Научная статья на тему 'Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики'

Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕТИ / ТЕАТР / СПЕКТАКЛЬ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SOCIALIZATION / CHILDREN / ADOLESCENTS / PERFORMANCE / THEATRE / SPIRITUAL DEMANDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикунова Юлия Анваровна, Симонян Аревик Вардановна

В статье представлены результаты проведенного авторами социологического опроса по проблеме актуальности театра как института культуры в процессе внесемейной социализации детей и подростков. Выявлены наиболее предпочитаемые подрастающим поколением жанры и сюжеты спектаклей. Раскрыты основные мотивы обращения зрителей к посещению театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.

ART 183061 DOI 10.24422/МС1Т0.2018.10.18204 УДК 316.334.52

Крикунова Юлия Анваровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти julialeo@yandex.ru

Симонян Аревик Вардановна,

студентка ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти arevik.simon@yandex.ru

Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного авторами социологического опроса по проблеме актуальности театра как института культуры в процессе внесемейной социализации детей и подростков. Выявлены наиболее предпочитаемые подрастающим поколением жанры и сюжеты спектаклей. Раскрыты основные мотивы обращения зрителей к посещению театров. Ключевые слова: театр, спектакль, дети, подростки, социализация, духовные потребности.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

В условиях интенсификации глобализационных процессов традиции и устои народа, его самобытность постепенно предаются забвению под натиском новых социокультурных тенденций. В этой ситуации литература и театр - это те социальные институты, благодаря которым подрастающее поколение познает особенности, уникальность культуры и историю своего народа, страны, города.

Тольятти - город с маргинальной культурой. Культура города базируется на культурах «переселенцев, которые разорвали свои связи с прошлой средой и не стали полноценными наследниками новых художественных традиций. Все это, безусловно, накладывает свой отпечаток на взаимоотношение театра и публики» [1]. М. Н. Фитов подробно описывает специфику социокультурного пространства города Тольятти и заключает, что «городские театры продолжают выполнять свою социокультурную миссию, направленную на популяризацию театрального искусства, осуществляют важную просветительскую функцию по формированию художественно-эстетических взглядов подрастающего поколения» [2].

Сказка, современная пьеса и классические литературные произведения по традиции - основа репертуара театра для детей и молодежи. Главной функцией сказки является то, что она «освобождает фантазию человека. Через сказку познается добро и зло, народная мудрость и традиции, постигается условность театра, и она необходима на начальной стадии постижения жизни и искусства», - отмечает доктор культурологии О. Е. Коханая [3]. Современные театры, в особенности государственные кукольные театры, сохраняют обычаи, продолжая просвещать подрастающее поколение истинно российскими сюжетами.

Особое место в нашем исследовании занимает именно театр юного зрителя. Особенностью данного вида театра является то, что его творческий профессиональный коллектив производит попытки видеть в зрителе равного собеседника. Зачастую данные попытки весьма удачны, однако усложняются тем, что аудитория спектаклей

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.

для подрастающего поколения является разновозрастной, поскольку в ней одновременно присутствуют и взрослые, и дети. Театр юного зрителя, равно как и постановка для детей, таким образом, должны быть интересны и полезны и детям, и взрослым, с тем чтобы последним хотелось снова и снова самим окунуться в сказочную атмосферу и приобщать к этому процессу своих детей [4].

С целью всестороннего изучения влияния театра на личность в процессе внесе-мейной социализации детей и подростков в январе 2018 г. нами было проведено социологическое исследование. В качестве метода выбрано веб-анкетирование. По типу выборка целевая.

Нами было опрошено 100 жителей города, которые хотя бы раз в жизни посещали городские театры: 67% из них женщины, 33% - мужчины. Выборку составили лица от 13 до 16 лет - 75% - и родители детей от 0 до 12 лет, а именно: респонденты, имеющие детей в возрасте 7-9 лет, 10% и респонденты, имеющие детей в возрасте 10-12 лет, 15%.

В первую очередь нас интересовала частота посещения театров нашими респондентами. С частотой раз в неделю посещают театры 12% опрошенных нами «театралов». Около 15% участников опроса посещают театры не чаще одного раза в месяц.

С периодичностью один раз в несколько месяцев посещают театральные постановки 10% опрошенных нами зрителей, причины могут быть следующие, в том числе и личные предпочтения зрительской аудитории (жанр, задействован ли знаменитый актер, величина потребности в посещении театра и пр.). Около половины респондентов - 48% - посещают театр редко, примерно один раз в полгода, и не посещают театры совсем 15%. Данные результаты свидетельствуют о том, что мы имели дело преимущественно с подростковой аудиторией - от 13 до 16 лет, которые, как известно, не являются самой активной и постоянной публикой театров.

Немалое количество опрошенных (40,7%) предпочитают посещать театры всегда только с кем-то из родных, что обусловлено, на наш взгляд, общими семейными вкусами и предпочтениями. Как правило, с друзьями и приятелями в качестве компаньонов посещают театр 32,6% опрошенных. Всегда только с классным руководителем, классом посещают театр 18,6% респондентов, поскольку в школах, как известно, культурно-массовым сектором организуются походы в театры, музеи, на выставки. Безусловно, благоприятно влияет на процесс инкультурации детей приобщение школой к театральному искусству. Данные результаты свидетельствуют и о том, что потребности в нем у современных детей еще не до конца сформированы в связи с необходимостью мотивации извне. При этом есть люди, которые предпочитают наслаждаться искусством в одиночестве: вариант «мне не нужна компания для похода в театр» выбрали 8,2% опрошенных.

На вопрос «Если Вы посещаете театры г. о. Тольятти, укажите какие именно?» было предложено пять вариантов ответа. Результаты исследования показали, что большинство - 58% - предпочитает посещать драматический театр «Колесо» им. Г. Б. Дроздова. Следом в рейтинге самых посещаемых театров идет ТЮЗ «Дилижанс» и набирает 57%. На третьем месте стоит Молодежный драматический театр (МДТ) -19%. Последнее место делят по результатам нашего исследования театры кукол «Пилигрим» и «Буратино» (по 14% опрошенных соответственно). Данные результаты объясняются тем, что в выборочную совокупность преимущественно попали подростки, а репертуар именно первых трех театров направлен на подростковую аудиторию.

Обратимся к анализу эстетических и духовных потребностей опрошенной нами аудитории. Основным мотивирующим фактором к посещению театра зрителями является потребность в «духовной пище» (50%). Для 45% участников опроса важно то,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.

что театральные постановки благотворно влияют на их личностное развитие. Одна четвертая часть зрителей желает приобщиться к художественной культуре города (25%). Некоторая часть респондентов ходит в театр «чаще всего за компанию» и для того, чтобы узнать, «что такое театр и что там показывают» (по 18% и 19% соответственно). И лишь 7% посещают театральные постановки в связи с тем, что это модно/популярно.

Что касается предпочитаемых видов досуга среди подростков и детей, то самым актуальным его видом является просмотр фильмов (60%). При этом 57% респондентов также предпочитают прогулки на свежем воздухе, активный отдых, путешествия и туризм. Почти половина респондентов (47%) предпочитают в свое свободное время посещать театры, музеи и картинные галереи. Кроме того, популярны среди детей и подростков такие виды досуга, как «живое» общение с близкими, в кругу семьи, друзьями (40%) и чтение книг, журналов и газет (36%). Чуть менее актуальными видами досуга оказались спорт, физические упражнения (25%), компьютерные игры, социальные сети (21%), хобби, кружки, секции (19%), игры (настольные, развивающие и пр.) (18%).

Для более точного утверждения о взаимосвязи театров и свободного времяпрепровождения детей и подростков нами был задан такой вопрос: «Как Вы считаете, мог бы театр заменить привычные Вам виды досуга?», на который было предложено три варианта ответа. Чуть больше половины опрошенных (51%) считают, что частично может. 30% респондентов уверены, что театр может стать привычным видом досуга для них. И меньшинство, всего 19%, считают, что это невозможно.

Далее перейдем к анализу мнений респондентов, отражающих значимость театрального искусства в жизни детей и подростков в процессе их социализации, в качестве примера возьмем ТЮЗ «Дилижанс».

В третьем блоке вопросов представлены субъективные аспекты восприятия зрителями функционирования ТЮЗ «Дилижанс». Перейдем непосредственно к результатам нашего исследования. На вопрос «Скажите, пожалуйста, что больше всего Вам нравится в театре "Дилижанс"?» было представлено девять вариантов ответа. Итак, респондент в первую очередь обращает внимание на актерскую игру - 47%. Далее следуют ответы «атмосфера, ощущение единения с происходящим» - 37%.

Среди предпочитаемых характеристик театра «Дилижанс» респонденты отмечали «здание театра, пространство возле него» (20%), «внутреннее обустройство фойе, его оформление» (24%), «персонал театра, их приветливость, обходительность (23%), «декорации спектаклей, театральная сцена» (26%). Менее значимыми театральной публике кажутся «звуковые и визуальные спецэффекты» (14%). Меньше всего процентов (6%) набрал ответ «буфет, привлекает возможность покушать вне дома».

О предстоящих спектаклях в ТЮЗ «Дилижанс» менее половины респондентов (44%) узнают через социальные сети. Официальные сайты культурных учреждений просматривают около 40% опрошенных. От друзей и знакомых данную информацию узнают 38% опрошенных. Кроме того, зрители используют «объявления, баннеры, билборды» (35%), «телевидение» и «газеты» (по 10% соответственно), «радио» (6%). Так как респонденты не были ограничены одним вариантом ответа, мы видим разнообразные возможности для получения информации о репертуаре театра.

По вопросу «Как бы Вы оценили репертуар театра "Дилижанс"?» мнения таковы. Для 41% респондентов «репертуар достаточно стабильный, в нём соотносятся и новое и традиционное». Можно предположить, что зрителей устраивает динамика обновления репертуара театра и они не видят смысла в его постоянном изменении. Как выяснилось, 35% опрошенных нами не располагают полной информацией о репертуаре театра «Дилижанс»: несмотря на всеобщую доступность такой информации, некоторая

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.

часть не ставит перед собой цели его отслеживать и помнить. 14% опрошенных выбрали вариант ответа «репертуар интенсивно обновляется». Вдвое меньше опрошенных - 10% - считают, что «репертуар не обновляется в течение долгого времени».

Анализ ответов респондентов на вопросы следующего блока помог нам раскрыть индивидуальные предпочтения театральной публики (жанр, возрастная аудитория, эмоции и ощущения и т. д.).

Чуть менее половины респондентов (47%) предпочитают посещать спектакли для аудитории «16+». Почти треть (30%) посещают спектакли для возрастной аудитории «12+». Наименьшее количество ответов набрали ответы «6+» и «0+» (16% и 7% соответственно). Безусловно, такие результаты подтверждаются статистикой наших респондентов (75% - подростки от 13 до 16 лет и 25% - родители детей в возрасте от 7 до 12 лет).

В вопросе о наиболее интересном для опрошенных жанре «победила» все другие жанры комедия (81%). Зрителей можно понять: данный жанр легок для восприятия, достаточно позитивен и увлекателен. На втором месте в рейтинге самых интересных жанров стоит драма (59%); можно предположить, что именно драма способна вовлечь зрителя в сопереживание и анализ.

Чуть менее, но все же нравится зрителям мюзикл (40%), возможно, не каждому зрителю по душе на протяжении всего спектакля наблюдать за ярким действием с песнями и танцами, однако четверть опрошенных все же считает интересным жанром музыкальную комедию. Четвертое место делят жанры фэнтези и трагедия - 27%. Также были выбраны такие жанры, как трагикомедия - 19%, феерия - 6%, водевиль и фарс (по 4%).

На следующий вопрос «Припомните, пожалуйста, какие Вы испытываете ощущения при просмотре спектакля» было представлено восемь вариантов ответа, и стоит отметить, что в рейтинге ответов первые три несут позитивный характер. Итак, немалая часть зрителей (57%) испытывает «восторг и удивление» при просмотре спектакля. 45% испытывают «чувство полного эмоционального удовлетворения», а 34% «ощущают радость и веселье». Кроме того, в зависимости от жанра спектакля, игры актеров, спецэффектов зрители могут испытывать «волнение и страх» (31%) в процессе просмотра спектакля. Были представлены и такие ответы: «не помню, в театре был (а) давно» - 10%, «разочарование и грусть» - 9%, «скука и равнодушие» и «затрудняюсь ответить» по 5%.

Заключительный вопрос в данном блоке носил самостоятельный творческий характер. Респондентам было предложено написать такое литературное произведение, которое, по их мнению, должно быть в основе сценария спектакля, чтобы его обязательно захотелось посмотреть. Девять опрошенных предложили роман «Гарри Пот-тер», трое - трагедию «Ромео и Джульетта», двумя респондентами был предложен сюжет мультфильма «Маша и Медведь». Также были предложены такие произведения и сюжеты: «Тарас Бульба», «Руслан и Людмила», «Трое из Простоквашино», «Теремок», «Ну, погоди», «Приключения Незнайки».

В завершающем блоке нами были рассмотрены факторы, влияющие на «культурную» активность/неактивность детей и подростков в контексте театров г. о. Тольятти. Обратимся к результатам нашего исследования.

Итак, на вопрос «Планируете ли Вы в ближайшее время посетить какой-либо театр г. о. Тольятти?» более половины опрошенных (59%) ответили положительно, 27% не сформировали соответствующего мнения, оставшаяся часть респондентов не планирует данного вида досуга (14%).

Тем респондентам, которые в ближайшее время не решили или не планируют посещать театр (41 % от числа всех опрошенных), был задан вопрос: «Укажите, пожалуйста, основную причину Вашего нежелания посещать театр». Результаты таковы: 24,4%

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.

отметили, что причиной, возможно, является отсутствие соответствующей привычки, поскольку данные респонденты не помнят, чтобы родители в детстве приобщали их к театру. 17,8% считают, что посещать театр уже неактуально, «прошлый век». Далее по 13,3% набрали ответы: «не с кем посещать театр - мои близкие и друзья не разделяют моего пристрастия к театру», «неинтересно, не хватает в нем захватывающего зрелища». 11,1% респондентов заявили, что посещать театры им не позволяет материальное положение. По 1% набрали такие варианты ответа, как «репертуар и/или актерский состав тольяттинских театров оставляет желать лучшего»; «я уже достаточно много посмотрел спектаклей в своей жизни и считаю, что пока туда ходить нет необходимости»; «нет времени, так как считаю это бесполезной тратой времени».

Также с целью наиболее полно раскрыть «культурную» активность/неактивность детей и подростков нашего города нами был задан вопрос, отражающий вовлеченность зрителя как в своем городе, так и за его пределами. На вопрос «Смотрели ли Вы когда-нибудь спектакли с участием известных российских актеров?» было предложено четыре варианта ответа. 48% ответили отрицательно, пояснив, что смотрят спектакли только местных актеров. 27% ответили, что посещают спектакли гастролирующих театров. Чуть меньше респондентов (16%) смотрят в онлайн-режиме. И всего 9% ответили, что посещают спектакли столичных театров (приезжают г. Москву и/или Санкт-Петербург).

Один из самых важных компонентов нашего исследования - выявление значимости для зрителей факторов, влияющих на выбор ими спектакля. Итак, в первую очередь это «актерская игра» (63%), далее по значимости идет «сюжетная линия» -52% - и на третьем месте «оригинальный замысел» - 34%, то есть зрителям также важна интерпретация значимого литературного произведения. Для некоторой части театральной публики важен «глубинный смысл спектакля, сценарий» (27%). Одинаковое количество ответов - 21% - набрали следующие ответы: «привлекает приемлемая цена билета», «привлекательность названия». Важны для зрителей и характеристики «популярности спектакля» и «местоположение театра» - 15%.

Заключительным в данном блоке был вопрос «Что влияет на уровень Вашей удовлетворенности от посещения любого театра, помимо самого спектакля?»; лидирующим стал ответ «атмосфера театра» (74%). Не вызывает сомнения тот факт, что театральная атмосфера представляет собой сферу таинства, волшебства и чуда, которую и чувствуют наши опрошенные, именно это «сказочное» ощущение является самым притягательным свойством театра для зрителей.

Безусловно, выбирая спектакль, зритель помимо личных предпочтений будет учитывать и обстановку в театре (его новизну, красоту, комфорт). Для зрителей важен уровень комфорта в зрительном зале (61%). Ответы «работа сотрудников», «дизайн и архитектура здания» и «доступность билетов» набрали по 33%. Чуть меньше набрал ответ «состав публики» - 20%. Также на уровень удовлетворенности зрителей влияют «работа гардероба» и «работа буфета» - по 9%. И наименьшее число опрошенных выбрали ответ «работа кассы» - 3%.

В ходе написания программы данного исследования нами было выдвинуто несколько гипотез. Гипотеза о том, что театральная публика в разрезе поколений преимущественно формируется за счет детей (от 0 до 12 лет) и их родителей, по сравнению с подростковой аудиторией (от 13 до 16 лет), опровергнута. Однако подтвердилась гипотеза о том, что потребность в саморазвитии и «духовной пище» является наиболее важным фактором посещения театра всеми категориями зрителей. Также подтвердилась гипотеза о том, что театральную публику преимущественно составляют зрители женского пола.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.

Результаты исследования показали, что большинство зрителей посещают театр всегда только с кем-то из родных, семьей. Наиболее посещаемыми театрами в г. о. Тольятти являются ТЮЗ «Дилижанс» и драматический театр «Колесо» им. Г. Б. Дроздова. Самым интересным жанром спектакля является комедия. Большинство при просмотре спектакля испытывает восторг и удивление, а актерская игра - важнейший фактор, влияющий на выбор спектакля. Основным мотивом к посещению театра является потребность в саморазвитии и «духовной пище». На уровень удовлетворенности зрителей от посещения любого театра, помимо самого спектакля, в большей степени влияет атмосфера театра.

Ссылки на источники

1. Фитов М. Н. Театр и зрители в социокультурном пространстве современного города // Культурологические записки. Вып. 16: Культурная политика-2014. Проблемы и перспективы: сб. ст. / отв. ред. Г. М. Юсупова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2014. - С. 324.

2. Там же. - С. 323.

3. Коханая О. Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра: автореф. д-ра культурологии // Бесплатная научная электронная библиотека, 2009. - URL: http://disus.ru/knigi/104564-1-sociokulturnie-funkcii-detskogo-molodezhnogo-teatra-0001-teoriya-istoriya-kulturi.php. Зельцер С. Д., Брянцев А. А. Постановки А. А. Брянцева в Ленингр. театре юных зрителей. - М.: «ВТО», 1962. - 292 с.

4.

Yulia Krikunova,

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Sociology Chair, Togliatti State University, Togliatti

julialeo@yandex.ru

Arevik Simonyan,

Student, Togliatti State University, Togliatti arevik.simon@yandex.ru

Theater for the younger generation: sociocultural preferences of the Togliatti public Abstract. The article presents the results of the sociological survey conducted by the authors on the problem of the relevance of theater as an institution of culture in the process of non-family socialization of children and adolescents. The authors revealed the most preferred by the younger generation genres and plots of performances, as well as basic motives of the audience visiting theatres. Key words: theatre, performance, children, adolescents, socialization, spiritual demands. References

1. Fitov, M. N. (2014). "Teatr i zriteli v sociokul'turnom prostranstve sovremennogo goroda, in Jusupova, G. M. (ed.). Kulturologicheskie zapiski. Vyp. 16: Kul'turnaja politika-2014. Problemy i perspektivy: sb. st., Gosudarstvennyj institut iskusstvoznanija, Moscow, p. 324 (in Russian).

2. Ibid., p. 323.

3. Kohanaja, O. E. (2009). "Sociokul'turnye funkcii detskogo i molodezhnogo teatra: avtoref. d-ra kul'turol-ogii", Besplatnaja nauchnaja jelektronnaja biblioteka. Available at: http://disus.ru/knigi/104564-1-sociokul-turnie-funkcii-detskogo-molodezhnogo-teatra-0001-teoriya-istoriya-kulturi.php (in Russian).

4. Zel'cer, S. D. & Brjancev, A. A. (1962). Postanovki A. A. Brjanceva v Leningr. teatre junyh zritelej, "VTO", Moscow, 292 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 11.07.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.08.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.08.18 Опубликована Published 31.10.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Крикунова Ю. А., Симонян А. В., 2018

977230412018010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.