8. Lewis Michael, 1993. The Lexical Approach: The State of ELT and a Way Forward, London, Language Teaching Publications. 200 p.
9. McCarten Jeanne, 2007. Teaching Vocabulary: Lessons from the Corpus, Lessons for the Classroom, Cambridge, Cambridge University Press. 30 p.
10.McCrostie James, 2007. Examining Learner Vocabulary Notebooks, Oxford ELT Journal 61 July 2007, Oxford, Oxford University Press. Pp. 246-255.
11. Scrivener Jim, 2011. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. Third Edition, Oxford, Macmillan Education. 416 p.
12. Takac V.P., 2008. Vocabulary Learning Strategies and Foreign Language Acquisition, Clevedon, Multilingual Matters LTD. 197 p.
13. Thornbury Scott, 2002. How to Teach Vocabulary, Harlow, Pearson Education Limited. 185 p.
14. Thornbury Scott, 2004. Natural Grammar, Oxford, Oxford University Press. 220 p.
15. Tucker Gordon H., 1998. The Lexicogrammar of Adjectives: A Systemic Functional Approah to Lexis, NY & London, Cassell. 244 p.
16. Willis Dave, 2003. Rules, Patterns and Words: Grammar and Lexis in English Language Teaching, Cambridge, Cambridge University Press. 238 p.
МАСТЕР-КЛАСС ЖИВОПИСИ ОТ МАСТЕРОВ
12 3
Абдусаломходжаев Н.Н. , Абдирасилов С.Ф. , Акбархужаев А.А.
1АбдусаломходжаевНозим Низомхужаевич - и.о. доцента;
2Абдирасилов Сунатулла Файзуллаевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами;
3Акбархужаев Абдулазиз Ахмадходжаевич - доцент, кафедра миниатюры и книжной графики, Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бекзада, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье дается информация о мастер-классе, проведенном народным художником СССР членом-корреспондентом Академии Художеств СССР профессором Рахимом Ахмедовым во время пленэрной практики со студентами художественного университета.
Ключевые слова: мастер-класс, изобразительное искусство, натура, колорит.
В залах Государственного музея искусств Узбекистана находятся полотна многих мастеров мирового и отечественного искусства, среди них имеется картина, которая относится к кисти мастера узбекской живописи Рахима Ахмедова и она называется «Материнское раздумье», написанная в 1956 году.
Искусство в процессе мастер-класса занятия маслом дает профессиональные знания в полном объеме, но за значительно более короткий срок, чем это позволяет сделать академическая занятие живописью. С первого же занятия мастер-класса вы включаетесь в творческий процесс. Написав первую же работу, вы начинаете получать знания в области живописи. Вы обучаетесь видеть форму и цветовые отношения, изучаете законы линейной и воздушной перспективы, композиции, разнообразные техники живописи, получаете знания в области истории искусств и анатомии. И с каждой работой все больше проявляется ваша творческая индивидуальность. Уроки живописи под руководством опытных педагогов помогут вам почувствовать вдохновение, присущие настоящему творческому процессу.
Мастер-класс маслом — одна из самых пластичных техник живописи, позволяющая вносить исправления на любом этапе работы, дающая возможность
писать и сочными пастозными мазками и тонкими деликатными лессировками. Каждый ученик мастер класса по рисованию и живописи на начальном этапе выбирает наиболее комфортный для его восприятия метод живописи, который позволит ему как можно быстрее почувствовать уверенность в своих силах. Поэтому мы рекомендуем начинать обучение с изучения техники живописи маслом.
Живопись маслом откроет вам целый мир, полный света и красок, даст свободу самовыражения и чувство гармонии и душевного равновесия. Под руководством опытных мастеров, на уроках живописи маслом вы шаг за шагом будете постигать ее секреты. Метод обучения, применяемый в нашей школе живописи, поможет найти свой неповторимый стиль.
В современной системе образования практикуются, применяются разные инновационные открытия, разрабатываются самообразовательные методы, в том числе вводят на занятия мастер-класс. Целью всех этих занятий является как можно эффективнее довести до слушателя, студента или учащегося основной суть занятий по специальности изобразительное искусство, доступными для них методами. Изобразительное искусство является многогранным образовательным предметом: рисунок конструктивный, живопись в цветовой гармонии, композиция со смысловым построением и другими закономерностями предмета.
Преподаватель, который преподает по специальности изобразительное искусство, должен владеть знаниями и такими качествами, гармонизирующими все эти три вида дисциплины, итогом которого является художественное произведение. Особенно, пленэрная практика даёт именно такие навыки и опыт для будущих преподавателей, высокую базовую основу деятельности.
Из воспоминания мастера: «Дело было осенью во время второй мировой войны. Мы выполняли этюды вид мавзолея Шах-и-Зинда на пленэре. В моих этюдах этого памятника преобладал тяжёлый «Волковский» колорит. Я сам чувствовал, что в них нет света, они мрачны по звучанию. И однажды, когда мы делали зарисовки, неожиданно подъехал фаэтон, из которого вышел рыжеволосый мужчина с веснушками на лице, в роскошном белом костюме. Это был Павел Беньков. Он подошёл и посмотрел на мои работы и спросил, у кого я учился. Я ответил, - «У Волкова». Он, молча, взял в руки кисть, выдавил полтюбика белил на палитру, махнул кистью и на моем полотне появилось солнце. Тень, которая была коричневой, превратилась в светлую, воздушную. После его прикосновений я понял, что такое пленэр, световоздушная среда, что значит «Беньковское» следование натуре, которую он понимал и интерпретировал импрессионистически.
Он открыл для меня возможности письма открытым, свободным мазком, посредством которого на полотне возникает эффект изменчивого движения цвета и света» [1, 23-26].
После окончания художественного техникума Р. Ахмедов поехал учиться в Ленинградский художественный институт ваяния и зодчества имени Репина. Учился он портретной мастерской у профессора И. Серебреного, по возвращении в Ташкент начал заниматься творчеством и одновременно совмещал преподавание в институте. Каждое лето на пленэрную практику со студентами выезжали в Бурчмуллу. Студенты писали этюды, делали зарисовки ландшафта, собирали материалы для будущих дипломных работ, хотя по программе у них изображения натуры на пленэре. И вот преподаватель поставил постановку для студентов и объяснил практикантам, как написать постановку и начал писать вместе с ними. Он хорошо знал жизнь изображаемого человека, её историю, быт, ее семью, и как жилось им в суровые послевоенные годы. Все это нашло своё отражение в постановке, написанной мастером. В картине сидящая женщина под орешником, о чем-то задумалась, её крепкие трудовые руки выступают на первый план, это нам говорит о том, что она всю жизнь трудилась, старый крепкий орешник на заднем плане означает символ этой женщины - стойкость и трудолюбие, в лице её задумчивость и скорбь. Как будто вся
74
её жизнь проходит перед её глазами, и напоминает о счастливых моментах былой времени. Пейзаж подчеркивает эмоциональный настрой картины, изображенное яркое солнце, освещающее стены дома, зеленая клумба дают оптимистический тон в эту работу, как символ продолжительности - несмотря ни на что жизнь продолжается. Работа исполнена на высоком художественном уровне, лицо и руки написаны мастерски, живописный колорит, гармония цвета и света, композиционный настрой постановки перерос в картину. Показом мастер-класса объяснил студентам, чем отличается простая постановка от картины в исполнении мастера. Студентов-свидетелей этого урока мастер-класса на сегодняшний день осталось мало и каждому далеко за семьдесят, некоторые уже профессора.
В наше время преподаватели часто своим студентам показывают мастер-классы разного уровня, разными поставленными задачами. Когда я смотрю мастер-классы уроков, тогда вспоминаю преподнесенный показательный мастер-класс - урок Рахима Ахмедова в 1956 году в горах Бурчмуллы.
Данная картина в настоящее время висит в залах Государственного музея искусств Узбекистана. И эта работа стала символом скорбящей женщины-матери, олицетворением сил и мужества узбекской женщины, и вдохновляет подрастающее поколение художников, и напоминает о далеком мастер-класс уроке мастера.
Список литературы
1. Джурабаева Л. Мастер. Учитель. Живописец. Журнал "Санъат". Арт. Искусство. № 3, 2001. С. 23-26.
2. Абдирасилов С.Ф., Толипов Н., Орипова Н. Рангтасвир. Т.: Узбекистан нашриёти, 2006.