Научная статья на тему 'МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

798
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие / непрерывное обучение / повышение квалификации / итоговая аттестация / мастер-класс / professional development / lifelong learning / in-service education / end-of-course assessment / workshop

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Канцур Анна Германовна, Нельзина Елена Николаевна

В статье обсуждается опыт Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета по организации итоговой аттестации слушателей на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка. Описываются особенности мастер-класса как одного из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения педагогического опыта, которые проявляются в том, что участники изучают разработки по теме мастер-класса; участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. Рассматриваются цели и задачи мастер-класса, заключающиеся в создании условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; повышении профессионального мастерства и квалификации участников; распространении передового педагогического опыта; внедрении новых технологий обучения и воспитания; совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; оказании помощи участникам мастеркласса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. Показывается, что ожидаемый результат итоговой аттестации выражается в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению. Особое внимание уделяется содержанию и структуре мастер-класса, которая включает в себя презентацию педагогического опыта учителя, презентацию урока/серии уроков, имитационную игру, моделирование и рефлексию. Приводятся примеры из опыта работы факультета повышения квалификации, предлагаются методические рекомендации по подготовке, проведению, оцениванию мастер-класса. Делается вывод о методической целесообразности использования мастер-класса как формы итоговой аттестации слушателей, позволяющей оценить сформированные у них компетенции, приобретенные в процессе обучения на курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Канцур Анна Германовна, Нельзина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKSHOP AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSES ASSESSMENT

The article discusses the experience of Perm State Humanitarian Pedagogical University in organizing the final assessment of teachers of foreign languages in the process of professional development. The features of the workshop are described as one of the most effective modern methods of exchange and dissemination of pedagogical experience, which are manifested in the fact that participants study developments on the topic of workshop; participate in the discussion of the results obtained; ask questions, receive consultations; recommend their own problems, questions, developments for discussion; express their proposals for solving the discussed problems. The goals and objectives of workshop are considered, which consist in creating conditions for professional communication, self-realization and stimulating the growth of the creative potential of teachers; improving the professional skills and qualifications of the participants; dissemination of advanced teaching experience; introduction of new technologies of teaching and education; joint development of the methodological approaches of the master teacher and methods of solving the problem posed in the workshop program; reflections of their own professional skills by the participants of the workshop; rendering assistance to the participants of the workshop in defining the tasks of selfdevelopment and forming an individual program of self-education and self-improvement. It is shown that the expected output of the final attestation is expressed in the participants' mastering of new creative ways to solve a pedagogical problem, in the formation of motivation for self-learning. Particular attention is paid to the content and structure of the workshop, which includes a presentation of the teacher's pedagogical experience, presentation of a lesson / series of lessons, simulation game, modeling and reflection. Examples are given from the experience of the faculty of professional training, methodological recommendations for the preparation, delivery, and assessment of workshop are offered. The conclusion is made about the methodological expediency of using a workshop as a form of end-of-course assessment of teachers, which allows to evaluate the competencies they have acquired in the course of training.

Текст научной работы на тему «МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 37.018.46 UDC 37.018.46

DOI: 10.24412/2712-827Х-2021 -6-31 -40

Мосина Маргарита Александровна

Доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151968 (доб. 469), e-mail: margarita_67@inbox.ru

Канцур Анна Германовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151968 (доб. 469), e-mail: ankantsur@mail.ru

Нельзина Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151968 (доб. 469), e-mail: nelzina@mail.ru

Mosina Margarita Alexandrovna

Grand Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

Kantsur Anna Germanovna

Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

Nelzina Elena Nikolayevna

Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

WORKSHOP AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

COURSES ASSESSMENT

Аннотация

В статье обсуждается опыт Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета по организации итоговой аттестации слушателей на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка. Описываются особенности мастер-класса как одного из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения педагогического опыта, которые проявляются в том, что участники изучают разработки по теме мастер-класса; участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. Рассматриваются цели и задачи мастер-класса, заключающиеся в создании условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; повышении профессионального мастерства и квалификации

участников; распространении передового педагогического опыта; внедрении новых технологий обучения и воспитания; совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; оказании помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. Показывается, что ожидаемый результат итоговой аттестации выражается в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению. Особое внимание уделяется содержанию и структуре мастер-класса, которая включает в себя презентацию педагогического опыта учителя, презентацию урока/серии уроков, имитационную игру, моделирование и рефлексию. Приводятся примеры из опыта работы факультета повышения квалификации, предлагаются методические рекомендации по подготовке, проведению, оцениванию мастер-класса. Делается вывод о методической целесообразности использования мастер-класса как формы итоговой аттестации слушателей, позволяющей оценить сформированные у них компетенции, приобретенные в процессе обучения на курсах.

Abstract

The article discusses the experience of Perm State Humanitarian Pedagogical University in organizing the final assessment of teachers of foreign languages in the process of professional development. The features of the workshop are described as one of the most effective modern methods of exchange and dissemination of pedagogical experience, which are manifested in the fact that participants study developments on the topic of workshop; participate in the discussion of the results obtained; ask questions, receive consultations; recommend their own problems, questions, developments for discussion; express their proposals for solving the discussed problems. The goals and objectives of workshop are considered, which consist in creating conditions for professional communication, self-realization and stimulating the growth of the creative potential of teachers; improving the professional skills and qualifications of the participants; dissemination of advanced teaching experience; introduction of new technologies of teaching and education; joint development of the methodological approaches of the master teacher and methods of solving the problem posed in the workshop program; reflections of their own professional skills by the participants of the workshop; rendering assistance to the participants of the workshop in defining the tasks of self-development and forming an individual program of self-education and self-improvement. It is shown that the expected output of the final attestation is expressed in the participants' mastering of new creative ways to solve a pedagogical problem, in the formation of motivation for self-learning. Particular attention is paid to the content and structure of the workshop, which includes a presentation of the teacher's pedagogical experience, presentation of a lesson / series of lessons, simulation game, modeling and reflection. Examples are given from the experience of the faculty of professional training, methodological recommendations for the preparation, delivery, and assessment of workshop are offered. The conclusion is made about the methodological expediency of using a workshop as a form of end-of-course assessment of teachers, which allows to evaluate the competencies they have acquired in the course of training.

Ключевые слова: профессиональное развитие, непрерывное обучение, повышение квалификации, итоговая аттестация, мастер-класс.

Keywords: professional development, lifelong learning, in-service education, end-of-course assessment, workshop.

Введение

Модернизация российского образования на современном этапе связывается не только с приведением национальных образовательных программ в соответствие с международно-принятыми требованиями и внедрением инновационных подходов к содержанию образования и к образовательным технологиям, но и с проблемами повышения качества профессиональной подготовки учителей, повышения уровня их профессиональной компетенции. В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего учителя, способного воспитывать личность в современном динамично меняющемся мире. Базовое педагогическое образование, получаемое в высших учебных

заведениях, не может обеспечить учителя на всю жизнь знаниями и качествами, необходимыми ему для эффективной педагогической деятельности. Непрерывное образование в течение всей жизни - залог профессионального самосохранения, профессионального развития и самосовершенствования.

Основная часть

Курсы повышения квалификации учителей иностранного языка в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете направлены на развитие их профессиональной компетентности, развитие их творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям и способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Курсы предполагают обучение в объеме 72 часа или 108 часов. Тематика курсов разнообразна и связана с современными тенденциями развития иноязычного образования, например:

- инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа повышения качества учебного процесса и подготовки учащихся к экзаменам;

- отечественные и зарубежные инновационные тенденции в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и в оценивании результатов образования;

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции на основе современных заданий, упражнений, форм взаимодействия;

- дифференцированное обучение как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка и повышения качества иноязычного образования;

- СК1Ь как средство развития предметных и иноязычных умений учащихся основной школы.

Занятия во время очных сессий носят практико-ориентированный характер, что позволяет определить соотношение в период очного обучения между теоретической и практической подготовкой в пользу практической направленности. Обучение проводится в режиме интерактивного взаимодействия с аудиторией. Ознакомление с новым материалом, отработка определенных способов действия проходит на лекционных и практических занятиях интерактивного типа с организацией групповой работы, что предполагает активное взаимодействие всех участников курсов. Показателями усвоения материала служат обобщение материала и его визуализация в различной форме, заполненные карты наблюдения за учебным процессом, устные высказывания, разработка заданий для учащихся с использованием предложенных приемов, а также предложенные участникам курсов итоговые работы по окончанию обучения.

Целью итоговой аттестации участников курсов является определение их способности и готовности к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. В качестве аттестационных работ могут быть:

- индивидуальный план-конспект урока или технологическая карта урока;

- практико-исследовательский проект;

- мастер-класс.

В течение последних 5 лет основной формой итоговой работы является мастер-класс. Существует много определений мастер-класса. Приведем некоторые из них: мастер-класс -публичная демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле [Новый словарь иностранных слов 2009], вид учебного занятия в системе повышения квалификации преподавателя, в котором демонстрируются (иногда в ходе реального урока) практические приемы и технологии проведения занятий [Новый словарь методических терминов и понятий 2009], краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства, проводимый выдающимися мастерами [Большой Российский энциклопедический словарь 2009].

В привычном понимании мастер-класс - один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения педагогического опыта путем прямого комментирован-

ного показа приемов и методов работы педагога, в процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки.

Мастер-класс как итоговая работа, безусловно, отличается от мастер-класса, проводимого учителем-мастером. Если целью мастер-класса, проводимого педагогом-мастером, является распространение передового опыта, то мастер-класс как итоговая работа показывает, насколько участники курсов освоили программу и способны перенести в учебный процесс освоенные ими в процессе обучения технологии. Данная форма итоговой работы позволяет показать за короткое время фактический уровень теоретических знаний, методической подготовленности, умения самостоятельно вести методический поиск. Проведение мастер-класса свидетельствует о сформированности у них компетенций, необходимых для реализации трудовых функций в соответствии с ФГОС ВО и профессиональным стандартом [Профессиональный стандарт педагога], по которым ведется переподготовка. В процессе подготовки обучающиеся демонстрируют также умения оформлять достигнутые результаты в итоговую работу и представить свою работу в группе коллег.

К особенностям проведения мастер-класса можно отнести следующие: основная форма взаимодействия со слушателями - сотрудничество; сотворчество, совместный поиск; формы, методы, технологии работы в процессе проведения мастер-класса участникам не навязываются, а предлагаются; в технологии проведения мастер-класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология; на одном из этапов мастер-класса слушателям предлагается самостоятельная работа в малых группах, создающая условия для включения всех в активную деятельность и позволяющая провести обмен мнениями [Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС 2014].

Тема мастер-класса должна быть связана с направлением курсов, отражать целенаправленность использования наиболее интересных приемов (технологий) обучения иностранному языку на достижение результатов иноязычного образования, например, «Использование технологии сотрудничества и ИКТ на уроках английского языка», «Использование учебного информационного ресурса Tresure Hunt во внеклассной работе по английскому языку», «Задания с использованием Word Cloud при работе над иноязычным текстом», «QR-код как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка», «Создание мультипликационных роликов как средства повышения мотивации и способа развития коммуникативных умений учащихся», «Использование технологии «Модельный текст» на уроках немецкого языка».

Выполнение и защита итоговой работы в форме мастер-класса может осуществляться участниками курсов индивидуально, однако, рекомендуется разрабатывать мастер-класс в мини-группе по 3 человека. Совместная работа над содержанием мастер-класса развивает личностные качества обучающихся - коммуникабельность, открытость к принятию других позиций, точек зрения, готовность гибко реагировать на высказывания коллег, включая изменение собственной позиции, не навязывание своего мнения.

Для проведения итоговой аттестации разработаны дидактические материалы, помогающие участникам курсов подготовить, провести и оценить мастер-классы. Прежде всего слушатели курсов знакомятся с положением о мастер-классе (см. Приложение 1) и продумывают тему мастер-класса, которую обсуждают с преподавателями курсов повышения квалификации. Н. И. Филатова, С. И. Усова [Филатова, Усова 2016] в своей работе, посвященной методике организации и проведения мастер-класса педагогом, советуют в названии темы не использовать «заумные» профессиональные термины. Тема мастер-класса должна звучать понятно и просто. Например, «Учимся понимать текст».

Далее определяются основополагающие цели, достижению которых подчинен весь мастер-класс. Внимание учителей обращается также на тот факт, что они могут выбрать задачи мастер-класса из предложенного списка, соотнести со своим мастер-классом, а не использовать все задачи. Например, задача мастер-класса «Использование метода четырех

квадратов как способа организации работы над письменной речью на уроках иностранного языка» заключается в обучении участников мастер-класса навыкам использования метода «Четыре квадрата» на уроках как средства развития логического мышления обучающихся. Мастер-класс «Использование мультимедийных интеллектуальных игр как эффективная технология реализации мультипредметности» предполагает решение таких задач, как знакомство участников мастер-класса с концептуальными основами использования мультимедийных интеллектуальных игр в рамках реализации системно-деятельностного подхода и представление своей авторской модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

В разделе «Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса» приведена структура проведения мастер-класса [Русских 2002]. Однако при организации и проведении мастер-класса как итоговой работы участников курсов повышения квалификации структура претерпевает некоторые изменения, так как данный мастер-класс может разрабатывать не только учитель-профессионал, но и начинающий учитель. Также заранее оговаривается время проведение мастер-класса: от 20 до 30 минут.

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

- Актуализация знаний участников мастер-класса с использованием интерактивных приемов взаимодействия.

- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем. Краткое описание достижений в опыте работы.

- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.

- Описание системы уроков (внеклассных занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.

2. Представление урока (внеклассного занятия), системы уроков (внеклассных занятий)

- Рассказ педагога о занятии, фрагмент которого будет продемонстрирован в ходе проводимого мастер-класса.

- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться. Приветствуются фотографии или краткие видеосюжеты из учебно-воспитательной деятельности учителя, где отображается заявленный учителем прием / метод, который будет демонстрироваться на мастер-классе.

- Краткая характеристика результативности используемой технологии.

- Вопросы педагогу по изложенному.

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками). Педагог-мастер заранее определяет форму проведения данного этапа мастер-класса: практическое занятие с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности; ролевая, имитационная игра с участниками мастер-класса и др. Участники мастер-класса могут одновременно играть две роли: например, учащиеся 5 класса на уроке «Английский язык» и учителя-эксперты, присутствующие на фрагменте открытого занятия. Другой вариант проведения данного этапа предусматривает участие всех участников мастер-класса в роли учеников, а педагог-мастер выступает в роли их учителя. На данном этапе важно осознание каждым участником мастер-класса эффективности изучаемой педагогической технологии. Важно соблюсти требования к данной части, которая является центральным и особенно важным звеном мастер-класса. Н. И. Филатова, С. И. Усова предлагают следующие требования: не обращаться со взрослыми как с детьми; сложность предлагаемого материала должна соответствовать опыту слушателей; соблюдать «игру» (имитацию) на протяжении всего времени и не пояснять, что делает педагог-мастер и зачем; четко дать понять о завершении данного этапа; перед тем как давать свои пояснения, обратиться к участникам, что они увидели, поняли, почувствовали; отметить, что педагог-мастер хотел продемонстрировать, и явно ли это можно было проследить в данном фрагменте [Филатова, Усова 2016].

4. Рефлексия: самоанализ проведенной имитационной игры педагогом-мастером; ответы на вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному фрагменту урока (занятию, игре и т. п.); общая дискуссия по результатам совместной деятельности мастера-педагога и слушателей; заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Заключение

Во время последнего занятия в рамках курсов повышения квалификации учителя представляют разработанный мастер-класс и одновременно становятся участниками мастер-классов коллег. После показа каждого мастер-класса учителям предлагается заполнить карты наблюдения и оценки мастер-классов в соответствии с критериями, с которыми учители знакомятся заранее (см. Приложение 2).

Особое внимание уделяется такому критерию как обоснование актуальности, новизны темы. При ознакомлении с мастер-классом Д. И. Рочева «Три шага в кооперативное обучение» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2014» учителя иностранных языков отмечают, что заявленная тема мастер-класса не нова. Используемая учителем технология корпоративного обучения является одной из разновидностью технологии «обучение в сотрудничестве», а представленный методический прием «Пила» известен практически каждому учителю иностранного языка. Но Д. И. Рочев очень интересно представляет свой педагогический опыт, удачно его визуализирует, используя при этом схемы, символы, видеофрагмент с собственного урока и при этом аргументированно обосновывает актуальность заявленной темы.

При просмотре и анализе данного мастер-класса учителями других предметов, например «Истории», «Литературы» и др. подчеркивается именно новизна заявленной методической темы, поскольку данная образовательная технология или не знакома учителям других предметов, или редко ими используется.

Демонстрация мастер-класса как формы итоговой работы участников курсов повышения квалификации заканчивается рефлексией, которая может быть проведена при помощи такого инструмента как анкеты. Опрос-анкета по итогам мастер-класса (см. Приложение 3) позволяет определить слушателю курсов, чему он научился в ходе активного участия в мастер-классе, что ему важно для своей дальнейшей педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Список литературы

Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 2009. 1888 с.

Мастер-класс Рочева Дениса Игоревича «Три шага в кооперативное обучение». 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Q3plyU43owY (дата обращения: 30.07.2019).

Мастер-класс «Использование Грамматических стихотворений на уроках английского языка» Латышева В. В., Светлакова О. Б., Батуева Е. С. URL: https://infourok.ru/masterklass-ispolzovanie-grammaticheskih-stihotvoreniy-na-urokah-angliyskogo-yazika-3636701.html (дата обращения: 28.09.2020).

Мастер-класс по русскому языку «Рафт-технология». URL: https://infourok.ru/masterklass-po-russkomu-yaziku-raft-tehnologiya-2086278.html (дата обращения: 28.09.2020).

Мастер-класс «Применение стратегий критического мышления на уроках русского языка и литературы». URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/mastier_klass_primienieniie_ stratieghii_kritichieskogho_myshlieniia_na_urokakh_r (дата обращения: 28.09.2020).

Мастер-класс по английскому языку «Эффективные способы повышения словарного запаса» URL: https://урок.рф/library/effektivnie_sposobi_povisheniya_slovamogo_zapasa_145812.html (дата обращения: 03.09.2020).

Мастер-класс «Применение технологии РКМЧП на уроке английского языка» Поповой Л. А. URL: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-rkmchp-na-urokie-anghliiskogho-iazyka (дата обращения: 03.09.2020).

Мастер-класс «Мозаика интерактивности на уроках английского языка» Миронова М. В., Тайшет. 2016. URL: https://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/94213-master-klass-mozaika-interaktivnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka.html (дата обращения: 03.09.2020).

Мастер-класс «Английский язык-это просто» Нугаева Г. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-angliiskomu-jazyku-angliiskii-jazyk-yeto-prosto.html (дата обращения: 03.09.2020).

Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС: Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества / сост. Н. В. Ширшина. Волгоград: Учитель, 2014. 277 с.

Новый словарь иностранных слов / сост. Адамчик В. В. М.: Издательство АСТ, 2009. 1152 с.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / сост. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.

Профессиональный стандарт педагога. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 11.12.2020).

Русских Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. 2002. № 1. С. 38-40.

Филатова Н. И., Усова С. И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 266-268. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9566/ (дата обращения: 30.07.2019).

References

Bol'shoj Rossijskij enciklopedicheskij slovar' [Large Russian Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Drofa, 2009, 1888 p. (In Russ.)

Master-klass Rocheva Denisa Igorevicha «Tri shaga v kooperativnoe obuchenie» [Master class of Rochev Denis Igorevich "Three steps to cooperative learning»]. 2014, available at: https://www.youtube.com/watch?v=Q3plyU43owY (accessed: 30 July 2019). (In Russ.)

Master-klass «Ispol'zovanie Grammaticheskih stihotvorenij na urokah anglijskogo yazyka» Latysheva V. V., Svetlakova O. B., Batueva E. S. [Master class "The use of Grammatical poems in English lessons" Latysheva V. V., Svetlakova O. B., Batueva E. S.], available at: https://infourok.ru/masterklass-ispolzovanie-grammaticheskih-stihotvoreniy-na-urokah-angliyskogo-yazika-3636701.html (accessed: 28 September 2020). (In Russ.)

Master-klass po russkomu yazyku «Raft-tekhnologiya» [Master class in Russian "Raft-technology»], available at: https://infourok.ru/masterklass-po-russkomu-yaziku-raft-tehnologiya-2086278.html (accessed: 28.09.2020). (In Russ.)

Master-klass «Primenenie strategij kriticheskogo myshleniya na urokah russkogo yazyka i literatury» [Master class "Application of critical thinking strategies in Russian language and Literature lessons"], available at: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/mastier_klass_primienieniie_stratieghii_ kritichieskogho_myshlieniia_na_urokakh_r (accessed: 28 September 2020). (In Russ.)

Master-klass po anglijskomu yazyku «Effektivnye sposoby povysheniya slovarnogo zapasa» [Master class in English "Effective ways to improve your vocabulary»], available at: https://urok.rf/library/effektivnie_sposobi_povisheniya_slovarnogo_zapasa_145812.html (accessed: 03 September 2020). (In Russ.)

Master-klass «Primenenie tekhnologii RKMCHP na uroke anglijskogo yazyka» Popovoj L. A. [Master class "Application of RKMCHP technology in the English language lesson" by L. A. Popova], available at: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-rkmchp-na-urokie-anghliiskogho-iazyka (accessed: 03 September 2020). (In Russ.)

Master-klass «Mozaika interaktivnosti na urokah anglijskogo yazyka» Mironova M. V., Tajshet [Master class "Mosaic of interactivity in English lessons" Mironova M. V., Taishet]. 2016, available at: https://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/94213-master-klass-mozaika-interaktivnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka.html (accessed: 03 September 2020). (In Russ.)

Master-klass «Anglijskij yazyk-eto prosto» Nugaeva G. [Master class "English is simple" by G. Nugaeva], available at: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-angliiskomu-jazyku-angliiskii-jazyk-yeto-prosto.html (accessed: 03 September 2020). (In Russ.)

Master-klass kak sovremennaya forma attestacii v usloviyah realizacii FGOS: Algoritm tekhnologii, modeli i primery provedeniya, kriterii kachestva [Master class as a modern form of certification in the

context of the implementation of the Federal State Educational Standard: Technology algorithm, models and examples of implementation, quality criteria]. N. V. Shirshina. Volgograd: Uchitel', 2014. 277 p. (In Russ.)

Novyj slovar' inostrannyh slov [New dictionary of foreign words]. Adamchik V. V. Moscow, AST, 2009, 1152 p. (In Russ.)

Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. E. G. Azimov, A. N. Shchukin. M Moscow, IKAR, 2009, 448 p. (in Russ.)

Professional'nyj standart pedagoga [Professional standard of the teacher], available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed 11 December 2020). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russkih G. A. Master-klass - tekhnologiya podgotovki uchitelya k tvorcheskoj professional'noj deyatel'nosti [Master class Technology of teacher preparation for creative professional activity]. Metodist. 2002, No 1, pp. 38-40. (In Russ.)

Filatova N. I., Usova S. I. Metodika organizacii i provedeniya master-klassa pedagogom [Methodology of organizing and conducting a master class by a teacher]. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy VIIIMezhdunar. nauch. konf. Samara, OOO «Izdatel'stvo ASGARD», 2016, pp. 266268, available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9566/ (accessed: 30 July 2019). (In Russ.)

Приложение 1

Положение о мастер-классе

1. Общие положения

Мастер-класс - один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде, в процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки.

Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.

2. Цель, задачи, ожидаемые результаты мастер-класса

Цель мастер-класса - повышение профессионального мастерства педагогов -участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

- Задачи мастер-класса:

- конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;

- демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;

- популяризация его инновационных идей, авторских находок;

- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.

Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному содержанию) могут включать:

- понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;

- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

- активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

- повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

3. Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса

Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) и информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.

Постановка цели и задач мастер-класса, активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т. п.).

Представление опыта мастера как системы через прямой комментированный показ в действии основных приемов и методов работы педагога-мастера с использованием тех или иных форм:

- практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;

- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.

Рефлексия:

- самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером;

- ответы на вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т. п.);

- общая дискуссия;

- заключительное слово педагога-мастера.

4. Подготовка помещения

- Расположение столов, посадочные места.

- Технические средства: мультимедийное оборудование, (интерактивная) доска, при необходимости - комплект ноутбуков для организации имитационной игры и т. п.

- Раздаточный материал для участников мастер-класса.

Приложение 2

Карта наблюдения и оценки мастер-классов

Оцените мастер-классы в соответствии с критериями по пятибалльной шкале

Названия мастер-классов Примечания. Выражение особого мнения

Обоснование актуальности / новизны темы

Соответствие содержания мастер-класса заявленной теме и умение автора/ов воссоздать перед участниками мастер-класса модель образовательного процесса

Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам и умениям, составляющим основу транслируемого педагогического опыта

Разнообразие приемов активизация деятельности участников мастер-класса

Практическая значимость мастер класса и возможность переноса транслируемого опыта в другие условия

Умение держаться, установить контакт с аудиторией, создать доброжелательную атмосферу, адекватно реагировать на вопросы и непредвиденные ситуации

Итого

Приложение 3

Опрос-анкета по итогам мастер-класса

Уважаемые коллеги!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся организации, проведения и результативности мастер-класса, проведенного в рамках курсов повышения квалификации. Информация, полученная от Вас, будет использована для

Вопросы Ответы

Что Вам понравилось?

- оригинальная методика

- личность педагога

- инновационные подходы

- отдельные педагогические приемы

- техническое оснащение

- структура занятия

- организация мастер-класса - атмосфера мастер-класса

- другое

Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?

- методика

- отдельные педагогические приемы

- техническое оснащение

- структура занятия

- организация мастер-класса

- другое

Чем для Вас был полезен данный мастер-класс:

- стала понятной авторская система педагога-автора

- повысилась моя компетентность по ряду аспектов

- получил следующие навыки

Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?

Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными?

Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса?

Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?

Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

Оцените, пожалуйста, качество раздаточного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.