возможности, а также наладит взаимодействие между структурными подразделениями. При этом выявленные отклонения рекомендуется рассматривать следующим образом:
• менее 5 % воспринимать как несущественные, которые можно опустить и не принимать во внимание;
• от 5 до 10 % рассматривать как допустимые, не противоречащие общей финансовой стратегии, реализуемой на предприятии;
• от 10 до 15 % - предельные, требующие повышенного внимания и детального анализа их возникновения;
• от 15 до 25 % - критические, требующие кардинального пересмотра применяемого инструментария планирования во избежание наступления неблагоприятных последствий;
• более 25 % - чрезвычайные, влекущие за собой пересмотр финансовой стратегии обрабатывающего предприятия, так как дальнейшее его функционирование по намеченному вектору развития не целесообразна.
Подобная методика оценки эффективности деятельности обрабатывающего предприятия позволит стабилизировать его общее состояние и повысить эффективность его деятельности. Кроме того, ее можно будет эффективно использовать в организациях, схожей отраслевой направленности.
Заключение. Анализ теоретических и практических наработок ученых позволил выделить основные недостатки существующей системы финансового планирования на предприятиях, в том числе слабая корреляция основного финансового документа - бюджета - с общей стратегией развития компании, конечные показатели устанавливаются на основе примитивного анализа прошлых лет, нечетко сформулированы конечные результаты из-за чего зачастую происходит подмена понятий, негативно отражающаяся на стабильном функционировании организации. Исходя из этого автором были разработаны практические рекомендации по ее модернизации, базирующиеся на комплексном подходе, в том числе целесообразно разработать и внедрить комплексную систему бюджетирования, которая позволит более эффективно управлять текущей деятельностью и максимизировать прибыль; создать унифицированную методику оценки ее эффективности, которая поможет контролировать все финансовые процессы и объединит основные параметры для предприятий схожей отраслевой направленности и др.
Литература
1. Омельченко В. О. Методические аспекты совершенствования системы управления на промышленном предприятии / В. О. Омельченко // Проблемы федеральной и региональной экономики: уч. записки. Ростов-на-Дону, 2012. С. 96-102.
2. Пестравкин А. А. Бюджетирование в системе стратегического управления финансами промышленного предприятия [Текст]: Автореф.дис.на соиск. уч. степ. канд. эк. наук (08.00.10) / Перставкин Андрей Александрович, Институт экономики РАН. Москва, 2013. 24 с.
3. Тедеева З. Б. Финансовое планирование на предприятиях в современных условиях [Текст]: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук (08.00.10) / Тедеева Залина Батрадзовна, Владикавказский институт управления. Владикавказ, 2012. 24 с.
4. Щесняк К. Е. Методология стратегического планирования финансовой деятельности предприятия. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. 234 с.
Трансформация образования в эпоху информационных технологий: роль массовых открытых онлайн-курсов Хмеленко В. В.
Хмеленко Валерия Вадимовна /КНте1епко Уа1епуа Уа4гтоупа — студент магистратуры, кафедра налогов и налогообложения, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье проведен анализ основных причин появления и распространения массовых онлайн-курсов с позиции циклов зрелости технологии. Выделены основные характеристики данных образовательных технологий, рассмотрены существующие крупнейшие образовательные платформы, а также определены преимущества и недостатки обучения в рамках системы массовых онлайн-курсов.
Ключевые слова: глобализация, образовательные технологии, дистанционное обучение, массовые открытые онлайн-курсы, цикл зрелости технологий.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий за последние несколько десятилетий не могло не затронуть и сферу образования. Широкое распространение в глобальной сети аудио- и видеозаписей образовательных лекций, популярность вебинаров и, наконец, появление в начале 2000-х гг. массовых открытых онлайн-курсов (Massive open online courses, MOOCs) - все это стало ответом, с одной стороны, на возрастающую потребность современного индивида в постоянном обновлении знаний и расширении своего кругозора ввиду быстрого устаревания информации на фоне постоянно появляющихся новых научных и технических инноваций. С другой стороны, постепенный переход от экономики потребления к экономике обмена (sharing economy), к экономике знаний привел к пониманию гуманистической цели повышения доступности качественных знаний, что особенно актуально для жителей развивающихся стран, где доступ к классическому среднему и университетскому образованию затруднен.
Появлению технологии MOOCs способствовали изменение культуры потребления информации, быстрая смена потребностей рынка труда, а также рост стоимости обучения в мире. Сфера образования, оставаясь наиболее консервативной системой на протяжении двух столетий, стала перспективным направлением для поиска ниши многих компаний для развития бизнеса в связи с невысоким входным порогом в отрасль.
Считается, что термин «массовый открытый онлайн-курс» появился в беседе двух канадских научных деятелей и коллег Брайана Александра и Дэйва Кормье во время их работы над дистанционным курсом «Коннективизм и соединительное знание» («Connectivism & Connective knowledge»).
Итак, под аббревиатурой MOOCs подразумевается:
• Massive (массовые) - большое количество участников курса со всего мира.
• Open (открытый, бесплатный) - любой курс является бесплатным, и любой человек в любое время может присоединиться к нему.
• Online (онлайн) - все курсы находятся в открытом доступе в сети Интернет. В курсе используются как асинхронные, так и синхронные методы обучения.
• Course (курс) - каждый курс имеет свои правила, свою структуру и свои цели, которые могут трансформироваться для каждого участника [2].
Стоит отметить, что МООС является частью системы дистанционного обучения, однако наряду с ним на практике реализуется и смешанное обучение (blended learning), когда студенты дистанционно слушают лекции, а для обсуждения приходят на семинары в аудитории.
Первой технологической платформой, завоевавшей наибольшую популярность у слушателей, стала Coursera, которая была запущена в конце 2011 г. при участии Стэндфордского университета. Широкую популярность эти курсы завоевали в конце 2012 г., особенно когда авторитетное издание «Нью-Йорк Таймс» объявило завершавшийся год годом MOOC. Причиной такого ажиотажа было обещание создателей и популяризаторов MOOC открыть людям из разных уголков Земли доступ к широкому кругу образовательных курсов, организованному ведущими университетами мира. Основная концепция MOOC (на примере проекта Coursera) заключалась в том, что слушатель, зарегистрировавшийся на выбранный курс, до конца его окончания полноценно включался в образовательный процесс, в который входил еженедельный просмотр видео лекций, чтение дополнительного материала, дистанционное общение с другими слушателями и преподавателями курса, постоянный контроль знаний по пройденному материалу, а также возможность бесплатно или условно бесплатно получить электронный сертификат, подтверждающий успешное окончание выбранного курса.
В настоящее время Coursera - самая известная и самая большая по числу пользователей коммерческая платформа. Здесь представлены материалы от большинства американских вузов, а большую часть студентов, помимо американцев, составляют жители Азии.
Второй наиболее крупный проект - это edX (некоммерческий ресурс, Кембридж, Массачусетс), который, в отличие от Coursera, которая изначально была нацелена на интернационализацию и сразу заключила много соглашений с вузами других стран, развивался как чисто американский проект. Но в настоящий момент их стратегия изменилась, и они также пошли по пути интернационализации.
Третий игрок Udacity - это изначально коммерческий сервис, который ориентирован на подготовку по IT-специальности, там присутствует много коммерческих компаний (Google, Facebook и др.), которые участвуют в создании курсов и внимательно смотрят на выпускников, предлагая лучшим из них места в своих организациях.
В Европе также есть несколько крупных проектов: немецкий Iversity, британский FutureLearn, в России - Универсариум. Они все появились на рубеже 2013-2014 годов.
В результате ажиотажа вокруг новой технологии некоторые обозреватели увидели в MOOC конкурентоспособную альтернативу традиционному подходу к образованию. Действительно, с одной
стороны, MOOC, в отличие от установленной программы университета, имеют короткий курс занятий, индивидуальную траекторию обучения, возможность выбора преподавателя, получения самых интересных и востребованных курсов из разных университетов мира, а также низкую стоимость. Но, с другой стороны, основная проблема состоит в том, насколько специальность, полученная на основе онлайн-курсов, в реальности соответствует той, что может быть получена в классическом образовании.
Тем не менее, уже в конце 2013 г. другое американское издание «Вашингтон Пост» выпустило статью с заголовком «Неужели времени MOOC приходит конец?» [3]. Причиной такого быстрого разочарования стал тот факт, что очень небольшое количество слушателей, от общего числа зарегистрировавшихся, полностью завершали выбранный ими образовательный курс. Согласно полученной статистике университета Пенсильвании за 2013 г., размещавшего свои курсы на Coursera и собравшего миллионную аудиторию участников, такая доля составила только 5 % [1]. Основную часть составляли зарегистрировавшиеся, но не участвующие в курсах (lurkers), а также те, кто бросил курс в течение двух первых недель или изредка посещал его (drop-ins, passive participants). Также результат проведенного в 2013 г. сотрудниками Массачусетского технологического университета эксперимента показал обратную зависимость между успешными результатами окончания MOOC и самоорганизацией участников [1]. К тому же окупаемость самой бизнес-модели для коммерческих платформ оказалась под большим вопросом (по данным Coursera, она может выйти на окупаемость только в ближайшие десять лет). Именно эти и другие обнаружившиеся недостатки привели к быстрому разочарованию в новой технологии.
Так, согласно предложенному еще в 1995 г. аналитиками исследовательской компанией Gartner циклу зрелости технологий (Hype cycle также упоминается на русском языке как цикл ажиотажа, цикл шумихи, цикл общественного интереса к технологиям), в отношении MOOC технологический триггер (technology trigger) пришелся на 2012 год, а именно 2013 год стал периодом избавления от иллюзий (trough of disillusionment). Ожидаемая революция образования благодаря технологии MOOC пока не произошла. В ближайшие несколько лет предстоит осознать все достоинства и ограничения MOOC, устранить выявленные недостатки технологии. В случае успешного развития MOOC приведет к глобализации образования и увеличению мобильности населения, усилению конкуренции среди университетов в мировом масштабе, росту международной конкуренции за интеллектуальные ресурсы. С другой стороны, по причине отсутствия живого общения функция социализации в образовательном процессе сократится.
В настоящее время Россия только находится на пути становления технологии MOOC. Наряду с уже существующими несколькими платформами как некоммерческими, так и коммерческими (Интуит, Нетология), в середине сентября 2015 г. был запущен сайт «Открытое образование» с бесплатными онлайн-курсами крупнейших российских вузов. По заявлению одного из участников, проект позволяет предоставить равные условия для получения образования жителям небольших городов [5]. Тем не менее, на данный момент также актуален вопрос признания сертификатов, полученных после прохождения курса, со стороны работодателей. В связи с этим онлайн-курсы должны иметь достаточную практическую направленность, поэтому работодатели со своей стороны тоже заинтересованы в участии в онлайн-курсах в качестве организаторов на базе уже существующих платформ, т. к. это позволит компаниям со сравнительно небольшими издержками получить более компетентных и лояльных кандидатов.
Литература
1. Abhijit V. Banerjee and Esther Duflo. (Dis) Organization and Success in an Economics MOOC. // American Economic Review - Papers & Proceedings 2014, 104 (5) p. 514-518. [Электронный ресурс]. URL: http://economics.mit.edu/files/9702/ (дата обращения: 15.12.2015).
2. Bebnev A. E. Massive open online courses as one of the newest innovative trend in education. // Modern problems of science and education, 2013. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=11491/ (дата обращения: 15.12.2015).
3. Valeri Strauss. «Are MOOCs Already Over?» Washington Post, December 12, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2013/12/12/are-moocs-already-over/ (дата обращения: 15.12.2015).
4. Бирюков В. Мастер-класс «Электронное образование: инструкция по применению». Лекции Технопарка. [Электронный ресурс]. URL: https://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252459/ (дата обращения: 15.12.2015).
5. Москва FM. Ректор МФТИ о «О национальной платформе открытого образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.m24.ru/audios/55010/ (дата обращения: 15.12.2015).