Научная статья на тему 'Городская газета как инструмент государственного политического менеджмента'

Городская газета как инструмент государственного политического менеджмента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
341
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ЭЛЕКТОРАТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РЕДАКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Топоркова Ольга Евгеньевна

Статья выполнена в рамках диссертационного исследования, посвященного проблемам функционирования городских изданий в условиях информационной конкуренции. В статье описываются характеристики регионального издания, выявляется редакционная политика местного издания в зависимости от социальных, политических и экономических преобразований в стране и регионе. Впервые местная пресса рассматривается с позиций государственного политического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городская газета как инструмент государственного политического менеджмента»

УДК 002.2

ББК 76.125.1

Т 58

О. Топоркова

Городская газета как инструмент государственного политического

менеджмента

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья выполнена в рамках диссертационного исследования, посвященного проблемам функционирования городских изданий в условиях информационной конкуренции. В статье описываются характеристики регионального издания, выявляется редакционная политика местного издания в зависимости от социальных, политических и экономических преобразований в стране и регионе. Впервые местная пресса рассматривается с позиций государственного политического менеджмента.

Ключевые слова:

Государственный политический менеджмент, информационная функция, редакционная политика, целевая аудитория, электорат, региональная пресса, источники финансирования, политическая информация, редактирование.

Любое средство массовой информации выполняет не только информационную функцию, оно способно брать на себя и функции политического менеджмента: управление сознанием и поведением читателей как части избирательного электората, формирование определенного отношения к государственной власти, оппозиции, партиям, политическим лидерам. Благодаря тиражированию информации СМИ наиболее востребованы в период предвыборных кампаний. Апеллируя к демократическим принципам ведения предвыборной борьбы, средства массовой информации особенно ярко демонстрируют свободу слова именно в этот отрезок времени.

СМИ манипулируют сознанием населения, применяя всевозможные техники и приемы. Выбор инструментария зависит от типологических составляющих издания: его редакционной политики, политических взглядов учредителя, целевой аудитории и др.

Одним из важнейших элементов государственного политического менеджмента является региональная пресса. При выстраивании диалога между властью и обществом ставка делается на СМИ с государственными источниками финансирования и на лояльные к власти. Именно они способны формировать положительное отношение к государственным институтам власти. «Важную роль в данном процессе играет умное, профессиональное позиционирование власти, с учетом ментальных, социальных, возрастных характеристик аудитории, политической ситуации и т.д. Рассказ о деятельности власти не должен восприниматься как рекламный или PR-текст» [1: 61].

Задача эта сложная, потому что политическая информация является, как правило, оперативной и для ее редактирования, как всегда, не хватает времени, особенно в каждодневном издании. Но отказываться от имиджевой политики в местных изданиях нельзя, потому что в регионах именно они, пользуясь авторитетом у местных жителей, влияют на их сознание и поведение.

Яркое тому подтверждение - газета «Краснодарские известия» (далее - «КИ»), отражающая интересы администрации г. Краснодара, столицы Краснодарского края, где проживает около 5 млн. человек.

«КИ» - типичный представитель региональной прессы. Во-первых, циклы жизнедеятельности этого издания планируются и распределяются от выборов до выборов, которые являются для газеты одним из основных источников финансирования. Любые материалы, связанные с выборами, а также освещающие работу властных структур, печатаются на платной основе. Поэтому во главу угла ставится не только объективная информация, но и материальный фактор.

Во-вторых, будучи «главной» городской газетой, «КИ», за почти 20-летнюю историю существования, обрели определенную и постоянную читательскую аудиторию, что подтверждается практически не колеблющимся год за годом числом подписчиков.

Зная их ценности, предпочтения и установки, «КИ» без труда могут манипулировать сознанием читателей. Более того, городские телекомпании проигрывают по популярности этой газете, являющейся, по сути рупором администрации города, самым массовым и доступным источником информации для тысяч горожан.

В-третьих, печатное слово - статично, что дает возможность использовать определенную технику подачи материалов, фотографий, цитат, а также методы словесного убеждения и внушения. К газетной статье можно вернуться в любое, удобное для читателя время.

Таким образом, «КИ» выступают как инструментарий политического менеджмента, способный воздействовать на психическое сознание человека, побуждая принять предлагаемую информацию. При этом информационное воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись в ней как нечто данное, несомненное и уже доказанное.

Помимо прочего, «КИ» - одна из основных газет, ставшая мощным политинструментом, формирующим и преподносящим образ политика. Именно имидж лидера является тем стержнем, на который в дальнейшем нанизываются все происходящие с ним или вокруг него события, его высказывания, обращения, что позволяет завоевать доверие электората и населения в целом. В частности, многочисленные публикации, печатавшиеся в «КИ» в 1999- начале 2000 гг. (накануне выборов главы города), стремились убедить читателя, что тот или иной претендент на пост градоначальника полностью отвечает или не отвечает потребностям горожан, имеет одинаковые или разные с населением заботы, умеет или нет действовать в сложных ситуациях, решать насущные проблемы, демонстрировать лидерские качества. Им были посвящены рубрики «Горожане и городская власть», «Город», «Лицо города» и другие.

Надо сказать, что до недавнего времени краснодарские СМИ четко разграничивали интересы городской власти, с одной стороны, и краевой - с другой, поддерживая каждая свой источник финансов. Небольшой объем печати принадлежал партийным газетам, которые пользовались малой популярностью. В связи с приходом к власти в 2000 году новых глав администрации города и края произошли существенные изменения, касающиеся информационной политики: пресса стала более унифицированной. Нынешняя краевая и городская печать практически не отличаются друг от друга в освещении своих позиций по отношению к власти.

Если же обратиться к 1996-2000 гг., то можно увидеть, что политэлита края, в особенности ее административная часть, не являлась консолидированной. Этот раскол демонстрировался целым рядом конфликтов, основным из которых был «губернатор - мэр Краснодара».

Бывший губернатор края - Н.Кондратенко - считался значимой политической фигурой на Кубани, имевшей ярко выраженный харизматический тип лидерства, именовался не иначе как «Батька Кондрат», «Отец всем кубанцам» и т.д. Он пользовался огромной популярностью среди местного населения, обладал яркими ораторскими способностями, открыто высказывал лево-националистические взгляды.

Бывший мэр Краснодара - В.Самойленко - напротив, старался создать себе имидж профессионала-управленца, рыночного хозяйственника, покровителя мелкого бизнеса и частного предпринимательства. Об этом свидетельствуют материалы, регулярно печатавшиеся в «КИ» под рубриками «Деловая связь», «Г ородская инициатива», «Лучший город земли» и т.д., а также публикации с «говорящими» заголовками, например, «Новая роль Краснодара - город-предприниматель» («Краснодарские известия», 16.02.1999).

Само это противостояние, типичное для России конца 90-х годов, носило достаточно жесткий характер, информационная война велась по всем правилам, при этом

воинствующие стороны располагали соответствующими ресурсами. Помимо административных рычагов, наиболее важным инструментом идеологической борьбы являлись печатные средства массовой информации.

«Война компроматов» существенно обострялась по мере приближения выборов, принимая порой крайне жесткие формы. В качестве примеров можно привести следующие заголовки публикаций 1999 г., печатавшихся в «КИ»: «Советской власти в отдельном регионе - быть?», «Кому выгодна всеобщая советизация на Кубани?», «Краснеем от законодательного произвола» и т.д.

Постепенно втягивались в конфликт между собой и газеты, замалчивая или не замечая успехи одной ветви власти и возводя в крайнюю степень превосходства деятельность другой. Публикации под рубриками «Власть и оппозиция», «Политическая кухня», «Политпрогноз», поддерживающие политику мэра, печатались в «КИ» на регулярной основе. В противовес этим выступлениям выходили материалы в краевых газетах «Вольная Кубань», «Кубанские новости», «Кубань сегодня».

За последнее время Кубань сильно изменилась - от открытого противостояния до единомыслия и сотрудничества между администрациями районов, администрацией Краснодара и администрацией края. Это, безусловно, связано с усилением роли федерального центра, трансляцией этой тенденции на политический процесс Краснодарского края и выстраиванием так называемой «вертикали власти».

Данная тенденция наблюдается и в настоящее время. Современный политический процесс свидетельствует о дальнейшем усилении исполнительной власти, роли Президента РФ не только на Кубани, но и по России в целом.

Выборы в Краснодарском крае сменили «первых» лиц власти, появились новые политпартии, а ранее существовавшие либо усилили свое влияние на избирателей, либо потеряли его окончательно. Реальная оппозиция краевой власти сейчас практически отсутствует. Все эти процессы, как в зеркале, отражаются на страницах местной печати, которая стала более однородной и получила абсолютную идеологическую зависимость.

Примечания:

1. Кравченко Н.П. Районная периодическая печать: диалог власти с читателем: обзор // Журналистика: информационное пространство. 2007. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.