Научная статья на тему 'МАСС-МЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС ДОНБАССА: 1991-2014'

МАСС-МЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС ДОНБАССА: 1991-2014 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС / МЕДИАСИСТЕМА / ДОНБАСС / УКРАИНА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антоненко Цесанна Андреевна

Данная статья посвящена ретроспективному изучению масс-медийного комплекса Донбасса. Влиянию этого комплекса на современное информационное поле. В ней приводится современное понимание терминов «масс-медийный комплекс» и «медиасистема». В статье рассматривается пресса Донбасса 1991-2014 годов, телевизионное и радийное вещание, возникновение интернет-СМИ. Сделаны выводы о фундаментальной основе, на которой строится современный масс-медийный комплекс Донбасса. Названы основные СМК, которые функционировали в данном регионе в указанный период времени. Проведён анализ этих СМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA COMPLEX OF DONBASS: 1991-2014

This article is devoted to a retrospective study of the mass media complex of Donbass. The article examines the influence of the mass media complex on the modern information field. This article provides a modern understanding of the terms "mass media complex" and "media system". The article deals with the press of Donbass in 1991-2014, television and radio broadcasting, the emergence of Internet media. The article draws conclusions about the fundamental basis on which the modern mass media complex of Donbass is built. The article names the main mass media that functioned in the Donbass from 1991 to 2014. The article analyzes these mass media.

Текст научной работы на тему «МАСС-МЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС ДОНБАССА: 1991-2014»

объекта; для продвижения рекреационного, культурно-исторического потенциала Крыма и др.) цифровых баз данных об объектах культурного наследия, интегрированных в общекрымские и локальные (городские, ведомственные, узкопрофильные и т.д.) специализированные сайты.

Список литературы:

1. Андрющенко, И. А. Повседневная жизнь архитектуры: как наследие живет в культурных практиках крымчан / И. А. Андрющенко // Инновация. Медиакомуникация. Медиакультура. Информация. Дизайн: коллективная монография / под общ. ред. Л. В. Савченко. - Симферополь: КФУ им. В. И. Вернадского, 2022. - С. 231-244.

2. Драчук, В. С. Евпатория / В. С. Драчук, В. П. Смирнова, Ю. В. Челышев. -Симферополь : Таврия, 1979. - 160 с.

3. Душкина, Н. О. Новая парадигма наследия? / Душкина Наталья Олеговна // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Труды кафедры Истории архитектуры и градостроительства. - Выпуск 3. - М., 2012. - С. 315-323.

4. Заскока, В. М. Караимы Евпатории: история, культура, архитектура: краткий очерк/ В. М. Заскока, B. C. Кропотов. - Симферополь, 2009. - 216 с.; ил.

5. Кутайсов В. А., Кутайсова М. В. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время / В. А. Кутайсов, М. В. Кутайсова. - Киев: Стилос, 2007. - 284 с.

6. Штифтар, В. Дачный архитектурный пейзаж в Евпатории / В. Штифтар //По Крыму. Сборник 3. Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы. -Симферополь, 1916.

7. Ветвицкая, А. Сердце грязи забьется вновь. «Крымский ТелеграфЪ» вспоминает историю лечебницы «Мойнаки», прародительницы евпаторийского курорта // Газета «Крымский ТелеграфЪ», 2018. - 30 марта (№ 473). URL: http://ktelegraf.com.ru/10008-serdce-gryazi-zabetsya-vnov.html

8. Росси, Ф. Сознание народа сильнее законов о наследии // Электронный журнал «Хранители наследия», 19 февраля 2016 г. URL: https://hraniteli-nasledia.com/articles/person/federika-rossi/federika-rossi-soznanie-naroda-silnee-zakonov-o-nasledii/

9. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статья 41. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/fffa195834b0d4556298d83643e 2ab12ba9afb46/

10. Bal, W.; Czalczynska-Podolska, M. Assessing Architecture-and-Landscape Integration as a Basis for Evaluating the Impact of Construction Projects on the Cultural Landscape of Tourist Seaside Resorts. Land 2021, 10, 17. https://doi.org/10.3390/land10010017

11. Dushkina N. Historical Metropolis caught between Heritage Conservation and Development. // QUO VADIS Architectura? Nils Erik Wickberg Lectures 2009/2010. Aalto University Publication series Art+design+architecture, 3/2012. - Р. 13-43.

УДК 316.77; 070

МАСС-МЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС ДОНБАССА: 1991-2014

Антоненко Цесанна Андреевна,

старший преподаватель Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Донецкий национальный университет» (г. Донецк).

Аннотация. Данная статья посвящена ретроспективному изучению масс-медийного комплекса Донбасса. Влиянию этого комплекса на современное информационное поле.

В ней приводится современное понимание терминов «масс-медийный комплекс» и «медиасистема».

В статье рассматривается пресса Донбасса 1991-2014 годов, телевизионное и радийное вещание, возникновение интернет-СМИ. Сделаны выводы о фундаментальной основе, на которой строится современный масс-медийный комплекс Донбасса. Названы основные СМК, которые функционировали в данном регионе в указанный период времени. Проведён анализ этих СМК.

Ключевые слова: масс-медийный комплекс, медиасистема, Донбасс, Украина, информационное поле.

Annotation. This article is devoted to a retrospective study of the mass media complex of Donbass. The article examines the influence of the mass media complex on the modern information field. This article provides a modern understanding of the terms "mass media complex" and "media system".

The article deals with the press of Donbass in 1991-2014, television and radio broadcasting, the emergence of Internet media. The article draws conclusions about the fundamental basis on which the modern mass media complex of Donbass is built. The article names the main mass media that functioned in the Donbass from 1991 to 2014. The article analyzes these mass media.

Key words: mass media complex, media system, Donbass, Ukraine, information field.

Постановка проблемы. Сегодня Донбасс переживает очередной исторический, политический и социальный слом. Меняется его политическая система, социальное и экономическое состояние, а также его масс-медийный комплекс. Он выходит на новый уровень, чтобы соответствовать федеральным и национальным СМК Российской Федерации. Для того, чтобы понимать современное состояние масс-медиа Донбасса, а также дальнейшие перспективы их развития, необходимо обратиться к ретроспективному изучению процессов формирования той фундаментальной основы, на которой в последствии будет выстроен масс-медийный комплекс современного Донбасса.

Именно стремительным развитием средств массовой коммуникации Донбасса, а также повышенным интересом к этому региону сегодня обусловлена актуальность данной статьи, её практическая значимость и научная новизна.

Основная цель этой работы - изучить масс-медийный комплекс Донбасса в период его стремительного формирования и развития, зарождения независимых СМИ, интернет-ресурсов и развития коммерческой журналистики.

Изложение основного материала. Масс-медийный комплекс состоит из ряда компонентов и является определяющим для формирования и развития информационного поля: локального, национального или международного. Аналогом термина «масс-медийный комплекс» более привычным и принятым в научных кругах является медиасистема. Это явление изучалось многими теоретиками и практиками журналистики: А. В. Потребин, Д. Макквейл, Е. Л. Вартанова, И. В. Григорьев, М.Г. Шилина и другие.

Д. Макквейл определял медиасистему как «актуальный набор средств массовой информации в данном национальном государстве, характеризующийся такими основными аспектами как: масштаб и централизация, разнообразие профиля, источники финансирования и степень государственного регулирования и контроля» [1].

В свою очередь А. Потребин пишет о медиасистеме как о «совокупности взаимосвязанных медиапредприятий на национальном или региональном информационном пространстве» [3].

М. Шилина даёт следующую трактовку данного термина: «Медиасистема есть системное динамичное единство субъектов (владельцев, менеджеров, журналистов) различных видов медиа (печатных СМИ, РВ, ТВ, Интернет-медиа, мобильных медиа), связанных коммуникацией различного уровня и функционирующих с целью предоставления аудитории в публичном пространстве социально значимой информации» [5].

Основываясь на понимании масс-медийного комплекса, как медиасистемы (совокупности различных видов СМИ, функционирующих в едином информационном

поле с целью донести до аудитории социально-значимую информацию), мы рассмотрим средства массовой коммуникации, формирующие медиасистему Донбасса в период с 1991 по 2014 годы.

Распад СССР ознаменовался не только появлением на мировой карте новых субъектов международных отношений, но и резким изменением политического, экономического и социального строя в этих субъектах. В частности, можно говорить о том, что на Украине произошёл переход к капиталистическому строю, что привело к значительным изменениям не только в жизни рядовых граждан и политиков, но и в работе средств массовой информации.

Впрочем, нельзя связывать появление независимой прессы в Донбассе только с распадом Советского Союза и переходом к рыночным отношениям. Во многом свою роль сыграла политика гласности, которую проводил генеральный секретарь ЦК КПСС, а позже - первый президент СССР Михаил Горбачёв. Первая независимая газета появилась в Донецке в 1990 году и называлась «Город». Она носила некоммунистический характер и её первым редактором был Сергей Мельковский. Газета привнесла в регион дух свободы и свободной прессы, какой уже давно витал в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах Союза. Надо сказать, что выходила газета более 20 лет, вплоть до 2011 года, когда проект было решено закрыть после смерти главного редактора.

Одно из первых печатных изданий Советского Союза, выпускаемое евреями, также появилось в Донбассе в начале 90-х годов и называлось «Алеф». Оно выходило под патронажем еврейского культурно-просветительского центра.

Одно из самых крупных печатных изданий, которые выходили в Донбассе с 1991 по 2014 год, как ни странно, также было основано в 1990 году. Первые выпуски газеты «Донецкие новости» появились в декабре, их первым редактором стал Артём Байков. Тематически газета освещала политическую, экономическую и социальную жизнь региона, рассказывала о важных культурных событиях. Именно «Донецкие новости» смогли сохранить свои традиции после распада СССР и образования Украины, а также стали основой одного из самых больших медиа-холдингов в стране, принадлежащего Ринату Ахметову. Газета выходит и по сей день.

Для того, чтобы в полной мере осознать потенциал масс-медиа Донбасса в период с 1991 по 2014 год необходимо обратиться к цифрам зарегистрированных СМИ на Украине в этот период.

В 1990 году на Украине выходило порядка 2179 печатных средств массовой информации. К 2000-му году это число выросло до 8 тысяч зарегистрированных изданий. Ещё через пять лет - к 2005 году - число зарегистрированных изданий выросло до 21 810 изданий. К началу 2010 года число зарегистрированных печатных изданий достигло 35 тысяч.

В тоже время в Донбассе в 1995 году было зарегистрировано 707 печатных изданий. В 2010 году их число выросло до 1240, а к 2013 составило 1574 издания.

Крупнейшими изданиями были:

• Региональная массовая газета «Донбасс». Одна из старейших в регионе, она начала выходить ещё в 1917 году. Разумеется, в её истории были моменты перерывов, но окончательно она закрылась в 2014 году. Тираж газеты составлял от 17 до 40 тысяч экземпляров, она выходила три раза в неделю, а на её страницах профессиональные журналисты рассказывали о политических процессах, социальных проблемах, экономических изменениях, культурных событиях и много другом, что было интересно читателю. «Донбасс» имеет две государственные награды - орден Трудового Красного знамени и Почётную грамоту Верховной Рады Украины. В 2007 году газета была признана национальным советом журналистов Украины (НСЖУ) лучшим региональным периодическим изданием.

• «Донецкие новости» - региональный общественно-политический еженедельник. Как мы уже писали, газета выходила с декабря 1990 года. Тематически она представляла социально-значимые новости, эксклюзивные журналистские расследования, разъяснения специалистов по принимаемым в регионе законам и решениям и другую полезную информацию.

• «Донетчина» - единственная областная украиноязычная газета. Она также начала свою историю ещё в СССР, в 1936 году. Газета была сконцентрирована на освещении вопросов образования, культуры и национального возрождения, сохранении и развитии украинского слова в регионе. Знаменательно, что по тиражу в Донбассе газета «Донетчина» занимала третье место, выходя два раза в неделю в количестве около 5 тысяч экземпляров.

Таким образом становится понятно, что пресса, как одна из составляющих масс-медийного комплекса Донбасса, развивалась постепенно и основательно. Газеты и журналы представляли разную тематическую информацию, охватывая все сферы жизни региона, его развитие и проблемы. В то же время всегда уважалась национальная идентичность аудитории (были и русскоязычные, и украиноязычные издания), а профессионализм журналистов не оставляла сомнений. Среди прессы Донбасса периода 1991-2014 года были рекламные и рекламно-информационные издания, культурно-просветительские, социально-политические и муниципальные. Это позволяло формировать информационное пространство, насыщенное контентом разного формата, тематического и жанрового разнообразия.

Наравне с прессой в Донбассе развивалось и телерадиовещание. Безусловно, до 2014 года эту часть масс-медийного комплекса можно назвать самой динамично развивающейся. В период с 1991 по 2014 годы пресса всё больше уступала место телевидению, а радио заняло свою нишу постоянного спутника человека в общественном или личном транспорте, по пути на работу или с работы. В то время интернет ещё не получил столь широкого развития, как в последующие годы.

Таким образом, обращаясь к структуре масс-медийного комплекса в указанные годы, мы должны отметить, что именно телерадиовещание набирало наибольшие обороты. В том числе это было связано с эффективностью аудиовизуального воздействия на аудиторию.

К 2014 году в Украине были зарегистрированы 1572 телерадиоорганизации, при этом из них только у 5% (76 ТРК) была лицензия на осуществление теле- и радиовещание, 25% (392 ТРК) могли осуществлять телевещание, 35% (544 ТРК) - радиовещание. Большая часть - 45% (707 ТРК) - были провайдерами кабельного телевидения. Больше всего телерадиокомпаний было зарегистрировано в Киеве - 200, на втором месте по стране находилась Донецкая область - 161 (10%), а на третьем - Одесская область (108 ТРК).

Среди 161 телерадиокомпании Донбасса 3 компании имели лицензию на теле- и радиовещание, 23 компании имели право заниматься только телевещанием и 20 компаний могли заниматься радиовещанием. Остальные 115 телерадиокомпании осуществляли провайдерскую деятельность.

Надо сказать, что ландшафт Донбасса до определённого момента не позволял ни одному каналу покрывать всю территорию региона, поэтому до 2011 года три телеканала делили между собой покрытие. «27 канал», ТРК «Украина» и телеканал «Юнион» считались самыми крупными вещателями на территории Донбасса и охватывали каждый около 30-40% аудитории.

Наиболее значимым среди них является ТРК «Украина». Он стал не только одним из самых крупных телерадиоканалов Донбасса, но и вторым в Украине коммерческим телеканалом. Первым, нужно отметить, стал телеканал ЮТУ. Телеканал «Украина» был основан в 1993 году как государственное коммунальное предприятие «Дока-ТВ». В марте 2001 года его выкупил СКМ Рената Ахметова и с тех пор вокруг канала начал формироваться один из самых больших медиа-холдингов в Украине «Медиа Группа Украина». В него входил также телеканал «Футбол», газета «Донецкие новости» и многие другие СМИ, основанные в Донбассе.

ТРК «Украина» был одним из самых популярных в Донбассе, а со временем занял третье место в рейтинге национальных телеканалов Украины. Тематически телеканал предлагал информационно-аналитические программы, новости политики, экономики, спорта, обсуждение социальных проблем, культурной жизни региона, развлекательные шоу, политические ток-шоу, сериалы и многое другое, что было интересно зрителю. Особое место в сетке его вещания занимали детские программы, развлекательные и развивающие.

Также стоит обратить внимание на телеканал «Юнион», основанный в Макеевке в 2001 году. До 2014 года он являлся региональным телеканалом, имеющим лицензию на вещание в Макеевке, Донецке и Торезе. Надо сказать, что на фоне таких гигантов как ТРК «Украина» и «27 канал», а также «1 Муниципальный канал», «Юнион» оставался незаметным для многих зрителей, однако на сегодняшний день он стал одной из основных сил нового масс-медийного комплекса. Его сетка вещания состояла, в основном, из программ собственного производства, а также фильмов и сериалов, интересных его аудитории.

Завершая этот блок, отметим, что телевидение играло значительную роль в развитии масс-медийного комплекса Донбасса. В 1991-2014 годах сформировалась та телевизионная и радийная основа, на которой потом выстраивался новый телерадиовещательный сегмент медиасистемы нового Донбасса, независимого от украинского информационного пространства. Благодаря независимому, коммерческому телевидению, в сознании жителей Донбасса формировалось понимание свободной журналистики, критической журналистики, которое позже дало толчок к началу борьбы за собственную национальную самоидентичность.

Ещё одним важным фактором развития и формирования информационного общества является интернет, а интернет-СМИ, соответственно, являются одним из элементов масс-медийного комплекса. Тем не менее, важно отметить, что в период с 1991 по 2014 год интернет-медиа развивались медленно и неспешно. В домах людей начали появляться компьютеры, газеты и журналы постепенно переходили в интернет-пространство, формируя новый принцип конвергентности, особенно актуальный для изучения в 2013-2017 годах, собственно интернет-медиа было не так много, как сегодня.

Интернет-СМИ в Украине начали развиваться ближе к концу 90-х годов. В 1997-1998 годах газеты «Зеркало недели», «День» и «Сегодня» стали выкладывать в Сеть электронные версии своих изданий. В то же самое время свой сайт получило и первое информационное агентство «Интерфакс-Украина».

По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информации на Украине на 31.06.2013 года Донбасс являлся одним из ведущих регионов по вовлечённости населения в интернет, уступая только Киеву и Львову.

Самыми популярными по посещаемости Интернет-СМИ в Донбассе были:

• Donbass.ua - около 100 000 посещений в месяц;

• Остров - около 25 000 посещений в месяц;

• 62.ua - около 15 000 посещений в месяц;

• Новини Донбассу - около 6 000 посещений в месяц;

• КИД - около 10 000 посещений в месяц;

• В городе - около 5 000 посещений в месяц;

• Комитет - около 5 000 посещений в месяц;

• Телеграф - около 2 000 посещений в месяц;

• Диалог-информ - около 5 000 посещений в месяц.

Некоторые из этих интернет-ресурсов функционируют до сих пор, например Donbass.ua, Остров и 62.ua, информируя людей о ситуации в регионе, политических и социальных процессах.

Разумеется, на сегодняшний день мы можем говорить о гораздо большем развитии интернет-СМИ в Донбассе, возникновении и развитии новых медиа, мобильной журналистики. Однако, и это важно, современный интернет-комплекс сформировался именно в период 1991-2014 годов, получив свою аудиторию, сделав выводы о подходящем для новых-медиа контенте и многих других важных для развития этого комплекса элементах.

Выводы. Основываясь на всём вышесказанном, мы можем сделать вывод о том, что 1991-2014 годы стали самыми важными для развития масс-медийного комплекса современного Донбасса. Именно этот период дал Донбассу ту основу, на которой строится и развивается современное информационное поле. Не только техническую базу, но и образовательную, профессиональную и историческую, на которой сегодня сформированы республиканские средства массовой коммуникации, а позже будут выстроены и федеральные СМИ.

С точки зрения гуманитарного подхода к рассмотрению формирования информационного поля региона, мы можем утверждать, что ретроспективное изучение формирования масс-медийного комплекса даёт основательное, фундаментальное понимание тех процессов, которые повлияли на современное состояние медиасистемы Донбасса.

Список литературы:

1. McQuail D. Mass communication theory: an introduction / D. McQuail. - Ed. 3. -Beverly Hills: Sage publications, 1994. - 448 р.

2. История (история Донбасса: от древности до современности): Учеб. Пособие / [С. Н. Абуков и др.]; под ред. Л. Г. Шепко, В. Н. Никольского. - Донецк: ДОННУ, 2018. -689 с.

3. Потребин, А. В. Медиапространство и медиасистема, информационное пространство и информационный рынок / А. В. Потребин // материалы I Международной науч.-прак. конф. / под общ. ред. С. В. Дубовик. - Минск: Белорусский государственный университет, 2017. - С. 200-208

4. Соколов, А. В. Социальные коммуникации / А. В. Соколов. - М.: ИПО «ПРОФИЗДАТ», 2003. - 162 с.

5. Шилина, М. Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные медиаконцепции теории СМК / М. Г. Шилина // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 10: Журналистика. - 2010. - №1. - С. 6-22

УДК 070.15+327.88

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЙНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Безверхая Мария Сергеевна,

студентка 4 курса, направления подготовки: «Журналистика» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь).

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме медийного конструирования реальности в условиях информационной войны. Проанализированы понятия «медиа», «медиареальность», показана значимость конвенциональности и опыта в конструировании медийной реальности. Рассмотрена роль телевидения в создании медийной реальности, при этом акцент сделан на манипулятивном характере его воздействия.

Ключевые слова: информационная война, конструирование реальности, медиарельность, массовое сознание, манипуляция.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of media construction of reality in the conditions of information warfare. The concepts of "media" and "mediareality" are analyzed, the importance of conventionality and experience in the construction of media reality is shown. The role of television in the creation of media reality is considered, while the emphasis is placed on the manipulative nature of its impact.

Key words: information warfare, reality construction, media reality, mass consciousness, manipulation.

Постановка проблемы. В условиях напряженной международной обстановки средства массовой информации представляют собой важную движущую силу, воздействие которой на общественное сознание агрессивно и неочевидно для реципиентов. Век информационных технологий создает новую, искусственную реальность, образуя с помощью медиа как фактора искажения, действительность, которую можно назвать медиареальностью. СМИ имеют возможность не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.