СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: БЕЗ ЦЕННОСТЕЙ © Еремеева В.Ф.*, Гончаренко К.Н.*
Уральский государственный университет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург
В статье исследуется современная субкультура хипстеров как продукт последнего этапа трансформации оппозиционно направленных социальных групп. В качестве теоретической основы для анализа используется концепция общества спектакля Ги Дебора.
В течение длительного периода времени устремления новых поколений наиболее ярко проявляются в идеологиях молодежных субкультур, которые выступают как бы концентратом юной системы ценностей со всеми ее возможными противоречиями. Ценности, проповедуемые и преследуемые субкультурными группами, впоследствии частично включаются в культуру в качестве привнесенных в нее молодым поколением. Трансформация содержательной (ценностной или идеологической) составляющей таких групп (в прошлом всегда оппозиционной по отношению к господствующей культуре) отчетливо представляет трансформацию сознания общества в целом. Сегодня, однако, мы можем наблюдать трансформацию самого соотноше-ния содержания и формы субкультуры, то есть ее ценностей и ее стиля. Наиболее очевидно такую трансформацию можно отследить используя ме-тафору общества спектакля и методологию Ги Дебора, который уже в 1967 г. описал те механизмы, которые в корне изменили субкультурные движения последнего десятилетия.
Одним из механизмов спектакля, то есть системы образов, которые опосредуют общественные отношения, описанных идеологом ситуацио-низма, является всепоглощение. Зрелище успешно приспособилось к возможной оппозиции, сделав ее, таким образом, невозможной вовсе. Абсолютная монополия на власть над сознаниями достигается путем включения (поглощения) любой направленной против системы спектакля образности или действенности в само зрелище. Такое поглощение особенно хорошо прослеживается в истории субкультур, противопоставивших себя существующим общественным отношениям, конформизму, системе. Субкультуры хиппи, панка, раста и регги, рейва, прочие нонконформисты, и, как это ни печально, сам Ги Дебор вместе с Ситуационистским интернационалом после провала их идеологии и деятельности, были переведены в статичный культурный пласт спектакля в виде образов бунта и теперь успешно продаются наряду с другими товарами-образами. Политическая история оппозиции, револю-
* Кафедра Социальной философии.
* Кафедра Этики, эстетики, теории и истории культуры.
ции, бунта также подвергается поглощению спектаклем и переработке в готовый для потребления образ, о чем свидетельствует бесчисленное множество товаров с изображениями Эрнесто Че Гевары, Мао Цзэдуна, Фиделя Кастро, популярность ЭТА и ИРА, как оппозиции империализма, культовые фигуры Нельсона Манделы, Ясира Арафата. Очищенные от своего содержания отрицательные явления действительности также заново представляются в образах спектакля как положительные. Так, например, чрезвычайно модным в 90е годы XX в. был героиновый шик, несмотря на всеобщее порицание героиновой наркомании.
Впоследствии такое поглощение привело уже к производству зрелищного бунта в качестве культурного товара. «... С блаженным принятием существующего может сливаться воедино чисто показной бунт, - и этим выражается ни что иное как то, что сама неудовлетворенность стала неким товаром, как только экономическое изобилие оказалось способным распространить производство на обработку такого первичного материала» [1]. Воспроизводство всего «ненормального» само становится нормальным в спектакле. И далее происходит вырождение идеологически наполненных и лишь потому представленных в собственных образах явлений культуры в бессодержательные, пустые, формальные отклонения от нормы, которые проявляют себя исключительно в образах.
Окончательное превращение явлений когда-то принципиально содержательных в явления формальные выражается в продуктах современного спектакля. На современном этапе развития зрелища стало возможным появление субкультуры принципиально бессодержательной, такой, которая не только не имеет собственной идеологии, не противостоит системе, но утверждает в качестве собственной идеологии полное безразличие ко всему, кроме образа, внешнего, формы, политическую и социальную апатию, конформизм и даже отрицание собственного существования как субкультуры. Таким чистым продуктом общества спектакля стали современные хипстеры (не стоит путать с хипстерами 40х годов XX в.). Представителей этой наиболее популярной и обсуждаемой в последние годы интернациональной субкультуры отличает заимствование в создании собственного образа, комбинирование всего того, что уже было создано в рамках других культурных сообществ, и отсутствие собственного производства (музыкального стиля, моды), что, очевидно, вторит важнейшей характеристике культурного сектора общества спектакля, а именно ее застывания в совокупности накопленных образов. Хипстеры принципиально апатичны, аполитичны, бездеятельны и всецело посвящают себя потреблению. Столь же принципиально они подчеркивают, что их единственной общей характеристикой является образ жизни и внешность. Упорный отказ от собственного имени, прикрепленного к ним прессой, обнаруживает также и отрицание общности, которая единственная могла бы привнести минимальное
содержание, но и она есть лишь характеристика, приписанная извне. Безусловно, все вышеперечисленные черты могут вообще поставить под сомнение существование этой субкультуры, и такой вопрос не раз ставился в дискуссиях на тему новой молодежи, но в рамках спектакля сам факт обсуждения феномена уже достаточен для постулирования его наличия. Феномен хипстеров, таким образом, является предельным выражением спектакля. Такое предельное выражение стало возможным только на современном этапе развития спектакля как следствие изначально присущего ему механизма поглощения.
Бессодержательная субкультура хипстеров, которая представляют собой не столь массовую, но весьма значительную (если учитывать параметры влиятельности и частоты упоминаний) часть молодого общества, наводит на невеселые мысли о содержании всей системы ценностей нового поколения. Безразличная, бездеятельная, не претендующая на нишу в экономике, нацеленная на потребление, аполитичная молодежь - мечта власть имущих и крупных производителей, идеальный субъект общества потребления и объект спектакулярного управления. Хипстеры все еще в моде, говорят о них все еще много. А значит и беспокоиться все еще стоит.
Список литературы:
1. Дебор Ги. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубовича; ред. Б. Скуратов. - М.: Логос, 2000. - 184 с.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ © Кунтуова И.*
Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Республика Казахстан, г. Алматы
В статье рассматривается массовая куньтура как проблема в формировании ценностной ориентации молодого поколения. Продукции массовой куньтуры влияя на подсознание индивида, манипулирует им, тем самым, молодое поколение теряет свою индивидуальность.
Молодое поколение - это общество, находящееся в процессе становления личности и формирования ценностной ориентации. В течение формирования внутренней духовной стабильности молодое поколение подвергается различным внешним влияниям. И если изначально не заложить фундамент свойствами сильной харизматичной личности, то общество в
* Старший преподаватель кафедры Общественных дисциплин.