Научная статья на тему 'К вопросу о роли СМИ в формировании медиа-картины мира'

К вопросу о роли СМИ в формировании медиа-картины мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4399
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / INFORMATION WORLD PICTURE / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / MEDIA REALITY / МЕДИЙНАЯ СРЕДА / MEDIA ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комаров Евгений Николаевич

В статье анализируются особенности формирования медиакартины мира, а также механизмы влияния медийной реальности на формирование индивидуальной картины мира потребителя ме диапродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of media in shaping media picture of the world

The article analyses the characteristics of contemporary information world picture and the media reality mechanisms of influence on forming the media products consumer’s individual world picture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли СМИ в формировании медиа-картины мира»

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

ЯЗЫК СМИ

К ВОПРОСУ О РОЛИ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИА-КАРТИНЫ МИРА

Е. Н. Комаров

В статье анализируются особенности формирования медиакартины мира, а также механизмы влияния медийной реальности на формирование индивидуальной картины мира потребителя медиапродуктов.

Ключевые слова: информационная картина мира, средства массовой информации, информационное пространство, медиареальность, медийная среда.

Конец XX начало XXI века характеризуется кардинальными изменениями в бытии человечества, невиданными ранее темпами и масштабами социальной динамики, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Происходят глобальные трансформации, которые вызвали к жизни новые типы общества и новые реалии.

На базе новых информационных технологий в XXI веке стремительно развиваются как традиционные СМИ - печать, радио, телевидение, так и новейшие, связанные с появлением и распространением сети интернет, что привело к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью информационных потоков.

Современная эпоха характеризуется стремительно возрастающим влиянием средств массовой информации на социально-политические изменения, происходящие в мире. Они моделируют события и явления окружающего мира. Деятельность такого рода связана с активным преобразованием реальности и конструированием новой реальности - медийной.

Медиа-картина мира формируется различными средствами массовой информации, которые представляют ее варианты: телекартину мира, радиокартину мира, картину мира, репрезентируе-

122

Язык художественной литературы

мую прессой, а в связи с развитием интернета заложены основы виртуальной картины мира. Таким образом, медиа-картина мира существует в своих вариантах, а через них представлена в конкретных реализациях - медиа-текстах.

Медиа-картина мира отражает процессы постоянного изменения политической, экономической, социальной и культурной реальности, становящейся все более комплексной, информационно насыщенной и сложной для восприятия и описания [11]. По мнению В. Г. Буданова, темпы потребления информации посредством интернета сталкивают человека с информационным хаосом и либо повергают его в прострацию, либо учат новым методам работы с информацией [3].

В последние десятилетия именно воздействующая функция наиболее последовательно и полно реализуется в медиадискурсе. Если понимать дискурс как «связный текст, взятый в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.) факторами; текст, взятый в событийном аспекте», то медиадискурс - это текст, который участвует в реальных условиях коммуникации; учитывает социальные, психологические, культурные факторы; адресован конкретной аудитории [2].

Стратегия современных СМИ реализуется таким образом, чтобы удовлетворить разнообразные интересы реципиента, сделать медиасообщения неотъемлемой частью его повседневной жизни с учетом ритма жизни среднестатистического потребителя информации. Медиатексты оказывают, по мнению многих ученых, огромное влияние на формирование в обществе системы взглядов на мир, представленной определенной совокупностью ценностей.

Многоканальность передачи информации формирует определенный набор механизмов, способов организации материала, которые производители медиасообщений используют при их конструировании.

Благодаря технико-технологическим свойствам СМИ в политике используются для реализации стратегий, направленных на изменение поведения индивидов, достижение определенной политической цели.

В результате аудитории предлагается не реальная картина мира, а некий конструкт. Сконструированная медиареальность

123

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

представляет собой упрощенную интерпретацию случившегося с определенной долей аппроксимативности и условности, соответствующую, в целом, объективной реальности.

Медиареальность это комплекс образов действительности, константно производимый и транслируемый СМИ в адрес совокупности реципиентов в форме медиасообщений. Это производимая и транслируемая СМИ картина мира, состоящая из сообщений самой разнообразной тематики о событиях, являющихся элементами ежедневной социальной практики социума, его социальной реальности. Транслируемая СМИ картина мира есть не имеющее физических границ концептуально бесконечное сообщение, своеобразный метадискурс, порождаемый объективной социальной реальностью и адресованный субъектам этой реальности [6].

Являясь продуктом социальной реальности, медиареальность стремится, вместе с тем, подменить ее собою. Массированный медиапрессинг, которому перманентно подвержены индивиды, ведет к постепенному замещению непосредственного живого общения потреблением транслируемого образа действительности. Таким образом, происходит перемещение потребителя медиасообщений из социальной реальности, т. е. из практики общения с реальными контактантами, в медиареальность.

Справедливо мнение Т. Г. Добросклонской, что «механизм функционирования СМИ предполагает не только и даже не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона» [4].

Если раньше СМИ служили для личности лишь одним из информационных источников, наряду с другими, то в цифровую эпоху медийное пространство, создаваемое СМИ, превращается в тотальность, поглощающую всю его культурно-информационную среду, и формирует представления, приоритеты, формат бытового и потребительского поведения. Противопоставить медиареальности можно только выход из нее, который в условиях среды мегаполиса невозможен [9].

Если в социальной реальности индивид более или менее отчетливо представляет себе что есть «правда», а что «вымысел», то медийная реальность ежеминутно транслирует в адрес индивида невообразимый по своему составу сплав полуправды-полувымысла.

124

Язык художественной литературы

В результате картина мира индивида становится принципиально динамичной, меняющейся от ситуации к ситуации, от медиасообщения к медиасообщению [6].

СМИ в силу своей специфики не способны абсолютно полно и объективно воспроизвести существующую действительность, а изображаемая ими реальность отличается от эмпирической реальности. Событие, произошедшее в реальности, отражается средствами массовой информации, становясь медиасобытием, которое лишь отчасти следует за реальностью, но во многом является произвольным субъективным видением. «Картина мира, формируемая средствами массовой информации, далеко не адекватна объективной реальности. Она формируется субъектами информационной деятельности» [8]. Информация преломляется сквозь призму редакционной политики, специфики канала коммуникации и личности журналиста.

Справедливо мнение Т. Г. Добросклонской, что «механизм функционирования СМИ предполагает не только и даже не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона» [4].

Иногда эти различия создаются преднамеренно, а реальное событие никак не может совпадать с медиасобытием. Речь идет о «преднамеренном отклонении информационных потоков от реальной действительности» [10].

Манипуляция базируется на фрагментировании информационного потока, многоканальности и скорости доставки информации. События подаются разнородным потоком, исключающим возможность полного понимания и восприятия картины мира в целом, с ее упрощениями и искажениями.

Быстрота и многоканальность (телевидение, интернет, пресса) доставки медиасообщений формируют сопричастность реципиента к происходящему, его сопереживание и, в конечном итоге, вызывают доверие к подаваемой информации, а на деле - манипуля-тивной интерпретации события [12].

А. П. Короченский подчеркивает, что «проблемы намеренного или случайного искажения знания об окружающем мире существуют всегда, пока происходит передача информации в обществе. <.. .> Искажение нарастает на этапе потребления информации под

125

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

влиянием коммуникационных условии ее приема и индивидуальных особенностей восприятия, свойственных получателям медийных послании» [7].

СМИ ориентируются сегодня на распространение, прежде всего, новостных потоков, фокусирующих внимание массовой аудитории на фотографическом упрощенном отражении действительности.

Политические и идеологические взгляды и убеждения у значительной части потребителей информации основываются в основном на медиасообщениях. Медиаобраз события, его участников, страны, региона и т.д. фактически синтезом, в котором сосредоточено множество аспектов: этнический, исторический, культурный, идеологический, политический, экономический и др. Информационное сообщение из региона, о котором среднестатистический реципиент имеет самое смутное представление (государство Грузия vs. американский штат Джорджия во время событий августа 2008 года), должен в кратчайшие сроки представить географический, исторический, культурный, религиозный и этнический профиль региона, а также расставить «необходимые» манипулятивные акценты.

СМИ сегодня не просто интерпретируют текущую действительность, факты и явления культуры, политики, экономики, но и конструируют их ценностную характеристику в сознании реципиента. «Деятельность средств массовой информации как отмечает И. В. Ерофеева, аксиологична, она направлена на распространение системы взглядов на мир, структурированных согласно определенной совокупности ценностей» [5].

Формировавшиеся ранее исключительно внутри самой социальной реальности, к которой они и относятся, индивидуальная картина мира, ценности и поведенческие императивы, в таких условиях, по существу, вынесены за ее рамки, поскольку их формированием в значительной степени руководит медийная реальность.

События последних десятилетий показывают, что медиатексты обладают огромными возможностями воздействия на умы и чувства массовой аудитории. С одной стороны, они могут просвещать людей, содействовать их стремлению к свободе и социальной справедливости, а, с другой, способны дезинформировать, разжигать вражду, этнические и другие конфликты, сеять недоверие и страх. Они стали одновременно «механизмом реализации политических практик и самостоятельным политическим актором» [1].

126

Язык художественной литературы

Именно она во многом диктует правила жизни в социальной реальности, манипулируя реалиями повседневной жизни, вкусами, привычками, эстетическими и политическими пристрастиями и т. п. Медиареальность постепенно замещает эмпирическую социальную реальность, создавая медийную среду обитания индивида, своеобразную квазиреальность.

Таким образом, в направляемых индивиду средствами массовой информации относительно реалистичных образах действительности, создающих медийную квазиреальность, существует свой параллельный комплекс ценностей, которые способны, в конечном итоге, влиять на комплекс ценностных представлений индивида, сформировавшийся в условиях реальной эмпирической

социальной практики.

Список литературы

1. Антонов, К. А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования: автореф. дисс. ... д-ра. социол. наук. Кемерово,

2009.

2. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоци-

культурная концепция. Анализ журналистских текстов. М., 2008. С. 27.

3. Буданов, В. Г. Методология сенергетики в постнекласиче-ской науке и в образовании. М. : ЛКИ, 2008. 232 с.

4. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2008. 264 с.

References

1. Antonov, K. A.

Televizionnye novosti v massovo-kommunikacionnom processe: sociologicheskij

analiz mehanizmov social'no-politicheskogo konstruirovanija: avtoref. diss. ... d-ra. sociol. nauk. Kemerovo, 2009.

2. Boguslavskaja, V. V.

Modelirovanie teksta:

lingvosocikul'turnaja koncepcija. Analiz zhurnalistskih tekstov. M., 2008. S. 27.

3. Budanov, V. G. Metodologija senergetiki v postneklasicheskoj nauke i v obrazovanii. M. : LKI, 2008. 232 s.

4. Dobrosklonskaja, T G.

Medialingvistika: sistemnyj

podhod k izucheniju jazyka SMI: sovremennaja anglijskaja mediarech': ucheb. posobie. M. : Flinta : Nauka, 2008. 264 s.

127

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

5. Ерофеева, И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб, 2010. С. 18.

6. Комаров, Е. Н. Коммуника-

тивные аспекты современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Материалы межрег. науч. конф., г. Волгоград, 8 февраля 2007г. / сост. Н. Л. Шамне и др. Волгоград: Волгоград. науч.

изд-во, 2007. С. 132-137.

7. Короченский, А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов н/Д: Между-нар. ин-т журналистики и филологии. 2002. 272 с.

8. Мансурова, В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 237 с.

9. Назарчук, А. В. Постиндустриальная цивилизация: технологии, информация, этика. [Электронный ресурс] URL: http://new.philos.msu.ru/uploads/ media/Nazarchuk.pdfT

10. Подорога, В. А. Событие в системе массмедиа // Современные медиа: теория, история, практика. М. : РГГУ, 2006.

11. Рогозина, И. В. Функции и структура медиа-картины мира

5. Erofeeva, I. V. Aksiologija mediateksta v rossijskoj kul'ture (reprezentacija cennostej v zhurnalistike nachala XXI v.) : avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. SPb, 2010. S. 18.

6. Komarov, E. N.

Kommunikativnye aspekty

sovremennoj lingvistiki i metodiki prepodavanija inostrannyh

jazykov: Materialy mezhreg.

nauch. konf., g. Volgograd, 8 fevralja 2007g. / sost. N. L. Shamne i dr. Volgograd: Volgograd. nauch. izd-vo, 2007. S. 132-137.

7. Korochenskij, A. P. «Pjataja vlast'»? Fenomen mediakritiki v kontekste informacionnogo rynka. Rostov n/D: Mezhdunar. in-t zhurnalistiki i filologii. 2002. 272 s.

8. Mansurova, V. D. Zhurnalistskaja kartina mira kak faktor social'noj determinacii. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2002. 237 s.

9. Nazarchuk, A. V. Postindustrial'naja civilizacija: tehnologii, informacija, jetika. [Jelektronnyj resurs] URL: http:// new.philos.msu.ru/uploads/ media/Nazarchuk.pdff

10. Podoroga, V. A. Sobytie

v sisteme massmedia // Sovremennye media: teorija,

istorija, praktika. M. : RGGU,

2006.

11. Rogozina, I. V. Funkcii i

128

Язык художественной литературы

// Методология современной психолингвистики: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003.

12. Хлопков, К. А. Влияние СМИ на массовое сознание // Материалы XXXVIII научнотехнической конференции по итогам работы профессорскопреподавательского состава СевКавГТУ за 2008г. Т. 2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 208с.

strnktura media-kartiny mira // Metodologija sovremennoj psiholingvistiki: sb. st. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2003.

12. Hlopkov, K. A. Vlijanie SMI na massovoe soznanie // Materialy XXXVIII nauchno-tehnicheskoj konferencii po itogam raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava SevKavGTU za 2008g. T. 2. Obshhestvennye nauki.

Stavropol': SevKavGTU, 2009. 208s.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.