Научная статья на тему 'Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма'

Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3497
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ГОСТИНИЦЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / МАСТЕР-КЛАСС / ПОРТФО- ЛИО / ТУРФИРМЫ / ACADEMIC MOBILITY / HOTELS / COMPETENCES / A MASTER CLASS / PORTFOLIO / TRAVEL AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Наталия Александровна

В статье исследованы современные подходы к сущности и классификации мастер-классов как формы обучения и развития. Описаны технологии проведения различных видов мастер-классов для студентов, слушателей программ дополнительного образования и педагогических сотрудников. Приведены примеры мастер-классов для студентов вузов сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TECHNOLOGY OF MASTER CLASSES AT HIGHER SCHOOLS OF TOURISM AND SERVICE

The paper studies the current approaches to the nature and the classification of master classes as a form of learning and development. It also describes the technology of various kinds of workshops for students, trainees advanced education programs and teaching staff. The examples of master classes for students of Tourism and Service higher schools are given.

Текст научной работы на тему «Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма»

Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма

References:

1. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija" na 2013—2020 gody [The State Program of the Russian Federation “Development of Education1' for 2013—2020.]. P. 64

2. World Education Report 2006. Comparison of global statistics in the field of education — UNESCO Institute for Statistics. Montreal, 2006.

3. Trembljej K. Internacionalizacija: Formirovanie strategij v nacional’nom kontekste // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. Internationalization: Develop strategies in a national context // Bulletin of international organizations.

2010. Number 3 (29). P. 117.

4. How many students study abroad? // OECD Factbook 2011—2012. Economic, Environment and Social Statistics.

2011. P. 214.

5. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge University Press, 2001.

6. Uhina T. V. Professional’noe i pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelja — zalog uspeshnoj realizacii obrazovatel’nyh tehnologij // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service.] Number 1 (23). 2013.

7. Scharer R. (2004). European Language Portfolio: From Piloting to Implementation (2001—2004). Council of Europe. Retrieved on 04/02/2004, from http://www.tcd.ie/CLCS/portfolio/ELP_network/Consolidated_report_ rev_030904.doc 25.01.13

8. Romanov K.M. Formirovanie psihologicheskogo myshlenija uchitelja. Saransk, Izd-vo Mordovskogo un-ta, [Formation of psychological thinking teacher. Saransk, Mordovia Publishing House of the University] 1994.

УДК 338.48 DOI 10.12737/1827

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕР-КЛАССОВ В ВУЗАХ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Зайцева Наталия Александровна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», [email protected], Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация

В статье исследованы современные подходы к сущности и классификации мастер-классов как формы обучения и развития. Описаны технологии проведения различных видов мастер-классов для студентов, слушателей программ дополнительного образования и педагогических сотрудников. Приведены примеры мастер-классов для студентов вузов сервиса и туризма.

Ключевые слова: академическая мобильность, гостиницы, компетенции, мастер-класс, портфолио, турфирмы

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под обучением понимается целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. В этом законе дается определение понятия «квалификация»: это уровень знаний, умений,

навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Глобальные изменения в образовательном пространстве приводят к изменению требований как к организации самого процесса обучения студентов в вузах, так и к уровню подготовленности выпускников образовательных организаций к выполнению определенных профессиональных функций.

В современных условиях развития рынка образовательных услуг обеспечение конкурентоспособности вузов, в том числе тех, которые

11

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

готовят кадры для сервиса и туризма, возможно только за счет обеспечения высокого уровня квалификации их выпускников. Для этого необходимо выполнение множества условий, но, прежде всего, наличие высокопрофессиональных научно-педагогических кадров в вузах, с одной стороны, и использование ими современных образовательных технологий, с другой.

Рассмотрим в рамках данной статьи, каким образом применение технологии мастер-классов способствует повышению профессионального уровня преподавательских сотрудников, а также формированию у студентов и слушателей программ дополнительного образования умений, навыков и компетенций по различным видам профессиональной деятельности в сервисе и туризме.

Виды и особенности мастер-классов как формы обучения. Изучив множество научно -практических публикации о мастер-классах, прежде всего, следует отметить отсутствие единого мнения о том, что именно считать мастер-классом. Единственное, в чем сходятся практически все исследователи, — мастеркласс является одной из форм обучения, развития и получения новых знаний. М.М. Поташник дает такое определение понятию «мастер-класс» — это ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача Мастером ученикам опыта, мастерства и искусства в точном смысле, чаще всего — путем прямого и комментированного показа приемов работ [4].

Г. К. Селевко дает определение мастерклассу как эффективной форме передачи знаний и умений, особой форме учебного занятия, основанной на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи [5].

Е.М. Пахомова, рассматривая мастер-классы как форму повышения квалификации педагогических сотрудников, дает следующее определение мастер-классу: это особый жанр общения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

С этой точки зрения, по мнению Е.М. Пахомовой, мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуж-

дение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастеркласса (учеников), так и со стороны Мастера (специалиста, ведущего мастер-класс) [3].

В приведенных определениях можно выделить следующие основные характеристики мастер-класса:

• участниками его являются ведущий специалист в какой-либо области (Мастер) и его ученики (студенты, преподаватели, слушатели программ дополнительного образования и др.);

• при проведении мастер-класса происходит передача знаний и опыта от Мастера к ученикам, в том числе за счет выполнения самими учениками отдельных видов работ;

• все или большинство учеников активно участвуют в заданиях, которые дает Мастер;

• в процессе демонстрации Мастером тех или иных приемов работ он обязательно их комментирует и отвечает на вопросы учеников.

Как правило, в процессе мастер-класса ученикам предоставляется возможность познакомиться с какой-либо новой технологией, приемами работ, новыми методиками и авторскими или корпоративными разработками (если Мастер является представителем какой-либо компании и целью мастер-класса является знакомство с опытом данной компании).

Виды мастер-классов. Именно область знаний, которой посвящен мастер-класс, и цели участников мастер-класса являются основными классификационными признаками при определении видов такой формы обучения и развития его участников. Исходя из этого, можно выделить следующие виды мастер -классов:

• мастер-классы по углублению знаний, полученных с использованием других форм обучения (лекции, семинары и т. д.);

• мастер-классы по изучению передовых или новых подходов, приемов, способов решения задач и проблем, с которыми уже сталкивались ученики;

• мастер-классы по изучению опыта конкретных компаний, в том числе по осуществлению отдельных видов работ, с которыми сталкиваются ученики или будут это делать в дальнейшем;

• мастер-классы по передаче Мастером собственного опыта или авторской методики

12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма

по решению тех или иных производственных задач;

• мастер-класс по обмену опытом его участниками с преобладанием позиции, опыта и убеждений Мастера.

Структура мастер-класса. Обычно при проведении мастер-класса Мастер сначала дает небольшой теоретический материал (устно, используя презентацию, аудио- или видеоматериалы). Затем происходит демонстрация Мастером тех или иных приемов деятельности, которой занимаются (будут заниматься) ученики. После этого у учеников должна быть возможность отработать отдельные элементы этой деятельности под наблюдением Мастера. Именно возможность попрактиковать под контролем Мастера позволяет закрепить знания, полученные в процессе мастер-класса.

В рамках данной статьи рассмотрим три вида мастер-классов и их особенности: мастер-классы для студентов вузов, для слушателей программ дополнительного образования, для педагогических работников.

Мастер-классы в обучении студентов вузов. Для того чтобы воспитать и подготовить социально-компетентных профессионалов, способных и готовых демонстрировать и защищать преимущества обучения в том или ином вузе и российского образования в целом, необходимо использовать новые, инновационные подходы к их обучению. Несмотря на то, что сама по себе форма мастер-класса не является новой, ее наполнение, формы и технологии проведения постоянно совершенствуются. В современных условиях подготовки студентов в системе высшего образования использование мастер-классов позволяет самому студенту лучше понять сферу деятельности, в которой он будет работать, особенности тех или иных производственных процессов, ознакомиться с опытом работы отдельных компаний, задать вопросы представителям работодателей, ведущим специалистам в этой области.

Можно выделить следующие виды мастерклассов, которые могут быть организованы в вузах сервиса и туризма.

1. Мастер-классы, проводимые теми же преподавателями, которые ведут дисциплину, направленные на углубление знаний и приобретение опыта решения каких-либо практических задач (например, мастер-класс по сервировке стола, складыванию салфеток, украшению блюд в ресторане, приему телефонных

звонков в гостиницах и т. д.). При проведении таких мастер-классов студенты, уже знакомые в рамках лекционных и семинарских занятий с организацией и технологиями определенного вида деятельности, имеют возможность попрактиковаться в отдельных аспектах этой деятельности.

2. Мастер-классы, проводимые другими преподавателями этого же вуза или другого вуза в рамках академической мобильности. В качестве примера первого подвида таких мастер-классов, можно привести опыт Института туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО «РГУТиС». В прошлом учебном году по инициативе профессора, доктора исторических наук Д.А. Киселевой с участием автора статьи были проведены мастер-классы по дисциплинам, закрепленным за названными преподавателями. Проф. Д.А. Киселева провела мастер-класс для студентов групп М 4—1 и М 4—2 по дисциплине «Управление персоналом». В рамках темы «Планирование карьеры» (дисциплину вела проф. Н.А. Зайцева) проф. Д.А. Киселевой со студентами указанных групп были обсуждены актуальные вопросы формирования толерантности и этнокультурной грамотности как составных частей успешной профессиональной деятельности в сфере туризма и сервиса многонациональной России (рис. 1).

Особый интерес студентов вызвал материал о работе научного кружка «Респект» и культурного центра РОССИКА, созданного под руководством проф. Д.А. Киселевой. Студенты задавали вопросы о культуре и проблемах межэтнических отношений в России.

Рис. 1. Мастер-класс проф. Д.А. Киселевой для студентов групп М 4—1 и М 4—2[1]

13

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Проф. Н.А. Зайцева провела посвященный проблемам кросс-культурного менеджмента мастер-класс для групп М 1—1 и М 1—2 по дисциплине предмет «Народы России» в рамках темы «Сущность и принципы толерантности. Проблемы миграции и этнокультурной толерантности в современной России» (дисциплину вела профессор Д. А. Киселева (рис. 2.).

На лекции были рассмотрены вопросы определения ключевых компетенций специалистов с высшим образованием в сфере туризма и сервиса, навыки и умения, необходимые современному руководителю в этой сфере деятельности (целеполагание, умение организовать свою работу и работу подчиненных и другие). Была обоснована необходимость знания основ кросс-культурного менеджмента как технологии управления культурным разнообразием в условиях экономической глобализации.

Для активизации внимания студентов была использована интерактивная форма обучения — мини-задание. Трое студентов при помощи всех присутствующих в аудитории обосновывали особенности поведения в бизнесе представителей различных национальностей.

В результате использования таких мастер -классов у студентов появляется возможность углубить и расширить знания по тем или иным вопросам. При этом следует обратить внимание ведущих мастер-классов на то, чтобы данное занятие действительно было мастер-классом, а не очередной лекцией или семинаром, и соответствовало вышеописанной структуре.

Другим вариантом данного вида мастерклассов являются мероприятия, проводимые в рамках академической мобильности.

Рис. 2. Мастер-класс проф. Н.А. Зайцевой для студентов групп М1—1 и М1—2 [1]

Поскольку проведение такого вида занятий предполагает первоначальные организационные мероприятия по оформлению этого сотрудничества между вузами, то для его подготовки и проведения потребуется гораздо больше времени, чем в случае, когда преподаватель не выходит за пределы той образовательной организации, в которой работает.

Первоначально заключается соглашение о сотрудничестве между вузами в рамках академической мобильности.

Предметом такого сотрудничества могут быть:

• апробация механизмов академической мобильности;

• обмен опытом для повышения качества образовательных программ, в том числе по созданию и развитию элементов инновационной инфраструктуры;

• организация и проведение взаимных консультаций, совместных конференций, тематических семинаров, круглых столов, мастер-классов, рабочих встреч и других мероприятий по интересующим стороны вопросам;

• организация стажировок и обучение педагогических работников;

• создание механизмов комплексной оценки академических достижений обучающихся, их компетенций и способностей.

В соглашении о сотрудничестве важно указать, кто именно со стороны каждого вуза осуществляет контроль исполнения положений принятого документа.

В соглашении следует отразить и реализовать на практике обязательство каждой из сторон об информировании студентов, магистров, аспирантов и преподавателей о содержании данного документа и проведении совместно организуемых мероприятий посредством размещения информации на сайтах вузов и информационных стендах.

Как правило, срок действия такого соглашения не ограничен. Он может быть частично изменен, для этого между сторонами оформляются дополнительные соглашения. В соглашение о сотрудничестве обычно включают также пункт о возможности расторжения договора: обычно по инициативе одной из сторон, после уведомления об этом второй стороны, например, за два месяца до предполагаемой даты расторжения.

После того, как подписано соглашение о сотрудничестве, преподаватели специали-

14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма

зированных кафедр определяют тему и время проведения мастер-класса. Затем проректором по учебной работе принимающего вуза при согласовании с лицом, осуществляющим в этом вузе контроль реализации соглашения о сотрудничестве, разрабатывается приказ о проведении мастер-класса, который утверждается ректором вуза.

В содержании приказа отражается название мастер-класса, время его проведения, участники, а также ответственный за организацию мероприятия и исполнение данного приказа.

В первой части приказа следует указать: «Во исполнение соглашения об организации академической мобильности с ... (название вуза, с которым заключено это соглашение и представитель которого, будет проводить мастер-класс), приказываю:.».

После выхода приказа принимающая сторона должна выполнить положение соглашения о сотрудничестве, а именно проинформировать студентов, аспирантов и другие заинтересованные стороны о теме, времени и месте проведения такого мероприятия (разместить инфорамцию об этом на объявление на доске объявлений или на сайте вуза).

Обязательными элементами комплекта документов, входящих в отчет о проведении мастер-класса в рамках академической мобильности, для вуза, преподаватель которого проводил мастер-класс, являются оригиналы или копии следующих документов:

• соглашение о сотрудничестве;

• служебное задание на командировку (в случае, если это необходимо), в котором в графе «Основание» указываются реквизиты межвузовского соглашения;

• приказ о командировании преподавателя в партнерский вуз;

• командировочное удостоверение с отметками принимающего вуза о прибытии и убытии преподавателя;

• проездные документы и документы об оказании услуг размещения (счет из гостиницы);

• отчет об итогах командирования преподавателя в рамках академической мобильности (тестовая часть — отчет по утвержденной или произвольной форме, фото и видеоматериалы о проведении мероприятий в рамках соглашения о сотрудничестве).

В качестве примера таких мастер-классов можно привести опыт автора по проведению мастер-классов перед студентами, обучаю-

щимися по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», в Омском государственном педагогическом университете и Самарском государственном экономическом университете.

В Омском государственном педагогическом университете в программе мастер-класса на тему: «Современные тенденции в менеджменте: управление подчиненными, демонстрирующими проблемное поведение» автором была обоснована актуальность обучения менеджеров всех уровней управлению «сложными» сотрудниками и теми, кто демонстрирует проблемное поведение. После этого были рассмотрены типы подчиненных, демонстрирующих проблемное поведение, и причины такого поведения (связанные с ситуацией внутри организации и за ее пределами). Кроме того, был проведен анализ ситуаций, когда причиной проблемного поведения сотрудника является его непосредственный руководитель (рис. 3).

Большое внимание было уделено тому, как уже в процессе собеседования с кандидатом понять, что он потенциально склонен к проблемному поведению. Для этого со студентами были отработаны некоторые приемы, применяемые при подборе сотрудников («три плюса и три минуса», проективные вопросы, кейс-интервью и другие). При этом участники мастер-класса смогли выступить как в роли интервьюера, так и в роли кандидата.

В процессе мастер-класса в Самарском государственном экономическом университете на тему: «Современные тенденции в управлении персоналом коммерческих предприятий»

Рис. 3. Мастер-класс для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» в Омском государственном педагогическом университете [1]

15

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

автором были рассмотрены вопросы изменения ситуации на рынке труда (соотношение количества вакансий и резюме, изменение требований работодателей к выпускникам и др.), а также проблемы формирования кадровой политики коммерческих предприятий (открытая или закрытая, факторы, влияющие на ее выбор), выбора технологий набора и отбора персонала, разработки адаптационных процедур для новых сотрудников и другие.

Студенты СГЭУ, участвовавшие в мастерклассе, смогли отработать навыки составления резюме и подготовки к прохождению собеседования.

В завершении встречи всем присутствовавшим были выданы сертификаты об участии в мастер-классе (рис. 4.).

Сертификаты, выдаваемые слушателям мастер-классов, могут быть впоследствии представлены ими в своем портфолио или паспорте компетенций (документе, накапливающем в себе информацию об актуальном составе результатов обучения студента в вузе).

3. Мастер-классы, проводимые представителями отрасли. Это один из самых распространенных сейчас видов мастер-классов. Сами мастер-классы могут проходить как в самом вузе, так и на территории работодателя (в офисе турфирмы, в гостинице).

Рис. 4. Вручение сертификатов участникам мастеркласса в Самарском государственном экономическом университете [1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении мастер-класса представителей отрасли в вузе преподаватель, ведущий дисциплину, должен заранее провести большую подготовительную работу.

Приведу пример использования следующего алгоритма действий по подготовке мастеркласса в вузе по дисциплине «Менеджмент в туризме».

1. В соответствии с рабочей программой по дисциплине и текущим расписанием по дисциплине определяется, когда именно можно провести мастер-класс в соответствии с рейтинг-планом, уточняется его тема (например, в рабочей программе указан мастеркласс «Формирование навыков управления конфликтами на предприятиях сферы услуг», а конкретный мастер-класс был на тему «Формирование навыков управления конфликтами в гостиницах. Опыт управления конфликтами в ресторане «Московский» гостиницы «Националь», Москва), согласовывается время с тем, кто будет вести мастеркласс (в данном случае это был сотрудник службы питания этого предприятия).

2. Примерно за 1—2 недели до мастер-класса согласовывается с ведущим мастер-класса структура, содержание выступления и задания, которые будут даны на мастер-классе, процедура их оценки (табл. 1).

Примером такого вида мероприятий является мастер-класс на тему «Особенности управления деятельностью предприятий индустрии туризма (на примере ресторана «Московский» гостиницы «Националь», Москва), проведенный Анной Катюк, хостесс ресторана «Московский» в рамках дисциплины «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве».

В ходе мастер-класса А. Катюк рассказала о гостинице, истории ее развития, особое внимание уделила организационной структуре ресторанной службы гостиницы «Националь» и функциям различных подразделений.

Студентам было предложено решить кейс из практики деятельности сотрудников ресторана «Московский», а именно разработать комплекс мер по управлению конкретной конфликной ситуацией при обслуживании гостя в ресторанной службе гостиницы «Националь». Студенты предложили различные варианты решения данной задачи, а ведущая мастер-класса прокомментировала целесообразность и применимость каждого предложенного решения и рассказала о том решении,

16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма

Таблица 1

Предлагаемая структура мастер-класса (из расчета на два академических часа) с использованием технологии кейс-стади

Наименование мероприятий Время Пояснения

1 Представление преподавателем ведущего мастер-класса, целей мастер-класса, общего порядка его проведения 2-5 минут Студенты с самого начала будут знать, о чем будет мастер-класс, чем закончится, что они должны будут сделать.

2 Краткая самопрезентация ведущего мастер-класса 2-5 минут Студенты смогут узнать о том, в каких сферах деятельности ведущий работал, где работает сейчас, что входит в его функциональные обязанности.

3 Изложение теоретического материала по заявленной теме с практическими примерами ведущего мастер-класса 10-20 минут Студенты смогут лучше узнать о заявленной теме (особенно, если она до этого была пройдена на занятиях в рамках данной дисциплины), ознакомиться с практическими ситуациями по теме.

4 Ведущий дает студентам кейс-стади (конкретная ситуация из практики работы данного предприятия, с заранее известным результатом ее разрешения) 2-3 минуты С достаточной степенью детализации излагается сама ситуации и ставится вопрос о том, как ее можно разрешить. Формулируется индивидуальное или групповое задание, которое студенты сразу же начинают выполнять.

5 Подготовка студентами решения кейс-стади 10-15 минут Студенты индивидуально или в групповом формате предлагают решение ситуации. Все студенты записывают решения на листочках и сдают их преподавателю в конце занятия.

6 Представление решений студентов До 10 минут Определяется регламент выступлений (например, при индивидуальном задании — 5 первых выступлений по 2 минуты, при групповом — один выступающий от группы и тоже не более 5 минут).

7 Оценка решений студентов 3-5 минут Ведущий рассказывает о том, как ситуация была реально разрешена на предприятии, комментирует это решение. Затем комментирует решения выступающих, выбирает лучшее, на его взгляд.

8 Награждение участников группы, принявшей наилучшее, по мнению ведущего, решение грамотой «за активное участие в мастер-классе...» 2-3 минуты Лучше подготовить грамоты заранее — напечатать их на принтере или купить в магазине, указать тему мастер-класса, подписать у ведущего мастер-класса и зав. кафедрой или преподавателя, поставить печать вуза.

9 В завершении мастер-класса преподаватель собирает листочки с описанием студентами решения ситуации 1-2 минуты Каждый студент имеет возможность подкорректировать свое решение ситуации, после того, как услышал наилучшее.

10 Составление преподавателем фото-отчета о мастер-классе В течение всего мастер-класса делаются фотографии (преподавателем, ответственным за это студентом), которые потом используются для подготовки фотоотчета о мастер-классе.

11 Проверка выполнения заданий на мастер-классе и размещение результатов на студенческом портале В соответствии с рейтинг-планом студентам проставляются оценки за выполнение заданий на мастер-классе. На студенческом портале преподаватель размещает фотоотчет о проведении мастер-класса.

12 По желанию студента, фотоотчет может быть распечатан и подписан преподавателем или заведующим кафедрой.

которое было принято в данной ситуации в гостинице, а также о практике, применяющейся в ресторанной службе гостиницы «Националь» при решении подобных задач. Студенты, предложившие лучшие, по мнению А. Катюк, решения кейса получили грамоты (рис. 5).

Что дает такая форма организации и проведения мастер-класса работодателями и представителями отрасли? Во-первых, студент, кроме знаний по теории какого-либо вопроса, получает знания о практических аспектах решения этих вопросов в отрасли. Во-вторых, за счет решения практических заданий он приобретает навыки решения аналогичных вопросов на практике. Поскольку решения студентов оцениваются представителем отрасли, это способствует лучшей подготовке студента

Рис. 5. Мастер-класс Анны Катюк, хостессресторана «Московский» гостиницы «Националь» [1]

17

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

к дальнейшему трудоустройству, потому что он лучше понимает требования работодателей. И наконец, грамоты, полученные по результатам мастер-класса, становятся элементом личного портфолио студента.

При проведении таких мастер-классов преподаватель выходит на аудиторию, которая его не знает, поэтому при проведении этого вида встреч с обучаемыми важно вначале завоевать авторитет аудитории. Форма подачи материала в процессе мастер-класса должна быть интересной и соответствовать типу восприятия современной молодежи.

Здесь следует немного остановиться на особенностях поколения «Y» (рожденные в 1980— 2000 годах), которое сейчас преобладает в аудиториях вузов. По результатам изучения этого поколения группой исследователей под руководством социолога Ларисы Паутовой, в этом поколении преобладают визуалы, визуальный ряд для них должен быть представлен ярко, четко, но поверхностно, они быстро переключаются (воспринимают информацию не более 5—15 минут, после чего переключаются на свои проблемы и гаджеты), при этом мозг не удерживает долго информацию. Им необходима постоянная обратная связь и возможности для развития лидерских способностей) [2].

Понятно, что это самая общая характеристика поколения, но в целом, основываясь на собственном опыте, во многом с этими результатами исследования можно согласиться и их следует учитывать при подготовке всех форм обучения студентов, и особенно мастерклассов.

Рис. 6. Мастер-класс Залины Козоновой (директор по персоналу) и Андре Ведовелли (директор департамента приема и размещения) в гостинице «Балчуг Кемпински» [1]

При проведении мастер-класса на территории работодателя, в том числе лучших предприятий отрасли, в которые у студентов не будет возможности попасть на практику, кроме вышеописанных, появляется еще одно преимущество — у студентов есть возможность ознакомиться с корпоративной культурой на предприятии, с работой офиса турфирмы или номерным фондом гостиницы, а также понять, как в действительности организованы бизнес-процессы.

В качестве примера такого мероприятия можно привести мастер-класс в гостинице «Балчуг Кемпински» (Москва) для студентов Института туризма и гостеприимства. После экскурсии по гостинице студентов пригласили в комнату для тренингов, где перед ними выступила Залина Козонова — директор по персоналу «Балчуг Кемпински».

Ведущей мастер-класса З. Козоновой были выявлены те качества и навыки, которые необходимо развивать специалисту в гостиничном бизнесе. Были рассмотрены возможности карьерного роста в данной сфере не только в России, но и за рубежом, отработаны некоторые навыки, необходимые для успешного прохождения собеседования в гостинице.

Важным и значимым для студентов стало участие в дискуссии экспата — Андре Ведовел-ли — директора департамента приема и размещения. Его рассказ на английском языке о лидерских качествах, которые он проявлял неоднократно, что в конечном итоге стало основой его успеха в профессиональной деятельности, привлек внимание студентов. В результате студенты смогли не только попрактиковаться в английском языке, но и обсудили вопросы, касающиеся требований, предъявляемых к выпускникам профильных институтов туризма и гостиничного бизнеса, а также условия (вакансии, график, заработанная плата), при которых студент дневной формы обучения может совмещать учебу с работой в гостинице.

Кроме того, студенты вузов могут принимать участие в мастер-классах, проводимых в рамках профессиональных выставок. Например, в рамках Московской международной ярмарки путешествий был проведен мастер класс руководителя маркетингового агентства санаториев «Виват Здоровье» (Москва) Марины Шевчук на тему «Маркетинг инноваций. Интернет-продвижение санатория», в котором участвовали студенты ИТиГа под руковод-

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма

ством преподавателя Института туризма и гостеприимства В.В. Рогова (рис. 7).

Для эффективного использования такой формы мастер-класса преподавателю вуза следует сначала подготовить студентов к нему: объяснить основные теоретические аспекты по теме мастер-класса, подготовить совместно со студентами возможные вопросы к ведущему мастер-класса и так далее. После участия студентов в мастер-классе следует обсудить, что студенты смогли узнать на мастер-классе, какие навыки отработать, какие вопросы были непонятны.

Такая форма мастер-класса позволяет студентам почувствовать себя более уверенно в профессиональной среде, среди других представителей отрасли, присутствовавших на данном мероприятии.

Мастер-классы для обучения слушателей программ дополнительного образования. Слушателями программ дополнительного образования, чаще всего, являются представители более старшего поколения — от 30 лет и старше. Хотя имеется и выраженная тенденция обучения молодежи от 20 лет на программах дополнительного образования и даже профпереподготовки. Например, в Институте туризма и гостеприимства уже более пяти лет студенты, обучающиеся на последнем курсе по направлению «Лингвистика» (бакалавриат), проходили программу профпереподготовки «Менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе». В итоге по окончании вуза они могли предоставить работодателю два диплома. Бывали ситуации, когда наши выпускники-лингвисты успешно проходили собеседование и получали работу именно благодаря наличию диплома о профпереподготовке.

Структура мастер-класса для слушателей программ повышения квалификации и профпереподготовки в целом соответствует вышеописанной. Единственным отличием может являться использование в мастер-классах примеров из практики самих слушателей и отработка приемов и методов решения возникавших у них проблем.

Форма мастер-класса для программ профпереподготовки и повышения квалификации имеет много достоинств, и, прежде всего, практикоориентированность.

Однако эти достоинства реализуются только при условии высокой квалификации педагогических кадров, знания ими практики

решения тех или иных вопросов в реальном бизнесе.

К сожалению, повсеместное сокращение вузами бюджетов на обучение персонала привело к тому, что у профессорско-преподавательского состава остается все меньше возможностей для повышения квалификации. При этом большая аудиторная нагрузка не позволяет им участвовать в реальном секторе экономики.

Выходом из сложившейся ситуации, на мой взгляд, является проведение мастер-классов для преподавателей, в том числе в рамках программ академической мобильности.

Мастер-классы для повышения квалификации преподавателей вузов. Как уже было отмечено выше, новые требования рынка труда неизбежно приводят в трансформации самих форм обучения студентов вузов. Передовыми вузами все активнее используется проектное, ситуационное (проблемное) обучение, предполагающее

Рис. 7. Мастер-класс руководителя маркетингового агентства санаториев «Виват Здоровье» (Москва) Марины Шевчук на тему «Маркетинг инноваций. Интернет-продвижение санатория» [1]

19

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

работу обучаемых в группах (умение распределять командные роли, формирование лидерских навыков, умение выстраивать коммуникации, организовывать систему контроля результатов работы всех членов группы (команды)).

Современный преподаватель должен обладать знаниями во многих областях деятельности, то есть быть междисциплинарным специалистом, хорошо владеющим современными методиками обучения.

Форма мастер-класса позволяет организовать обмен опытом между преподавателями не только разных вузов, но даже в рамках одной и той же образовательной организации.

При этом далеко не каждый преподаватель может выйти на аудиторию таких же преподавателей, как и он сам. Но каждому есть чем поделиться со своими коллегами. В моей практике было несколько мероприятий по обмену педагогическим опытом между ассистентами, проработавшими в вузе 1—2 года (проводились в рамках занятий автора с аспирантами). Молодые преподаватели рассказывали и показывали своим коллегам, каким образом проводят семинарские занятия, какие видеосюжеты используют в учебном процессе, делились информацией о том, где и какую информацию

можно использовать, в каких вебинарах участвовать и т. д. Рассматривался также вопрос выхода из конфликтных ситуаций со студентами и их профилактики.

При использовании мастер-классов как формы развития профессорско-преподавательского состава вузов Мастер, ведущий мероприятие, после изложения теории вопроса, демонстрации собственного опыта и педагогических технологий, в том числе авторских, может умело использовать опыт самих слушателей. Вовлекая участников мастер-класса в процесс обсуждения или отработки тех или иных навыков, Мастер добивается синергетического эффекта, когда слушатели не только ознакомятся с новыми технологиями, но и смогут понять свои ошибки, приобрести навыки применения современных технологий обучения.

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что технология мастер-класса может быть эффективно использована в вузах сервиса и туризма для самых разных целей, но главное, она дает возможность выть вовлеченным в обсуждаемую проблему всем участникам данного мероприятия, что в итоге дает максимальный обучающий эффект.

Литература

1. Отчеты о мастер-классах Института туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО РГУТиС [электронный ресурс]. URL:http://www.itig.ru/news (дата обращения 25.07.2013).

2. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. 2005. № 2.

3. Паутова Л. Молодых кризис только раззадорил // Журнал «Огонек». № 3 (5082), 08.06.2009.

4. Русских Г.А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. 2002. № 1. с. 34—40.

5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с.

THE USE OF TECHNOLOGY OF MASTER CLASSES AT HIGHER SCHOOLS OF TOURISM AND SERVICE

Natalia A. Zaitseva, doctor of economic sciences, professor, the head of Tourism and hotel enterprises management department, the Institute of Tourism and Hospitality, the branch of the Russian State University of Tourism and Service, [email protected], Moscow, the Russian Federation

The paper studies the current approaches to the nature and the classification of master classes as a form of learning and development. It also describes the technology of various kinds of workshops for students, trainees advanced education programs and teaching staff. The examples of master classes for students of Tourism and Service higher schools are given.

Keywords: academic mobility, hotels, competences, a master class, portfolio, travel agencies

20 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

К вопросу о роли рефлексии в формировании компетентности

References

1. Otchety o master-klassah Instituta tuiizma i gostepriimstva (g. Moskva) (filial) FGBOU VPO RGUTiS [jelektronnyj resurs]. URL:http://www.itig.m/news (data obrashhenija 25.07.2013).

2. Pahomova E.M. Izuchenie i obobshhenie pedagogicheskogo opyta. [Learning and generalization of teaching experience] Metodist, № 2, Moscow, 2005.

3. Pautova L. Molodyh krizis tol’ko razzadoril. The crisis only provoked the young. The magazine «Ogonek», № 3 (5082), 08.06.2009.

4. Russkih G.A. Master-klass — tehnologija podgotovki uchitelja k tvorcheskoj professional’noj dejatel’nosti. Nauchno-metodicheskij zhurnal [“ Workshop is technology of teacher s’ training in creative career.] Scientific and methodical journal “ Methodists “ № 1—2002, p. 34—40.

5. Selevko G.K. Al’ternativnye pedagogicheskie tehnologii. [Alternative educational technology]. — Institute of Technology School, Moscow, 2005, p. 224.

УДК 378.2 DOI 10.12737/1829

I К ВОПРОСУ О РОЛИ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ I КОМПЕТЕНТНОСТИ

Комаров Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент», [email protected],

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Иванова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected], Институт государственного управления, права и информационных технологий, Москва, Российская Федерация

Сафронов Вячеслав Михайлович, доцент, [email protected],

Институт государственного управления, права и информационных технологий, Москва, Российская Федерация

В статье рассматривается компетентностный подход к подготовке персонала, определяющий, в конечном счете, уровень образованности граждан в государстве. Рефлексия рассматривается в статье как один из важных факторов в формировании компетентности. Для реализации компе-тентностного подхода необходимо массово привлекать к образовательному процессу практиков.

Ключевые слова:рефлексия, компетенции, уровень образованности, преобразование знаний в компетенции

Рефлексия — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; ... в конечном счете, есть осознание практики, предметного мира культуры [1].

Рефлексия — обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, . входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. [2].

Как видно из приведенных определений, рефлексия непосредственно связана с полученными знаниями и с обращением человеком этих знаний на самого себя. По мнению авторов, следует увязать рефлексию с получаемыми знаниями и превращением их в компетенции.

По мнению Г.П. Щедровицкого, «.надо воспитывать через обучение, реально этого сделать нельзя ... я должен поработать с отстающими, дать задание, рассказать новый материал, — в лучшем случае лишь немного ин-

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.