Научная статья на тему 'Массмедиа и имидж региона'

Массмедиа и имидж региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
302
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ РЕГИОНА / SOCIAL COMMUNITY OF A REGION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POLITICAL IDENTITY / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / POLITICAL IMAGE / АТТРАКТОР ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИМИДЖИРОВАНИЯ / IDENTIFICATION AND IMAGE-MAKING ATTRACTOR / ДИФФУЗИЯ ПОЛИТИКИ И ИНФОРМАЦИИ / DIFFUSION OF POLITICS AND INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Золина Галина Дмитриевна

В статье рассматриваются проблемы формирования социальной общности в периметре региона в процессе его идентификации и имиджирования с помощью разностороннего арсенала политических, экономических, культурных, психологических, информационных, коммуникативных средств. При этом особая роль отводится социальному партнёрству властных и массмедийных структур, которые в условиях мировой глобализации и отечественной модернизации проявляют способность индуцировать креативно-позитивную энергетику реформ и на уровне обшественного сознания «превращать» население в народ, а территорию в регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass media and the image of a region

The article considers issues of formation of a social community within the perimeter of a region within the process of its identification and image making using versatile arsenal of political, economic, cultural, psychological, informational and communicative tools. A special role is given to social partnership of power and mass media structures, which, in the circumstances of globalization and national modernization, express the ability to induce the creative and positive energy of reforms, and, at the level of social consciousness, to convert population into a people, and a territory into a region.

Текст научной работы на тему «Массмедиа и имидж региона»

МАССМЕДИА И ИМИДЖ РЕГИОНА

УДК [32 + 070] (470)

В постиндустриальном обществе, по вектору которого направляет свой путь развития современная Россия, происходит последовательное сближение основных сфер бытия и сознания социума - экономики, политики, культуры. Это сближение является результатом непрерывного воспроизводства и распространения разнообразных потоков общественно значимой информации (научной, специальной, художественной, публицистической), что неизбежно приводит к образованию постоянно действующих социально-управленческих связок-конфигураций: «экономика/информация», «политика/информация», «культура/информация».

В этой бинарной триаде самой динамичной связкой-конфигурацией на сегодняшний день представляется вторая («политика/ информация») - в силу большей статичности и даже консервативности сфер экономики и культуры и, наоборот, непрерывной изменчивости политики, требующей постоянной текучести профильной для бытийных потребностей информации. Диффузия политики и информации осуществляется на практике властными структурами и массмедийными средствами, которые выступают в роли аттракторов процессов идентификации и имиджирования региональной социальной общности.

Подобная политико-информационная диффузия является характерной в повседневной жизни любой социальной общности. Однако в современных условиях она обретает цивилизационные цели, задачи, направления, средства только в рамках правового демократического государства, которое, по утверждению Р. Ф. Абдеева, «должно строиться по принципу «пяти колец». Этот принцип гласит: «Государство может иметь процветающую экономику и прогресс в социально-культурном плане лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, власти информации и власти интеллекта, - причём последние две власти должны пронизывать все остальные. Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных; реализуется, в частности, через системы спутникового телевидения, осуществляющие всемирный круглосуточный поток новостей. Власть интеллекта реализуется жёстким отбором в руководящие звенья всех уров-

Г. Д. ЗОЛИНА

ней наиболее подготовленных, компетентных специалистов - во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной и информационной» [1, с. 96-97].

И здесь на передний план выходит проблема разработки и реализации оптимального для периода модернизации общественно-государственного модуса поведения субъектов информационного пространства как аттракторов идентификации и имиджирования региона, придерживающихся социально-партнёрских оснований взаимодействия. Только в этом случае может произойти достижение социальной общностью качественного состояния «идентоимиджа» - гармонического соединения идентификационных и имиджи-рованных результатов регионального развития.

1. Со стороны властных структур в данный модус, по мнению А. И. Соловьёва, включаются «следующие установки:

• инициация массовой поддержки населением поставленных государством целей и мобилизация широких социальных слоёв на их реализацию (стратегия «побуждения»);

• информирование общества о собственной позиции, принятом по тому или иному вопросу решении, но без активизации усилий по его выполнению (стратегия «поддержания коммуникации с общественностью»);

• распространение указаний подчинённым низовым структурам и органам управления для реализации решений, имеющих служебный характер («ролевая» стратегия);

• контроль за реализацией принятых и уже осуществляемых решений (стратегия «контроля»);

• координация активности государственных, политических и общественных организаций и объединений при обсуждении тех или иных социальных проблем (стратегия «поддержания баланса сил»)» [10, с. 514].

2. Со стороны массмедийных структур в данный модус, по мнению автора, включаются следующие установки:

• социально-адаптационная, или ориентация граждан в смыслах и значениях происходящих в регионе событий и явлений;

• организационно-управленческая, или структурно-функциональная оптимизация информационной сферы на территории региона;

• культурно-идеологическая, или фор-

мирование массового и элитарного сознания, мировоззренческой системы ценностей и ори-ентаций;

• посредническая, или соблюдение баланса информационных потребностей и интересов всех субъектов регионального сообщества;

• артикуляционная, или выявление и выражение интересов различных социальных групп региональной общности;

• коммуникативная, или соблюдение требований информативности: новизны, оригинальности, ценности, доступности сведений, их адекватности потребностям и запросам населения;

• пропагандистско-агитационная, или воздействие на установки массовой аудитории с целью их изменения или поддержания и превращение в убеждения;

• теоретико-прогностическая, или выработка концепции, импульсов и алгоритмов развития информационного пространства региона.

Если же говорить о модусной проблеме в общем плане, то следует сказать о том, что в основе политико-информационного контакта в постиндустриальном обществе лежат две объективно существующие тенденции:

• во-первых, быстро происходящая информатизация социума, которая обусловливается цивилизационными (идеологическими) и специализированными (технологическими) потребностями общества и интересами государства: по словам Ф. Уэбстера, «мы существуем в медианасыщенной среде, что означает: жизнь существенно символизируется, она проходит в процессах обмена и получения - или попытках обмена и отказа от получения -сообщений о нас самих и о других. Признание взрывного роста смыслов заставляет многих авторов говорить о том, что мы вошли в информационное общество» [11, с. 28];

• во-вторых, быстро происходящая политизация социума, которая обусловливается организационными (структурными) и управленческими (функциональными) потребностями общества и интересами государства: по словам А. С. Панарина, «современное общество обречено быть политическим. Оно отличается от традиционного двумя главными признаками: наличием промышленной индустрии, направленной на преобразование природы, и индустрии социальной, направленной на активное преобразование общественных отношений. Последняя составляет основу политики» [3, с. 5].

На пересечении разносторонних процессов информатизации и политизации в трансформирующемся обществе возникает синтез двух

видов власти - информационной, или власти общественного мнения, и политической, или власти закона и порядка. Отсюда проистекает такое научно-методологическое понятие, как медиатрическое измерение политики, эффективность которой по мере продвижения общества от индустриального к информационному модусу бытия и сознания всё больше зависит от медийной (посреднической) роли печати, радио, телевидения, интернет-изданий.

В комплекс медиатрического измерения политики в регионе должны входить, по мнению автора, следующие шкалы оценок, получаемые в мониторинговом режиме (в динамике, по годам): наличие средств массовой информации с государственным, общественным, корпоративным, частным типами учредительства; число аккредитованных массмедиа в законодательных и исполнительных органах власти; количество получающих субсидии из государственного бюджета СМИ; набор у властных структур специальных служб паблик рилейшнз; состав методов и способов выхода органов власти в публичную сферу; присутствие управленцев и других политиков в редакционно-издательских, попечительских и прочих советах СМИ; наличие депутатов разных уровней и членов общественных палат из числа журналистов; состояние отношений в системе «власть -пресса» (уровни пропозиции, контрпозиции, нейтралитета).

В основе информационной власти лежит построенное на адекватности медийного спроса и предложения встречное движение заказчика - массы людей с преобладающими в них социально-политическими настроениями и исполнителя - прессы с производимыми и распространяемыми с её помощью фактами, сведениями, оценками, комментариями по поводу происходящего в окружающей действительности.

Если такая адекватность в отношениях производителя социально значимой информации (прессы) и потребителя этой информации (массы) присутствует долгое время, система массмедиа становится «четвёртой властью», которая своим авторитетом в народе может превосходить три основные ветви власти -законодательную, исполнительную, судебную. При этом СМИ формируют не только массовую аудиторию по своим именным этико-правовым калькам, но и формируют сами себя - своё творческое и нравственное поведение.

При формировании собственных активных моделей творческого и нравственного поведения средства массовой информации начинают играть в жизни социальной общности всё воз-

растающую роль путём насыщения людской среды конструктивной (полезной) для бытия и сознания граждан информацией. Это позволяет повышать в обществе реальный интерес к массмедиа как к источнику прогрессивных импульсов организации и алгоритмов управления социумом: «Спешим поделиться приятной для нас новостью. Независимая российская исследовательская компания в области СМИ «Медиалогия» обнародовала рейтинг средств массовой информации Краснодарского края. Среди газет «Вольная Кубань» на первом месте. Это ещё раз подтверждает популярность старейшей на Кубани газеты, интерес к ней читателей, ну и такую простую истину: раз нас цитируют, значит, есть что цитировать... Из этого делаем для себя вывод: движение к читателю с интересной, нужной, полезной газетой продолжаем. При этом наращивая уровень каждой позиции. Это мы вам обещаем!» [7].

Переход информационной власти в политическую (и наоборот) совершается в результате того, что средства массовой информации и в современных условиях находятся при исполнении сущностной миссии журналистики как специально возникшего рода человеческой деятельности. И по этой причине они с неизбежностью становятся одновременно средством, объектом, субъектом (инициатором), наблюдателем и регулятором политической жизни региональной социальной общности. Динамика (диалектика) политической жизни региональной общности, индуцируемая масс-медийными структурами, в плане результата воплощается в статике (метафизике), что находит выражение в достижении сообществом граждан политической идентичности ментального уровня.

Политическая идентичность является профильной разновидностью общей идентичности, которая генерализует содержание социальной общности, при этом обладает целостным набором ценностно-смысловых констант и отличается различным уровнем масштабной принадлежности (федеральной, региональной, муниципальной). Политическая идентичность представляется необходимой составляющей первой по значимости мета-характеристики социальной общности как открытой системы и выступает внутренним выражением той части её бытийного содержания, которая связывается с отношениями внутри регионального социума по поводу завоевания, распределения, удержания, использования политической власти - в частности, на социально-партнёрских началах: «Губернатор Кубани Александр Ткачёв провёл рабо-

чую встречу с депутатом Законодательного Собрания края, руководителем краевого отделения КПРФ Николаем Осадчим. Основной темой встречи стало принятие законопроекта о бюджете Краснодарского края 2007 года на 53-й сессии ЗСК. Коммунисты, по словам Николая Осадчия, поддерживают социальную направленность бюджета, ведь из почти 80 миллиардов рублей на социальную сферу предусмотрено израсходовать 5 миллиардов. Александр Ткачёв отметил хорошее взаимодействие, которое налажено между законодательной и исполнительной властью. Говорили и о политической ситуации. Сейчас Кубань в этом плане - стабильный регион. По словам депутата, чёткое разделение парламентариев по партийной принадлежности не повлияет на нынешнюю конструктивную работу кубанских законодателей» [4].

Политическая идентичность выступает духовно-практическим результатом процесса «самоопределения» и «самоотождествления» (по поводу власти) объединённых в общественные группы, слои, классы индивидов, непосредственно обусловленного действием закона ментальной идентичности и ограниченного локальной территорией. И данный процесс в качестве первоисточника, а также движущего механизма нередко имеет политико-информационный симбиоз в виде единого структурно-функционального образования - власти и прессы. Всё это проявляется, например, в деятельности газеты «Краевые новости», занятой в основном информированием населения Кубани о региональных целевых программах, привлечением граждан и организаций к их реализации, формированием позитивного имиджа краевых властей, губернатора и его команды управленцев.

Учредителем этой газеты, официально зарегистрированной в Министерстве печати и информации РФ, является Департамент по делам средств массовой информации, печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Краснодарского края, а издателем - ООО «Издательство «Екатеринодар». Ведущим типоформирующим признаком для данного периодического издания становится модель профессионального его поведения, которая отражает, разъясняет, интерпретирует ведущие в главных сферах жизнедеятельности социума позиции краевых властей и пропагандирует, в первую очередь, их политическую и экономическую линии.

В частности, газета «Краевые новости» тиражирует концептуальное мнение губернатора Краснодарского края А. Н. Ткачёва,

который в преддверии курортного сезона лаконично обозначает основные направления работы для предпринимателей в рамках индустрии отдыха: «Хватит уже гнаться за стоимостью койко-места! Надо, как во всём мире привлекать туриста выгодными предложениями и зарабатывать уже потом, когда он приехал. Предлагать большой выбор активного отдыха, развлечений и сувениров. Нужно с умом, талантливо и ярко брендировать курорты и стремиться к тому, чтобы каждый город и посёлок стал маленькой жемчужиной» [8].

Цели и задачи этого периодического издания непосредственно реализуются в главных проблемно-тематических направлениях публикаций, при ведении важнейших разделов и установлении пропорций между ними, при формировании жанровой палитры авторских и журналистских выступлений и системы постоянных рубрик, которые составляют основу содержательно-формальной модели газеты и существенно облегчают разработку композиционного её облика, а также определение её структуры и построение каждого номера.

В принципе, по мнению С. М. Гуревича, рубрики в газете подразделяются на два вида: тематические и служебные. Первые обозначают и объединяют как монотемную подборку публикаций в газетном номере, так и целевую тематическую страницу. Вторые объединяют и обозначают публикации в газете по ведущим признакам: жанр, регион, аудитория, источник информации. При этом многие рубрики общего плана, например, «Политика», «Экономика», «Культура», могут использоваться в любой газете, но, кроме них, часто применяются и монопольные рубрики, которые встречаются только в данном издании, поскольку система рубрик по их количеству и качеству определяется в соответствии с конкретным типом массмедийной периодики [2].

Наглядной иллюстрацией к сказанному в газете «Краевые новости» могут служить:

а) тематические рубрики - «Тема недели», «Вести первой полосы», «АПК», «Спорт», «Экономика», «Культура», «Политика», «Здоровье», «Курорты», «Игры 2014».

К примеру, в рубрике «Тема недели», занимающей, как правило, гораздо большую, чем остальные рубрики, газетную площадь, содержательной основой является злободневная проблема повседневной действительности, которая рассматривалась на минувшей неделе краевыми властями: итоги «детского» закона, вопросы экспорта зерна, развитие детско-юношеского спорта, привлечение инвести-

ций в регион и др. Авторы публикаций обычно сопровождают в текстах выступления на совещаниях управленцев и политиков развёрнутыми комментариями, яркими цитатами из их высказываний, статистическими данными, выделенными в отдельную рамку, на серой подложке. Всё это помогает читателю получить чёткое представление о реальных ситуациях, возникающих в различных областях политики, экономики, культуры. Обязательным элементом рубрики является репортажный фотоснимок, иллюстрирующий главную новость;

б) служебные рубрики - «Из почты краевой власти», «Муниципалитеты», «Репортаж недели», «Для пользы дела», «Добрая новость», «Даёшь молодёжь», «Жильё моё».

В частности, в рубрике «Из почты краевой власти» содержание составляют письма с просьбами, советами, рекомендациями жителей края, присланные в адрес администрации и губернатора, и ответы редакции о принятых по ним организационно-управленческих мерах. Обязательным элементом подборки становятся статистические данные о количестве писем, пришедших на минувшей неделе в администрацию от жителей Кубани, что является наглядным показателем существования и поддержания с помощью посреднической роли прессы в общественной жизни обратной связи в системе отношений «власть - народ»;

в) монопольные рубрики - «Политики вне политики», «Цитата номера».

Например, в рубрике «Цитата номера» по традиции содержатся яркие мысли, суждения, высказывания хорошо известных в публичной сфере персон - руководителей, управленцев, атаманов, специалистов о насущных проблемах края в основных сферах жизнедеятельности региональной социальной общности - экономике, политике, культуре:

• С. К. Шойгу, глава Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ: «Здесь на Кубани, у меня появляется не надежда, а уверенность -мы, россияне, обречены на счастливую, благополучную жизнь» [12];

• Е. И. Скрынник, министр сельского хозяйства РФ: «Кубань была и остаётся главной житницей России, здесь производится каждый десятый килограмм зерна, треть продукции сахарной свеклы и подсолнечника, три четверти риса и практически все 100 процентов чая и субтропических цитрусовых культур, производимых в стране» [9];

• Дженси Робинсон, журналистка американского издания «The Financial Times», всемирно известный специалист среди виноделов и сомелье: «Я была удивлена и поражена при-

родой края и тем вином, которое здесь делают. У меня на родине мало кто знает, что в Краснодарском крае производят высококлассные напитки, вина мирового уровня. Когда я вернусь домой, я об этом открытии обязательно напишу» [6].

В основе политической власти лежит встречное социально-партнёрское движение общества и государства, построенное на адекватности коренных потребностей населения страны (региона) и реальных возможностей для их удовлетворения, которые предоставляются управляемому большинству (населению) благодаря использованию экономических, политических, культурных механизмов управляющим меньшинством (властвующей элитой). Степень адекватности заявляемых потребностей общества и реализуемых возможностей государства в большой мере зависит от уровня посредничества средств массовой информации, поскольку они обладают способностью как объективно отражать-фиксировать, так и субъективно завышать-занижать в публичной сфере наличие и соотношение потребностей населения и возможностей власти.

О важности данной способности массмедиа говорит тот факт, что в последнее время значительно возрос арсенал объектов формирования имиджа. Этими объектами, помимо артистов, представителей шоу-бизнеса, фирм, предприятий, стали партийные и общественные лидеры, главы государств, регионов, муниципалитетов, представители органов законодательной власти, партии, движения, объединения, союзы, страны, республики, края, области, национальные программы, социальные проекты.

На этом фоне понятие «имидж» быстро входит в терминологию различных гуманитарных наук (психология, политология, социология, журналистика, связи с общественностью) и сфер человеческой деятельности (экономика,

бизнес, политика и др.). Возрастающая популярность термина «имидж» в публичной сфере, углубляющиеся процессы демократизации российского социума, усиливающаяся политическая, информационная, инвестиционная конкуренция поставили науку перед необходимостью признать новую отрасль обществоз-нания - имиджелогию - и обсуждать её концептуальные основы. При этом увеличивающаяся востребованность имиджелогического знания позволяет говорить об имиджпросве-щении и имиджелогическом воспитании социальной общности [5].

Особой составляющей общего имиджа является имидж политический, в котором также следует выделять на основе диалектической методологии общее, особенное, единичное и с учётом этой трипозиции выявить ресурсы и условия создания и функционирования планируемого и достигаемого имиджа в сфере политических отношений. Если применить подобную методику при анализе политического имиджа региона, то в результате можно получить:

а) в виде единичного имиджевого начала -главу администрации (губернатора) Краснодарского края А. Н. Ткачёва, прогрессивного в решениях, последовательного в действиях, популярного в массах политического лидера;

б) в виде особенного имиджевого начала - эффективно преобразующих сферы экономики, политики, культуры региона системно-целевых программ, типа «Качество кубанское - самое лучшее», «Молодой семье - доступное жилье», «Краснодару - столичный облик»;

в) в виде общего имиджевого начала -широко распространяемое в стране мнение о Кубани как о богатом, успешном, динамично развивающемся крае и самом популярном в России курортно-туристическом регионе.

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - М. : ВЛАДОС, 1994.

2. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С. М. Гуревич. - М. : Аспект Пресс, 2003.

3. Панарин А. С. Философия политики / А. С. Панарин. - М. : Новая школа, 1996.

4. Партийные фракции не мешают общей работе // Кубанские новости. - 2006. - 30 ноября.

5. Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. - М. : Изд-во РАГС, 2006.

6. Робинсон Д.: «Сделала для себя открытие!» // Краевые новости. - 2009. - 23 сентября.

7. Самая авторитетная газета! ТОП-15 самых цитируемых СМИ Краснодарского края // Вольная Кубань. 2011. - 30 июня.

8. Сезон курортный - отдых активный // Краевые новости. - 2010. - 30 апреля.

9. Скрынник Е.: «Кубань остаётся житницей страны» // Краевые новости. - 2009. - 18 ноября.

10. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьёв. - М. : Аспект Пресс, 2005.

11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М. : Аспект Пресс, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.