Научная статья на тему 'Шубы из коллекции музея природы и человека П. Русскинские как источник для изучения адаптационных процессов в костюмном комплексе обских угров конца XX - XXI века Гололобов Е. И. Взаимодействие человека и природы на Обь-Иртышском севере в 1920-е гг. (теоретико-методологический аспект)'

Шубы из коллекции музея природы и человека П. Русскинские как источник для изучения адаптационных процессов в костюмном комплексе обских угров конца XX - XXI века Гололобов Е. И. Взаимодействие человека и природы на Обь-Иртышском севере в 1920-е гг. (теоретико-методологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
84
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ОБСКИЕ УГРЫ / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / ВЕРХНЯЯ ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА / САХ / СИСТЕМА ДЕКОРИРОВАНИЯ / ADAPTATION / ADAPTATION PROCESS / OB UGRIANS / TRADITIONAL DRESS / WINTER OVERCOAT / SAKH / DECORATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Неривенько Юлия Леонидовна

Традиционный костюм обских угров, как элемент материальной культуры этноса, способен модифицироваться под влиянием изменяющихся условий среды. Адаптационные процессы влияют на технологические, конструктивные и декоративные аспекты костюмного комплекса этнической группы. Эволюция костюма обских угров прослеживается по музейным коллекциям одежды, в которых представлен широкий ассортимент традиционного костюма обских угров XX-XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fur-coats from the Collection of Museum of Man and Nature in Russkinskiye Village as a Source of Studies of Adaptation Process of Ob Ugrian Dress Complex at the End of 20th - Beg. of 21st Century

The traditional Ob Ugrian dress as an element of ethnic material culture can be modified under the influence of changing environmental conditions. Adaptation processes affect the technology, construction and decoration of an ethnic group`s dress complex. The evolution of Ob Ugrian dress complex can be trace by the museum dress collections representing a wide variety of traditional Ob Ugrian dress of the 20th -21st centuries.

Текст научной работы на тему «Шубы из коллекции музея природы и человека П. Русскинские как источник для изучения адаптационных процессов в костюмном комплексе обских угров конца XX - XXI века Гололобов Е. И. Взаимодействие человека и природы на Обь-Иртышском севере в 1920-е гг. (теоретико-методологический аспект)»

21. Шелегина, О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. ХУИ-ХХ вв.) [Текст]: учеб. пособие / О.Н. Шелегина. - М.: Логос, 2001. - Вып. 1. - 184 с.

22. Шмелева, М.Н. Русская одежда [Текст] / М.Н. Шмелева // Русские. - М., 1999. -С. 316-353.

23. Шмелева, М.Н., Тазихина, Л.В. Украшения русской крестьянской одежды [Текст] // Русские: Историко-этнографический атлас / под ред. В.А. Александрова. - М., 1970. -С. 89-123.

ББК К 63.521(=665.1)-426 УДК 391(571.1) Н 54

Ю.Л. НЕРИВЕНЬКО

Y.L. NERIVENKO

ШУБЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА П. РУССКИНСКИЕ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОСТЮМНОМ КОМПЛЕКСЕ ОБСКИХ УГРОВ КОНЦА XX - НА ЧАЛА XXI ВЕКОВ

FUR-COATS FROM THE COLLECTION OF MUSEUM OF MAN AND NA TURE IN RUSSKINSKIYE VILLAGE AS A SOURCE OF STUDIES OF ADAPTATION PROCESS OF OB UGRIAN DRESS COMPLEX AT THE END OFXX - BEG. XXIst CENTURIES

Традиционный костюм обских угров, как элемент материальной культуры этноса, способен модифицироваться под влиянием изменяющихся условий среды. Адаптационные процессы влияют на технологические, конструктивные и декоративные аспекты костюмного комплекса этнической группы. Эволюция костюма обских угров прослеживается по музейным коллекциям одежды, в которых представлен широкий ассортимент традиционного костюма обских угров XX-XXI веков.

The traditional Ob Ugrian dress as an element of ethnic material culture can be modified under the influence of changing environmental conditions. Adaptation processes affect the technology, construction and decoration of an ethnic group's dress complex. The evolution of Ob Ugrian dress complex can be trace by the museum dress collections representing a wide variety of traditional Ob Ugrian dress of the 20th-21st centuries.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный процесс, обские угры, традиционный костюм, верхняя зимняя одежда, сах, система декорирования.

Key words: adaptation, adaptation process, Ob Ugrians, traditional dress, winter overcoat, sakh, decoration system.

Существенной проблемой социальной адаптации в новых общественных, экономических и социально-политических условиях является утеря со-

циальной группой традиционного культурного слоя [7, с. 6]. Одна из причин данной проблемы - избыточная нагрузка на адаптивный потенциал группы. Приспособление социума к изменившимся условиям окружающей среды есть понятие «адаптации», а ее позитивное следствие - сохранение устойчивого равновесия между социальной системой и ее окружением [8, с. 39].

Как следствие, в формирующемся на основе традиционного социума новом обществе возрастают шансы реализовать свой потенциал, но и одновременно увеличивается риск утерять традиции культуры и творчества. Проявления адаптационного процесса прослеживаются в эволюции видов и форм материальной культуры определенной этнической или социальной группы. Адаптационные изменения внутри этнической общности диктуют смену традиционных форм в культуре этноса, в том числе содержания и технологий декоративно-прикладного искусства.

Последняя треть XX века для коренных народов Севера стала периодом индустриального вмешательства в традиционную культуру и образ жизни этноса. Адаптационные процессы затронули все сферы жизнедеятельности обских угров: экономические отношения и традиционное ведение хозяйства, декоративно-прикладное искусство и культуру в целом. Традиционный костюмный комплекс обских угров, сформировавшийся также в процессе приспособления этнической группы к явлениям среды, эволюционирует на всем протяжении своего развития. Основополагающими факторами процесса формирования костюма обских угров можно считать географические условия и хозяйственные занятия населения [12, с. 214].

Проследить проявления адаптационного процесса в костюме обских угров в период конца XX века - начала XXI веков можно на примере музейных коллекций. На территории ХМАО - Югры накоплен достаточно обширный материал для исследования: коллекции традиционной одежды обских угров хранятся в Музее природы и человека г. Ханты-Мансийска, Центре прикладного творчества и художественных ремесел г. Ханты-Мансийска, Краеведческом музее г. Сургута, Музее природы и человека п. Русскинские, ИКЦ «Старый Сургут» г. Сургута и музеях других городов округа. Этнографами накоплен и хорошо атрибутирован материал костюмного комплекса обских угров разных периодов - от конца XIX века до настоящего времени.1

Многовековой опыт повседневной практической деятельности обских угров выработал такой вид одежды этноса, в котором сочетаются покрой, материалы, характерные для данной местности, приспособленные к данным природно-климатическим условиям, и отражающие специфику быта, традиционного уклада жизни. Конструкция и технология изготовления одежды были продиктованы ее функцией и свойствами материала, что, в свою очередь, было обусловлено средой обитания этноса; декоративная отделка костюма несла на себе ритуальную и информационную функцию. Данные критерии определяют своеобразие и национальный колорит одежды обских угров. Однако под влиянием социально-культурной ситуации традиционный костюм этноса может модифицироваться.

Ряд исследователей считают, что во второй половине XX века влияние современной индустриальной цивилизации заметно сказалось на традиционном костюме обских угров. Исследуя музейные коллекции одежды обских угров из фондов Тобольского государственного историко-архитектурного му-

1 Приносим благодарность Сургутскому краеведческому музею, Музею природы и человека г. Ханты-Мансийска, п. Русскинские за предоставленную возможность исследования музейных фондов этнографии.

зея-заповедника, Музея археологии и этнографии Сибири в г. Томске, Государственного музея природы и человека г. Ханты-Мансийска, этнографическую коллекцию Музея Томского университета Н.Ф. Прыткова, Н.В. Лукина, Е.Г. Федорова, А.А. Богордаева и другие связывают изменения в костюме с природно-хозяйственным фактором [2, с. 10].

Н.В. Лукина пришла к выводу о том, что в процессе синтеза культур в сознании коренных северян в XX веке усиленно внедрялась идея о необходимости стирания различий между традициями и нововведениями [4, с. 5].

А.А. Богордаева отмечает, что новшества в костюмном комплексе обских угров связаны с новыми материалами для изготовления одежды и внедрением современных технологий обработки и декорирования [3, с. 193].

Музейные коллекции современной одежды обских угров, собранные в результате этнографических экспедиций и единичных закупок в период 1990-2006 гг. позволят выделить изменения внутри костюмного комплекса и определить степень трансформации современного костюма этноса по сравнению с костюмом предшествующего периода.

Костюмный комплекс обских угров в музейных коллекциях представлен в достаточно широком ассортименте: верхняя и нижняя плечевая одежда, поясная одежда, зимняя и летняя одежда, обувь и украшения. Количественный состав данных типов и видов одежды представлен в разных объемах, что не всегда позволяет проследить эволюцию некоторых из них. Особый интерес для исследования представляют способы создания и технологии декорирования традиционной одежды обских угров как отражение адаптационных изменений костюма.

Трансформации традиционных форм костюма с точки зрения конструкции, сырья, технологии изготовления и декорирования в разной степени подверглись все виды и формы костюмного комплекса обских угров. Из предметов одежды наиболее объемно в музейных фондах представлена коллекция женских платьев, на основе которой возможно проследить проявления адаптационного процесса [6, с. 572].

В данной статье предпринята попытка проследить механизмы адаптационного процесса на примере верхней женской одежды обских угров - зимнего саха. Исследователи костюма обских угров - Н.Ф. Прыткова, Н.В. Лукина, Е.Г. Федорова, А.М. Сязи, А.А. Богордаева и др., на основе изучения музейных коллекций одежды и полевых материалов рассматривают элементы костюмного комплекса в определенном контексте.

Н.Ф. Прыткова приводила большой фактический материал по верхней одежде и головным уборам обских угров, разрабатывала первую типологию названия элементов костюма [9, с. 84]. Н.В. Лукина особое внимание уделяла вопросам происхождения и развития ткачества и технологий декорирования костюма [4, с. 152]. Е.Г. Федорова концентрировала внимание на традиционной материальной культуре различных групп манси, в том числе на одежде как составляющем элементе мансийской культуры [13, с. 108]. Декоративно-прикладное искусство обских угров, в том числе орнаментирование традиционного костюма - область научных интересов А.М. Сязи [11, с. 6]. Первое фундаментальное исследование традиционного костюма обских угров, затрагивающее все стороны его производства и орнаментирования: систему конструирования, технологию изготовления, используемое сырье как для костюма, так и для декора, принадлежит А.А. Богордаевой [2, с. 6-216]. Автор проводит полную типологию состава костюмного комплекса обских угров, в том числе

с учетом локальных особенностей костюма. На основе исследования А.А. Бо-гордаевой, которое является на данный момент наиболее полным и детальным описанием традиционного костюма обских угров, можно составить классификацию состава его костюмного комплекса (схема 1).

Схема 1. Классификация костюмного комплекса обских угров (по А.А. Богордаевой)

Тем не менее, в вопросе об эволюции костюмного комплекса обских угров фундаментальных исследований в литературе не встречается. Большинством этнографов фиксировался факт наличия того или иного элемента костюмного комплекса, но не рассматривался в эволюционном контексте.

Этнографические описания зимней одежды коренного населения Западной Сибири, несмотря на свою фрагментарность, известны еще в XVIII века. Опубликованная в 1715 г. книга «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого - первое научное описание национальной культуры ханты и первое свидетельство наличия особого этнического костюма [3, с. 10]. В начале XX в. отечественный исследователь традиционной культуры обских угров А.А. Дунин-Горкавич опубликовал труд, посвященный культуре этноса, но детального описания элементов костюмного комплекса в его работе нет [2, с. 35].

Таким образом, в настоящее время накоплен обширный материал: этнографические музейные коллекции и описания костюма в литературе, которые позволяют сопоставить элементы традиционного костюма в его развитии и выделить особенности влияния адаптационного процесса в костюме.

На примере верхней зимней одежды - женского саха - проведем сопоставление материалов из литературных источников и этнографических коллекций, который позволит выявить между ними соответствие и черты традиционности при изготовлении костюма.

По мнению Н.Ф. Прытковой, верхняя плечевая одежда у народов Сибири изначально была единственной и выполнялась из меха животных или рыбьей кожи [9, с. 227]. А.А. Богордаева отмечает, что использование меха пушных зверей в одежде является следствием суровых климатических условий и среды проживания. А также этому способствует традиционный вид хозяйственной деятельности этноса: охота на оленей, белок, лис и других зверей давала обским уграм необходимое в изготовлении одежды сырье [2, с. 14].

Действительно, своеобразие традиционной одежды и женского саха обских угров в частности складывается из ряда факторов, в которых определяющую роль играли природно-климатические условия, географическое положение, религиозно-мифологические представления этноса, тип хозяйственной деятельности и социально-культурные взаимосвязи с другими культурами. Влияние каждого фактора обусловило наличие в нем определенной черты.

Географическое положение

Природно-климатические; условия

Религиозно-мифологические Представления

Тип хозяйственной ма

деятельности мотивы декорирования

^ сырье для изготовления костюма ^сист

система конструирования одежды технология изготовления одежды технология декорирования костюма

сырье для декорирования костю-

мотивы декорирования

Схема 2. Факторы формирования типов одежды

Согласно схеме 2 формирование традиционных видов и форм костюма происходит под влиянием:

- природно-климатических условий и географического положения в качестве ключевых факторов при определении материалов для производства костюма, технологий и способов его изготовления, а также для формирования системы конструирования одежды. Например, для сурового северного климата наиболее целесообразно использовать простые геометрические детали конструкции большого размера, что способствует наложению меньшего количества швов и, следовательно, делает одежду теплее;

- религиозно-мифологические представления диктуют выбор мотива декорирования и архитектонику его расположения в соответствии с функцией одежды. Так, в представлении обских угров, орнамент на костюме несет на

себе защитную функцию [5, с. 47] и поэтому располагается на костюме по линиям срезов, так, чтобы максимально защитить своего владельца: по краю рукавов, нижнего среза одежды, по плечу, горловине и т.д.;

- тип хозяйственной деятельности этноса является определяющим, в первую очередь, для сырья: материалов для изготовления костюма и его украшения, техник и мотивов орнаментирования костюма. В костюмном комплексе обских угров помимо тканей для шитья рубах, халатов, кафтанов и других видов одежды используются рыбья кожа, шкурки птиц и пушных зверей, мех и шкура оленя, ровдуга, т.е. материалы, связанные с таежным охот-ничье-рыболовческим хозяйством.

Таким образом, в результате воздействия данных факторов в костюмном комплексе этнической группы могут наблюдаться эволюционные изменения, которые являются проявлениями адаптационных процессов в меняющейся социальной среде. Например, при изменении типа ведения хозяйства и замены тканей собственного изготовления покупными происходят изменения и внутри самого костюма. Как правило, данные изменения влияют на цветовую гамму костюма, систему его орнаментации и общую композицию костюма. Кроме того, использование нетрадиционного материала в этническом костюме может изменять традиционную систему конструирования и влиять на технологию его производства.

Рассмотрим традиционный вариант верхней зимней одежды - женский сах по литературным источникам.

Сах - это распашная плечевая одежда, выполненная из оленьего меха. Согласно описанию Е.Г. Федоровой, конструировалась она из следующих деталей: спинка, две полочки, две боковые вставки с надрезами для рукавов. Подол и полы надставлялись широкой полоской меха контрастного цвета. Рукава шубы суживались к концам и заканчивались наглухо пришитыми камус-ными рукавицами. Шуба имела небольшой меховой воротник обычно контрастного цвета из меха белки, лисицы и др. Полы соединялись встык, к ним прикреплялось 5-6 пар ровдужных завязок, иногда с пуговицами на концах [13, с. 174].

Традиционно орнаментировалась шуба декором из светлого и темного меха, выполненным в технике меховой мозаики и вшитыми в конструктивные швы полосками цветного сукна [11, с. 8-10]. Ряд исследователей отмечает наличие локальных особенностей в декорировании меховой одежды. В.Н. Чернецов предполагал, что наиболее часто в декоре используются мотивы, связанные с изображением родового тотема [14, с. 148]. Е.Г. Федорова считает, что в украшении шубы было обязательным наличие не столько меховой мозаики, сколько разноцветных суконных полос, имеющих ту же топографию, что и узоры [13, с. 174]. Известно, что сахи, фиксируемые во второй половине XIX века, не имели декора вообще или в качестве декора выступали меховые обшлаги контрастного цвета. В XX веке ряд исследователей отмечают наличие у традиционных меховых сахов сложных узоров, выполненных в технике меховой мозаики [1, с. 79].

Для украшения женских зимних сахов традиционно использовали меховую мозаику (если сах выполнялся мехом наружу) и вышивку бисером (если сах выполнялся из овчины и снаружи был покрыт сукном). В последней половине XX века исследователи отмечают тенденцию ко все большему заполнению изделия узором [5, с. 11].

Проследим традиции изготовления женского саха на примере моделей из коллекции Музея природы и человека п. Русскинские.

Меховые шубы сахи - это традиционный распашной тип одежды обских угров. Меховой сах представлен двумя основными типами, различающимися покроем стана: с боковыми швами и с цельнокроеной спинкой и полочками, т.е. без боковых швов (обертывающего типа) [2, с. 161].

В составе музейной коллекции зимней одежды п. Русскинские - 12 комплектов, состоящих их шуб, меховой обуви и головного убора. Все шубы имеют традиционное конструктивное решение: прямые очертания проймы рукавов, плечевых разрезов для легкости технологической обработки швов. Однако в отличие от характерного для сахов минимального количества швов для эффективного сохранения тепла одежды в исследуемой коллекции данного принципа не придерживаются. Типично для данной коллекции составлять спинку и полочки из нескольких прямоугольников основного меха, между которыми проходят декоративные полосы меховой мозаики. К основному стану шуб пришивается дополнительная надставка в виде широкой полосы из меха контрастного цвета. Шуба имеет чуть зауженные к краю рукава с обшлагами и пришитыми меховыми рукавицами. Отложной воротник выполнен из меха пушных зверей. Полы соединяются встык при помощи завязок. Технологические аспекты изготовления сахов вполне традиционны: швы обрабатываются вручную, внутри шва размещается полоска цветного сукна.

Неизменным остается состав материалов для изготовления меховых сахов. Это олений мех, шкурки птиц и пушных зверей и их части, т.е. сырье, которое в достаточном количестве имеется в охотничье-рыболовческом хозяйстве ханты восточной локальной группы.

Количественный состав меховой женской одежды в музейных фондах значительно меньше, чем количество других видов одежды, например, платьев-рубах. Как отмечает А.М. Сязи, в связи со сменой традиционного типа хозяйствования и дефицитом меха у некоторых локальных групп ханты сведено к минимуму изготовление меховой одежды и обуви [11, с. 99]. В коллекции музея п. Русскинские встречаются шубы, выполненные с применением материала животноводства, например, овчины для изготовления подкладки суконных сахов. Эти данные подтверждают мнение А.А. Богордаевой о распространении использования овчины в изготовлении одежды у некоторых групп обских угров: южных и восточных манси, южных и части восточных ханты [2, с. 131]. Использование покупной меховой одежды стало для обских угров повседневной традицией: ношение овчины и валенок у нижнеобских хантов отмечает А.М. Сязи [11, с. 101].

Декоративное решение мехового саха соответствует наметившейся тенденции к увеличению количества украшений шубы и разнообразию орнаментальных мотивов. Технологические аспекты изготовления орнамента не претерпели заметных изменений в силу устойчивости традиции меховой мозаики и отсутствием других техник, способных ее заменить. Увеличивается и ширина орнаментальных полос: горизонтальные узоры шириной от 5 см. до 8 см., а вертикальные, разграничивающие основные полы и нижнюю надставку, шириной от 12 см. до 18 см. Например, композиция нижней орнаментальной полосы состоит из двух полосок ленточного орнамента разной ширины:

- верхняя узкая полоска - мотив, образуемый на основе уголков;

- нижняя широкая полоска - вариация мотива «березовая ветвь».

Между орнаментальными полосами проходят зигзагообразный декор,

выполненный из разноцветного сукна. Повышенный декоративный характер моделей обусловлен еще и предназначением шуб: белый цвет основного меха традиционно считается одеждой праздничного назначения.

Влияние адаптационных процессов на комплекс верхней зимней одежды можно проследить в схеме 3. С введением в традиционную культуру элементов индустриализации изменениям подвергался традиционный тип ведения хозяйства как для мужского населения, так и для женского. Потребность в чрезмерном утеплении зимней одежды постепенно стала не актуальной, следовательно, элементы конструкции зимней одежды стали сложнее - полы и спинка разделились на составные элементы. Усложнение конструкции саха послужило основой и для изменения технологии его изготовления: соединительные швы стали выполняться из покупных ниток и иногда с применением современной технологии машинной обработки изделия. Более легкий способ изготовления изделия приводит к поиску новых способов декоративного оформления изделия. В случае с меховыми сахами это увеличение размеров орнаментируемой поверхности, что, в свою очередь, требует большего сюжетного разнообразия.

Орнаментальные мотивы стали разнообразнее, типичные декоративные сюжеты усложняются за счет введения дополнительных элементов. Например, традиционные узор меховой мозаики «березовая ветвь» на женском сахе прирастает еще одним элементом - ответвлением основной линии узора. Ширина орнаментальной полосы увеличивается, сам мотив при традиционном прочтении приобретает новое образное решение.

Таким образом, новый мотив интерпретируется как уже известный в культуре, но его художественный образ приобрел новую форму.

Трансформация орнаментальной системы в технике меховой мозаики отмечается во второй половине XX века. А.М. Сязи фиксирует образование в традиционной орнаментике обских угров новых символов и знаков, которые могут вливаться в существующую систему органично или вносить дисгармонию в традиционный образный строй [11, с. 98]. При отсутствии функции но-сибельности (повседневного использования одежды) у традиционной одежды возрастает значение декоративного украшения тех экземпляров меховой одежды, которые изготавливаются либо для продажи, либо для использования в качестве праздничной одежды.

Несмотря на ограниченность количественного состава меховых сахов, анализ декоративной системы коллекции музея п. Русскинские подтверждает гипотезу о внедрении инноваций в технологические традиции, которые выражаются в:

- изменениях топографии расположения орнамента на меховой одежде;

- увеличении поля декорируемой поверхности;

- трансформации традиционного орнаментального мотива.

Изменение традиционного типа ведения хозяйства

Усложнение конструкции изделия

Усложнение технологии изготовления изделия

Увеличение поля орнаментирования изделия

Усложнение мотивов декорирования

Схема 3. Проявления адаптации в верхней зимней одеждев последней трети XX века Таким образом, очевидно, что в последней трети XX века произошли заметные изменения в конструкции и декоре меховой одежды обских угров, которые вызваны адаптивными процессами в социально-культурной и экономической жизни этнической группы. Стремление сохранить национальную самобытность одежды приводит к трансформации технологической традиции изготовления костюма, усложнению ее форм и внедрению новых элементов.

Литература

1. Аксянова, Г.А. Сынские ханты [Текст] / Г.А. Аксянова, А.В. Буало, Е.В. Перевалов, Э. Рутткаи - Миклиан, З.П. Соколова, Г.Е. Солдатова, Н.В. Федорова и др. - Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2005. - 352 с.

2. Богордаева, А.А. Традиционный костюм обских угров [Текст] / А.А. Богордаева. -Новосибирск: Наука - 2006. - 239 с.

3. Лапина, М.А. Этика и этикет хантов [Текст] / М.А. Лапина. - Томск - Екатеринбург: ООО «Баско», 2008. - 120 с.

4. Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа) [Текст] / Н.В. Лукина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985. - 116 с.

5. Молданова, Т.А. Орнамент народов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис [Текст] / Т.А. Молданова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 261 с.

6. Неривенько, Ю.Л. К вопросу о декорировании традиционного костюма обских угров последней трети XX века [Текст] / Ю.Л. Неривенько // Мультикультурная современность: Урал - Россия - Мир. - Екатеринбург, 2009. - С. 572-575.

7. Корель, Л.В. Социология адаптаций на исходе XX века: необходимость и трудности институционализации. [Текст] / Л.В. Корель. - Новосибирск. Изд-во СО РАН, 1995. -63 с.

8. Корель, Л.В. Социология адаптаций: этюды апологий [Текст] / Л.В. Корель. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. - 155 с.

9. Прыткова, Н.Ф. Одежда хантов [Текст] / Н.Ф. Прыткова. - СМАЭ, 1953. - С. 123-233.

10. Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья [Текст] / А.М. Сязи. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 248 с.

11. Сязи, А.М. Современные изменения в культуре хантов Нижнего Приобья [Текст] / А.М. Сязи // Языки и культура народов ханты и манси. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - С. 97-108.

12. Федорова, Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси [Текст] / Е.Г. Федорова. - СПб., 2000 - 370 с.

13. Федорова, Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси [Текст] / Е.Г. Федорова. - СПб.: МАЭ РАН, 1994. - 288 с.

14. Чернецов, В.Н. Орнамент ленточного типа у обских угров [Текст] / В.Н. Чернецов // СЭ. - 1948. - № 1 - С. 170-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.