Натхо Замира Аскеровна
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (e-mail: mail@kubsau.ru)
Влияние коммуникационной функции СМИ на развитие региона
В статье рассматривается основная функция средств массовой информации - обеспечение взаимодействия между обществом и органами государственной власти. На основании анализа существующих исследований автор делает выводы, что общество не способно полноценно существовать без разностороннего влияния на него прессы. Отмечается, что пресса является активным участником социальных преобразований, что она обязана динамично контролировать общественные перемены, основываясь на целевой аудитории. Средства массовой информации должны стать реальным механизмом в обеспечении коммуникации между обществом и государством, несущим миссию духовного оздоровления социума.
Ключевые слова: средства массовой информации, взаимосвязь общества и власти, органы власти, публикации, имидж региона.
Z.A. Natkho, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: mail@kubsau.ru
Role of mass media in social and economic development of regions
The main mass media function - ensuring interaction between society and public authorities is considered in the article. On the basis of the conducted researches in this field it is defined that society cannot properly exist without versatile influence of press. It is defined that press is an active participant of social transformation, that it is obliged to dynamically control public changes, based on target audience. Mass media have to become a real mechanism in ensuring communication between the society and the state carrying the mission of spiritual healing of the society.
Key words: mass media, interrelation of society and power, authorities, publications, image of the region.
Экономическое, социальное, культурно-нравственное развитие стран и регионов невозможно без основополагающего элемента жизнедеятельности общества -информационной инфраструктуры, которая является фундаментом национального рынка, его отдельных отраслей, в том числе социальной сферы. Информационное обеспечение является неотъемлемой частью производственной, институциональной и социальной инфраструктур. Для первой наиболее актуальной является информация о конкурентах, поставщиках, рынках сбыта продукции, новых технологиях производства, для второго вида инфраструктуры необходима информация о самих рынках, их функционировании и развитии. Социальная инфраструктура предусматривает получение информации, направленной на обеспечение жизнедеятельности общества (от интересов отдельного человека до международных). Независимо от уровня важности информации для определенной сферы деятельности она присутствует в каждой из них [1; 2].
Одним из элементов информационной инфраструктуры являются средства массовой информации. Именно они оказывают воздей-
ствие на экономическую стабильность страны, на образ жизни населения, способствуют решению различных проблем. На сегодняшний день уровень распространения и развития информационной инфраструктуры является ключевым в инновационно-инвестиционном становлении России.
Созданию и становлению политического образа России присущ исторический характер, а формированию имиджа в прессе - давно устоявшаяся традиция. Так, первая печатная газета «Ведомости» (1702-1727 гг.) стала значимым явлением в национальной информационной культуре, а также выполняла функции пропаганды во внутренней и внешней политике правительства, монопольно влияла на мнение читателей.
В период правления Петра I газета выполняла задачи не столько по информированию населения, сколько по пропаганде успехов проводимых им реформ и военных побед, о которых должны были знать не только в России, но и в Европе. Данная газета выходила под личным контролем императора, с выполнением установленных им требований: «...чтобы те чертежи и книги напечатаны были к славе на-
228
шего, великого государя, нашего царского величества превысокому имени и всему нашему российскому царствию меж европейскими монархи цветущей, наивящей похвале и общей народной пользе и прибытку...» [3].
В современной России газеты продолжают оставаться необходимым звеном, соединяющим человека с мировым и региональным сообществом. Большинство граждан Российской Федерации считают, что в обществе всегда найдутся люди, которые готовы оплачивать качество и аналитику хороших газет и журналов (66%). Данного мнения в целом придерживаются респонденты в возрасте 25-34 лет и люди с высшим образованием (69 и 70% соответственно).
Печатная пресса отражает разные мнения и направлена на различные социальные группы. Руководитель исследовательской компании «Аналитическая служба ВЦИОМ» Ю.А. Левада считает, что именно в газете содержится настоящая аналитика и только она способна передавать обоснованную и аргументированную точку зрения [4].
Газета с начала своего существования показала свои важные качества, например то, что она является проводником политической мысли, способной формировать общественное мнение в пользу государственных реформ и обеспечивать защиту суверенности и независимости [3].
Средства массовой информации также занимают особое место в организации взаимодействия органов власти с общественными институтами и социумом. Массмедиа выявляют наиболее значимые вопросы граждан, информируют о них органы власти, обобщают и формируют общественное мнение о работе и намерениях властей, поддерживают их начинания или способствуют созданию и развитию протестных настроений в обществе [5].
Для субъектов России массмедиа представляют фундаментальный ресурс массовой политической коммуникации. Существует множество форм данной коммуникации (калмыцко-адыгейская, белгородско-башкортостанская, кубанско-татарстанская, рыночная (свердловская), в стадии перехода к рыночной (новгородская), конфронтационная (приморско-тульская), депрессивная), образующиеся под воздействием политического режима, особенностей культуры и развития региональной экономики.
В Республике Адыгея развивается патерналистская форма массовой политической коммуникации, обуславливающаяся высокой степенью государственной поддержки разных видов прессы и использующая административные и экономические средства.
В последние годы информационно-издательская активность Адыгеи смещается в сто-
рону специализированных, познавательных и развлекательных журналов. Освещение политических событий (в том числе и рассмотрение проблемных вопросов) монополизировано несколькими государственными изданиями, негосударственные издания сдают свои позиции и выходят из круга общественно-политических средств массовой информации.
В условиях стабильного экономического роста между обществом и властью заключилось новое «общественное соглашение», на основании которого власти обеспечивают экономическую безопасность населения, а общество лояльно относится к власти. Массовые политические коммуникации сконцентрированы на обеспечении и поддержании имеющегося порядка [6].
При этом фактически многие влиятельные массмедиа, находящиеся под контролем власти, в исполнении роли соединительного звена между населением и властью не заинтересованы. Средства массовой информации стремятся оправдать свое существование перед собственниками.
Исследования экспертов показывают, что более зависимы от власти крупные компании -телевидение, газеты, радио, менее зависимы интернет-СМИ. Также исследователи установили, что уровень влияния на прессу по субъектам и ступеням органов государственной власти зависит от лиц, занимающих высшие должности в исполнительной власти. Экспертами выявлена позиция средств массовой информации в части отражения взаимодействия общественных институтов и власти, а также влияние прессы на деятельность органов государственной власти.
Меньше всего средства массовой информации участвуют в осуществлении и разработке управленческих решений органов государственного управления, хотя под данными функциями подразумевается участие прессы в информировании населения о нововведениях и разъяснении их сути. Исходя из балльной оценки, отметим, что функцию по мониторингу и контролю реализации управленческих решений средства массовой информации выполняют на 50%, или на 5 баллов из 10.
Из проведенного экспертами исследования следует, что функции массмедиа в большинстве своем совпадают с теми направлениями деятельности, которые обычно связывают с деятельностью политических партий. Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих эффективной реализации вышеуказанных функций. Основной проблемой является экономическая зависимость [5].
В каждой развитой и развивающейся стране массмедиа принято считать четвертой ветвью власти, так как журналист знаком с интересами
229
и потребностями населения не только благодаря проживанию в данном обществе, но и благодаря использованию в своей работе различных методов выявления интересов социума.
В средствах массовой информации СССР одно из главных мест при сборе сведений о проблемах граждан занимали письма. До 70-х гг. XX в. утверждались постановления об улучшении работы с корреспонденцией (письмами). В то время для прессы письма представляли собой социальное явление и являлись главным источником сюжетов и основой для наибольшего количества публикаций. Обращение человека в прессу всегда имело последствие, так как на них всегда отвечали, а представители прессы (в некоторых газетах штат сотрудников по работе с корреспонденцией граждан достигал 50 человек и более) брали наиболее актуальные темы для своих репортажей. Жалобы, содержащиеся в письмах и указывающие на отрицательную работу предприятий или структурных подразделений власти, направлялись редакцией в соответствующие службы для решения указанных в обращении проблем. Следовательно, посредством обработки и издания корреспонденции населения пресса реализо-вывала свою функцию по обеспечению взаимодействия общества и органов власти, также она формировала и осуществляла мониторинг социальных проблем граждан. Однако с распадом СССР массмедиа практически утратили свои функции по обеспечению коммуникации между населением и государством [7].
При этом ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» предусмотрено право граждан на получение информации о деятельности власти через прессу. Но в этом же законе ст. 42 установлено, что письмо, направленное в редакцию, может быть использовано в публикациях и сообщениях данного средства массовой информации, при этом редакция не должна отвечать на письма и направлять их в соответствующие органы власти на рассмотрение [8]. С целью эффективной реализации функции средств массовой информации, направленной на осуществление связи «общество - власть», необходимо внести изменения в закон о средствах массовой информации в части возобновления работы прессы с обращениями граждан, которая предусматривает направление ответов о рассмотрении письма и в случае необходимости направление жалоб в вышестоящие органы государственного управления.
В современной России большинство респондентов считают, что массмедиа являются сильным средством воздействия на общественное сознание и поведение людей. В то же время они подозрительно оценивают влияние прессы на принятие решений органами государствен-
ной власти. Исходя из исследований, проводимых Фондом «Общественное мнение», 88% опрошенных считают, что новостные и общественно-политические передачи центральных каналов телевидения в значительной степени влияют на настроение и сознание людей. Вместе с тем, 63% респондентов говорят, что пресса не оказывает такого же влияния на руководителей государства, и только 22% уверены, что данное воздействие есть.
Двойственность и непоследовательность общественных взглядов на деятельность массмедиа отражает многогранную и неоднозначную позицию самой прессы в обществе. Средства массовой информации по-разному сочетают в своей работе каноны профессиональной этики и получение наибольшей денежной выгоды, соответственно, и по-разному воспринимают функции прессы и интересы социума. Данная ситуация отражает реальную реакцию в общественном мнении. Поэтому закономерно, что граждане России в оценивании работы мас-смедиа в большей своей части разделились в соответствии со своими политическими взглядами (отрицательные оценки ставили респонденты, которые негативно относятся к действующей власти и развитию страны).
Сложившиеся в XXI в. изменения в восприятии прессы говорят о том, что при политическом или экономическом дисбалансе, когда процесс самоидентификации личности требует привлечения большого объема сведений, социальная составляющая и влияние средств массовой информации в обществе в значительной степени увеличиваются. И, наоборот, в период стабилизации экономических и политических процессов, когда интересы большей части населения направлены на личную жизнь и быт, пресса теряет массовое влияние и становится значимой только для определенного интеллектуального окружения [7].
При этом одной из главных особенностей средств массовой коммуникации является многогранность процессов, устанавливающих как экономическое мышление в обществе, так и элементы прессы, показывающие тот или иной экономический смысл. Журналисты в своих публикациях (репортажах) по-разному отражают экономические и политические процессы, происходящие в обществе. Данные публикации можно разделить на следующие группы [9]:
1) объективная, в которой ситуация, отраженная журналистом, совпадает с состоянием экономики страны (региона);
2) контекстно маркированная, когда в материале отражается противостояние авторского мнения и объективной действительности, т.е. присутствует искажение фактов или неправильная интерпретация экономических или политических данных (сведений);
230
3) промежуточная - в статье представлены как объективные сведения, так и искаженные (неправильные) данные.
Следовательно, основным средством влияния на общественное мнение является новость. С ее помощью формируется «повестка дня» - достаточно устойчивая система ценностей и порядок главных тем, система ожиданий социума и его позиция в данном процессе. Многие эксперты считают, что управление новостями представляет собой способ управления обществом, потому что новости - это, прежде всего, результат деятельности субъектов экономической и политической системы. Комплекс новостей создает общую картину развития страны (регионов).
Регионы используют «новость» для создания и поддержания положительного имиджа. Массовое распространение новостей принадлежит мас-смедиа, обладающим большими возможностями в оказании влияния на общественное сознание через создание у людей конкретного массового мнения о ситуации, организации, человеке и т.д.
Анализ печатной прессы, в том числе интернет-источников, показывает, что новость служит фактором создания имиджа субъекта и главным методом формирования его в средствах массовой информации. Новости, освещающие деятельность руководства субъекта России, содействуют в продвижении образа региона в информационном пространстве.
На новостную сферу может оказываться давление со стороны заинтересованных в этом лиц. Определение редакцией новостных тем говорит о превращении реальных ситуаций в «медиа-образ», который распространяется массмедиа в обществе.
Отражение образа региона в прессе можно разделить на несколько составляющих: имидж главы субъекта, регион как товар, регион в образах и символах. Первостепенным показателем является создание образа инвестиционно привлекательного региона: туризм, промышленность, сельское хозяйство и т.д.
Образ региона во многом основывается на его прошлом и формировании единой идеи, позволяющей объединять население для достижения общегосударственных целей. Современный имидж субъекта России, как и имидж страны, объединяет в себе взаимосвязанные элементы государственной системы: культурно-нравственные, географические, исторические, экономические, политические и др., созданные в процессе развития и устанавливающие дальнейшее процветание региона.
Образ региона рассматривается через индивидуально-личностные особенности главы субъекта - сильный, уверенный лидер притягивает внимание к региону, обеспечивает успех у инвесторов [3].
Презентация региона как товара основывается на устойчивом развитии региона. Так, Республика Адыгея позиционируют себя как туристический регион, на территории которого расположен национальный природный парк «Горная Адыгея», древнейший памятник культуры адыгских народов - Нартский эпос, и регион, производящий уникальные продукты (адыгейская соль, адыгейский сыр).
В свою очередь, Краснодарский край - как динамично развивающийся аграрный регион, который успешно развивает сельское хозяйство, промышленность, туризм, строительство. Край занимает ведущее место в различных отраслях экономики страны. В целях выполнения программы по импортозамещению 1 июня 2017 г. губернатор Кубани презентовал товарный знак качества «Сделано на Кубани». Данный знак дает гарантию, что товар высококачественный, произведен на территории Кубани и отвечает всем требованиям [10].
С точки зрения бизнеса образ региона обусловливают его макроэкономические характеристики, место субъекта в экономике страны, устойчивое развитие крупных проектов и т.д. Имидж также является одним из главных факторов оценки региона не только внутри страны, но и на международном уровне.
Положительный образ региона представляет собой нематериальный фактор, который содействует его социально-экономическому развитию. Экономическая составляющая имиджа направлена на привлечение инвестиций и динамичное развитие потенциала региона благодаря увеличению интереса со стороны представителей бизнеса и социально активных граждан.
Благоприятный имидж направлен на позиционирование региона как наиболее подходящего для создания и развития бизнеса и позволяет формировать выгодные для инвесторов и власти отношения, которые привлекают капитал, необходимый для его устойчивого социально-экономического развития. Отрицательный имидж региона является тормозом экономического развития.
Исходя из мнения представителей бизнеса, положительным образом обладает регион, который имеет ряд инвестиционных возможностей [11; 12] и характеризуется следующими факторами:
институциональный, определяющий уровень развития институтов рыночной экономики;
инфраструктурный, отражающий экономико-географическое положение субъекта и развитие инфраструктуры;
производственный, представляющий результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
231
инновационный, включающий степень развития науки и научно-технического прогресса;
финансовый, отражающий объем налоговых поступлений и прибыльность организаций региона;
потребительский, включающий покупательную способность жителей региона.
Следовательно, для бизнес-сообщества первоочередное значение имеют абсолютные факторы создания имиджа [12].
При формировании образа региона необходимо считаться с тем, что он может измениться при новой политической, экономической либо иной другой ситуации, которая влияет на «неосознанные» потребности субъектов восприятия.
Так, в целях формирования благоприятного имиджа Республики Адыгея и привлечения в регион туристов и инвесторов органами власти разработан проект «Концепция имиджа Республики Адыгея и формирование ее бренда», также при пресс-службе главы региона создан Координационный совет по формированию имиджа Республики Адыгея [13].
Древнегреческий философ Платон при описании идеального государства указывал, что государство должно обеспечить существование информационного поля для поддержания собственной благоприятной жизнедеятельности. Для этого необходима государственная агитация, выполняемая силами самого социума с целью поддержания порядка. Агитационную государственную систему он представлял в виде трех «хоров», где «хор» оказывает влияние и формирует сознание общества. В XXI в. «хоры» Платона возможно соотнести с различными типами массмедиа.
Политическое манипулирование с помощью массмедиа предполагает применение определенных методов и технологий влияния на сознание населения: издание новых статей (репортажей), пробуждение у целевой аудитории положительных эмоций посредством визуальных средств либо речевых образов и т.п. Данные приемы отличаются друг от друга по силе влияния и содержания, но их связывает одно -они сконцентрированы на формировании конкретного эмоционального настроя и психологических установок у целевой аудитории.
Определение термина «имидж» по своей сути неоднозначно и возникло задолго до самого понятия как такового. Постепенно это понятие появляется во всех сферах жизнедеятельности населения (экономике, философии,
1. Горбунова Ю.И., Горбунова О.Н. Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2(60). С. 14-21. URL: https:// elibrary. ru/item.asp?id=21360401
психологии, политике, социологии и др.) При этом имидж - это непременно целостный, завершенный образ, т.е. система, включающая в себя определенный набор элементов, в которой чем прочнее элементы и связи между ними, тем устойчивей имидж.
За последнее десятилетие Россия столкнулась с множеством препятствий, на которые она обязана дать достойный ответ. Многое делается для развития государства, ускорения экономического роста (несмотря на санкции зарубежных стран), обеспечения безопасности страны (борьба с экстремизмом и терроризмом).
Имидж страны показывает ее экономическую силу, мощь, уровень развития культурно-нравственного потенциала. Образ государства отражает авторитет и положительные действия на международной арене.
На формирование международного образа государства воздействует множество факторов, например успешное ведение внешней политики, особенности внутренней политики, эффективное решение экономических вопросов, общественное поведение населения.
Формирование положительного образа России невозможно без создания имиджа ее регионов. Потребность в создании в каждом регионе собственного образа направлена на концентрацию внимания к субъекту Российской Федерации, что способствует наиболее эффективному продвижению его интересов, повышению инвестиционной привлекательности и, как следствие, его устойчивому социально-экономическому развитию [13].
Таким образом, в современном обществе массмедиа являются основным связующим звеном между человеком, обществом и государством. Невыполнение средствами массовой информации основных функций приводит к односторонней направленности информационного потока, дисбалансу общественного порядка и дестабилизации устойчивого развития региона.
В целях обеспечения и поддержания порядка в обществе, повышения социально-экономического развития регионов прессе необходимо реализовывать функцию по обеспечению взаимодействия (взаимовлияния) общественных институтов и органов власти. Реализация данной функции позволит гражданам получать многогранную, объективную информацию и влиять через средства массовой информации на принятие решений органами власти.
1. Gorbunova Yu.I., Gorbunova O.N. Information infrastructure: a modern entity, its sub-sector components // Socio-economic phenomena and processes. 2014. № 2(60). P. 14-21. URL: https:// elibrary. ru/item.asp?id=21360401
232
2. Овсяникова И.В. Воспроизводство информационных ресурсов в современной экономике России: дис. . канд. экон. наук. Орел, 2010.
3. Золина Г.Д. Формирование положительного образа Краснодарского края в средствах массовой информации: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 200?.
4. Потапов П.Ф. Место прессы в системе республиканских СМИ и адекватность общественного мнения в регионе // Вестн. Югорского гос. ун-та. 201?. № 1-2(44). С. 22-2д. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=2д964199.
5. Партийная и политическая система России и государственное управление. Актуальный анализ /под общ. ред. С. С. Сулакшина. М., 2012.
6. Усманова Д.Ш. Региональные средства массовой информации как ресурс политических коммуникаций: на примере средств массовой информации Башкортостана: дис. . канд. филол. наук. М., 200?.
?. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость. URL: http:// www.mediasprut.ru/info/bibliothek/ru/smi-polit. shtml
д. О средствах массовой информации: закон РФ от 2? дек. 1991 г. № 2124-1. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
9. Коноплев Д.Э. Проблема оценки экономической ситуации как критерия корреляции концептов экономического мышления в СМИ с реальным состоянием экономики // Челябинский гуманитарий. Челябинск, 2011. Т. 3. № 16. С. 10-1S. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-otsenki-ekonomicheskoy-situatsii-kak-kriteriya-korrelyatsii-kontseptov-ekonomicheskogo-myshleniya-v-smi-s-real nym-sostoyaniem
10. Вениамин Кондратьев: «Товарный знак "Сделано на Кубани" позволит защитить сельхозпроизводителя от подделок» // Официальный сайт администрации Краснодарского края. URL: https://admkrai. krasnodar.ru/ content/14/show/3?491S
11. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. Избранные главы из книги. URL: http://www. isr20S0.ru/items-104.html#1
12. Долгова И.В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций // Экономика, предпринимательство и право. 2013. № 3(20). С. 1S-34.
13. Хажгериева А.А. Брендинг региона как инфо-коммуникативная образующая имиджа Республики Адыгея в общероссийском информационном пространстве //Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. 2016. № 1(1?2). С. 14S-149.
2. Ovsyannikova I. V. The reproduction of the information resources in the modern economy of Russia: diss. ... Candidate of Economics. Orel, 2010.
3. Zolina G.D. Formation of a positive image of Krasnodar Region in the mass media: diss. ... Candidate of Philology. Krasnodar, 2007.
4. Potapov P.F. Place of press in the national media system and the adequacy of public opinion in the region // Bull. of Yugra state university. 2017. № 1-2(44). P. 22-28. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28964199
5. Russia's party and political system and public administration. Actual analysis /gen. ed. by S.S. Sulakshin. Moscow, 2012.
6. Usmanova D.Sh. Regional media as a resource for political communication: the case of Bashkortostan mass media: diss. . Candidate of Philology. Moscow, 2007.
7. Zadorin I., Burova Yu., Syutkina A. Mass media and mass political consciousness: the mutual influence and interdependence. URL: http://www.mediasprut.ru/info/bibliothek/ru/smi-polit.shtml
8. On mass media: law of the Russian Federation d.d. Dec. 27, 1991 № 2124-1. Access from legal reference system «Garant».
9. Konoplev D.E. The problem of economic situation assessment as the criterion of correlation of the concepts of economic thinking in the media with the real state of the economy // Chelyabinsk humanities. Chelyabinsk, 2011. Vol. 3. № 16. P. 10-15. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-otsenki-ekonomicheskoy-situatsii-like-kriteriya-korrelyatsii-kontseptov-ekonomicheskogo-myshleniya-v-smi-s-real nym-sostoyaniem
10. Veniamin Kondratiev: «Trademark "Made in Kuban" will protect agricultural producers from fraud» //Official site of administration of Krasnodar region. URL: https://admkrai. krasnodar.ru/ content/14/show/374915
11. Rozhkov I.Ya., Kismereshkin V.G. The image of Russia. Resources. Experience. Priorities. Selected chapters from the book. URL: http://www.isr2050.ru/items-104.htmlt1
12. Dolgova I. V. Image of region as a key factor in attracting investment // Economics, entrepreneurship and law. 2013. № 3(20). P. 15-34.
13. Hazhgerieva A.A. Branding of the region as communicative form of image of the Republic of Adygea in the Russian information space // Bull. of Adyghe state university. 2016. № 1(172). P. 145-149.
233