Научная статья на тему 'Причины непопулярности театра у молодёжи как отражение кризиса современной духовной культуры'

Причины непопулярности театра у молодёжи как отражение кризиса современной духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3742
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / THEATER / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЧУВСТВА / FEELINGS / ПЕРЕЖИВАНИЯ / EXPERIENCES / ЦЕННОСТИ / VALUES / ФАКТОРЫ / FACTORS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мамарасулов А. Р., Шаркова Л. Д.

Работа посвящена проблеме влияния кризисной ситуации в современной российской духовной культуре на популярность театра у молодёжи. На основании проведённого опроса авторы обозначают некоторые основные факторы, оказывающие отвлекающие воздействие на развитие духовной культуры у молодого поколения, и, как следствие, мешающие приобщению к театру. Ориентация на ценности материального потребления, увлечение технологиями, нравственный нигилизм и отсутствие полноценной культурной среды, так же не оказывают положительного влияния популярность театра. В итоге, несмотря на субъективную потребность молодёжи в духовных ценностях и удовлетворении запросов духовного порядка, наблюдается отчуждение от театра как вида искусства, исторически выражавшего духовную сферу культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR UNPOPULARITY OF THEATER AMONG YOUTH AS REFLECTION OF THE CRISIS OF MODERN SPIRITUAL CULTURE

The work is dedicated to an impact of the crisis in modern Russian spiritual culture that is connected with popularity of theater among the youth. On the basis of the survey the author refers to some of the main factors that have distracting effects on development of spiritual culture of younger generation, and as a consequence preventing interest to theater. Focusing on the value of material consumption, technology, passion, moral nihilism and the lack of a full-fledged cultural environment, so do not have a positive influence upon the popularity of theater. As a result, in spite of the subjective needs of youth in the spiritual values and the spiritual satisfaction of the order of requests, there is separation from theater as an art form, historically expressed the spiritual sphere of culture.

Текст научной работы на тему «Причины непопулярности театра у молодёжи как отражение кризиса современной духовной культуры»

- Внимательно следили за пересказом Мадины? Правильно она все рассказала?

- Какие ошибки она допустила при пересказе?

- А как вы считаете, можно при пересказе менять что-то в тексте сказки, рассказа?

- Верно, можно, пересказ отличается от выученного наизусть тем, что в нем можно что-то изменять: слова, даже отдельные предложения. Самое главное - верно передать содержание текста сказки или рассказа, но при этом стараться не допускать речевых ошибок.

Сейчас Катя нам перескажет текст заново, а вы внимательно слушайте и скажите: верен ли был пересказ?

Всё верно было в пересказе?

- Какие речевые ошибки были допущены при пересказе?

- Как вы оценили Катин пересказ?

- Кто сумеет правильно, без ошибок пересказать сказку?

- Как правильно произнести эти слова?

- Какие неточности были в пересказе?

- Как сама Катя оценила свой пересказ?

Помимо этого были предложены вариативные задания: Какие заметили ошибки в речи товарища? Дети отмечают ошибки:

а) на фонетическом уровне - убидела (увидела), гоборит -(говорит)

б) на лексико-грамматическом уровне - перегоняться

- (бегать на перегонки), выделился (отцепился), схватился (уцепился), обернул (обернулась), добежала лис (лиса), рак согласилась (согласился)

в) называют ошибки, связанные с пропуском фрагмента текста.

Особенности формирования оценочно-контрольных действий не сводятся лишь к внешним или только количественным изменениям в деятельности. Они составили качественные новообразования в развитии речи двуязычных детей. В процессе обучения было доказано, что произошли существенные качественные изменения в русской речи дошкольников-билингвов. Значительно сократилось количество ошибок интерференции, увеличился объем речевого высказывания, дети овладели монологической речью на русском языке, появилось осознанное отношение к ошибкам в русской речи. Уровень практического

Библиографический список

владения русским языком максимально приблизился к уровню владения данным языком учащимися начальных классов. В ходе обучения дети дошкольного возраста не только овладели русским языком, но и научились самостоятельно создавать коммуникативные ситуации для общения на русском языке, упражняясь в правильности русской речи. Сформированные оценочно-контрольные действия стали выступать для детей средством совершенствования устной формы русской речи, умением строить высказывания на русском языке и анализировать правильность речи. Постоянное общение на русском языке стало для детей потребностью. Умение критически относиться к результатам речевой деятельности на обоих языках приобрело привычный характер. Дети научились составлять план предстоящего рассказа, оценивать результат речевой деятельности, соотнося ее с предварительным планом [3].

В понятие «двуязычное воспитание» входит целый круг вопросов, возникающих в педагогическом процессе детского сада. Прежде всего, они касаются наиболее распространенных в республике групп населения, традиционно имеющие особые просветительские организации. Но, кроме того, сюда входит и обучение иностранным языкам, и национальные детские сады, и преподавание русского языка как второго, и случаи интеграции в учебный процесс детей с иным, чем у остальных, родным языком, и воспитание детей из двуязычных семей. Часто обучение иностранному или иному языку становится вопросом престижа для родителей.

Говоря об обучении второму языку дошкольников, мы имеем в виду дошкольные учреждения двух типов: русско-национального и с преподаванием иностранного языка. И само преподнесение второго языка, и приобщение к культуре народа или народов, говорящих на нем, и развитие металингвистических и познавательных способностей детей в процессе обучения должны ориентироваться не только на потребности сегодняшнего дня, но и на закономерности билингвального воспитания и развития, а также на объективные возможности организации обучения.

Таким образом, учёт этих факторов позволяет рационализировать и систематизировать лингводидактические методы и приёмы обучения русскому языку детей дошкольного возраста.

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. Москва, 1999.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1980.

3. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. Санкт-Петербург, 2016.

References

1. Gal'perin P.Ya. Vvedenie vpsihologiyu: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1999.

2. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1980.

3. Shanskij N.M. Ocherkipo russkomu slovoobrazovaniyu. Sankt-Peterburg, 2016.

Статья поступила в редакцию 02.06.16

УДК 008

Mamarasulov A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities Pacific State Medical University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]

Sharkova L.D., student, Department of Design and Technology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]

REASONS FOR UNPOPULARITY OF THEATER AMONG YOUTH AS REFLECTION OF THE CRISIS OF MODERN SPIRITUAL CULTURE. The work is dedicated to an impact of the crisis in modern Russian spiritual culture that is connected with popularity of theater among the youth. On the basis of the survey the author refers to some of the main factors that have distracting effects on development of spiritual culture of younger generation, and as a consequence preventing interest to theater. Focusing on the value of material consumption, technology, passion, moral nihilism and the lack of a full-fledged cultural environment, so do not have a positive influence upon the popularity of theater. As a result, in spite of the subjective needs of youth in the spiritual values and the spiritual satisfaction of the order of requests, there is separation from theater as an art form, historically expressed the spiritual sphere of culture.

Key words: theater, culture, spirituality, feelings, experiences, values, factors.

А.Р. Мамарасулов, канд. филол. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин, Тихоокеанский Государственный медицинский университет, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

Л.Д. Шаркова, студент каф. дизайна и технологий, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ ТЕАТРА У МОЛОДЁЖИ

КАК ОТРАЖЕНИЕ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа посвящена проблеме влияния кризисной ситуации в современной российской духовной культуре на популярность театра у молодёжи. На основании проведённого опроса авторы обозначают некоторые основные факторы, оказывающие отвлекающие воздействие на развитие духовной культуры у молодого поколения, и, как следствие, мешающие приобщению к театру. Ориентация на ценности материального потребления, увлечение технологиями, нравственный нигилизм и отсутствие полноценной культурной среды, так же не оказывают положительного влияния популярность театра. В итоге, несмотря на субъективную потребность молодёжи в духовных ценностях и удовлетворении запросов духовного порядка, наблюдается отчуждение от театра как вида искусства, исторически выражавшего духовную сферу культуры.

Ключевые слова: театр, культура, духовность, чувства, переживания, ценности, факторы.

Изменения, произошедшие в современном российском обществе за последние 20 лет, повлияли на процесс становления и развития духовной культуры молодёжи. С одной стороны, современная российская молодёжь имеет более широкие возможности для самореализации, но с другой - приобрела проблемы социального и духовного плана, что позволяет говорить о духовном кризисе среди молодёжи.

Важно подчеркнуть, что духовная жизнь общества - это чрезвычайно широкое понятие, включающее в себя многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей: совокупность взглядов, идей, представлений, языка, чувств людей, процесс их производства, распространения, преобразования общественных, индивидуальных идей во внутренний мир человека [1]. Духовная жизнь общества охватывает мир идеального вместе с его носителями - социальными субъектами - индивидами, народами, этносами. Основу духовной жизни составляет духовный мир человека - его духовные ценности, мировоззренческие ориентации. Вместе с тем, духовный мир отдельного человека, индивидуальности невозможен вне духовной жизни общества. Поэтому духовная жизнь - это всегда единство индивидуального и общественного.

Благодаря проведённому опросу среди молодёжи, мы выявили, что для 57% опрошенных духовный мир заключается в прочтении книг. Немного меньшее число опрошенных, 43%, в этот список добавляют еще и различные выставки, галереи и театры, лишь 20% молодёжи развивают свой духовный мир рисованием, написанием стихов, изучением иностранных языков. Таким образом, молодёжь расширяет свой духовный мир, но для каждого человека он своеобразен и духовные потребности у молодых людей различаются.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окружённый множеством источников сильного воздействия на его сознание. Это, в первую очередь, Интернет и СМИ, события окружающей среды. Все эти источники оказывают огромное влияние на интеллект и чувства молодого человека, так как в это время он еще формирует свою сферу интересов и нормы поведения. Наблюдается тенденция к подмене норм ценности духовной культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям [2]. Это закономерно приводит нас к крайне негативным тенденциям в плане восприятия духовной культуры.

Понятия морали и нравственности, по мнению молодёжи, устаревают. Молодые люди считают, что сегодня мы живем в другом мире, в котором многие традиционные моральные нормы уже устарели. Существует и противоположная точка зрения у молодёжи, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными [3].

Согласно Бодрийяру, «в обществе, где материальное благополучие становится приоритетной целью его существования, соответствующим образом формируется и культура, и ценностные ориентации молодых людей. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодёжи. Начинает превалировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре» [4].

Многие из опрошенных молодых людей для обогащения духовного мира посещают театр. Поэтому мы решили проанализировать, как часто молодёжь посещает театр и что, по их мнению, современному театру не хватает. Мы провели опрос среди молодых людей, вопросы которого были следующие:

1. Ходите ли вы в театр?

2. Что, по-вашему, не хватает современному театру?

3. Как часто вы посещаете клубы, кинотеатры и другие развлекательные учреждения? Чему из этого отдаете предпочтение?

4. Читаете ли вы книги?

5. Сколько раз в день вы посещаете социальные сети?

6. Есть ли у вас духовные потребности? В чем они заключаются?

7. Как вы считаете, происходит ли упадок духовной культуры у современной молодёжи? Если да, то почему?

На представленные вопросы были, в преобладающем большинстве, получены такие ответы:

1. Да, хожу (1-2 раза в год)

2. Не хватает молодых актеров, спецэффектов, чего-то удивительного.

3. Посещаю только кинотеатры.

4. Книги читаю разные, в основном фантастика, детективы.

5. Много.

6. Духовные потребности - всё, что относится к культуре.

7. Упадок, конечно, происходит, люди перестали любить искусство, всё больше времени отдается материальным благам.

Встречались и более развернутые ответы, их было меньше, но они очень интересные, например, один самых развернутых ответов на эти вопросы:

1. Ходите ли вы в театр? Да, но редко. 1-2 раза в год.

2. Что, по-вашему, не хватает современному театру? Затрудняюсь сказать. Наверное, образованной начитанной аудитории, интересующейся классикой. Не думаю, что театр виноват в том, что молодёжь в основном предпочитает легкие формы досуга. Легкие - потому, что театр лично мне никогда не казался развлечением на вечер, он требует особенного внутреннего настроя. Рекламы в городе вроде бы хватает, современные постановки злободневны, но я бы не сказала, что их можно отнести к высокой культуре, и уж особенно если начинить спектакль спецэффектами. Поэтому, я считаю, что молодая мыслящая аудитория -то, что нужно театру. Наверное, здесь было бы уместно говорить про толковые государственные программы / реформы в сфере образования.

3. Как часто вы посещаете клубы, кинотеатры и другие развлекательные учреждения? Я бы сказала, мне больше по душе "домашний досуг". Из развлекательных учреждений это, пожалуй, будут кинотеатры, так как я большой любитель кино как формы искусства. Хотя посещение кинотеатра - это скорее способ развлечься с компанией, развеяться, нежели познакомиться с произведением.

4. Читаете ли вы книги? Если да, то какие? Любовь к чтению у меня с детства. Нынче больше всего увлекаюсь французской литературой XIX в. А также научно-фантастическими произведениями и антиутопиями, сатирой.

5. Сколько раз в день вы посещаете социальные сети? Они всегда под рукой, но я не провожу в них много времени.

6. Есть ли у вас духовные потребности? В чем они заключаются? Можно сказать, все свободное время я посвящаю удовлетворению этих потребностей. Я занимаюсь рисованием, изучаю английский язык, читаю и смотрю фильмы. Порой я немного пишу для себя и сочиняю стихи. Кому-то это может показаться скучным, но я могу с уверенностью утверждать, что скуки давно нет места в моей жизни. Напротив - ужасно не хватает времени уделить время всем любимым делам.

7. Как вы считаете, происходит ли упадок духовной культуры у современной молодёжи? Если да, то почему? На мой взгляд, среди молодёжи и людей вообще всегда была часть думающая и не очень. И если наше время обременилось такими явлениями, как интернет, глобализация, я не уверена, что это многое меняет, ведь человечество на каждом этапе истории обзаводи-

лось новыми игрушками, меняло порядки, переживало социальные потрясения. Только лица не меняло. Потому, сейчас одно и то же - молодёжь, увлеченная и пассивная по отношению к культуре. Мне встречалось достаточное количество увлечённых молодых людей, чтобы не говорить об упадке.

Таким образом, на основании проведённого опроса можно сказать, что 45% опрошенных молодых людей посещает театр, но довольно редко, однако, говорить, что те, кто посещает театр нечасто, духовно не развиваются, мы не можем. Как выяснилось из опроса, некоторым в театре не хватает что-то нового, он их «не цепляет». Мы решили рассмотреть и выявить, какие еще причины существуют, по которым люди стали реже его посещать.

Исходя из опроса, основные причины снижения популярности в нынешнее время можно определить следующие:

1. Это кинематограф, различные средства массовой информации (интернет, телевидение и так далее). Согласно социологическому исследованию Е.В. Панфиловой, происходит естественный процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности молодёжи. Возникли и нашли свою реализацию качественно новые виды досуга (например, домашнее видео, компьютер, Интернет), характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. А традиционные виды досуга (например, чтение, телевидение) стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия молодёжи), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека [5].

Безусловно, кино и театр - это два разных вида искусства, причём оба из них достойны уважения и понимания. В мире люди все разные, поэтому среди одних популярен Театр, а среди других - Кино. Другое дело «нравится», «не нравится», но статистика показывает, что кино как раз нравится больше. Но в чем же причина? Самой главной причиной популярности кинематографа является его доступность. В наше время практически все фильмы можно посмотреть в интернете, не нужно покупать билеты в кино, не обязательно идти куда-то для просмотра фильма, фильм можно посмотреть в одиночестве, а не в окружении незнакомых людей, не думая как ты выглядишь и т. д., чувствуя себя не комфортно. Другой причиной популярности кино является его зрелищность. Современный кинематограф наполнен массой спецэффектов, что привлекает внимание зрителя. 3D технологии позволяют человеку не только увидеть яркую и красивую картинку, но и перенестись в другой мир, ощущая себя героем этого фильма. Кино современнее. Многие современные фильмы снимают по мотивам популярных книг или комиксов, которые интересны молодёжи. Кино идет в ногу со временем, оно обсуждает насущные проблемы человечества, смотрит в будущее и доступно для понимания передает многие исторические картины в современном виде. Так же можно отметить такие причины как: большое количество рекламы и гибкий график расписания показов фильмов. Интернет и социальные сети. Стоит отметить, что интернет и социальные сети тоже ставят под сомнение популярность театра, а именно похода в него. Несмотря на то, что среднестатистический городской житель заходит в социальную сеть где-то 5 раз в день с целью общения или проверки почты, прочтения новостей, и т. д., тратя на это много свободного потенциального для похода в театр времени. Интернет дал современному обществу такое явление, как онлайн игры, которые тоже занимают массу времени, заставляя человека быть зависимым от них. Тем самым, вместо вечернего или выходного похода в театр, человек "зависает" в интернете, даже не располагая в своих мыслях о культурном времяпрепровождении. Даже тех людей, которых интересует театр интернет заставляет "Лениться", ведь стремительно развивающиеся интернет-приложения позволяют приобщиться к прекрасному, не выходя из дома - в распоряжении театралов онлайн версии цифровых телеканалов, виде-о-хостинги, хранящие огромное количество спектаклей со всего мира.

2. В сегодняшней сценической практике российских актёров рационализм и техника явно торжествуют над сердцем и душой. Не в каждом театре актёры блещут своим талантом, в театре, как и в любом другом месте можно встретить бездарности. Константин Сергеевич Станиславский придавал огромное значение вопросам этики и дисциплины актера. Он настаивал на том, чтобы «актёры с самого начала своего творческого пути поняли, что без артистической этики, без ощущения коллективности в сценической работе невозможно большое искусство. Ве-

ликий режиссер не уставал напоминать о том, что особенность театрального искусства в его коллективности. Каждый член коллектива театра, будь то актер, режиссер, художник, музыкант, гример, должен чувствовать себя его частью и сознавать свою ответственность за то, чтобы коллектив действовал четко и организованно. Необходим дух товарищества, взаимного уважения и внимания, подчинения личных интересов общему делу. Глубоко осознанное, строгое выполнение законов театральной этики и дисциплины - вот непременное условие успешной творческой работы актера, всего театра» [6]. Как говорит заслуженный деятель искусств России, Левшин Михаил Александрович: «Наличие и главенство актерской индивидуальности над всеми остальными компонентами спектакля в настоящее время начало серьезно «размываться». Актёр подчас становится «заполнителем» некоего пространственного решения, когда его действующая энергия, затраченная на достижение целей драматурга, и воздействие на партнера перестает быть основными. На место психологической игры приходит выполнение ряда определенных режиссером «функций» и воспроизведение текста, его «звукоизвлечение». Часто режиссерская «работа» с актером ограничивается подбором подходящего типажа или актерское амплуа. А индивидуальность актера и его талант просто перестают быть нужны. Постепенно рождается ощущение, что для того, чтобы актерам и актрисам выходить на сцену достаточно просто выучить текст и вести себя раскованно и уверенно. А всё, что касается эмоционального напряжения, актерской работы, то все это куда-то отодвигается. И все меньше мы видим подлинные актерские личности» [7].

Нехватка времени для похода в театр. Проблема современного человека - это острая нехватка времени, стремительный темп жизни, работа, учёба, увлечения. Бывает, что людям не хватает времени даже на отдых и досуг, не говоря уже о духовном развитии. В выходные дни люди предпочитают остаться дома с родными или посетить такие места как: клубы, кафе или отправляются на природу с целью вырваться из города. Согласно исследованию, проведенному Ю.А. Свечниковой, количество свободного времени в пределах 1-2х часов преобладает у 9% опрошенных, в количестве 2-3х - у 35 %, у 23 % опрошенных студентов количество свободного времени составляет от 3х до 5ти часов, 7 % респондентов в своём распоряжении имеют более 5 часов свободного времени, называя это количество времени недостаточным. «Молодые люди, посчитавшие количество своего свободного времени недостаточным, ответили, что свободного времени в сутки остаётся: 12% - 1-2 часа, 24% - 2-3 часа, 18% - 3-5 часов, 11% - более 5 часов. И 35 % опрошенных молодых людей посчитали количество своего свободного времени достаточным. Напротив, ответы девушек расположились так: 5% - 1-2 часа, 40% - 2-3 часа, 25% - 3-5 часов, 7% - более 5 часов. И, только 23 % опрошенных девушек посчитали количество своего свободного времени достаточным, можно сделать вывод о том, что большинство студентов, а именно 90 % девушек и 65 % парней, в своё свободное время не занимаются ничем полезным ни для здоровья физического или духовного, ни для самообразования или самосовершенствования. Своё свободное время они проводят за просмотром телепередач, которые чаще всего направлены на разрушение психики молодого, не до конца сформированного организма, или того хуже проводят время в весёлой компании за распитием спиртных напитков, которые губительны для физического здоровья».

Не менее важной функцией свободного времени является достижение удовольствия, чувства, стремление к которому заложено природой. «Респонденты указали, что недостаток свободного времени лишает их удовольствия от посещения кино, театров, выставок и других подобных заведений (42 %); от чтения книг, журналов и газет (42 %); при этом 16 % респондентов утверждают, что недостаток свободного времени никаким образом не сказывается на их духовной жизни» [8].

3. Молодым людям не хватает компании для похода в театр. Современные молодые люди имеют множество занятий и увлечений, это - учеба, спорт, клубы, различные субкультуры и молодёжные движения и т. д. Также выбирая между театром и кино, многие молодые люди выберут кино, так как поход в кинотеатр не требует особенного настроения, не обременяет мыслями вдумываться в сюжет и фантазировать. Большинство молодёжи подвержено стереотипу, что театр - это скучная долгая классическая постановка, поэтому, если молодой человек решит посетить театр, духовно просветиться, посмотреть красивую постановку, либо даже ему просто бесплатно достался билет, и он

решил сходить на спектакль, многие из его окружения могут не поддержать эту идею, предложив развлечься в более интересном месте. Людям нужна компания, так как у всех есть потребность в общении, и где как не в дружной компании её удовлетворить. Общение людей - это специфический вид коммуникации, связанный с психологическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию. Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между конкретными людьми, существующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен информацией, эмоциями и т. п. между общающимися. Согласно Е.П. Ильину, «наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом чем ниже уровень группы в социальной иерархии (прежде всего - по уровню доходов), тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений» [9]. Доктор психологических наук М.И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как «стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее» [10]. Таким образом, для похода в театр молодой человек старается найти себе компанию.

4. Нежелание задумываться о серьёзных вещах, небольшой уровень просвещения. Это сильнейшим образом сказывается на просмотре постановки и в худшем случае она может быть не понята, а те эмоции, которые желают донести до зрителя артист и режиссер не коснуться струн его души. Поэтому такого рода поход должен осуществляться обдуманно, а не с целью развлечений. Потому как во всех иных случаях, никакого смысла в просмотре не будет. Согласно А.В. Авдиенко, популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий. Кроме того, «существуют проблемы досуга молодёжи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам, и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках». Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодёжи. Низкий уровень образования, общение в Интернете, создание молодёжных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. «Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы» [11]. Таким образом, для того чтобы понимать идеи и замыслы постановок, молодёжи в селах и городах нужно повышать свой уровень просвещения.

5. «Скучные» постановки. Молодёжь хочет видеть постановки с элементами шоу и спецэффектами. Молодёжь в наше время не желает ходить на классику, по их мнению, это скучные постановки. Им хочется, чтобы спектакль был наполнен элементами шоу, чтобы это были новые прочтения произведений, их новое видение с учетом нашего времени. В театре, по их мнению, нет экшена, картинка почти не меняется, не динамичный сюжет и пара скучных декораций. Многие считают, что театр откровенно устарел, возможно, он был бы более популярным, если бы в постановках участвовали известные личности или на сцене ставили современные произведения из комиксов или по мотивам

Библиографический список

популярных фильмов, дополняя все это спецэффектами, превращая скучную постановку в динамичный мюзикл. По словам молодого актера и режиссера театра молодёжи Марка Букина, молодёжи нужны современные постановки: «Я могу понять тех людей, которым не интересен театр, так как человеку будет интереснее посмотреть хороший фильм со спецэффектами и отличной графикой в кинотеатре, нежели прийти на скучную постановку, где его заставляют поверить в сказку. Все привыкли видеть в театре классику, определенные рамки, за которые выходить нельзя, чтобы зритель удобно устроился в кресле, расслабился и смотрел на эту откровенную ложь. Молодёжи не интересно смотреть на эту сказку, кто сказал, что трагедии того же Пушкина должны быть такими, как написано в книгах? Зачем надевать все эти нелепые костюмы и маски, если можно сделать постановку в современном стиле, чтобы зритель на протяжении всей постановки не расслабленно сидел в кресле, а наоборот находился в напряжении, заставить его думать и осмысливать все, что происходит на сцене. Старшее поколение привыкло видеть театр в определенных рамках, по-другому они видеть театр отказываются, для них неприемлемо ставить современные постановки по мотивам тех же современных фильмов. Я считаю, что театр должен развиваться и быть современным, в противном случае в будущем он будет никому не нужен».

Эти факторы влияют на развитие театра не настолько сильно, как это хотелось бы, а чаще приводят лишь к его деградации. Возможно, потому что это менее расточительно и занимает меньше времени и хлопот, ведь посмотреть желаемое возможно даже не выходя из дома. Не в каждом театре актеры блещут своим талантов, в театре, как и в любом другом месте можно встретить бездарностей.

Всё это сильнейшим образом сказывается на просмотре постановки и в худшем случае она может быть не понята, а те эмоции, которые желают донести до зрителя артист и режиссер не коснуться струн его души. Поэтому такого рода поход должен осуществляться обдуманно, а не с целью развлечений. Потому как во всех иных случаях, ни какого смысла в просмотре не будет.

В целом популярность и значимость театра для большинства не угасает. Иногда даже, казалось бы, в таком культурном месте, как театр можно столкнуться с такими проблемами мусором, шумом, нарушением правил этикета и другими не весьма приятными факторами. Естественно это может оттолкнуть любого человека, даже не смотря на постановку, которая будет проходить [12].

Хороший театр и хорошую постановку почитает и воспринимает просвещенная публика. Так как искусство всегда находит своих поклонников. Качественный театр актуален, но не для всех, человек массы не всегда способен его понять. Молодёжь сегодня не хочет ходить на классику. Как они говорят, это скучные постановки. Им хочется, чтобы спектакль был с элементами шоу.

Таким образом, в вопросе отношения к театру в среде современной российской молодёжи можно наблюдать негативную тенденцию, произрастающую из общего кризиса современной духовной культуры. Хотя внутренняя потребность в духовном развитии у молодых людей сохраняется, но она имеет скорее субъективных и случайный характер. Непопулярность театра у современной молодёжи отражает общую ситуации с духовной культурой в России, грозящую перерасти в отчуждение и непонимание духовных ценностей, выразителем и популяризатором которых театр являлся исторически.

1. Современное российское общество: проблемы и перспективы. Т. Заславская. Общественные науки и современность. 2004; 5: 5 - 15.

2. Донченко Е.А. Современное общество и человеческие ценности. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2011; 11: 49 - 55.

3. Нургалиева С.Ф. Формирование нравственной культуры в современном обществе. Alma Mater: Вестник высшей школы. 2012; 3: 73 - 76.

4. Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. Перевод с французского, послесловие и примечания Е.А. Самарской. Москва: Республика; Культурная революция, 2006. (Мыслители XX века).

5. Панфилова Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования. Молодой учёный. 2012; 8: 278 - 283.

6. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Москва: Искусство, 1990. Т. 3. Работа актёра над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: материалы к книге. Общая редакция А.М. Смелянского.

7. Левшин М.А. Актёр в современном театре. Журнал Комедианты. 2015; 2.

8. Свечникова Ю.А. Свободное время в жизни студента. Молодой учёный. 2012; 2: 227 - 231.

9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург: Питер, 2009. Серия «Мастера психологии».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Москва: Педагогика, 1986.

11. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть XI. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. Портал психологических изданий. PsyJournals.ru. http://psyjournals.ru/authors/a19427.shtml

12. Калягин А. Зачем современной России театр? Какое место в обществе сегодня государство отводит театру. Культура. 2006: 14 - 20 сент.

References

1. Sovremennoe rossijskoe obschestvo: problemy i perspektivy. T. Zaslavskaya. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2004; 5: 5 - 15.

2. Donchenko E.A. Sovremennoe obschestvo i chelovecheskie cennosti. Menedzhmentikadry: psihologiya upravleniya, socionika isociologiya. 2011; 11: 49 - 55.

3. Nurgalieva S.F. Formirovanie nravstvennoj kul'tury v sovremennom obschestve. Alma Mater: Vestnik vysshejshkoly. 2012; 3: 73 - 76.

4. Bodrijyar Zhan. Obschestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. Perevod s francuzskogo, posleslovie i primechaniya E.A. Samarskoj. Moskva: Respublika; Kul'turnaya revolyuciya, 2006. (Mysliteli XX veka).

5. Panfilova E.V. Cennosti kul'tury dosuga studencheskoj molodezhi: rezul'taty issledovaniya. Molodoj uchenyj. 2012; 8: 278 - 283.

6. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij: v 9 t. Moskva: Iskusstvo, 1990. T. 3. Rabota aktera nad soboj. Ch. 2: Rabota nad soboj v tvorcheskom processe voploscheniya: materialy k knige. Obschaya redakciya A.M. Smelyanskogo.

7. Levshin M.A. Akter v sovremennom teatre. ZhurnalKomedianty. 2015; 2.

8. Svechnikova Yu.A. Svobodnoe vremya v zhizni studenta. Molodoj uchenyj. 2012; 2: 227 - 231.

9. Il'in E.P. Psihologiya obscheniya imezhlichnostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Piter, 2009. Seriya «Mastera psihologii».

10. Lisina M.I. Problemy ontogeneza obscheniya. NII obschej i pedagogicheskoj psihologii APN SSSR. Moskva: Pedagogika, 1986.

11. Materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGLU. Chast' XI. Pyatigorsk: PGLU, 2015. Portalpsihologicheskih izdanij. PsyJournals.ru. http:// psyjournals.ru/authors/a19427.shtml

12. Kalyagin A. Zachem sovremennoj Rossii teatr? Kakoe mesto v obschestve segodnya gosudarstvo otvodit teatru. Kul'tura. 2006: 14 - 20 sent.

Статья поступила в редакцию 01.06. 16

УДК 316.6

Mironova E.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Socio-Economic Disciplines, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Solovyova L.V., psychologist of the group of psychological work, Department of Moral-Psychological Support of Department on Work with Personnel, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

FACTORS SOCIO-CULTURAL ADAPTATION. In the article the authors make an attempt to analyze existing approaches in modern psychological science to the basics and contents of a concept of adaptation and socio-cultural adaptation of a personality from the standpoint of behaviorism, interactionism and psychoanalytic concepts. The work identify various theoretical justification of the structural components of the process of socio-cultural adaptation of a personality, proposed by Russian scientists. The work reviews various studies and views on the contents and systematization of factors that activate and develop the process of socio-cultural adaptation of personality and factors influencing on the subjective and objective levels. Conclusions are made about the future prospects and directions of research associated with the process of socio-cultural adaptation of a personality.

Key words: adaptation, sociocultural adaptation, structure adaptation, sociocultural adaptation factors.

Е.Н. Миронова, канд. филос. наук, ст. преп. каф. социально-экономических дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Л.В. Соловьева, психолог группы психологической работы отделения морально-психологического обеспечения отдела по работе с личным составом, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

В статье предпринята попытка анализа существующих подходов в современной психологической науке к сущности и содержанию понятия адаптация и социокультурная адаптация личности с позиций бихевиоризма, интеракционизма и психоаналитической концепции. Выявлены различные теоретические обоснования структурных компонентов процесса социокультурной адаптации личности, предложенных отечественными учеными. Рассмотрены различные обоснования и взгляды на содержание и систематизацию факторов, активизирующих и развивающих процесс социокультурной адаптации личности и влияющих на него на субъективном и объективном уровнях. Сделаны выводы о дальнейших перспективах и направлениях научного исследования вопроса, связанного с процессом социокультурной адаптации личности.

Ключевые слова: адаптация, социокультурная адаптация личности, структура адаптации личности, факторы социокультурной адаптации.

Понятие «адаптация», что в переводе с латинского означает приспособление, устраивание, применяется в самых разнообразных отраслях современного знания. Примером может служить биология, где адаптация рассматривается, как способность организма подстраиваться к изменяющимся условиям внешней среды и выступает элементом инстинкта выживания. По аналогии, схожие значения этого термина с учетом специфики научного знания встречаются в философии, социологии, физике. В современной психологии существует несколько подходов к данному понятию. В наиболее общем представлении адаптация рассматривается как сложный внутренний мотив, активизирующий процесс принятия или отторжения личностью каких-либо условий или факторов, и участвующий в формировании ответных действий на изменение в желаемом для личности направлении. При этом адаптация может проявляться как на субъективном, так и на объективном уровнях. Соответственно, объективный уровень выражается через способность личности формировать социально-приемлемую систему взаимодействия с окружающим обществом и средой в целом в со-

ответствии с ролевыми ожиданиями других. На субъективном уровне адаптация проявляется через адекватное личностное восприятие внешнего мира и собственного «Я», выражающееся в способности к различным видам деятельности (обучение, профессиональный труд, организация себя во времени и пространстве в целом).

Социокультурная адаптация процесс сложный и многоплановый. Его сложность заключается в учёте множества условий и параметров, средств и возможностей, которые личность использует для приспособления к новым для нее условиям. Многоплановость же предстает в свете рассмотрения самого процесса адаптации. Как правило, в адаптационный период задействуется ни одно свойство личности, а вся её структура, так как она целостна и не может участвовать в приспособлении только одной какой-то своей частью. В связи с этим следует рассмотреть более подробно сам процесс адаптации: этапы, структуру и факторы социокультурной адаптации.

Современные учёные [1 - 4] выделяют следующие этапы социокультурной адаптации:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.