Научная статья на тему 'МАСТЕР-КЛАСС ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ТРАНСЛЯЦИИ ОПЫТА ПО РАЗВИТИЮ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

МАСТЕР-КЛАСС ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ТРАНСЛЯЦИИ ОПЫТА ПО РАЗВИТИЮ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГ-МАСТЕР / ГИБКИЕ НАВЫКИ / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ / КОГНИТИВНАЯ ГИБКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бетильмерзаева Марет Мусламовна, Мусханова Исита Вахидовна

Введение. Многие будущие специалисты часто пренебрегают такими важными навыками как общение, тайм-менеджмент или работа в команде. Работодатели ищут сотрудников, обладающих не только стандартным набором технических навыков, но также хотят, чтобы их сотрудники обладали необходимыми «гибкими навыками», т.е. soft skills. А ведь именно они позволяют эффективно и рационально использовать технические навыки и знания. Цель исследования - дать анализ мнений победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства в отношении мастер-класса как формы по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов. Материалы и методы. В анкетировании приняло участие 88 педагогов, лауреатов и победителей конкурсов педагогического мастерства. Респондентам был предъявлен авторский опросник «Мастер-класс как форма трансляции опыта», состоящий из 11-ти вопросов, связанных с их опытом педагогической деятельности. Методы математической статистики: меры центральной тенденции и изменчивости; корреляционный анализ. Результаты исследования. Большинство опрошенных (67%) считают мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. При этом по мнению почти половины педагогов мастер-класс как форма трансляции опыта по развитию гибких навыков имеет принципиальные отличия от традиционного урока. Корреляционный анализ показал, что степень мотивации учителей к использованию опыта педагогов-новаторов в своей работе не зависит от их возраста и стажа педагогической деятельности, а от их осведомленности (r = 0,338; p < 0,05). По мнению учителей, наиболее важные способности, характеризирующие педагогическое мастерство современного учителя - предметная компетентность и ориентированность на личность обучающегося. Для респондентов по значимости стоят навыки, формирующие субъект-субъектные отношения («как я понимаю себя и других»; «как я действую»; «как я управляю собой»), в которых задается формат сотрудничества учителя и ученика. Заключение. Мастер-класс можно рассматривать как форму: проектирования уникальных ситуаций, в которых обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, работать в команде; продуктивной трансляции передового опыта педагогических практик и т.д. Среди основных функций мастер-классов выделяются наставничество как эффективная форма передачи опыта молодым педагогам; рефлексия собственного профессионального мастерства, определения траектории индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бетильмерзаева Марет Мусламовна, Мусханова Исита Вахидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER CLASS BY WINNERS AND LAUREATES OF NATIONAL COMPETITIONS ON PEDAGOGICAL MASTERY AS A FORM OF TRANSLATING EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS IN STUDENTS - FUTURE PEDAGOGUES

Introduction. Many of future professionals often neglect such important skills as communication, time management or teamwork. Employers are not only looking for employees with a standard set of technical skills, but also want their employees to have necessary “flexible skills”, i.e. soft skills. This is because such skills particularly enable one to realise effective and rational use of technical skills and knowledge. The aim of the study is to provide an analysis of the views of winners and laureates of national pedagogical excellence contests relative to the master class as a form of development of future teachers’ soft skills. Materials and methods. The questioning involved 88 teachers, laureates and winners of pedagogical mastery competitions. The respondents were presented with an authorly questionnaire “Master class as a form of translating experience” comprising 11 questions related to their experience of pedagogical work. The methods of mathematical statistics, such as measure of central tendency and variability; correlation analysis, were used. Survey results. The majority of the respondents (67%) consider the master class as an effective form of transferring knowledge and skills, sharing learning and teaching experience. At the same time, according to almost half of the pedagogues, the master class as a form of transferring experience in development of soft skills is fundamentally different from the traditional lesson. The correlation analysis showed that the extent of teachers’ motivation for using the innovator teachers’ experience in the former’s work does not depend on the age and pedagogical record, but depends on their awareness (r = 0.338; p < 0.05). According to the teachers, the most important abilities characterising the pedagogical mastery of a modern teacher are subject competence and learner-centeredness. The most important skills for the respondents are those forming subject-centered relations (“how I understand myself and others”; “how I act”; “how I manage myself”) which set the format of teacher-student cooperation. Conclusion. The master class can be viewed as a form enabling: projecting unique situations where students learn to think independently, work in a team; productive transfer of best pedagogical practices, etc. Among the main functions of master classes are: mentoring as an efficient form of transferring experience to young pedagogues; reflexion on own professional mastery, setting a trajectory of individual self-education and self-perfection programme.

Текст научной работы на тему «МАСТЕР-КЛАСС ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ТРАНСЛЯЦИИ ОПЫТА ПО РАЗВИТИЮ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Дата публикации: 31.12.2022 УДК 378

М. М. БЕТИЛЬМЕРЗАЕВА, И. В. МУСХАНОВА

Мастер-класс победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства как форма трансляции опыта по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов

Введение. Многие будущие специалисты часто пренебрегают такими важными навыками как общение, тайм-менеджмент или работа в команде. Работодатели ищут сотрудников, обладающих не только стандартным набором технических навыков, но также хотят, чтобы их сотрудники обладали необходимыми «гибкими навыками», т.е. soft skills. А ведь именно они позволяют эффективно и рационально использовать технические навыки и знания.

Цель исследования - дать анализ мнений победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства в отношении мастер-класса как формы по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов.

Материалы и методы. В анкетировании приняло участие 88 педагогов, лауреатов и победителей конкурсов педагогического мастерства. Респондентам был предъявлен авторский опросник «Мастер-класс как форма трансляции опыта», состоящий из 11-ти вопросов, связанных с их опытом педагогической деятельности. Методы математической статистики: меры центральной тенденции и изменчивости; корреляционный анализ.

Результаты исследования. Большинство опрошенных (67%) считают мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. При этом по мнению почти половины педагогов мастер-класс как форма трансляции опыта по развитию гибких навыков имеет принципиальные отличия от традиционного урока. Корреляционный анализ показал, что степень мотивации учителей к использованию опыта педагогов-новаторов в своей работе не зависит от их возраста и стажа педагогической деятельности, а от их осведомленности (r = 0,338; p < 0,05).

По мнению учителей, наиболее важные способности, характеризирующие педагогическое мастерство современного учителя - предметная компетентность и ориентированность на личность обучающегося. Для респондентов по значимости стоят навыки, формирующие субъект-субъектные отношения («как я понимаю себя и других»; «как я действую»; «как я управляю собой»), в которых задается формат сотрудничества учителя и ученика.

Заключение. Мастер-класс можно рассматривать как форму: проектирования уникальных ситуаций, в которых обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, работать в команде; продуктивной трансляции передового опыта педагогических практик и т.д. Среди основных функций мастер-классов выделяются наставничество как эффективная форма передачи опыта молодым педагогам; рефлексия собственного профессионального мастерства, определения траектории индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования

Ключевые слова: мастер-класс, педагогическое мастерство, педагог-мастер, гибкие навыки, модель интеграции традиционного и инновационного способов обучения, когнитивная гибкость

Ссылка для цитирования:

Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Мастер-класс победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства как форма трансляции опыта по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 102-115. doi: 10.32744^е.2022.6.6

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Accepted: 9 July 2022 Published: 31 December 2022

M. M. BETILMERZAEVA, I. V. MUSKHANOVA

Master class by winners and laureates of national competitions on pedagogical mastery as a form of translating experience in development of soft skills in students - future pedagogues

Introduction. Many of future professionals often neglect such important skills as communication, time management or teamwork. Employers are not only looking for employees with a standard set of technical skills, but also want their employees to have necessary "flexible skills", i.e. soft skills. This is because such skills particularly enable one to realise effective and rational use of technical skills and knowledge.

The aim of the study is to provide an analysis of the views of winners and laureates of national pedagogical excellence contests relative to the master class as a form of development of future teachers' soft skills.

Materials and methods. The questioning involved 88 teachers, laureates and winners of pedagogical mastery competitions. The respondents were presented with an authorly questionnaire "Master class as a form of translating experience" comprising 11 questions related to their experience of pedagogical work. The methods of mathematical statistics, such as measure of central tendency and variability; correlation analysis, were used.

Survey results. The majority of the respondents (67%) consider the master class as an effective form of transferring knowledge and skills, sharing learning and teaching experience. At the same time, according to almost half of the pedagogues, the master class as a form of transferring experience in development of soft skills is fundamentally different from the traditional lesson. The correlation analysis showed that the extent of teachers' motivation for using the innovator teachers' experience in the former's work does not depend on the age and pedagogical record, but depends on their awareness (r = 0.338; p < 0.05).

According to the teachers, the most important abilities characterising the pedagogical mastery of a modern teacher are subject competence and learner-centeredness. The most important skills for the respondents are those forming subject-centered relations ("how I understand myself and others"; "how I act"; "how I manage myself") which set the format of teacher-student cooperation.

Conclusion. The master class can be viewed as a form enabling: projecting unique situations where students learn to think independently, work in a team; productive transfer of best pedagogical practices, etc. Among the main functions of master classes are: mentoring as an efficient form of transferring experience to young pedagogues; reflexion on own professional mastery, setting a trajectory of individual self-education and self-perfection programme.

Keywords: master class, pedagogical mastery, master educators, soft skills, model combining integration of traditional and innovative ways of teaching, cognitive flexibility

For Reference:

Betilmerzaeva, M. M., & Muskhanova, I. V. (2022). Master class by winners and laureates of national competitions on pedagogical mastery as a form of translating experience in development of soft skills in students - future pedagogues. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 60 (6), 102-115. doi: 10.32744/pse.2022.6.6

_Введение

развитие современного образования можно рассматривать как открытую систе-]му взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и их гибкого реагирования на риски и вызовы социальной реальности. Особую значимость в условиях цифрового пространства приобретают вопросы формирования и развития личности обучающегося, приобретения ею компетенций XXI века, сопряженные с умением учиться. Главным актором в процессе подготовки представителей современного поколения к профессиональной деятельности и личностному росту выступает учитель, от педагогического мастерства которого зависит успешность обучающихся. Педагогическое мастерство в научно-гуманитарном дискурсе интерпретируется как показатель компетентности, коммуникативности и креативности. Вместе с тем следует отметить, что понятие «педагогическое мастерство» выступало предметом научных исследований в многочисленных работах зарубежных и российских ученых. Так, согласно мнению E. Bagramyan, педагогическое мастерство представляет собой «высший уровень умения преподавателя вовлекать учащихся в совместное обучение», «мероприятие по достижению запланированных результатов развития, образования и обучения» [16]. По определению Т.А. Иваненко, мастерство есть результат «многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности» [6]. Ф.Ч. Коблов считает, что педагог-мастер «находится в состоянии поиска нового, более эффективного, будь то методы или средства обучения» [7].

На наш взгляд, педагогическое мастерство следует рассматривать в неразрывной связи с психолого-педагогической компетентностью преподавателя, так как оно в определенной степени показывает уровень его подготовленности и профессионализма, а также способность к критическому восприятию окружающей реальности.

Справедливо утверждение Ш.Ш. Олимова о том, что педагогическое мастерство -это творческий процесс [11], характеризующий способность педагога разрабатывать траекторию обучения и воспитания с учетом принципов гуманизма и субъектности. Как отмечает А. Кузьминский, педагогическое мастерство требует отхода от стандартов и стереотипов, глубокого понимания когнитивных процессов, расширения тезауруса, критической оценки своей деятельности [23].

Одной из форм педагогического мастерства, на наш взгляд, являются мастер-классы победителей и лауреатов национальных конкурсов, демонстрирующие высокий уровень компетентности и профессионализма. I.M. Hanken считает, что мастер-классы повышают не только качество преподаваемого предмета, но и уровень восприятия материала обучающимися [21]. В работе А. Юрченко и соавторов указывается на роль визуального обеспечения учебной деятельности средствами компьютерной анимации, а также тренинга и мастер-классов [29].

С.Н. Глушонкова отмечает значимость мастер-классов в содействии личностно-профессиональному развитию как самих учителей в части овладения ими облачной технологией, а также в формировании пространственного, критического мышления и аналитических способностей обучающихся [3].

Цель статьи заключается в анализе различных точек зрения на мастер-класс победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства как формы трансляции опыта по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов.

Реализация данной цели обусловило постановку следующих задач:

• исследовать и описать продуктивные практики, методики и технологии в образовании на основе мастер-классов лауреатов и победителей национальных конкурсов педагогического мастерства;

• провести сравнительный анализ описанных мастер-классов с целью выявления традиционных и авторских подходов в методиках победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства;

• раскрыть роль мастер-классов как формы трансляции опыта по развитию у студентов - будущих учителей когнитивной гибкости, способности принимать сложное устройство мира, находить взаимосвязи между разными отраслями и адаптироваться к меняющимся условиям.

_Обзор литературы

Современное образование вкупе с требованиями времени актуализирует процесс продуктивного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Мастер-классы победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства являются одними из эффективных форм трансляции опыта по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов. В этом контексте большой интерес представляет анализ исследований, посвященных вопросам развития личности, способной адаптироваться и развиваться в условиях непредсказуемого глобализирующегося мира. Образованию отводится ключевая роль в воспитании человека новой формации, цифровой реальности и постсоциальных отношений. Традиционный урок с передачей определенных наборов компетентностей не представляется интересным для современного ребенка. Именно с этим связан поиск новых нестандартных приемов, форм, методов, средств трансляции опыта по развитию гибких навыков у обучающихся. Чем гибкие навыки отличаются от комплекта знаний, умений, навыков? Учитывая особенности психофизиологического и эмоционального развития современных детей, подростков, молодежи, являющихся цифровыми аборигенами, важно, на наш взгляд, научить их учиться. В данном случае учеба представляет собой не организованный процесс в школе или в вузе, но и способность взаимодействовать, соблюдая корпоративную культуру и адекватно воспринимая ценность другого человека.

Проблема поиска эффективных методов обучения актуальна не только для средней школы, но в целом для всего образовательного пространства на всех его уровнях. В тематическом отчете исследователей Abena Dadze-Arthur, Anita Mörth and Eva Cendon «Aufstieg durch Bildung: offene Hochschulen» указывается на необходимость интеграции традиционных и инновационных методов, в том числе и на использование мастер-классов как новой формы, способствующей в нестандартном формате излагать материал урока. В анализе представлен обширный опыт различных конструкций учебной деятельности и выявления способов осуществления взаимосвязи педагогической теории и практики [19]. Согласимся с утверждением S.E. Said, что ключевыми звеньями в образовательной практике высшей школе являются обучение, исследование и распространение знаний [26], что безусловно играет важную роль в профессиональной подготовке будущего специалиста. Компетенции, освоенные студентами в процессе подготовки в высшей школе, оказываются востребованными в практической деятельности. Совершенно справедливо утверждение З.В. Смирновой о том, что специалист должен обла-

дать конкурентоспособностью, а мотивацией к этому служит участие в конкурсах различных уровней, способствующих раскрытию ресурсного потенциала обучающихся [27].

В контексте нашего исследования интересным представляется подход, предложенный Darryll Bravenboer и Stan Lester, в определении задач высшего образования, заключающихся в реализации модели интеграции традиционного и инновационного понимания компетентности как профессионального качества студента - будущего педагога [17]. Согласно результатам исследования Lai Y. C., Peng L. H., продуктивные практики неразрывно связаны с устойчивым развитием обучения. Мастер-класс развивает у обучающихся когнитивную гибкость. Авторы рассматривают качественное обучение через призму основных категорий, связанных с умением учителя увлеченно преподавать, обращать внимание на способность ученика к самостоятельному обучению, заинтриговывать интерес ученика к учебе, делать акцент на обучение через действие, оценивать эффективность преподавания и добиваться успеха в достижении поставленных целей [24].

Как отмечает М. Caeiro-Rodriguez, представители студенческой молодежи должны быть готовы найти устойчивые решения сложных проблем настоящей реальности. Задача высшего образования сформировать личность педагога и представителей других специальностей, способных работать в междисциплинарных командах, готовых адаптироваться к новым технологиям, обладающих гибкими навыками, играющих ключевую роль в педагогической инженерии. Следует отметить, что мягкие навыки нельзя изучать пассивно, как необработанные приобретенные знания. Обучающиеся должны занять активную позицию, где они могут испытать свои возможности, сильные стороны и слабые стороны по отношению к soft skills [18].

Близкую позицию в определении места и роли педагогической инженерии отмечают G.A. Ignatieva и соавт. в своем исследовании, указывая на то, что в современной ситуации построения ответственного будущего смысл педагогической инженерии заключается «в формировании у новых поколений желания строить социально ответственное поведение и среду для личных и коллективных действий по адаптации в условиях глобальных вызовов и снижению рисков» [22]. Педагогическая инженерия предполагает интегрирование достижений социально-гуманитарного научного знания с научно-технологическим знанием, инициируя формирование педагогов новой формации, осознанное учительство. Именно педагог, осознающий свою миссию в условиях глобализирующегося цифрового мира, способен адаптировать инновационные антропотехники, социотехники и культуро-техники с целью решения возникающих проблем и задач. Одной из форм проектирования уникальных ситуаций, в которых обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, работать в команде является мастер-класс.

Среди многообразия функций мастер-классов О.С. Серикова выделяет наставничество как эффективную форму передачи опыта молодым педагогам [13]. Структура мастер-класса выстраивается в зависимости от цели и задач, поставленных учителем. Например, учитель-наставник в процессе реализации мастер-класса, который состоит из двух взаимосвязанных частей, в вводной части описывает свой опыт и конкретные приемы. Вторая часть проходит в форме имитационной игры, в которую вовлекаются участники - молодые педагоги или студенты педагогического профиля, будущие учителя. Так часто используемой является технология смешанного обучения «перевернутый класс», сущность которой заключается в опережающем развитии обучающихся. Таким образом, мастер-класс становится формой продуктивной трансляции передового опыта педагогических практик.

В исследовании М.А. Мосиной рассматриваются особенности мастер-класса как одного из наиболее эффективных современных способов диссеминации передового педагогического опыта [10]. В процессе проведения мастер-класса создаются условия для профессиональной коммуникации, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала как самого педагога, так и обучающихся. Кроме того, опыт организации и проведения мастер-классов позволяет педагогам и участникам проводить рефлексию собственного профессионального мастерства, определять траекторию индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. В определении данном А.А. Голубник «мастер-класс - особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой оригинальный метод или авторскую методику преподавания, технологию обучения и воспитания» [4]. Мастер-класс как форма подачи учебного материала направлен на развитие когнитивных познавательных способностей посредством эмоционального восприятия, способствующего обогащению эмоционального интеллекта обучающихся.

Таким образом, на основании обзора теоретических источников следует заключить, что в определении мастер-класса как формы трансляции опыта по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов исследователи отмечают различные взаимодополняющие аспекты, которые служат продуктивной реализации целей обучения. Общность идей, предлагаемых учеными, педагогами-практиками состоит в том, что мастер-класс позволяет интегрировать традиционный и инновационный формат обучения и способствует формированию компетенций XXI века. Эффективность проведения мастер-класса оценивается по ключевым критериям, позволяющим характеризовать профессионализм и компетентность педагога-мастера.

_Материалы и методы

В качестве материалов исследования использовались: научные работы по педагогике, психологии и методикам обучения в современной школе; авторская анкета, направленная на выявление эффективности использования мастер-классов в процессе обучения.

В анкетировании приняло участие 88 педагогов, лауреатов и победителей конкурсов педагогического мастерства: Всероссийский конкурс «Учитель года России», Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Школа», Международный конкурс педагогического мастерства «Идеи образования».

Респондентам был предъявлен авторский опросник «Мастер-класс как форма трансляции опыта», состоящий из 11-ти вопросов, связанных с их опытом педагогической деятельности.

С помощью Google Forms был создан онлайн-опросник «Мастер-класс как форма трансляции опыта». Ссылка на опросник была распространена среди лауреатов и победителей конкурса педагогического мастерства (https://forms.gle/x97iowbFRSJdG1Eb8).

Время на заполнение анкеты - не более 10 минут. Участие конфиденциальное.

Вопросы анкеты:

1. Ваш возраст_

2. Ваш пол: □ мужской □ женский

3. Стаж Вашей педагогической деятельности:_

4. Преподаваемый предмет:_

5. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?_

□ да □ нет □ не знаю

6. Чем отличается мастер-класс как форма трансляции опыта по развитию гибких навыков от традиционного урока?_

7. Присутствуют ли у Вас как у педагог-мастера другие формы взаимодействия со слушателями?

□ да (какие?_) □ нет □ не знаю

8. Насколько Вы уверены, что после мастер-класса слушатели будут применять Ваш опыт в своей собственной педагогической деятельности? (оцените по 5-балльно шкале: 1 - совсем не уверен, 5 - абсолютно уверен):

9. На ваш взгляд, какие методические условия необходимы для проведения качественного мастер-класса?_

10. Расположите в порядке значимости нижеперечисленные способности, харак-теризирующие педагогическое мастерство современного учителя?

1. ориентированность на личность обучающегося;

2. коммуникативность;

3. перцептивные способности;

4. эмпатия;

5. эмоциональная устойчивость;

6. предметная компетентность;

7. креативность.

11. Расположите в порядке приоритета нижеследующие гибкие навыки, развиваемые у студентов - будущих учителей при просмотре мастер-классов победителей национальных конкурсов педагогического мастерства:

• как я учусь

• как я действую

• как я понимаю себя и других

• как я управляю собой

Методы математической статистики: описательные статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение), коэффициент корреляции г-Спирмена.

_Результаты исследования

В анкетировании приняло участие 88 педагогов-лауреатов и победителей различных конкурсов педагогического мастерства. Их них: 12 мужчин и 66 женщин. Средний возраст учителей - примерно 41 год с отклонением +/- 11 лет, средний стаж - 15 лет (см. табл. 1).

Таблица 1

Описательные статистики

N Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение

Возраст 88 19,00 63,00 41,0568 10,93698

Стаж 88 ,00 40,00 15,6250 11,46139

N валидных (целиком) 88

Perspectives of Science & Education. 2022, 60, No. 6

Большинство педагогов являются учителями русского (14,8%) и чеченского (12,5%) языков (см. рис. 1).

44%

8%

| Русский язык и литература 1 Чеченский языки литература 'Учитель начальных классов ' Математика История Другие

Рисунок 1 Распределение учителей по преподаваемому предмету

Также учителя начальных классов, математики, истории, географии, информатики и экономики.

Большинство учителей (67%) считают мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания (см. рис. 2).

Да

Нет

Не знэга

87%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения

и воспитания?»

При этом по мнению почти половины педагогов мастер-класс как форма трансляции опыта по развитию гибких навыков имеет принципиальные отличия от традиционного урока. Данная форма характеризуется: возможностями демонстрации нового взгляда на ту или иную область преподаваемого предмета; оригинальностью подходов на решение задач преподаваемого предмета; непосредственным обсуждением предлагаемого методического продукта и поиском творческого решения педагогической проблемы; обсуждением методов и поиском решения проблемы с помощью участников занятия; возможностью выхода из узких тематических рамок

учебного вопроса и большей вовлеченностью всех участников; интерактивным характером взаимодействия педагогов со слушателями; поиском творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога ведущего мастер-класс и т.д.

Следующие два вопроса были направлены на то, какими еще формами взаимодействия владеют педагоги и будут ли они применять опыт педагогов-новаторов в своей педагогической деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1

Описательные статистики

N Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение

Присутствуют ли у Вас как у педагога другие формы взаимодействия со слушателями? 88 ,00 5,00 1,2841 1,53839

Насколько Вы уверены, что в своей педагогической деятельности будете применять опыт педагогов-новаторов? 88 1,00 5,00 3,9773 1,18397

N валидных (целиком) 88

Педагоги в среднем отмечали только одну форму взаимодействия, и почти на 4 балла уверены, что будут использовать опыт педагогов-новаторов в своей работе. Корреляционный анализ показал (см. табл. 2), что данные по этим утверждениям положительно коррелируют (г = 0,338; р < 0,05).

Таблица 2

Корреляции

Возраст Стаж Владение Использование

Возраст 1,000

Стаж ,809** 1,000

,000

Владение -,007 ,049 1,000

,946 ,647

Использование -,040 -,036 ,338** 1,000

,709 ,739 ,001

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

Следует отметить, что мотивация учителей к использованию опыта педагогов-новаторов в своей работе не зависит от их возраста и стажа педагогической деятельности.

Следующий вопрос анкеты предлагал учителям расположить в порядке значимости способности, характеризирующие педагогическое мастерство современного учителя, от наиболее значимых к менее значимым (см. табл. 3).

Из семи предложенных критериев учителя проранжировали их так (см. рис. 6), что наиболее важной способностью оказалась «предметная компетентность» (34 выбора), затем - «ориентированность на личность учащегося» (18 выборов), а третье -«коммуникативность» (18 выборов).

Perspectives of Science & Education. 2022, Мо1. 60, N0. 6

Таблица 3

Перечень способностей

Способности учителя 1 2 3 4 5 6 7

Ориентированность на личность обучающегося 20 15 8 10 6 4 9

Коммуникативность 8 18 18 9 11 10 4

Перцептивные способности 4 3 11 9 16 16 8

Эмпатия 2 4 8 6 10 12 27

Эмоциональная устойчивость 7 4 6 15 16 14 9

Предметная компетентность 34 17 8 5 6 5 3

Креативность 8 15 14 17 5 5 7

Статистически значимых корреляций между этими критериями не выявлено. Это говорит о значительном разбросе мнений, приоритетов.

Респонденты расположили в порядке приоритета нижеследующие гибкие навыки (см. табл. 4):

Таблица 4

Перечень гибких навыков

Гибкие навыки 1 2 3 4 Ср.ранг

Как я учусь 23 9 9 17 0,66

Как я действую 21 17 20 13 0,80

Как я понимаю себя и других 27 22 17 8 0,84

Как я управляю собой 10 18 16 25 0,78

В таблице 4 предложен порядок приоритета гибких навыков, развиваемых у студентов - будущих учителей при просмотре мастер-классов победителей национальных конкурсов педагогического мастерства. Ранжирование полученных данных показал следующий результат: бОльшая часть респондентов (ср. ранг 0,84) на первое место ставят гибкий навык «как я понимаю себя и других»; на втором месте по важности (0,80) «как я действую»; третье место (0,78) - «как я управляю собой» и на последнем месте (0,66) - «как я учусь». Порядок приоритета гибких навыков позволяет сделать вывод о том, что для респондентов по значимости стоят навыки, формирующие субъект-субъектные отношения («как я понимаю себя и других»; «как я действую»; «как я управляю собой»), в которых задается формат сотрудничества учителя и ученика.

_Обсуждение результатов

Среди компетенций XXI века особое место занимает проектная деятельность. В этом контексте весьма значимой, на наш взгляд, является позиция Е.М. Красноштано-вой, которая определяет основное преимущество мастер-класса в уникальном сочетании индивидуальной работы с возможностью закрепления практических компетенций [8]. Мастер-класс позволяет демонстрировать элементы проектной деятельности обучающихся, способствующей формированию исследовательских компетенций и критического мышления. Мы согласны с мнением В.И. Мельницкого, утверждающего о значимой роли прецедентных феноменов в формировании образа учителя [9]. Сре-

ди разнообразных аспектов профессиональной деятельности педагога мастер-класс также может служить показателем его квалификационного уровня. Выступая оригинальной площадкой обсуждения многочисленных вопросов современной теории и практики обучения и воспитания средствами мастер-класса, педагог инициирует своеобразное пространство неограниченное рамками традиционализма.

Л.Б. Абдуллина подчеркивает важность необходимости учета учителями вызовов времени и социокультурных тенденций развития образования в своей педагогической деятельности. Автор отмечает, что в профессиональных конкурсах педагогического мастерства наиболее распространенной формой демонстрации собственного опыта участника является мастер-класс [1]. Он позволяет педагогу убедительно и аргументированно доказывать свою позицию, проявить эрудированность как в собственном направлении работы, так и в междисциплинарных отраслях, что свидетельствует о наличии у него ме-такомпетенций. А.С. Втехина рассматривает мастер - класс, как возможность мотивации обучающихся на творческую деятельность, создавая условия для эффективного освоения художественно-творческих умений, знаний свойств материалов, получения необходимого опыта, способствующего успешному выполнению заданий [2].

Рефлексия проблемы развития гибких навыков приводит к убеждению о том, что образовательное пространство должно выступать особой средой для конструирования контента обучения и воспитания. Н.Г. Шалаева в своих исследованиях развивает идеи «горизонтального образования» как одну из центральных технологий для непрерывного роста профессионального мастерства учителя. Следует отметить, что автор в качестве активной формы «горизонтального обучения» рассматривает мастер - класс, «где педагоги, выступающие в роли мастера, стараются вовлечь участников в деятельность, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает их саморазвитию» [Шалаева].

Согласно мнению Ж.К. Закарьяновой, мастер-класс является активным методом обучения, так как он направлен на развитие самостоятельности обучающихся и активизацию мыслительной деятельности. Особенность мастер-класса в возможности создания колла-боративной среды в процессе командной работы, а также в формировании гибких навыков на основе стимулирования накопительного эффекта исследовательских бесед [5].

Формой повышения профессионального мастерства, согласно определению Л.А. Садыковой, выступает мастер-класс, позволяющий для отрабатывать практические навыки по различным методикам и технологиям, расширять кругозор и приобщаться к новейшим областям знания. В отличие от других форм организации учебного процесса в мастер-классе преподаватель-мастер не столько рассказывает, сколько показывает, как применять на практике новую технологию или метод. «Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм, <...> она основывается как на интуиции ведущего куратора, так и на восприимчивости слушателя» [12].

_Выводы

Таким образом, основываясь на проведенном обзоре научных исследований и эмпирических результатах, следует резюмировать, что:

• в определении мастер-класса как формы трансляции опыта по развитию гибких навыков студентов - будущих педагогов исследователи отмечают различные взаимодополняющие аспекты, которые служат продуктивной реализа-

ции целей обучения. Мастер-класс рассматривается как: модель интеграции традиционного и инновационного способов обучения; метод развития когнитивной гибкости обучающихся; форма проектирования уникальных ситуаций, в которых обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, работать в команде; мастер-класс становится формой продуктивной трансляции передового опыта педагогических практик; формой демонстрации элементов проектной деятельности обучающихся, способствующей формированию исследовательских компетенций и критического мышления, а также активной формой «горизонтального обучения»; • среди основных функций мастер-классов выделяются наставничество как эффективная форма передачи опыта молодым педагогам; рефлексия собственного профессионального мастерства, определения траектории индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина Л.Б., Саттарова Л.С. Мастер-класс и методическая мастерская как форма отражения опыта работы педагога // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / под ред. И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, И.П. Родионовой, М.М. Сабитовой. М.: Издательство ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс», 2021. С. 14-17.

2. Втехина А.С., Бакиева О.А. Мастер-класс как средство развития мотивации на уроках изобразительного искусства // Конструктивные педагогические заметки. 2021. №. 9-2. С. 60-68.

3. Глушонкова С.Н. Мастер-класс как средство личностно-профессионального развития учителя // Учебный год. 2020. № 1(59). С. 65-67.

4. Голубник А.А. Мастер-класс как форма совершенствования готовности педагога к цифровому обучению // Образовательная динамика сетевой личности: сборник трудов III научно-практической конференции «Образовательная динамика сетевой личности» / Под ред. А.А. Ахаяна, Е.В. Пискуновой // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. Т.2 (Методическое приложение). МЕТ 084. С. 174-178.

5. Закарьянова Ж.К. Мастер-класс: Применение активных методов обучения на уроках биологии // Инновации в образовании (Казахстан). 2021. №. 1. С. 43-45.

6. Иваненко Т. А. Взаимосвязь педагогической культуры и педагогического мастерства // Глобальный научный потенциал. 2017. №. 10. С. 79.

7. Коблов Ф. Ч. К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющая основу обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-o-pedagogicheskom-masterstve-kak-sostavlyayuscheyosnovu-obucheniya (дата обращения: 16.10.2021).

8. Красноштанова Е.М. Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности // Математика и проблемы обучения математике в общем и профессиональном образовании. 2021. С. 83-85.

9. Мельницкий В.И. Роль прецедентных феноменов в формировании образа учителя // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 5-6 апреля 2022 г) / Под общей ред. Д.А. Погонышева. Ч. 7. Филология. Лингвистика. Перевод. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2022. С. 367-372.

10. Мосина М.А., Канцур А.Г., Нельзина Е.Н. Мастер-класс как одна из форм итоговой работы участников курсов повышения квалификации // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. №. 6. С. 31-40.

11. Олимов Ш. Ш. Педагогическое мастерство преподавателя и его профессионализм в системе образования // Научные школы. Молодёжь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 2017. Т. 31.

12. Садыкова Л.А. Уникальная методика преподавания-«мастер-класс» // Вестник Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета / Научный журнал. 2022. № 2 (22). С. 62-67.

13. Серикова О.С. Мастер-класс как одна из форм наставничества // Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. С. 63-66.

14. Шалаева Н.Г., Берсенева Н.Б. Мастер-класс как активная форма «горизонтального обучения» в профессионально-личностном развитии педагога // Актуальные вопросы преподавания естественно-научных дисциплин и технологического образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных; стандартов и научного наследия академика НН Семенова. 2021. С. 169-172.

15. Шарлаева, И. В. Организация методического сопровождения профессионального развития педагогов в муниципальной системе образования // Методист. 2012. № 1. С. 20-24.

16. Bagramyan E., Sakharchuk E., Volya E. Pedagogical excellence in the focus of research at Russian univi" '' ■ Web of Conferences. EDP Sciences, 2020. T. 87. DOI: 10.1051/shsconf/20208700081

17. Bravenboer D., Lester S. Towards an integrated approach to the recognition of professional competence and academic" learning. Education + Training. 2016. 58(4), 409-421. DOI: 10.1108/ET-10-2015-0091

18. Caeiro-Rodriguez M. et al. Teaching soft skills in engineering education: An European perspective // IEEE Acces|| 2021. T. 9. C. 29222-29242.

19. Dadze-Arthur A., Morth A., Cendon E. International trailblazers. Work-based higher education in selected higher education institutions in the US, England and Denmark. Results of an international case study research project. Thematic report of the research accompanying the joint Federal Government-Lander competition" Advancement through education: open universities". 2020.

20. Dronova, S.Yu., Konkin A.A., Seregina V.A., Bermudes-Alekina A.E., Kotenko V.V. The teacher's role in the development of soft skills in distance and blended learning. SHS Web Conf., 2021, vol. 127 03003. DOI: 10.1051/shsconf/202112703003

21. Hanken I. M. Listening and learning in a master class // Music Education Research. 2015. T. 17. №. 4. C. 453-464.

22. Ignatieva G.A., Samerkhanova E.K., Sdobnyakov V.V., Tulupova O.V. Pedagogical engineering: methodological outline of the project of the Minin University // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 2.

23. Kuzminskyy A. On the Development of Pedagogical Excellence: Prerequisites and Preconditions // American Journal of Educational Research. 2013. T. 1. №. 11. C. 456-463. DOI: 10.12691/education-1-11-1

24. Lai Y. C., Peng L. H. Effective teaching and activities of excellent teachers for the sustainable development of higher design education // Sustainability. 2020. T. 12. №. 1.

25. Macqual S.M., Salleh U.K.M., Zulnaidi H. Assessing prospective teachers' soft skills curriculum implementation: Effects on teaching practicum success. South African Journal of Education, 2021, vol. 41, no. 3, Art. #1915, 21 p. DOI: 10.15700/saje.v41n3a1915

26. Said S. E. Pedagogical Best Practices in Higher Education National Centers of Academic Excellence/Cyber Defense Centers of Academic Excellence in Cyber Defense. Union University, 2018.

27. Smirnova Z. V. et al. WorldSkills as means of improving quality of pedagogical staff training // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. T. 7. №. 4. C. 4103-4108.

28. Sultanova L., Hordiienko V., Romanova G., Tsytsiura K. Development of soft skills of teachers of Physics and Mathematics Development of soft skills of teachers of Physics and Mathematics. Journal of Physics: Conference Series, 2021. 1840. DOI: 10.1088/1742-6596/1840/1/012038.

29. Yurchenko A. et al. Improvement of Teacher Qualification in the Field of Computer Animation: Training or Master Class? // 2021 44th International Convention on Information, Communication and Electronic Technology (MIPRO). IEEE, 2021. C. 631-635.

30. Zhukova, O., Mandragelia, V., Sobolyeva, S., Hurenko, T., & HnatG. (2021). Formation of soft-skills in future teachers in the context of teaching practice in a pandemic. Revista Tempos E Espagos Em Educagao, 14(33), e16584. https:// doi.org/10.20952/revtee.v14i33.16584

REFERENCES

1. Abdullina L.B., Sattarova L.S. Master-class and methodical workshop as a form of reflecting the experience of the teacher. Modeling and designing in the educational environment: collection of materials of the VI All-Russian (with international participation) scientific and practical, methodological conference for scientific and pedagogical community / edited by I. Artemyev, V. Belevtsova, I. Rodionova, M. Sabitova. Moscow, Publishing house GBPOU "Moscow State Educational Complex," 2021, pp. 14-17. (in Russ.)

2. Vtekhina A.S., Bakieva O.A. Master-class as a means to develop motivation in the lessons of fine arts. Constructive pedagogical notes, 2021, no. 9-2, pp. 60-68. (in Russ.)

3. Glushonkova S.N. Master-class as a means of personal-professional development of a teacher. Uchebnyi god, 2020, no. 1(59), pp. 65-67. (in Russ.)

4. Golubnik A.A. Master-class as a form of improving teacher readiness for digital learning. Educational dynamics of the network personality: Proceedings of the III scientific-practical conference "Educational dynamics of the network personality"/ Ed. by A.A. Akhayan, E.V. Piskunova. Letters to Emissia. Offline Letters (The Emissia. Offline Letters): An electronic scientific journal, 2020, vol. 2 (Methodical Appendix). MET 084, pp. 174-178. (in Russ.)

5. Zakaryanova J.K. Master-class: Application of active teaching methods on biology lessons. Innovations in Education (Kazakhstan), 2021, no. 1, pp. 43-45. (in Russ.)

6. Ivanenko T. A. Interrelation of pedagogical culture and pedagogical mastery. Global scientific potential, 2017, no. 10, pp. 79. (in Russ.)

7. Koblov F. Ch. To the question of pedagogical excellence as a constituent basis of learning. Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 60-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pedagogicheskom-masterstve-kak-sostavlyayuscheyosnovu-obucheniya (accessed 16 October 2021).

8. Krasnoshtanova E.M. Master-class as one of the forms of dissemination of pedagogical experience in the organization of project activity. Mathematics and problems of teaching mathematics in general and professional education, 2021, pp. 83-85. (in Russ.)

9. Melnitsky V. I. The Role of precedent phenomena in the formation of the image of the teacher. XXIVAll-Russian Student Scientific Conference of Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, 5-6 April 2022) / Ed. by D. A. Pogonyshev. H. 7. Philology. Linguistics. Translation. Nizhnevartovsk, NVSU, 2022, pp. 367-372. (in Russ.)

10. Mosina M.A., Kantsur A.G., Nelzina E.N. Master-class as one of the forms of the final work of the participants of courses

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of professional development. Humanities Research. Pedagogy and Psychology, 2021, no. 6, pp. 31-40. (in Russ.)

11. Olimov Sh. Sh. Pedagogical skill of a teacher and his professionalism in the system of education. Scientific schools. Youth in science and culture of the XXI century: materials of the international scientific-creative forum, 2017, vol. 31. (in Russ>f|

12. Sadykova L.A. Unique teaching method - "master-class". Bulletin of the West Kazakhstan Innovative Technological University. Scientific Journal, 2022, no. 2 (22), pp. 62-67. (in Russ.)

13. Serikova O.S. Master-class as a form of mentoring. Best practices of mentoring in educational organizations: collection of methodological materials / J. M. Yakhtanigova, E. V. Chuprikova, K. S. Lagoda, E. A. Fatneva, ed. by E. N. Myasischeva. Belgorod, BelIRO, 2021, pp. 63-66. (in Russ.)

14. Shalaeva N. G., Berseneva N. B. Master-class as an active form of "horizontal learning" in the professional and personal development of the teacher. Actual issues of teaching natural-science disciplines and technological education in the implementation of federal state educational standards and scientific heritage academician N. Semenov. 2021, pp. 169-172. (in Russ.)

15. Sharlaeva I. V. Organization of methodological support for the professional development of teachers in the municipal education system. Methodist, 2012, no. 1, pp. 20-24. (in Russ.)

16. Bagramyan E., Sakharchuk E., Volya E. Pedagogical excellence in the focus of research at Russian universities. SHS Web of Conferences. EDP Sciences, 2020, vol. 87. DOI: 10.1051/shsconf/20208700081

17. Bravenboer D., Lester S. Towards an integrated approach to the recognition of professional competence and academic learning. Education + Training, 2016, vol. 58(4), pp. 409-421. DOI: 10.1108/ET-10-2015-0091

18. Caeiro-Rodriguez M. et al. Teaching soft skills in engineering education: An European perspective. IEEE Access, 2021. vol. 9, pp. 29222-29242.

19. Dadze-Arthur A., Morth A., Cendon E. International trailblazers. Work-based higher education in selected higher education institutions in the US, England and Denmark. Results of an international case study research project. Thematic report of the research accompanying the joint Federal Government-Lander competition" Advancement through education: open universities", 2020.

20. Dronova, S.Yu., Konkin A.A., Seregina V.A., Bermudes-Alekina A.E., Kotenko V.V. The teacher's role in the development of soft skills in distance and blended learning. SHS Web Conf, 2021, vol. 127 03003. DOI: 10.1051/shsconf/202112703003

21. Hanken I. M. Listening and learning in a master class. Music Education Research, 2015, vol. 17, no. 4, pp. 453-464.

22. Ignatieva G.A., Samerkhanova E.K., Sdobnyakov V.V., Tulupova O.V. Pedagogical engineering: methodological outline of the project of the Minin University. Vestnik of Minin University, 2022, vol. 10, no. 2.

23. Kuzminskyy A. On the Development of Pedagogical Excellence: Prerequisites and Preconditions. American Journal of Educational Research, 2013, vol. 1, no. 11, pp. 456-463. DOI: 10.12691/education-1-11-1

24. Lai Y. C., Peng L. H. Effective teaching and activities of excellent teachers for the sustainable development of higher design education. Sustainability, 2020, vol. 12, no. 1.

25. Macqual S.M., Salleh U.K.M., Zulnaidi H. Assessing prospective teachers' soft skills curriculum implementation: Effects on teaching practicum success. South African Journal of Education, 2021, vol. 41, no. 3, Art. #1915, 21 p. DOI: 10.15700/saje.v41n3a1915

26. Said S. E. Pedagogical Best Practices in Higher Education National Centers of Academic Excellence/Cyber Defense Centers of Academic Excellence in Cyber Defense. Union University, 2018.

27. Smirnova Z. V. et al. WorldSkills as means of improving quality of pedagogical staff training. International Journal of Engineering and Technology (UAE), 2018, vol. 7, no. 4, pp. 4103-4108.

28. Sultanova L., Hordiienko V., Romanova G., Tsytsiura K. Development of soft skills of teachers of Physics and Mathematics Development of soft skills of teachers of Physics and Mathematics. Journal of Physics: Conference Series, 2021. 1840. DOI: 10.1088/1742-6596/1840/1/012038.

29. Yurchenko A. et al. Improvement of Teacher Qualification in the Field of Computer Animation: Training or Master Class? 2021 44th International Convention on Information, Communication and Electronic Technology (MIPRO). IEEE, 2021, pp. 631-635.

30. Zhukova, O., Mandragelia, V., Sobolyeva, S., Hurenko, T., & HnatG. Formation of soft-skills in future teachers in the context of teaching practice in a pandemic. Revista Tempos E Espagos Em Educagao, 2021, 14(33), e16584. DOI: 10.20952/revtee.v14i33.16584

Информация об авторах

Бетильмерзаева Марет Мусламовна

(Россия, г. Грозный) Доцент, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, политологии социологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: maret_fil@mail.ru

Information about the authors Maret M. Betilmerzaeva

(Russia, Grozny) Associate Professor, Dr. Sci. (Philosophy), Head of the Chair of Philosophy, Political Science, Sociology Chechen State Pedagogical University E-mail: maret_fil@mail.ru

Мусханова Исита Вахидовна

(Россия, г. Грозный) Профессор, доктор педагогических наук, директор Института филологии, истории и права ФГБОУ Во «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: vinter_65@mail.ru

Isita V. Muskhanova

(Russia, Grozny) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Director of the Institute of Philology, History and Law Chechen State Pedagogical University E-mail: vinter_65@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.