Научная статья на тему 'Формы организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающего персонала'

Формы организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающего персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ТРЕНИНГ / МАСТЕР-КЛАСС / СЕМИНАР / КОНФЕРЕНЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / HIBITION / TRAINING / WORK-SHOP / SEMINAR / CONFERENCE / ORGANISATION FORM / PROACTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А.

Определены формы организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающего персонала. Значение такого обучения рассмотрено в разрезе опережающего формирования компетенций. Оно может быть изучено с трех аспектов: опережающий уровень переподготовки по отношению к текущим проблемам производства; опережающая подготовка кадров по новым перспективным профессиям; саморазвитие личности. Выделены причины, препятствующие применению опережающего инновационного обучения студентов в вузах. С дидактико-методических позиций раскрываются сущность и особенности тренинга, мастер-класса, выставки и конференции. Представлена педагогическая модель выставки в виде системы блоков: целевого, методологического, содержательного, деятельностного и результативного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of further proactive education of students and employees

In order for graduates to adapt to their work activities in conditions of innovation-oriented economy it is necessary to provide a proactive education. This kind of education also remains actual in the sphere of further staff training. In this article forms of further proactive education of students and working staff is defined. The stages of working staff training are revealed. The essence, features, advantages, principles of training are defined. The master-class as a form of effective education is offered. The method of observation is offered for the masterclasses. The stages of pedagogical observation during the master-class are reflected. The term «proaction» was considered from different points of view. Proactive education is offered as a factor that makes graduates ready to reorganize whole industry. The factors impeding implementation of the proactive education of students are defined. The exposition as an innovative form of further proactive education of students and working staff is recommended. The stages of preparation and attendance of the exposition are defined from a didactical point of view. The structure of the abovementioned stages, their basics are revealed. The functions of the exposition visit are underlined. The pedagogical model of the exposition; consisted of parts: goal-oriented, methodological, content-oriented, activity-oriented; is offered.

Текст научной работы на тему «Формы организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающего персонала»

УДК 377

Сафин P.C. - доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Корчагин Е.А. - доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Формы организации дополнительного опережающего обучения студентов

и работающего персонала

Аннотация

Определены формы организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающего персонала. Значение такого обучения рассмотрено в разрезе опережающего формирования компетенций. Оно может быть изучено с трех аспектов: опережающий уровень переподготовки по отношению к текущим проблемам производства; опережающая подготовка кадров по новым перспективным профессиям; саморазвитие личности. Выделены причины, препятствующие применению опережающего инновационного обучения студентов в вузах. С дидактико-методических позиций раскрываются сущность и особенности тренинга, мастер-класса, выставки и конференции. Представлена педагогическая модель выставки в виде системы блоков: целевого, методологического, содержательного, деятельностного и результативного.

Ключевые слова: выставка, тренинг, мастер-класс, семинар, конференция, организационная форма, опережающее обучение.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики технологии в наукоемких отраслях промышленного производства устаревают за 2-3 года. Это означает, что будущий специалист, осваивая в процессе обучения в вузе существующие на предприятиях технику и технологии, в момент начала профессиональной деятельности не будет знаком с произошедшими изменениями в отрасли. Возникает проблема профессиональной адаптации и доучивания выпускников в условиях производства. Для решения данной проблемы необходимо дополнительное опережающее обучение. В процессе опережающего обучения студенты должны приобретать знания, умения, способности для успешной работы в инновационной экономике. Для этого необходимо изменять не только содержание, но и формы организации и способы передачи знаний и информации, т.е. проектировать и применять технологии инновационного обучения.

Кроме того, сегодня возрастают роль и значение дополнительного обучения работающего персонала. Жесткие условия конкуренции заставляют фирмы и предприятия регулярно обновлять номенклатуру производимой продукции, совершенствовать технику, технологию и организацию производства, а значит - обучать персонал, повышать его квалификационные характеристики. Не случайно современную экономику называют экономикой знаний. Человеческий капитал сегодня - это одна из основных составляющих любого производства. Анализ различных видов дополнительного обучения работающих специалистов - повышения квалификации, переподготовки, внутрифирменного, корпоративного обучения - показывает их слабую теоретическую разработанность, особенно в дидактическом аспекте и несоответствие требованиям современной экономики знаний. Среди методов обучения работающих преобладают экспресс-методы интенсивного обучения, семинары и тренинги, направленные на решение текущих задач производства.

Обучение работающего персонала обычно проходит следующие этапы:

• обучение перед началом работы - работник обеспечивается соответствующей информацией перед прибытием к месту работы;

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1008.

• обучающую подготовку - в ее процессе работник изучает особенности работы в компании;

• адаптацию - работник адаптируется к условиям труда;

• повышения уровня профессиональных компетенций (непрерывное обучение).

Рассматривая вышеперечисленные этапы, можно сказать, что для каждого этапа

необходима своя форма обучения. Например, обучение перед началом работы представляет собой первоначальный инструктаж непосредственного руководителя, а для повышения уровня профессиональных компетенций необходима более серьезная подготовка, поэтому работника в этом случае отправляют на различные лекции, семинары, тренинги, круглые столы, мастер-классы, курсы и другие краткосрочные формы обучения, которые занимают от нескольких часов до нескольких месяцев.

Так, семинар - это форма обучения, при которой: дается значительный объем теоретической информации в сочетании с некоторым количеством практических упражнений; происходит обмен практическим опытом и технологиями между участниками. Семинар, в отличие от лекции, предполагает активность участников, поэтому практическая эффективность этой формы обучения достаточно высока. Обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.

Преимущества семинарской формы обучения следующие [4]:

• на семинаре подаётся узкоспециализированный материал, подробно разбираются неясные моменты;

• повышение профессионального уровня слушателей происходит путем обновления и систематизации знаний, навыков и подходов к решению поставленных задач;

• возможно обучение небольшой группы сотрудников;

• происходит обмен знаниями и опытом с коллегами из других организаций;

• при планировании обучения учитывается представленный компанией-заказчиком временной график проведения семинаров;

• возможно проведение нескольких семинаров (модулей), связанных структурно и тематически.

Задача тренинга - анализ имеющихся моделей поведения его участников и формирование навыков, соответствующих поставленным целям обучения. Целевые навыки, в т.ч. личностные навыки, отрабатываются с помощью различных упражнений, игр, заданий. Объем и диапазон преподаваемого на тренингах теоретического материала сравнительно невелик, но в ходе занятия полученные навыки должны быть полностью освоены слушателями. Именно поэтому тренинг предполагает активное участие в процессе обучения всех слушателей. Уделить внимание каждому участнику, его проблемам и задачам возможно только при сравнительно небольшой численности группы: как правило, количество участников тренинга не превышает 10-15 человек.

Основные принципы тренинга [4]:

1. Принцип активности.

Активность участников тренинга носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.

2. Принцип исследования.

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, как уже известные, так и, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.

Исходя из этого принципа, тренер придумывает, конструирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.

3. Принцип обратного связи.

Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе - важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением.

4. Принцип партнерского общения.

Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

В формате «круглого стола» или групповой дискуссии проходит совместное обсуждение всеми участниками актуальной для них проблемы. Все участники занятия обладают примерно равными знаниями и опытом работы по данной области, а в ходе занятия обладают равными статусом и правами. Выделяется только руководитель занятия - модератор, который контролирует и направляет ход обсуждения. Каждый участник высказывает свою точку зрения по теме «круглого стола», затем происходит обсуждение мнений участников, неясных или спорных моментов.

Отнести «круглые столы» к формам обучения можно лишь условно, т.к. в процессе дискуссии ее участники не столько обучаются, сколько совместно вырабатывают новые решения. Групповое обсуждение может являться заключительным этапом обучения, проведенного в форме лекции или тренинга, что будет способствовать закреплению пройденного материала и поможет оценить эффективность проведенного обучения. Численность участников круглого стола, как правило, не превышает 10 человек.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области + class - занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Тематика мастер-классов включает в себя:

• обзор актуальных проблем и промышленных технологий,

• различные аспекты и приемы использования промышленных технологий,

• авторские методы применения промышленных технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса:

• передача Мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм профессиональной деятельности;

• совместная отработка методических подходов Мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

• изучают разработки по теме мастер-класса;

• участвуют в обсуждении полученных результатов;

• задают вопросы, получают консультации;

• предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

• высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Алгоритм технологии мастер-класса [2]:

1. Презентация профессионального опыта Мастером: о кратко характеризуются основные идеи технологии; о описываются достижения в работе;

о доказывается результативность деятельности работников, свидетельствующая об эффективности технологии;

о определяются проблемы и перспективы в работе Мастера.

2. Представление системы учебных занятий:

о описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; о определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

3. Проведение имитационной игры:

о Мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы;

о слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4. Моделирование:

о слушатели выполняют самостоятельную работу в режиме технологии Мастера; о Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

о Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение результатов самостоятельной работы слушателей.

5. Рефлексия:

о проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Возможная модель проведения мастер-класса: Этапы работы мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач.

2. Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

3. Афиширование - представление выполненных работ. Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

• овладение общими способами деятельности;

• развитие способности к рефлексии;

• развитие коммуникативной культуры.

Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального, активного обучения. Условия результативного работы «учеников» мастер-класса [2]:

• мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;

• повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;

• готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;

• рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики. Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса

обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий [2]:

1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю деятельности;

3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого участника.

При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии достигается активизация познавательной деятельности.

При обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и учеников.

Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.

Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:

• наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью;

• в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане;

• наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.

Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно.

Этапы:

1) выбор объекта и определение цели;

2) составление плана;

3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);

4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);

5) обработка и оформление результатов наблюдения;

6) анализ результатов;

7) выводы наблюдения.

Вышеназванные формы организации обучения способствуют решению перспективных задач, связанных с развитием фирм и предприятий. Для обучения персонала решению перспективных задач развития предприятия необходимо знать основные тенденции и направления развития производства, иметь представление о существующих новейших разработках в области техники и производственных технологий, уметь проектировать прогностическое содержание обучения, иметь соответствующее оборудование и технологии обучения. Образцы новейших техники и технологий экспонируются на выставках, о перспективах развития производств докладывается на конгрессах, конференциях и семинарах, и коль скоро фирма заботится о своем развитии, ее сотрудники участвуют в таких мероприятиях. Это участие может быть педагогически эффективным, если такие мероприятия рассматривать как инновационные формы организации обучения студентов вузов и работающих специалистов. Сущность инновационных форм заключается в дополнительном опережающем профессиональном обучении студентов и работающего персонала.

В педагогической литературе содержание понятия «опережение» достаточно многозначно. Мы выделяем его значения, связанные, в основном, с опережающим формированием компетенций студентов и работающих специалистов. Так, в профессиональном отношении современные специалисты должны быть не только подготовлены к работе в условиях существующего производства, но и у них также должна быть сформирована готовность к преобразованию этого производства, к осуществлению более совершенных форм профессиональной деятельности с точки зрения ее методов, средств, структуры, интенсивности и т.д.

Реализация идеи опережающего формирования компетенций обучающихся осуществляется в трех аспектах:

• опережающий уровень переподготовки, повышения квалификации специалистов по отношению к текущим проблемам производства;

• опережающая подготовка кадров по новым перспективным разнообразным профессиям;

• саморазвитие личности, т.е. у обучающихся не только формируются профессиональные компетенции, знания и навыки, но и упреждающе развиваются определенные профессионально значимые качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей работы достаточно быстро осваивать новые технику и технологии, вести деловые переговоры.

Однако есть несколько причин, препятствующих применению опережающего инновационного обучения студентов в вузах в настоящее время.

Во-первых, чтобы новые научные знания по современным промышленным технологиям вошли в вузовские учебники, необходимо определенное время (иногда достаточно продолжительное) для их отбора, анализа, структурирования, включения в учебники и их издания.

Во-вторых, большинство вузовских преподавателей не имеют опыта работы на производстве, проектных и других организациях, соответственно они недостаточно владеют современными промышленными технологиями на необходимом уровне компетенций, не могут квалифицированно преподавать эти технологии студентам и не включают их в содержание обучения.

В-третьих, научно-технические журналы, содержащие описание и анализ новых промышленных технологий, не всегда имеются в библиотеках из-за ограниченных финансовых возможностей вузов для их приобретения.

В-четвертых, на наш взгляд, нельзя ориентироваться и на открытую информацию из интернет-ресурсов, т.к. новейшие технико-технологические разработки там не публикуются из-за конкурентной борьбы фирм и ноу-хау отрасли. Лицензионное же приобретение таких разработок также недоступно вузам из-за ограниченных финансовых ресурсов.

Известно, что средством повышения эффективности обучения могут выступать инновации в промышленных материалах, технике и технологиях, представленные на тематических выставках, конгрессах, конференциях и форумах. Тогда мы можем говорить об инновационных технологиях обучения.

К инновационным формам организации дополнительного опережающего обучения студентов вузов и работающего персонала мы относим выставку, на которой публично демонстрируются новейшие достижения в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и других областях общественной жизни.

В ходе подготовки и проведения выставок используются все формы маркетинговых и рекламных коммуникационных средств и способов, позволяющие максимально полно продемонстрировать все свойства представленной продукции.

В организационном отношении выставка является конкретным плановым мероприятием, проводимым в заранее объявленном и подготовленном месте, в ограниченные известные сроки времени, с определенной периодичностью (в зависимости от вида представляемого продукта).

В выставке участвуют несколько заинтересованных сторон:

• экспоненты - производители, представляющие свой продукт на различных видах стендов;

• посетители - потенциальные потребители представляемого вида продукта;

• организаторы выставки (юридическое лицо, орган власти или общественная организация, как правило, курирующая данный вид отраслевой деятельности);

• выставочный оператор (устроитель - юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке и проведению данной выставки, для которого данный вид деятельности является коммерческой деятельностью).

Выставки классифицируют по следующим основаниям: 1) по охвату участников: местные, национальные, международные, всемирные (всеобщие, охватывающие все отрасли человеческой деятельности, и специализированные, посвященные только одной области деятельности); 2) по охвату областей деятельности: всеобщие, отраслевые; 3) по отраслевой

принадлежности: художественные, общественно-просветительские, промышленные, сельскохозяйственные; 4) по продолжительности проведения: периодические (временные), постоянные, одноразовые (связанные с конкретным событием) [3].

Многие фирмы и предприятия командируют своих сотрудников, а учебные заведения организуют экскурсии на выставки с целью изучения новинок производства, ознакомления с той или иной продукцией. Выставку можно рассматривать как сложную инновационную форму организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающих специалистов, которая может включать в себя ряд простых форм. Так, во время выставки представители предприятий и фирм могут читать лекции, проводить семинары, круглые столы, мастер-классы и другие мероприятия для посетителей.

Выставка отличается наглядностью, оригинальностью и непохожестью на другие формы обучения. Ни лекции о производстве, сопровождаемые демонстрационными опытами, ни показ таблиц и презентаций не могут дать таких ярких и живых представлений и впечатлений, как выставка.

С дидактической точки зрения представляют интерес методика посещения выставки, определение этапов подготовки к ней и посещения, выявление основных компонентов деятельности посетителя при посещении выставки, эффективные методические приемы организации учебно-профессиональной деятельности во время посещения выставки и подведения его итогов. Например, конкретный план посещения промышленной выставки может включать:

а) ознакомление с видом производства, представленного на выставке, в целом (история создания производства и перспективы его дальнейшего развития, основные фирмы-производители);

б) ознакомление с продукцией фирм и предприятий, с ее рабочими и потребительскими характеристиками;

в) знакомство с технологическим процессом изготовления продукции, его основными характеристиками (сырье и материалы, оборудование, качество продукции и т.д.);

г) научно-технический прогресс в данном производстве и в целом в отрасли;

д) анализ возможности применения информации, полученной на выставке, в своем производстве, в своей области профессиональной деятельности;

е) деловые переговоры с производителями с целью установления сотрудничества в плане осуществления совместных проектов.

Деятельность посетителя выставки на подготовительном этапе и этапе посещения заключается в активном потреблении учебно-профессиональной информации и ее анализе. На этапе подведения итогов, как правило, деятельность посетителя носит продуктивный характер.

На первом этапе подготовки к посещению выставки деятельность посетителя распадается на два направления: выбор объектов выставки и непосредственно подготовка к ее посещению. На этом этапе проводится анализ объектов выставки, разрабатывается маршрут ее посещения, предварительно планируется посещение мероприятий на выставке и определяются цели посещения. На этом этапе посетитель готовится воспринять информацию выставки. Поэтому здесь важно подготовиться к наиболее успешному и плодотворному ее восприятию. Основная инициатива подготовки исходит от самого посетителя, и цель, сформулированная им для себя в непривычной или нестандартной форме, использование сообщений СМИ о выставке и их анализ с точки зрения научной достоверности, плодотворная работа с рекламными проспектами и другими источниками информации -все это способствует не только формированию новых знаний, но и совершенствованию умений и навыков поиска информации, извлечения смыслов, интерпретации и критического анализа, т.е. формированию профессиональных компетенций.

На втором этапе, непосредственно при посещении выставки, посетитель слушает и наблюдает, т.е. является активным потребителем информации. В соответствии с заранее поставленной целью, он анализирует сообщения представителей фирм и предприятий, выделяет в них главное, сравнивает с тем, что есть у него на производстве. В результате интегрируются уже имеющиеся знания с новой профессиональной информацией и происходит рождение новых смыслов и инициатив.

На завершающем этапе деятельность посетителя носит аналитический характер. При подведении итогов посещения выставки посетитель готовит полный отчет, отчетные мероприятия, например, предложения в адрес администрации своего предприятия по совершенствованию тех или иных производственных участков, а также выступление на внутрифирменном семинаре или конференции. В выступлении на семинаре или конференции через призму проблем и задач, стоящих перед предприятием, раскрываются возможности их решения с использованием информационных материалов, полученных при посещении выставки.

Профессиональную значимость на этом этапе имеет умение посетителя работать с полученной информацией - вычленять главное в информационных потоках, находить дополнительную информацию в различных источниках, систематизировать подобранную информацию по заданным признакам, трансформировать информацию, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.

Учтем, что многими информационными умениями посетитель выставки уже обладает вследствие имеющегося у него образования. В частности, он должен уметь:

1) искать с помощью средств новых информационных технологий информацию, зафиксированную на традиционных носителях (оглавления и указатели в книгах, библиотечные каталоги, средства поиска информации в компьютерных сетях и т.д.);

2) извлекать смыслы из полученной информации, интерпретировать их и критически анализировать;

3) создавать новые смыслы и представлять их в форме информационных сообщений, адекватных задачам и условиям коммуникации.

Основная дидактическая функция посещения выставки - это прогностическая функция, которая заключается в формировании прогностических знаний и компетенций для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности. Например, на выставках строительной отрасли представлены результаты изыскательской, проектно-конструкторской, научно-исследовательской, производственно-организаторской, сервисно-эксплуатационной деятельности строительных фирм, научных и проектных организаций. Это образцы новых строительных материалов, техники, технологий и т.д.

Следующая функция посещения выставки - обучающая. На выставке посетитель видит, как можно усовершенствовать то, о чем он уже имеет представление из опыта своей работы, с чем имеет дело на своем предприятии: техническое оборудование, дизайн, технологические методы и операции, организация производства и т.д.

Исследовательская функция посещения выставки выражается в тщательном обдумывании, мысленном экспериментировании и предварительном анализе с точки зрения общего плана, последовательности посещения и доступности тех или иных объектов выставки самостоятельному изучению. Эти усилия с лихвой искупаются тем, что время расходуется производительно, как производительна с педагогической точки зрения всякая попытка самостоятельно выработать знания, а не получить их в готовом виде.

Концептуальной основой выставки как инновационных формы организации обучения студентов вузов и работающих специалистов выступает совокупность проблемного, контекстного, лично-деятельностного, компетентностного подходов.

Сущность проблемного подхода в том, что знания, компетенции не преподносятся посетителю выставки в готовом виде, а формируются в результате поиска необходимой информации. Смысл подхода заключается в стимулировании поисковой деятельности посетителя выставки.

Личностно-деятелъностныи подход позволяет учесть особенности личности посетителя выставки и специфику его профессиональной деятельности. Приобретаемые посетителем знания и компетенции имеют личностную значимость.

Контекстный подход обеспечивает практико-ориентированную направленность посещения выставки, соединяет формируемые знания и компетенции с профессиональной деятельностью посетителя.

Компетентностныи подход направлен на формирование профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств посетителя выставки.

Педагогическая модель выставки как инновационной формы организации дополнительного опережающего обучения посетителей может быть представлена в виде взаимосвязи следующих блоков: целевого, методологического, содержательного, деятельностного и результативного.

Целевой блок определяет педагогическую цель и назначение выставки -формирование профессиональной прогностической компетенции и способностей к использованию знаний и информации в своей деятельности.

Методологический блок содержит совокупность вышеназванных подходов и принципы.

• профессиональной направленности;

• передачи и усвоения социального опыта;

• личностной активности.

Содержательный блок включает предметное и информационное содержание выставки, посредством которого формируются элементы образовательной среды. Сюда входят предметное содержание образцов техники и технологий, материалов и других экспонатов; информационное содержание лекций (контекстно-информационных; контекстно-научных; контекстно-профессиональных и др.), мастер-классов, семинаров, круглых столов, тематических конференций и других выставочных мероприятий.

Деятелъностный блок содержит этапы деятельности посетителя:

1) подготовительный (мотивационный);

2) основной (знакомство с экспонатами);

3) заключительный (аналитический) - использование информации о выставочных мероприятиях на своем предприятии в своей профессиональной деятельности.

Результативный блок позволяет диагностировать сформированность знаний и компетенций и готовность посетителя к инновационной профессиональной деятельности. В качестве критерия здесь выступает умение использовать инновационные решения в рациональной деятельности, а показателями служат новизна проектных решений; рекомендации к внедрению.

Педагогическая модель выставки может применяться не только для опережающего дополнительного обучения работающего персонала промышленных фирм и предприятий, но и для обучения студентов и профессорско-преподавательского персонала вузов. Так, в календаре выставок Казанской ярмарки ежегодно предусмотрено более 40 мероприятий. В 21 из них демонстрируются достижения в разработке современной строительной техники, средств малой механизации строительных работ, оборудования, материалы и технологии. На наш взгляд, педагогически целенаправленное посещение студентами, преподавателями и специалистами этих мероприятий может стать реальным источником современных знаний об отрасли.

Такое участие мы рассматриваем как дополнительное образование, повышение квалификации для специалистов всех уровней отрасли, профессорского-преподавательского состава учреждений НПО, СПО и ВПО. Студенты разных специальностей знакомятся здесь с тенденциями развития отрасли. Посещение выставок включает в себя активное участие студентов, преподавателей во взаимосвязанных в единую программу научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, проводимых на выставках. После каждого мероприятия студенты проводят анализ новинок в форме докладов, эссе, определяют тенденции развития отрасли. Новые знания строительной техники, оборудования и технологий вкладываются в содержание курсового и дипломного проектов.

Внедрение выставки как инновационной формы организации опережающего дополнительного обучения в учебный процесс состоит из следующих этапов: 1) изучение планов выставок в регионе; 2) выбор вида мероприятий для участия; 3) посещение мероприятий, участие в дискуссиях, семинарах, круглых столах и других выставочных мероприятиях; 4) сбор информационных материалов в ходе посещения мероприятий; 5) анализ информационных материалов, образцов техники, технологий и подведение итогов мероприятия; 6) отбор разработок и использование их в составе реальных курсовых и дипломных проектов (работ).

Студенты принимают активное участие в дискуссиях, встречах с представителями науки, производства и бизнес-сообщества. Они получают опыт ведения переговоров, деловой коммуникации. Наиболее активные интересуются возможностями трудоустройства в организациях, участвующих в выставках.

Заметно повышается мотивация студентов-дипломников к участию в разработке инновационных технологий, использованию новых идей, которые находят отражение в дипломных и курсовых проектах.

Кроме того, выставочная деятельность способствует освоению студентами новых знаний, полученных наукой и востребованных производством, развитию навыков самостоятельной аналитической работы с научной информацией. Преподаватели получают возможность включения в структуру содержания преподаваемой им дисциплины инновационную составляющую как фундаментального, так и прикладного характера.

Таким образом, выставка как инновационная форма организации опережающего дополнительного обучения студентов вузов и работающих специалистов позволяет:

• поддерживать и развивать устойчивый интерес к своей профессии;

• приобрести знания новых техники, технологий и организации работ в отрасли;

• совершенствовать умение ведения деловых переговоров;

• развивать профессиональные, коммуникативные способности;

• сформировать прогностическую профессиональную компетенцию.

Наряду с выставками, сегодня в российских регионах проходит большое количество конференций, посвященных различным аспектам общественной жизни. Данный формат (конференция) прочно занял свою нишу, и на сегодняшний день посещение конференций является одним из «маркеров» успешности и современности для одних специалистов и рабочей необходимостью для других.

Конференция (от лат. сог^его - собираю), съезд, совещание, собрание членов каких-либо организаций, представителей организаций или государств, учёных. Конференции -масштабные мероприятия, где могут принимать участие 500 и более человек.

Конференция предоставляет возможность познакомиться с суждениями различных компетентных людей (докладчиков, зрителей) и поделиться с участниками своими мыслями. Цель любой интересной конференции - не просто слушание докладов и принятие за аксиому их тезисов, а обсуждение, высказывание своей собственной позиции. В результате можно значительно глубже понять рассматриваемую проблему. Особую ценность представляет непосредственно выступление с докладом на публике, приобретаются навыки ораторского мастерства, опыт работы с текстом, умение отстаивать выбранную позицию и отвечать на вопросы.

Особенность конференции в том, что она способствует сближению передового края науки с высшим образованием. Конференции дают студентам представление о тех проблемах, которые стоят перед современной наукой и о подходах в их решении. Тем самым, наука становится частью системы образования. Конечно, студенты запоминают и понимают не все из того, что говорится на конференции. Но они видят процесс развития науки, процесс решения проблем и это они запомнят надолго.

Чтобы конференция была эффективной, необходимо выполнение ряда условий [1]:

• простота и некоторая систематичность изложения материала;

• использование методик, направленных на поиск нового знания;

• не очень большое количество участников и докладов;

• постановка достаточно общих проблем в каждом докладе;

• связь каждого из докладов с темой конференции;

• наличие вводной и заключительной частей, дающих первоначальное представление о конференции и подводящих итоги обсуждения проблем;

• участие ученых, активно занимающихся решением проблемы и имеющих оригинальные идеи;

• наличие дискуссий и конкретное обсуждение различных взглядов;

• акцентирование внимание на самых общих, принципиальных вопросах;

• нужно добиваться таких формулировок проблем и подходов к их решению, чтобы они были понятны любому умному человеку, не имеющему специальных знаний в этой области;

• ориентация на создание целостной теории, освещающей данную проблему;

• нужно, чтобы была представлена научная молодежь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• конференция окажет должное влияние на студентов и будет иметь значение для решения научных проблем лишь в том случае, если будет проводиться систематически. Как минимум, два-три раза, например, для студентов на третьем, четвертом и пятом курсах. Конференции должны быть посвящены различным проблемам. Очень важно, чтобы эти проблемы поднимались систематически. Студенты должны видеть движение научной мысли в решении определенной проблемы и должны быть в курсе нескольких проблем, решаемых учеными на современном этапе развития нашей науки.

Конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными семинарами и тренингами. Во-первых, выступление участников на похожие темы позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон, исчезает однобокость, присущая при обучении одним преподавателем.

Во-вторых, формат мероприятия позволяет услышать о различных подходах к решению одной задачи, услышать различные точки зрения коллег по работе.

Такая особенность конференций, как 3 и более выступающих, является уникальной, так как в подавляющем большинстве тренингов и семинаров выступающий один, в редких случаях двое.

Обычно конференции проводятся по следующим правилам:

• ориентация самого формата конференции на интерактивность (количество участников, обратная связь и др.),

• ориентация докладчиков на аудиторию (форма доклада и самого выступления),

• организация пространства для неформального общения.

Конференция объединяет, как правило, выступления нескольких докладчиков перед многочисленной аудиторией, имеющей примерно равные с докладчиком опыт и знания. Задача конференции - ознакомление (не обучение) слушателей с новыми идеями, мнениями, разработками. В ходе конференции возможно обсуждение представленных аудитории сведений, активное участие в ходе занятия нескольких слушателей.

Корпоративная конференция - сравнительно новый формат обучения, где докладчиками и слушателями являются сотрудники одной компании. Выступающие делятся со своими коллегами положительным опытом решения задач, достижения целей, на конференции обсуждаются перспективные модели бизнес-процессов.

В тех случаях, когда предметом учебного занятия является знакомство аудитории с прикладными навыками, обучение может происходить в форме мастер-класса или демонстрационного занятия. Ведущим мастер-класса выступает, как правило, признанный специалист-практик, способный в ходе занятия продемонстрировать преподаваемые методики, познакомить аудиторию с процессом выполнения каких-либо работ. Обучение в формате мастер-классов, что следует из его сути, подходит далеко не всем направлениям обучения.

Зачастую учебное занятие или его часть проходят в формате экскурсии - выездного посещения предприятий и объектов, представляющих интерес с точки зрения тематики занятия. В процессе обучения происходит практическое знакомство слушателей с бизнес-процессами компаний-обладателей эксклюзивных знаний или успешным опытом работы в данной области, их новейшими технологиями производства, оборудованием, техникой безопасности, культурой труда. Как правило, в процессе посещения работающего объекта нет возможности представить слушателям подробную теоретическую информацию и обсудить увиденное. Поэтому ознакомление участников со значительным по объему и насыщенности материалом о работе посещаемого объекта и разъяснение значимых нюансов уместно провести заранее - на лекции или семинаре.

Курс - систематическое изложение знаний в определенной области, основ какой-либо науки. Занятия на курсах могут проходить в различных формах: лекций, семинаров, тренингов и т.п.

Иногда процесс обучения на курсах или на отдельном занятии совмещает признаки мероприятий нескольких форматов: например, вступительная часть занятия проходит в виде мини-лекции, затем участники выполняют упражнения тренинга, результаты обучения и выявленные в его ходе проблемы и перспективы обсуждаются в ходе открытой дискуссии.

Общим для всех инновационных форм опережающего дополнительного обучения студентов вузов и работающих специалистов являются высокие требования к мастерству ведущего - как к уровню его подготовки по теме занятия, так и к его преподавательскому опыту. Докладчик должен не только преподносить актуальную информацию в структурированном виде, доступном для данной группы участников. В зависимости от формы обучения ведущий должен также уметь оперативно откликаться на реакцию аудитории, меняя ход занятия, управлять вниманием и активностью слушателей.

Список литературы

1. Николаенко Д.В. Спецкурс-конференция как новая форма обучения. URL: www.hiv-aids-epidemic.com.ua (дата обращения: 21.05.2012).

2. Соцобраз: мастер классы. URL: wiki.pskovedu.ru/index.php/MacTep-класс (дата обращения: 21.05.2012).

3. Что такое выставка? URL: nindo.ru>index php/2010-11-27-17-21-42 (дата обращения: 21.05.2012).

4. Яковченко Н. Виды и способы познания, или учиться никогда не поздно. URL: www.classs.ru/libraryl/articles/poznanie/ (дата обращения: 21.05.2012).

Safin R.S. - doctor of pedagogical sciences, professor

E-mail: [email protected]

Korchagin E.A. - doctor of pedagogical sciences, professor

E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architechture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Forms of further proactive education of students and employees

Resume

In order for graduates to adapt to their work activities in conditions of innovation-oriented economy it is necessary to provide a proactive education. This kind of education also remains actual in the sphere of further staff training. In this article forms of further proactive education of students and working staff is defined. The stages of working staff training are revealed.

The essence, features, advantages, principles of training are defined. The master-class as a form of effective education is offered. The method of observation is offered for the master-classes. The stages of pedagogical observation during the master-class are reflected.

The term «proaction» was considered from different points of view. Proactive education is offered as a factor that makes graduates ready to reorganize whole industry. The factors impeding implementation of the proactive education of students are defined.

The exposition as an innovative form of further proactive education of students and working staff is recommended. The stages of preparation and attendance of the exposition are defined from a didactical point of view. The structure of the abovementioned stages, their basics are revealed. The functions of the exposition visit are underlined. The pedagogical model of the exposition; consisted of parts: goal-oriented, methodological, content-oriented, activity-oriented; is offered.

Keywords: hibition, training, work-shop, seminar, conference, organisation form, proactive education.

HaBecmuq EffACY, 2013, № 3 (25)

References

1. Nicolaenko D.V. [Spetskurs-konferentciia kak novaia forma obucheniia] Special course as a new form of education. URL: www.hiv-aids-epidemic.com.ua (reference date: 21.05.2012).

2. [Sotcobraz: masterclassy] Social image: masterclasses. URL: wiki.pskovedu.ru/index. php/MacTep-Kjiacc (reference date: 21.05.2012).

3. [Chto takoe vystavka?] What is an exposition? URL: nindo.ru>index php/2010-11-27-17-21-42 (reference date: 21.05.2012).

4. [Iakovchenko N. [Vidy i sposoby poznaniia, ili uchitsia nikogda ne pozdno] The ways of cognition: it's never too late to study. URL: www.classs.ru/libraryl/articles/poznanie/ (reference date: 21.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.