Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн-курсы как часть непрерывного образования'

Массовые открытые онлайн-курсы как часть непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн-курсы как часть непрерывного образования»

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАИН-КУРСЫ КАК ЧАСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. Д. Калинина

9 октября 1930 г. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет по просьбе Федерации студентов университетов Мадрида выступил с лекцией, которая позже вышла отдельной книгой, озаглавленной «Миссия университета». Размышляя в ней об идее университетского образования, он сказал: «Человек столкнулся с насущной, неотложной проблемой: нужно изобрести технологию адекватного обращения с той горой знаний, которая у него сегодня есть. Если человек не придумает, как совладать с этим неудержимым разрастанием знаний, он будет раздавлен» [6]. Выдающимся мыслителям свойственно ставить перед обществом вопросы, которые не только были актуальны в их время, но и не потеряли своей актуальности в будущем. Так случилось и с фразой Ортеги-и-Гассета - примерно через десять лет начался электронный этап в развитии технологий обработки информации, и лавинообразный рост информационных потоков привел общество на новую стадию развития - информационную. Как человечеству справиться с таким объемом информации? Ответом на этот вопрос стали два важнейших направления развития человеческого общества: совершенствование технологий обработки информации и изменение подхода к образованию человека - появление понятий «непрерывное образование» или «образование в течение всей жизни» [4].

Однако на пути реализации непрерывного образования встают несколько проблем. К ним можно отнести: удаленность образовательных учреждений от человека, желающего продолжать свое образование; невозможность прекратить работу на срок обучения; наличие у человека проблем с физическим здоровьем, что не позволяет ему учиться в традиционной форме. Для некоторых групп населения имеются объективные факторы, препятствующие непрерывному образованию: например, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащие; лица, находящиеся в местах заключения. Поэтому на первый план выходит дистанционное обучение. Исторически ситуация с дистанционным обучением в высшем образовании сложилась так, что шло четкое разделение на вузы: а) осуществляющие дистанционное обучение и б) реализующие классический учебный процесс. Однако ситуация стала меняться. Все чаще современные дистанционные образовательные технологии стали внедряться в традиционное вузовское обучение.

Для реализации любых форм непрерывного образования одним из вариантов применения дистанционных образовательных технологий являются массовые открытые-онлайн курсы (далее MOOC). В 2013 г. три российских вуза (Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики») стали партнерами Coursera [8]. Известие о том, что на всемирно популярной образовательной платформе Coursera появятся онлайн-курсы российских университетов, не получило заслуженного отклика в российском вузовском сообществе. Однако это событие является переломным моментом в отношении к дистанционному образованию в среде элитных российских вузов. Три вуза из рос-

33

сийской «Лиги плюща» включились в мировые образовательные процессы, которые предполагают наличие дистанционных форм обучения. Coursera.org - популярный проект в сфере онлайн-образования, существующий с октября 2011 г., предоставляющий в настоящее время 626 курсов от 108 вузов [10]. Проект основан профессорами Стэндфордского университета Дафной Келлер и Эндрю Нг. Подавляющее большинство курсов читается на английском языке, но есть курсы на французском, немецком, испанском, итальянском, португальском и др. Обучение бесплатное, но бизнес-модель Coursera предполагает монетизацию либо через продажу сертификатов с брендом университета (первоначальный вариант - сертификаты не содержат названия университета и подписываются лектором), либо через тестирование с подтверждением личности; возможна также реализация модели платного обучения для студентов университета. С января по сентябрь 2013 г. доход проекта составил 1 млн долл. за счет оплаты слушателями онлайн-курсов подтвержденных сертификатов [1]. По данным Coursera на конец октября 2013 г. российские слушатели составляли 2 % от общего количества слушателей Coursera (примерно 9-10 место Россия делит с Австралией). Самая большая аудитория в США (примерно 31 %), затем идут Индия, Великобритания, Бразилия, Канада, Испания, Китай, Мексика. Чтобы увеличить количество российских слушателей Coursera стала переводить англоязычные курсы на русский язык, сотрудничая с российским центром Digital October. Первый курс с русскими субтитрами «Игрофикация» (популярнейший курс «Gamification») университета Пенсильвании был запущен 27.01.2014 г. [8].

Что заставило элитные вузы изменить отношение к дистанционному обучению? Есть несколько причин, по которым и российская, и западная «Лига плюща» решили обратиться к дистанту.

Первая причина - поиск «своего» студента. Потенциальный студент сегодня может выбирать любой вуз планеты, языковой барьер его не смущает, поскольку большинство крупных вузов предлагают программы обучения на английском языке. Декан экономического факультета МГУ А. Аузан в своем интервью «ПОЛИТ.РУ» сказал, что «у нас теперь почти все школьники ... поступают в вуз. Но есть страны, где эта цифра еще выше, чем в России, и в целом то, что мы наблюдаем в начале XXI в. - это почти всеобщий доступ к высшему образованию в развитых странах. С одной стороны, уровень студента, конечно, падает. Ведущие университеты мира удерживаются не на своих студентах, а на китайских, индийских и прочих - на студентах из тех наций, где по-прежнему поступает не 80 % в вузы, а только 10 %. Они задают уровень, поэтому теперь это борьба за студента. Теперь борьба не за мирового профессора, а за мирового студента, потому что он должен эту планку держать. Свои уже не выдерживают, они приходят сюда как в очередной класс школы» [2]. Знакомство умного и мотивированного абитуриента c вузами «Лиги плюща» через онлайн-курсы (о какой бы платформе не шла речь, все равно мы говорим о MOOC (Massive Open Online Course) снимает психологический барьер перед громким именем вуза, дает уверенность в своих силах, что позволяет абитуриенту включиться в борьбу за право стать студентом Стенфорда, Гарварда, Высшей школы экономики или МФТИ.

34

Вторая причина - обеспечение лидирующей роли научной и педагогической мысли университета в мировом вузовском сообществе. Массачусетский технологический институт (MIT) несколько лет назад стал бесплатно выкладывать в сеть материалы для своих курсов. Президент MIT Сьюзен Хокфилд объяснила это так: «Для чего мы это делаем? Чтобы обеспечить MIT главенствующее положение в мире!» [5]. Безусловно, доступность и бесплатность учебных материалов ведущих вузов приведет к тому, что именно их материалы станут основой или даже содержанием учебных курсов других вузов.

Третья причина хорошо сформулирована немецким профессором Эрвином Хеберле, преподававшим в Берлинском университете им. Гумбольдта, Университете Сан-Франциско и Университете Женевы. Он сказал: «лишь тот, кто дарит знания, может в итоге рассчитывать, что заработает деньги» [5]. Действительно, у онлайн-курсов всемирно известных университетов миллионная аудитория. Но до конца курса доходит гораздо меньшее количество слушателей. Несмотря на это, когда встает вопрос получения сертификата и начинается процесс зарабатывания денег, университет получает доход даже при небольшой стоимости сертификата. Выкладывание в сеть онлайн-курсов известных вузов - это не только своеобразная «разведка боем», позволяющая ответить на вопрос: «Стоит ли инвестировать средства в реализацию полноценного дистанционного обучения?» Это еще и конкурентная борьба за представленность на мировом уровне.

ЮНЕСКО предполагает сделать возможным для любого человека в любом месте изучение программы любого колледжа или университета, что является реализацией права каждого человека на равный доступ к информации и образованию. И массовые открытые онлайн-курсы - одна из таких возможностей. Универсальность этих дистанционных курсов позволяет использовать их в любой форме реализации непрерывного образования. В связи с этим разработка и внедрение средств, способствующих достижению такой цели, становятся актуальными для российского образования.

В результате использования MOOC всемирно известными вузами выигрывают все: и сами вузы, и обучаемые. Выигрывает мир, в котором мы живем, так как реализуется высокогуманная цель - дать современному человеку возможность получения знаний, умений и навыков вне зависимости от возраста, местонахождения, состояния физического здоровья и многих других факторов, препятствующих или делающих вообще невозможной самореализацию личности.

Список литературы

1. Аузан А. Миссия университета: взгляд экономиста [Электронный ресурс]. - URL: http://polit.ru/article/2013/05/07/auzan. Дата обращения: 06.04.2014.

2. Голубицкий С. MOOC как будущее образовательного процесса: за и против [Электронный ресурс]. - URL: http://www.computerra.ru/92998/mooc-kak-budushhee-obrasovatelnogo-protsessa-za-i-protiv/. Дата обращения: 06.04.2014.

3. Малыхин М. Россия проигрывает США в конкурентной борьбе за студентов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/117540741/vovremya-ne-vyshli-na-distanciyu?full#cut. Дата обращения: 06.04.2014.

4. На Coursera появились русскоязычные курсы [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/news/2013/10/24/coursera/. Дата обращения: 06.04.2014.

35

5.Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестн. - 2000. - № 8. - С. 51-56.

6. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета. - М.: Изд. дом гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2010.

7. Сайт Coursera [Электронный ресурс] . - URL: https://www.coursera.org. Дата обращения: 06.04.2014.

8. СПбГУ и Coursera, Inc. договариваются о сотрудничестве [Электронный ресурс]. - URL: http://spbu.ru/news-spsu/18926/-spbgu-i-coursera-inc-dogovarivayutsya--o-sotrudnichestve. Дата обращения: 06.04.2014.

9. Сумленный С. Останется десять университетов // Эксперт - 2013. - № 48. [Электронный ресурс]. - URL: http://expert.ru/expert/2013/48/ostanetsya-desyat-universitetov. Дата обращения: 06.04.2014.

10. «A milestone for Signature Track, Certificates for the life-long learner» [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.coursera.org/post/61047298750/a-milestone-for-signature-track-

certificates-for-the-life-long-learner. Дата обращения: 06.04.2014.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.