Научная статья на тему 'МАТ- НЕ НАШ ФОРМАТ'

МАТ- НЕ НАШ ФОРМАТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКВЕРНОСЛОВИЕ / БРАНОЕ СЛОВО / НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА / FOUL LANGUAGE / SWORN WORD / PROFANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крыжановский Ю.С., Горностаева Е.Л.

Статья посвящена проблеме употребления в речи нецензурных слов, ругательств у детей. Рассматриваются причины употребления их детьми, алгоритм действий, с целью разрешения данной проблемы, обучение детей методам избавления от негативных эмоций допустимыми способами, ссылка на законодательство РФ по отношению к правонарушителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAT- NOT OUR FORMAT

The article is devoted to the problem of using obscene words in speech, curses in children. The reasons for their use by children, the algorithm of actions to solve this problem, teaching children how to get rid of negative emotions in acceptable ways, a reference to the legislation of the Russian Federation in relation to offenders are considered.

Текст научной работы на тему «МАТ- НЕ НАШ ФОРМАТ»

УДК 37.018.262

Крыжановский Ю.С. социальный педагог Горностаева Е.Л. социальный педагог МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Россия, г. Белгород

МАТ- НЕ НАШ ФОРМАТ

Аннотация: статья посвящена проблеме употребления в речи нецензурных слов, ругательств у детей.

Рассматриваются причины употребления их детьми, алгоритм действий, с целью разрешения данной проблемы, обучение детей методам избавления от негативных эмоций допустимыми способами, ссылка на законодательство РФ по отношению к правонарушителям.

Ключевые слова: сквернословие, браное слово, ненормативная лексика.

Kryzhanovsky Yu.S. social educator MBOU "Gymnasium number 22" Belgorod Gornostaeva E.L. social educator MBOU "Gymnasium number 22" Belgorod MAT- NOT OUR FORMAT

Annotation: the article is devoted to the problem of using obscene words in speech, curses in children.

The reasons for their use by children, the algorithm of actions to solve this problem, teaching children how to get rid of negative emotions in acceptable ways, a reference to the legislation of the Russian Federation in relation to offenders are considered.

Keywords: foul language, sworn word, profanity

По данным различных социологических опросов в России нецензурно выражается 70% населения, при этом, подавляющее большинство россиян, негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях, в программах и материалах, рассчитанных на массового зрителя. Учитывая это психологии, педагоги должны быть готовы обсуждать тему нецензурных выражений в школе. Мат сложно запретить т.к. сегодня с этим явлением ребёнок может столкнуться в разных областях жизни. Задача педагогов и родителей научить правильному отношению к сквернословию.

Для маленького ребёнка это еще одно слово, которое ничем не отличается от других. Родительский гнев данную проблему не разрешит, а только усугубит ее. В сознании ребенка такое слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Ситуация неприятная и нельзя оставлять ее без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно отрицательной, но

не бурной. Необходимо ясно дать понять ребенку, то, что вы услышали вам не приятно. 62

Если маленький ребенок употребил бранные слова при посторонних, кратко извинитесь за него и смените тему разговора; постарайтесь, чтобы этот инцидент не перешел в шумное разбирательство с участием других взрослых.

По мере взросления проблема приобретает все более серьезный характер. Нецензурная брань приобретает роль символа зрелости и независимости. Школьники быстро усваивают: если мат - лексика старших, запретная для него, то употребляя его можно приобщиться к взрослому миру. Срабатывает механизм, который аналогичен тому, который порождает подростковое курение.

В качестве конкретных советов можно предложить следующий алгоритм действий.

Проводя беседу о нецензурных словах и их вреде, необходимо спросить у ребёнка, что означают те бранные слова, которые он употребляет, пусть объяснит их значение (может быть, он даже не понимает, что говорит).

Обязательно необходимо выяснить, когда он пользуется ненормативной лексикой: только в тех случаях, когда он рассерженный или обиженный, или в кругу его товарищей сквернословие используют в ходе повседневного общения.

Далее необходимо поговорить с ребёнком о нецензурных словах: из -за чего они возникают, какая бывает брань (обычная ругань и сквернословие), когда необходимо сдерживать себя, а когда можно побраниться (без сквернословия), то есть спокойно и в доступной для ребёнка форме побеседовать с ним об этом.

Нужно рассказать ребёнку, что, ругаясь, он оскорбляет и унижает не только адресата своих высказываний, но и себя, и свою семью, так как он наносит удар и по репутации своих родителей.

С ребёнком вместе можно определить слова, жесты, выражения, считающиеся в русском языке оскорбительными и почему. Итак, подобные разъяснения ребёнку помогут и прекратят его неосмысленное, подражательное сквернословие. 63

А что делать, если ребёнок вам признался, что осознанно использует нецензурные слова, но только в тех случаях, когда сердится или выясняет с кем-то из сверстников отношения?

На самом деле, сквернословием часто выражают отрицательные эмоции. Большое количество родителей и педагогов знают, что все эмоции детей, особенно - подростков, важны и нужны: испытывать и проявлять гнев, обиду, страх и т.д. - это нормально. Задача родителя в этом случае - научить ребёнка проявлять отрицательные эмоции без грубых слов и решать

62 Куртышева М. «Как сохранить здоровье детей» - М.: Просвещение, 2005.

63 Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1

межличностные конфликты со сверстниками, не оскорбляя друг друга.

Когда ребёнка переполняют отрицательные эмоции, помогите ему выяснить, какие эмоции он чувствует - злость, обида, печаль, гнев и т.д. Если ребёнок распознал и произнес данные чувства, то тогда он сможет управлять своим поведением. Данный прием используют психологи, чтобы уменьшить негативные эмоции. Очень хорошо снимают напряжение разрушительные действия, которые направлены вовне. К примеру, посоветуйте ему ударить «грушу», которую специально приобрели для этих целей, порвать или сломать что-нибудь такое, что в семье давно уже собирались выбросить. 64

В беседах с учениками средней и старшей школы можно обсудить, что брань бывает аффективная (когда человек роняет на ногу кирпич) и паразитическая (для связи слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты, (это самое, короче, ну, вообще и т.п.) - это неосознанное желание восполнить бедность словарного запаса. Таким образом, нецензурно выражаясь, человек указывает на собственную необразованность и низкий уровень интеллекта.

Педагог в беседе так же может указать, как борется с матом закон.

КоАП РФ Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Научите ребёнка высказывать какие-то замещающие слова или фразы, которые уничижают своим юмором (ничто так эффективно не снимает гнев и напряжение, как юмор).

Итак, если ребенок «выражается». Что делать?

- Пресекать недопустимое - а именно непосредственно МАТЫ. Простейший метод: пишем своей рукой то, что ребенок озвучил - и сажаем его на письменный поиск 30 синонимов.

Проверяем, обсуждаем, ребенок делает выводы.

- Научиться слушать ребенка сквозь эту вербальную завесь, улавливать суть и при необходимости - помогать ребенку справляться с проблемой, которая действительно может быть для него эмоционально невыносима;

- Проговаривать эмоции ребенка: "Я вижу, что ты очень расстроен и сердит", что может скорректировать поведение ребенка сиюминутно. Ведь тут, важно не то, как он говорит, а то, как Вы умеете его слушать.

Поверьте, ребенок еще научиться следить за своей речью. А сейчас он всего лишь подросток, эмоции которого преобладают.

Не исключено, что шокирующая вас грубость - это реакция на

64 Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» - М.: Дрофа-Плюс, 2006. — 224 с. — (Психология для всех и для каждого).

определенную ситуацию.

Это может быть неудовлетворенность отношениями с кем -то из взрослых в семье или с братьями-сестрами. Тогда ругань - это средство привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. Конечно, в таком случае нужно, прежде всего, попытаться нормализовать эти отношения.

Кроме того, знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим и т.д.

Обычно грубая брань - это не единственная проблема отношений подростка с родителями. Если не потеряно взаимное доверие, понимание, если взрослые признают новый статус своего ребенка, такие способы самоутверждения ему попросту не нужны. Понятно, что мы не в силах изолировать своего ребенка от окружающей среды, где мат звучит с телеэкрана в речах политиков и одобряется известными филологами и другими знатоками. Иммунитет к сквернословию прививается в семье.

- Постарайтесь, чтобы ребенок не мог слышать подобные слова в семье. Взрослый может выругаться от неожиданности или в сердцах - например, ударившись об угол стола или увидев, как мяч влетел в ворота любимой футбольной команды. А сын или дочь были в этот момент рядом!

- Нужно решить для себя: если нельзя ругаться грязными словами, запрет должен распространяться на всех членов семьи. Не забывайте: глядя на отца, деда или старшего брата, мальчик усваивает мужские стереотипы поведения.

- Самая мощная прививка от сквернословия - общая культура речи в семье. Уважаешь себя и собеседника, владеешь родным языком - нет нужды "украшать" свою речь похабными словечками. Или вставлять их, когда двух слов не можешь связать.

Использованные источники:

1. Kurtysheva M. "How to preserve the health of children" - Moscow: Enlightenment, 2005.

2. Garyaev P.P. Gene as a spiritual entity // Spiritual and moral education. 2001. №1

3. Stepanov S.S. "The Big World of Small Children: We and Our Children: The Grammar of Relationships" - Moscow: Drofa-Plus, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.