Научная статья на тему 'Cоциально-психологические особенности употребления ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей'

Cоциально-психологические особенности употребления ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1109
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панова Наталья Юрьевна

Целью статьи является изучение причин и выявление социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей. Прежде всего, автор отмечает, что семья является основным агентом социализации, и есть необходимость остановиться на ее значении в жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cоциально-психологические особенности употребления ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей»

титься от них, поэтому изучение защитных механизмов личности, а также компенсаторных возможностей имеет очень важное значение. Кроме того, существуют образования, которые можно назвать «генерализированными психологическими дефектами», т.е. дефектами, влияющими не на какой-то один симптомокомплекс, а на личность в целом. Наряду с ситуативными мотивами, они чаще всего и становятся «пусковыми» психологическими механизмами дезадаптации, о чем шла речь выше. Их отличие от ситуативных мотивов в том, что они, как правило, откладывают свой «отпечаток» на все поведение ребенка. Такие «пусковые» механизмы порождают целые комплексы отрицательных характерологических изменений. Например, аффект неадекватности может привести к зазнайству, лицемерию, презрению к людям и т.д., если это связано с завышенной самооценкой; к неуверенности, робости, депрессии, если самооценка заниженная. Сразу же заметим, что мы не смогли соотнести эти «пусковые» психологические механизмы с конкретными фактами нарушения поведения, взаимоотношений или деятельности, так как они весьма многозначны.

Тот же пропуск уроков может быть вызван практически любым из перечисленных «пусковых» психологических механизмов. То же самое можно сказать о конфликтах с окружающими, грубости, отказе подчиняться и т.д. Еще большая многозначность проявляется у дезадаптации социальной.

Такие факты поведения, как нежелание приходить в школу и общаться с товарищами, алкоголизм и наркомания, побеги из дома и т.д. может быть вызвано таким «букетом» психологических «пусковых» механизмов, что простым соотнесением в этом случае трудно обойтись. И все-таки, не смотря на огромное значение каждого из симптомакомплексов для личности, их дефекты, как правило, наиболее глубоки, если человек (конкретно подросток) потерял цель своего существования, жизненный смысл, если его нравственные ценности искажены и нарушено «ядро» личности. Такое положение делает подростка глубоко и устойчиво дезадаптированным. В случае, если потерян личностный смысл какого-либо из направлений деятельности подростка, можно говорить о дефекте одного или нескольких симптомакомплексов или дезадаптации углубленной. Наконец, в том случае, когда нарушения поверхностны, ситуативны, можно говорить о преддезадаптации или дезадаптации низкого уровня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под. ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2001. 210 с.

2. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности, социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: ИУУ, 1993. 120 с.

3. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Психология индивидуальных различий. М.: МГУ, 1982.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. 200 с.

5. Личко Е.И. Психопатия и акцептуация характера у подростков. Л., 1983. 120 с.

6. Невский И.А. Трудный успех. М.: Просвещение, 1981. 160 с.

7. Невский И.А. Берегите детство - будущее человечества. М.: Знание, 1989. 220 с.

8. Немов Р.С. Психология: в 3 т. М.: Владос, 1995. 480 с.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Владос, 1996. 310 с.

10. Подласный И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Владос, 2002. 346 с.

11. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / под ред. С.А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России, 1999.

12. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев: Здоровье, 1993. 280 с.

Н.Ю. Панова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ПОДРОСТКАМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Изучение психологических проблем подростков, в том числе проблема их коммуникативной компетентности, остается сегодня актуальным и по-прежнему находится в центре внимания психологов, педагогов; социальных работников, юристов и т.д.

336

Основная задача нашего исследования - изучение причин и выявление социально-пси-ологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей. Прежде всего, отметим, что семья является основным агентом социализации, и есть необходимость остановиться на ее значении в жизни ребенка.

«Семья, - как пишет Т.П. Бессонова - это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеческом взаимопонимании, здесь закладывается нравственный облик и происходит профессиональное самоопределение» [1, 39].

На ранних этапах психического развития механизмом социализации является подражание, а потому часто ребенок копирует и отражает особенности жизни окружающих его взрослых людей во всех ее проявлениях, как социально - одобряемых так и негативных. Показательно, что в усвоении ребенком социального опыта важную роль играют имитация и идентификация, т.е. подражание поведению значимых для него других людей, ведущее к принятию их ценностей, установок, норм поведения. Так, если вокруг него неблагополучная среда, где превалирует асоциальная направленность личности взрослых, царят социально-неодобряемые ориентиры и ребенок предоставлен сам себе, то очень скоро он «впитает» все ее недостатки. Их источник - отсутствие истинных человеческих ценностей, и называют это по-разному: аморальность, цинизм, социальная запущенность. Именно социальная запущенность отражает безразличие общества к судьбам тех, кто сегодня особенно нуждается в помощи и поддержке, - к несовершеннолетним детям. Они не виноваты в том, что растут в семьях алкоголиков, проституток, наркоманов. Их родители - это люди, больные физически и морально.

По мнению В.И. Нефедова, дети не рождаются плохими, но становятся такими, если перед их глазами - ежедневно негативный пример родителей [2]. Они ничего не забывают, и это все оставляет глубокий след в душе. Именно из этих следов формируется фундамент души ребенка.

Среда неблагополучной семьи травмирует психику ребенка и определяет качественно иную стадию его возрастной эволюции. Потребностно-мотивационная сфера, составляющая ядро личности, у ребенка из такой семьи недостаточно развита и к тому же претерпевает изменения в отрицательном направлении. Л.И. Божович пишет о том, что этим детям свойственно негативное отношение к учебе, характеризующееся бедностью и узостью мотивов, несформированностью учебной деятельности, неумением действовать в поиске решений, тревожностью, напряженностью. Познавательная сфера этих детей отличается неорганизованностью, из-за неумения управлять своим вниманием дети становятся импульсивными. В целом можно говорить о неразвитости познавательной сферы этих детей: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания [3].

Психологические исследования подтверждают мнение о том, что у подростков из неблагополучных семей уже сформированы гедонические установки. Они хотят постоянно развлекаться, ощущать необычное состояние, которое активно поддерживается сегодня западным кинематографом и общественной безответственностью. Бытовое пьянство в присутствии детей рассматривается как нечто природное, характерное для нашей культуры и не находящее в обществе достойного противодействия. Отношение детей к этому явлению - позитивное.

Исходя из целей нашего исследования, остановимся на проблеме употребления ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей. В настоящее время, когда происходит трансформация общественной жизни в нашей стране, когда меняются приоритеты деятельности и развития личности в обществе, когда криминализация общества достигла небывалого размаха, часто употребляются большое количество сленгов, жаргонов, арготизмов, поэтому проблема употребления ненормативной лексики подростками становится более актуальной. Как было сказано выше, семья - это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка, и именно там происходит формирование его личности. Социальная позиция ребенка в подростковом возрасте определяется желанием быть похожим на своих родителей. Именно от того, какая семья, какие родители, их отношения между собой и к ребенку, какая атмосфера царит в семье, зависит то, каким будет человек в результате формирования в данных условиях. Если с раннего возраста ребенок видит и слышит скандалы родителей, нецензурную брань, то, безусловно, он начинает осознавать - это естественная норма общения между людьми.

Поэтому в общении со своими сверстниками подростки используют ненормативную лексику, иногда даже не задумываясь, что обозначает то или иное выражение. Именно таким образом подросток старается казаться взрослее, сильнее и самоутвердиться в жизни.

Сделаем небольшое отступление и отметим, что тестирование по методике Роршаха показало, что у детей из неблагополучных семей, иногда изгоев в своих классах, очень развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление: они любят фантазировать, мечтать о лучшем будущем, но понятие мечты как достижение важной цели им не ведомо. Они чаще всего хотят прославиться, «стать над людьми» или жить, не трудясь, весело и сладко. Эмоционально-волевая сфера этих детей нестабильна. Она проявляется в ярко выраженных формах переживания чувств: аффектах, стрессах, пагубной страсти, резко меняющемся настроении или длительно сохраняющемся. Зачастую все это сопровождается в той или иной степени употреблением бранных выражений, различных ругательств и мата. Эмоциональное давление (постоянная ругань, матерная брань родителей, критика, напоминания ребенку, что он является нежеланным, полная утрата внимания к нему) приводит к эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной инвалидизации детей. Т.П. Бессонова пишет: «У детей, переживающих эмоциональное насилие, часто отмечается возбудимость, чрезмерная настороженность, сильный гнев, ярость, неконтролируемые эмоции, агрессия» [1]. Агрессия также может быть рассмотрена как одна из причин использования инвективной лексики.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Нами был проведено изучение функциональных особенностей употребления инвективной лексики подростками с определенным типом акцентуации характера. В эксперименте принимали участие 62 подростка, использующих инвективную лексику в коммуникативном поведении. Результаты показали, что в исследуемой группе наиболее часто проявляются такие типы акцентуации как: гипертимный - 41 %, демонстративный - 20 % и эпилептоидный - 39 %. Акцентуированные подростки гипертимного и демонстративного типа - употребляют ненормативную лексику часто, эмоционально, не придавая значения смыслу ругательств. В их речевом поведении преобладает эксперссивня функция или игровая.

Подростки с эпилептоидной акцентуацией используют инвективную лексику реже, более осознаннои с повышенной озлобленностью, кроме того, прослеживаются самооправдательные мотивы намерений унизить, оскорбить партнера по общению.

На основании проведенного исследования также были выявлены социально-психологические функции и причины использования подростками инвективной лексики. По результатам применения специально разработанного опросника были определены причины, которые можно распределить по группам:

• стремление подростка привлечь к себе внимание;

• с целью подчеркнуть свое превосходство, ущемить достоинство другого путем оскорблений и бранных выражений;

• защита в ответ на нападение (если в адрес подростка были высказаны какие-то оскорбления, он отвечает тем же);

• попытка самоутверждения в кругу сверстников;

• конформизм;

• нестабильность эмоционально-волевой сферы (гнев, ярость, агрессия);

• социальные особенности значимой для подростка группы (чтобы сделать речь непонятной для других). Например: блатной жаргон, феня, арготизмы.

В последнее время наблюдается некоторая легализация и лоялизация в социуме ненормативной лексики за счет шоу-бизнеса, отдельных СМИ, в том числе телепередач, а также стремления достичь максимальной иллюзии реальности в кинематографе последних лет. Просмотр некоторых телепередач, фильмов, чтение современной бульварной литературы как художественной, так и публицистической, очевидно оказывает негативное влияние на речевую культуру подростков и способствуют употреблению ненормативной лексики.

Порнографические фильмы, боевики, откровенные сцены сексуального содержания или насилия - все это, в некоторой степени, накладывает определенный отпечаток на психику подростков. Снижение качества печатной продукции оказывает негативное влияние на подростков. Нельзя не обратить внимание и на ограничение возможностей осуществления централизованного контроля за соблюдением литературной нормы, распространения очагов воздействия на массовое сознание. За последнее время распалась единая издательская сеть. На смену ей пришли коммерческие издательства, которые или не могут, или не хотят уделять должного внимания уровню редакторской подготовки текста, наполняют книжный рынок литературой сомнительного художественного достоинства.

Все эти условия повышают требования к общей культуре семьи, в том числе психологической и педагогической грамотности родителей, от которых в значительной степени зависит формирование жизненных ценностей избирательности вкуса, а также доступность неокрепшей психике ребенка психологически неэкологичной информации.

В заключении еще раз следует подчеркнуть, что проблема использования ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей является очень актуальной в настоящее время в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение в среде подростков пагубных привычек, некоторые сомнительные телепередачи и книжная продукция - все это пагубно влияет на психологическое и моральное состояние подростков, влечет за собой расширения зон использования ими языка брани и ругательств. Обществу необходимы программы гражданской ответственности и методические руководства для тех, кто сегодня может благотворно влиять на проблемную семью и помочь детям. Как показывает практика, необходимо как можно раньше показать ребенку из неблагополучной семьи, что есть другие формы общения. «Главные основы воспитания закладываются до 5 лет, и то, что вы сделали до 5 лет - это 90 % всего воспитательного процесса», - отмечал А.С. Макаренко [4].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бессонова Т.П. Особенности развития ребенка в неблагополучной семье // Практична психолопя та сощ'альна робота. 2002. № 1. С. 39-41.

2. Нефедов В.И. Искусство воспитания в семье. Минск: Нар. асвета, 1971. 174 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 468 с.

4. Макаренко А.С. ПСС. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. Т.4. 461 с.

Е.Г. Петрова, О.А. Холина

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Как только Правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования, который предусматривает введение в России бакалавриата (первый уровень) и магистратуры, или подготовки специалиста, (второй уровень), как развернулись ожесточенные споры вокруг этой идеи. Нет человека в высшем образовании, который бы, так или иначе, не участвовал в дискуссиях по этому поводу.

Исходными методологическими и концептуальными положениями бакалавриата явились:

- построение высшего уровневого образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

- построение высшего педагогического образования в контексте гуманистического и культурологического подходов;

- обеспечение фундаментальной общенаучной широкой общепрофессиональной подготовки;

- построение высшего педагогического образования на основе единства сознания и деятельности обучаемого, который является субъектом профессионально-педагогической деятельно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.