Научная статья на тему 'Праздные субкультуры общества потребления'

Праздные субкультуры общества потребления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
927
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНОСТЬ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Новак М. В.

В статье рассматриваются особенности образа жизни людей в постиндустриальном обществе (обществе потребления). Автор приходит к выводу, что многие современные субкультуры имеют одинаковую особенность праздность, возведённую в степень одной из главных ценностей жизни. Приведены примеры репрезентации идеологем «праздность», «оптимизм», «гедонизм» в текстах современной массовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDLE SUBCULTURES OF CONSUMER SOCIETY

The article discusses the features of lifestyle in post-industrial society (consumer society). The author comes to the conclusion that many modern subcultures have the same cultural trait idleness, raised to the power of one of the main values of life.

Текст научной работы на тему «Праздные субкультуры общества потребления»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 130

ПРАЗДНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

М.В. Новак

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности образа жизни людей в постиндустриальном обществе (обществе потребления). Автор приходит к выводу, что многие современные субкультуры имеют одинаковую особенность - праздность, возведённую в степень одной из главных ценностей жизни. Приведены примеры репрезентации идеологем «праздность», «оптимизм», «гедонизм» в текстах современной массовой культуры.

Ключевые слова: праздность, общество потребления, субкультуры.

В самом конце позапрошлого века американский учёный Торстейн Веблен впервые указал в своей работе на появление нового - праздного класса людей1. И хотя он наблюдал привычные, для своего времени практики, его прозорливость не может не вызывать удивления: по сути, он предрёк появление общества потребления с его праздным образом жизни и желанием тратить денежные средства. Впоследствии, на работы Т. Веблена опирался Ж. Бодрийяр, который наиболее ярко описал окончательно сформировавшееся во второй половине ХХ века на Западе общество потребления и его культуру. Именно Т. Веблен впервые обратил внимание на демонстративное потребление объектов действительности, в том числе -культурных продуктов.

Научная значимость работы «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» состоит в том, что автор концентрирует своё внимание именно на потреблении как ключевом индикаторе развития общества. Например, Т.Веблен указывает, что для достижения успеха необходимо обладать собственностью и накоплять её. Индивид, не достигший определённого материального состояния, теряет уважение окружающих и маргинализируется в

1 «Теория праздного класса» была написана в период 1895-1899 гг.

культурной среде2. Т. Веблен формулирует три главные ценности современного ему капиталистического мира: собственность, успех, и уважение (статус). И для сегодняшнего дня всё это остаётся важным: консюмеризм использует и поддерживает ценности капитализма. Вторичным фактором соперничества является, по мнению Т. Веблена демонстративная праздность - то есть манифестируемое воздержание от производственной деятельности3. Ещё одна особенность социокультурного уклада праздного класса - это демонстративное потребление (дорогие подарки и увеселения, пиры)4. Потребление дорогих предметов, в таком случае, считается чем-то важным, одобряемым обществом, даже если это употребление алкоголя или наркотиков5.

Стоит ли удивляться, что с обретением новых возможностей потребления (развитая система банковского кредитования, современные коммуникации, Интернет-продажи и торговля посредством почты, СМИ), современное общество ещё интенсивнее (если понятие «интенсивность», в данном случае, уместно) предалось лени и праздности.

С другой стороны, за минувший век всё же произошли изменения в системе, описанной Т. Вебленом. Во-первых, демонстративное потребление теперь охватывает не только праздный класс, но и всё общество, включая маргинальные в социально-экономическом отношении группы. Во-вторых, праздность теперь не означает отсутствие трудовой деятельности, а скорее репрезентируется в бесконечной череде развлечений - наиболее захватывающих или рискованных, эмоциональных и предельно пассивных (таких, как просмотр ТВ, Интернет-сёрфинг и т.д.). Укажем на специфику российской культурной ситуации: статус не утратил свою высокую ценность, а наоборот, укрепился в российском обществе (с утверждением рыночной экономики), снова ставшим классово разнородным. Впрочем, вполне желаемым в определённой среде может быть и низкий статус аутсайдера, интеллектуального маргинала, хотя такой статус также будет конструироваться посредством демонстративного потребления вещей. В-третьих, объектами, которыми сегодня конструируется статус, необязательно являются вещи материальные - это могут быть объекты потребляемой культуры и искусства: выбор предпочитаемого музыкального направления, категории телепередач или одного из художественных, литературных направлений. Так, тексты культуры, являясь объектами потребления, должны подтверждать это потребление, способствуя статусу субъекта.

У современного человека появилось в изобилии свободное время как побочный продукт модернизации производства, его масштабности, развития технологий. Увеличилась продолжительность жизни во многих странах мира, но также увеличился темп жизни в городах. Можно предположить, что поскольку время всегда рассматривалось как очень важный, невосполнимый экзистенциальный, экономический и производственный ресурс, его трата подготовила капиталистическое общество к потреблению как к сознательной трате. Потребление приобрело черты как развлечения, так и труда. Наличие свободного времени способствовало широкомасштабному развитию индустрии развлечений, что, в свою очередь, повлекло постоянный поиск новых ощущений, поиск удовольствия, удовлетворения, счастья.

Праздное времяпровождение стало своеобразной работой, порой - даже тяжёлым и обязательным трудом. Постоянная попытка решить «Что делать?» в

2 Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен М.: Прогресс, 1984. С.78-79.

3 Там же, с.84.

4 Там ж, с.108-133.

5 Там же, с.109.

каждый конкретный момент бытия приводит к неврозу выбора, а заканчивается, порой, глупыми поступками, рискованными ситуациями, необдуманными тратами. Праздность вырывает Человека из пространства бытия: чтобы существовать и подтверждать существование, необходимо хоть что-то делать. Складывается впечатление, что болезнь современных потребителей - «шопоголизм» - это ответ на вызов праздности и страха перестать «быть» (одежда, драгоценности, продукты питания, косметика и даже лекарства - почти все товары являются подтверждением существования тела и его потребностей).

В то же время, профессиональная карьера часто может пониматься как способ самовыражения человека, возможности его творческого раскрытия и личностного роста. Ценность свободного времени нисколько не отрицает важность труда в обществе потребления.

Если рассматривать структуру общества как совокупность различных субкультур, можно найти немало примеров, когда ту или иную субкультуру можно назвать «праздной». Это вполне объяснимо: зарождение и возможности объединения субкультурных групп во многом обусловлены новыми технологиями связи. Эти технологии активно используются молодым поколением, которое имеет значительное количество времени, чтобы научиться использовать коммуникации, искать круг общения и не опасаться быть свободными.

К «праздным» субкультурам современности со всей очевидностью можно отнести так называемых «мажоров» («золотую» молодёжь), «анимешников», хипстеров, пранкеров, компьютерных игроманов и т.д. - то есть те сообщества, которые совместно придумывают способы развлечения и досуга.

В качестве примера «праздности», развлечения, инициированного группой «пранкеров» выступает следующий случай: в московском ресторане «Макдональдс» (среди публики, находящейся в состоянии отдыха) команда молодых людей устроила шокирующий розыгрыш «зомби - Апокалипсис». Несколько человек разыграли попытку «поедания» или «укусов» других людей (вероятно, посвящённых в замысел). Как и во всяком розыгрыше, в акции не было серьёзного смысла, какой-то сложной цели; более того, самим участникам розыгрыша досталось несколько ударов. В Интернет-сообществе (в его «праздной» части) ролик с места события вызвал интерес и положительные оценки:

«Jaishi Jai Лол Виктор, потрясающе... Очень забавно

Gareth Reus Мне кажется это смешно. Не слушай всех этих хейтеров

Костя My Sword TV Молодцы Ребята)

Michael Miranda Лол, неплохо, бро

Knalsigaar15 Безумный Виктор опять)

2900405 Макдональдс потерял несколько своих клиентов, хорошая работа!»6. Моральная сторона розыгрыша, его последствия не заботила ни Интернет-наблюдателей, ни самих участников розыгрыша: в зале могли оказаться дети или пожилые люди, испытавшие сильные испуг, могла бы возникнуть ситуация с провоцированием применения оружия...

В категорию «праздных субкультур» также можно отнести и поклонников социальных сетей, особенно «Инстаграмма», созданного ради обмена и оценки фото-и видеофайлов. Этот сервис (или социальная сеть, приложение) не вполне идентичен

6 Белов Д. Да, пранк в московском Макдональдсе напугал посетителей ресторана. -

[Электронный ресурс]. URL: http://www.metronews.ru/novosti/da-prank-v-moskovskom-makdonal-dse-

napugal-posetitelej-restorana/Tpopgv—0h5WB3PA7Hpk6/

традиции «семейных альбомов», демонстрирующихся в прошлом друзьям и близким. Личные фото могут быть просмотрены незнакомым человеком, а в мотивации использования Инстаграмма есть компонент бахвальства, самолюбия и нарциссизм. Довольно бессмысленно выкладывать сотни, порой однотипных, фотографий, просмотр и размещение которых занимает немало времени; но Инстаграмм бьёт все рекорды популярности.

«Западный» образ жизни часто бывает отражён в массовом кинематографе, телепередачах, компьютерных играх, журналах, Интернет-сайтах. Именно в текстах культуры репрезентируется и конструируется основа для идеологии потребления. Приведём примеры репрезентации идеологем «Праздность», «Оптимизм», «Гедонизм». Идеологемы присутствуют в фильмах-комедиях, например, «Однажды в Вегасе» (незнакомые парень и девушка, празднуя жизнь, случайно заключает нежелательный брак друг с другом. Кроме этого, они совместно выигрывают крупную сумму денег. При разводе им нужно поделить эти деньги, но судья настаивает на попытке сохранения брака. В итоге у пары есть всё: общий дом, любовь, деньги, взаимопонимание).

Идеологемы представлены в текстах, которые посвящены приключениям, поиску нового, неизвестного, романтике, которые имеют положительный финал и сами по себе достаточно легки для восприятия и позитивны: таковы фильмы «Маска Зорро», «Фанфан-тюльпан», «Животное», «Цыпочка», «Очень плохая училка», «Такси», мультфильмы для семейного просмотра «Шрек», «Медвежонок Вини и его друзья», «Смурфики», «Ледниковый период», «Рио», «Кот в сапогах», «Тачки», «Джок», «Оленёнок Рудольф», «Кунг-фу панда», «Переменная облачность», «Не время для орехов», «Потерянный орех», «Пингвины из Мадагаскара», «Русалочка», «Король - лев», «История игрушек», «Дюймовочка», «Рататуй»; игры Корсары (Проклятие дальних морей, Возвращение легенды, Пираты Карибского моря), Broken sword, Ненси Дрю - Призрак Венеции (главная героиня наслаждается венецианскими «привилегиями» - играет в старинную карточную игру, посещает маскарад и магазины, катается в гондоле, слушает песни гондольеров, покупает мороженное и т.п. Все действия включены в сюжет как отдельные возможности, к которым можно вернуться на протяжении игры).

Идеологема «оптимизм» репрезентирована в текстах массовой культуры преимущественно с помощью концепта «позитив», а также через изображение игры, риска, ощущений, эмоций, репрезентации образцов красоты, здоровья, путешествий, юмора. «Позитив», удовольствие от просмотра может содержать даже трагический сюжет или нравственно недопустимый эпизод. Например, в телепроектах «Брачное чтиво», «Дорожные войны» могут присутствовать юмористические комментарии и предполагается насмешка зрителя над происходящем. Более простой пример позитива представляют собой юмористические передачи и телевизионные путешествия -«Прожекторперисхилтон», «Большая разница», «Камеди Клаб», «Магия приключений», «Шесть кадров», «Даёшь молодёжь», «Одна за всех», «Неизвестная планета», «Моя планета», сериалы «Сваты», «Интерны». Юмористические передачи демонстрируют, что любая вещь или событие могут быть превращены в шутку, даже политическое, а жизнь - легка и беззаботна, каждую проблему легко решить за счёт покупки «полезной» вещи, за счёт «ухода» от ситуации, в прямом значении - поездки, путешествия от любых сложностей.

Идеологема «оптимизм» широко представлена в отечественном кино, в жанре современных комедий. Такие фильмы часто построены часто на нелепых ситуациях, невозможных событиях какого-либо исторического периода. Несмотря на невероятные трудности, персонажи легко, без особых усилий преодолевают их,

доводя ситуацию до полного абсурда. Фантастический сюжет смешивается с реальностью («Немного не в себе», «Любовь-морковь»). В комедиях легко узнать людей сегодняшнего дня: богатых или деловых людей («Служебный роман. Наше время», «На крючке») молодёжь, ищущую приключений, известных личностей, обладающих харизмой, шоуменов («Зайцев, жги!») и т.д. Примеры фильмов, построенных на изменении исторической реальности - это «Гитлер капут!», «Ржевский против Наполеона».

Другой вид комедий - комедийные сериалы или ситкомы. Обычно, в них присутствует мелодраматический компонент, основанный на психологии героев, что объединяет два жанра киноискусства. Герои не могут преодолеть себя, свои комплексы, страхи, убеждения, порождая комичную ситуацию, поскольку только они сами мешают своему счастью («Моя прекрасная няня», «Светофор» и т.д.)

В современном дизайне, часто ориентированном на гламурные тенденции можно встретить использование розовых и фиолетовых цветов, ярких, сочных оттенков и их невероятное сочетание, многоцветье. Комнаты специально украшаются картинами, позитивными фотографиями (в том числе семейными). Оптимизм также связан с развлечением и общением: проигрывающая техника вроде DVD-плееров, магнитофонов, кофеварки (как атрибут общения), домашние животные способны постоянно поддерживать хорошее настроение хозяина.

В моде сохраняется тенденция комбинировать разные элементы одежды: так, обувь может быть украшена гольфами без носка, которые украшают туфли, свитер -отдельным широким воротником. Женский журнал «Всё для женщины» (№35 от 28.08.2007) предлагает комбинировать джинсы с разными, порой непредназначенными для этого видами одежды: платьем с пышной юбкой, спортивной курткой, деловым пиджаком, женственной и «романтичной» блузкой. Таких необычных вариантов журнал предлагает 9 штук. Заголовки этой статьи следующие (их тоже 9, не считая главного): «Больше цвета!», «Экстремально», «Романтичным особам», «Трикотажные игры», «Актуальная многослойность», «Любительницам гламура», «Стильно и спортивно», «Прохладным вечером» и т.д. Здесь присутствует и принцип множественности потребляемых объектов, и их разнородности, позитив, выраженный в комфорте, яркости красок, ожидании игры, романтического вечера, в самом желании красиво и модно (гламурно) одеться.

Почти каждая реклама использует оптимистичный, позитивный тон. Приведём некоторые примеры: «Нескафе классик. Проснись для жизни!», «Новый Нескафе Классик. Это открытие!» (Коф Кофе), «Синуфорте. Праздник будет!» (Лекарственные капли для носа - почти с «праздничным» эффектом).

Идеологема «гедонизм» связана с развлечением, сенсацией, игрой, риском, выбором, ассортиментом, комфортом, ощущением, дизайном, отдыхом. Эти понятия репрезентированы в кулинарных передачах, а поскольку гедонизм, удовольствие связано с телесностью, то и в передачах «Секс с Анфисой Чеховой», женских сериалах (где удовольствие может возникать не только от положительного финала, но даже от страданий героини). Удовольствие представлено как высшая ценность, которая может и должно присутствовать повсеместно. Для консюмеризма - это ключевое оправдание любых практик и действий.

Идеология потребления содержит идею о том, что с помощью покупательского решения можно достигнуть удовольствия и благополучия, понятие о которых может быть сконструировано на основе манипуляций с идеализируемым прошлым. Попыткой использовать прошлое в искусстве можно назвать движение назад - исторические сериалы, ремейки фильмов, спектаклей, и даже картин (проекты Е. Рождественской) которые в последнее время достаточно часто появляются в искусстве.

Примерами телевизионной рекламы, репрезентирующей идеологему «гедонизм» являются ролики: «Шеба. Так кошки понимают нежность» (Корм для кошек).

Передачи о моде («Модный приговор») репрезентируют психологический, а не телесный комфорт, который возникает, когда человек уверен в себе, находит «свой» имидж. Что касается чувства удовольствия, удовлетворения (например, от творчества), то достичь его, по мнению телеведущих, проще всего «кулинарным» способом: («Доброе утро», «первый» канал, эфир от 05.07.2011)

«Ведущая: Жизнь должна быть вкусной! В этом уверенна Елена Чекалова. И с ней трудно поспорить. Да и незачем. Лучше приготовить по её рецептам новое оригинальное блюдо.

Елена: Доброе утро! Летом хочется питаться полегче. Может быть, даже совсем без мяса, тем более, сейчас идёт Петров пост. Сегодня у нас одни овощи. Но зато - в волшебном горшочке!»

Далее перечислялся длинный ряд необходимых продуктов, шло тщательное описание приготовления что выявляет гиперценность потребления.

Гедонизм в дизайне репрезентирован предметами развлечения и удовольствия: большими телевизорами, игровые приставками и панелями, мягкой мебелью со множеством вариантов преобразования, ваннами и джакузи, массажными столами, мини-барами, каминами, бассейнами, вентиляторами, кондиционерами, системы климат-контроля, радиотермометрами, ароматизаторами помещения. Как мы можем увидеть из этого списка, удовольствие тесно связано с понятием комфорта, телесности.

Такой список можно продолжать бесконечно, ведь одна из основных функций массовой культуры - это развлечение. В качестве развлекательного продукта могут выступать и документальные фильмы, в большом количестве снимаемые крупными телевизионными компаниями (такими, как BBC). Уровень информации, предложенный в них зрителю достаточно поверхностен, а главные усилия режиссёров направлены на создание яркой визуализации. Такие документальные фильмы не могут составить фундамент образования или самообразования, но определённо служат цели развлечения.

Остаётся предположить, что вышеизложенные ценности общества потребления будут востребованы и в будущем.

Список литературы 1. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен - М.: Прогресс, 1984.

IDLE SUBCULTURES OF CONSUMER SOCIETY

M. V. Novak

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

The article discusses the features of lifestyle in post-industrial society (consumer society). The author comes to the conclusion that many modern subcultures have the same cultural trait - idleness, raised to the power of one of the main values of life.

Keywords: indolence, consumerism, subculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.