Научная статья на тему 'Мастер-класс как форма самоперезентации и повышения квалификации учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования'

Мастер-класс как форма самоперезентации и повышения квалификации учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / УЧИТЕЛЬ-МАСТЕР / МАСТЕР-КЛАСС / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-PERFECTION OF A TEACHER / PEDAGOGIC SKILLS / MASTER-TEACHER / MASTER CLASS / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мицук О. В.

В статье проводится анализ понятия «мастер-класс» и его функционального назначения применительно к системе дополнительного профессионального образования; раскрываются особенности рассматриваемого феномена как формы самоперезентации учителя-мастера на высшей стадии профессионализации и как формы «информального образования» при организации повышения квалификации опытных учителей. В заключение на основе анализа факторов, препятствующих достижению учителем технологии и предпринимательства педагогического мастерства, представлены общие положения методологии мастер-класса и некоторые рекомендации по проведению мастер-класса в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мицук О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERCLASS AS A KIND OF SELF-PRESENTATION AND SKILL PERFECTION FOR TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF INSTITUTIONS OF OPTIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article analyses the notion of "master class" and its functional purpose as applied to the system of optional professional education. The particularities of the concerned phenomenon are revealed as forms of self-presentation of a master-teacher at the top stage of professionalism and as forms of "informal education" during the organization of experienced teachers' self-perfection and skill perfection. As a conclusion, based on the analysis of factors that could hinder a business and technology teacher from reaching the master-teacher level, are given the general theses of master class and some recommendations for carrying out a master class during the educational process in an institution of optional professional education.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс как форма самоперезентации и повышения квалификации учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования»

УДК 378

О.В. Мицук, соискатель НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: MichukO@yandex.ru

МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА САМОПЕРЕЗЕНТАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проводится анализ понятия «мастер-класс» и его функционального назначения применительно к системе дополнительного профессионального образования; раскрываются особенности рассматриваемого феномена как формы самоперезентации учителя-мастера на высшей стадии профессионализации и как формы «информального образования» при организации повышения квалификации опытных учителей. В заключение на основе анализа факторов, препятствующих достижению учителем технологии и предпринимательства педагогического мастерства, представлены общие положения методологии мастер-класса и некоторые рекомендации по проведению мастер-класса в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное самосовершенствование учителя, педагогическое мастерство, учитель-мастер, мастер-класс, са-мопрезентация.

Современное состояние педагогической практики характеризуется активным развитием образовательных процессов. Сегодня накоплен огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ, учителей-новаторов, учителей-мастеров, который необходимо постоянно обобщать, систематизировать и распространять. В этих условиях изменились требования к деятельности и личности специалиста, в частности к учителю технологии: это должен быть не только мастер - «золотые руки», но и педагог-наставник, умеющий передать свой профессиональный опыт молодым. Одновременно с этим в профессиональном становлении молодых учителей ведущая роль отводится саморазвитию, самообучению, в рамках которых они овладевают не только новыми востребованными знаниями и способами деятельности, но и готовы к принятию инновационного опыта.

По данным исследований ученых С.Г. Вершловского,

Э.Ф. Зеера, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, и др., приобретая профессиональный опыт, специалист становится субъектом собственной деятельности, ставит и реализует цели в практике работы, выходит на уровень обобщения, систематизации и самостоятельного анализа собственной деятельности, проектируя ее в дальнейшем на более высоком уровне, повышая свою компетентность - от квалифицированного специалиста через профессиональное самосовершенствование до профессионального мастерства. Наряду со склонностью к глубокому осознанию своего опыта мастерство учителя проявляется не только во владении нормами профессиональной деятельности, общения, в следовании ориентирам профессиональных ценностей и способности вносить в деятельность уникальное, неповторимое, в умении находить решения в нестандартных ситуациях. К числу ведущих особенностей завершающего этапа профессионализации учителя относится потребность в наставнической деятельности и передаче профессионального опыта. Новаторскую, творческую деятельность, обогащающую профессиональный опыт в целом, необходимо презентовать. Поэтому владение умениями самопрезентации также становится одной из характеристик учителя-мастера.

Одной из популярных форм обобщения и презентации опыта работы учителя является «мастер-класс». В настоящее время мастер-классы активно используются при проведении научно-практических конференций, семинаров, стажерских площадок и других мероприятий, где предполагаются различного рода презентации инновационного опыта. Независимо от места применения такая форма организации профессионального взаимодействия предоставляет педагогам возможности для взаимообмена опытом, мастерством, инновационными идеями, находками и решениями. Основное назначение мастер-класса для учителя - представить аудитории себя, свои идеи, проблемы, способы их решения и творческий продукт. В результате знакомства с опытом работы учителя-мастера аудитория получает представление о нем, о способах и продукте его деятельности, о возможности их использования в собственной практике. В данной связи мастер-класс рассматривается не только как форма презентации педагогического опыта, но и как одна из эффективных форм обучения у учи-

теля-мастера. Как показывает опыт работы, при широком использовании этой формы взаимодействия в образовательной практике учитель-мастер испытывает ряд затруднений при подготовке и проведении данного мероприятия.

Анализ профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в рамках экспериментального исследования в период с 2005 года по настоящее время позволил выявить ряд факторов, препятствующих достижению высокого уровня педагогического мастерства:

• слабое владение умениями самопроблематизации -умение четко сформулировать свои проблемы и потребности в сфере профессиональной деятельности, если они не касаются социальных и материально-технических условий труда - это отмечают 72% учителей, принимавших участие в эксперименте;

• недостаточное владение умениями обобщения и систематизации своего опыта работы, самоанализа, низкий уровень владения методикой самопрезентации - соответственно данную позицию показывают 56%, 73%, 66% учителей;

• сложившиеся в профессиональной среде принципы, нормы, ценностные представления далеко не всегда согласуются с профессиональной позицией учителя - на это указывают 46% опрошенных учителей;

• личный жизненный и профессиональный опыт, составляющий богатство учителя и одновременно перерастающий в профессиональные стереотипы, становится барьером для восприятия новых идей - данная позиция характеризует 48% учителей.

При этом, согласно исследованиям ряда ученых (С.Г. Вершловский, А.Ю. Панасюк и др.), профессиональные стереотипы присущи не только учителям с низким уровнем профессионализма, они свойственны и тем, кто достиг достаточно высокого уровня педагогического мастерства [2; 5].

В решении обозначенных проблем значимую помощь учителю-мастеру оказывает повышение квалификации как одно из звеньев системы непрерывного образования, профессионального становления и развития.

Рассматривая альтернативные направления модернизации современного образования и технологии обучения, «мастер-класс» представляется нам как «форма передачи опыта мастеров педагогического труда, новаторов, ученых небольшому кругу заинтересованных собеседников в непринужденной атмосфере творческой мыследеятельности и переживаний». (Г.К. Селевко). С другой стороны - это «ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментируемого показа приемов работы» [3, с. 71]. Именно эта вторая сторона мастер-класса открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования в качестве формы повышения квалификации опытных учителей непосредственно у мастера.

По мнению ряда исследователей, в том числе группы французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (ОБЕК)», Г.К.Селевко и др. понятие «мастер-

класс» неразрывно связывается с технологиями мастерских и представляется как разновидность, как одна из форм организации учебного процесса в рамках реализации данных технологий [4, с. 631]. Учитель-мастер в технологии мастерских не учитель, передающий свои знания и умения «незнающему и неумеющему» ученику. Он лишь создает алгоритм действий, инициируя поисковый, творческий характер деятельности обучающихся в его мастерской, выстраивая обучение на основе индукции, самоконструкции, социоконструкции, социализации, коррекции, творческого конструирования знания [4, с. 655]. Участие в этом процессе принимают все, включая самого мастера. Такое взаимодействие в творческом процессе предполагает высокий уровень самомотивации обучающихся, субъектную позицию, подкрепляющуюся наличием деятельностно-ценностного умения учиться, готовностью к освоению новых способов и приемов действий, новаторского опыта, к профессиональному самосовершенствованию, одновременно с этим учитель-мастер совершенствует педагогическое мастерство, навыки самопрезентации.

Организация деятельности участников мастерской в составе малой группы - 7 -15 человек может рассматриваться как основа организации и методики проведения мастер-класса в качестве формы повышения квалификации под руководством опытного учителя. Так, алгоритмы организации деятельности обучающихся, разработанные в технологии мастерских, сегодня находят широкое применение в практике работы образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Особенно продуктивно использование формы мастер-класса в организации учебного процесса на занятиях, предусматривающих знакомство и изучение передового педагогического опыта, авторских методик, технологий, техник, представляемых автором в рамках профессионального проекта, а также освоение методики презентации опыта работы.

Мастер-класс как форма презентации педагогического опыта с одной стороны и как форма повышения квалификации - с другой, расширяет арсенал «информального образования», решая различные задачи и выполняя различные функции, как-то:

1. популяризаторскую - для популяризации, тиражирования и использования творческих продуктов, проектов, индивидуального педагогического опыта в профессиональной деятельности и повседневной жизни, или в качестве методического фонда по преподаванию учебного предмета;

2. научно-просветительскую или образовательную -для внедрения социо-культурных проектов, дидактических разработок в образовательное пространство. В данном случае целесообразно представление продукта в качестве методических пособий, разработок, учебного или дидактического материала, наработанного в педагогической практике или в опыте одного человека;

3.научно-исследовательскую - информационную - для освещения результатов научно-педагогических исследований, новых фактов и т.п.. Мастер-класс такого характера предназначен для узкого круга специалистов. В этом случае наиболее эффективно использование электронных версий, которые применяются в качестве «носителей», «хранилищ» информации и могут быть полезны при проведении дальнейших исследований в практике работы другими учителями для:

- документирования коллекций, источников, экспонатов;

- систематизации исследований, новых фактов и т.п.;

- каталогизации;

- обеспечения доступа к вне библиотечным базам данных;

- организации работы не с самими документами, а с их электронными копиями.

4. коммуникативную с целью поиска единомышленников, выхода на сотрудничество.

Отметим, что популяризаторская цель зачастую совпадает с научно-просветительской и, в последнее время, до-

вольно часто рассматривается как рекламная. Учитель, посещающий мастер-класс, как правило, настроен на то, чтобы увидеть «что-то новенькое, интересное, полезное», что можно использовать в его собственной педагогической практике. Поэтому важно, чтобы проект, предлагаемый для представления в рамках мастер-класса или результаты его реализации, отвечали, по крайней мере, трем требованиям: практико-ори-ентированная направленность, творческий характер и новизна.

Например, практико-ориентированный проект должен быть нацелен на решение образовательных задач, отражающих интересы его участников или его внешних потребителей. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.д., а также в профессиональной деятельности учителя. Форма конечного продукта может быть достаточно разнообразной - от учебного пособия для кабинета искусства или мастерской до пакета рекомендаций по модернизации образовательной системы в целом. Ценность такого проекта заключается в реальности его использования на практике, в способности решить конкретную проблему.

Проект может иметь творческое направление, где учитель-мастер представляет свой опыт в овладении тем или иным мастерством (ремеслом). Это предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и демонстрации его результатов. Так могут быть представлены произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, технического творчества, музыкальные произведения, альманахи, театрализации, видеофильмы и т. п., и связанные с ними новые технологии, нетрадиционные техники исполнения или обработки различных материалов и т.д., где учитель-мастер раскрывает секреты своего мастерства.

С целью повышения эффективности работы с учителями при проведении курсовой подготовки и различного рода мероприятий сотрудниками кафедры ОО «Искусство» и «Технология» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования разработаны краткие методические рекомендации по технологии мастер-класса, а также рекомендации для представления результатов работы в форме письменной теоретико-методической разработки. Повысить эффективность работы учителя, обучающегося у мастера, помогают рекомендации по анализу учебного мероприятия [5].

В рамках данной статьи мы не преследовали цель знакомить читателя с разработками в полном объеме, поэтому ограничимся лишь общими положениями методологии мастер-класса и рекомендациями. Некоторые из них:

Цель мастер-класса формулируется в зависимости от того, что будет представлять учитель (презентация образовательной программы, методики, отдельных инновационных методов работы и т.д.).

Тема отражает главную решаемую проблему, принципиальную идею, суть предъявляемой системы работы, основные направления и характерные особенности деятельности.

Профессиональное взаимодействие участников мастер-класса выстраиваются на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает организацию условий, инициирующих действие обучающегося, а также реализацию принципов субъектной активности и авторской позиции обучающихся; диалогичного, рефлексивного взаимодействия; творческой образовательной среды [1].

Особенности деятельности учителя-мастера и обучающихся обуславливают принципы отбора содержания образования: целостности и системности, ценностной ориентированности, информативности, интегративности, практической направленности и действенности. Соответственно, содержание мастер-класса отражает следующие аспекты:

• ценностный аспект - этический, эстетический, культурологический и т.п.;

• научно-познавательный аспект - информационность, мышление, познавательный интерес;

• деятельно-творческий аспект - проективность, оригинальность, результативность, социализация.

Специфика содержания образования определяет выбор методов работы в рамках мастер-класса, среди которых наряду с традиционными, широко используются активные и интерактивные методы: программированный, проблемный, модельный, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, тренинги и др.

Формы проведения мастер-класса могут быть различными - мини-лекция; доклад; выступление-презентация; практикум; интегрированное, комбинированное (лекционно-практическое) занятие.

Возможные формы представления результатов работы:

• письменные теоретико-методические разработки;

• методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей;

• эскизные видеозарисовки фрагментов уроков, факультативов, бесед и др.

Методика проведения мастер-класса, как правило, включает три этапа:

1 этап - теоретический: общее представление.

2 этап - практический: демонстрация приемов работы при активном включении обучающихся в процесс, главное на данном этапе - показать работу, сам процесс, а не результат работы.

3 этап - рефлексивный: обобщение и систематизация знаний, умений, активность аудитории в процессе обсуждения на данном этапе рассматривается как показатель результативности мастер-класса.

Примерное распределение времени по этапам предлагается следующее:

1 этап - 20 мин.; 2 этап - 50 мин.; 3 этап - 20 мин.

Библиографический список

Учителю-мастеру необходимо учитывать основные требования к выступлению перед аудиторией:

- уметь преподносить небольшим группам людей идеи и новые факты в привлекательной, интересной и убедительной форме;

- иметь четкое представление о методике подготовки выступления;

- опираться на жесткий алгоритм подготовки и проведения мастер-класса;

- иметь навыки работы с аудиторией.

В заключение отметим, что устранение причин, препятствующих достижению учителем высокого уровня педагогического мастерства, связано с целым комплексом мероприятий по усовершенствованию форм организации учебного процесса и деятельности преподавателей системы повышения квалификации. Среди них наряду с расширением функций самообразования, выбором содержания и планирования учителем своих знаний, значимая роль отводится использованию опыта педагогической работы учителей-мастеров.

Введение мастер-класса в образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования как формы повышения квалификации позволяет расширить рамки «информального образования», которое учитель «выстраивает» в соответствии со своими потребностями. Посещение мастерской учителя-мастера становится продуктивной формой самообразования учителя, основанной на самопро-блематизации и самостоятельном целеполагании. Критическое осмысление инновационного опыта, основанное на потребности в самообразовании, приводит к рефлексивному анализу собственной деятельности, «преобразованию» интуитивно верно найденных решений в сознательную профессиональную деятельность учителя как мастера.

1. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2003. - № 8.

2. Вершловский, С.Г. Профессионализм и мастерство. - Санкт-Петербург: Информационное агентство «ПРоАтом» [Э/р]: E-mail: in-fo@proatom.ru, webmaster@proatom.ru.

3. Селевко, Г.К. Альтернативыные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 тт. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - Серия «Энциклопедия

образовательных технологий».

5. Панасюк, А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991.

6. «Педагогическое эхо» 2003. - спец. выпуск - сентябрь. - прилож. к ж-лу «Сибирский учитель».

Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 378+152.32

А.Ф. Сиволапов, доц.; В.А Порфирьев, соискатель; А.А. Тюрин, соискатель НВВКУ(ВИ), г. Новосибирск,

Е-mail: тчки@ academ/org

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье рассматриваются личностные и профессиональные качества, необходимые преподавателю военного ВУЗа, и предлагается модель системы подготовки военных курсантов, которая включает в себя четыре основных компонента: информационный, самоактуализационный, практический, аналитико-исследовательский.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, военный ВУЗ, профессиональная направленность.

Реформирование российского образования вышло на новый виток переустройств в его структуре, содержании, критериях результативности [1]. В русле идеи модернизации приоритетными на сегодняшний день выступают принципы инновационного развития и задачи повышения качества образования, ориентация на компетентностный подход. Эти вопросы касаются и преподавателей высшей военной школы, которая имеет свою специфику. Как показывает практика, инновации в военном образовании в большинстве случаев свелись к внедрению в образовательный процесс новых информационных и телекоммуникационных технологий, в то время как определение ключевых компетентностей и критериев качества образования до сегодняшнего дня остается самым дискуссионным

вопросом. При этом первостепенное место в военном образовательном процессе остается за преподавателем, от мастерства которого зависит, в какой мере будущие офицеры смогут соединить свою профессиональную компетентность с высокой нравственностью и социальной активностью.

Восточный философ Конфуций подчеркивал, что преподавание обнажает слабости и недостатки учителя и побуждает его учиться самому, и считал, что учить и учиться - это неразрывно связанные понятия. Если учеба требует восприимчивости, то учительство - активности. Учителя должны вести и мягко поощрять своих учеников, не пытаясь заставлять их учиться; иначе ученики теряют интерес и перестают любить науку. В современных сложных и противоречивых социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.