1041
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (61) 2007
Тринадцатая «Золотая Маска», генеральным спонсором которой уже много лет является Сбербанк России, подвела итоги. Сорок призов достались самым талантливым и интересным мастерам.
Екатерина ДАНИЛОВА. Фото Олега ВЛАСОВА
Маска» превосходства
Церемония награждения лучших театральных коллективов и художников — в высоком значении этого слова — уже давно стала такой же приметой апреля, как высокое весеннее небо и проклюнувшиеся на столичных клумбах тюльпаны. «Маска» как нельзя лучше рифмуется с весной — ну, конечно же, рождение нового из праха старого — о чем это, как не о театре?!
Лучшие спектакли двух культурных столиц, открытия театральных коллективов в регионах, фестивали «Маски» во множестве городов, чтобы вся страна могла познакомиться и с любимыми артистами, и с самыми модными постановками, — вот чем стала «Золотая Маска» за тринадцать лет. Впрочем, не с легкой ли подачи самого фестиваля Новосибирск стал третьей культурной столицей? Именно там «вылупился» Дмитрий Черняков (получивший в прошлые годы несколько «Масок»), один из самых модных нынче оперных режиссеров. Там дирижирует сегодня Теодор Курентзис — в этом году его
го театра.
Довольно сложно говорить о театральных тенденциях, опираясь на предпочтения жюри, — очевидно, что раздача призов в театральной среде сродни искусству кройки и шитья. Не обидеть Большой (был отмечен за лучшую мужскую роль в «Волшебной флейте») и Мариинку («Поворот винта» признан лучшим спектаклем в опере), поблагодарить театр, давший сцену для церемонии награждения (в этом году это был только что отреставрированный музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко). Александр Титель получил «Маску» за лучшую работу режиссера в опере «Так поступают все женщины», за свою работу в этом же спектакле награждены дирижер Вольф Горелик и художник Владимир Арефьев. Не забыть модные спектакли (Евгений Миронов награжден за свою игру в «Господах Головлевых», Сергей Женовач — за «Захудалый род» и «Мнимого больного»), отметить провинциальные театры [театр кукол из Петразаводска и
Президент фестиваля «Золотая Маска» Георгий Тараторкин вручал самые важные премии — «За честь и достоинство»
Ростовский губернатор Владимир Чуб(слева) получил премию за поддержку театрального искусства из рук Михаила Швыдкого, руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (61) 2007
общество/культура |105
«Последний Арлекин» — итальянский актер Ферруччо Солери и русский артист Василий Бочкарев (премия в номинации «За лучший спектакль
в драме — большая форма»)
За покойного великого театрального художника Давида Боровского премию получил его сын, художник Александр
ресных работ были представлены в «оперных» номинациях. Незаметно для нас самих опера стала модным видом искусства. В оперу пришли самые интересные и модные театральные режиссеры — Эймун-тас Некрошюс, Кирилл Серебренников. Сейчас в Большом репетирует «Бориса Годунова» Александр Сокуров. И то, что сами церемонии награждения последние два года поставлены оперными режиссерами — в прошлом году это был Дмитрий Бертман, в этом Дмитрий Черняков, — подтверждает актуальность жанра.
Почему? — вот удивительно. Любителей музыки за последние годы вряд ли стало больше. Людей, способных оценить классическую музыку в современном антураже, а уж тем более получить удовольствие от лицезрения Сусанина с автоматом Калашникова, крайне мало. А на оперу — лом. И не только на популярного Верди, растиражированного тремя тенорами, но и на почти современный «Поворот винта» Бриттена, которого зимой привозила в Москву Мариинка, попасть было невозможно.
Голоса наши известны во всем мире, и вот уже оперная дива Хибла Герзмава не только поет, но и вошла в сонм гламурных красавиц, объявляющих на «Маске» «вручантов» — то есть тех, кто, собственно, и называл имена победителей. А вручанты в этом году бы-
Заместитель Председателя Правления Сбербанка России Александр Захаров вручил премию за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2006 году, латышскому режиссеру Алвису Херманису («Долгая жизнь», Новый Рижский театр)
Валерий Гергиев не только дирижировал весь вечер своим оркестром, но и получил премию за лучший оперный спектакль («Поворот винта»
в Мариинском театре)
ли непростые — все из мировых театральных звезд, почему им и понадобились такие драгоценные оправы, как Хибла Герзмава, сестры Кутеповы, прима балета Большого Светлана Захарова, Оксана Мысина, Ирина Апексимова. Кто-то из победителей, намекая на субъективность жюри, понадеялся, что, может, недалеко то время, когда и жюри будет из иностранцев.
И все-таки — почему нынешний, да и прошлый, театральный сезон прошел под знаком оперы? Подозреваю, что дело в том, что опера, как один из самых буржуазных видов искусства (тут тебе и незамысловатое действие, и отсутствие драматического психологизма, и музон, и страсти роковые, и костюмы красивые),— наиболее созвучна нынешнему времени. Кстати, говорят специалисты, расцвет оперы всегда совпадал с бурным становлением буржуазного общества и предшествовал революционным бурям.
Пока же не грянула буря — слушайте волшебные звуки. Тем более что сам маэстро Гергиев со своим оркестром играл на церемонии «Золотой Маски» музыку из русских опер. И, положа руку на сердце, только ради этих звуков и можно было высидеть все это монотонное четырехчасовое мероприятие по вручению «Масок». Может, пора объявить «Маску» уже и за саму церемонию?