Научная статья на тему 'Массовая культура и ценностные ориентации молодежи'

Массовая культура и ценностные ориентации молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
370
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кунтуова И.

В статье рассматривается массовая культура как проблема в формировании ценностной ориентации молодого поколения. Продукции массовой культуры влияя на подсознание индивида, манипулирует им, тем самым, молодое поколение теряет свою индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовая культура и ценностные ориентации молодежи»

содержание, но и она есть лишь характеристика, приписанная извне. Безусловно, все вышеперечисленные черты могут вообще поставить под сомнение существование этой субкультуры, и такой вопрос не раз ставился в дискуссиях на тему новой молодежи, но в рамках спектакля сам факт обсуждения феномена уже достаточен для постулирования его наличия. Феномен хипстеров, таким образом, является предельным выражением спектакля. Такое предельное выражение стало возможным только на современном этапе развития спектакля как следствие изначально присущего ему механизма поглощения.

Бессодержательная субкультура хипстеров, которая представляют собой не столь массовую, но весьма значительную (если учитывать параметры влиятельности и частоты упоминаний) часть молодого общества, наводит на невеселые мысли о содержании всей системы ценностей нового поколения. Безразличная, бездеятельная, не претендующая на нишу в экономике, нацеленная на потребление, аполитичная молодежь - мечта власть имущих и крупных производителей, идеальный субъект общества потребления и объект спектакулярного управления. Хипстеры все еще в моде, говорят о них все еще много. А значит и беспокоиться все еще стоит.

Список литературы:

1. Дебор Ги. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубовича; ред. Б. Скуратов. - М.: Логос, 2000. - 184 с.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

© Кунтуова И.*

Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Республика Казахстан, г. Алматы

В статье рассматривается массовая куньтура как проблема в формировании ценностной ориентации молодого поколения. Продукции массовой куньтуры влияя на подсознание индивида, манипунирует им, тем самым, молодое поколение теряет свою индивидуальность.

Молодое поколение - это общество, находящееся в процессе становления личности и формирования ценностной ориентации. В течение формирования внутренней духовной стабильности молодое поколение подвергается различным внешним влияниям. И если изначально не заложить фундамент свойствами сильной харизматичной личности, то общество в

* Старший преподаватель кафедры Общественных дисциплин.

будущем получит слабовольного «гражданина». Т.е. такой гражданин не будет являться полноценным гражданином своего государства.

И поэтому общество в лице школы, ВУЗа, организации различного уровня и масштаба, государства должен воспитывать и создавать определенные условия для формирования личности (гражданина). В этом не маловажную роль играет ценностные ориентации основывающие на нравственности, морали, нормы общества и на законы государства.

Так как, ценности в жизни человека играет очень важную роль, так как она определяет цель и тактику в достижении этой цели. Ценности каждого человека отличается друг от друга, например, для кого-то самая высшая ценность - это дети, для другого - Родина, для следующего - карьера и материальные блага, и т.п.

Параметры ценности определяется жизненным мировоззрением каждого человека, а мировоззрение человека формируется внешними факторами (семья, друзья, общество, школа, ВУЗ и т.д.) и внутренним фактором (самосознание). В наше время параметры ценности формируется, во многих случаях, благодаря СМИ и Интернет, т.е., жизненные ценности современности - это красивая и богатая обстановка, карьера, независимость, деньги, свободные отношения без обязательств, т.д.

Важную функцию формирования ценностных ориентации у молодого поколения выполняет социум-семья. Семья, в свою очередь, выполняет несколько важных функций:

- «репродуктивный (рождение детей, продолжение человеческого рода);

- воспитательный (воспитание детей, их социализация, передача им традиций, трудовых навыков);

- хозяйственно-бытовая (различные виды домашнего труда, его организация, разделение между членами семьи);

- рекреативная (обеспечение досуга, организация отдыха);

- психологическая защита (взаимное уважение, супружеский и родительский долг, взаимопомощь)».

Семья для каждого человека - это отчий дом, тыл, крепость, храм доброты и заботы, очаг любви. В семье человек начинает познавать окружающий мир, проявлять свои природные способности (талант), формировать жизненные способности и т.п. В семье человек учится любить свою Родину, проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. В семье человек растет и духовно, и материально.

Но, к сожалению, семью с такими сценариями жизни встретить не легко. Так как требованиями современности являются не семья с моральными устоями, а материальные блага, карьерная лестница, высокий и нерушимый авторитет, а также формальная семья (т.е. у каждого члена семьи есть своя жизнь, своё пространство и иногда они где-то пересекаются друг с другом).

Главная проблема современной семьи - это нехватка времени для общения друг с другом и на этой почве зарождается в семье недоверие, агрессия, измена, отчужденность детей, наркомания и т.д. Что, в конце концов, приводит к хаосу в обществе, государстве и в мире целом.

Проблема современной семью в наше время оценивается, в первую очередь, материальными благами. Работа, карьерная лестница, финансовое состояние, авторитетные связи, высшее образование, имидж - это ценностные ориентации полноправного гражданина современности. Достичь их честным путем очень трудно и даже невозможно.

И чтоб достичь целей современности, молодое поколение идет на все, перешагивая народные традиций, обычай, морали.

Современная культурология дает множество определений этому явлению, поскольку массовая культура занимает огромное и, пожалуй, все более и более значительное культурное пространство в мире. На Западе ее называют популярной культурой и индустрией развлечений, потребительской и коммерческой культурой. Ее появление и функционирование часто связывают с развитием средств массовой информации, с задачами пропаганды определенной идеологии, определенных ценностей и образа жизни. Действительно, массовая культура обладает всеми этими и другими качествами, задачами и целями. Было бы несправедливо сводить ее лишь к развлечению или китчу (нем. Kitsch «халтура»), которые не обладают ни художественной, ни эстетической ценностью. Степень ее популярности связана не только с модой или доступностью почти каждому члену общества. Практически все теоретики отмечают, что массовая культура с самого начала (она возникла в США) существовала в интересах бизнеса и только потом стала участвовать в других сторонах культурной жизни людей. В Европе массовая культура на первых порах выступала как оппозиция официальной культуре, которая была связана с государством, им пропагандировалась и распространялась через учебные заведения и церковь.

Более полное представление о массовой культуре предлагают те культурологи, которые рассматривают ее функции. Одни теоретики видят ее сущность в том, что «она осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека», при которой совершенно игнорируется и даже вымывается индивидуальная неповторимость каждого (Э. ван ден Хааг). Другие отмечают, что ей присуще «стремление придавать всем элементам культурной системы определенность, однородность, абсолютную схожесть», когда все стороны жизни нивелируются (Д. Макдональд). Массовая культура ориентируется на самые низкие вкусы и оценки, поэтому «популярное искусство не только дает плоскую и ограниченную картину жизни, но поощряет людей к сужению эмоций и интересов. С помощью массового искусства мы приспосабливаемся к нормам жизни несовершеннолетних» (Дж. Селдес) [1, с. 23]. Французский социолог Э. Морен считает, что для массовой культуры характерны: система «звезд», реклама, эротика, наси-

лие, хеппи энд. «Воображаемое в ней имитирует реальное, а реальное окрашивается в цвета воображаемого» [1, с. 27].

Рис. 1

Поэтому массовая культура предлагает каждому сладкие грезы, которые воплощают персонажи рекламы или кинозвезда в фильме, где все достижимо, где кажется, что иллюзии счастья, свободы или справедливости живут рядом с нами. Среди иллюзий массовой культуры существует еще и та, что массовая культура обращена к потребностям каждого, поскольку она воспитывает в человеке потребителя, провозглашая, что главное в жизни - удовлетворение сиюминутного желания, прокламирует культ моды, некритичное, пассивное сознание с безмерной жаждой потребления. Это потребление касается буквально всего: будь то вещи или зрелища, искусство или образ жизни. Массовая культура осуществляет бегство от реальности в мир фантазий, выступая как своеобразная мифология XX в. [1, с. 32].

Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурой. Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Мир массовой культуры огромен: он включает в себя рекламу, шоу-бизнес, популярные кино- и тележанры, такие, как мюзикл, эротический фильм, фильм ужасов, вестерн, гангстерский фильм, некоторые литературные формы, и другое. Целью большинства видов и жанров массовой культуры становится уход от практических нужд повседневности. Массовая культура предлагает иллюзию общения, иллюзию причастности людей к человеческому сообществу. В конечном счете эти иллюзии обманывают не только потребителей, но и создателей массовой кулыуры[2, с. 456].

Массовая культура проявляется преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и в разных областях искусства (музыке, кино, телевидении, изобразительном искусстве). Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали

кино, телевидение и, конечно, спорт (в его зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритического восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Создается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется привлекательность, повышенная событийность, шоковые моменты.

Массовая культура подчеркнуто, ориентирована на развлекательность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты.

Массовая культура отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства XX в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и других общественных и антропологических дисциплин.

В понятие массовой культуры входят, прежде всего, произведения, предоставляемые в распоряжение широкой аудитории потребителей с помощью современной техники. Кроме того, это и система ценностей, которая соответствует вкусам и уровню развития массового потребителя.

Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Одна из причин возникновения массовой культуры - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, досуга, обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса.

Список литературы:

1. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. -М.: Мысль, 1979.

2. Теория культуры / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. -СПб.: Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.