детей в работу
Полученные в исследовании данные, указывают на возможность развития у дошкольников чутья к образности речи, осознанного употребления в высказываниях различных изобразительно-выразительных средств языка.
Список использованной литературы:
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [ТЕКСТ]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 560 С.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста [ТЕКСТ]/ М.М. Алексеева., О.С. Ушакова - М, 2003. - с.27-43.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей[ТЕКСТ]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/А.М. Бородич.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1985.- 255С.
© Насырова Л.А., 2019
УДК 808.5
Т.А. Соболева
учитель русского языка и литературы г. Анжеро- Судженск, РФ
КУЛЬТУРА РЕЧИ ИЛИ ПОЧЕМУ ДЕТИ РУГАЮТСЯ МАТОМ
Аннотация
Тема статьи актуальна в нашем веке. Вопрос о формировании у детей ценностного отношения к родному языку, воспитание культуры речи и поведения, в целом является не только актуальным, но одним из самых важных для подрастающего поколения. Одной из примет, постигшей нас духовной культурной катастрофы, стало сквернословие.
Ключевые слова:
сквернословие, хамство, ругаются дети, причины, борьба с нецензурной бранью.
Нецензурная брань стала обычным явлением в нашей повседневной жизни. Как будто большая часть населения забыла обыкновенную человеческую речь.
Согласно данным открытой статистики, ненормативную лексику в своей речи используют более 80% населения страны. То есть, матерятся, независимо от социального статуса-от рабочего до Президента, матерятся везде: на улице, во время работы на производстве, в учреждениях, на рынке, в местах отдыха, у себя дома, в присутствии всех возрастных категорий людей; матерятся по любому поводу- от радости до горя, матерятся просто так, без повода, маты вставляют в речь для связки слов (мы матом не ругаемся, а на нём разговариваем). Матерятся, не обращая внимания на чувства и мнение окружающих. Мат идёт часто рука об руку с хамством, унижением чужого достоинства, агрессией. Мат-заразная болезнь и болеет вся страна! Ругаются женщины, мужчины, молодёжь, подростки и, что страшно-дети!
Многие считают, что мат в России давно стал частью культуры. Но все мы прекрасно понимаем, что любые нецензурные выражения звучат неприятно и грубо, особенно если исходят от подростков и детей.
Почему же дети ругаются матом? Ответ очень простой- они подражают нам- взрослым.
Детское злословие -проблема многих родителей. Ведь сегодня у ребёнка есть немало источников, откуда он может черпать такую «премудрость». Интернет, телевиденье- это норма жизни. Пару часов у
экрана телевизора или общения в интернете, и вы обязательно услышите те слова, которым не хотели бы научить ребёнка.
Конечно, есть родители, которые вовсе не придерживаются правила: никогда не выражаться нецензурно при ребёнке, всегда разговаривать красиво, вежливо. И слова, сорвавшиеся в сердцах, слова-привычки часто становятся и детскими привычками. Но стоит отметить, что даже если в семье следят за культурой речи, то это не значит, что ребёнок из этой семьи никогда не произнесёт ни одного матерного слова.
ТВ, реклама, прохожие на улице и пассажиры в транспорте, соседский мальчишка или нетрезвый дядька, который встретился в подъезде-это не все источники тех плохих слов, которые попадают в лексикон наших детей.
Нельзя не отметить низкий уровень языковой культуры общества. Отсутствие языковой цензуры облегчило проникновение нецензурной лексики в СМИ. Произошла замена понятия «свобода слова» («говори, что хочешь») на «свобода речи» («говори, как хочешь»).
Чрезмерное увлечение детей и подростков компьютерными играми и недостаточное чтение художественной литературы, приводит детей к формированию у них ограниченного словарного запаса. Поэтому чаще всего свой словарный запас ребята пополняют матерными словами.
Решая эту проблему, почему дети ругаются матом, нужно исходить из того, в каком возрасте это произошло. Дети трёх-пяти лет не понимают, что злословие-это плохо. Они просто подражают взрослым, среди которых есть такие «умники», которые учат маленьких детей произносить матерные слова ради смеха.
Для детей пяти-семи лет произнесение ругательств- бунт против сложившегося положения, против того как нужно говорить и вести себя. В этом возрасте дети осознанно, по собственному желанию употреблять мат.
Где можно и где нельзя ругаться матом понимают ребята с восьми и до двенадцати лет. В среде сверстников именно мат может служить способом самоутверждения и стремления к взрослости. В некотором смысле мат позволяет детям познавать мир, так как помогает в упрощённом виде обсуждать запретные темы, связанные с половой системой человека и функциями воспроизведения потомства.
Ребята двенадцати -четырнадцати лет используют крепкие слова в ситуации, когда человек испытывает сильные эмоции. В этом возрасте просыпается половое влечение, подростки проявляют интерес к лицам противоположного пола, но стесняются нежных чувств. Для выражения обуревающих их эмоций, они используют матерные слова и выражения, чтобы скрыть свою уязвимость. Также в этом возрасте многие хотят быть частью какой-либо компании, хотят, чтобы все идентифицировали их принадлежность к ней. Для этого они и используют сленг. В переходном возрасте велико стремление доказать свою независимость, вести себя так, как хочется, пренебрегать мнением общественности, запретами взрослых.
И ещё одна немаловажная причина злословия-желание выглядеть старше и стать взрослым как можно скорее. Нецензурные выражения, их использование к месту и не к месту являются для ребёнка символом того, что он поступает как взрослый, а значит, считает он, все окружающие тоже будут считать его взрослым и самостоятельным человеком.
Стоит ли бороться с матом? Любая борьба заканчивается кровопролитием, поэтому от борьбы с матом нужно отказаться. Употребление его в речи ребёнка-это проблема, и её надо решать, а не бороться. Битьё и грубая ругань за то, что ребёнок сквернословит, ни к чему не приведут. Есть простые приёмы, которые препятствуют употреблению детей матерных выражений:
- Возьмите за правило не материться в присутствии ребёнка.
- Если ребёнок позволил себе мат при других, сдержите эмоции, позже объясните, что это выглядело очень глупо и огорчило и вас, и гостей.
- Если мат «пришёл» в речь от ровесников, постарайтесь не критиковать их-вы вызовите отрицательную реакцию.
- Методично и спокойно при удобном случае упоминайте, насколько нелепо и не «круто» выглядят
люди, которые сквернословят.
- Любите своих детей, уделяйте им больше времени, отвлекайте ребёнка спортом и творчеством, подавайте позитивный и интересный ему пример.
Единственный способ красиво говорить- это иметь хороший запас слов. Говорите с ребёнком, учите прекрасному. Читайте сначала вместе с ним красивые сказки, а потом покупайте для него хорошие книги, увлекайте его художественными произведениями. Контролируйте по возможности то, что смотрят ваши дети. А главное, не забывайте, что родители -главные учителя своих детей, поэтому следите за своей речью, не материтесь даже тогда, когда ребёнка рядом нет.
Список использованной литературы:
1. Возрастная психология: учебник/Л.Ф. Обухова. - Москва.: Издательство Юрайт; МГППУ,2011. - 460с.-Серия: Основы наук.
2. Сухотерин В.Г., Удачина Н.А. К воспитанию культуры речи: о сквернословии. М.: Наука, 2003.
© Соболева Т. А., 2019