86
событие
XVIII Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» подарил публике неожиданное распределение премий
ФОТО ОЛЕГА ВЛАСОВА
16 апреля на сцене Большого театра прошел ее главный театральный праздник — торжественое закрытие XVIII Национального театрального фестиваля «Золотая маска». Долгий богатый событиями театральный сезон, пот и слезы отборщиков конкурса, мозговые штурмы жюри, восторги публики, треволнения артистов завершились финальным актом — вручением наград на обновленной исторической сцене Большого театра. В этом году их получили 37 номинантов.
Победило счастье
Театр уж полон, ложи блещут... Победная медь глин-ковской увертюры к «Руслану и Людмиле» плывет над замирающими рядами. Занавес подается, обнажая пустую глубину сцены. Оформление лаконично — такова воля режиссера церемонии Нины Чусовой и художника-постановщика Зиновия Марголина. В этом «спектакле» их участие минимально. Главное — лауреаты.
Под стать оформлению и ведущие. Звезда отечественного балета Ульяна Лопаткина и солист оперы Ильдар Абдразаков открывают вечер. Оба дебютируют в жанре конферанса — удачно. В меру сдержанны, в меру раскованны, а в целом академичны, как и предполагает общий тон церемонии. Все внимание здесь артистам — настоящим протагонистам театрального сезона.
Вопреки консервативному зачину начало церемонии прошло скорее в жанре эксперимента. Ни одна из четырех номинаций оперетты не дождалась своей «Маски». Случай небывалый, публика ошарашена. Режиссер Дмитрий Белов и актриса Валерия Ланская, которым выпало на долю объявлять победителей, трепеща, открывают второй, третий, четвертый конверты — и раз за разом оглашают вердикт: «Премия не присуждается!» С этим решением жюри можно было бы поспорить. Спектакли выходили, режиссеры их ставили, артисты танцевали и пели. Даже при условии, что общий уровень постановок оказался невысоким, едва ли среди них не нашлось чуточку лучших, чем другие. Количество номинантов невелико — всего три работы. Но они очевидно неравнозначны. «Граф Люксембург» Музыкального театра Иркутска по всем параметрам уступает «Летучему кораблю» московского Театриума на Серпуховке. Но национальный театральный конкурс — это не Роспотребнадзор. Задачи его не потребительские — сориентировать публику на качественный, полезный для здоровья продукт, но педагогические — участвовать в театральном процессе, его корректировать и направлять. Сомнений нет, в случае оперетты жюри судило не столько отдельные спектакли, сколько весь цех. И не исключено, что это правильно. На злосчастной оперетте карательная часть церемонии закончилась, и все прочие «Маски» нашли своих обладателей.
В традиционной «битве гигантов» «Большой — Мари-инка» пальму первенства взял ГАБТ: шесть призов
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (121) 2012
\ СОБЫТИЕ \
86
88
день победы
Фотоальбом ко Дню Победы
90
день победы
т
Раиса Григорьевна Плотникова, пережившая все тяготы военных лет, помогает детским домам
94
день победы
Региональные отделения Сбербанка России заботятся обо всех оставшихся в живых ветеранах
111
поздравляем именинников
112
производственный перерыв
против двух. Второе место по числу выигранных номинаций досталось Музыкальному театру им. Станиславского и Немировича-Данченко. Ему присудили пять «Масок». Вовсе без призов из фаворитов гонки оказались Михайловский театр Санкт-Петербурга и недавно открытый Астраханский оперный театр. Последний получил в этом году три номинации за спектакль «Чио-Чио-сан — Мадам Баттерфляй», но дальше шорт-листа так и не двинулся.
Лучшими постановками в балете и опере стали два спектакля Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко («За вас приемлю смерть» (Por vos muero) и «Сказки Гофмана»). Этот же театр записал на свой счет «Маску» за лучшую женскую роль в балете (Анна Хамзина, Русалочка — «Русалочка») и взял оба дирижерских приза (Феликс Коробов, балет «Русалочка», Евгений Бражник, опера «Сказки Гофмана»). «Маски» за лучшую работу композитора и лучшее художественное решение поделили между собой ГАБТ и Мариинка (Леонид Десятников, «Утраченные иллюзии», Зиновий Марго-лин, «Мертвые души»).
Монополию «большой тройки» нарушили лауреаты номинаций за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль в опере. Ими оказались Георгий Исаакян («Любовь к трем апельсинам», Детский музыкальный театр им. Н. Сац, Москва) и Альбина Шагимуратова (заглавная партия в опере «Лючия ди Ламермур», Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля, Казань). В обоих случаях конкурс был нешуточный.
Заслуженную награду Альбине Шагимуратовой вручил представитель генерального спонсора фестиваля — зампред правления Сбербанка России Станислав Кузнецов. Ему, кстати, самому впору получать «Маску» за мастерский конферанс, едва ли не лучший, чем у его соведущих, профессиональных артистов. «В наступившем году исполнилось ровно 10 лет сотрудничеству Сбербанка и «Маски», — заметил финансист. — За это время конкурс приобрел колоссальный авторитет и общенациональный характер. Я горжусь тем, что уже второй раз участвую в нем, вручая награды».
Наиболее напряженная борьба развернулась в драматических жанрах. Здесь по каждой позиции соревновались порядка 10 соискателей. То и дело со сцены раздавались соболезнования в адрес жюри (в этом году — под председательством ректора ГИТИСа Карины
Мелик-Пашаевой), которому пришлось выбирать среди достойнейших. На звание Лучшего драматического спектакля большой формы претендовало 10 номинан-тов. Победило «Счастье» (Александринский театр, Санкт-Петербург). Эту же постановку премировали за лучшую работу художника в драме (Александр Шишкин). Лучшим спектаклем в малой форме из семи номинантов признаны «Отморозки» (7-я студия, Москва). Самой «населенной» оказалась позиция «режиссура в драме». В шорт-лист вошли 15 имен — аллея славы отечественной режиссуры от Арье до Эренбурга. Но жюри в ней не заблудилось. Оценив заслуги Льва Додина и Сергея Женовача, Миндаугаса Карбаускиса и Эймунтаса Ня-крошуса, Андрея Могучего и Валерия Фокина, оно присудило «Маску» Юрию Бутусову за спектакль «Чайка» в театре Сатирикон.
Лауреатом награды «За лучший зарубежный спектакль, показанный в России» стала «(А)Поллония» (Кшиш-тоф Варликовский, Новый театр, Варшава), за выдающийся вклад в театральное искусство премированы Михаил Пахоменко, Эдуард Кочергин и Петр фоменко, призы «За поддержку отечественной сцены» присудили экс-губернатору Томской области Виктору Крессу и давнему спонсору фестиваля — холдингу «Евроцемент груп».
В личных номинациях на звание первых претендовали семь артистов. Здесь решение жюри было относительно предсказуемым: Евгений Миронов (заглавная роль в спектакле «Калигула», Театр Наций, Москва) «обошел» второго фаворита гонки — Константина Райкина (Подпольный — «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», Театр «Сатирикон», Москва). А вот в женском конкурсе из девяти актрис, в число которых вошли Чулпан Хама-това, Полина Агуреева, Агриппина Стеклова, Евгения Симонова и Елизавета Боярская, предпочтение совершенно неожиданно отдано малоизвестной Светлане За-мараевой (Кручинина, «Без вины виноватые», Театр юного зрителя, Екатеринбург). Вот уж — неисповедимы пути твои... Получая премию из рук Людмилы Максаковой, от душивших ее эмоций актриса едва могла говорить. Она пробовала и так и эдак, но ничего вразумительного у нее так и не вышло. В конце концов она махнула рукой и просто выдохнула: «Но если бы вы знали, как много людей будут счастливы в Екатеринбурге!»
Воистину — ради таких минут и существует «Маска».
Саша КАННОНЕ
\ СОБЫТИЕ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (121) 2012
87