Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕДИЙНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ'

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЙНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / МЕДИАРЕЛЬНОСТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАНИПУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Безверхая Мария Сергеевна

Статья посвящена актуальной проблеме медийного конструирования реальности в условиях информационной войны. Проанализированы понятия «медиа», «медиареальность», показана значимость конвенциональности и опыта в конструировании медийной реальности. Рассмотрена роль телевидения в создании медийной реальности, при этом акцент сделан на манипулятивном характере его воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MEDIA CONSTRUCTION OF REALITY IN THE CONDITIONS OF INFORMATION WAR

The article is devoted to the actual problem of media construction of reality in the conditions of information warfare. The concepts of "media" and "mediareality" are analyzed, the importance of conventionality and experience in the construction of media reality is shown. The role of television in the creation of media reality is considered, while the emphasis is placed on the manipulative nature of its impact.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕДИЙНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ»

С точки зрения гуманитарного подхода к рассмотрению формирования информационного поля региона, мы можем утверждать, что ретроспективное изучение формирования масс-медийного комплекса даёт основательное, фундаментальное понимание тех процессов, которые повлияли на современное состояние медиасистемы Донбасса.

Список литературы:

1. McQuail D. Mass communication theory: an introduction / D. McQuail. - Ed. 3. -Beverly Hills: Sage publications, 1994. - 448 p.

2. История (история Донбасса: от древности до современности): Учеб. Пособие / [С. Н. Абуков и др.]; под ред. Л. Г. Шепко, В. Н. Никольского. - Донецк: ДОННУ, 2018. - 689 с.

3. Потребин, А. В. Медиапространство и медиасистема, информационное пространство и информационный рынок / А. В. Потребин // материалы I Международной науч.-прак. конф. / под общ. ред. С. В. Дубовик. - Минск: Белорусский государственный университет, 2017. - С. 200-208

4. Соколов, А. В. Социальные коммуникации / А. В. Соколов. - М.: НПО «ПРОФИЗДАТ», 2003. - 162 с.

5. Шилина, М. Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные медиаконцепции теории СМК / М. Г. Шилина // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 10: Журналистика. - 2010. - №1. - С. 6-22

УДК 070.15+327.88

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЙНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Безверхая Мария Сергеевна,

студентка 4 курса, направления подготовки: «Журналистика» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь).

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме медийного конструирования реальности в условиях информационной войны. Проанализированы понятия «медиа», «медиареальность», показана значимость конвенциональности и опыта в конструировании медийной реальности. Рассмотрена роль телевидения в создании медийной реальности, при этом акцент сделан на манипулятивном характере его воздействия.

Ключевые слова: информационная война, конструирование реальности, медиарельность, массовое сознание, манипуляция.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of media construction of reality in the conditions of information warfare. The concepts of "media" and "mediareality" are analyzed, the importance of conventionality and experience in the construction of media reality is shown. The role of television in the creation of media reality is considered, while the emphasis is placed on the manipulative nature of its impact.

Key words: information warfare, reality construction, media reality, mass consciousness, manipulation.

Постановка проблемы. В условиях напряженной международной обстановки средства массовой информации представляют собой важную движущую силу, воздействие которой на общественное сознание агрессивно и неочевидно для реципиентов. Век информационных технологий создает новую, искусственную реальность, образуя с помощью медиа как фактора искажения, действительность, которую можно назвать медиареальностью. СМИ имеют возможность не только

манипулировать общественным сознанием, но и полностью, с нуля, программировать его. Воздействующая функция сегодня становится основной, отодвигая на задний план другую значимую функцию СМИ - информационную. Вся информация теперь служит конкретным, как правило, политическим целям. И в условиях информационной войны она становится главным и самым опасным оружием, направленным на общественное сознание с целью изменить его в интересах манипулятора.

Изложение основного материала. Медиареальность представляет собой одну из важнейших новаций современной культуры. Но еще важнее то, что она во многом формирует и даже, выражаясь компьютерным языком, форматирует сознание современного человека, в частности таким образом, что кажется уже более реальной, чем сама исходная действительность. Все это делает проблему медиареальности - ее происхождения, сущности и перспектив развития - в высшей степени актуальной. Особенно важно изучение медиарельности оказывается в эпоху информационных войн, представляющих собой «целенаправленное широкомасштабное оперирование смыслами: создание, уничтожение, модификация, навязывание, блокирование носителей смыслов информационными методами для достижения поставленных целей» [9, с. 3]. В это время журналист понимает, оружием какой силы он обладает, а простой гражданин невольно оказывается под прицелом информационной атаки.

Информационная война в наше время имеет организацию, аналогичную военным операциям, но в отличие от них направлена на уничтожение массового сознания противника, а не на материальные ресурсы. Поскольку информационная война не имеет четкой линии фронта и охватывает чрезвычайно широкую аудиторию, ее можно считать более эффективной по сравнению с традиционными войнами. Она работает по принципу нанесения максимального урона врагу со значительной экономией собственных средств. При этом информационные войны могут вестись как в мирное время, являясь подготовительным этапом к реальным боевым действиям, так и в военное. В любом случае, информационные войны имеют свои особенности. «Если в мирное время главным объектом воздействия является гражданское население, то в условиях боевых действий «главным направлением удара» становится личный состав вооружённых сил противника и система управления армией; в отношении гражданского населения осуществляется своя стратегия деморализации и подавления национальной воли к сопротивлению агрессору» [3, с. 12].

Чтобы разобраться с сутью данного явления, мы начнем с конкретизации смысла термина «медиа». Первая часть термина - «медиа» - происходит от латинского «media(um)», что в буквальном переводе означает «нечто среднее, находящееся посреди, середину, центр», а также - «средний размер», «средний уровень» и т.д. В современном социуме средства коммуникации являются фактором социальной динамики. Вместе с тем в масштабных социальных трансформациях всё более полно раскрывается природа, сущностные черты феномена медиа как такового. Дальнейшее осмысление устроения медиа может способствовать более дифференцированному и функционально пригодному для различных прагматик построению структур социального порядка. Изучению феномена медиа является предметом внимание исследователей как в уже ставших классическими трудах [1], так и в актуальных публикациях на эту тему [2].

В исследованиях отмечается самодостаточность и сложность феномена медиа, его относительная самостоятельность, конституирующая роль в поле коммуникативных практик. Важным пунктом, однако, остается определение приоритетов в понимании природы медиа. Необходимо обратить внимание на то, что феномен медиа - это нечто более обширное и в плане онтологической определенности более «раннее» относительно предметно явленного горизонта средств, каналов и технологий коммуникации (Н. Кириллова) и «передающей», трансмитационной, роли медиа в целом (Р. Дэбре).

Интересно, что идеи для понимания медиа как медиа, то есть как длящегося и проявляющегося присутствия некой онтологической возможности, были предложены еще М. Маклюеном. Тезис М. Маклюена «The Medium is the Message» не может ограничиваться представлениями о линейном структурировании реальности («канал коммуникации»). Медиа - это именно медиа, ибо само по себе, в силу своего проявления и присутствия оно является сообщением [1, с. 16].

Примечательно, что М. Маклюен использовал различные образы, пояснения и игру слов для разъяснения смысла своего тезиса. Он сравнивал феномен медиа с осветительной лампой, которая создает особую среду просто фактом своего присутствия [3, с. 8].

Итак, уточнение исходных смыслов интерпретации феномена медиа позволяет увидеть его в новом ракурсе как область своего рода «осциллирующей» реальности.

В XX веке «третья волна цивилизации» принесла два весьма существенных и взаимосвязанных явления: становление массовой культуры и электронных средств массовой коммуникации, благодаря чему и рождается медиареальность.

Создавая новые смысловые системы ради достижения неких социальных целей, средства массовой коммуникации формируют особую реальность, которая существует наравне с обычной действительностью, а в некоторых случаях наблюдается замещение. Такую особую псевдореальность принято называть медиареальностью. По определению В. Савчука, медиареальность - это реальность, которую производят, представляют и обособляют медиа [6]. Место ее создания - коммуникативное пространство и является она результатом массовой коммуникации [7, с. 54].

В журналистике термин медиареальность понимается как пространство, формирующееся на основе взаимодействия субъектов, объектов и средств масс-медиа. В статье «Медиареальность и истина: драма взаимодействия» Л. В. Прошак обращает внимание на особенность сосуществования медиареальности и истины и отмечает тот факт, что от медиа никто не ждёт истины, «все ждут неукоснительного соблюдения договорённостей» [2], которые существуют в мире СМИ (договорённостей между журналистом, издателем, редактором, владельцем масс-медиа, ньюсмейкера и др.).

Сама идея существования особой «псевдо-окружающей» среды принадлежит американскому журналисту У. Липпману [8]. Он отметил, что индивид не способен самостоятельно проверять ту информацию, которую преподносят ему средства массовой коммуникации. Таким образом, человеку приходится принимать ее на веру. Поэтому масс-медиа имеют возможность не отражать реальную картину происходящих событий. [7, с. 35].

Другими словами, У. Липпман доказывает, что в силу определенных социальных причин новости не отражают реальность, а вместо этого они создают «конструкт, замещающую реальность»

Н. Луман - немецкий социолог, философ, теоретик, автор оригинальной теории социальных систем - разделяет реальность масс-медиа на две составные части: «реальная реальность», отражающая жизнь внутри медиа: «более осмысленно было бы понимать под реальной реальностью СМК, протекающие в них и пронизывающие их коммуникации». Вторая реальность - это конструкция, результат работы масс-медиа. Таким образом, цепочка формирования медиареальности выглядит так: действительная реальность фильтруется через реальность средства массовой коммуникации и переходит в медиареальность. Действительная реальность проходит селекцию, ведь средства массовой коммуникации не интересует все, система накладывает ограничения.

Тот факт, что СМИ способны практически безгранично влиять на сознание масс, известен уже давно. Масса, не имеющая собственного мнения и неприспособленная к теоретическому и критическому мышлению, легковер но и без труда поддается влиянию извне. Этому способствует большое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), что, казалось бы, должно давать потребителю свободу выбора: смотреть или слушать, если смотреть, то что и когда, читать статьи любимого издания в интернете или уделить внимание печатной версии. Но это всего лишь иллюзия выбора, когда, на самом деле, его давно за тебя сделали умелые манипуляторы со стороны СМИ.

Благодаря совершенствованию технических возможностей они значительно и многократно расширяют свой «арсенал» в войне за внимание потребителя, и не важно, каким способ он усвоит то, что ему хотят внушить. Массированный поток информации, который ежедневно получает человек с помощью телевидения и радио, дезориентирует его, вызывает у него сомнение в привычных нормах поведения и морально-этических ценностях.

На фоне других средств массовой коммуникации, наивысшим манипулятивным эффектом обладает телевидение. Существует определенная проблема подверженности

современного человека манипулированию посредством телевидения, поскольку здесь оно осуществляется здесь как на вербальном, так и невербальном уровне, как за счет языковых, так и визуальных средств.

Телевидение как средство социальной коммуникации способно определять и формировать представления, установки и поведение людей. Возможность искажения реальной социальной действительности, приводящего к манипулированию общественным сознанием, реализуется за счет специфики телевидения как средства массовой коммуникации. Телевидение обладает рядом преимуществ перед другими средствами массовой информации: оно способно транслировать информацию с большим охватом, оперативно, в режиме прямой трансляции, централизованно и всесторонне; оно создает эффект присутствия, вызывающий особые эмоционально-психологические ощущения у зрителей и слушателей.

Таким образом, телевизионные новости как сконструированная реальность поистине является сильнейшим оружием. Все исследователи сходятся во мнении, что конструирование медиареальности является многоаспектным процессом. Он зависит и от конкретного журналиста, и от положения масс-медиа, от социальных реалий и т.д. Методом воздействия на аудиторию в контексте новостной тележурналистики является: интерпретация тех или иных событий, отраженных в материалах новостной тележурналистики, формирование посредством подачи информации определенной направленности соответствующего образ успешных людей, отвлечение внимания, когда важная информация тонет в море мелких сюжетов, искусственное создание оптимистических или пессимистических настроений и другие приемы.

Телевизионные новости легко манипулируют мнением людей, по-своему интерпретируя информацию, выбирая из фактов объективной реальности те, которые необходимы для создания нужного образа действительности, и интерпретируя их в соответствии со своими интересами, что приводит к конструированию особой медиареальности, которая открывает широкие возможности манипулирования общественным сознанием.

С относительно недавнего времени важное место в информационном пространстве современного общества стал занимать Интернет, стремительно ворвавшийся в нашу жизнь и занявший там прочное место. За короткое время он изменил образ жизни миллионов людей, давая еще больше возможностей СМИ влиять на сознание масс. Отрицать его огромное и неуклонно растущее влияние бессмысленно.

Обобщив вышесказанное, можно выделить тот факт, что воздействие на массовое сознание оказывается независимо от нашего выбора. Сама ирония состоит в том, что, даже полностью отказавшись от потребления информации, но находясь при этом в социуме, мы не в силах избежать влияния со стороны СМИ. Тем не менее, разнообразие методов воздействия наиболее выражено в информационной среде сети Интернет и на телевидение. Они представляют для граждан наибольшую опасность во время информационных войн, заменяя уже существующую объективную реальность на ту, что выгодна и необходима заинтересованным лицам.

Сегодня является очевидным, что против России развязана крупномасштабная информационная война. Её цель - дискредитировать Россию на международной арене, а также сконструировать в ее лице у населения зарубежных стран и граждан РФ образ «врага». Для достижения этой цели используются все возможные информационные каналы, все существующие классические и цифровые медиа. В связи с этим становится вопрос как о профессиональной рефлексии среди журналистов, так и об общей медийно-информационная грамотности населения. К сожалению, манипулятивные приёмы постоянно совершенствуются и усложняются, поэтому в короткие сроки невозможно достичь эффективной массовой защиты от них.

Выводы. Таким образом, активно влиять на воззрения людей, их поведение и на массовое сознание в целом имеют возможность те, кто владеют СМИ и осуществляют контроль над ними. Средства массовой информации конструируют новую реальность -медиареальность, предъявляя объективные факты в соответствии с конвенциями и опытом («привычками», устоявшимися моделями) профессионального сообщества и их представлениями об интересах и ожиданиях аудитории. По своей сути медиареальность - это реальность, которую производят, представляют и обособляют медиа. Она

становится особенно агрессивна по своему влиянию благодаря активному применению различных приемов ведения информационных войн.

Список литературы:

1. Бузин В. Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В. Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.-495 с.

2. Васильева Л. А. Делаем новости!: [Учеб. пособие] / Л. А. Васильева. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 190 с.

3. Воронова О. Е. Современные информационные войны: типология и технологии. / О. Е. Воронова. - Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2018. — 188 с.

4. Информационная война против России. Часть 1. Конструирование образа врага./ А. Н. Курицын, Л. Г. Лемэр, Э. Э. Меликов, К. О. Семеновых - М., 2020. - 28 с.

5. Макаров Е. Б. Информационная война - проблема определения // Информационные войны. - 2021. - № 2 (58). - С. 17-20.

6. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Кемарская. - М. : Аспект Пресс, 2019. - 191 с.

7. Кенжегулова Н. Жанровые формы и функции современной журналистики: Учебное пособие для студентов факультета журналистики / Н. Кенжегулова. - Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2019. - 160 с.

8. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учеб. пособие / Кыргыз.-Рос. Слав. ун-т. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2020. - 160 с.

9. Расторгуев С. П. Введение в формальную теорию информационной войны. - М. : Вузовская книга, 2016, - С. 3.

УДК 008:392:394.2

МИФ, РИТУАЛ, ОБЫЧАЙ, ОБРЯД КАК СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Брыжак Ольга Владимировна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь).

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли элементов народной культуры в системе культурного наследия. В качестве примера приводятся такие феномены, как миф, ритуал, обычай и обряд. Целью данной работы выступает анализ элементов народной культуры как способов сохранения и трансляции нематериального культурного наследия. Установлено, что миф, ритуал, обычай и обряд - культурные универсалии, аккумулировавшие достижения культуры и ставшие основой формирования новых культурных «символических форм», в том числе, нематериального культурного наследия. Обозначено, что миф, ритуал, обычай и обряд играют важную роль в сохранении и трансляции нематериального культурного наследия народа.

Ключевые слова: культурное наследие, народная культура, миф, ритуал, обряд, обычай.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the role of elements of folk culture in the system of cultural heritage. As an example, such phenomena as myth, ritual, custom and ritual are given. The purpose of this work is to analyze the elements of folk culture as a means of preserving and transmitting intangible cultural heritage. It has been established that myth, ritual, custom and ritual are cultural universale that accumulated the achievements of culture and became the basis for the formation of new cultural "symbolic forms", including

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.