Научная статья на тему 'Государственная культурная политика современной России в молодежной сфере: проблемы и перспективы'

Государственная культурная политика современной России в молодежной сфере: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4257
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОЕКТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПОЗИЦИИ / SOCIETY / CULTURE / YOUTH / GOVERNMENT CULTURAL POLICY / ARTS / CULTURAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES AND PROJECTS / VALUES / CULTURAL AND MORAL POSITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суконкин Александр Владимирович

В статье исследованы проблемы и перспективы государственной культурой политики современной России в молодежной сфере. Автором рассмотрены концептуальные основания культурной политики и практика ее реализации на примере молодого поколения как референтной группы трансформации системы духовных потребностей российских граждан в условиях социальных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State cultural policy of modern Russia in the youth field: problems and prospects

In this paper the problems and prospects of the state culture policy of modern Russia in the youth field. The author examined the conceptual basis of cultural policy and practice of its implementation by the example of the young generation as the reference group transformation of the spiritual needs of Russian citizens in terms of social reforms.

Текст научной работы на тему «Государственная культурная политика современной России в молодежной сфере: проблемы и перспективы»

У

X

<D

X

Г

t.n

о

МЭ

О

116

используются в рамках артпедагогики и артте-рапии. [12]

Примечание:

1. Копытин А.И. Основы Арттерапии. - СПб., 1999.

2. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.- М., 1998.

3. Выготский Ш.С. Психология искусства. - М., 1968.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия:Теория и практика. -М., 1999.

5. Петрушин В. И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1991.- № 3.

6. Брусиловский Ш.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1985.

7. Григорьева Ш.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. -1998. - Т. 9. - № 2.

8. Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. - 1998. - № 3.

9. Вольпер И.Е. Психотерапия. - Ш., 1972.

10. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. -1991. - № 11.

11. Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. - Ш., 1963. - Вып. 2.

12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: в 2 т.-М, 1985. - Т.1.

STATE CULTURAL POLICY OF MODERN RUSSIA IN THE YOUTH FIELD:

PROBLEMS AND PROSPECTS

Sukonkin Alexander Vladimirovich, PhD of Technical science, Deputy Director of Education, Science and Information Technology, Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow E-mail: [email protected]

In this paper the problems and prospects of the state culture policy of modern Russia in the youth field. The author examined the conceptual basis of cultural policy and practice of its implementation by the example of the young generation as the reference group transformation of the spiritual needs of Russian citizens in terms of social reforms.

Keywords: society; culture; youth; government cultural policy; arts; cultural and recreational activities and projects; values; cultural and moral positions.

УДК398.221 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Суконкин А.В., 2012 В статье исследованы проблемы и перспективы государственной

культурой политики современной России в молодежной сфере. Автором рассмотрены концептуальные основания культурной политики и практика ее реализации на примере молодого поколения как референтной группы трансформации системы духовных потребностей российских граждан в условиях социальных реформ.

Ключевые слова: общество, культура, молодежь, государственная культурная политика, искусство, культурно-досуговые мероприятия и проекты, ценностные ориентации, культурно-нравственные позиции.

СУКОНКИН

Александр

Владимирович,

кандидат технических наук, заместитель директора

департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры Российской Федерации, Москва a50612v@gmail. com

Определяя роль национальной культурной политики, О. И. Гениса-ретский отмечает, что в последнее время в каналах глобальных коммуникаций распространяется много цивилизационных мегапроектов (экранных, музейно-памятниковых, культурно-туристических), стратегической целью которых является продвижение альтернативных друг другу образов жизни. Для того чтобы и России вступить на это поле, ей придется осуществить свою культурно-экологическую капитализацию, выдвинув ряд культурно-политических мегапроектов, в рамках которых культурно-исторический опыт страны обретет внятное навигационно-стратегическое выражение и войдет в систему глобальных межцивилизационных коммуникаций [1].

Разработать концептуально соответствующую этим целям стратегию государственной культурной политики, ориентированную на согласование интересов общества и каждого человека, соответствующую запросам и потребностям всех социальных слоев и групп, -задача не одного дня. И в этом плане выбор молодого поколения как референтной группы представляется обоснованным в силу разных причин. Практически единодушно всеми исследователями поддер-

живается тезис о том, что тренд культурной политики государства должен быть, в первую очередь, направлен в сторону молодежи. Эффективная молодежная политика не возможна без культуры, стержня этого процесса. Каков же интерес молодежи к культуре, к деятельности государства на этом поле?

В 2010 году Министерством культуры Российской Федерации была проведена оценка интереса молодежи к культурно-досуговым мероприятиям, по результатам которой можно сформулировать следующие выводы:

1. Культурно-познавательные формы организации досуга не стоят в ряду первоочередных мероприятий досуговой активности российской молодежи. Безусловный приоритет в организации проведения досуга имеют прогулки на свежем воздухе и отдых в кругу друзей (около 90% респондентов). Согласно использованной в процессе исследования шкале ранжирования досуговых предпочтений молодежи, востребованность культурно-познавательных форм досуговой деятельности имеет математическое ожидание на уровне третьей очереди с дисперсией плюс - минус одно деление; на уровне интересов второй - четвертой очереди.

2. Наиболее популярным каналом получения информации в молодежной среде является стационарный доступ в Интернет, который имеет явное преимущество по сравнению с иными источниками информации. На втором месте с существенным отрывом следует телевидение. В силу наибольшей востребованности в молодежной среде и массовости охвата населением данные источники доступа к информации являются наиболее предпочтительными, сточки зрения влияния на формирование культурнонравственной позиции молодежи.

3. Регулярный и периодический интерес к телевизионному каналу "Культура" проявляет 20% российской молодежи. Для 27% молодых людей этот канал не представляет интереса. Востребованность канала выше у девушек, чем у юношей. Она увеличивается с возрастом и выше - у региональной и работающей молодежи.

4. Проблемы культуры и искусства интересуют 54% российской молодежи. Это не самый высокий уровень интереса - наибольшей востребованностью в молодежной среде пользуются художественные фильмы. О своем интересе к данному источнику информации сообщили 69% опрошенных. Проблемы культуры и искусства в ряду интересов молодежи уступают также политике (68%), науке и технике (63%), спорту (60%), криминальной хронике (59%), музыкально-развлекательным программам (56%). Историей и художественной литературой интересуется еще меньший процент молодежи -46% и 44%, соответственно.

5. Интерес к посещению театров, кинотеатров и музеев, а также к чтению художествен-

ной литературы проявляют, соответственно, 66% и 60% молодых людей, что соответствует уровню проявления интереса к развлекательным формам досуговой деятельности (Интернет-развлечения - 67%, посещение кафе, дискотек, баров -61%, посещение спортивных мероприятий -55%) и профессиональномусамообразо-ванию (66%), но несколько ниже озабоченности респондентов решением бытовых проблем (72%).

6. Театральные спектакли и музеи за исследуемый период посетили примерно 15% российской молодежи. Театральное искусство более востребовано у девушек. Своего пика по объему охвата молодежной аудитории он достигает для возрастной группы 18-22 года. Больший интерес к нему проявляет региональная и учащаяся молодежь. Музеи более востребованы у мужской части молодежной аудитории. Своего пика по объему охвата молодежной аудитории они достигают также для возрастной группы 18-22 года. Наиболее востребованы они у столичной молодежи, а также у учащейся молодежи.

Анализ этих результатов говорит о том, что формирование ценностных ориентаций молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики на сегодняшний день.

При этом важным элементом государственной молодежной политики является создание эффективно работающей законодательной базы. Анализ действующего российского законодательства показывает, что, несмотря на законодательно обозначенные принципы, цели и направления государственной молодежной политики в современной России в значительной степени декларативны, формализованы и фрагментарны. Аксиологическая тематика не только не получила свое развитие как приоритетное направление государственной молодежной политики, но и недостаточно целостно отображена в законодательных и нормативно-правовых актах в сфере осуществления государственной молодежной политики в Российской Федерации. Сегодня этот пробел пытаются заполнить. Идет серьезная работа над проектом федерального закона "О культуре в Российской Федерации". Основной идеей этого законопроекта является системное регулирование основных правоотношений в области сохранения и развития российской культуры, вт.ч. национальных культур народов Российской Федерации. Создание необходимых условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом становится особенно важной в контексте стратегической задачи перехода экономики России на инновационный путь развития.

Кроме того, приоритетные направления деятельности государственных органов, ориентиро-

ГЧ

О

ГЧ

I-

о

1_

«Л

гч

■ QII

I—

Kfiv

117

У

X

<D

X

Г

t.n

о

МЭ

О

118

ванных на молодежь, определены в "Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации" на период 2006-2016 гг.

Как отмечают эксперты, в настоящее время практически все молодежные проекты и программы в России на самых разных уровнях декларативно ориентированы, прежде всего, на улучшение качества жизни молодежи, а не на формирование у нее системы ценностных ориентаций [2].

Интересным для размышления являются результаты социологического исследования, анализирующего восприятие молодежью наиболее значимых мероприятий/проектов, организатором которых выступает государство в лице Министерства культуры [3].

В основном выводы данного исследования можно свести к следующему:

1. Молодые люди в России оценивают свой уровень знаний о деятельности отечественного Министерства культуры на низком уровне. Только 11% из них считают эти знания высокими. Большая же часть молодежи считает их удовлетворительными (38%), либо неудовлетворительными (28%).

2. Ядро молодежи, проявляющей активный интерес к мероприятиям, организуемым и проводимым под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, составляет примерно 8-10 % от общего числа молодежи.

3. Интерес к сайту Министерства культуры Российской Федерации проявляет не более 12% молодежной аудитории страны, которые посещают данный сайт с различной степенью регулярности. Не интересует содержимое сайта 38% российской молодежи. Оставшиеся 50%, которые либо не знают о существовании сайта, либо в настоящее время не имеют доступа в Интернет, образуют потенциальную аудиторию сайта.

4. Государственное участие в воспитании молодежи посредством различных видов культуры и искусства определенно поддерживает от 20% до чуть более 50% молодежной аудитории, причем по разным видам культуры и искусства доля поддерживающих лиц от общего числа молодежи существенно колеблется. Наибольшую поддержку этой идеи молодежь оказывает для библиотечного (54%), театрального (51 %), музейного (45%) дела и в искусстве кино (42%), наименьшую - для эстрады (22%) и декоративно-прикладного искусства (20%).

5. Основной задачей Министерства культуры Российской Федерации, по мнению большей части молодежи (56%), является сохранение культурного наследия народов России (реставрация художественных ценностей, приобретение экспонатов для музеев и т.д.). Иные задачи Минкультуры России, предложенные на экспертизу молодежи, не получили поддержки большинства и локализовались на уровне поддержки примерно 30% респондентов.

На основе этих результатов можно сформулировать некоторые рекомендации и предложения по повышению эффективности деятельности Минкультуры России в деле формирования ценностных ориентаций и культурно-нравственной позиции современной молодежи страны.

Следует продолжить институционализацию единой базовой системы ценностных ориентаций российской молодежи в рамках разработки различных нормативно-правовых документов, вести работу по гармонизации действующих законов и иных нормативных актов, прежде всего по вопросам государственной молодежной политики, с учетом межведомственного характера данной проблемы.

Одной из приоритетных задач культурной политики, проводимой органами государственной власти, должно являться предоставление равного доступа к культурным ценностям всем гражданам России, создание условий для интеграции регионов в общекультурные процессы. В целях обеспечения широкого доступа населения к культурным ценностям, знаниям и информации, сохранения единого культурного пространства страны, целесообразно организовать и провести комплекс мер, способствующих созданию национальной системы стандартизации в сфере культуры. Единая (модельная) методика определения стандартов качества и доступности услуг позволит устранить субъективные подходы к формированию бюджетов на культуру, выделяемых региональным учреждениям культуры. Модельный стандарт должен предусматривать базовый минимальный перечень услуг учреждений культуры, а также требования ктехническому оснащению учреждений и кадровому обеспечению, содержать критерии качества оказываемых услуг.

В целях стимулирования учреждений культуры к активному участию в решении проблемы формирования культурно-нравственной позиции молодежи с использованием своих возможностей необходимо продолжить работу по совершенствованию системы показателей оценки качества и эффективности деятельности, как отдельных учреждений культуры, так и в целом всей отрасли культуры.

Интенсивнее использовать для культурнонравственного воспитания молодежи возможности современных информационно-коммуникационных технологий, не ограничиваясь простым представительством учреждений культуры в сети Интернет. Учитыватьтот факт, что молодежь наиболее восприимчива к технологическим нововведениям и проявляет большую активность по сравнению с людьми старшего поколения при потреблении информации и развлечений с помощью новых технологий. Активнее применять для популяризации российских культурных ценностей и нравственных идеалов возможности социальных сетей, мобильных устройств, интерактивныхтехнологий, расширенной и вир-

ленная социокультурным контекстом, выступает одним из парадоксов современности. Другой проблемой является проблема динамики ценностей [4]. А ведь уже через несколько лет молодому поколению предстоит решать не только задачи воспроизводства населения, но и множество других социальных задач, в том числе отстаивать позиции нашей страны в мире. Поэтому именно от способностей молодежи, ее возможностей, убеждений во многом будет зависеть достижимость целей, которые ставит перед собой в среднесрочной перспективе российское государство в сфере культуры: развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития.

Культурная политика России в молодежной сфере на современном этапе может быть эффективной и приносить социально и культурно значимые результаты лишь в том случае, если она учитывает реальную ситуацию и существующие тенденции в сфере молодежной культуры, каналы ее передачи и распространения, формы представления, запросы различныхсо-циальных групп, соотнося их с текущими и перспективными государственными и общественными интересами. Поэтому исследования, подобные проведенному, актуальны и важны как для органов государственной власти, так и для общества.

ГЧ

О

ГЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

«Л

гч

■ QII

V

"-Г sr^/^

I#'

119

туальной реальности, которые уже в ближайшие годы изменят информационный ландшафт контент-услуг.

Шире использовать для пропаганды достижений отечественной культуры различные культурно-просветительские проекты в местах массового пребывания населения. Примером могут служить такие проекты, как "АРТ-ТУР Шедевры Русского музея", в рамках которого в 2009 г. копии 100 картин великих русских художников из коллекции Государственного Русского музея были размещены на улицах Москвы и Санкт-Петербурга, совместный проект Центра фотографии имени братьев Люмьер и компании "Олимп" - "Советское фотоискусство 60-70-х в московском метро", проекты Государственно центра современного искусства в Москве и др. Здесь необходимо шире развивать государственночастное партнерство.

Рассмотреть возможность реализации в сети Интернет универсальных поисковых механизмов, обеспечивающих централизованный поиск информации по вопросам культуры и искусства, накопленной в различных базах данных и информационных системах. Особенно актуальным в этом отношении является продолжение и развитие работ по формированию национальной электронной библиотеки, созданию различных образовательных ресурсов. В рамках общей тенденции развития тематичес-ки-ориентированныхи профессиональных социальных сетей перспективным представляется разработка и представление в сети Интернет при поддержке государства культурологической социальной сети.

Кроме этого необходимо шире использовать инструмент информационного партнерства со средствами массовой информации, выразившими желание популяризировать за счет имеющихся у них средств и возможностей деятельность государства по реализации культурной политики, освещать конкретные мероприятия.

Воспитание инициативной и талантливой молодежи - одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации. Сегодня российская молодежь учится жить и действовать во многом самостоятельно, так резкая смена практик социализации, обуслов-

Примечания:

1. Генисаретский О.И. Культурная политика: не сегодня, скорее завтра / О.И. Генисаретский // Российское экспертное обозрение. Особенности национальной культурной политики. - 2007. - № 6 (23). - С. 42-45.

2. Астафьева О.Н. Концептуальные основы государственной политики в области духовной культуры для обеспечения единства российского народа и национальной безопасности Российской Федерации / О.Н. Астафьева, К.К. Колин; ЧГАКИ. - Челябинск, 2010; Ильин И.В. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов) / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. - М., 2009.

3. Анализ восприятия и оценка влияния на формирование культурно-нравственной позиции молодежи наиболее значимых ме-роприятий/проектов, организатором которых выступает Министерство культуры Российской Федерации. Отчет о НИР. - М., 2010.

4. Луков Вал. А. Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - М., 2008. - С. 548-549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.