Научная статья на тему 'Мастерские полезного действия как инновационная форма развития детей дошкольного возраста'

Мастерские полезного действия как инновационная форма развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕРСКИЕ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ / ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ / ИЗБЫТОК ЛИЧНОГО ОПЫТА / МАКСИМАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫБОРА / КОНСТРУКТОР УСПЕХА / УСПЕХ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голиней Н.В.

В статье представлена информация о инновационной форме развития детей дошкольного возраста, используемой в новом детском саду г. Перми Мастерские полезного действия. Мастерские, их разнообразие и практическая направленность рассматриваются в создании бренда «Конструктор успеха» как главный способ организации детской деятельности. Эта деятельность не сводится к тому, что ребенок три года будет творить, работать в какой-то одной мастерской, пусть даже ему это нравится. Главная идея заключается в том, чтобы каждый ребенок приобрел опыт практической деятельности во всех мастерских, имеющихся в детском саду. Только так, через разнообразие продуктоориентированной деятельности, ребенок познает сложный окружающий мир в его многообразии и противоречивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастерские полезного действия как инновационная форма развития детей дошкольного возраста»

УДК 373.2.016 Голиней Н. В.

Мастерские полезного действия как инновационная форма развития детей дошкольного возраста

Аннотация: В статье представлена информация о инновационной форме развития детей дошкольного возраста, используемой в новом детском саду г. Перми - Мастерские полезного действия. Мастерские, их разнообразие и практическая направленность рассматриваются в создании бренда «Конструктор успеха» как главный способ организации детской деятельности. Эта деятельность не сводится к тому, что ребенок три года будет творить, работать в какой-то одной мастерской, пусть даже ему это нравится. Главная идея заключается в том, чтобы каждый ребенок приобрел опыт практической деятельности во всех мастерских, имеющихся в детском саду. Только так, через разнообразие продуктоориентированной деятельности, ребенок познает сложный окружающий мир в его многообразии и противоречивости.

Ключевые слова: Мастерские полезного действия, инновационная форма развития детей, личностное развитие ребенка, практический опыт создания, багаж практических навыков, умений, представлений об окружающем мире, избыток информации, избыток личного опыта, максимальное пространство выбора, конструктор успеха, успех ребенка.

В последнем обращении Президента РФ Федеральному собранию (1 марта 2018 года) особое внимание уделялось системе российского образования. Акценты были расставлены с учетом последних инновационных тенденций развивающихся технологий полипарадигмального образовательного процесса. Дошкольный возраст определен как важнейший этап в интеллектуальном и личностном развитии ребенка с точки зрения дальнейшего самоопределения и ранней профессиональной ориентации подрастающего поколения. Сегодня перед дошкольным образованием поставлены новые задачи, нацеленные на внедрение таких средств обучения и воспитания, которые не просто насыщают ребенка важной информацией, а развивают у него познавательный интерес, формируют умения добывать знания самостоятельно и успешно использовать их в различных жизненных ситуациях.

Такой подход в работе с дошкольниками способствует накоплению каждым ребенком практического опыта создания разнообраз-

ных объектов реальной жизни, богатого опыта работы с различными материалами. Только создавая своими руками рядом с педагогом авторскую открытку, глиняный кувшин, украшение из фетра, гараж для машин, шагающего робота, ребенок приобретает и присваивает знания об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях этих объектов: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствие и др.

В дошкольном возрасте дети по сути своей активные и любознательные исследователи. Им все интересно, они сами хотят везде поучаствовать, что-то изготовить своими руками. От того, сколько разнообразных видов деятельности будет предложено ребенку, зависит напрямую и то, с каким багажом практических навыков, умений, представлений об окружающем мире он пойдет в школу.

Именно на создание насыщенной и разнообразной образовательной среды, в которой детям предлагается множество

Пермский педагогический журнал (№ 9/ 2018)

различных видов продуктоориентированной деятельности, для приобретения богатого личного опыта выполнения практических действий, нацеленных на познание окружающего мира, направлена деятельность детского сада «Конструктор успеха».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Конструктор успеха» - это новая дошкольная образовательная организация в городе Перми, открытая в июне 2017 года.

Главная особенность образовательного процесса детского сада «Конструктор успеха» связана с необходимостью обеспечения продуктоориентированной деятельности ребенка в различных видах практического взаимодействия с самыми разнообразными объектами и материалами.

Для этого в дошкольном учреждении разработаны и созданы специализированные, оснащенные современным оборудованием Мастерские, которые дополняют основную образовательную программу детского сада по двум направлениям: познавательное и художественно-эстетическое.

Среди них: Швейная Мастерская, Мастерская Робототехники, Мастерская 3й-моделирования, Художественная мастерская, Гончарная мастерская и др.

Каждая мастерская расположена в отдельном помещении и оснащена уникальным оборудованием: детские швейные машинки, куклы-манекены, гладильное оборудование, ноутбуки, интерактивные доски, интерактивная стена, программируемые конструкторы LEGOE ducationWeDo, LEGO EducationWeDo 2.0, 3D-принтер, 3D-ручки, настоящий гончарный круг, печь для обжига керамических изделий и др.

Мастерские, их разнообразие и практическая направленность рассматриваются в создании бренда «Конструктор успеха» как главный способ организации детской деятельности. Эта деятельность не сводится к тому, что ребенок три года будет творить,

работать в какой-то одной мастерской, пусть даже ему это нравится. Главная идея заключается в том, чтобы каждый ребенок приобрел опыт практической деятельности во всех мастерских, имеющихся в детском саду. Только так, через разнообразие продуктоориентированной деятельности, ребенок познает сложный окружающий мир в его многообразии и противоречивости.

В мастерских детям предлагается работа с разными объектами, различным оборудованием, с привычными и с новыми материалами, такими как бумага, кожа, глина, металл, дерево, пластик, ткань и др. И чем больше ребенок набирает практического опыта, тем больше возможностей открывается ему. Мастерские дают ребенку избыток информации, избыток личного опыта, пусть даже он бывает не совсем удачным, но это его опыт. «Мы не ставим себе целью ориентировать ребенка на выбор какого-то одного, двух направлений деятельности, где ребенок делает успехи, наша миссия - дать ребенку максимальное пространство выбора, что, несомненно, обеспечит его успех сегодня и в дальнейшем. Мы конструируем успешное будущее ребенка!» (цит. из Программы развития МАДОУ «Конструктор успеха», прим. автора).

Дети каждой возрастной группы регулярно посещают Мастерские. Это определено вариативной частью основной образовательной программы детского сада, учебным планом дошкольного учреждения, сеткой организованной образовательной деятельности.

Несмотря на небольшое время существования детского сада, педагогическим коллективом уже разработан методический комплекс для обеспечения вариативной части образовательного процесса, который проводится на базе мастерских.

В этот комплекс входят программы курсов для организации работы в мастерских для детей старших и подготовительных групп, разработки занятий для этих курсов. Кроме

того, разработаны и реализуются программы краткосрочных образовательных практик для детей младшего, среднего и старшего возраста, которые проводятся на базе мастерских детского сада.

Детский сад «Конструктор успеха» активно транслирует наработанный опыт. Так, педагоги детского сада представляли

свои наработки на выставке «Умный ребенок - 2017» и на Всероссийском форуме лидеров дошкольного образования «Лидеры перемен», Краевом педагогическом форуме «Реализация комплексного подхода в процессе социального развития дошкольника посредством Мастерских полезного действия».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Серия «Современный урок». Инновационные уроки.

2. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик - современный учитель - современный урок: сб. метод. ст. и разработок. СПб., 2009. № 100.

3. Интернет-источник - http://www.openclass.ru/node/163157

4. Интернет-источник - http://nsportal.ru/

5. Интернет-источник - http://www.dop-obrazovanie.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.