета и заднего фона некоторых фотографий удалось также выявить серии снимков, сделанных в одном месте и одним фотографом. Это, в свою очередь, позволило установить место и время съемки для неопознанных фото. Время съемки других фотографий было установлено по возрасту изображенных на них детей. В ходе систематизации коллекции были определены имена фотографов-любителей из числа коренных жителей. На третьем этапе в каждом десятилетии вычленили фотографии, на которых имелись изображения традиционной одежды, как в полном комплекте, так и в виде отдельных элементов (чулки, обувь, платья и пр.). Затем эти фотографии распределили по половозрастному признаку. В составе женской одежды были выделены три возрастные категории: одежда девушек, женщин среднего возраста и пожилых. После этого зафиксированная на снимках одежда была проанализирована по составу, виду и типу.

В коллекцию входят большей частью портреты (одиночные и групповые), встречаются также уличные снимки. Портреты представлены как студийными, так и репортажными фото. На

1

Авторы выражают искреннюю признательность и сердечную благодарность Д.П. Ермачковой, Е.Г. Копотиловой, Л.К. Зубакиной, М.Т. Гришкиной, Т.А. Клименовой, Д.В. Лельхову, В.И. Грибановой, Л.В. Кашлатовой, Т.С. Себуровой, Р.К. Слепенковой и З.С. Рябчиковой за помощь в определении людей, изображенных на фотографиях.

одиночных портретах чаще всего видим военнослужащих и студентов, одетых соответственно в военную форму или современную покупную одежду. Среди групповых снимков основное место занимают семейные фотографии. В основном они имеют постановочный характер, и на них мы видим, как правило, традиционную нарядную/праздничную женскую одежду. Съемки велись и в специально оборудованных для этого помещениях, и на улице (около дома, на берегу, в огороде и т.п.), и непосредственно в жилище. Среди групповых много школьных, интернатовских и студенческих фотографий, на которых запечатлены ученики или студенты и преподаватели. На этих снимках обычно дети и подростки одеты в ученическую форму, а учителя предстают перед нами в современных костюмах. Иногда среди них неожиданно появляются родственницы учащихся в традиционной одежде. Редко можно увидеть традиционную одежду на снимках участников различного рода съездов, конференций, совещаний. В то же время на групповых портретах (обычно репортажных, во время какой-либо работы или после нее) трудовых коллективов женщины большей частью одеты в традиционную повседневную одежду. Ее можно наблюдать и на репортажных фото, которых в коллекции немного, и все это ценные кадры из жизни местного населения, отражающие будни (поездка на лодке, изготовление лодки, трапеза во время покоса, встреча вертолета и др.) и праздники (выступление хора в Доме культуры и т.п.).

Традиционная одежда (как в полном комплекте, так и отдельными деталями) предстает лишь на трети снимков (120 из 355 фото). Из 120 фотографий с традиционной одеждой на большей части (93 %) можно видеть изображения женщин (табл. 1). Процент снимков с традиционной женской одеждой от общего числа женских фотографий постепенно уменьшается к 1970-м гг.: 1930-е гг. — 75 %, 1940-е гг. — 47 %, 1950-е — 52 %, 1960-е — 49 % и 1970-е гг. — 26 %, что свидетельствует о постепенном выходе такой одежды из использования (табл. 1).

Таблица 1

Количественный состав женских фотографий обских хантов и манси, нижнесосьвинских манси 1930-1970-х гг.

Категории одежды по полу и возрасту 1930-е гг. 1940-е гг. 1950-е гг. 1960-е гг. 1970-е гг. Всего

Общее число С трад. одеждой Общее число С трад. одеждой Общее число Страд. одеждой Общее число С трад. одеждой Общее число С трад. одеждой Общее число С трад. одеждой

Всего, фото 11 4 26 8 169 64 73 29 76 16 355 120

Женская одежда 4 3 17 8 113 59 53 26 61 16 248 112

Девушки 2 — 12 3 46 10 12 1 37 — 109 14

Женщины средних лет 3 3 14 5 81 50 31 17 22 3 151 78

Пожилые женщины — — 3 2 12 11 18 11 15 12 48 36

Динамику использования традиционной одежды по возрастным группам показывают диаграммы (рис. 1, 2). Снимки, на которых изображены женщины средних лет, преобладают и составляют примерно 60 % от общего числа фотографий с женщинами (табл. 1, рис. 1)2. При этом фото женщин в этническом костюме или с использованием его отдельных элементов насчитывается 52 % от общего числа снимков этой возрастной группы (табл. 1, рис. 2). На втором месте по численности изображений в традиционной одежде (75 %) находятся пожилые женщины (табл. 1, рис. 2). И наконец, из всех фото с девушками лишь 13 % демонстрируют их традиционный костюм (табл. 1, рис. 2). Очевидно, что фотография отражает действительную картину, показывающую, что традиционная одежда в среде женской части исследуемых групп обских угров сохранялась большей частью у пожилых женщин.

Изображенную на снимках женскую одежду можно разделить на два хронологических комплекса. Первый — более ранний комплекс, или среднеобской женский костюм рубежа XIX-XXвв., составляет одежда, появившаяся на рубеже XIX-XX вв. в результате замены домотканых полотен тканями фабричного производства, а традиционной вышивки — аппликацией. Второй комплекс, или среднеобской женский костюм XXв., сформировавшийся позднее — в начале XX в. — вследствие модернизации первого и какое-то время существовавший параллельно ему, в конечном счете стал преобладающим и дошел до наших дней.

2

Поскольку большинство фотографий групповые и включают изображения женщин разных возрастных групп, суммарные данные в таблице не совпадают.

Рис. 1. Возрастной состав женских фотографий 1930-1970-х гг.

Рис. 2. Возрастной состав женских фотографий 1930-1970-х гг. с традиционной одеждой

Среднеобской женский костюм рубежа ХІХ-ХХ вв. представлен на семи групповых фотографиях (табл. 2). Все фотографии постановочные, а запечатленные на них женщины — в нарядной одежде. По хронологии один снимок относится к 1930-м гг., два — к 1940-м гг., три — к 1950-м гг. и один — к 1970-м гг. (табл. 2). Характерно, что все они сделаны значительно позднее периода, обозначенного в названии костюма. Однако на них изображена известная нам по этнографической литературе и музейным коллекциям одежда именно рубежа ХІХ-ХХ вв., которая в изучаемый период, вероятно, использовалась в качестве праздничной. В возрастном отношении в этом комплексе больше всего фотографий с изображением женщин среднего возраста (6) и всего один снимок женщины пожилого возраста (табл. 2). География этих фотографий включает д. Пашторы (2 фото) Белоярского района, п. Березово (1 фото) и д. Новое (2 фото) Березовского района, дд. Верхние Нарыкары (1 фото) и Мулигорт (1 фото) Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Заметим, что район бытования этого костюма сместился севернее среднеобского ареала, на основании чего эта одежда может быть включена в состав северного костюмного комплекса обских угров. Однако характерные признаки одежды, показанной на фото, позволяют нам говорить именно о среднеобском костюмном комплексе рубежа ХІХ-ХХ вв.

Изучая изображенную на снимках среднеобскую женскую одежду рубежа ХІХ-ХХвв., мы видим большей частью верхнюю одежду, чаще всего это халаты, которые являются специфическими элементами всего комплекса. Их легко идентифицировать по такому признаку, как поперечные полоски или орнаменты, нашитые по всей длине рукавов (рис. 3). Так, на рис. 3 представлен групповой снимок женщин из д. Верхние Нарыкары 1950-х гг. Фото поясное и не позволяет увидеть весь костюм, но, как можно заметить, они одеты в традиционные платья и халаты,

головы покрыты платками с кистями, у некоторых есть нагрудные бисерные украшения. Две стоящие по краям в верхнем ряду женщины (Шадрина Елена Николаевна и Тынзянова Надежда Андреевна) одеты в халаты среднеобского костюма рубежа Х1Х-ХХ вв. Рукава халатов по всей длине расшиты параллельными рядами аппликации в виде ленточного орнамента прямолинейного типа. Такой прием украшения рукавов нам известен по опубликованным Н.Ф. Прытковой фотографиям халатов и рубах-платьев среднеобских хантов конца XIX — начала XX в. из фондов ТГИАМЗ [1953, с. 177, рис. 57, с. 181, рис. 61]. Если мы посмотрим на размещенные здесь же фотографии холщовых халатов и рубах с вышивкой, то заметим, что расположение бордюрной вышивки на их рукавах, полочках и подоле совпадает с расположением аппликации на рукавах хлопчатобумажных халатов и платьев более позднего периода [Там же, с. 176, рис. 56, с. 180, рис. 60].

Таблица 2

Количественный состав фотографий с изображением женского среднеобского костюма обских угров

Возрастные категории женской одежды

1930-е гг. 1940-е гг. 1950-е гг. 1960-е гг. 1970-е гг. Всего

Комплексы

рубежа ХІХ-ХХ вв. ХХ в. рубежа ХІХ-ХХ вв. ХХ в. рубежа ХІХ-ХХ вв. ХХ в. рубежа ХІХ-ХХ вв. ХХ в. рубежа ХІХ-ХХ вв. ХХ в. рубежа ХІХ-ХХ вв. ХХ в.

1 2 2 6 3 56 — 26 1 15 7 105

— — — 3 — 10 — 1 — — — 14

1 2 2 3 3 47 — 17 — 3 6 72

— — — 2 — 11 — 11 1 11 1 35

Женская одежда Девичья Среднего возраста Пожилых женщин

Очевидно, что аппликативные полосы со временем заменили бордюрную вышивку на рукавах. Но сначала это были просто полоски цветной ткани, которые нашивались параллельными рядами на рукава, что мы можем видеть на рис. 4. Здесь запечатлены две молодые женщины из д. Пашторы в 1940-е гг. Стоящая женщина одета в среднеобской костюм рубежа ХІХ-ХХ вв. На ней — халат, платье, расшитые манжеты которого видны из под рукавов халата, вязаные чулки, украшенная бисером обувь, бусы. Видим, что на рукава халата нашиты достаточно широкие полосы цветной ткани, некоторые из них с простейшим орнаментом (треугольниками), и только на обшлагах аппликация имеет сложный узор (рис. 4). Со временем эти изящные орнаменты распространились по всей поверхности рукава (рис. 3).

Рис. 3. Жители д. Верхние Нарыкары (ныне Октябрьский район ХМАО — Югры), 1950-е гг. Из семейного архива А. А. Тынзяновой

В целом фотографии позволяют нам определить лишь некоторые особенности декоративной отделки верхней одежды, в частности халата, и проследить его трансформацию во времени. Замечено, что на снимках 1930-1940-х гг. на халатах отсутствуют аппликативные полосы вдоль боковых швов полочек. Они появляются на фото 1940-х гг. и уже не исчезают. Также со-

кращается длина самого халата. На фото 1930-1940-х гг. халаты — достаточно длинная одежда, примерно до середины голени, а на снимках 1950-х гг. — лишь до колен. Прослеживается и сокращение длины рукавов у халатов. Если в 1930-1950-е гг. рукава были длиной до середины предплечья и достигали манжет платья, то уже в 1950-1960-е гг. рукава халата лишь закрывают локти. Со временем сокращается количество снимков, на которых изображены женщины и девушки в среднеобском костюме рубежа ХІХ-ХХ вв. Так, если в 1930-1940-е гг. это 3 фото, в 1950-е — 3 фото, то в 1960-е — ни одного и в 1970-е — только 1 фото. Очевидно, что к 1960-м гг. женская среднеобская одежда рубежа ХІХ-ХХвв. выходит из массового использования, продолжая сохраняться у пожилых людей в качестве нарядной или праздничной.

Рис. 4. Жительницы д. Пашторы (ныне Белоярский район ХМАО — Югры),

1940-е гг. Из семейного архива Д.В. Лельхова

Среднеобской женский костюм ХХв. представлен в альбоме 105 фото. Фотографии показывают, что ареал распространения этого костюма в 1930-1970-е гг. включал расположенные на Большой Оби и ее притоках населенные пункты — пп. Перегребное, Полноват, дд. Чемаши, Теги, Комудваны, Вежакары, Тугияны, на Малой Оби и притоках — пп. Верхние Нарыкары, Нижние Нарыкары, дд. Мулигорт, Морохово, Ёлка-Шапка, Новое, Комратка, Неремово, Пашторы, в низовьях Северной Сосьвы и на ее притоках — п. Березово, дд. Люликары, Реземово, Ванзетур, Чуанель. Наибольшее число женских фотографий (19 фото) в среднеобском костюме ХХ в. происходит из д. Новое, из д. Пашторы — 15 фото и из д. Чемаши — 12 фото, из них наиболее ранние снимки (1930-е гг.) — из дд. Пашторы и Новое. Хотя фотографий из д. Новое наибольшее количество, ими представлены не все десятилетия: выпали 1940-е и 1970-е гг. В то же время из д. Пашторы есть снимки всех десятилетий. Они показывают, как менялась женская одежда в этой деревне на всем протяжении рассматриваемого периода. Снимки именно из этих двух деревень и демонстрируют среднеобской женский костюм 1930-х гг. По фотографиям из д. Пашторы можем судить о среднеобском костюме и в 1940-е гг., так как они составляют 50 % (4 фото) от всех женских снимков в традиционной одежде этого периода, а фото 1950-х гг. из этих деревень составляют 37 % (22 снимка). Обе деревни находятся близко к центру рассматриваемого ареала на протоках: д. Пашторы — между Большой и Малой Обью, а д. Новое —

между Малой Обью и северной Сосьвой. Как можно заметить, район бытования среднеобского костюмного комплекса XX в. вслед за среднеобским комплексом рубежа Х1Х-ХХ вв. сместился севернее своего первоначального расположения и в рассматриваемый период занимал территорию от п. Перегребное (Большая Обь) на юге до п. Полноват (Большая Обь) и п. Березово (Северная Сосьва) на севере.

Особенностью этого комплекса являлись богато декорированные аппликацией и бисером предметы (халат, платье, чирки), которые в сочетании друг с другом придавали всему костюму неповторимый колорит (рис. 5). Важнейшим предметом комплекса является сшитый чаще всего из одноцветной хлопчатобумажной материи халат (тор сахи (манс.), сяшкан сах (хант.)), украшенный узорными полосками аппликации из контрастной ткани (чаще всего белого цвета) по краю подола, вдоль краев полочек и спереди вдоль швов стана. Орнаментированными полосками также расшивались края рукавов, иногда такие полоски доходили до локтя. У некоторых халатов края полочек и подола обшиты бисером. Халат в целом являлся значимым предметом всего комплекса среднеобской женской одежды. Зимой такой халат надевали поверх шубы. Кроме того, на фотографиях можно видеть, что в некоторых случаях женщины одеты в несколько халатов. Вероятно, так выражалась особая функция традиционной одежды, ее праздничность.

Рис. 5. Жители д. Тугияны (ныне Белоярский район ХМАО — Югры), 1960-е гг.

Из семейного архива Д.В. Лельхова

Рубаха-платье шилась также из хлопчатобумажной ткани. Платье имело кокетку, широкие длинные рукава с широкими манжетами, воротник-стойку или отложной прямоугольный воротничок, нагрудную застежку с планкой нагрудного разреза, оборку по краю подола и украшалось аппликацией. По фотографиям сложно судить обо всех особенностях рубахи-платья, поскольку надетый поверх халат почти полностью ее закрывает. Однако есть несколько фотографий с женщинами и девочками без халата. С одной стороны, эти редкие случаи отражают традицию, в соответствии с которой рубаха-платье являлась нижней (или домашней (?)), не предназначенной для посторонних одеждой, поверх которой всегда надевался халат. С другой стороны, очевидно, что в этот период рубаха-платье постепенно начинает выходить за рамки этой традиции и превращается в собственно платье (в противоположность рубахе — нижней одежде). Такое превращение в рамках традиционной одежды предполагает дополнительное декорирование. И декоративная отделка платья выполнялась в тех же традициях, что и халата. Узорны-

ми полосками расшиты манжеты и подол, несколькими полосками — кокетка. Иногда полоски нашивалась по краям планки нагрудного разреза. На фотографиях встречаются платья, края манжет которых украшены бисером. Кроме того, фотографии показывают, что иногда к кокетке пришивали оборку. Такое оформление кокетки можно видеть на рис. 3 у сидящей с правого края женщины. В 1970-е гг. на снимках появляются платья с застежкой на замке-молнии.

Под платьем женщины носили штаны, но их не видно на фото, так как ноги почти до колена закрывают узорчатые вязаные чулки, которые в настоящее время практически не используются. Судя по представленным фотографиям, в рассматриваемый период чулки были достаточно устойчивым элементом костюма и зачастую носились отдельно от костюма, как самостоятельный элемент. По расположению узора представленные на фото вязаные чулки можно разделить на два типа. К первому типу относятся чулки с полностью орнаментированным голенищем (рис. 5), ко второму — чулки с узором, локализованным в верхней части голенища. Носки с орнаментированной верхней частью голенища были длинными, их носили в сборку: присборивали неорнаменти-рованную часть, а орнаментированную, наоборот, расправляли.

В традиционном комплекте чулки носили с кожаной, расшитой бисером обувью (нир) без голенища. Судя по фото, бытовали три основных варианта декоративного оформления носка этой обуви: 1) соединяющимися на носке под углом полосами бисера; 2) треугольником, вышитым бисером; 3) соединяющимися под углом бисерными полосами, образующими треугольник, внутреннее пространство которого также декорировано. В зимний период кроме обычных шерстяных чулок и бисерных нир женщины носили и обувь, сшитую из оленьих камусов.

Женский костюм дополнялся традиционным или покупным платком. На снимках можем видеть и традиционный платок, и способ его ношения. Традиционный платок отличается от покупного широкой, пришитой по краю каймой из ткани контрастного цвета с длинными кистями, сделанными из холстяных или крапивных ниток. По традиции платок накидывали на голову, подогнув по ширине на 1/3-1/4, опустив два угла по плечам (для удобства их часто закидывали за плечи) и два по спине или так же, но свернув на угол.

В число элементов праздничного (парадного, выходного) среднеобского женского костюма ХХ в. входили бисерные нагрудные украшения, которые представлены на фото в двух видах. Первое — сак паль (хант.), пальсак (манс.) — нагрудное украшение из двух широких (8-10 см) соединенных между собой бисерных полос (длиной примерно 30-37 см), которые перекидывались через шею и опускались на грудь, прикрывая нагрудный разрез рубахи или платья. Второе — сак лопас, тур лопас (хант.), тур лапс (манс.) — ожерелье, сплетенное из бисера в виде широкой полукруглой полосы, закрывающей верхнюю часть груди (рис. 3, 4). Эти украшения дополняли друг друга и использовались как по отдельности, так и вместе. Можно заметить, что больше снимков с изображением женщин в бисерном ожерелье тур лопас, которое закрывает грудь. Очевидно, фотографии отражают общую тенденцию преобладания бисерного ожерелья. Хотя следует помнить, что традиционно эти два вида шейно-нагрудных украшений использовались вместе и дополняли друг друга, полностью закрывая открытые участки шеи и груди. Кроме того, традиционный костюм дополняли бусами.

Особый интерес представляют фотографии, на которых можно наблюдать сочетание одежды, относящейся к двум хронологическим комплексам (рис. 3, 4). Можно заметить, что набор предметов, составляющий оба костюмных комплекса, примерно одинаков и включает: халат, платье, нагрудное бисерное украшение, вязаные чулки, расшитые бисером чирки и платок/шаль. Основное отличие заключается в декоративной отделке рукавов халата: у халатов рубежа веков они украшены горизонтальными полосками и орнаментами по всей длине, а у халатов ХХ в. — лишь иногда по краям. Обращает на себя внимание длина и оформление манжет рукавов платья. Можно отметить, что у женщины в халате рубежа ХІХ-ХХ вв. манжеты примерно в 1,5 раза длиннее, чем манжеты у платьев ХХ в. Они украшены по всей длине аппликацией и по краям бисером.

В целом наибольшее количество фотографий с изображением среднеобского женского костюма ХХ в. относится к 1950-м гг. — 56 фото (табл. 2). В 1930-1960-е гг. использование этого комплекса достаточно стабильно и держится в пределах 35-50 %, а в 1970-е гг. отмечается резкое уменьшение числа таких снимков (табл. 1, 2). Очевидно, характерным показателем постепенного выхода традиционной одежды из бытового употребления следует считать ее наличие у молодежи: из 109 фото с девушками лишь на 14 (13 %) видим традиционную одежду, представленную предметами среднеобского комплекса ХХ в. (табл. 1). Из них 71 % относится к 1950-м гг., что составляет только 22 % от общего числа снимков с изображением девушек (табл. 1, 2). Пер-

вое место по численности среди женских фото в среднеобском костюме XX в. занимают снимки женщин среднего возраста — около 69 % (табл. 1, 2). В этой возрастной группе к 1970-м гг. наблюдается резкое сокращение числа фото с традиционной одеждой: 1930-е гг. — 67 %, 1940-е — 21 %, 1950-е — 58 %, 1960-е — 55 %, 1970-е — 14 % (табл. 1, 2). Изображения пожилых женщин составляют 33 % от общего числа фото женщин в среднеобском костюме, при этом в своей возрастной группе в целом эти снимки являются преобладающими — 73 %. При более пристальном рассмотрении оказывается, что на снимках 1950-х гг. изображены женщины в полном комплекте традиционной одежды (платье, халат, платок, обувь), а на фото 1970-х гг. видим лишь отдельные предметы из этого комплекта — вязаные чулки, или халат, или меховую обувь и т.д. Таким образом, динамика среднеобского женского костюма в 1930-1970-е гг. свидетельствует, что к 1970-м гг. он выходит из повседневного массового использования.

Итак, представленные в коллекции фотографии показывают, как на протяжении 1930— 1970-х гг. изменялись украшения, состав и функции среднеобского костюмного комплекса. Благодаря им мы смогли увидеть, что трансформация украшений на плечевой одежде происходила по пути усложнения узоров и уменьшения их площади. Одновременно с этим сокращалась длина верхней плечевой одежды (халата) подола и рукавов. Фотографии отражают и динамику использования костюма, которая заключается в постепенном переходе традиционного костюма из категории повседневной одежды в категорию праздничной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бардина Р.К. Обские и нижнесосьвинские манси: Этносоциальная история в конце XVIII — начале XXI века. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009.150 с.

Бардина Р.К. Материалы по этносоциальной истории обских и нижнесосьвинских манси в XX — начале XXI века. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 175 с.

Бардина Р.К. Угорское население Нижнесосьвинского Приобья (XVIII-XXI века). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 291 с.

Богордаева А.А. Традиционный костюм обских угров. Новосибирск: Наука, 2006. 239 с.

Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север: В 3 т. Т. 1: Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. М.: Либерея, 1995. 376 с.

Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. 284 с.

Лукина Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья: Источники по этнографии. Средняя Обь, Вах. Томск: Изд-во ТГУ, 2006. Т. 2. Кн. 2. 256 с.

Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: Семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 261 с.

Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М.: Наука, 2005. 805 с.

Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // СМАЭ. 1953. Вып. XV. С. 123-233.

Соколова З.П. Путешествие в Югру. М.: Мысль, 1982. 173 с.

Соколова З.П. Народы Западной Сибири: Этнографический альбом. М.: Наука, 2007. 342 с.

Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб.: МАЭ РАН, 1994. 284 с.

Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб.: Европейский Дом, 2000. 366 с.

Saar E. Folk Costumes of the Northern Khanty in the Last Quarter of the 20th Century. Tartu: Estonian National Museum, 2008. 267 s.

Тюмень, ИПОС СО РАН [email protected]

**БУ ХМАО — Югры «Этнографический музей под открытым небом “Торум Маа”»

Раг167@ yandex.ru

Basing on analysis of a photo collection from family archives of Ob’ Ugrians, subject to consideration being a transformation process regarding a traditional women’s costume and trends in its use through 1930-1970. It is determined that transformation of the wear followed the course of complicating its ornaments and reducing the area of their location. The trends in using a traditional costume lay in its gradual transition from a category of everyday wear into that of festive one.

Khanty, Mansi, the Middle Ob’ costume complex, traditional wear, traditional ornaments, application work, beadwork, traditional leather footwear, knitted stockings, knitted mittens, ethnographic source, old photo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.