Научная статья на тему 'Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. Ненормативная лексика - все аргументы против'

Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. Ненормативная лексика - все аргументы против Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3185
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / ВЛАДЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ / НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА / ЛЕКСИЧЕСКИЙ МУСОР / СИЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сорокина Любовь Петровна

В статье рассматриваются актуальные проблемы защиты русского языка, которые весьма злободневны в наше время. Речь идет о ненормативной лексике, нецензурной брани. О необходимости возвращения к истинным культурным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. Ненормативная лексика - все аргументы против»

Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. Ненормативная лексика - все аргументы против Сорокина Л. П.

Сорокина Любовь Петровна / Sorokina Lyubov Petrovna - старший преподаватель, кафедра русского языка как иностранного, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы защиты русского языка, которые весьма злободневны в наше время. Речь идет о ненормативной лексике, нецензурной брани. О необходимости возвращения к истинным культурным ценностям.

Ключевые слова: русский язык и культура речи, владение культурой речи, ненормативная лексика, лексический мусор, сила человеческого слова.

Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» рассматривается как одно из ведущих направлений работы кафедры РКИ в строительном университете. Занятия в аудиторное время проводятся в форме лекций, лекций-бесед. Большая часть времени отводится практической работе. Во внеурочное время учащиеся готовятся самостоятельно. Дисциплина «Русский язык и культура речи» является необходимым компонентом подготовки дипломированного специалиста. От выпускника вуза требуется не только высокая профессиональная грамотность, но и достаточный уровень владения культурой речи. Нельзя не отметить, что все преподаватели нашей кафедры являются приверженцами чистоты и правильности русской речи, как на профессиональном, так и на бытовом уровнях.

Тема защиты русского языка весьма злободневна в наше время. Она актуальна и на занятиях по культуре речи.

Современный русский язык - это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Язык живет во времени, и это время отражается в нем. Меняются нравы и образ жизни людей, и в связи с этим, появляются новые слова [2, с. 7]. К сожалению, не все слова украшают и обогащают русский язык. Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Его судьба - тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника. Очевидно, что язык изменяется прямо на глазах нашего поколения. Сейчас наш язык претерпевает большие изменения и, к сожалению, не в лучшую сторону [3, с. 3]. В сегодняшней речи современного человека мелькают разнообразные словечки: молодежный сленг, жаргонизмы и, что всего обиднее, матерные слова. Тяжелое, грязное слово можно услышать везде: в транспорте, в общественных местах, на детских площадках. Матерятся школьники, студенты... [1, с. 182].

Следует отметить, что матерное слово отвоевывает себе все новые территории, на которые еще совсем недавно вход ему был закрыт. Бороться с этим очень трудно. Матерные слова стали сегодня почти нормой в языке народа. Сквернословие употребляется даже в семьях и не только в общении между взрослыми, но, подчас, и в разговоре родителей с детьми. Гнилые слова стали частью обыденной речи.

Особенно страшно, когда дети воспитываются в матерщинной среде, когда сами родители закладывают в их души нравственную грязь. Характер и мировоззрение человека формируется в детские и школьные годы. Если весь этот период своей жизни человек формируется под влиянием грязных слов, он может вырасти ущербным, с гнилью в душе и характере. В этот период жизни закладываются важнейшие функции организма. Может быть, здесь кроются проблемы нездоровья молодых людей нашего времени. Когда человек говорит скверные, матерные слова, он не только оскверняет себя, но и льет грязь в уши окружающих. Привычка к

сквернословию формирует нравственный облик человека, является признаком его нравственного разложения.

В словаре В. Даля сказано: «Скверна - это мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление...».

Так тяжело жить в словесной грязи. Оскорбляет, больно ранит душу каждое грубое, каждое непотребное слово.

Человек - существо словесное. Неудивительно, что объем лексики у Пушкина составляет 313 тысяч слов, а у Лермонтова 326 тысяч слов. Не налицо ли стремительная лексическая (а значит - интеллектуальная!) деградация общества в сторону печально знаменитой героини Ильфа и Петрова Эллочки Людоедки. Ее лексикон существенно уступал языку дикого племени [1, с. 61].

Корни мата - древние. Матерный язык есть наследие языческих времен. Слова, которые сейчас сохранились под названием «матерщина», использовались в обрядах и ритуалах как магические заклинания.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том насколько гнусно сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления наказывали их розгами. В Запорожской Сечи употребление брани было запрещено под угрозой наказания плетью у позорного столба.

Русская поговорка гласит, что от гнилого сердца и слова гнилые. Социологи отмечают, что всплеск неудержимого распространения мата происходит в особые, трагические периоды истории. Революция 1917 года изменила качественный состав российского общества. Чтобы захватить власть, нужно было показать массам свое «недворянское происхождение» и заговорить с бунтовщиками на привычном для них языке. Кто матерится - тот «свой».

Сила народа выражается и через культуру, главным орудием которой является народный язык. И от этого языка отказываются матерщинники, вместо данного богатства употребляя жалкий набор гнусных слов. Сегодня продаются даже словари матерной ругани. Надо знать, что сила человеческого слова огромна. Слово оставляет глубокий след, оно действует на наши сердца.

Лексический мусор: как бы, конкретно, в натуре, типа того, короче - вошли в нашу речь, вытеснили нормальные русские слова. Пресловутый «блин», не сходящий с уст людей, есть все та же слегка переиначенная брань [1, с. 57].

Культура речи требует категорического избегания мата. Как ответить на угрозы родному языку? Думается, что только чистотой своего великого русского языка. Настало для всех нас время - решительно отказаться от употребления в своей речи сквернословия и беречь великий дар - прекрасный русский язык.

Общество и власть должны отбросить чисто коммерческий подход к культуре, пропагандировать высшие ценности. Иначе нас ждет невежество, культурное обнищание. Наша культура не сможет рожать не только гениев, но и талантливых, нравственных людей.

Очень хочется верить, что русский литературный язык не умрет в результате разрушения его стилистической системы и смысловой структуры вульгаризмами, жаргонизмами, сквернословием.

Многие люди осознают, насколько опасна эта угроза родному языку, может быть, она остановит нас всех, заставит задуматься. Словом мы просвещаем и просвещаемы. Слово должно нести добро!!!

Литература

1. Ирзабеков В. Д. Тайна русского слова. М.: Даниловский благовестник, 2007. 196 с.

2. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи. М.: Высшая школа, 2009. 488 с.

3. Введенская Л. А. и др. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. 544 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М. Русский язык, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.