Сельскохозяйственное образование
ля в этом процессе и является инвариантным для профессионально-педагогических работников профессиональных образовательных учреждений любого уровня, при преподавании любых дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, что было подтверждено практикой организации повышения квалификации преподавателей в 2012-14 гг.
Кафедрой педагогики и психологии МГАУ имени В.П. Горячкина в университете и ряде колледжей Московской области были проведены курсы повышения квалификации преподавателей по разработке компетентностно ориентированных рабочих программ дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В качестве выпускной работы слушатели курсов представляли КОРП, отвечающие требованиям Министерства образования и науки и содержащие в разделе диагностики уровня освоения дисциплины дидактические тесты, включающие не только вопросы, позволяющие проверить знания студента, но и критериальные компетентностно ориентированные задачи и задания, решение которых позволяло бы оценить у студента уровень сформированности компетенций. С этой задачей преподаватели, проходившие обучение на курсах, успешно справились. Следующим этапом разработки диагностического инструментария для оценки уровня сформированности компетенций является разработка банка междисциплинарных компетентностно ориентированных тестов, задач и заданий, позволяющих «на выходе», при сдаче государственного экзамена оценить уровень сформированности у выпускника компетенций, определенных ФГОС по каждому направлению, профилю или специальности (для СПОУ).
Таким образом, использование компьютерного тестирования при диагностике качества освоения учебной дисциплины позволяет добиться следующих результатов:
♦ проверить теоретические знания студентов;
♦ систематизировать знания на завершающем этапе обучения по дисциплине;
♦ выявить пробелы в преподавании дисциплин, что может служить для внесения корректив в содержание и методику преподавания;
♦ снизить нагрузку на преподавателей;
♦ быстро и без значительных трудозатрат со стороны преподавателей обработать результаты тестирования;
♦ за короткий срок протестировать значительное количество студентов;
♦ в значительной степени экономить средства за счет практически полной автоматизации контроля.
Использование компетентностно ориентированных учебных задач и заданий позволяет оценивать не только уровень знаний и ориентировочную основу действий, но и сформированность умений по выполнению проекта профессиональной деятельности, а также развитие творческих способностей студентов.
Список литературы
1. Симан А.С. Диагностика учебных достижений выпускников профессионально-педагогических образовательных программ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Симан Алексей Сергеевич. — М., 2011. — 184 с.
2. Шингарева М.В. Проектирование компетентност-но-ориентированных задач по учебным дисциплинам вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шингарева Марина Валентиновна. — М., 2012. — 270 с.
УДК 378
В.А. Кокина, канд. с.-х. наук Е.В. Королева, канд. экон. наук И.А. Мамаева, доктор пед. наук
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
МАСТЕР-КЛАСС КАК АККРЕДИТАЦИОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
К критериям показателя «Осуществление мето-ической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ», который наряду с другими показателями позволяет определить тип образовательного учреждения высшего профессионального образования [1], относится «наличие результатов методической деятельности по основным образовательным программам в виде среднегодового количества мастер-классов». Как показала практика, при оценке этого показателя учитывают-
ся только те мастер-классы, в рамках которых признанные специалисты демонстрируют, как осуществляется профессиональная деятельность в конкретной профессиональной ситуации, целевой аудиторией такого мастер-класса становятся студенты, магистранты. Однако силами педагогов-ученых в вузе может проводиться и другой тип мастер-классов, в рамках которого происходит обучение преподавателей эффективным образовательным технологиям, т. е. целевой аудиторией такого ма-
стер-класса становятся в первую очередь преподаватели, коллеги, преподающие близкие по направлению подготовки дисциплины. Вопрос учета мастер-классов обоих типов при расчете указанного показателя, на взгляд авторов, является актуальным для тех вузов, которые не имеют педагогических направлений подготовки специалистов, т. е. готовят инженеров, специалистов агропромышленного комплекса и т. п.
Опираясь на деятельностный подход, необходимо выделить два типа мастер-классов в вузе. Преподаватели вуза реализуют в своей профессии два профессионально-деятельностных компонента. Первый компонент базируется на знании дисциплины, в нем должно отражаться содержание преподаваемой дисциплины. Второй компонент базируется на знании методик эффективного формирования знаний, умений, приобретения опыта деятельности, в нем должно отражаться содержание методик обучения дисциплинам соответствующего направления подготовки. О существовании второго компонента говорит не только наличие инженерно-педагогических направлений подготовки в некоторых вузах, но и требование роста мастерства в области образовательных технологий, предъявляемое ко всем преподавателям вузов в современных условиях их образовательной деятельности.
Очевидно, мастер-класс первого типа можно отнести к той форме обучения, которая отражает реализацию контекстного подхода в профессиональном образовании студентов, поэтому в системе методической деятельности вуза его можно представить как «мастер-класс в области профессиональных умений». Мастер-класс второго типа можно отнести к той форме обучения, которая создает условия для реализации контекстного, лич-ностно развивающего и других современных подходов в образовании студентов, поэтому его можно представить как «мастер-класс в области образовательных технологий». Следует уточнить введенные понятия.
Мастер-класс в области профессиональных умений — это презентация профессиональных умений специалистом или экспертом в области профессионального образования студентов, в рамках которой реализуются принципы контекстного обучения. Например, это может быть проведение ветеринаром-специалистом операции в клинике, анализ решения актуальной экономической задачи экспертом-экономистом и др. При проведении мастер-класса такого типа студенты, магистранты могут быть как слушателями, так и активными участниками. В этом случае, как правило, преподаватель-организатор мастер-класса выделяет время для саморефлексии студентов, для обсуждения вопросов о приобретенных знаниях и умениях и т. п.
Мастер-класс в области образовательных технологий — это презентация методических идей и технологий обучения, демонстрирующая реализацию принципов деятельностного подхода, компетентностного обучения, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, методологически ориентированного обучения, контекстного обучения, междисциплинарности, использования интерактивных форм обучения и других современных подходов и принципов обучения в профессиональном образовании.
Мастер-класс в области образовательных технологий можно, в свою очередь, представить в двух формах: как презентацию методических идей «открытого типа» (может быть проведен на основе открытого учебного занятия) и как презентацию методических идей «закрытого типа» (может быть проведен в рамках семинара для преподавателей с презентацией своих методических идей и результатов их реализации с помощью видео- и фотодемонстраций или др.). При проведении мастер-класса в первой форме обучающиеся преподаватели могут выступать как в роли слушателей, так и в роли рецензентов. При проведении мастер-класса во второй форме обучающиеся преподаватели могут выступать как в роли слушателей и рецензентов, так и быть активными участниками мастер-класса. В обоих случаях, как правило, преподаватель, проводящий мастер-класс, выделяет время для обсуждения коллегами предлагаемых методик или технологий обучения.
Мастер-классы первого типа сегодня проводят как преподаватели — специалисты или эксперты в области формируемых профессиональных умений будущих бакалавров, магистров, так и специалисты и эксперты, привлеченные из внешних организаций. Мастер-классы второго типа проводят преподаватели, выступающие в роли педагогов-новаторов, стремящиеся познакомить коллег со своими педагогическими и методическими идеями.
Для верификации проведения мастер-классов можно предложить простую процедуру отражения факта проведения мастер-классов с помощью специальной формы отчета (например, такой, как указано в табл. 1 и табл. 2). Форма обучения, указываемая в отчете (см. табл. 1), может быть выбрана из списка «лекция, семинар, практическое занятие, лабораторный практикум, расширенный семинар, расширенный практикум, выездной семинар» или т. п., эта позиция может быть востребованной в том случае, если необходимо отразить, в рамках какой формы обучения проходил мастер-класс. Позиция «специальность, группа» предполагает указание, для каких групп специальностей, направлений подготовки проводится мастер-класс в области профессиональных умений (см. табл. 1) или для ка-
Таблица 1
Мастер-класс в области профессиональных умений
— Сельскохозяйственное образование
Таблица 2
Мастер-класс в области образовательных технологий
Наименование позиции Содержание позиции
Тема мастер-класса
Специалист
Цель мастер-класса
Дисциплина
Специальность, группа
Форма обучения
Дата проведения
Место проведения
Кафедра
Преподаватель-организатор
Наименование позиции Содержание позиции
Тема мастер-класса
Цель мастер-класса
Кафедра
Преподаватель
Дисциплина
Специальность, группа
Дата проведения
Место проведения
Отзывы или рецензии преподава-
телей
ких групп специальностей, направлений подготовки может быть применена методика (технология) обучения, рассматриваемая в рамках мастер-класса в области образовательных технологий (см. табл. 2). Цель мастер-класса в области профессиональных умений (см. табл. 1) можно, например, сформулировать таким образом: «... — внести вклад в формирование в рамках контекстного обучения следующих компетенций: . (перечисление конкретных компетенций)». Цель мастер-класса в области образовательных технологий (см. табл. 2) всегда будет связана с методическими идеями или особенностями предлагаемой методики или технологии обучения. К особенностям могут быть отнесены форма активной или интерактивной деятельности студентов на учебных занятиях, методика организации учебно-познавательной деятельности студентов и др. Написание отзыва или рецензии после проведения мастер-класса (см. табл. 2) преследует цель создать условия для оценки мастер-класса или для саморефлексии преподавателей, принимавших участие в мастер-классе.
Анализируя спектр проведенных за один учебный год мастер-классов на экономическом факультете и факультете агробизнеса в ФГБОУ ВПО Костромской ГСХА, можно обнаружить, что за рассматриваемый период проводились мастер-классы обоих указанных выше типов. При этом мастер-классы в области профессиональных умений составили 68 %, мастер-классы в области образовательных технологий — 32 %.
При рассмотрении мастер-классов в области образовательных технологий оказалось, что 73 % мастер-классов могут быть охарактеризованы как презентации методических идей «открытого типа» и 27 % мастер-классов — как презентации методических идей «закрытого типа».
В проведении мастер-классов в области профессиональных умений (мастер-классы первого типа) приняли участие 24 специалиста, в каче-
стве слушателей на них присутствовало около 650 студентов и 30 преподавателей. В рамках данного типа мастер-классов, нацеленных на презентацию практических аспектов деятельности, происходило вовлечение студентов в обсуждение актуальных вопросов их будущей профессиональной деятельности, студенты проявляли непосредственную заинтересованность в решении проблем, обозначенных специалистами, что в явном виде указывало на весомый вклад мастер-класса в формирование их профессиональных компетенций. Презентацию практических навыков и умений осуществляли специалисты в соответствующей области деятельности, так, например, мастер-классы на экономическом факультете проводили руководители и специалисты налоговых органов, кредитных и страховых организаций, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
Мастер-классы в области образовательных технологий (мастер-классы второго типа) преподаватели посвящали новым методическим идеям, позволяющим эффективнее обучать студентов специальным дисциплинам, формировать нравственную позицию и другие аспекты общекультурных ком-петентностей, развивать мышление студентов, используя для всего этого учебный материал дисциплин и интерактивные формы проведения занятий. Более 80 преподавателей приняли участие в мастер-классах данного типа. Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-классов был проведен опрос участников мастер-классов, результаты которого показали (из 10 баллов):
• презентативность, выраженность инновационной идеи оценена в 8,7 балла;
• актуальность, наличие новых идей, соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения — 9,2 балла;
• результативность, полученная для каждого участника мастер-класса — 8,4 балла;
• четкий алгоритм занятия — 8,9 балла;
• практическая профессиональная направленность — 9,5 балла;
♦ степень воздействия на аудиторию, педагогическая харизма, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта — 9,1 балла.
Анализ ответов показал, что преобладающее большинство преподавателей как проводивших мастер-классы, так и участвовавших в них, изучают и активно используют в своей деятельности современные методические подходы в области образовательных технологий и имеют высокий уровень готовности к инновациям. Участие в мастер-классах стимулирует преподавателей к успешной профессиональной деятельности, к обмену практическим опытом, к разработке учебно-методических пособий, к совместному разрешению проблем обучения, к развитию профессиональной рефлексии.
Выводы
1. Специфика профессиональной деятельности преподавателей вузов указывает на необходимость выделить два типа мастер-классов, проводимых
в вузе: мастер-класс в области профессиональных умений и мастер-класс в области образовательных технологий. В предлагаемой систематизации мастер-классов возможно представление второго типа мастер-классов в двух формах: презентация методических идей «открытого» и «закрытого типа».
2. Мастер-классы и первого, и второго типа служат цели повышения качества образования высшего учебного заведения, проведение их указывает на активную деятельность вуза в области, обозначенной аккредитационным показателем «Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ», поэтому при анализе деятельности вуза необходимо учитывать и тот, и другой тип мастер-классов.
Список литературы
1. Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.10.2011 № 2267 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://guu.ru/files/norm/2014/pr2267.pdf.
УДК 378.17
Е.С. Гладкая, канд. пед. наук З.И. Тюмасева, доктор пед. наук
Челябинский государственный педагогический университет
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Целевой установкой деятельности Института здоровья и экологии человека (ИЗЭЧ) является подготовка будущего педагога (учителя) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», в частности, овладение компетенциями в области сохранения и укрепления здоровья, формирования здоровьесберегающей образовательной среды в образовательных учреждениях и создания условий по формированию здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения.
ИЗЭЧ разрабатывает и реализует на практике не имеющую аналогов в России вузовскую систему подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях.
Как научная и образовательная структура институт обеспечивает решение следующих задач: ♦ разработку и эффективную реализацию научно-прикладных проблем экологии, здоровья
(валеологии) и образования, соответствующих профилю ИЗЭЧ;
• подготовку будущих педагогических работников к созданию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях и условий безопасной жизнедеятельности ребенка;
• реализацию фундаментальных и прикладных научных исследований в областях «человековедение», «экология человека», «валеология», «безопасность жизнедеятельности», «метатеория образования», «биоэкология»;
• переподготовку и повышение квалификации работников образования в области эколого-ва-леологического образования, здоровьесбере-гающих технологий;
• разработку, издание и распространение учебно-методических материалов и учебных пособий эколого-валеологической направленности. Проблема здоровья — это прежде всего психолого-педагогическая проблема, так как рассматривает человека как субъекта. Конкретный человек