Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции как один из критериев оценки качества преподавания в высшей школе'

Профессиональные компетенции как один из критериев оценки качества преподавания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Георгиевна, Холина Оксана Александровна

В основу работы положено выявление ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Елена Георгиевна, Холина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции как один из критериев оценки качества преподавания в высшей школе»

Порнографические фильмы, боевики, откровенные сцены сексуального содержания или насилия - все это, в некоторой степени, накладывает определенный отпечаток на психику подростков. Снижение качества печатной продукции оказывает негативное влияние на подростков. Нельзя не обратить внимание и на ограничение возможностей осуществления централизованного контроля за соблюдением литературной нормы, распространения очагов воздействия на массовое сознание. За последнее время распалась единая издательская сеть. На смену ей пришли коммерческие издательства, которые или не могут, или не хотят уделять должного внимания уровню редакторской подготовки текста, наполняют книжный рынок литературой сомнительного художественного достоинства.

Все эти условия повышают требования к общей культуре семьи, в том числе психологической и педагогической грамотности родителей, от которых в значительной степени зависит формирование жизненных ценностей избирательности вкуса, а также доступность неокрепшей психике ребенка психологически неэкологичной информации.

В заключении еще раз следует подчеркнуть, что проблема использования ненормативной лексики подростками из неблагополучных семей является очень актуальной в настоящее время в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение в среде подростков пагубных привычек, некоторые сомнительные телепередачи и книжная продукция - все это пагубно влияет на психологическое и моральное состояние подростков, влечет за собой расширения зон использования ими языка брани и ругательств. Обществу необходимы программы гражданской ответственности и методические руководства для тех, кто сегодня может благотворно влиять на проблемную семью и помочь детям. Как показывает практика, необходимо как можно раньше показать ребенку из неблагополучной семьи, что есть другие формы общения. «Главные основы воспитания закладываются до 5 лет, и то, что вы сделали до 5 лет - это 90 % всего воспитательного процесса», - отмечал А.С. Макаренко [4].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бессонова Т.П. Особенности развития ребенка в неблагополучной семье // Практична психолопя та сощ'альна робота. 2002. № 1. С. 39-41.

2. Нефедов В.И. Искусство воспитания в семье. Минск: Нар. асвета, 1971. 174 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 468 с.

4. Макаренко А.С. ПСС. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. Т.4. 461 с.

Е.Г. Петрова, О.А. Холина

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Как только Правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования, который предусматривает введение в России бакалавриата (первый уровень) и магистратуры, или подготовки специалиста, (второй уровень), как развернулись ожесточенные споры вокруг этой идеи. Нет человека в высшем образовании, который бы, так или иначе, не участвовал в дискуссиях по этому поводу.

Исходными методологическими и концептуальными положениями бакалавриата явились:

- построение высшего уровневого образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

- построение высшего педагогического образования в контексте гуманистического и культурологического подходов;

- обеспечение фундаментальной общенаучной широкой общепрофессиональной подготовки;

- построение высшего педагогического образования на основе единства сознания и деятельности обучаемого, который является субъектом профессионально-педагогической деятельно-

сти, приобретает фундамент знаний, системное педагогическое мышление, овладевает теоретико-методологическими основами педагогических наук на основе профессиональной и личностной культуры.

Особо тревожит студентов и преподавателей вопрос о качестве образования и о способах оценки этого качества. Всем известно, что в системе бакалавриата чрезвычайно высоко ценится практическая ориентированность учебного материала, а следовательно, именно практические умения выпускников, а не только и не столько их теоретическая подкованность, и будут оцениваться как их профессиональная компетентность.

Традиционная трактовка «профессиональной компетенции» рассматривает ее как единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности, характеризующее профессионализм специалиста. Содержание профессиональной компетенции определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетенции, отражая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. В связи с этим становится очевидным, что первостепенной задачей, которую должно решать высшее образование, является приобретение студентами прочных знаний в той или иной профессиональной деятельности. В результате нам представляется актуальным выявление ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник высшей школы.

Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны. Они требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления. Ключевые компетенции многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения.

Комитет по образованию Совета Европы рассматривает компетенции как необходимый показатель качественного образования в современном мире. Он предложил два подхода к их классификации: предметно-содержательный и процессуально - технологический. Первый подход ориентирует рассматривать компетенции на основе совокупности знаний и умений в определенной социальной сфере:

• политические и социальные компетенции - это способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в урегулировании конфликтов, а также в деятельности демократических институтов общества;

• компетенции, касающиеся жизни в многокультурном государстве. Сюда относятся понимание и признание различий между людьми и нациями, уважение, а также способность жить с людьми других культур, языков и религий;

• компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в том числе, владение несколькими иностранными языками;

• компетенции, связанные с информацией, - это владение новыми технологиями, понимание их применения, способность критического отношения к информации, распространяемой СМИ, и к рекламе;

• компетенции в сфере непрерывного образования, например, способность учиться всю жизнь.

Второй подход ориентирует рассматривать компетенции как способы надпредметных действий:

• изучать: уметь извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, организовывать свои собственные приемы изучения, уметь решать проблемы, заниматься самообразованием;

• думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически мыслить, уметь дискутировать и отстаивать свою позицию, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем и пр., а также уметь оценивать произведения искусства и литературы;

искать: запрашивать разные банки данных, опрашивать окружающих, консультироваться у экспертов, получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать свою работу;

приниматься за дело: включаться в проект, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами, уметь организовывать свою работу;

сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, переживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, уметь разрабатывать и выполнять контракты;

адаптироваться: уметь использовать новые технологии, каналы информации и телекоммуникации, показать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения.

Как видим, в представленном перечне на первое место выступает личностная свобода человека, способного не только к самостоятельному критическому мышлению, но и к совместным действиям с другими людьми разных культур и наций. С данной классификацией солидаризируется список ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения, представленный в работах А.В. Хуторского:

1.Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Результатом сформиро-ванности данной компетенции можно считать умение самоопределяться в ситуациях учебной и иной деятельности, то есть эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция - круг вопросов, по отношению к которым выпускник высшей школы должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сферах, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентами научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам выпускник высшей школы овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности, а также умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4.Информационная компетенция. При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности студентов по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Выпускник высшей школы должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и прочее. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для студентов в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6.Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере граж-данско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, представителя и т.д.), в социально-трудовой сфере (в качестве потребителя, покупателя, клиента, производителя), в

сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Выпускник овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Итак, традиционно профессионализм предполагает глубокие специальные знания и конкретные умения в той или иной области. Однако понятие профессиональной компетенции включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Она включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки.

Отдельный вопрос - это составление на основании перечня профессиональных компетенций для специалиста широкого профиля уточненного списка компетенций соответственно конкретному направлению в соответствии с профессиограммами.

Если говорить о педагогической профессии, от студентов требуется ориентация в проблемах современного образования на всех его этапах, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:

- знать основные направления и перспективы развития образования и психолого-педагогических наук;

- знать основные документы по вопросам развития и управления школьным образованием (Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования);

- знать способы исследовательской деятельности, современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования;

- знать содержание обучения и воспитания на разных ступенях образования;

- демонстрировать умение объяснять универсальные способы практической и теоретической образовательной деятельности (способы проектирования педагогического процесса, программы развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построения межличностных и деловых отношений; взаимодействия с социокультурной и профессиональной средой).

Необходимо, на наш взгляд, в связи с перестройкой системы высшего образования отчетливо понимать не только то, что мы должны формировать у студентов и как это можно проверить в помощью выпускных испытаний, а прежде всего, сами механизмы формирования компетенций у студентов и возможности управления этим процессом.

В процессе изучения блока общепрофессиональных дисциплин студенты профессионально овладевают умениями строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования, с использованием современных здоровьесберегающих и информационных технологий в образовательном процессе.

Дисциплины профильной подготовки позволяют выпускникам устанавливать продуктивное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, вести эффективную психолого-педагогическую работу консультативного, корректирующего или сопроводительного характера в рамках образовательных учреждений различного типа.

Практическая составляющая подготовки к профессиональной деятельности осуществляется через систему практикумов и учебных практик на местах будущей работы. Учебно -исследовательская практика проводится на базе образовательных учреждений, в которых реализуются программы основного и дополнительного образования. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора эмпирических данных по заранее разработанной программе исследования. Педагогическая практика проводится на базе образовательных учреждений, в которых реализуются программы основного и дополнительного образования. В ходе производственной практики студентам предоставляется возможность проведения следующих видов деятельности: консультационной, коррекционно-развивающей, организационно-воспитательной, преподавательской, культурно-просветительской.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».

2002. 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

И.А. Пташинский

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ДЕЗАДАПТИРУЮЩИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Личность развивается, формируясь. Формирование личности начинается в раннем детстве. Появление незаметных, но опасных психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт создают предпосылки для деформации личности.

Такая деформация часто обозначается термином дезадаптация. Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим на формирование дезадаптации, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.

Господствующий в семье стиль общения, воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека [2].

Каждая совершенная родителем ошибка оказывает свое отрицательное воздействие на ребенка. Для нейтрализации и устранения последствий требуется чрезвычайно много усилий. Да и успехи здесь не всегда очевидны.

А потому, главное - предупреждение ошибок. В целях предупреждения трудновоспитуемо-сти детей необходима широкая профилактически - коррекционная работа с неблагополучными семьями.

Обращение к теории, связанной с проблемами трудновоспитуемости, позволило выяснить, что наиболее часто встречающиеся понятия, так или иначе обозначающие дезадаптированных подростков, это: трудные, трудновоспитуемые, труднообучаемые, педагогически запущенные, безнадзорные, девиантные, делинквентные, криминальные, дискомфортные и, наконец, дезадаптированные [4].

При разнообразии суждений, связанных с рассматриваемым явлением, бесспорным остается одно, в обществе есть люди, которые в него не вписываются или по психологическим, или по социальным причинам, или по тем и другим вместе взятым. Кроме того, есть такие, которые испытывают сами или доставляют другим чувство дискомфорта. Все эти явления относят к дезадаптации. Это интегральное понятие, отражающее различные проявления социального, психологического или комплексного неблагополучия личности. Независимо от источника, природы и степени проявления [4, 12].

Итак, как мы ее понимаем, дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегамонизирует, нанося моральный и материальный ущерб. Таким обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.