Научная статья на тему 'Противодействие учителя-логопеда использованию ненормативной лексики в школе'

Противодействие учителя-логопеда использованию ненормативной лексики в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
330
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие учителя-логопеда использованию ненормативной лексики в школе»

та с задержкой речевого развития. У них наблюдаются нарушения в развитии моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной моторики), высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления), речи (понимание речи, фонематический слух и слуховое внимание, активная речь).

Следовательно, необходимо на этапе формирующего эксперимента разработать и апробировать систему дифференцированной коррекционно-развивающей работы по преодолению ЗРР у детей по следующим основным направлениям:

• развитие моторной сферы (общая, мелкая и артикуляционная);

• развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память и мышление);

• развитие речи (понимание речи, фонематический слух и слуховое внимание, активная речь).

Таким образом, в результате констатирующего эксперимента выявлены группы со средним и низким уровнем речевого развития, несоответствующим возрастной норме. У детей была квалифицирована задержка речевого развития. Полученные результаты являются основой для дальнейшего планирования направлений и содержания коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2012.

3. Гирилюк Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста / Т.Н. Гирилюк. - Пермь: ПГПУ, 2009.

4. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко. - М.: МЕД пресс-информ, 2013.

5. Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей: [Электронный документ] // Альманах ИКП РАО - 2000. - № 2. (www.ise.iip.net).

И. И. Шрамко

Противодействие учителя-логопеда использованию ненормативной лексики в школе

Мат - это бессильный крик несостоявшейся души.

Л. Сухоруков.

В русском языке есть слова, которых необходимо стыдиться. Это бранные слова, нецензурная лексика или, проще говоря, мат. О мате говорят и пишут очень много. Русский мат - предмет лингвистических исследований, общественных и бытовых споров.

309

Жаргон, или матерное арго, давно и прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном субстрате. Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых общались кочевые племена Евразии. Особенности исторического развития России - набеги кочевых племен, татаромонгольское иго, царские ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем - вот та почва, на которой произрастал мат. Видимо, потому силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.

По данным различных социологических опросов в России нецензурно выражается 70 % населения, при этом, подавляющее большинство россиян, негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию. Учитывая эту «особенность национального колорита» российской психологии, педагоги должны быть готовы обсуждать тему нецензурной брани в школе. Мат сложно запретить, так как сегодня с этим явлением ребёнок может столкнуться в разных областях жизни. Задача педагогов и родителей научить правильному отношению к сквернословию.

Когда ребенок произносит бранное слово впервые, оно, как это ни странно, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно слово, которое ничем не отличается от других. Родительский гнев данную проблему не разрешит, а только усугубит ее. В сознании ребенка такое слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Ситуация неприятная и нельзя оставлять ее без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно отрицательной, но не бурной. Необходимо ясно дать понять ребенку, что то, что вы услышали вам не приятно [1].

По мере взросления проблема приобретает все более серьезный характер. Бранная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Школьники быстро усваивают: если мат - лексика старших, запретная для него, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, если нарушить табу. Тем более, что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, который аналогичен тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.

Конечно, дети, посещающие логопедические занятия в общеобразовательной школе, часто имеют заниженную самооценку, хотят казаться более уверенными и авторитетными, чем это есть на самом деле. Поэтому среди детей, занимающихся у логопеда много таких, которые знакомы с бранной лексикой и используют её. Задачами же учителя-логопеда, помимо коррекции речи, являются способствование школьной адаптации учеников, повышение речевой культуры учащихся и их родителей. И бранные слова в школе часто

310

становятся темой родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями.

В качестве конкретных советов можно предложить родителям следующий алгоритм действий.

Проводя беседу о нецензурных словах и их вреде, необходимо спросить у ребёнка, что означают те бранные слова, которые он употребляет, пусть объяснит их значение (может быть, он даже не понимает, что говорит).

Обязательно необходимо выяснить, когда он пользуется ненормативной лексикой: только в тех случаях, когда он рассерженный или обиженный, или в кругу его товарищей сквернословие используют в ходе повседневного общения.

Дальше необходимо поговорить с ребёнком о нецензурных словах: из-за чего они возникают, какая бывает брань (обычная ругань и сквернословие), когда необходимо сдерживать себя, а когда можно побраниться (без сквернословия), то есть спокойно и в доступной для ребёнка форме побеседовать с ним об этом.

Нужно рассказать ребёнку, что, ругаясь, он оскорбляет и унижает не только адресата своих высказываний, но и себя, и свою семью, так как он наносит удар и по репутации своих родителей.

С ребёнком вместе можно определить слова, жесты, выражения, считающиеся в русском языке оскорбительными, и объяснить, почему. Родители могут купить словарь ненормативной лексики для того, чтобы выработать понимание у ребёнка значения произносимых им слов.

Итак, подобные разъяснения ребёнку помогут и прекратят его неосмысленное, подражательное сквернословие [2].

А что делать, если ребёнок вам признался, что осознанно использует нецензурные слова, но только в тех случаях, когда сердится или выясняет с кем-то из сверстников отношения?

На самом деле, сквернословием часто выражают отрицательные эмоции. Большое количество родителей и педагогов знают, что все эмоции детей, особенно, подростков, важны и нужны: испытывать и проявлять гнев, обиду, страх и т. д. - это нормально. Задача родителя в этом случае - научить ребёнка проявлять отрицательные эмоции без грубых слов и решать межличностные конфликты со сверстниками, не оскорбляя друг друга.

Когда ребёнка переполняют отрицательные эмоции, педагог может помочь ему выяснить, какие эмоции он чувствует - злость, обиду, печаль, гнев и т. д. Если ребёнок распознал и произнес данные чувства, то тогда он сможет управлять своим поведением. Данный прием используют психологи, чтобы уменьшить негативные эмоции. Очень хорошо снимают напряжение разрушительные действия, которые направлены вовне. К примеру, посоветуйте ему уда-

311

рить диванную подушку (или «грушу», которую специально приобрели для этих целей), порвать или сломать что-нибудь такое, что в семье давно уже собирались выбросить [3].

В беседах с учениками средней и старшей школы можно обсудить, что брань бывает аффективная (когда человек роняет на ногу кирпич) и паразитическая (для связи слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты, (это самое, короче, ну, вообще, блин и т.п.) - это неосознанное желание восполнить бедность словарного запаса. В чем загадка «прилипчивости» этих слов? Все дело в том, что это довольно емкий (хотя и ограниченный), по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: два-три слова - и всем все ясно.

Таким образом, педагог должен обратить внимание детей на то, что нецензурно выражаясь, человек указывает на собственную необразованность и низкий уровень интеллекта.

Педагог в беседе так же может указать, как борется с матом закон. Статья 130 «Оскорбление» УК РФ гласит: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда...». Адресная нецензурная брань, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, влечет наказание в виде штрафа до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет.

Научите ребёнка высказывать какие-то замещающие слова или фразы, которые уничижают своим юмором (ничто так эффективно не снимает гнев и напряжение, как юмор). К примеру, для ребят постарше - в стиле поэта В. Вишневского: «Я б Вас послал, но вижу -Вы уже оттуда», «Сказал бы Вам ..., но очень жалко бисер» и т. п.

В порядке креативного эксперимента некоторым наиболее отъявленным матершинникам можно дать творческие задания разного рода. Например, сочинение-миниатюру на тему: «Что было бы, если бы все вокруг разговаривали только матом?» или ««Хочу ли я, чтоб мои будущие дети общались со мной, используя мат?»

Список литературы

1. Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. - 2001. - № 1.

2. Куртышева М.А. Как сохранить здоровье детей. - М.: Просвещение, 2005. - 320 с.

3. Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений. - М.: Дрофа-Плюс, 2006. - 224 с.

312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.